Реферат по предмету "Финансовые науки"


Государственный долг РФ: его динамика и структура

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
(ИНЭКА)
Кафедра Финансов и бухгалтерского учета
Курсовая работа
По дисциплине: «Финансы»
На тему
Государственный долг РФ: его динамика и структура
Выполнил студент
Саппарова С.А
Группа: 5316
Специальность: 080105
Проверил
ассистент кафедры ФиБУ
А.А. Елакова
г. Набережные Челны – 2010г.

Содержание
Введение
Глава 1.Государственный долг: понятие, сущность, виды
Глава 2. Анализсостояния и динамика государственного долга
2.1 Анализ динамики иструктуры государственного внешнего долга РФ
2.2 Анализ динамики иструктуры внутреннего государственного долга РФ
Глава 3. Управлениегосударственным долгом: проблемы и возможности
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Вопросо государственном долге связан с самим фактом непосредственного участиягосударства в экономической жизни общества. Участие это в современных условияхопределяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста,суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.
Необходимостьгосударственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действиезакона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибылипутем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянииразрешать макроэкономические проблемы. Напротив, механизм распределенияресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливекапитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствиюмежду совокупным спросом и совокупным предложением.
Идеягосударственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долгиправительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако наоснове данного подхода государственный долг как проблема не существует, заисключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку всеграждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственногодолга, и должниками по нему.
Поэтомуочевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальнойэкономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг припогашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенныеизменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьмазначительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннегодолга приводит к перераспределению доходов внутри страны.
Актуальностьрассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым исвоевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности наобщегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга,возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоровпо его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимотакже активно использовать теоретические наработки в этой области.
Вэкономической литературе тема государственного долга России являетсядискуссионной. Единой методики оценки долгового бремени и его влияния наэкономику Российской Федерации не существует; предложения по оптимизациивеличины внешней и внутренней задолженности также различны. Здесь следуетотметить, что точные суммы перечислений по обслуживанию и погашению внешнегодолга России недоступны даже в Минфине, так как разными долгами занимаютсяразличные подразделения и информацию никто официально не сводит.
Очевидно,что именно несогласованность оценок и экономических воззрений авторов позволяетразрабатывать новые рекомендации по совершенствованию управлениягосударственным долгом.
Формированиеметодологии изучения нерешенных вопросов по этой теме позволит отойти отформального подхода к изучению государственного долга, сводящемуся только ксопоставлению данных о его размере, создаст возможность результативногоиспользования полученных выводов в процессе управления экономикой.
Цельданной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основныхпоказателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику России,определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности РоссийскойФедерации.
Задачамикурсовой работы являются:
1. раскрытиеэкономической сущности государственного долга и его составляющих;
2. анализсовременного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
3. оценка влияниягосударственного долга на экономику России.

Глава 1.Государственный долг: понятие, сущность, виды
Государственный долг- совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Этоэкономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе РоссийскойФедерации дано юридическое определение. К государственному долгу РоссийскойФедерации относятся долговые обязательства Российской Федерации передфизическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РоссийскойФедерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами,международными финансовыми организациями, иными субъектами международногоправа, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшее в результате государственныхзаимствований Российской Федерации. А также долговые обязательства погосударственным гарантиям, предоставленным Российской Федерации, и долговыеобязательства, возникшее в результате принятия законодательных актов РоссийскойФедерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.
Основными причинамиобразования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободныхденежных средств у физических и юридических лиц.
Долговые обязательстваРоссийской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1.  кредитам,привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций,иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам(заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектовмеждународного права, иностранных юридических лиц;
2.  государственнымценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3.  бюджетнымкредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетнойсистемы Российской Федерации;
4.  государственнымгарантиям Российской Федерации;
5.  инымобязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации на государственный долг Российской Федерации.
Долговые обязательстваРоссийской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года),среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 летвключительно).
Государственный долгможно классифицировать по различным критериям. Государственный долгподразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг — всясумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включаяначисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущийдолг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашениюобязательств, срок которых наступил.
По уровню управлениягосударственный долг делится на:
1.  государственныйдолг Российской Федерации;
2.  государственныйдолг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговыхобязательств субъекта);
3.  муниципальныйгосударственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательствмуниципального образования).
По валютному критериюгосударственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятсяк внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть идругое определение внешнего долга — как совокупного долга нерезидентам, авнутреннего долга – как совокупного долга резидентам.
В объем государственноговнешнего долга РФ включаются:
1.  номинальнаясумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерацией,обязательства по которой выражены в иностранной валюте;
2.  объемосновного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, иобязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевыминостранным кредитам (заимствованиям), привлеченных под государственныегарантии Российской Федерации.
3.  объемобязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным виностранной валюте.
В объем государственноговнутреннего долга РФ включаются:
1.  номинальнаясумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации,обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2.  объемосновного долга по кредитам, которые получены Российской Федерации, иобязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3.  объемосновного долга по бюджетным кредитам, полученным от Российской Федерации;
4.  объемобязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РоссийскойФедерации.
Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программегосударственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектовФедерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов,представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаютсязаконом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом,законом субъекта федерации или местным органом власти). Предельный объем можетбыть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживаниюгосударственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объемзаемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальнымиобразованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.
Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи изфедерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Длямуниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджетабез участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущемгоду.
Предельный размер расходов на обслуживание государственногодолга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объемарасходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, томогут быть применены следующие санкции:
1. ревизия бюджета субъектаФедерации;
2. передача исполнения бюджетасубъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета подконтроль органа, исполняющего бюджет субъекта;
3. иные меры.
В России действует единая система учета и регистрациигосударственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные образованиярегистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, котороеведет государственную долговую книгу.
Размер и структуравнешнего долга России отражены в программе внешних заимствований РФ ипредоставляемых Россией государственных кредитов. Эта программа входит в составдокументов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовыйгод. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год суказанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программаотражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весьсрок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.
Правительство РФ можетосуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит ксокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашенияо займах, заключенные в предыдущие годы.
Предельный объемвнешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России наочередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджетена соответствующий год.
Предельный размергосударственных внешних заимствований не должен превышать годовой объемплатежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство можетпревышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов пообслуживанию внешнего долга.

Глава2. Анализ состояния и динамика государственного долга/>
2.1Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ
Размергосударственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянииэкономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебиторавыполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объемагосударственного долга мировая практика выработала долговые показатели(коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализобъема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпыроста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяетоценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает еепотенциальные возможности переориентировать национальное производство наэкспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погаситьвнешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов отреализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не навнутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешнимикредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- идолгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговыхобязательств, возникает ситуация «долгового навеса». Условнойграницей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считатьпревышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно дляэкономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г.
Вместес тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешнейзадолженности наблюдается рост внутренних и «новых» внешних долговыхобязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о началереализации стратегической концепции в области государственного долга, сутькоторой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств навнешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управлениефинансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.
Показатель«государственный долг/доходы» используется международными финансовымиорганизациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е.такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительствовыполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпамэкономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию илиреструктуризации задолженности.
Посколькувнешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностраннойвалюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом итемпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент «внешнийдолг/экспорт» является индикатором состояния долга, отражающим имеющиесявозможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортныйсектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнятьимеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно,меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся натри группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первойгруппе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или превышает220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственномежду 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности — менее 48и 132% соответственно.
Валютнаясоставляющая государственного долга для бюджетной системы страны наиболее опасна,так как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет кудорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000 г. удельный весгосударственного внешнего долга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствоваластранам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россияустойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.
Международныефинансовые организации часто пользуются показателем «резервы/платежи повнешнему долгу», являющимся, по их мнению, важнейшим индикаторомпотенциальных проблем страны с ликвидностью — способностью правительства ирезидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу, сохранятьдостигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовыерынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенствоофициальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшиезначения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либорезиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем(отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты.Золотовалютные резервы РФ в 2005г. составили 138,9 млрд. долл., а платежи попогашению и обслуживанию государственного внешнего долга — 17,15 млрд. долл.Таким образом, «резервы/платежи по внешнему долгу» равны 2,3%, чтозначительно ниже критического уровня.
Государственныйвнешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятыеРФ) складывается из:
1. задолженностьперед официальными кредиторами — членами Парижского клуба;
2. задолженностьперед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба;
3. задолженностьперед официальными кредиторами — бывшими странами СЭВ;
4. коммерческаязадолженность бывшего СССР;
5. задолженностьперед международными финансовыми организациями;
6. задолженность поеврооблигационным займам;
7. задолженность поОВГВЗ;
8. задолженность погарантиям РФ в иностранной валюте.
Вобщем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительствиностранных государств, основной объем долга составляют задолженность поеврооблигационным займам. Еврооблигации — это ценные бумаги, эмитированные ввалюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- илидолгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страныэмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственноговнешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 апреля 2010года 25 487,0 млн. долл. США.
Задолженностьперед международными финансовыми организациями на 1 апреля 2010 составляет3 588,9 млн. долл. Международные финансовые организации – это межгосударственныефинансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовыхоперациях в соответствии с уставами, утверждениями странами – членами. Внешняязадолженность Российской Федерации в части международных финансовых организацийвключает в себя государственные долговые обязательства перед следующимиорганизациями:
1. Международныйвалютный фонд (МВФ);
2. Международныйбанк реконструкции и развития (МБРР);
3. Европейский банкреконструкции и развития (ЕБРР).
Данныеорганизации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемойБреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила вМеждународный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.
Посостоянию на 1 апреля 2010 года задолженность перед странами кредиторами — нечленами Парижского клуба кредиторов составило 1 811,2 млн. долл. США.Постановлением Правительства «О порядке продолжения работы пореструктуризации внешней задолженности бывшего СССР» Министерству финансовРоссийской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить вПравительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшегоСССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальнымкредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов.
Облигациивнутреннего государственного валютного займа — государственные ценные бумаги.Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам насчетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных посостоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансовРоссийской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна,десять и сто тысяч долл. Купонная ставка — 3% годовых, начисляется ежегодно 14мая. Сроки погашения — 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на1 апреля 2010 года составлял 1 313, 0 млн. долл.
Посостоянию на 1 апреля 2010 года объем задолженности перед странами — бывшимичленами СЭВ составил 1 265,5 млн. долл. Кроме осуществления денежныхрасчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, припогашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВактивно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированиемзадолженности.
Кобязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относитсязадолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамкахмежправительственных соглашений под гарантии своих правительств илизастрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клубкредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия,объединяет девятнадцать стран — крупнейших мировых кредиторов (число членовварьируется). По состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность перед странамикредиторами — членами Парижского клуба составляет 902,0 млн. долл.
Двойственноеположение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь вкачестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.
Задолженностьпо кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательстваперед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. В 2000г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1/3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую России неудалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженностиЛондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образомзадолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.
Коммерческаязадолженность является наиболее сложной с точки зрения урегулирования. Подкоммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты:коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные исреднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, траттыи векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные,включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 годунегарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд.долл.
Коммерческаязадолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельностиорганизаций государственного сектора, выступавших на международных рынкахтоваров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзныхминистерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций,получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.
Общиепринципы урегулирования коммерческой задолженности были определеныпостановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года№1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено ЗаявлениеПравительства Российской Федерации «О переоформлении коммерческойзадолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами».
Всоответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации, вкоммерческую задолженность бывшего СССР включаются:
1. контракты срассрочкой платежа;
2. краткосрочные илисреднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
3. тратты и векселяс платежом по предъявлении;
4. отзывные и безотзывныеаккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
5. инкассо;
6. другиекоммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию порешению Правительства Российской Федерации.
К1 апрелю 2010 года коммерческая задолженность бывшего СССР составлял 813,2 млн.долл.
Внешняязадолженность — сумма финансовых обязательств государства по иностраннымзаймам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается иззадолженности другим государствам, иностранным банкам и международнымвалютно-финансовым учреждениям.
Задолженностьпо гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 апреля 2010 годасоставляет 841,0 млн. долл.
Впоследние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга РоссийскойФедерации. В 1998 г. он составил 158,7 млрд. долл., а по состоянию на 1 января2010 г. снизился до 37,6 млрд. долл. (рис. 1).

Рисунок1
/>
Дляпогашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, былсоздан в 2004 г. Стабилизационный фонд.
Отсутствиесерьезной программы долгосрочного развития экономики стало одной из главныхпричин разногласий по поводу использования средств Стабилизационного фонда иширокого разброса соответствующих предложений.
ВГосударственной Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем государственномдолге России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения внешнегодолга страны. Если во всех программах правительства, начиная с 1992 г.,отсутствует концепция внешнеэкономических отношений, то без этого нельзя решитьпроблемы внешнего долга. Проблемы внешней задолженности государства тесновзаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежнымбалансом, расчетным балансом, развитием экономики, наконец, с процессами,происходящими на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.
Следующаяпроблема относится к источникам погашения внешнего долга. Обычно онипредусматриваются в государственном бюджете, для чего отводится специальная статья.Однако, как уже упоминалось, в последнее время не только бюджет характеренпрофицитом с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный фонд в 2004г., главная функция которого — погашение внешней задолженности. В настоящеевремя правительство делает упор на средства из дополнительных источников, аименно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнегогосударственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступлениедополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы негарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это и важныйисточник. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности:повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны вусловиях обострения международного положения. Правительство рассчитываетиспользовать значительную часть дополнительных поступлений для погашениявнешней задолженности.
Вцелом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
1. снижается общийобъем;
2. повышается долярыночных инструментов (ОВГВЗ);
3. снижаетсядолговая нагрузка на экономику;
4. из-заблагоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохранятьсяи в дальнейшем.
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннегогосударственного долга РФ
Внутреннийдолг государственный – финансовые обязательства государства, возникающие всвязи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средствнегосударственных организаций и населения страны.
ВРФ включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валютеРФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установленозаконодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися враспоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлыхлет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР вчасти, принятой на себя РФ.
Структурасовременного внутреннего долга РФ:
1. Государственные сберегательныеоблигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), сфиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС):
2. Облигацийфедерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с амортизацией долга(ОФЗ-АД).
Купонныеоблигации могут выпускаться с фиксированной процентной ставкой, доход покоторой выплачивается постоянно на протяжении всего срока обращения облигации.Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике,когда колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условияхвысоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированнойноминальной доходности чревато большим риском для эмитента. При снижениипроцентных ставок эмитент должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке,зафиксированной при эмиссии облигаций.
Облигациифедерального займа (ОФЗ) – облигации, выпускаемые Министерством финансов РоссийскойФедерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотреныпроцентные выплаты по купонам. По некоторым выпускам ОФЗ в определенные датыпредусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данныеоблигации попадают в категорию государственных облигаций.
Срокобращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел отдоходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленныйкупонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующейвыплаты до даты продажи ОФЗ.
Облигацийфедерального займа с постоянным купонным доходом являются именными купоннымисреднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет)государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право наполучение номинальной стоимости. Размеры всех купоновопределяются как постоянная величина на весь период до погашения. Частотавыплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.
Облигациифедерального займа с амортизацией долга впервые выпущены в мае 2002г. Главнаяособенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигацийосуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от1 года до 30 лет. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в периодих обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода(погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным срокомобращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижениемМинфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходностидолгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.
Объемвнутреннего государственного долга Российской Федерации, выраженного вгосударственных ценных бумагах, снизился по сравнению с показателем на 1 января2009г. (1 трлн. 421 млрд. 439 млн. руб.) на 1,7% и составил на 1 апреля 2009г.1 трлн. 397 млрд. 268 млн. руб.
Вструктуре внутреннего долга наибольшую долю (63,12%) на 1 апреля занимали ОФЗ-АДв сумме 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД — 23,61% в сумме 329,999 млрд. руб. ОФЗ-ФКсоставляли в структуре долга 1,27% — 17,828 млрд. руб. ГСО-ФПС составляли9,44%, или 132 млрд. руб., ГСО-ППС — 2,53%, или 35,415 млрд. руб.
МинфинРФ привлек в январе-марте 2009г. на внутреннем рынке государственных облигаций1 млрд. 818,2 руб. При этом объем погашения основного долга составил 25 млрд.939 млн. руб. (по номиналу — 26 млрд. руб.). Чистое привлечение (привлечениеминус погашение долга) составило отрицательную величину — минус 24 млрд. 120,8млн. руб. Расходы на обслуживание госдолга составили 28 млрд. 303,4 млн. руб.Таким образом, чистое поступление средств в федеральный бюджет в I квартале2009г. от операций с рублевыми госбумагами составило отрицательную величину — минус 52 млрд. 424,2 млн. руб.
Так,в январе-марте 2009г. было произведено размещение только облигаций с постояннымкупонным доходом, в результате чего привлечено 1 млрд. 818,2 млн.руб. Погашениеосновного долга производилось по государственным сберегательным облигациям спостоянной процентной ставкой купонного дохода на сумму 9 млрд. 946,2 млн. руб.и по облигациям федерального займа с фиксированным купоном на сумму 15 млрд.992,8 млн. руб. Расходы на обслуживание долга в январе-марте 2009г. по ОФЗ-ПДсоставили 4 млрд. 418,1 млн. руб., ОФЗ-АД — 20 млрд. 135,3 млн. руб., ГСО-ФПС — 3 млрд. 179 млн. руб., ГСО-ППС — 324,4 млн. руб.
Эволюциярынка государственных ценных бумаг вполне логично разбивается на этапы, которыеотражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытиерынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса. На текущий моментможно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга.
Этап1 связан с переходом российских денежных властей от прямого финансированияЦентральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынкафедеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограниченийдля дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешнихинвесторов. Содержание этапа 3 определяется системным финансовым кризисом,тогда как этап 4 характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, этап 5представляет современное развитие рынка внутреннего долга.
Нарынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивныеизменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановленодоверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулированиерынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой имакроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов крынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидностирынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительноулучшились качественные характеристики рынка:
1. снижен уровеньдоходности по государственным облигациям;
2. стратегияформирования портфеля внутренних обязательств, основанная на предложенииразнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринятаинвесторами;
3. значительноувеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственнымоблигациям.
Основноеувеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно росрынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета.Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числевозникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг.Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственныхзаимствований сменилось их активным ростом, начиная с 2003 г. (рис. 2).

Рисунок2
/>
Существуетряд мнений специалистов, что экспансия внутреннего долгового финансированияимеет многочисленные отрицательные последствия для экономики страны.
Однимиз негативных последствий внутренних государственных заимствований является такназываемый «эффект вытеснения частных компонентов совокупного спроса». Его сутьсостоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственныхзаймов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутристраны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок(или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственныхзаимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуацияограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение)может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительныекредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частныеинвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Такимобразом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» всевиды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительскийспрос, а также чистый экспорт.

Глава3. Управление государственным долгом: проблемы и возможности
Вплотьдо осени 2008 г. проблема дефицитного финансирования государственных расходов иэффективного управления государственным долгом оставалась в тени. Однако,масштабное падение внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию,слабая конкурентоспособность, отсутствие диверсификации и низкая эффективностьроссийской экономики сделали в текущем году проблему дефицитного финансированияв качестве инструмента стимулирования экономического развития одной из наиболееактуальных, призванной обеспечить национальной экономике не только прохождениеострой фазы кризиса. Но и реализацию ее структурного реформирования.
Какследствие, претерпела корректировку и позиция государства в отношениипредельного объема внутреннего и внешнего государственного долга. Так, верхнийпредел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2010 г. был увеличендо 2094,73 млрд. руб. Верхний пределгосударственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 г. былопределен в размере 37,6 млрд. долл.
Напротяжении последних нескольких лет на фоне понижающего тренда объемасовокупной задолженности в процентах к ВВП страны (с 108,6% ВВП в 1999 г. до5,8% ВВП в 2008 г.) и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдалсяустойчивый рост абсолютного объема государственного внутреннего долга. Чтосвидетельствовало о расширении внутренних источников дефицитного финансированиягосударственных расходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектамивытеснения частного инвестиционного спроса на капитал. Очищенный от инфляции,темп роста объема внутренней задолженности РФ за период с 2004 по 2008 гг.фактически был сопоставим, а иногда и превышал темпы роста ВВП, чтосвидетельствует о переориентации источников финансирования государственных расходовс внешних на внутренние.
Всвязи с ожидаемым существенным дефицитом федерального бюджета в 2009 г. до 7,7%ВВП в среднесрочной перспективе ставка на пополнение доходов федеральногобюджета была сделана именно на наращивание внешних и внутренних заимствований.Однако, в условиях острого дефицита ликвидности на внутреннем и внешнем рынках,значительного размера внешнего долга российского корпоративного сектораразмещение государственных долговых инструментов станет особеннозатруднительным. Что создает реальную угрозу невыполнения программ внутренних ивнешних заимствований не только в текущем году, но и в течение несколькихпоследующих лет. В целом, суммарный объем государственного долга в 2010 г. исреднесрочной перспективе планируется удержать в пределах до 16% ВВП, что, темне менее, значительно ниже аналогичного показателя в ведущих экономиках мира.Однако, на фоне быстро исчезающих средств Резервного фонда и Фонданационального благосостояния, которые на протяжении текущего и следующего годапланируется направлять на погашение текущего дефицита бюджета, вопрос среальным финансированием бюджетного дефицита будет стоять особенно остро вближайшие несколько лет.
Такимобразом, уже в 2010 г. заимствования как один из источников дефицитногофинансирования государственных расходов станет основным, а возрастающийгосударственный долг, несомненно, должен стать одним из доминирующихинструментов стабилизирующей и одновременно стимулирующей политики государства.В этой связи с точки зрения эффективного управления государственным долгом вмировой практике уже сложились ряд заслуживающих внимания направлений, которыемогли бы использоваться и в российской бюджетной политике.
1.Во многих странах мира существует законодательное ограничение верхнего пределапривлекаемых государством кредитов в течение одного финансового года размеромзапланированных бюджетом инвестиционных расходов (в Германии, например). Внашем случае бюджетные инвестиционные расходы гораздо ниже, а социальныерасходы гораздо выше планируемого кредитного финансирования дефицита бюджета. Вперспективе, наращивание социальных обязательств государства в условияхсущественного роста кредитного финансирования государственных расходовзначительно снизит экономическую эффективность данного инструмента, посколькунаправление подавляющего объема средств, финансируемых за счет займов существенноумаляет мультипликационный эффект от заимствований и нивелирует ихстимулирующее влияние на экономику.
2.Актуальность и востребованность первого предложения подтверждается еще и темфактом, что подавляющее количество свободных денежных средств населения внастоящее время сосредоточено на банковских депозитах, которые являются вбольшинстве случаев основными кредиторами российской бюджетной системы(особенно регионального и муниципального уровней). Фактическое «проедание»оставшейся ликвидности в ущерб инвестиционному развитию ведет к сокращению реальногосектора и налогооблагаемой базы, усугублению финансовой неустойчивостибанковской системы и росту налоговой нагрузки в перспективе.
3.С 1 января 1995 г. в России действует запрет на использование эмиссионныхисточников дефицитного финансирования, что в дальнейшем было закреплено ст. 92БК РФ. Однако решение вопроса кредитного финансирования растущих бюджетныхдефицитов исключительно в форме размещения государственных долговыхинструментов уже привело к известной ситуации августа 1998 года.Государственные мероприятия, профинансированные за счет кредитов эмиссионногобанка в условиях прогрессирующей безработицы, обладают наибольшиммультипликационным эффектом. Стимулирующий эффект обеспечивается тем, чтоденьги взяты «из ниоткуда», то есть не отвлечены из других источников и невлекут за собой роста обязательств по их обслуживанию и возврату. В целяхнедопущения инфляции возможно последующее изъятие излишней ликвидности в концефинансового года.
4.Также возможно продолжение практики перечисления прибыли ЦБ РФ в доходфедерального бюджета как одной из форм дефицитного финансирования, несопровождающейся существенными негативными макроэкономическими последствиями.Инфляционный характер данной меры может проявиться лишь в случае наличиягораздо большего размера прибыли ЦБ РФ по итогам финансового года по сравнениюс прибылью в стабильные и экономически благополучные годы, что в условияхтекущей ситуации маловероятно.
5.Одним из внутренних источников финансирования бюджетных дефицитов можетявляться отвлечение избыточных резервов банковской системы, накопленных вовремя экономического спада из-за существенной разницы между уровнем сбереженийи реальным спросом на кредитные ресурсы. Низкий реальный спрос на кредитныересурсы определяется скорее высокими системными рисками, нежели снижениемдействительной потребности в них. Отвлечение не востребованных резервовкредитных институтов наряду с отвлечением средству небанковского сектора влюбом случае ведет к увеличению скорости обращения денег и росту совокупногоспроса.
6.В условиях отсутствия прогрессивной системы налогообложения, политиканаращивания заимствований приведет в самой ближайшей перспективе к усугублениюрасслоения доходов общества. Выплата процентов по государственным долгамдержателям государственных долговых обязательств имеет мощныйперераспределительный эффект в пользу лиц и организаций с высокими доходами. Вэтих условиях целесообразно введение дополнительной налоговой нагрузки наданную категорию получателей или системы прогрессивного налогообложения.
7.Следует отметить продуктивную кредитно-денежную политику ЦБ РФ порефинансированию банковской системы страны. На фоне ощутимого для национальнойэкономики изъятия денежной массы и активной политики заимствований навнутреннем рынке рефляционная политика ЦБ РФ позволила не допустить масштабныхэффектов вытеснения капитала.
Наращиваниегосударственного долга за счет кредитных источников в нынешних экономическихусловиях преследует по большей части краткосрочные цели, связанные свыполнением текущих обязательств, в то время как эффективное управлениегосударственным долгом требует разделения расходов по источникам их финансированияна текущие и инвестиционные. В этой связи представляется целесообразнымопределить в законодательных и программных документах, регулирующих вопросыбюджетной политики, разделение расходов на текущие и инвестиционные,предусмотрев соответствующие источники их финансирования. Целесообразно такжеотразить основные направления, цели и механизмы воздействия государственногодолга на макро- и микропоказатели национальной экономики с одновременнойреализацией принципа целевого и, желательно, инвестиционного назначенияпривлекаемых кредитных ресурсов.

Заключение
Основнымипричинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличиесвободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Долговыепроблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником икредитором, например такое двойственное положение Россия занимает в Парижскомклубе. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексномурешению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторови заемщиков.
Особоеположение в составе государственного долга занимает внутренний государственныйдолг, который на 1 апреля 2010 года составлял 2094,73 млрд. руб. На протяжениипоследних нескольких лет на фоне понижающего тренда объема совокупнойзадолженности в процентах к ВВП страны (с 108,6% ВВП в 1999 г. до 5,8% ВВП в2008 г.) и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдался устойчивыйрост абсолютного объема государственного внутреннего долга. Что свидетельствовалоо расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственныхрасходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектами вытеснения частногоинвестиционного спроса на капитал.
Такжене малое значение имеет и внешний долг РФ. Но целом можно выделитьположительные моменты в вопросе внешнего долга:
1. снижается общийобъем;
2. снижаетсядолговая нагрузка на экономику;
3. из-заблагоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохранятьсяи в дальнейшем.
Вцелом можно констатировать, что сложившаяся сегодня ситуация заставляетиспользовать наращивание государственного долга за счет кредитов на текущеефинансирование социальных обязательств государства в ущерб инвестиционному иинновационному развитию национальной экономики, что в перспективе удлиняет фазуее выхода из кризиса и не позволяет в полной мере осуществлять масштабныеструктурные преобразования. Именно поэтому является актуальным, сегоднявнедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевогометода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе засчет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное финансированиебюджетных дефицитов уже не одно десятилетие является наиболее популярныминструментом экономической политики государств в силу того, что оно позволяет вкраткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные снаращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки.

Списокиспользованной литературы
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 ноября 2009 г.] – М.:Издательство Юрайт, 2009
2. Балабанов И.Т. Основыфинансового менеджмента: учеб. пособие. / И.Т. Балабанов — 2-е изд., доп. и перераб.М.: Финансы и статистика – 2006 — с.17
3. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб.пособие/ Г. М. Колпакова — 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы истатистика, 2003.- 496 с.
4. Дадашев А.З.,Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. –248 с.
5. Ворожцов П. А. Опринципах политики России в области управления государственным долгом / П. А.Ворожцов // Рынок ценных бумаг. -2005 — №18 — С.20 — 24.
6. Воронин Ю. С.Управление государственным долгом / Ю. С. Воронин // Экономист. – 2006 — №1 — С.58- 67.
7. Златкис Б.И.Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. 2008. — № 7. – С. 10 –15. 37
8. Лебедев А. И.Управление внешним долгом в России / А. И. Лебедев // Проблемы теории ипрактики управления – 2008 — №3 — С.37-40
9. Моисеев А.К. Внешний долг России –состояние и проблемы платежеспособности. / А.К. Моисеев // Проблемы прогнозирования.– 2007. — № 4. — С. 99 – 107.
10.  Попкова Н.А. Управление государственным долгом6проблемы и возможности. / Н.А. Попкова // Финансы. – 2010. — №1 – С.49-51.
11.  Саркисянц А. Проблема внешнего долга России:исторический аспект. // Аудитор. – 2007. — № 8. – С. 25 – 31.
12. Селезнев А.Государственный долг: иллюзии и реальность / А. Селезнев Экономист – 2007 — №3 — С.31-40
13. Хейфец Б.А.Внешний долг России. // Финансы. – 2008. — № 2. – С.22-24
14. Чумаченко А.А.Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования /А.А.Чумаченко // Рынок ценных бумаг. – 2008 — №16 — С.63-66.
15. Шенаев В. Н.Проблема внешнего долга России / В. Н. Шенаев // Бизнес и банки – 2009 — №26 — С.1-3.
16. Аналитическаялаборатория ”Веди”//www.vedi.ru
17. Интернет-журнал «ЭкономикаРоссии XXI век»//www.ruseconomy.ru
18. Министерствофинансов Российской Федерации//www.minfin.ru
19. Счетная палатаРоссийскойФедерации//www.ach.gov.ru/bulletins
20. Центральный банкРоссийской Федерации//www.cbr.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.