Реферат по предмету "Финансовые науки"


Методологические основы бюджетного планирования и прогнозирования на примере бюджета города Калининград

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургскогогосударственного политехнического университета
Кафедрафинансов, денежного обращения и кредита
Курсоваяработа
покурсу: Бюджетное планирование и прогнозирование
натему: Методологические основы бюджетного планирования и прогнозирования на примеребюджета города Калининград
2010

Содержание
Введение
1. Развитие методологии бюджетногопланирования и прогнозирования
1.1 Научные основы финансовогопрогнозирования и планирования
1.2 Методы бюджетного планирования
1.3 Методы бюджетного прогнозирования
2.Планирование бюджета муниципальногообразования города Калининград
2.1 Экономическая характеристикагорода Калининград
2.2 Планирование бюджета городаКалининград программно-целевым методом
3. Предложения по эффективномупланированию бюджета города Калининград
Заключение
Список литературы

Введение
 
Актуальность темыданной курсовой работы заключается в том, чтоэффективность процессов и методовбюджетного планирования и прогнозирования непосредственно влияет на экономику РоссийскойФедерации в части формирования федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерациии муниципальных образований.
Прогнозированиеи планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей,позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономическихпроцессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основыпри рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик.
Цельюданной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
К задачам даннойкурсовой работы можно отнести:
- изучениенаучных основ финансового планирования и прогнозирования;
- изучениеметодов бюджетного планирования и прогнозирования;
- рассмотрениеметодологических подходов к планированию расходов бюджета города Калининград;
- внесениепредложений по повышению эффективности планирования расходов бюджета города Калининград.
Предметом исследованияданной курсовой работы выступают методы бюджетного планирования и прогнозирования.
Объектом даннойкурсовой работы является бюджет муниципального образования – города Калининград.


1.Развитиеметодологии бюджетного планирования и прогнозирования
 
1.1 Научныеосновы финансового прогнозирования и планирования
 
Под методологиейпланирования и прогнозирования понимается система подходов, принципов, показателей,методик и методов разработки и обоснования прогнозов и плановых решений, а такжелогика планирования и прогнозирования.
Методология базируетсяна экономической теории, изучающей закономерности и законы развития общества, основныеположения и тенденции воспроизводственных процессов, и развивается и совершенствуетсяпо мере развития самой экономической теории.
Методология планированияи прогнозирования должна обеспечивать достижение поставленных целей и решение конкретныхзадач в сложившейся экономической ситуации. Показатели планов и прогнозов представляютсобой форму количественного выражения принимаемых плановых и прогнозных решений.
Методика представляетсобой совокупность рабочих методов и приемов, используемых для осуществления конкретныхплановых и прогнозных расчетов и различных показателей плана и прогноза. Она носитчастный характер, находится в соподчинении с методологией планирования и прогнозированияи входит в нее как составная часть [15, с.186].
Планирование бюджетапредставляет собой процесс разработки общей структуры и объемов доходов и расходовбюджета на очередной финансовый год и перспективу. Схема данного процесса установленаБК РФ, который регламентирует основы составления проектов бюджетов всех уровней.
Бюджетное планированиезанимает центральное место в системе управления общественными финансами. Оно связываетв единое целое все сферы общественных финансов: оказание бюджетных услуг, управлениедолгом, управление бюджетными закупками, планирование бюджетных инвестиций, планированиемежбюджетных отношений и пр.
Система бюджетногопланирования — совокупность организации, методов и процедур формирования проектабюджета.
Система бюджетногопланирования состоит из годового бюджетного планирования и перспективного (среднесрочного)финансового планирования.
Процесс разработкигодового бюджета обеспечивается за счет выделения отдельных элементов перспективногофинансового плана, относящихся к очередному бюджетному году. При этом годовой бюджетдолжен рассматриваться только как более детализированная и неотъемлемая часть перспективногофинансового плана.
Результаты процессабюджетного планирования представляются в виде следующих документов:
- сценарныеусловия;
- основныенаправления бюджетной, налоговой и долговой политики;
- перспективныйфинансовый план;
- бюджетсубъекта Российской Федерации (муниципального образования) на очередной год (в случаеперехода на многолетний бюджет — на три года) [6, с.254].
Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов:
- процессформирования на среднесрочный период сценарных условий и основных направлений бюджетной,налоговой, долговой и инвестиционной политики;
- финансовыйорган вырабатывает перспективный финансовый план и контрольные цифры для проектабюджета на следующий год;
- разработкапроекта бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на основеутвержденного финансового плана;
- проектбюджета вместе с программой действий администрации и финансовым планом рассматриваютсяорганом исполнительной власти;
- с учетомутвержденного бюджета, уточнения показателей прогноза социально-экономического развитияи иных факторов осуществляется уточнение перспективного финансового плана [6, с.251].
Бюджетное прогнозирование(от англ. budgetary forecasting) –это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развитиябюджета,возможных состояниях его доходов и расходов в будущем,путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изученииинформации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленнымизакономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей;нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений[11, с.199].
Прогнозированиебюджета ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего извозможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различныеварианты бюджетной политики государства,разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальныхзадач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном, региональноми местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджета обусловливаетсистематическое уточнение бюджетных показателей по мере формирования новых данных.
Цель прогнозированиябюджета состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденцийразвития государственных фондов денежных средств, вариантное предвидение предстоящегоразвития поступлений доходов и направления использования бюджетных средств, оценкувозможных последствий принимаемых решений, обоснование источников формирования доходови направления расходования средств.
Выделяют три видапрогнозирования:
1.  Долгосрочное – разрабатываютсяраз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используютсяпри разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программна среднесрочную перспективу;
2.  Среднесрочное — разрабатываютсяна период от трех до пяти лет при условии внесения ежегодных корректив;
3.  Краткосрочное — составляютсяна финансовый год [6, с.270].
Результаты государственногопрогнозирования социально-экономического развития используются при принятии конкретныхрешений в области социально — экономической политики государства.
Таким образом,изучив научные основы финансового планирования и прогнозирования, можно сделатьвывод, что бюджетное планирование призвано показать реальные допустимые затратыи обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальныхзадач. А задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том,чтобы выяснить переспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемойобласти, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективногопланирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.
1.2 Методыбюджетного планирования
 
Бюджетное планирование- составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источникии целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления:федеральном, региональном, муниципальном.
К методам бюджетногопланирования можно отнести:
- экономическогоанализа;
- индексный,
- балансовый,
- нормативный,
- программно-целевой,
- бюджетирование,ориентированное на результат и др.
Метод экономическогоанализа
Экономическийанализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозированияи планирования.
Сущность методаэкономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явлениерасчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей другна друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такогопроцесса, определить закономерности его изменения в прогнозном (плановом) периоде,всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.
Процесс экономическогоанализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериевоценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации;разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей;оформление результатов анализа.
В процессе экономическогоанализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балансовыерасчеты, используются нормативный и экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионногоанализа и др.). Метод группировок предполагает объединение объектов экономическогоанализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерностиих развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характервзаимодействия и выявить тенденции развития данной однородной группы экономическихявлений и процессов.
Для определениявлияния каждого фактора на изменение обобщающего показателя целесообразно использоватьметод элиминирования. Влияние факторов определяется в установленной последовательности.При этом предполагается, что при определении влияния данного фактора численные значенияпоказателей других факторов остаются неизменными. В практике экономического анализаэлиминирование известно как прием цепных подстановок.
Экономическийанализ предполагает комплексное изучение темпов развития экономики, сложившихсянароднохозяйственных пропорций, структуры общественного производства. Особое значениеимеет выявление тенденций изменения важнейших показателей эффективности производства,характеризующих качество экономического роста: материало- и энергоемкости, фондоотдачи,производительности труда [14, с.203].
Нормативный метод
Нормативный методявляется одним из основных методов бюджетного планирования. В современных условияхему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативовв качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическомобосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. С помощьюнорм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производстваи непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.
В практике прогнозированияи планирования применяется система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевыхи топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы использованияосновных производственных фондов; нормативы капитальных вложений и капитальногостроительства; нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства;финансовые (нормы амортизации, нормативы рентабельности, ставки налогов и др.);социальные (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, нормыпотребления продовольственных и не­продовольственных товаров на душу населения,нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические (нормы выбросавредных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществи др.) нормы и нормативы.
В действующейпрактике нормы и нормативы определяются различными методами. Наиболее совершеннымявляется расчетно-аналитический метод, который предполагает определение норм и нормативовна основе технико-экономических расчетов. Для этого используются техническая документацияс учетом новейших достижений науки и техники, методики и инструкции. Нормы, рассчитанныеданным методом, называются технически обоснованными. Они являются наиболее прогрессивными.В тех случаях, когда нет возможности применения расчетно-аналитического метода,нормы и нормативы определяются на основе отчетно-статистических данных за прошлыйпериод или опытным путем — на основе опытов и экспериментальных данных с учетомдостигнутого передового опыта и выявленных в результате анализа резервов производства.
Для повышениянаучного уровня и качества разработки норм и нормативов необходимо совершенствоватьнормирование, организацию и технологию подготовки норм и нормативов [14, с.202].
Балансовый метод
С помощью балансовогометода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяетсяпри разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностейстраны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсовс возможностями производства продукции и источниками ресурсов.
Балансовый методпредполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которойодна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающейраспределение (использование) по всем направлениям их расхода. Результаты балансовыхрасчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетнойи кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности.Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытиянеиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.
В системе прогнозныхи плановых балансов одно из центральных мест занимают материальные балансы. С ихпомощью увязываются производство и потребление конкретных видов продукции, обосновываетсяпроизводственная программа предприятий. Они широко используются для установлениямежотраслевых пропорций.
Разработка балансаначинается с определения потребностей в ресурсах на производственно-эксплуатационныенужды и капитальное строительство, для чего может использоваться ряд методов. Ресурснаячасть баланса формируется после определения потребностей. Ресурсы рассчитываютсяпо всем источникам поступления. Заключительным этапом разработки баланса являетсяпроцесс увязки потребностей с ресурсами.
Совершенствованиебалансового метода осуществляется по следующим направлениям: совершенствование методикиразработки балансов, особенно межотраслевого; использование ЭВМ для осуществлениябалансовых расчетов; применение прогрессивных норм и нормативов при разработке прогнозныхи плановых балансов [14, с.205].
Программно-целевойметод
По сравнению сдругими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточноразработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотябыл известен давно.
ПЦМ тесно связанс нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработкуплана начиная с оценки конечных потребностей и исходя из целей развития экономикипри дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения иресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетностипланирования.
Сущность ПЦМ заключаетсяв отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития,разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированномобеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.
ПЦМ применяетсяпри разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в которомотражаются цель и комплекс научно-исследовательских, социальных, производственных,организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам,исполнителям и срокам осуществления.
Разработка целевыхкомплексных программ осуществляется по этапам.
- На первомэтапе формируется перечень важнейших проблем, из которого затем выбираются проблемы,требующие первоочередного решения.
- На второмэтапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы.В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы.На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяютсязадачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.
- На третьемэтапе разрабатываются задания и мероприятия, необходимые для успешной реализациипрограммы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построеннойиерархии целей. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения.
- Четвертыйэтап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы.Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых дляее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщикови получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.
- Пятыйэтап является заключительным. Он связан с формированием программных документов,согласованием и, при необходимости, с утверждением программы [9, с.115].
По содержаниюцелевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические,производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические.Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характераи повышение материального уровня жизни народа. Научно-технические программы направленына решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достиженийнауки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономический,социальный и экологический). Перечень научно-технических программ формируется исходяиз определенных приоритетов развития экономики. Производственно-экономические программыпредназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства,способствующих повышению его эффективности и развитию новых производств. Территориальныепрограммы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорийи решение других задач. Экологические программы представляют собой комплекс мероприятийприродоохранного и природо-преобразующего характера. Организационно-хозяйственныепрограммы направлены на совершенствование организации управления экономикой.
Целевая программа– комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный периодзадачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-техническихвозможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5лет [12, с.27].
Программы должныувязываться по ресурсам, исполнителям и во времени. Как правило, они носят рекомендательныйхарактер. Отдельные программы по решению важнейших научно-технических проблем могутутверждаться. Реализация программ обеспечивается через экономическую программу правительства,планы-прогнозы на год.
Бюджетирование,ориентированное на результат
Бюджетирование, ориентированное на результат – система организациибюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которойпланирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
В теории управления по целям и результатам БОР считается самым сложнымспособом использования информации о целях и результатах, поскольку включает в себявсю совокупность способов использования данной информации для принятия управленческихрешений.
В самом общем виде бюджетирование, ориентированное на результат, представляетсобой систему формирования (исполнения) бюджета, отражающую взаимосвязь между планируемымибюджетными расходами и ожидаемыми (достигнутыми) результатами. Цель данной моделибюджетирования – проконтролировать соответствие затраченных ресурсов и полученныхпрямых и социальных результатов, оценить значимость и экономическую и социальнуюэффективность тех или иных видов деятельности, финансирующихся из бюджета.
Бюджетное планирование, ориентированное на результат, обеспечиваетнепрерывный кругооборот «планирование – выпуск – результат — планирование» (рис.1) [14, с.207].
/>
Рис. 1. Кругооборот «планирование – выпуск – результат — планирование»
Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрениеБОР, включает следующие основные задачи:
1. Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованияммеждународных стандартов, введение интегрированного с бюджетной классификацией планасчетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учетзатрат по функциям и программам.
2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, черезаналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств.Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета,если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательствадолжны устанавливаться лишь при наличии соответствующих финансовых возможностейна весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.
3. Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого нагод вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования натрехлетний период.
4. Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственныхцелевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетныхрасходов, осуществляемых по сметному принципу.
5. Переход к распределению бюджетных ресурсов между распорядителямибюджетных средств и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровнядостижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетамисоциально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективуобъемов бюджетных ресурсов.
6. Расширение сферы применения механизмов поддержки отобранных на конкурснойоснове региональных и муниципальных программ бюджетных реформ.
Таким образом,к числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы:экономического анализа, индексный, балансовый, нормативный, программно-целевой,бюджетирование, ориентированное на результат.
1.3 Методы бюджетного прогнозирования
 
Бюджетное прогнозирование — обоснованное, опирающееся на реальные расчетыпредположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходови расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний [13].
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемови способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутреннихсвязей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явленияили процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущегосостояния и развития объекта.
К методам бюджетного прогнозирования можно отнести:
- методэкспертных оценок;
- методэкстраполяции;
- методисторических аналогий.
Методы экспертных оценок
Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основупрогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанноена профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективныеэкспертные оценки.
Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистовсоответствующего профиля. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкоераспространение получили методы интервью, аналитический, написания сценария.
Метод интервью предполагает беседу прогнозиста с экспертом по схемевопрос — ответ, в процессе которой прогнозист в соответствии с заранее разработаннойпрограммой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемогообъекта.
Аналитический метод предусматривает тщательную самостоятельную работуэксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемогообъекта. Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте прогноза.Свои выводы он оформляет в виде докладной записки.
Наиболее достоверными являются коллективные экспертные оценки. Методыколлективных экспертных оценок предполагают определение степени согласованностимнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования,сформулированным отдельными специалистами. В современных условиях используется математико-статистическийинструментарий для обработки результатов опроса экспертов.
Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы,в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатовколлективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые даютответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данного объекта.Количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от10 до 150 человек в зависимости от сложности объекта. Определяется цель прогноза,разрабатываются вопросы для экспертов. При проведении опроса необходимо обеспечитьоднозначность понимания отдельных вопросов и независимость суждений экспертов. Послеопроса осуществляется обработка материалов, полученных в результате коллективнойэкспертной оценки. Окончательная оценка может определяться как среднее суждениеили как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов [11, с. 212].
Методы экстраполяции
В методическомплане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущностьэкстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивыхтенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее.
Различают формальнуюи прогнозную экстраполяцию. Формальная экстраполяция базируется на предположениио сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза;при прогнозной экстраполяции фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамикеисследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе.
Методы экстраполяцииявляются наиболее распространенными и проработанными. Основу экстраполяционных методовсоставляет изучение эмпирических рядов. Эмпирический ряд — это множество наблюдений,полученных последовательно во времени.
В экономическомпрогнозировании широко применяется метод математической экстраполяции, в математическомсмысле означающий распространение закона изменения функции из области ее наблюденияна область, лежащую вне отрезка наблюдения [11, с. 212].
Метод исторических аналогий
Методы исторических аналогий следует использовать при прогнозированииразвития новых объектов и процессов, по которым нет ретроспективной информации.Суть метода заключается в выборе объекта-аналога для объекта прогнозирования, которыйв своем развитии опережает объект прогнозирования. Прогноз будет заключаться в сопоставлении,имеющейся информации по объекту-аналогу со специфическими особенностями объектапрогнозирования, на основании этого делается заключение о развитии объекта прогнозированияв будущем. Однако, несмотря на всю привлекательность, данный метод имеет целый рядограничений и сложностей в процессе применения. Во-первых, следует очень внимательнои тщательно подходит к подбору объектов-аналогов. Во-вторых, следует учитывать всеспецифические особенности объекта прогнозирования, а также действия внешних факторов.
Итак,под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления,позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объектапрогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процессавывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния иразвития объекта. К числу наиболее распространенныхметодов бюджетного прогнозирования относят: метод экспертных оценок,метод экстраполяции; метод исторических аналогий [11, с. 211].

2.Планирование бюджета муниципального образования – городаКалининград
 
2.1 Экономическая характеристика города Калининград
 
Экономика Калининградской области характеризуется достаточно высокойстепенью диверсификации – в регионе не существует отраслей и кластеров, которыемогли бы монопольно определять основные экономические тенденции развития. С однойстороны, это является признаком устойчивости экономической системы и указывает надостаточно эффективный слой среднего и малого бизнеса. С другой стороны, в условияхрастущей конкуренции в регионе Балтики отсутствие крупных производств и сервисныхотраслей снижает возможности макрорегионального позиционирования и определения собственнойспециализации, востребованной в окружающем экономическом пространстве.
Динамика валового регионального продукта Калининградской области запоследние несколько лет, предшествовавших мировому финансово-экономическому кризису,свидетельствует о высоких темпах роста экономики региона, значительно опережающихтемпы роста экономики по России в целом.
Таблица 2.1.Динамика ВРП Калининградской области и ВВП России в 2002-2009гг. в сопоставимых ценах, в процентах (%) к предыдущему году 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 ВРП Калининградской области 109,5 109,3 112,6 103,6 127,6 119,9 109,9 86,6 ВВП по России 104,7 107,3 107,2 106,4 107,4 108,1 105,6 91,5
Анализ доходов бюджета за 2009 год
Бюджет городского округа на 2009 год утвержден решением окружного Советадепутатов Калининграда от 12.12.2008 г. № 411 по доходам в сумме 7944,3 млн. руб.(Приложение 1), в том числе:
- налоговыми неналоговым доходам в сумме 5130,7 млн. руб.;
- финансовойпомощи из областного бюджета в сумме 1632,9 млн. руб.;
- доходовот платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступленийи иной приносящей доход деятельности в сумме 1180,7 млн. руб.
Бюджет города по доходам исполнен в сумме 10271 млн. руб. или на 129,3%к утвержденному плану и на 94,8% к уточненным плановым назначениям (10836,3 млн.руб.), в том числе по налоговым и неналоговым доходам – 5582,8 млн. руб.(98% уточненногоплана), финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня – 3350,8 млн. руб. .(88,4%),безвозмездным поступлениям от государственных организаций – 10,5 млн. руб. .(100%),прочим безвозмездным поступлениям – 6,6 млн. руб. (183,3%), доходам от предпринимательскойи иной приносящей доход деятельности 1320,2 млн. руб. (98,9%).
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года общий объем доходовгородского бюджета увеличился на 0,7%. Налоговые и неналоговые доходы составили54,4% от общей суммы доходов бюджета за отчетный период.
В связи с изменением межбюджетных отношений и значительным снижениемдоходов, получаемых в виде арендной платы за землю и муниципальное имущество, удельныйвес налоговых доходов в отчетном периоде вырос по сравнению с 2007 годом на 2,6%,вместе с тем соответственно уменьшилась доля неналоговых доходов.
В структуре доходной части бюджета наибольший удельный вес занимаютналоги на совокупный доход – 34,2%, налог на доходы физических лиц – 33,9%, доходы,получаемые в виде арендной платы за землю – 9,3%, доходы от продажи материальныхи нематериальных активов – 10,0%.
Анализ расходов бюджета за 2009 год
Бюджет городского округа по расходам за 2009 год исполнен в сумме 11060,5млн. руб., т.е. на 92% к уточненному и на 130,9% к утвержденному годовому плану(Приложение 1). За отчетный период расходы бюджета уточнялись на сумму 3573,8 млн.руб. в том числе:
1) за счет остатков бюджетных средств, сложившихся по состоянию на01.01.2003 года — на 687,6 млн. руб.,
2) за счет дополнительно полученных средств областного и федеральногобюджета – 2179,9 млн. руб.;
3) за счет дополнительно полученных доходов от платных услуг, оказываемыхбюджетными учреждениями на сумму 153,7 млн. руб.;
4) за счет средств Фонда социального страхования на проведение летнейи осенней оздоровительной компании — 10,5 млн. руб.;
5) за счет средств полученных от сдачи в аренду муниципального имущества,находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений – 3,9 млн. руб.;
6) за счет увеличения доходной части бюджета – 538,2 млн. руб.
Финансирование расходов в отчетном периоде производилось в рамках утвержденногобюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью и сметами расходов получателейсредств по казначейской системе исполнения бюджета.
Расходы городского бюджета осуществлялись в структуре классификацииопераций сектора государственного управления, функциональной классификации расходовбюджетов РФ, с учетом дополнительных кодов в пределах годовых лимитов бюджетныхобязательств.
За 2009 год кассовое исполнение расходов составило 11060,5 млн. руб.Для обеспечения жизнедеятельности муниципалитета в отчетном периоде средств затраченона 1011,6 млн. руб., или на 10,1% больше, чем за 2008 год. Расходы произведены:
- за счетсобственных доходов бюджета — 52,3% ;
- средствфедерального и областного бюджета–32,4%,
- дополнительногоисточника финансирования – арендной платы от имущества, находящегося в оперативномуправлении бюджетных учреждений–0,4%,
- платныхуслуг, оказываемых бюджетными учреждениями –11,6% ;
- средствФонда социального страхования на проведение оздоровительной компании (летней и осенней)– 0,1%;
- кредитовбанков –2,7%;
- кредитаиз областного бюджета –0,5%.
В структуре расходов наибольший удельный вес занимают отрасли «Образование»- 31,2 % всех расходов, «Жилищно-коммунальное хозяйство» — 27,4 %, «Здравоохранениеи спорт»- 14,5 %, «Социальная политика» -9,0 %.
Анализ дефицита бюджета
Дефицит бюджета за отчетный год сложился в размере 789,5млн. рублей.
На покрытие дефицита бюджета и погашение муниципального долга в отчетномгоду привлекались заемные средства в сумме 353,2 млн. руб., остатки средств на счетебюджета городского округа – 436,3 млн. руб.
За 2009 год городским округом «Город Калининград» исполнены долговыеобязательства по кредитам коммерческих банков в сумме 630 млн. руб.
Таким образом, доходы бюджета города Калининград за 2009 год составили10,3 млрд.руб, что превышает утвержденный план на 29,3% и меньше уточненного планана 5,2%Стоит отметить, что объем доходов 2009 года увеличился на 0,7% по сравнениюс 2008 годом. Расходы же бюджета составили 11 млрд.руб, что выше на 30% утвержденногоплана. Дефицит бюджета за 2009 год составил 789 млн.руб., на покрытие которого привлекалисьзаемные средства.
2.2Планирование бюджета города Калининград программно-целевым методом
Планирование расходовбюджета города Калининград происходит программно-целевым методом. Программно-целевойметод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетныхсредств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.Следует отметить, что суммы, определенные в программе далеко не всегда совпадаютс теми, что закладываются в законе о бюджете на определенный год. В основе финансированияпрограмм лежит сметный подход, который определяет в рамках функциональной классификациирасходы на конкретную программу [9, с. 6].
В 2009 году решениемКалининградской городской Думы от 16 декабря 2009 г. № 325 “О бюджете городскогоокруга «Город Калининград» на 2010 год и на плановый период до 2011 и 2012 годов”было предусмотрено финансирование 14 муниципальных целевых программ – 8 долгосрочныхи 6 ведомственных.
В составе расходовна 2010 год в бюджете города Калининград на финансирование долгосрочных целевыхпрограмм предусмотрено немногим менее 940 млн.руб. что составляет 11% расходов бюджетагорода Калининград в 2010 году.

Таблица 2.2.Финансированиедолгосрочных целевых программ города Калининград на 2010-2012 гг.(тыс. руб.) Муниципальные программы 2010 год 2011 год 2012 год 1 ДЦП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Калининграде на 2009-2011 г.г.» 35340,0 47120,0 2 ДЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2009-2012 годах» 30000,0 30000,0 46700,0 3 ДЦП «Обеспечение жильем молодых семей в городе Калининграде» на 2009-2011 годы 36900,0 20800,0 4 ДЦП «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов городского округа «Город Калининград» в 2009-2011 гг.» 179650,0 153448,0 5 ДЦП «Развитие первичной медико-санитарной помощи в городе Калининграда на период 2009-2012 годы» 42908,0 82833 93110,0 6 ДЦП «Развитие системы образования Калининграда на 2009-2011 гг.» 111750,0 98327,9 7 ДЦП «Развитие коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Калининград» на 2009-2014 годы» 377019,2 278548,4 173146,4 8 ДЦП «Реконструкция Калининградского зоопарка на 2009-2011 годы» 126264,0 Итого: 939831,2 711077,3 312956,4
Проанализировавдолгосрочные целевые программы города Калининград, принятые в 2009 году, можно увидеть,что большая часть программ направлена на улучшение жилищных условий населения города.Расходы на финансирование данных программ в 2010 году составят 628909,2 тыс.руб.
Наибольшая суммафинансирования в составе долгосрочных целевых программ города Калининград в 2010году утверждена на ДЦП «Развитие коммунальной инфраструктуры городского округа «ГородКалининград» на 2009-2014 годы» в размере 377019,2 тыс.руб., что составляет 40%от общей суммы финансирования долгосрочных целевых программ, предусмотренных в 2010году. Что является основой для планирования суммы расходов на жилищно-коммунальноехозяйство в бюджете города Калининград, общая величина которых в 2010 году планироваласьв размере более 1,7 млрд. руб. (Приложение 1). Общий объем финансирования в рамкахреализации программы составляет 8902078,4 руб., из них:
- федеральногобюджета -80,3%;
- областногобюджета – 4,1%;
- бюджетагородского округа – 15,5%.
Основными проблемамив сфере развития территории городского округа «Город Калининград» является:наличие земельных участков, не обустроенных коммунальной инфраструктурой; превышениенормативных сроков эксплуатации инженерных коммуникаций; снижение надежности и устойчивостиинженерных систем жизнеобеспечения населения; ограниченные возможности для наращиванияобъемов жилищного строительства; наличие улиц, не обеспеченных централизованнымгазоснабжением. Эффект от реализации программы имеет социальную направленность.Улучшатся условия проживания населения и внешний облик города Калининграда. Повыситсяэффективность и надежность обеспечения территорий застроек и существующих жилыхкварталов коммунальными ресурсами, увеличится надежность функционирования системкоммунальной инфраструктуры, что снизит потери коммунальных ресурсов при производствеи транспортировке. Надежность работы коммунальной инфраструктуры позволит сэкономитьсредства организаций коммунального комплекса, уменьшить потребление ресурсов и улучшитьэкологическую обстановку на территории города Калининграда.
Стоит отметитьфинансирование на долгосрочную целевую программу «Развитие системы образования Калининградана 2009-2011 гг.». Расходы на проведение данной программы в 2010 году планируютсяв размере 111 750 тыс. руб.(за счет средств городского бюджета). Расходы на проведениеданной программы повлияли на планирование общей суммы расходов на образование, величинакоторых в 2010 году составит более 3 млрд. руб. Обоснованием для разработки настоящейПрограммы являются концепция модернизации российского образования, приоритетныйнациональный проект «Образование», комплексный план формирования и реализациисовременной модели образования в Российской Федерации на 2009-2012 годы и плановыйпериод до 2020 года. Реализация этих документов направлена на обеспечение гражданамобщедоступного, качественного образования, повышение эффективности вкладываемыхв развитие отрасли финансовых и материальных средств, переход на более активноеучастие общественности в разработке механизмов управления, адекватных задачам развитиясистемы образования.
Финансированиепрограммы в 2010 году осуществляется за счет:
- федеральногобюджета – 81,4 %;
- областногобюджета — 2,2 %;
- бюджетагородского округа – 16,3 %.
На 2010 год иплановый период 2011-2012 гг. в городе Калининград помимо долгосрочных целевых программразработаны и ведомственные.
Ведомственныецелевые программы направлены на осуществление субъектами бюджетного планированиягосударственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достиженияцелей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходовфедерального бюджета. Они базируются на системе целей, задач и показателей деятельностисубъектов бюджетного планирования и отражаются в докладах о результатах и основныхнаправлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
Сумма расходов,предусмотренных в бюджете города Калининград, на финансирование ведомственных целевыхпрограмм в 2010 году составляет более 140 млн. руб.
Таблица 2.3.Финансированиеведомственных целевых программ города Калининград на 2010-2012 гг. (тыс. руб.) Муниципальные программы 2010 год 2011 год 2012 год 1 ВЦП «Обеспечение пожарной безопасности муниципальных учреждений образования и молодежной сферы Калининграда» 90000,0 2 ВЦП «Программа природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территории городского округа «Город Калининград» на 2009 год» 1764,3 3 ВЦП Модернизация сетей наружного освещения города Калининграда «Светлый город» 32793,0 33706,0 34000,0 4 ВЦП «Благоустройство дворовых территорий на 2009-2011 годы «Мой двор» 15430,0 11912,0 5 ВЦП «Развитие Калининградской централизованной библиотечной системы» на 2009-2011 годы 1700,0 9225,0 6 ВЦП «Молодежь Калининграда» 2065,0 2069,0 3000,0 Итого 143752,3 56912,0 37000,0
Проанализировавсостав ведомственных целевых программ города Калининград, принятых в 2009 году,следует отметить, что наибольший объем финансирования предназначен для программы«Обеспечение пожарной безопасности муниципальных учреждений образования и молодежнойсферы Калининграда» в размере 90 млн.руб., что составляет более 60% от общей суммыфинансирования всех ведомственных целевых программ в 2010 году. Обоснованием дляразработки данной программы являются Закон Российской Федерации «Об образовании»,Федеральный Закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованияхпожарной безопасности», которым с мая 2008 г. введены новые общие принципы,требования и критерии оценки обеспечения пожарной безопасности. К основным задачампрограммы можно отнести — совершенствование организации и проведение профилактическихмероприятий по пожарной безопасности; создание условий для выполнения нормативныхтребований пожарной безопасности в муниципальных учреждениях образования и молодежнойсферы.
В связи с тем, что существует проблема с загрязнением окружающей средыв городе, администрацией была принята ведомственная целевая программа «Программаприродоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки на территориигородского округа «Город Калининград» на 2009 год». Предлагаемая программа направленана обеспечение реализации государственной и региональной политики в области охраныокружающей среды и создания благоприятной среды обитания для населения города иявляется логическим продолжением «Программы природоохранных мероприятий пооздоровлению экологической обстановки на территории городского округа „ГородКалининград“ на 2009 год». Комплекс разрабатываемых программных мероприятийпозволит поэтапно снижать негативное воздействие хозяйственной деятельности человекана окружающую среду, что приведет к улучшению экологической ситуации на территориигородского округа. Финансирование данной программы осуществляется за счет средствбюджета городского округа «Город Калининград» — 2010 г. — 1764,3 тыс.руб. Что составляет 11,5% от общей суммы расходов на охрану окружающей среды (15439,3тыс.руб.), предусмотренных в бюджете города на 2010 год (Приложение 1). Решениепроблемы программным методом дает возможность более эффективно использовать средства,полученные за негативное воздействие на окружающую среду, в целях улучшения экологическойобстановки и поэтапного выхода на нормативный уровень показателей, характеризующихсостояние окружающей среды.
Стоит отметить, что с целью благоустройства города Калининград разработаны2 ведомственные программы «Модернизация сетей наружного освещения города Калининграда«Светлый город» и «Благоустройство дворовых территорий на 2009-2011 годы «Мой двор».
ВЦП Модернизация сетей наружного освещения города Калининграда «Светлыйгород» разработана в связи с тем, что большинство сетей г. Калининграда введенов эксплуатацию в 1960-1970 годах прошлого столетия и не соответствует технологическими функциональным требованиям. И в связи со значительным износом основных средствне может быть обеспечена безопасность работы сетей города. К задачам данной программыотносятся – обеспечение освещением внутриквартальных улиц, проездов и дворовых территорийна 62 объектах; обеспечение освещением территорий объектов социальной сферы: школ,детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения и т. п. на 63 объектах;обеспечение освещением территорий 6 поселков; повышение комфортности проживания;повышение безопасности дорожного движения. Объем средств, предусмотренных для финансированияданной программы в 2010 году составляет 32,8 млн.руб. Что безусловно повлияло наформирование расходов бюджета города Калининград на 2010 год, в частности расходовна жилищно-коммунальное хозяйство.
Ведомственнаяцелевая программа «Молодежь Калининграда» разработана в связи с тем, что в современныхусловиях резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. 26% от общей численностижителей города Калининграда (113169 человек) — это граждане в возрасте от 14 до30 лет. С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующихсоциальное состояние в молодежной среде: размываются ценностные и морально-нравственныеориентиры как естественный процесс разрушения механизма передачи социального опытаи целей общественного развития; снижается физическая и психическая дееспособностьмолодежи. С другой стороны, определенная часть молодежи обеспечивает социальнуюмобильность и является источником экономической инициативы, инноваций и наиболеевосприимчива к ним. Комплекс основных мероприятий по реализации программы направленна поэтапное решение проблем, являющихся основными факторами в развитии отрасли«Молодежная политика». Основные принципы данной программы позволяют сосредоточитьвнимание и усилия ее исполнителей на отдельных, четко определенных приоритетныхнаправлениях и задачах, соответствующих общей ситуации развития муниципальной молодежнойполитики, а также направить на их решение основные ресурсы. К задачам ВЦП «МолодежьКалининграда» относятся — создание условий для гражданского становления,патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи, популяризации в молодежнойсреде здорового образа жизни; осуществление поддержки социальнозначимых молодежных проектов, инициатив, программ в области досуга, занятости, здоровья,спорта, общественной жизни; содействие инфраструктурному, ресурсному и информационномуобеспечению субъектов молодежной политики. Объем финансирования данной программысоставляет 7134 тыс. руб., в том числе по годам: 2010 г. — 2065 тыс. руб, 2011 г.- 2069 тыс. руб, 2012 г. — 3000 тыс. руб. Величина расходов на реализацию программы «Молодежь Калининграда» безусловноповлияла на формирование расходов бюджета города по статье «социальная политика»,величина которой в 2010 году составила более 347 млн.руб.
Итак, можно сделать вывод, что областные целевые программы представляютсобой комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение проблем экономического,экологического, социального и культурного развития города Калининград. Программы,реализуемые в настоящее время на территории Калининграда отражают приоритеты политикив конкретных сферах деятельности администрации области. В целом программно-целевойподход к решению социально-экономических проблем себя оправдывает. Однако уровеньструктурированности большинства из действующих программ и уровень адекватности используемыхв них контрольных показателей нуждается в серьезном улучшении.

3.Предложения поэффективному планированию бюджета города Калининград
 
В целях болееэффективного планирования доходов бюджета города Калининград можно предложить следующиемеры:
- Принятьдополнительные меры по повышению уровня налогового администрирования в целях обеспечениясвоевременного и полного взыскания причитающихся бюджету города Калининград поступленийи сокращения задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему города.
- Обеспечитьсистематический мониторинг формирования доходов бюджета города Калининград в целяхсвоевременной оценки необходимости корректировки поступлений, прогнозируемых на2011 год.
- Повыситьэффективность использования муниципальной собстевнности.
В целях болееэффективного планирования расходов бюджета города Калининград можно предложить следующиемеры:
- Новыерасходные обязательства города Калининград принимать только на основе тщательнойоценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполненияв пределах принятых бюджетных ограничений.
- Дополнительнопроанализировать состав и объемы действующих расходных обязательств исходя из первоочередностии результативности целей, для которых предусмотрено выделение бюджетных средств,в том числе по городским целевым программам.
- Стандартизациямуниципальных услуг.
- Оптимизацияпланирования и мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счетбюджетных средств.
В целях болееэффективного управления средств бюджета города Калининград можно предложить следующиемеры:
- Организациямониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальныхобразований.
- Снижениеи ликвидация простроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений.
Последние годыпланирование расходов бюджета города Калининград осуществляется программно-целевымметодом. Программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направлениябюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественноизмеримых результатов деятельности субъекта с одновременным мониторингом и контролемза достижением намеченных целей и результатов.
Несмотря на то,что в городе Калининград сложилась определенная практика применения программно-целевогометода бюджетного планирования, на сегодняшний день большая часть реализуемых целевыхпрограмм носит комплексный характер, что сопряжено с такими трудностями управленческогои методологического характера, как нечеткая формулировка целей, задач и ожидаемыхрезультатов, которая влечет за собой необходимость корректировки указанных параметровв процессе реализации программ. Такая система не является эффективной, посколькув ходе реализации программы возникает необходимость постоянного изменения объемовбюджетного финансирования и корректировки системы программных мероприятий. Для устраненияимеющихся недостатков при применения программно-целевого метода планирования расходовгорода Калининград стоит произвести оценку фактически достигнутых непосредственныхрезультатов реализаций ведомственных программ, возможностей достижения запланированныхконечных результатов ведомственных программ, показателей эффективности. Также можнопредложить провести в 2010 году оценку результативности действующих долгосрочныхмуниципальных целевых программ города Калининград и на основе данной оценки принятьрешение об объеме бюджетных средств на их реализацию, подлежащих включению в проектбюджета города Калининград на очередной финансовый год и плановый период, и принятьрешение о дальнейшей реализации программ.
Наряду с формированиемфинансовых стимулов для распространения программно-целевых методов планированиянеобходимо создать и поддерживать заинтересованность субъектов бюджетного планированияв инициировании ведомственных целевых программ путем расширения их полномочий приуправлении программными расходами по сравнению с управлением сметными расходами.

Заключение
 
При изучении методологиибюджетного планирования и прогнозировании на примере бюджета города Калининградможно сделать выводы, что бюджетное планирование и прогнозирование является составляющейобщегосударственного экономического планирования. Уровень его организации, научнаяобоснованность планируемых показателей бюджета, их сбалансированность в основномопределяют экономическое и социальное развитие, как отдельных регионов, так и государствав целом. Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующейв РФ методике и многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств в целяхвыполнения своих функций перед обществом.
Методыпланирования и прогнозирования представляют собой совокупность способов и приемов,применяемых в процессе конкретных плановых расчетов на разных уровнях бюджетногопланирования, позволяющие реализовать его принципы. Наибольшее применение в практикепланирования и прогнозирования получили следующие методы разработки планов: индексный метод (от достигнутого);нормативный метод; балансовый метод; бюджетирования ориентированного на результат;программно — целевой метод; метод экспертного прогнозирования; метод экстраполяции;метод моделирования; метод экономического анализа.
В данной курсовойработе рассмотрено планирование расходов бюджета города Калининград программно-целевымметодом. Программы,реализуемые в настоящее время на территории Калининграда отражают приоритеты политикив конкретных сферах деятельности администрации области. И можно сделать вывод, чтов целом программно-целевой подход к решению социально-экономических проблем себяоправдывает.
бюджетныйпланирование прогнозирование экономический

Список литературы
1. Бюджетныйкодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N145-ФЗ (ред. от 30.09.2010).
2. Решениеокружного совета депутатов города Калининград от 16 декабря 2009 года №325 «О бюджетегородского округа «Города Калининград» на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов».
3. Федеральныйзакон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете города Калининградна 2010 год».
4. Аветисян,И.А. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов: учебное пособие/ И.А. Аветисян. — М.: ИНФРА-М,2008. – 159 с.
5. Балдина,С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации: учебник для вузов /С.В.Балдина. – М.:МЦФЭР, 2009. – 815 с.
6. Годин,А.М.Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / И.В. Подпорина. — М.: Дашков и К, 2007, — 325 с.
7. Кривошеева,М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевыхметодов управления: учебное пособие / М.Ю. Кривошеева. – М.: ИНФРА-М, — 2007.- 189с.
8. Логунова,С.Т. Общественные финансы Калининградской области: учебное пособие для вузов / С.Т.Логунова. – М.: МАКС Пресс, — 2010. – 193 с.
9. Поспелов,Г.С. Программно-целевое планирование и управление: Учебное пособие / Г.С.Поспелов,В.А.Ириков. — М: Экспо, — 2008. — 440 с.
10. Райзберг,Б.А. Программно-целевое планирование и управление: учебно-практическое пособие /Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. — М: Инфра-М, — 2009. – 143 с.
11. Романовский,М.В. Финансы и кредит: Учебник / М. В. Романовский, Н. Н. Назаров, М. И. Поповаи др.; Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-издат, — 2010.– 314 с.
12. Руднева,Е.В. Целевые комплексные программы: организационно экономический механизм: учебноепособие для ВУЗов / Е.В. Руднева. -М.: Наука, — 2007. – 119 с.
13. Финансово-экономическийсловарь / Под ред. М.Г. Назарова. М… – М. Экспо, — 2009. – 549 с.
14. Финансы:Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, — 2008. – 385 с.
15. Финансы,денежное обращение и кредит: Учебное пособие. /Под ред. Сенчагова В.К., АрхиповаА.И. — М.: Проспект, — 2008. – 416 с.
16. ЦыгичкоВ. А. Основы прогнозирования систем: учебное пособие для вузов / В.А. Цыгичко.– М.: Финансы и статистика, — 2008, — с. 264
17. Эффективностьбюджетных расходов на региональном уровне / Под ред. А.М. Лаврова. — М.: Издательство«Весь Мир», — 2009, — 171 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основания прекращения трудового договора
Реферат Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции.
Реферат Испытательный срок
Реферат Понятие и виды материальной ответственности работников
Реферат "Этногенез и биосфера Земли"
Реферат 1. Вподпункте 1 пункта 1 Устава слова Указом Президента Российской Федерации от 09. 03. 2004 г
Реферат ASP.NET: пример построения круговой диаграммы
Реферат Fifth Buisness- The Death Of Boy Stauton
Реферат Аналіз регуляторного впливу проекту регуляторного акту рішення Чигиринської районної ради „Про внесення змін до рішення районної ради №7-10/vi від 05. 05. 2011 р. «Про управління, володіння та розпорядження майном районної комунальної власності»”
Реферат Промышленный переворот и индустриализация в XIX — начале XX веков
Реферат Основна тканина
Реферат Проблема самоактуализации личности
Реферат Review Of Liar Liar Essay Research Paper
Реферат Role Of Government Intervention In Environmental Issues
Реферат Kafka The Reality Of Change Essay Research