Реферат по предмету "Финансовые науки"


Государственный бюджет и его место в финансовой системе государства

МОУ ВПО институт права и экономики
Контрольная работа № 1
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему:
Государственный бюджет и его место
в финансовой системе государства
Выполнила: студентка группы ФЗС-6-1
Попова Ирина Юрьевна
Проверил:
Суханов Евгений Васильевич
г. Липецк 2006 г.
Содержание
Введение                                                                                                           3
1. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликаторсбалансированного  бюджета                                                                                                              5
2. Государственный бюджет как основной элемент финансовойсистемы   12
Заключение                  17
Список литературы                          20
/>/>/>/>/>Введение
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственныйбюджет. В нем объединяются все основные финансовые институты — расходы,различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции — проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программыправительства.
Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемыйглавным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своихзадач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а вотдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в рукахгосударства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой егодеятельности, создают широкие возможности активного вмешательства вхозяйственную жизнь.
В современных условиях бюджет широко используется государством длявоздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормынакопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболееперспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основногокапитала и т. п.
Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них:государственные капиталовложения, развитие производственной и социальнойинфраструктуры, расширение государственного потребления.
Государственный бюджет служит катализатором развития НТП в условияхрезкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов долягосударства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.
Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействуетна реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос черезгосударственные закупки товаров и услуг.
Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределениемсовокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречиемежду производством и потреблением.
В условиях современной НТР резко возросла роль человеческого фактора, чтотребует нового подхода к главному элементу производительных сил — человеку.Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, еепрофессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет кросту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы — просвещение(главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовкакадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная частьсоциальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах насоциальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальныеособенности. Она зависит от характера административной системы, структурныхособенностей экономики и ряда других факторов.
/>/>/>/>/>/>1. Профицит и дефицитбюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета
В любом бюджете доходы и расходыдолжны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают его доходы,образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета.
Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Еслирасходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом.Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называетсябюджетным профицитом, или излишком.
Профицит бюджета – этопревышение доходов федерального правительства над его общими расходами.Увеличение в доходах увеличивает бюджетный избыток и сокращает бюджетныйдефицит. Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не толькоот государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также иот уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налогиоказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но икосвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.
/>,  где
BS     – бюджетный избыток
t – налоговая ставка
Y       – выпуск (производство, доход)
G       – государственныезакупки
TR    – трансфертныеплатежи
 Из этой формулы видно,что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный избыток на суммурасходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, котороевытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.
Хотя вполне вероятно, чтоувеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянномуровне, может увеличить бюджетный избыток, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличениеналоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.
Профицит бюджета придопущении полной занятости – это такой избыток бюджета, который можетобразоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости.Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем методпредусматривающий простой учет бюджетного избытка и бюджетного дефицита прилюбом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полнойзанятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретногосостояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающиеполитику могут оценивать уровень избытка или дефицита, вызванного фискальнойполитикой в условиях полной занятости. Формула для избытка бюджета придопущении полной занятости имеет следующий вид:
/>, где
BS*   — это избыток бюджета в условиях полной занятости
Y*     — доход при полной занятости
Разница между фактическимбюджетным профицитом и бюджетным профицитом при полной занятости предоставляетсобой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада.
Если производство нижеуровня полной занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышатьфактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже уровняполной занятости будет иметь место дефицит бюджета).
Дефицит бюджета – этасумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы.Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национальноговоспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.
В экономической теорииразличают структурный и циклический бюджетный дефицит.
Структурный дефицит – эторазность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальнойполитике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическаясистема входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится большеуровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счетсокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитомбюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.
Изменение структурного ициклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, вприроде восстановления экономики после экономического спада сопровождаетсяциклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, еслиналоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительстваувеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведениеразличных социальных программ).
Причин бюджетногодефицита может быть много, например:
- спадобщественного производства
- рост предельныхиздержек общественного производства
- массовый выпуск«пустых» денег
- излишне,неоправданно раздутые социальные программы
- возросшие затратына финансирование ВПК
- оборот «теневого»капитала в огромных масштабах.

В экономических системахс фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишьдвумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственныезаймы и усиление налогообложения. Для экономических систем с нефиксированнымколичеством денег есть и третий способ – это печатанье денег.
Графическое изображение бюджетногодефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис 1./>/>/>T,G
   E                   Профицит
Дефицит
Y
Рис. 1. Государственные расходы, налоговыепоступления и дефицит
государственного бюджета
t – налоговаяставка; G – государственные расходы;  T – налоговые поступления; Y –доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равныгосударственным расходам T=G
Несомненно, бюджетныйдефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориямтипа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являютсянеотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без нихэкономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательномуразвитию.
Следует отметить что,бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики.
Надо четко представлятькакие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменениявоспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
Оздоровление бюджетапредполагается осуществлять по трем основным направлениям:
- за счетувеличения его доходной базы;
- на базереструктуризации расходной части бюджета;
- путемсовершенствования бюджетных процедур.
При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансированиядефицита.
Мультипликатор — сбалансированного бюджета — воздействие равных приростов (сокращений)правительственных расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, а такжеповышения (снижения) налогов на равновесный чистый национальный продукт (ЧНП),выражающееся в его увеличении (уменьшении) на величину этих равных приростов(сокращений).
Многие экономисты изучаливопрос, каков мог бы быть результат объединения эффектов увеличения налогов иувеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидныйответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных закупок иналогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этотвывод является ошибочным.
Предположим, что объемгосударственных закупок увеличивается от нуля до 100 и на такую же величинувозрастают налоги. Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходовпочти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. Иодновременно прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100единиц.
Однако – и этот пунктявляется здесь ключевым – сокращение располагаемого дохода на 100 единицуменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75 * 100), т.е. на величину равнуюпроизведению MRC и суммы сокращения располагаемогодохода.
Таким образом, спрос натовары при первоначальном равновесном уровне доходов вырос на 100 единиц (из-заувеличения государственных закупок) и одновременно снизился на 75 (из-заувеличения налогов).
Итак, при исходном уровнедоходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц.
Следовательно, выпускпродукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска продукции равенвеличине мультипликатора 4, помноженной на сумму прироста спроса при исходномуровне выпуска продукции в 1000 единиц.
На рисунке 2 показано,как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегосяуровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1
/>
Рис. 2. Совместное влияние увеличениягосударственных расходов и роста налогов.
Государственные расходывозрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги.Кривая АД перемещается вверх на             25 пунктов. Новая криваясовокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы координат вточке Е1.
Это означает, чторавновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полномотсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесныйуровень доходов равен 1100 * (1000 + 4*25). Дальнейшие рассуждения предполагают,что величина прироста равновесного уровня доходов может быть вычислима спомощью стандартной формулы мультипликатора: мультипликатор – прирост расходовпри исходном, первоначальном уровне доходов.
Данный пример являетсяхорошей иллюстрацией особого варианта фискальной политики: фискальногорасширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственныерасходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае мы получаемзнаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.
Мультипликаторсбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственныхрасходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов – имеет своимрезультатом увеличение выпуска продукции.
Причина того, почемуобъем выпуска продукции увеличивается, состоит в том, что приростгосударственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупногоспроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, как толькочто могли видеть в приведенном примере, сокращает уровень потребительскогоспроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе,действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно,являются причиной роста выпуска продукции. При неизменном данном уровнеинвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будетеще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном выше примере, величинамультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно навеличину прироста правительственных расходов.
2. Государственныйбюджет как основной элемент финансовой системы
Бюджет является важнымзвеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства ираспределения общественного продукта и национального дохода, бюджетпредставляет собой экономическую форму образования и использования основногоцентрализованного фонда денежных средств государства.
В бюджете ежегодноцентрализуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированныесредства распределяются и используются на финансирование затрат поосуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяютсяобщегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности –оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства,фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются иколлективные потребности путем финансирования затрат на образование,здравоохранение культуру и искусство.
В таблице 1 приведенаструктура государственного бюджета Российской федерации.
Таблица 1. 
/>Структура государственного бюджетаДоходы
/>Расходы Налог с физических лиц (подоходный) Социальные расходы Налог на прибыль предприятий Военные расходы Налог с оборота (НДС) Расходы на фундаментальную науку и научные исследования Акцизы
Расходы на финансирование экономики:
А) предоставление субсидий, дотаций,                                   займов;
Б) гос. инвестиции
В) федеральные программы Таможенные пошлины Содержание гос. аппарата Прочее Обслуживание гос. долга.
Структура бюджета странызависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющихунитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение –государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственнымустройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель исоответствующих им административных образований.
Рольгосударственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первуюочередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части)распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% — валового внутреннего продукта, 10% — валового общественного продукта.
Онраспределяет денежные средства между различными отраслями национальногохозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности,экономическими районами и территориями страны (рис. 3).
/>
Рис. 3. Качественные характеристики государственного бюджета
Государственныйбюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает вкачестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играетгосударственный бюджет в сфере материального производства выступая в качествестимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения какиндивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (вмасштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетноефинансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновьвводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включатьсяв индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя егобесперебойности и равномерности.
Бюджетныеассигнования в производственной сфере являются основным источником еефункционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений иорганизаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится набюджетном финансировании.
Расходыгосударства на просвещение и здравоохранение, социальное страхование исоциальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовойбазой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятийобщегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формированиирациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.
Обеспечиваяфинансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государствочерез бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиятьна территориальные пропорции в его использовании.
Сущность государственногобюджета как экономической категории реализуется через его макроэкономическиефункции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существованиягосударства.

1. Проявлениераспределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступаютпочти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе.Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и частистоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда инационального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходитконцентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использованиес целью удовлетворения общественных потребностей.
Распределение иперераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями исферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторымивидами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляетсяформирование различных фондов денежных ресурсов ¾ государственного и местных бюджетов,фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондовзанятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.
Распределительная функциябюджета используется также для вмешательства государства в процессобщественного производства ¾ регулирования хозяйственной деятельности предприятий,ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активностипредпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только наперераспределение национального дохода, но и на его производство, накоплениеденежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики иобобществление производства, а также его разгосударствление.
Существенно, чтосодержание распределительной  функции бюджета определяется процессамиперераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественногопроизводства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньевфинансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое,межтерриториальное) и многоуровневого (республиканский, областной, городскойбюджет) перераспределения денежных средств, как бюджет.
2. Контрольная функциязаключается в том, что бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средствгосударства ¾отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
При формированиигосударственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностьювзимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов,соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы,формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. Прирасходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования,их соответствие целевому назначению.
Финансовый контрольосуществляется за производством, распределением и потреблением совокупногообщественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся впроцессе перераспределения национального дохода.
3. Функция обеспечениясуществования государства  ставит своей задачей создание материально-финансовойбазы функционирования государства; содержание аппарата   управления страной,президентской власти, законодательной и исполнительной власти,правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.
/>/>/>/>/>Заключение
Государственный бюджет — это финансовая программа деятельностигосударства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение(расходы).
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяетаккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их дляфинансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджетвыполняет и ряд других функций. К их числу относятся:
1. Контрольная функция.
2. Информационная функция.
3. Институционализация общественных предпочтений.
4. Регулирующая функция.
Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место влюбой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов ихарактера государственной экономической политики.
Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. Всовременных условиях он является основным инструментом государственногорегулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности иразвития. Реализация любого направления политики государства в экономическойили социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именнопоэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнениявозложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые икосвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др.,существовали на протяжении истории человечества при различном общественномстрое и сохраняются в наши дни.
Оценка состояния государственных финансов определяется соотношениемдоходов и расходов государственного бюджета.
В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место балансбюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государствсводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Онявляется следствием несбалансированности государственных финансов. Превышениедоходной части государственного бюджета над его расходной частью называетсябюджетным профицитом.
В целом, основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличениягосударственного долга являются:
- увеличениегосударственных расходов в военное время, при различного рода стихийныхбедствиях или в периоды других социальных конфликтов;
- циклические спадыи «встроенные стабилизаторы» экономики;
- дефицит можетбыть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений вразвитие экономики;
- дефицит можетотражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность еефинансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролемфинансовую ситуацию в стране;
- сокращениеналогов в целях стимулирования экономики;
- повышениедолгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате: увеличениягосударственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение;увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочихмест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).
Государственный долг — это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов,накопленная за все время существования страны.

Экономические последствия государственного долга можно свести к следующимчетырем моментам:
- необходимостьобслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенноесокращение возможностей потребления для населения данной страны;
- долг приводит, вопределенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничитьдальнейший рост экономики;
- увеличениеналогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качествеантистимула экономической активности;
- перераспределениедохода в пользу держателей государственных облигаций.
Дефицит государственного бюджета — явление неоднозначное. Четкого ответана вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет.
Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета:
1. Сокращение расходов.
2. Увеличение доходов.
3. Денежная эмиссия.
4. Государственные займы.
Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году — 57,9 млрд. руб., или 1,08% отпрогнозируемого объема ВВП.
Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом — впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходына 112,7 млрд. руб.
/>/>/>/>/>Список литературы
1 Бабич А.М.,Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
2 Годин А. М.,Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система РФ. — М.: Дашков и К., 2001.
3 Грицюн Т.В.Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования.// Финансы и кредит. 2004. № 13.
4 Кашина Н.Сбалансированность бюджетной обеспеченности региона. // Экономист. 2005. № 4.
5 Готвань О. Д.Перспективы развития российской финансовой системы. // Проблемыпрогнозирования. 2004. №2.
6 Финансы. / Подред. Романовского М. В. – М.: Перспектива, 2000.
7 III Бюджетное послание Федеральномусобранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году». // Финансы. 2004. №8.
8 ШалановН. Концепция региональной инвестиционной политики // Аудитор. 2002. № 2.
9 Швецов Ю.Эволюция российского бюджетного федерализма. // Вопросы экономики. 2005. № 8.
10  Экономика. Под ред. А.С. Булатова.М.: Экономика, 2000.
11  Экономическая теория. / Под ред. И.П.Николаевой. — М. ЮНИТИ, 2002.
12  Экономическая теория.Трансформирующаяся экономика. / Под ред. Николаевой И. П. — М.: ЮНИТИ-ДАНА.2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.