Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоговое поле предприятия как элемент налогового планирования

Федеральноеагентство по образованию
Новосибирскийгосударственный университет экономики и управления
Учебнаядисциплина: Налоговое планирование
Кафедра:Финансов
Вариантконтрольной работы:
« Налоговое полепредприятия как элемент налогового планирования»
Номер группы:ФКО-52
Специальность:Финансы и кредит
Студент(ФИО):Тихонова Галина Васильевна
Номер зачетнойкнижки: 052639
Дата регистрацииинститутом______________
Дата регистрациина кафедре______________
Проверил: ФИОпреподавателя
Новосибирск
2009

1.  Процесси цель формирования налогового поля предприятия
Любое легально функционирующеепредприятие (юридическое лицо) обязано исчислять и уплачивать налоги и сборы всоответствии с текущим налоговым, гражданским и финансовым законодательством. Всоответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (НКРФ) налогом называется обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им направе собственности, хозяйственного ведения или оперативного управленияденежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований. Из данного определения следует, что во-первых,налог это обязательный платеж. Во-вторых, индивидуально безвозмездный, т.е.платеж односторонний, не предполагающий возврата налоговых платежей, заисключением законодательно предусмотренных случаев (возврат НДС, льготы ит.д.). В-третьих, налоги предназначены для финансового обеспечения деятельностьгосударства и муниципальных образований. Сбором (пункт 2 статьи 8 НК РФ)называется обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплатакоторого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборовгосударственными органами, органами местного самоуправления, инымиуполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,включая представление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Вся совокупностьналогови сборов, взимаемых на территории России, представляет собой налоговую систему,т.е. законодательно закрепленный набор различных видов налогов, в построении иметодах исчисления которых реализуются следующие принципы:
однородность (с однойсуммы налог должен взиматься только один раз);
равномерность (единыйподход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности и единстваправил);
определенность (порядокналогообложения, т.е. объект, база, ставки, сроки исчисления и уплаты, льготыточно и однозначно определяются заранее);
безвозмездность (взаменна полученные от />налоговых платежей средствагосударство не предоставляет налогоплательщикам никаких однозначных иравноценных эквивалентов).
Статьей 12 НК РФпредусмотрена трехуровневая система взимания налогов, которая включает в себяследующие элементы:
федеральные налоги исборы;
налоги и сборысубъектов Российской Федерации (или же региональные налоги);
местные налоги и сборы.
Федеральные налоги исборы устанавливаются статьей 13 НК РФ и являются обязательными к уплате навсей территории России. К федеральным налогам и сборам, уплачиваемымпредприятиями (юридическими лицами) относятся следующие:
1. налог на добавленнуюстоимость;
2. акцизы;
3. единый социальныйналог;
4. налог на прибыльорганизаций;
5. налог на добычуполезных ископаемых;
6. водный налог;
7. сборы за пользованиеобъектами животного мира и за пользование объектами водных биологическихресурсов;
8. государственнаяпошлина.
Региональные налоги исборы устанавливаются в соответствии со статьей 14 НК РФ, вводятся в действиезаконами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориисоответствующих субъектов. На данный момент времени предприятия обязанывыплачивать следующие региональные налоги:
1. налог на имуществоорганизаций;
2. налог на игорныйбизнес;
3. транспортный налог.
Местными согласностатье 15 НК РФ признаются налоги и сборы установленные и вводимые в действие всоответствии с вышеозначенным Кодексом и нормативными правовыми актамипредставительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны куплате на территории соответствующих муниципальных образований. Исходя изтекущей редакции НК РФ, предприятиями исчисляется и уплачивается только один издвух местных налогов земельный налог, второй местный налог на имуществофизических лиц не имеет никакого отношения к налоговым обязательствампредприятий.
Все вышеперечисленныеналоги и сборы формируют налоговое поле предприятия, под которым понимается всясовокупность налоговой ответственности налогоплательщика перед бюджетамисоответствующих уровней, выраженная в количественном состоянии этихобязательств. Другими словами, налоговое поле это набор налогов, которыеналогоплательщик должен исчислить и внести в бюджет, а так же все связанные сисчислением и уплатой этой суммы обязанности налогоплательщика перед налоговым законодательствоми налоговыми органами.
 
2.Параметры налогового поля, полнота их отражения, периодичность внесенияизменений
На практике каждоеотдельно взятое предприятие исчисляет и уплачивает в бюджет далеко не все изранее приведенных налогов и сборов в этом заключается индивидуальность налоговогополя. Это связано с тем, во-первых, налоги должны быть исчислены и уплаченыпредприятием только в том случае, если возникает объект налогообложении,который весьма специфичен для каждого налога. В случае отсутствия объекта упредприятия не возникает налоговой ответственности.
Так же НК РФпредусматривает наличие специальных налоговых режимов, которые применяютсянаряду с общей системой. Данные налоги были введены государством в налоговое законодательствос целью стимулирования развития и упрощения процедуры исчисления и уплаты налоговыхобязательств малыми предприятиями, о чем свидетельствуют условия в соответствиис которыми предприятия может осуществить переход к данной системеналогообложения.
Специальные налоговые режимымогут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, атакже освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов(например, таких как налог на прибыль организаций, налог на имуществоорганизаций, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость), заменяяих уплатой единого налога. К ним относятся:
1. системаналогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единыйсельскохозяйственный налог);
2. упрощенная системаналогообложения;
3. системаналогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видовдеятельности;
4. системаналогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Первые тридействительно сокращают налоговое поле предприятия до исчисления и уплатыодного совокупного налога (за исключением того, что налог на добавленнуюстоимость будет подлежать уплате в случае ввоза товаров на таможеннуютерриторию Российской Федерации). Последний специальный налоговый режимпредусматривает освобождение налогоплательщика от исчисления и уплатырегиональных и местных налогов, а так же предполагает особое налогообложения повсем федеральным налогам и сборам.
Исходя из всеговышесказанного можно сделать следующий вывод: любое предприятие осуществляющеесвою деятельность на территории Российской Федерации, должно исчислять иуплачивать некоторый набор налогов и сборов, которые в свою очередь могут бытьфедеральными, региональными и местными. Весь спектр уплачиваемых предприятием налоговформирует налоговое поле данного предприятия, которое может быть неоднозначнымв каждом конкретном случае, особенно тогда, когда предприятие рассчитывает иуплачивает налоги, входящие в систему специальных налоговых режимов.
3.Преимущества и недостатки каждого из названных элементов налоговогопланирования
 
Налоговое полепредприятия – спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать предприятию,их конкретные ставки и льготы. Параметры налогового поля устанавливаются постатусу предприятия, на основе его устава и в соответствии с НК РФ, законамиРоссийской Федерации.
Составление прогнозовналоговых обязательств организации (налоговый календарь) с целью оптимизациипотоков налоговых платежей. Налоговый календарь разрабатывается каждымпредприятием самостоятельно с учетом отраслевых и организационно-правовыхособенностей на основе налогового календаря субъекта РФ. Налоговый календарьсоставляется работниками бухгалтерии, последние предоставляют в финансовуюслужбу предприятия ежемесячный график налоговых расходов, который используетсяпри прогнозировании финансовых потоков.
Для современного этапарыночных отношений в России характерным остается наличие таких факторов, какнеустойчивость экономической конъюнктуры, труднопрогнозируемое изменение курсоввалют на фоне практически неснижаемого уровня инфляции, сокращение внутреннего ивнешнего платежеспособного спроса, незавершенность процессов налогового реформирования.В этих условиях актуальными остаются вопросы необходимости поиска путейоптимизации финансовой политики организации.
Существенное влияние нафинансовую устойчивость организации оказывает фискальная функция бюджетнойсистемы, определяющая величину налогового бремени. Взаимодействиегосударственных и коммерческих структур в рамках правового налогового поля усиливаетнеобходимость более взвешенного подхода к выработке методов />налоговой политики как органичной части финансовойполитики.
В современнойэкономической литературе зачастую отождествляют понятие учетной политики дляцелей налогообложения />и налоговой политики, низводяпоследнюю до совокупности приемов выбора вариантов налогообложения по тому илииному налогу.
Необходимость отраженияв учетной политике организации раздела, связанного с налогообложением,обусловлена требованиями п. 12 ст. 167 гл. 21 Налогового кодекса РФ, в соответствиис которой принятая организацией учетная политика для целей налогообложениядолжна быть утверждена соответствующими приказами, распоряжениями руководителяорганизации.
Кроме того, налоговое законодательствов связи с требованиями главы 25 НК РФ обязывает налогоплательщиков с первогоянваря 2002 года вести налоговый учет. Под налоговым учетом понимаетсяотражение в специальных документах налоговых регистрах подробной информации осостоянии и изменениях объекта налогообложения.
Современное налоговое полепозволяет налогоплательщику подходить к вопросам формирования налоговой базы помногим налогам с элементами диспозитивности, включая />ивыбор налогового режима. Следовательно, на определенном этапефинансово-хозяйственной деятельности возникает необходимость обоснованиярешения в пользу сделанного выбора.
Действияналогоплательщика по созданию оптимальных налоговых условий, направленные наповышение его финансовой устойчивости, можно классифицировать как налоговуюполитику организации. Они являются перманентными, и их содержание зависит отвида налоговой политики, осуществляемой налогоплательщиком.
Статьей 23 первой частиНК РФ определены обязанности налогоплательщика, к важнейшим из которыхотносятся обязанность уплачивать законно установленные налоги и вести вустановленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения,если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Занарушение обязанностей, влекущее за собой налоговое правонарушение, этой жечастью Налогового кодекса предусмотрена финансовая ответственность,установленная гл. 16.
Правильное исчислениеналогов, своевременная их уплата в соответствии с законодательно установленнымисроками обеспечивает отсутствие претензий со стороны налоговых органов в видевзыскания недоимки, штрафных санкций, пеней и позволяет обозначить такоедействие налогоплательщика, как нейтральную налоговую политику. В данномконтексте направленность налоговой политики следует понимать как взаимодействиеналогоплательщика с государством с точки зрения полноты уплаты в бюджетналоговых платежей и минимизации дополнительных выплат, уменьшающих чистуюприбыль предприятия (штрафные санкции и пени). Элементами нейтральной налоговойполитики являются налоговый календарь, соответствующие регистры бухгалтерскогои налогового учета, документально оформленные положения учетной политики.Содержанию такого направления соответствуют методы, к основным из которых можноотнести:
— постоянный мониторингнормативно-правовой базы, связанной с налогообложением;
— четкое и правильное(соответствующее законодательству) оформление первичных документов, являющихсяинформационной основой формирования налоговой базы;
— изучение и освоениедействующего налогового законодательства с учетом внесения в него изменений;
— соблюдение сроковсдачи налоговых деклараций.

Списоклитературы
1.Налоговый кодекс Российской федерации. Издательство: Налог-инфо, 2007. />г.
2.Афонцев С. Структурные характеристики предприятий и их налоговое поведение. //Вопросы экономики. 2001. г.
3.Батлева А. Что мешает платить налоги. // Вопросы экономики. 2001. г.
4.Волков В.В. Силовое предпринимательство в современной России. //Социологические исследования, 2000. г
5.Керман Г. Кнут и пряник для налогоплательщика. Сообщение ФОМ от 24 марта 2000г.
6.Керман Г. Стоит ли платить налоги? Сообщения ФОМ от 17 марта 2000.г.
7.Юридический энциклопедический словарь под ред. М.Н.Марченко, ТК«Велби», издательство «Проспект», 2006. г.
8.Зрелов А.П. Комментарий последних изменений к />Налоговомукодексу Российской Федерации, вступивших в силу 1 января 2007 г.: Налоговый контрольи налоговое администрирование в 2007 году. Юрайт-Издат, 2007. г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.