Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоговые доходы бюджета

Введение
Темакурсовой работы «Характеристика налоговых доходов бюджета» актуальна, так как доходыбюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства спредприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетногофонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различныевиды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, аих материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые вбюджетный фонд. Налоги формируют необходимую финансовую базу для операцийгосударства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговыхизъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия натемпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролироватьпрактически весь совокупный спрос.
Налогиявляются наиболее древним экономическим инструментом. Они крепко впаяны в тканьобщественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная властьопирается на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. Наналогах лежит и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне вбольшинстве развитых капиталистических стран налоги составляют 40–60% валовогонационального продукта. В налогах переплетаются проблемы экономической мощигосударства, его бюджетной политики, а также вопросы социальной справедливостии уровня жизни народа.
Экономическаясущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися угосударства с юридическими и физическими лицами. Этим денежные отношенияобъективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение –мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог можетрассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумяфункциями – фискальной и экономической.
Бюджетныедоходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимостиобщественного продукта между различными участниками воспроизводственногопроцесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределениясконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняяиспользуется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого ицелевого назначения.[1]Таким образом, доходы бюджеты являются важнейшей часть бюджетной системы иэкономики в целом, этим объясняется тема выбранной мной работы.
Цельюданной курсовой работы является рассмотрение налоговых доходов бюджета РФ.
Всоответствии с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Экономическое содержание и значение налогов РФ;
2. Классификация налоговых доходов бюджетов РФ;
3. Рассмотреть основные виды доходов федерального бюджета;
4. Анализ налоговых доходов федерального бюджета 2006–2009 гг.;
5. Проблемы действующей налоговой системы РФ.
Объектомисследования данной курсовой работы являются налоговые доходы бюджета РоссийскойФедерации.

1.Налоговые доходы бюджета 1.1 Экономическая роль и функции бюджета
В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджет – формаобразования и расходования денежных средств, предназначенных для финансовогообеспечения задач и функций государства и местного самоуправления[2].
Существует и более широкое определение бюджета, когда под бюджетомпонимают систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими ифизическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи собразованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного дляфинансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нуждобороны и государственного управления. В этом случае бюджет представляет собойсложную систему экономических отношений, посредством которых, с одной стороны,осуществляется перераспределение созданного в обществе валового национальногопродукта, а, с другой, происходит выделение денежных средств изцентрализованного фонда на финансирование отдельных функций государства,деятельности хозяйствующих субъектов, финансирование социальных потребностейотдельных категорий граждан.[3]
В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место.
В бюджете концентрируется часть национального дохода, котораязатем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственноерегулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальнойполитики. Перераспределяемая посредством бюджетных отношений частьнационального дохода поступает в распоряжение федеральных, региональных иместных органов власти и направляется на строго определенные цели в зависимостиот разграничения функций между уровнями управления. Сосредоточение финансовыхресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органамгосударственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своихполномочий. СОВОКУПНОСТЬ федерального бюджета, бюджетов субъектов РоссийскойФедерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов образует бюджетнуюсистему Российской Федерации, основанную на ее экономических отношенияхи государственном устройстве.[4]1.2 Налоговые доходы бюджета
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст. 6)доходы бюджета – этоденежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке всоответствии с действующим законодательством в распоряжение органовгосударственной власти Российской Федерации, органов государственной властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.[5]
Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночныеотношения имеет в основном налоговый характер.
В соответствии со статьей 41 Бюджетного Кодекса РФ «К налоговымдоходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в томчисле от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами,региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.»[6]
В соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса в федеральныйбюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов,налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
· налога на прибыль организаций по ставке, установленной длязачисления указанного налога в федеральный бюджет, – по нормативу 100процентов;
· налога на прибыль организаций (в части доходов иностранныхорганизаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации черезпостоянное представительство, а также в части доходов, полученных в видедивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) – понормативу 100 процентов;
· налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделепродукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающихспециальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральныйбюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, – по нормативу 20 процентов;
· налога на добавленную стоимость – по нормативу 100 процентов;
· акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50процентов;
· акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключениемпищевого, – по нормативу 100 процентов;
· акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50 процентов;
· акцизов на табачную продукцию – по нормативу 100 процентов;
· акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельноетопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей –по нормативу 40 процентов;
· акцизов на автомобили легковые и мотоциклы – по нормативу 100процентов;
· акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территориюРоссийской Федерации, – по нормативу 100 процентов;
· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья(газ горючий природный) – по нормативу 100 процентов;
· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья(за исключением газа горючего природного) – по нормативу 95 процентов;
· налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезныхископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов иобщераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 40 процентов;
· налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфеРоссийской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации,за пределами территории Российской Федерации – по нормативу 100 процентов;
· регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) привыполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газгорючий природный) – по нормативу 100 процентов;
· регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) привыполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (заисключением газа горючего природного) – по нормативу 95 процентов;
· регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) наконтинентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнениисоглашений о разделе продукции – по нормативу 100 процентов;
· сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов(исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 70 процентов;
· сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (повнутренним водным объектам) – по нормативу 100 процентов;
· водного налога – по нормативу 100 процентов;
· единого социального налога по ставке, установленной Налоговымкодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, – понормативу 100 процентов;
· государственной пошлины – по нормативу 100 процентов.[7]1.3 Основные налоговыепоступления в бюджет Российской федерации 1.3.1 Налог на прибыль организации
В настоящее время налог на прибыль организаций действует на всейтерритории России и взимается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе ималые, независимо от сфер деятельности и форм собственности, которые получаютприбыль.
Не платят этот налог:
1) предприятия, получающие прибыль в области игорного бизнеса;
2) предприятия, применяющие специальные налоговые режимы, а именноявляющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видовдеятельности, единого налога, если они предпочли упрощенную системуналогообложения.[8]
Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощьюкоторого государство может наиболее активно воздействовать на развитиеэкономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученногоналогоплательщиком дохода, через механизм предоставления или отмены льгот ирегулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционнуюактивность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит имеханизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемогоналогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Значительную роль врегулировании экономики играет также амортизационная политика государства,напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.
Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, атакже в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку взаконодательстве многих стран предусматривается полное или частичноеосвобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания ифункционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий иорганизаций.[9] 1.3.2 Налог на добавленную стоимость
В соответствии со статьей 143 Налогового Кодекса РФ налогоплательщикаминалога на добавленную стоимость признаются:
1. организации;
2. индивидуальные предприниматели;
3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленнуюстоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РоссийскойФедерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РоссийскойФедерации.
Не признаются налогоплательщикамиорганизации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр иПаралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Оборганизации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийскихзимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматическогокурорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации», в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведенияXXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городеСочи.[10]
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудныхдля понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля состороны налоговых органов.
Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболееразветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, атакже огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятиянепосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС уналогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее он успешноприменяется в большинстве стран с рыночной экономикой.
Как известно, этим налогом облагается доход, идущий на конечноепотребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождаетсяот налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является ито, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов,идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов,базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулируетрасширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продажепродукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС – в размере 0%.
НДС, в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов иналогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадиипроизводственного и распределительного цикла. При этом конечный доходгосударства от этого налога не зависит от количества промежуточныхпроизводителей.[11]
1.3.3 Единый социальный налог
Единый социальный налог является серьезным новаторством,включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в тригосударственных внебюджетных социальных фонда – Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фондсоциального страхования РФ (ФСС России) и федеральный и региональные фондыобязательного медицинского страхования (ОМС). Необходимо отметить, что заменаотчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога.Средства от его сбора будут поступать как в указанные выше фонды, так ичастично в федеральный бюджет. Основное назначение этого налога осталосьпрежним – обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России нагосударственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Единый социальный налог является одним из наиболее значимых какдля формирования доходов государства, так и для финансового положенияналогоплательщиков. Достаточно сказать, что платежи по нему хоть инезначительно, но превышают поступления самого крупного налогового источникадоходов консолидированного бюджета страны – НДС.
Определение плательщиков единого социального налога имеет особоважное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов,входящих в российскую налоговую систему, ставки уплаты этого налога взначительной мере зависят от категорий налогоплательщиков.
В первуюочередь плательщиками этого налога являются работодатели, которые производятвыплаты наемным работникам. В их число входят организации, индивидуальныепредприниматели, а также физические лица, не признанные индивидуальнымипредпринимателями, но производящие выплаты другим физическим лицам. Вдальнейшем эту группу будем именовать как налогоплательщики-работодатели.
Ко второй категории относятся индивидуальные предприниматели, атакже адвокаты. Члены крестьянского или фермерского хозяйства такжеприравниваются к индивидуальным предпринимателям. В отличие от первой группывходящие во вторую группу налогоплательщики выступают таковыми какиндивидуальные получатели доходов от предпринимательской или другойпрофессиональной деятельности. В дальнейшем их будем именовать какналогоплательщики-предприниматели.
Объектналогообложения для исчисления единого социального налога зависит от того, ккакой группе принадлежат налогоплательщики.[12]1.4 Цели, задачи и показателидеятельности Министерства финансов Российской Федерации
 
Миссией Минфина России является обеспечение эффективного и ответственногоуправления системой общественных финансов Российской Федерации.
Стратегическимицелями Минфина России и подведомственных емуфедеральных служб являются:
1. Обеспечение выполненияи создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации.
2. Поддержаниемакроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивогосоциально-экономического развития страны.
3. Формирование ифункционирование эффективной налоговой системы.
4. Создание условий дляэффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления.
5. Оптимизация управлениягосударственным долгом и финансовыми активами.
6. Обеспечение надежностии прозрачности финансовой системы.
Основойдеятельности Минфина России является выработка и реализация единойгосударственной финансовой политики, необходимой для устойчивого развитияэкономики и функционирования финансовой системы.
Минфин России в пределах своей компетенции обеспечивает выполнениеи создает нормативные и методологические основы для оптимизации действующих ивновь принимаемых расходных обязательств Российской Федерации, необходимых дляэффективной реализации полномочий и функций федеральных органов государственнойвласти. При этом должны быть обеспечены макроэкономическая стабильность иэффективное функционирование налоговой системы, создающие условия дляустойчивого экономического роста.
Выполнение первой цели также подразумевает осуществление бюджетнойполитики, направленной на повышение эффективности управления общественнымифинансами. В Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на2009 год, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 19 марта2009 года, в качестве одного из приоритетов государственной политики былоотмечено осуществление комплекса мероприятий по реструктуризации и оптимизациирасходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективностибюджетных расходов.
Участие Минфина России в реализации Программы антикризисных мерПравительства Российской Федерации на 2009 год включает подготовку материаловдля Отчета Правительства Российской Федерации о реализации мер по поддержкефинансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономикиРоссийской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальнойполитики в соответствии с федеральным законом от 3 июня 2009 года №102-ФЗ «ОбОтчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального БанкаРоссийской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка,банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации,социальному обеспечению населения и других мер социальной политики». МинфинРоссии также осуществляет контроль за достоверностью представленной главнымираспорядителями бюджетных средств информации по распределению бюджетныхассигнований, выделенных в рамках Антикризисной программы, и представляет вМинэкономразвития России ежеквартальный отчет.
Вторая цель – поддержаниемакроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивогосоциально-экономического развития страны. В Бюджетном послании ПрезидентаРоссийской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетнойполитике в 2009–2011 годах подчеркивается, чтобюджетная политика должнасохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономическогорегулированияиспособствовать обеспечению сбалансированногоразвития экономики.
Однойиз базовых предпосылок решения этой задачи является соблюдение установленных в2007 году Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечениюдолгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходови ограничению дефицита федерального бюджета, что стимулирует роста экономики иповышает уровень жизни населения в долгосрочной перспективе. Бюджетнаястратегия Российской Федерации до 2023 года создает основы для увеличениягоризонта планирования и повышения эффективности расходов бюджета, одновременноявляясь сдерживающим фактором для их необоснованного роста.
Третья цель – формирование ифункционирование эффективной налоговой системы – также соответствует основнымнаправлениям налоговой политики, выделенным Бюджетном послании ПрезидентаРоссийской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетнойполитике в 2010–2012 годах. Налоговая политика должна быть нацелена на решениедвух основных задач – модернизация российской экономики и обеспечениенеобходимого уровня доходов бюджетной системы в кризисный период.
Четвертая и пятая цели предполагаютвыработку и реализацию финансовой политики в соответствующих сферах с учетом иисходя из максимально эффективного выполнения расходных обязательств,администрируемых Минфином России.
Обеспечениепрозрачности и надежности финансовой системы создает необходимые условия длядостижения всех целей, поставленных перед Минфином России.
МинфинРоссии и подведомственные ему федеральные службы исполняют три типагосударственных функций:
1) правоустанавливающие – регулирование, в том численормативно-правовое, и выработка государственной политики в финансовой,бюджетной, налоговой и других сферах;
2) правоприменительные – непосредственное администрирование иуправление, в том числе предоставление государственных услуг, выполнениеадминистративных функций, администрирование государственных расходов (функцииразработки проекта федерального бюджета, управления государственным долгом,сбора налогов, управления Резервным фондом и Фондом национальногоблагосостояния, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы);
3) контрольные – контроль и надзор за исполнением налогового,бюджетного и валютного, страхового, финансового законодательства, а такжезаконодательства в других сферах компетенции Минфина России.
Спецификадеятельности Министерства финансов Российской Федерации состоит в существеннойроли правоустанавливающей (регулятивной) деятельности, которая не направленанепосредственно на потребителей услуг (физические и юридические лица). [13]
/>2.Анализ динамики бюджетных доходов[14]
Анализ динамики доходов, поступивших в федеральный бюджет за 2007–2009 гг.приведен в таблице 1.
Таблица 1. Структураналоговых доходов Федерального бюджета
Поступления
2007 г.,
млрд. руб.
% к предыдущему периоду
2008 г. млрд. руб.
% к предыдущему периоду
2009 г. млрд. руб.[15]
% к предыдущему периоду[16]
Всего
3 747,6
+ 24,9%
4 078,7
+8,8%
2 718
-30%
Поступления налога на прибыль организаций 641,3 + 25,8%. 761,1 +18,7% 168 снизились в 4,2 раза.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет 405,0 + 28,2% 506,8 +25,1% 452 +0,08%
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1 390,4 +150% 998,4 -28,2% 1 086 +10,1%
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 34,3 + 26,2% 40,3 +17,4% 27 -27%
Поступления по сводной группе акцизов 108,8 + 16,7% 125,2 +15,1% 74 – 35%
Налога на добычу полезных ископаемых 1 122,9 +2,6% 1 604,7 +42,9% 877 снизились в 1,7 раза
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации 1 014,9 +27,5% 1 251,4 +23,3% 1 123 + 1,0%
В Фонд социального страхования[17] 64,1 +11,0% 74,0 +15,5% 48 – 17,0%
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 71,8 +28,8%
89,3
+24,4% 80 + 1,0%
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования 132,5 +25,6% 162,4 +22,6% 138 +0,3%  2.1 Поступление администрируемых ФНС России доходов вфедеральный бюджет в 2007 году
Всегов 2007 году в федеральный бюджет Российской Федерациипоступило 3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 24,9% больше,чем в 2006 году.
/>
Основнаямасса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспеченапоступлениями НДС (37%) и налога на добычу полезных ископаемых (30%).
/>

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджетРоссийской Федерации в 2007 году составили 641,3 млрд. рублей. По сравнению с2006 годом поступления выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральныйбюджет, в 2007 году составили 405,0 млрд. рублей и выросли по сравнениюс 2006 годом на 28,2%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы,услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2007 году составили 1390,4 млрд. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли в полтора раза.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территориюРоссийской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2007 году34,3 млрд. рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006 году.
Поступленияпо сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в2007 году 108,8 млрд. рублей и выросли относительно 2006 года на 16,7%.
Поступленияакцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащуюпродукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 годусоставили 4,3 млрд. рублей, что на 5,3% больше, чем в 2006 году.
Вфедеральный бюджет в 2007 году мобилизовано акцизов на табачнуюпродукцию, производимую на территории Российской Федерации, 49,3 млрд.рублей, что на 39,1% больше поступлений 2006 года.
Поступленияакцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельноетопливо и моторные масла) в федеральный бюджет в 2007 году составили 52,1 млрд.рублей, что на 4% больше, чем в 2006 году.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2007году поступило в федеральный бюджет 1 122,9 млрд. рублей, в том числе на добычунефти – 1 017,3 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 88,3 млрд.рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 7,2 млрд.рублей.
Посравнению с 2006 годом поступления НДПИ выросли на 2,6%.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации, в 2007 году поступило 1 014,9 млрд. рублей, что на 27,5% больше,чем в 2006 году.
В Фонд социального страхования (без учета суммырасходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственногосоциального страхования (суммы выплаченных пособий по временнойнетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2007 году поступило 64,1млрд. рублей, что на 11,0% больше, чем в 2006 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2007 году поступило71,8 млрд. рублей, что на 28,8% больше, чем в 2006 году.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2007 году поступило132,5 млрд. рублей, или на 25,6% больше, чем в 2006 году.
 2.2 Поступлениеадминистрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в2008 года
Всегов 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд.рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

/>
Основнаямасса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспеченапоступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога наприбыль (19%).
/>
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступлениявыросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральныйбюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с2007 годом на 25,1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы,услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. Всопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года)темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территориюРоссийской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году40,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.
Поступленияпо сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило вфедеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычугазового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей.
По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации, в 2008 году поступило 1 251,4 млрд. рублей, что на 23,3% больше,чем в 2007 году.
В Фонд социального страхования (без учета суммырасходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственногосоциального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности,по беременности и родам и др.)) в 2008 году поступило 74,0 млрд. рублей, что на15,5% больше, чем в 2007 году.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2008году поступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2008 году поступило162,4 млрд. рублей, или на 22,6% больше, чем в 2007 году.

2.3 Поступлениеадминистрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-ноябре 2009года (предварительные данные)
Всегов январе-ноябре 2009 года (по предварительным данным) в федеральный бюджетпоступило 2 718 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 30% меньше, чем вянваре-ноябре 2008 года.
/>
Показатели,заложенные на 2009 год в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 годи на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджетполучил дополнительно 108 млрд. рублей.
Основнаямасса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспеченапоступлениями НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (32%), ЕСН (17%)и налога на прибыль (6%).

/>
 
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет вянваре-ноябре 2009 года составили 168 млрд. рублей. По сравнению сянварем-ноябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза.
Снижениепоступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственнойдеятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого вфедеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов. Суммы убытков, заявленныеналогоплательщиками, выросли в 2 раза и за I полугодие т.г. составили столько же,сколько за весь 2008 год. Значительный рост убытков зафиксирован в металлургии,химическом производстве. В банковской сфере убытки превысили полученнуюприбыль.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральныйбюджет, в январе-ноябре 2009 года составили 452 млрд. рублей и посравнению с январем-ноябрем 2008 года выросли на 3,6 млрд. рублей, или на 0,8%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы,услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-ноябре 2009года составили 1 086 млрд. рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2008 годавыросли на 10,1%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территориюРоссийской Федерации из Республики Беларусь, поступило вянваре-ноябре 2009 года 27 млрд. рублей, что на 27% меньше, чем в январе-ноябре2008 года.
Поступленияпо сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили вянваре-ноябре 2009 года 74 млрд. рублей и снизились относительно января-ноября2008 года на 35%.
Снижениепоступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловленоизменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 годауплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные маслаосуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-ноябре 2009года поступило в федеральный бюджет 877 млрд. рублей, в том числе на добычунефти – 792 млрд. рублей.
Посравнению с январем-ноябрем 2008 года поступления НДПИ снизились в 1,7 раза,что обусловлено снижением цены на нефть (с 102,5 $ в декабре 2007 года –октябре 2008 года до 56,2 $ в декабре 2008 года – октябре 2009 года, или в1,8 раза).
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации, в январе-ноябре 2009 года поступило 1 123 млрд. рублей, что на1,0% больше, чем в январе-ноябре 2008 года.
В Фонд социального страхования (без учета суммырасходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственногосоциального страхования (суммы выплаченных пособий по временнойнетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-ноябре 2009 годапоступило 48 млрд. рублей, что на 17,0% меньше, чем в январе-ноябре 2008 года.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-ноябре 2009года поступило 80 млрд. рублей, что на 1,0% больше, чем в январе-ноябре 2008года.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-ноябре2009 года поступило 138 млрд. рублей, что на 0,3% больше, чем в январе-ноябре2008 года.

3.Совершенствование формирования налоговых доходов бюджета 3.1 Перспективы повышения государственных доходов всовременной России
Доходыгосударства важны для всего общества. Основные направления повышениягосударственных доходов следующие:
– изыскание резервов увеличения доходов бюджета за счетуменьшения существующей недоимки по налогам, упорядочение льгот, отсрочек ирассрочек, повышение уровня собираемости налоговых и таможенных платежей;
– ужесточение контроля за сбором акцизов на ликероводочныеизделия;
– снижение налогового бремени на добросовестныхналогоплательщиков, создание благоприятных условия для развития отечественноготоваропроизводства, предприятий малого и среднего бизнеса;
– стимулирование роста заработной платы в качестве основногоисточника доходов населения, внутреннего платежеспособного спроса и доходногоисточника региональных бюджетов;
– достоверная оценка налогового потенциала субъектовфедерации;
– создание экономического механизма стимулирования ростасобственных доходов регионов;
– увеличение поступлений в федеральный бюджет за счетналоговых доходов и повышения эффективности использования государственнойсобственности (дивидендов по акциям, принадлежащим государству, доходам от сдачив аренду, прибыли центрального банка);
– вносимые сейчас изменения в законодательство о налогах исборах должны быть направлены на повышение ясности законодательства и наоднозначность его применения налогоплательщиками;
– необходимо коренным образом изменить систему имущественногоналогообложения. Имущественные налоги должны стать серьезным источником доходоврегиональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулироватьэффективное использование имущества;
Налоговая система России имеет много проблем и недостатков. Для ееулучшения разработаны следующие направления налоговой политики:
– сделать условия налогообложения четкими и не допускатьпроизвольной интерпретации, что позволит разграничить правомерную практикуналоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов.
– добиться, чтобы налоговая система способствовалаформированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.
– реформирование единого социального налога. Оно призванообеспечить повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы илегализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес. Для этогонеобходимо снизить эффективную ставку единого социального налога,скорректировать механизм применения регрессии, в том числе снять неоправданныеограничения на доступ к применению регрессии налогоплательщикам.
– надлежит принять главы Налогового кодекса, касающиесяналога на наследование и дарение, местного налога на недвижимость и земельногоналога. Эти налоги должны способствовать цивилизованному обороту земли идругого имущества, стать стабильным источником доходов региональных и местныхбюджетов.
– следует также в главе о водном налоге, предусмотретьсокращение льгот и количества объектов налогообложения.
– необходимо определиться с размерами государственной пошлиныи перечнем юридически значимых действий, при которых она взимается.
– предполагается внести изменения в лесное и водноезаконодательство. Они должны предусматривать установление системы платежей запользование природными ресурсами, способствующей их рациональномуиспользованию. Размер платежей должен быть адекватен реальной стоимости этихресурсов.
– актуальной остается проблема налогообложения добычи иэкспорта сырьевых ресурсов в целях экономически обоснованного изъятия в бюджетдоходов сырьевых компаний.
– необходимо усовершенствовать порядок взимания налога надобавленную стоимость: исключить налогообложение авансовых платежей, решитьвопросы своевременного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальныхвложений.
– следует оценивать работу налоговых инспекций по такимпоказателям, как строгое выполнение требований налогового законодательства,качество работы с налогоплательщиками. Необходимо приступить к разработке иприменению на практике стандартов деятельности налоговых инспекций, в том числеучитывающих временные издержки налогоплательщиков на сдачу налоговойотчетности.
– проведение выездных налоговых проверок не должнопрепятствовать предпринимательской деятельности законопослушныхналогоплательщиков и не может применяться в качестве карательного инструмента.Недопустимо превышение фактических сроков таких проверок, установленныхзаконом.
В доходах российского федерального бюджета основные налоговыепоступления – это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы,таможенные пошлины). Это также свидетельствует о недостаточно рациональнойструктуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существупредставляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачиваютконечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложениесужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальныевозможности экономического развития страны.
Но не только акцент на косвенное налогообложение искажаетвозможности воздействия налогов как экономического рычага на стимулированиеэкономической активности общества. Достаточно негативное влияние на налоговуюсистему оказывает так называемый механизм регулирующих налогов.3.2 Пути совершенствованияналоговой системы Российской Федерации
КонституцияРФ относит уплату налогов в бюджет к обязанностям всех лиц, осуществляющихдеятельность на территории страны. Это во многом обусловлено тем, что от своевременностии полноты сбора налогов зависит в целом экономическое состояние государства,формирование бюджетов различных уровней, а значит, и стабильность выплатызаработной платы, пенсий, дотаций, различных социальных пособий для малоимущих.
В процессереализации налогового законодательства возникают правоотношения междусубъектами налогового права – организациями и физическими лицами. В такихправоотношениях участвуют налогоплательщики, налоговые органы, а такжеправоохранительные органы. Они являются носителями юридических прав иобязанностей в налоговых правоотношениях.
Слабыйконтроль за сбором налогов создает возможности для уклонения от уплаты налогов,что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует прилив капиталав торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминальногопредпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения в РФ уводитсядо 40% всех поступлений фирм. Налоговые льготы не способствуют развитиюпредпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, роступроизводительности труда[18].
Еще одиннедостаток нашей налоговой системы – ее усложненность. Это выражается в том,что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе имеет значениене то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровнягосударственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данногоналога.
Неспособствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованныедействия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. Вусловиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочнаяпредпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступаетненадежным экономическим партнером.
Выход изданной ситуации может быть найден путем увеличения доходов бюджета. Учитываятяжелое финансовое положение, основным массам отечественныхтоваропроизводителей такой путь может показаться далеко не лучшим[19].
Вэкономической литературе сложились две точки зрения на процесссовершенствования налоговой системы РФ. Одни экономисты предлагают кореннуюломку старой налоговой системы и создание новой; другие считают, чтосложившаяся в стране налоговая система должна быть усовершенствована путемустранения недостатков.
Налоговаясистема должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым,увеличивая базу налогообложения, которая должна зависеть от массы произведеннойпродукции.
В целяхснятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращенияналоговой системы в эффективную систему налогообложения, Правительством РФ былиопределены приоритетные направления реформы налоговой политики, направленной напоиск путей увеличения налоговых доходов государства:
– созданиестабильной и ясной налоговой системы;
– формированиестимулов к повышению собираемости налогов;
– созданиеблагоприятных условий для повышения эффективности производства;
– укреплениедоходной части бюджета.
Поэтомувесь смысл проводимой налоговой реформы (согласно НК РФ) можно свести кнескольким основным позициям:
– снижениеналоговой нагрузки;
– сокращениечисла налогов;
– уменьшениеколичества и упорядочение налоговых льгот.
С 2005 годаотменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости.
Не меневажным является переход с 1 января 2005 года на принцип «страны назначения» вторговле с Украиной, Казахстаном и Беларусью. Теперь экспорт нефти и газа в этигосударства СНГ рассматриваются как нормальный экспорт, и экспортеры получиливозможность предъявлять к вычету соответствующие суммы налога на добавленнуюстоимость, уплаченные в РФ. Для реализации этих мер было ратифицированонесколько дополнительных межгосударственных соглашений.
Кардинальныеизменения произошли в налоге на прибыль с 1 января 2002 г., что определенов гл. 25 НК РФ. Совокупная ставка налога снижена с 35 до 24% содновременной отменой всех льгот.
В целяхдальнейшей стабилизации налогового бремени с 1 января 2005 года снижены ставкиединого социального налога (ЕСН) и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.Такой подход обеспечит реальное снижение ЕСН для работодателей в тех отраслях,где оплата труда невысока и которые не могли воспользоваться регрессивнойшкалой налогообложения, и не секрет, что непомерная нагрузка на фонд заработнойплаты вынуждает многих работодателей выплачивать «черную» зарплату.
Изменилисьи пропорции распределения полученного ЕСН с 2006 года:
– 20% –в федеральный бюджет;
– 2,9%(вместо 3,2%) – в Фонд социального страхования;
– 3,1%(вместо 2,8%) – в Фонд обязательного медицинского страхования;
В планереализации задачи снижения налогового бремени также произошло введение единойставки налога на доходы физических лиц в размере 13%.
Среди новыхмоментов уплаты налога выделяется система четких и носящих всеобщий характерстандартных, социальных, профессиональных и имущественных налоговых вычетов, атакже «освобождение» основной массы физических лиц от необходимостипредоставления в налоговые органы деклараций о доходах.
Серьезныеизменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, особенно в отношенииакцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2004 года налога нареализацию ГМС, в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливои автомобильные масла, с 1 января 2003 г. – прямогонный бензин.
Важныеизменения с 2004 года произошли в системе имущественных налогов (налог наимущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог,налог с наследования и дарения). Имущественные налоги должны стать стабильнымисточником дохода региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания –стимулировать эффективное использование имущества.
В перечненалогов РФ установлен налог на недвижимость, который заменяет собой триимущественных налога: юридических лиц, физических лиц, земельного. Отменентакже налог на операции с ценными бумагами. Он заменяется государственнойпошлиной в значительно меньших размерах и тоже с верхним ограничителем.Отменяется сбор за использование наименования «Россия» и «РоссийскаяФедерация», он тоже заменен государственной пошлиной, которую нужно уплатитьодин раз, а не платить налог с оборота, который существовал, фактически, подвидом этого сбора.
С 1 января2005 года была уже введена в действие гл. 31 «Земельный налог». Однако фактическибольшинство муниципалитетов смогло ввести такой налог только с 2006 года. Этопринципиально новый налог, базирующийся на кадастровой стоимости земли. Размерналоговой ставки определяют муниципальные власти, но она не должна превышать 1,5%,а для земель, используемых для сельскохозяйственных нужд, занятых жилищнымфондом, предоставленных для жилищного строительства или же ведения хозяйства исадоводства, размер налоговой ставки не может быть выше 0,3%. Кроме того, взависимости от категории земли могут быть установлены дифференцированныеставки.
Переходвсех регионов на новый порядок сбора земельного налога даст дополнительныедоходы местным бюджетам. Эти доходы будут расти по мере совершенствованияземельного кадастра, вовлечения земли в оборот, выдачи свидетельств особственности, оценки земли.
С 2005 годаповышены ставки дивидендов – с 6 до 9%, при этом схема уплаты дивидендов неизменилась, что обеспечивает отсутствие каскадного налогообложения. По-прежнемуналоги на дивиденды, уплаченные на предыдущих этапах, могут быть зачтены приопределении сумм налогов, которые в последствии уплачиваются акционерамикомпании, получившей доход в виде дивидендов.
Проводимаяналоговая реформа является основным из важнейших факторов обеспеченияэкономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидациитеневой экономики, привлечение в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Такимобразом, в течение последних лет в налоговое законодательство РФ внесенодостаточно много изменений и дополнений. Их общее направление – сокращениечисла налогов, рационализация налоговой системы и дальнейшее снижение налоговойнагрузки.
/>Заключение
Доходыбюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства спредприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетногофонда. Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникаютмежду государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями игражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различнымнаправлениям средств бюджетного фонда.
Доходыбюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий насовокупное потребление через воздействие на уровень доходности социальных группи видов деятельности. Кроме того, взимание бюджетных доходов позволяетоказывать определенное воздействие на выбор направлений использованиянакоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спроси структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать нахозяйственную активность, на объем выпускаемой продукции и техническое освоениепроизводства, на равновесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое итерриториальное размещение инвестиций. В результате они обеспечиваютвозможность смягчения циклических колебаний в экономическом развитии,регулирования стоимостных макроэкономических пропорций, корректировки темповсоциально-экономического развития.
Сдругой стороны, высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий инаселения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительскихрасходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно,способствует падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшениюреально произведенного ВВП, а, впоследствии, и потенциальных доходов самогогосударства. Установление же низкого уровня изъятия одномоментно сокращаетбюджетные доходы, сужая тем самым масштабы возможного государственногорегулирования. Поэтому в обществе всегда стоит проблема определения разумныхграниц бюджетного перераспределения применительно к конкретным условиям.
В данной работе мы рассмотрели проблемы формирования налоговыхдоходов бюджет а РФ.
В первой главе нашего исследования теоретически обосновано понятие«бюджет», охарактеризовано экономическое содержание бюджетных доходов, выделеныпринципы их классификации, состав и структура, а также особо выделены доходы откосвенного налогообложения, охарактеризована их структура и особенностиформирования.
Кроме того, в работе проиллюстрирована важная экономическая,социальная и политическая роль налоговых доходов бюджета в национальнойэкономической системе, а также особенности их формирования и закономерностиразвития.
Во второй главе рассмотрены особенности доходов бюджета, изменениеих структуры. При этом описательный подход сочетается с анализом воздействиябюджетных доходов на показатели социально-экономического развития национальногохозяйства. Также в данной главе выделены проблемы формирования доходов бюджета,которые тормозят экономическое развитие страны.
Третья глава посвящена предложениям по совершенствованию формированиядоходной части бюджета. Кроме того, в последней главе проанализированаадекватность официальных предложений для быстрого и эффективного решенияобозначенных в аналитической части проблем.

Список использованной литературы
 
1.  БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.07.1998 №145-ФЗ(принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007)
2.  НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ) от 05.08.2000№117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008)
3.  Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. –М.: «Дашков и К», 2004 – С. 343.
4.  Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы:Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон. – М: ИНФРА-М, 2007. – 360.
5.  Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РоссийскойФедерации: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. –592 с.
6.  Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации. с71–72 // Налоги и налогообложение, №2, 2007Пути совершенствованияналоговой системы Российской Федерации. с 71–72 // Налоги иналогообложение, №2, 2007
7.  Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в РоссийскойФедерации: учеб. пособие / Ф.Н. Филина. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009.– 424 с.
8.  Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой.– М.: Финансы и статистика, 2005. – 512 с: ил.
9.  www1.minfin.ru/ru/ – официальный сайт Министерства финансовРоссийской Федерации
10. http://www.nalog.ru – официальный сайт Федеральной налоговойслужбы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.