Реферат по предмету "Финансовые науки"


Государственные целевые фонды. Их формирование и использование

Министерствообразования Республики Беларусь
БЕЛОРУССКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультеттехнологий управления и гуманитаризации
Кафедра«Таможенное дело»
Доклад
по дисциплине «Финансы»
тема: «Государственныецелевые фонды. Их формирование и использование»
Содержание
1. Понятие и виды целевых денежныхфондов
2. Государственные целевые бюджетные фонды
3. Государственные внебюджетные фонды
Литература
1. Понятие и виды целевых денежных фондов
Появление целевыхденежных фондов произошло задолго до возникновения единого централизованногоденежного фонда государства-бюджета — в виде специальных фондов и особыхсчетов. С расширением деятельности государство нуждалось во всё новых расходах.Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались дляособых целей. Они носили временный характер. С выполнением государствомнамеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали своёсуществование.
Наличие в составефинансовой системы в качестве самостоятельного звена государственных целевыхвнебюджетных фондов, а также выделение в бюджетной системе государственныхцелевых бюджетных фондов обусловлено необходимостью эффективногоперераспределения публичных финансовых ресурсов в рамках их изыскания дляфинансирования отдельных отраслей народного хозяйства или для выполнениягосударством социально значимых задач(например, пенсионное обеспечение).
Зарубежный опытфинансовой деятельности показывает, что даже при наличии сильногоцентрализованного бюджета существует необходимость в обособлении частифинансовых ресурсов для решения определённых задач. Но в зарубежных странахтакое обособление финансовых средств происходит в весьма ограниченномколичестве, в строгом соответствии с законодательством и при достаточно низкомуровне налогообложения.
Государственныецелевые бюджетные фонды представляют собой особую форму образования и расходованияденежных средств на обеспечение строго целевого финансирования конкретныхмероприятий на наиболее приоритетных участках социального и экономическогоразвития страны.
Для данных фондов характерночёткое установление доходных источников, позволяющих достаточно точнопрогнозировать объёмы средств этих фондов и контролировать целевоеиспользование финансовых ресурсов.
Особенности этих фондов:
1)  Создаются только на основаниинормативно-правового акта(закона, постановления и др.);
2)  Формируются компетентнымуполномоченным органом;
3)  Образуются с заранее установленнойцелью;
4)  Подлежат государственному финансовомуконтролю;
5)  Являются институтом финансовойсистемы.
Государственные целевыебюджетные фонды классифицируются по различным основаниям.
По правовому положениюони делятся на государственные (республиканские) и местные.Первые находятся в распоряжении центральных органов управления, вторые- враспоряжении органов местного управления и самоуправления.
В зависимости от целевойнаправленности расходования денежных средств они делятся на фонды социальногоназначения и экономические фонды. Первые предназначены длярешения задач социального характера. Вторые имеют экономическую направленность.
В зависимости от сроковсоздания различают целевые фонды, создаваемые на временной основе (какправило, это целевые бюджетные фонды, образуемые в составе бюджета, которыйпринимается на год, и при возобновлении в последующем году целевые бюджетныефонды не всегда создаются вновь), и постоянные( обычно к ним относятсяцелевые внебюджетные фонды, создаваемые на длительный срок для финансированияважных государственных направлений).
В настоящее время вРеспублике Беларусь системы государственных денежных фондов представлена каксовокупность следующих фондов:
ü  Специальных фондов, аккумулированныхв бюджетах различных уровне (бюджетные фонды);
ü  Образуемые за пределами бюджетнойсистемы (внебюджетные фонды). 2.Государственные целевые бюджетные фонды
денежный фондбюджетный целевой
Специфика целевыхбюджетных фондов в отличие от бюджета состоит в том, что фонды функционируют в большинствеслучаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счёткоторых они формируются, либо для компенсации использования отдельнымиэкономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом.
Подп. 1.29 п.1 ст. 2 БКпод государственным целевым бюджетным фондом понимаетсовокупность денежных средств, формируемую в составе республиканского бюджета,местных бюджетов за счёт определённых доходов и (или) средств республиканскогобюджета, местных бюджетов и иных источников, используемую на определённые цели,в том числе в соответствии с бюджетными программами, утверждёнными в установленномпорядке.
В РБ перечень целевыхбюджетных фондов ежегодно устанавливается законом о республиканском бюджете наочередной финансовый год. Практика последних лет показывает, что на территорииРБ существуют следующие государственные целевые бюджетные фонды:
¨ Республиканскийфонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия иаграрной науки;
¨ Республиканскийдорожный фонд;
¨ Фонд охраныприроды;
¨ Фонднационального развития;
¨ Фонд организациисбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;
¨ Фондуниверсального обслуживания (резерв универсального обслуживания);
¨ Инновационныефонды.
Сбор в республиканскийфонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия иаграрной науки взимается с организаций по ставке 1 % от выручки, полученнойот реализации продуктов, товаров (работ и услуг) (банками и небанковскимикредитно-финансовыми организациями, организациями независимо оторганизационно-правовой формы, осуществляющими торговую, заготовительнуюдеятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания,страховыми организациями).
Финансирование затрат,связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией)автомобильных дорог на территории РБ осуществляется за счёт средствсоответствующих государственных целевых фондов – дорожных фондов,которые подразделяются на: республиканский дорожный фонд и местные дорожныефонды. Образуются в соответствии с Законом РБ от 23 декабря 1991 г. «О дорожных фондах в Республике Беларусь».
Средства дородных фондовобразуются за счёт:
o  Налога на приобретение автомобильныхтранспортных средств;
o  Сбора за проезд автомобильныхтранспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общегопользования в РБ;
o  Платы за проезд тяжеловесных икрупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогамобщего пользования РБ;
o  Платы за проезд по платнымавтодорогам и мостам.
Фонды охраны природы образуются на республиканском иместном уровнях. Формируются за счёт:
o платежей завыбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
o платежей засбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
o платежей заразмещение отходов производства и размещение товаров, помещённых под таможенныйрежим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов,образующихся в результате уничтожения товаров, помещённых под этот режим;
o республиканскогосбора за предоставление права ввоза на территорию РБ озоноразрушающих веществ;
o доходов отреализации конфискованных или иным образом обращённых в доход государстваорудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажинезаконно добытой с помощью этих орудий продукции;
o возмещение вреда,причинённого в результате вредного воздействия на окружающую среду;
o иных доходов.
Важным источникомформирования фонда является республиканский сбор при ввозе на территорию РБозоноразрушающих веществ ( в соответствии с указом президента от 19 апреля 2006 г. № 261), который взимается на территории РБ в целях защиты жизни и здоровья человека иокружающей среды от неблагоприятных последствий, вызываемых разрушениемозонового слоя, а также создания экономических основ его охраны.
Плательщиками сбораявляются юридические лица РБ, иностранные и международные организации, простыетоварищества, хозяйственные группы и ИП, ввозящие на территорию РБ данныевещества.
Сбор взимается по ставке0.6 базовой величины за 1 кг озоноразрушающих веществ.
В целях реализациинаиболее важных экономических и социальных проектов государства УказомПрезидента РБ от 28 декабря 2005 г. № 637 образован государственный целевойфонд национального развития.
Источники формирования:
o часть прибыли (дохода) отдельныхвысокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений,являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх частиприбыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с п. 1 Указа;
o иные источники, не запрещённыезаконодательством.
Перечень унитарныхпредприятий, государственных объединений, являющихся коммерческимиорганизациями, и хозяйственных обществ, размер части прибыли, подлежащейперечислению в фонд, порядок и сроки перечисления устанавливаются ежегодноСоветом министров РБ по согласованию с Президентом РБ.
Расходы фондаосуществляются по согласованию с Президентом РБ.
В целях развития услугэлектросвязи Указом Президента РБ от 20 февраля 20007 г. № 96 «О финансировании развития услуг электросвязи общего пользования» в составереспубликанского бюджета создан государственный целевой фонд универсальногообслуживания (резерв универсального обслуживания).
Образуется за счётобязательных отчислений операторов электросвязи (юридическое лицо или ИП,оказывающие услуги электросвязи на основании специального разрешения (лицензии)на деятельность в области связи) в размере 1,5 % доходов от оказания услугэлектросвязи.
Средства резерва отправляютсяисключительно на капитальные вложения, связанные с оказанием услуг электросвязиобщего пользования, предоставления которых государство гарантирует всемпользователям услуг электросвязи на территории РБ по доступным тарифам.
В целях улучшенияэкологической ситуации и повышения эффективности сбора и использования отходовв качестве вторичного сырья Указом Президента РБ 10 июля 2006 г. № 437 образован государственный целевой бюджетный фонд организации сбора (заготовки) и использованияотходов в качестве вторичного сырья.
Источники формирования:
o остатки средств, поступивших наспециальный расчётный счёт Министерства торговли в 2005-2006 гг. в виде платыза организацию сбора и переработки стеклянной тары и тары на основе бумаги икартона;
o иные не запрещённые законодательствомисточники.
Средства фонданаправляются на:
—  выполнениеэкспериментальных, опытных и проектных работ, связанных со сбором (заготовкой)и использованием отходов в качестве вторичного сырья;
—  разработку,изготовление, приобретение оборудования для организации раздельного сбора(заготовки) и использования вторичных ресурсов, приобретение транспортныхсредств для транспортировки вторичного сырья;
—  возмещениеорганизациям, занимающим раздельный сбор и переработку отходов в качествевторичного сырья, затрат на их проведение, которые не компенсируются денежнымисредствами, получаемыми от реализации вторичного сырья;
—  иные цели в сфереобращения с отходами, определяемые Президентом РБ.
Направления и размеры использованиясредств фонда на очередной финансовый год устанавливаются Президентом РБ.
Инновационные фондыобразуются республиканскими органами государственного управления, инымигосударственными организациями, подчинёнными Правительству РБ, Белорусским республиканскимсоюзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси,облисполкомами и Минским горисполкомом за счёт отчислений в размере 0.25 %отсебестоимости продукции входящих в их состав организаций.
Средства инновационногофонда могут использоваться на:
o финансированиенаучно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологическихработ, выполняемых в рамках президентских программ;
o государственных народнохозяйственныхи социальных программ;
o финансирование государственных,отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных проектов;
o создание и развитие производств,основанных на новых и высоких технологиях;
o финансирование программ поэнергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий иоборудования, а также расходов по реализации международных проектов в областиэнергосбережения с участием РБ;
o иные цели, определяемые ПрезидентомРБ либо Правительством. 3.Государственные внебюджетные фонды
Первоначальновнебюджетные фонды появились в виде специальных фондов либо особых счетовзадолго до появления единого централизованного фонда государства, т.к.государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась в новыхрасходах, требовавших средств для своего покрытия. Средства концентрировались вособых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носиливременный характер.
Создание специальныхфондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферыдеятельности правительства в области военных расходов, научных исследований,регулирования внешнеэкономического развития страны, внешнеэкономическойдеятельности и выплат населению.
Государственные целевыевнебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение, т.е. средствавнебюджетных фондов не консолидируются в бюджетах различных уровней.
Внебюджетные фондысоздаются двумя путями:
ü  выделение из бюджета определённыхрасходов, имеющих особо важное значение;
ü  формирование внебюджетного фонда ссобственными источниками доходов.
Отличительные чертывнебюджетных фондов:
ü  представляют определённуюсовокупность денежных средств, финансовых ресурсов, находящихся в собственностигосударства;
ü  создаются внебюджетные фонды дляфинансирования вполне определённых задач с запретом направлять аккумулированныев них финансовые ресурсы на другие цели, чем это было предусмотрено приформировании фонда;
ü  накопленные в внебюджетных фондахресурсы находятся в оперативном управлении определённого государственногоучреждения, которые в ряде случаев специально создаются для выполнения этойзадачи;
ü  их денежные средства находятся всобственности государства;
ü  источники формирования и направлениярасходования средств внебюджетных фондов ежегодно указываются в актах,принимаемых соответствующими законодательными органами государственной власти;
ü  наличие собственных источниковдоходов.
В соответствии сподп.1.27 п.1 ст.2 БК государственный внебюджетный фонд – фондденежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканскогобюджета и местных бюджетов для осуществления определённых задачи функцийгосударственных органов.
Создание государственныхвнебюджетных фондов, определение источников их образования, порядкаформирования и использования осуществляются Президентом РБ и (или) законами,если иное не установлено Президентом РБ.
Распорядителем средствгосударственного внебюджетного фонда является государственный орган, на которыйвозложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующихдоходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствамибюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.
Средства государственныхвнебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.
К государственнымвнебюджетным фондам применимы аналогичные процессуальные действия, как и креспубликанскому и местному бюджетам.
Исполнение бюджетовгосударственных внебюджетных фондов осуществляется через единый казначейскийсчёт, если иное не предусмотрено Президентом РБ.
Основным государственнымвнебюджетным фондом на территории РБ является Фонд социальной защитынаселения Министерства труда и социальной защиты населения РБ. Он призванобеспечить реализацию конституционного права граждан на социальное обеспечениев старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потерикормильца и в других случаях, предусмотренных законом.
Фонд является органомгосударственного управления средствами государственного социального страхованияв структуре Министерства труда, но в то же время выполнение основных задачФонда обеспечивается внебюджетными денежными средствами, что позволяет егорассматривать как государственный внебюджетный фонд. Дискуссионность вопросаопределения статуса фонда связана ещё и с тем, что с 2004 г.средства Фонда включаются в республиканский бюджет, несмотря на то, что закон ореспубликанском бюджете на очередной финансовый год определяет его внебюджетныйстатус.
Фонд призванспособствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих втрудовом процессе. Средства государственного социального страхования образуютсяза счёт:
o обязательных стразовых взносов;
o взносов на профессиональноестрахование;
o ассигнований из республиканскогобюджета;
o доходов от капитализации временносвободных средств государственного социального страхования;
o доходов от размещения взносов нопрофессиональное пенсионное страхование;
o поступлений по обратному требованию кюридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам,ответственным за причинённый вред согласно законодательству в размере суммыпособий и пенсий, выплачиваемых в связи с увечьем или иным повреждениемздоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;
o сумм недоимок, пеней иадминистративных штрафов;
o других поступлений.
Основным источникомформирования доходной части фонда являются обязательные страховые взносы,плательщиками которых являются :
o работодатели — юридические лица(включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность натерритории РБ), их представительства, филиалы, ИП и частные нотариусы,предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовымдоговорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ исоздание объектов интеллектуальной собственности, физические лица,предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, юридические лица,предоставляющие работу на основе членства в юридических лицах любыхорганизационно-правовых форм;
o работающие граждане;
o физические лица, самостоятельноуплачивающие обязательные страховые взносы.
От уплаты обязательныхстраховых взносов в Фонд на пенсионное страхование освобождаются работодатели вчасти выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы.
В целях укрепленияматериально-технической базы гражданской авиации республики Указом ПрезидентаРБ от 23 октября 2003 г. №465 «Об образовании государственного внебюджетногофонда гражданской авиации» установлено образовать государственныйвнебюджетный фонд гражданской авиации
Формируется за счёт:
o прибыли (до 50 %), которая остаётся враспоряжении авиационных организаций, подчинённых Министерству транспорта икоммуникаций (Минсктранс), после уплаты налогов, др. обязательных платежей вбюджеты;
o выручки от реализации имуществаавиационными организациями, подчинённых Минсктрансу;
o прибыли от деятельностинегосударственных организаций в области гражданской
авиации.
Средства фондаиспользуются на:
o приобретение подоговору финансовой аренды новых воздушных судов и обучение персонала ихэксплуатации;
o финансированиеработ по поддержанию летной годности парка воздушных судов, эксплуатационнойгодности аэродромов и аэропортов;
o уплату членскихвзносов в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) иМежгосударственный авиационный комитет (МАК)
o приобретениенаучно-технической документации по отраслевым направлениям деятельности;
o строительство,реконструкция зданий, инженерных, транспортных коммуникаций и сооружений, атакже их модернизацию;
o приобретениеоборудования, выполнение проектно-изыскательных работ по объектам гражданскойавиации и др.
В целях развития производственнойбазы республиканских унитарных предприятий, исправительных учреждений и лечебно-трудовыхпрофилакториев, подчинённых Департаменту исполнения наказаний Министерствавнутренних дел, Указом Президента РБ от 2 июня 2006 г. № 373 «Об образовании государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказанийМинистерства внутренних дел» в РБ образован государственный внебюджетныйфонд Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел.
Источники формирования:
o прибыль (до 10 %), остающаяся враспоряжении республиканских унитарных производственных предприятий, починённыхДепартаменту после уплаты налогов;
o превышение доходов над расходами ( до10 %) исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев, подчинённыхДепартаменту, от осуществления хозяйственной деятельности после уплаты налогов;
o денежные суммы, полученные захранение средств Фонда на отдельном счёте Департамента в банке после уплатыналогов;
o иные средства в соответствии сзаконодательством.
 Средства Фонда могутиспользоваться на:
o осуществлениецентрализованных закупок оборудования, сырья и материалов для организаций,подчинённых Департаменту;
o создание рабочихмест для лиц, обязанных в соответствии с законодательством возмещать расходы,затраченные государством на содержание детей, находящихся на гос. Обеспечении;
o и др.
В целях стабилизациифинансового положения государственных организаций, подчинённых Министерствусвязи и информатизации, а также дальнейшего развития в стране связи иинформатизации Указом Президента РБ от 18 апреля 2006 г. № 241 «Об образовании государственного внебюджетного фонда стабилизации Министерства связи иинформатизации » образован государственный внебюджетный фонд стабилизацииМинистерства связи и информатизации.
Источники формирования:
o часть прибыли остающаяся угосударственных организаций, подчинённых Министерству связи и информатизации;
o доходы (проценты) от хранения в банкесредств Фонда на текущем счёте Министерства связи и информатизации в бел.рублях после уплаты налогов.
Средства фондаиспользуются на:
o финансированиерасходов на содержание центрального аппарата Минсвязи;
o уплату членскихвзносов в Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз всоответствии с международными договорами РБ;
o укреплениематериально-технической базы и пополнение оборотных средств подчинённыхорганизаций, а также закреплённых за Минсвязи в соответствии сзаконодательством с/х организаций.
Литература
Пилипенко А.А. «Курс финансовогоправа. Учебное пособие».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рамнузиум двухцветный
Реферат 1. 3 Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе», основные проявления и факторы школьной дезадаптации
Реферат Психические особенности у подростков связанные с пенитенциарным стрессом
Реферат «лицейский компонент на уроках английского языка»
Реферат Авлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя
Реферат Поиск информации в Интернете по теме "Учет амортизации (износа) основных средств"
Реферат Pippin
Реферат Жіноча зачіска на основі моди Японії
Реферат Основные среды биосферы
Реферат Проведение финансовой политики в России
Реферат Арбитражный управляющий права обязанности ответственность Банкротство отсутствующего должника
Реферат Анализ влияния поведения российских потребителей на форматы розничной торговли в России
Реферат А. С. Пушкин в творчестве Марины Цветаевой
Реферат Julius Caesar Power
Реферат Учётная политика. Организация и формы бухгалтерского учёта на предприятиях малого бизнеса