Реферат по предмету "Финансовые науки"


Денежно-кредитная система США

Министерство образования и науки Украины
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа
по курсу«Денежно-кредитные ифинансовые системы зарубежных стран»
на тему
Денежно-кредитная система США
 

Содержание
1. Эволюцияденежно-кредитной системы
2. Характеристикаденежной системы США
3. Федеральнаярезервная система
4. Инфраструктураденежно-кредитной системы

1. Эволюцияденежно-кредитной системы США
Важную роль в эволюции иформировании современной денежно-кредитной системы США сыграли два компонента:
— металлическое обращениена основе благородных металлов. Золотомонетное обращение как основа денежнойсистемы просуществовало в США почти полтора столетия. Это меньше, чем вевропейских странах, поскольку собственная денежная система в американскомгосударстве начала формироваться только в конце XVІІІ ст.;
— кредитное обращение набазе банкнот федеральных резервных банков (действует до сих пор).
Можно выделить следующиеэтапы эволюции денежно-кредитной системы США:
1 этап: конец XVІІІст. – 1873 г. –период существования биметаллической денежной системы.
Это был этап формированиянациональной денежно-кредитной системы США, который начался с появленияамериканской национальной валюты. Годом ее рождения считается 1785 г., когда решением Конгресса США национальной денежной единицей был определен доллар США,содержащий 24,34 г серебра, и был создан первый банк Соединенных Штатов. Доэтого денежное обращение на американском континенте обслуживалось английскимифунтами стерлингов и испанскими серебряными долларами. А фактическинациональная система денежного обращения стала формироваться в США с 1792 г. после принятия закона о чеканке монет, согласно которому в стране официально была введенабиметаллическая денежная система валюты: доллар мог параллельно чеканиться какиз серебра, так и из золота.
Соотношение между золотоми серебром устанавливалось на уровне 1:15, а в 1834 г. оно изменилось исоставило 1:16. В первом случае стоимость серебра была завышена, в другом –занижена. Поэтому практически до 1834 г. в обращении преобладало серебро, апотом – золото. Одновременно в США осуществлялся децентрализованный выпусксобственных банкнот частными банками, т.е. осуществлялась банкнотная эмиссия.
Появление банкнот всоставе денежной системы США приходится на конец ХУШ ст. (период гражданскойвойны 1861-1865 гг.), когда банки прекратили размен банкнот на золото исеребро.
 В 1863 г. был принятфедеральный закон о создании национальной банковской системы (Федеральнойрезервной системы). В соответствии с этим законом исключительное право эмиссиибанкнот предоставлялось федеральным резервным банкам.
Более всего золотых монетв составе наличного денежного обращения было перед гражданской войной: в 1860г. их удельный вес достиг почти половины наличной денежной массы. Во времягражданской войны, когда свободный обмен бумажных денег на золото был упразднени эмиссия необеспеченных бумажных денег резко возросла, население началосохранять золотые монеты как сокровища. В результате этих изменений во временапослевоенного восстановления экономики в 1870 г. удельный вес золотых монет вналичном денежном обращении составлял около 10%. Максимальное увеличение удельноговеса золотых монет произошло в 1900 г., когда их денежное обращение превысило29%. После этого происходило только его снижение.
2 этап: 1873 – 1934гг. – периодзолотого стандарта
В 1873 г. после решенияправительства Соединенных Штатов о прекращении свободной чеканки серебрафактически закончился период биметаллизма и был осуществлен переход к золотомумонометаллизму.
Однако фактическибиметаллизм сохранялся до 1900 г., когда в США был принят закон о золотомстандарте, который окончательно утвердил денежную единицу – доллар ссодержанием в нем 1,50463 г золота. Это стало важным шагом в укрепленииденежной системы США и упорядочении эмиссии денег. Золотой стандарт просуществовалв США до 1934 г.
Падение роли золотыхмонет в наличном обороте к началу XХ ст. — объективный процесс, и объясняетсяизменениями в структуре денежной системы под влиянием развития экономикистраны. В этот период возрастает численность расчетов через банки сиспользованием кредитных инструментов, вместе с тем в структуре наличногомонетного обращения увеличивается доля банкнот. Их золотое обеспечение оказалозначительное влияние на становление и развитие денежно-кредитной системы США вконце XІ — начала XX ст.
Экономика СоединенныхШтатов не испытала разрушительного влияния Первой мировой войны, поэтомугосударству удалось сохранить золотое обращение дольше европейских стран. СШАбыли вынуждены отказаться от золотого стандарта из-за экономического кризиса1929-1933 гг., это привело к радикальным изменениям в экономике и устройстведенежно-кредитной системы страны. Из многих мероприятий по перестройкеденежно-кредитной системы США важнейшими стали отказ от золотомонетного обращенияи последующая девальвация доллара на 40,9% — содержание золота в доллареснизилось с 1,50463 до 0, 888671 г чистого золота, цена покупки золотаказначейством США, соответственно, увеличилась с 20,67 до 35 долл. за 1тройскую унцию. В ходе реформы денежной системы во время кризисагосударственная власть США фактически провела национализацию монетарного золота.
Два принятыхзаконодательных акта вменили в обязанность банков и фирм продать имеющееся уних золото федеральным резервным банкам и казначейству по официальному курсу.Был введен запрет на владение монетарным золотом и операции с ним для частныхлиц, компаний и банков. Эти мероприятия позволили предотвратить спекуляциидрагоценным металлом в условиях нестабильности денежной системы после кризиса.В начале 1934 г. проведена девальвация доллара США. И хотя официальное золотоесодержание было сохранено, обмен долларов на золото во внутреннем обращениипрекратился и действовал только в сфере валютных расчетов до 1971 г.
Золотомонетное денежноеобращение стало базой для современной денежно-кредитной системы, основанной наобращении бумажных денег, т.е. имел место переход от саморегулирующейся крегулируемой кредитно-денежной системе.
 
Таблица 1 – Эволюцияденежно-кредитной системы СШАЭтап Денежная система Кредитная система
1 этап:
конец XVIII-1873 г.
Период существования биметаллизма
1785 г. – введена национальная денежная единица – американский доллар (24,34г серебра)
Создан первый монетный двор в Филадельфии
1792 – введена система биметаллизма (доллар свободно чеканится как из серебра, так и из золота)
1791 г. — создан Первый банк Соединенных Штатов, санкционировавший первый выпуск национальных денег (государство выдало на 20 лет монопольный чартер)
1811 г. – ликвидация Первого банка Соединенных Штатов. Число банков возросло до 88, а за три последующих года выдано 120 новых чартеров
1819 г. – создан Второй банк Соединенных Штатов, просуществовавший до 1836 г. (обеспечил относительную стабильность в денежно-кредитной сфере). После этого – вновь увеличение числа банков и, как следствие – кредитные проблемы, чрезмерная эмиссия.
1864 г. – общенациональный банковский закон, согласно которому разрешалось учреждение банков с количеством пайщиков не менее 5 и капиталом не менее 50 тыс. долл. Эмиссионное право для банков ограничивалось 300 млн. долл.
2 этап:
1873 г. – 1934 гг.
Период золотого стандарта
1873 г. – отмена чеканки серебра (но под нажимом владельцев серебряных рудников казначейство возобновило покупку серебра для монетарных нужд)
1900 г. — де-факто введение золотого доллара (1,50463г), издание акта о золотом стандарте
1929-1933 гг. – отказ от золотомонетного обращения и последующая девальвация доллара – до 0,888671 г. Цена покупки золота казначейством возросла с 20,67 до 35 долл. за 1 тройскую унцию. Национализация государством монетарного золота.
Начало 1934 г. – новая девальвация доллара.
1907 г. – банковский кризис и биржевая паника (самый острый до 1929-1933 гг.)
1913 г. – принятие закона о ФРС (до этого – 2000 банков, из которых 7000 были эмиссионными) 3 этап: Переход к регулируемой денежно-кредитной системе
2. Характеристикаденежной системы
 
Денежная единица – долларСША
Государственные денежныезнаки – монеты и бумажные деньги. В соответствии с Федеральным законом толькоМинистерство финансов США и ФРС могут выпускать валюту США. Министерствофинансов чеканит монеты, а ФРС вместе с Министерством финансов выпускают каждыйотдельный тип бумажных денег соответственно купюры США и купюры ФРС. Набанкнотах США содержится девиз государства «Мы верим в Бога».
Монеты выпускаются внескольких номиналах в соответствии с их стоимостью:
— «пенни», или один цент– одна сотая доллара;
— «никель», или пятьцентов – пять сотых доллара;
— «дайм», или 10 центов –десять сотых доллара;
— «чвертка», или 25центов – четвертая часть доллара;
— монета в 50 центов, илиполдоллара
— монета в 1 доллар.
Бумажные деньги, которыепечатаются в США, состоят почти исключительно из купюр ФРС, которые выпускают12 региональных резервных банков ФРС. Эти купюры печатаются номиналом1,2,5,10,20,50 и 100 долларов. До 1946 г. выпускались купюры стоимостью 500, 1000, 5000 и 100000 долл. (за пределами США их уже не принимают как платежноесредство).
Организация эмиссии.Министерство США выпускает сегодня лишь один вид купюр – купюры стоимостью 100долларов. Как на купюрах Соединенных Штатов, так и на купюрах ФРС содержатсянапечатанные подписи министра финансов и казначея США.
США вводят в оборотбумажные деньги с новыми элементами защиты. Не так давно введены новые банкнотыноминалом 50 долл. Как и 100-долларовые банкноты, введенные в 1996 г., новые 50-долларовые купюры постепенно вытесняют купюры старого образца, которые будутпоступать от депозитарных учреждений до ФРС, где и будут заменяться на новые.
Денежная массаскладывается также из депозитов чековых счетов. Фактически почти три четвертивсех платежей в США осуществляются чеками.
Субъект денежногорегулирования. Создание системы современного государственного регулированияденежно-кредитных отношений США началось с принятием Конгрессом США в 1913 г. закона о создании Федеральной резервной системы (ФРС). С этого времени ФРС стала главныморганом государства по проведению денежно-кредитной политики.
ФРС контролирует процесссоздания денег с помощью резервных требований.

3.Федеральная резервная система США
 
Федеральная резервнаясистема США – центральное учреждение в банковской системе, отвечающее замонетарную политику США, центральный банк («банк банков», агент правительствапри обслуживании государственного бюджета).
В состав Федеральнойрезервной системы входят Совет управляющих, федеральные резервные банки.Федеральный комитет открытого рынка и Федеральный консультативный совет.
Главными функциямиФедеральной резервной системы являются:
— осуществление влиянияна предложение денег и кредита;
— регулирование и надзорза деятельностью финансовых учреждений;
— осуществление функцийбанковского и финансового представителя государства.
По структуре и принципамуправления ФРС существенно отличаются от центральных банков других стран. Одиниз главных принципов, положенный в ее основу при учреждении, — учет интересовместных банков относительно недопущения централизации управленияденежно-кредитной системой страны. Согласно этому принципу состоялось иразделение территории США на 12 резервных округов, в каждом из которых былорганизован федеральный резервный банк. Возглавил эту систему Советуправляющих, который находится в Вашингтоне. Это обеспечило единство денежнойсистемы государства и ее эффективность.
Правовой статус ФРСобусловлен тем, что федеральные резервные банки тесно связаны с правительствомСША и всей системой государственных учреждений. С другой стороны, федеральныерезервные банки формально не являются государственными, так как их капиталобразуется за счет взносов частных коммерческих банков, которые становятсячленами ФРС.
Структура ФРС
1.Совет Управляющих
2. 12 региональныхФедеральных резервных банков.
3. Банки – члены ФРС
4. Депозитные учреждения– не члены ФРС.
Совет управляющих.Координирует и направляет деятельность ФРС.
Состоит из семи членов,которые назначаются президентом США сроком на четырнадцать лет. Обеспечиваетсяравное представительство от различных округов ФРС. Их кандидатуры проходятобязательное согласование в Сенате США. Один из членов Совета управляющихизбирается его председателем сроком на четырех года.
Основные функции Советауправляющих ФРС:
— установлениепредусмотренных законом в пределах норм обязательных резервов, которыебанки-члены должны держать на счетах в федеральных резервных банках;
— рассмотрение иутверждение учетных ставок, которые устанавливаются федеральными резервнымибанками;
— определение размеровмаржи по банковским займам и биржевым ценным бумагам;
— определение политикиотносительно покупки и продажи государственных ценных бумаг;
— осуществление надзораза деятельностью федеральных резервных банков;
— надзор за эмиссией иизъятием из обращения банкнот;
— регулирование отношенийфедеральных резервных банков с иностранными банками.
Федеральный комитетоткрытого рынка. Важнейший орган по денежно-кредитной политике ФРС. Был основанв 1936 г. при Совете управляющих. Федеральный комитет по операциям на открытомрынке отвечает за политику содействия экономическому росту, занятостинаселения, стабильности ценообразования, постоянства механизма международнойторговли и платежей. Его основной функцией является влияние на конъюнктурурынка через механизмы финансового и денежного рынков.
В состав комитета входитсемь членов Совета управляющих и пять представителей от федеральных резервныхбанков. Каждый год отчет о деятельности комитета включается в общий отчетСовета управляющих Конгрессом США.
Федеральные резервныебанки. Созданы Конгрессом США как функциональные органы централизованнойбанковской системы страны. Они являются проводником директив Совета Управляющихи играют важную роль в реализации монетарной политики США. Они ежедневноотчитываются перед Советом, который суммирует и обрабатывает поступающуюинформацию и публикует отчет в конце каждой недели.
Федеральные резервныебанки осуществляют оперативную связь с другими коммерческими банками. Каждыйтакой резервный банк возглавляется правлением из девяти директоров (шестероизбираются банками-членами округа, трое назначаются Советом управляющих, причемодин из них становится председателем правления).
В функции федеральныхрезервных банков входят:
— эмиссия наличныхсредств (банкнот, казначейских билетов и разменной монеты);
— хранение обязательныхрезервов банков-членов ФРС;
— кредитованиекоммерческих банков;
— финансовое обслуживаниеказначейства США.
Территория США разделенана 12 федеральных резервных округов. Их границы не совпадают с границамиштатов. В главном городе каждого округа (в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии,Кливленде, Далласе, Сан-Франциско, Ричмонде, Атланте, Чикаго, Сент-Луисе,Канзас-Сити, Миннеаполисе) находится федеральный резервный банк, которыйосуществляет эмиссию банкнот и прочие функции центрального банка длякоммерческих банков округа. Большинство федеральных резервных банков имеютотделения. Существует 25 таких отделений.
Банки-члены ФРС.Приблизительно 40% (почти 10 тыс.) коммерческих банков США являются членамиФРС. Национальные банки обязаны быть членами ФРС, банки штатов могутприсоединиться к ней, выполнив определенные требования. Банки-члены ФРС вкаждом округе являются акционерами резервного банка, который обслуживает данныйокруг. Каждый банк-член ФРС обязан постоянно покупать государственные ценныебумаги (на сумму до 6% от собственного уплаченного капитала) в окружномрезервном банке и принять условия обязательных проверок их операций представителямиФРС.
Консультативные органы. Кним принадлежат Федеральный консультативный совет, Консультативный совет повопросам состояния потребителей и Консультативный совет по вопросамдеятельности сберегательных учреждений. Федеральный консультативный советпроводит совещания с Советом управляющих по экономическим и банковским вопросами дает рекомендации относительно деятельности ФРС. В состав совета входитдвенадцать членов — по одному от каждого резервного округа. Консультативныйсовет по вопросам положения потребителей консультирует Совет управляющих повопросам защиты интересов потребителей. Консультативный совет по вопросамдеятельности сберегательных учреждений предоставляет информацию и результатыанализа проблем сберегательных учреждений. В состав совета входят представителисберегательных банков, судно-сберегательных ассоциаций, кредитных союзов.
К рычагам влияния наденежно-кредитную политику ФРС относятся:
— регулирование учетнойставки — ставки процентов, которую платят коммерческие банки за одолженные уфедеральных резервных банков деньги;
— установление нормыобязательного резервирования — процент депозитов, установленный ФРС, которыйкоммерческие банки обязаны держать денежный наличностью в хранилищах или надепозитных счетах в федеральных резервных банках;
— операции на открытомрынке (купля-продажа государственных ценных бумаг).
 
4. Инфраструктураденежно-кредитной системы
 
Общая структураденежно-кредитной системы США такова:
На первом уровнеденежно-кредитной системы находится Федеральная резервная система.
На втором уровне — коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые учреждения.
Коммерческие банки играютособую роль в денежно-кредитной системе США и делятся на универсальныекоммерческие банки и специализированные коммерческие банки.
Универсальные банки — типкоммерческих банков, которые осуществляют все виды банковских операций, включаякредитования частных компаний, физических лиц, фермеров и государства,размещают депозиты, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, международныевалютно-расчетные операции, управление активами и прочие услуги.
В структуре активовуниверсальных коммерческих банков около 20% приходится на долю мелких и среднихкоммерческих банков регионального и местного типов.
К мощнейшим универсальнымкоммерческим банкам США относятся, в частности, «Сити Корп.»,«Бенк оф Америка», «Чейз Манхеттен Корп.» (см. таблицу).
 

Таблица 2 – Самые крупныебанки США (90-е гг.)Банк Активы, млрд. долл. Активы всех коммерческих банков, % Citicorp, Нью-Йорк 217 6,4 Bank of America Corp., Сан-Франциско 111 3,3 Chase Manhattan Corp., Нью-Йорк 98 2,9 J. P. Morgan & Co., Нью-Йорк 93 2,7 Securiti Pacific Corp., Лос-Анджелес 85 2,5 Chemical Bank Corp., Нью-Йорк 73 2,2 NCNB Corp., Шарлоте 65 1,9 Bankers Trust Corp., Нью-Йорк 64 1,9 Manufacturers Hanover, Нью-Йорк 62 1,8 Wells Fargo & Co, Сан-Франциско 56 1,7 Итого: 924 27,3
Специализированные банки- тип коммерческих банков, которые специализируются на проведении определенныхбанковских операций.
Среди специализированныхкоммерческих банков Соединенных Штатов выделяются инвестиционные банки, которыевозникли в период гражданской войны (186І-І865 гг.) для размещения облигацийфедерального правительства и Экспортно-импортный банк США.
Инвестиционные банки — специализированные коммерческие банки, которые осуществляют финансированиеинвестиций частных предприятий и государства. Кроме предоставления кредитовинвестиционные банки осуществляют куплю-продажу ценных бумаг, организуютслияния компаний.
Экспортно-импортный банкСША — государственный специализированный банк, созданный в 1934 г. Банкявляется важным звеном государственного регулирования экономики, внешнейторговли и международных кредитных отношений. Деятельность банкарегламентируется отдельным законом, принятым в 1945 г. Главной задачей банкаявляется содействие экспорту американских товаров путем предоставления займовиностранным импортерам и гарантий американским коммерческим банкам по внешнимзаймам. Банк выдает средне- и долгосрочные ссуды (до 12 лет, в отдельныхслучаях до 20 лет). Кредиты иностранным компаниям и правительствам, какправило, связаны с оплатой товаров мощнейших американских компаний(«Дженерал Электрик», «Боинг» и др.). Ресурсы банка состоятиз собственного капитала, который належит министерству финансов, и займов казначейства.
Кроме коммерческих испециализированных банков инфраструктура денежно-кредитной системы СоединенныхШтатов включает и другие небанковские, кредитно-финансовые институты. Рольнебанковских институтов возрастает и составляет конкуренцию коммерческим банкамособенно в сфере долгосрочного кредита.
Федеральные кредитныеучреждения — специализированные государственные кредитные учреждения, которыедействуют в сфере сельского хозяйства, жилищного строительства, высшегообразования. Их главные задачи — поддержка стабильности главных звеньевденежно-кредитной системы и дополнение частного бизнеса.
Государственная системакредитования сельского хозяйства. Создана в 1916 г. по инициативе КонгрессаСША. Система кредитования состоит из кооперативных банков, федеральныхпосреднических кредитных банков и федеральных земельных банков, выпускаетценные бумаги для аккумуляции средств под кредитование фермерских хозяйств.
В систему кредитованиясельского хозяйства входит семь кооперативных банков, которые обеспечиваютпредоставление средств 232 локальным ассоциациям заемщиков. Кроме того,существуют два банка, созданные специально для удовлетворения потребностейсельскохозяйственных кооперативов, систем электронной и телефонной связиводоснабжения и канализации. Эти банки финансируют также экспортсельскохозяйственной продукции.
Государственная системакредитования строительства жилья. Функционирует через три государственныхучреждения, которые обеспечивают средствами рынок заставных через продажуоблигаций с использованием средств на закупку заставных: Федеральнуюнациональную ипотечную ассоциацию, Правительственную национальную ассоциациюипотечного кредита, Федеральную компанию ипотечного кредита жилищногостроительства.
Государственная системакредитования получения высшего образования. Включает студенческую ассоциациюрыночных займов, которая обеспечивает средствами получение высшего образованиячерез студенческие займы, предоставленные частными финансовыми институтами подгарантированную программу студенческих займов.
Пенсионные фондывыполняют посреднические функции и гарантируют участникам еще один вид защиты — выплаты дохода после выхода на пенсию. Различаются пенсионные фонды по формеорганизации и управления, по структуре активов. Пенсионная система обеспечиваетсясредствами за счет взносов и доходов от инвестирования в ценные бумаги.
Важнейшей системойпенсионного обеспечения является социальное обеспечение государства — страховойфонд для практически всех акционеров, занятых в частном секторе. В 1974 г.Конгресс принял закон о гарантии прибылей работникам, которые вышли на пенсию.В соответствии с этим законом была создана Корпорация по гарантированиюпенсионных выплат. Корпорация страхует пенсионные выплаты суммой до 2250долларов США на месяц каждому лицу на случай, если пенсионный фонд обанкротитсяили не сможет выполнить обязательств. Пенсионные фонды Соединенных Штатов имеютстатус наибольшего институционального инвестора в мире.
Страховые компанииспециализируются на страховании жизни и имущества и функционируют в финансовомпосредническом бизнесе. В США насчитывается около 2 тыс. компаний пострахованию жизни и свыше 3 тыс. компаний по страхованию имущества.
К другим небанковскимфинансово-кредитным институтам относятся инвестиционные компании, кредитныесоюзы, заемно-сберегательные ассоциации и финансовой компании.
С развитием финансовогозаконодательства США постепенно устранены законодательные расхождения междутипами небанковских кредитно-финансовых институтов. Они получили возможностьзаниматься операциями, которые раньше считались прерогативой толькокоммерческих банков. Это оказало содействие усилению конкуренции на кредитномрынке Соединенных Штатов и внедрению новых финансовых инструментов.
Американскиеинституциональные инвесторы контролируют большую часть активов финансовогорынка. Небанковские финансово-кредитные учреждения управляют активами на более8 трлн. долларов США.
В заключение следуетотметить некоторые особенности банковской системы в США:
— локальная концентрация– сосредоточение основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах.Например, в распоряжении банков 5 штатов находилось ½ ресурсов банковСША.В одном штате Нью-Йорк сосредоточено 18 % ресурсов банков-членов ФРС.
— концентрация банковскихресурсов в немногих крупных банках. Например из общего числа 10 000банков, только 160 владели 57 % совокупных активов банков.
— слияние банков. Особенностьюслияний является их скрытый характер. Крупные банки используют ресурсы мелкихбанков через систему корреспондентских отношений. Например, через межбанковскиедепозиты. Формой скрытого слияния банков является система переплетающихсядиректоратов – взаимного участия директоров одного банка в управлении других.
— система цепной связи –форма скрытой концентрации банков. Целая цепь банков объединяется соглашениемвременного характера о совместном ведении крупных финансовых операций илипостоянным соглашением о взаимной поддержке и взаимном обмене акциями,осуществлении единообразной кредитной политики.
— система банковскиххолдингов. Причина создания – попытка обойти разнообразные ограничения на видыдеятельности, которыми могут заниматься кредитные учреждения или ограничения нарасширение сети отделений и филиалов в отдельных регионах и штатах.

Литература:
1. Іванов В.М.,Софіщенко І.Я. Грошово-кредитні системи зарубіжних країн: Курс лекцій – К.:МАУП,2001 – с. 73-86.
2. Лысенков Ю.М.,Коротка Т.А. Грошово-кредитні системи зарубіжних країн. – К.: Зовнішняторгівля, 2005 – с.31-39.
3. Рудый К.В.Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие.-М.: Новое издание,2004 – с.56-79.
4. Шамова І.В.Грошово-кредитні системи зарубіжних країн: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 2001 –с.31-36, 129-143.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :