Реферат по предмету "Финансовые науки"


Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого предприятия ООО "Мебельный стиль"

Дипломная работа
 
Выбор оптимального режима налогообложения на примере малого предприятияООО «Мебельный стиль»

Содержание
/>1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Экономическая сущность изначение налогов
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков
1.3 Виды налогового контроля
2. Методологияпорядка налогообложения при разныхналоговых режимах
2.1 Общий режим налогообложения
2.2 Специальные налоговые режимы
3. Анализ применения различныхсистем налогообложения в ООО«Мебельный стиль»
3.1 Общая характеристика деятельности ООО «Мебельный стиль»
3.2 Порядок налогообложения при разных налоговых режимах
3.3 Обоснование оптимального режиманалогообложения
Заключение
Список литературы

Введение
Среди множества экономических рычагов, при помощи которыхгосударство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Вусловиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговаясистема является одним из важнейших экономических регуляторов, основойфинансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Оттого, насколько правильно построена налоговая система, зависит эффективноефункционирование всего народного хозяйства.
Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики.Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитиехозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новымобщественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Актуальность работы обусловлена тем, что в новой налоговойсистеме, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет,более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления(Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местныхналогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов,предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразныеместные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мереподходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняяуплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различныхкатегорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства,ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий илиувеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательствофактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение внародное хозяйство иностранных инвестиций.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок,количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль,особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а такжепрепятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильностьналоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформыналогообложения.
Цель дипломной работы –рассмотреть различные системы налогообложения и выбрать оптимальный режимналогообложения на примере малого предприятия ООО «Мебельный стиль». Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть теоретическиеаспекты налогообложения;
— рассмотреть общий и специальныеналоговые режимы;
-проанализировать порядокналогообложения на примере
ООО «Мебельный стиль»;
— выбрать оптимальныйналоговый режим
Объект исследования – ООО«Мебельный стиль».
Предмет исследования –система налогообложения ООО «Мебельный стиль».
Методологической и методической базой исследования при написаниидипломной работы послужили: труды российских и зарубежных экономистов,материалы периодической печати, приказы об учетной политике для целейбухгалтерского учета и налогообложения, бухгалтерская и налоговая отчетностьООО «Мебельный стиль».
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, чтовыбор оптимального режима налогообложения может быть использован в процессекоммерческой деятельности ООО «Мебельный стиль»
/>/>1. Теоретические аспектыналогообложения
 1.1 Экономическаясущность и значениеналогов
 
Налоги – один из древнейших экономических инструментов в обществе.Они появились вместе с возникновением государства и использовались им какосновной источник средств для содержания органов государственной власти иматериального обеспечения выполнения ими своих функций.
Налоги как финансово-правовая категория – это обязательственное ипо юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций ифизических лиц, установленные в предмет своей компетенции представительнымиорганами государственной власти или местного самоуправления для зачисления вбюджетную систему (или в указанных законодательством случаях – внебюджетныегосударственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров исроков уплаты.
На основании ст. 8 Налогового кодекса РФ налог – обязательный,индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц вформе отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственноговедения или оперативного управления денежных средств в целях финансовогообеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]
Основная роль налогов в обществе и государстве – фискальная (отлат. fiscus – казна), собственно чему они используются как источник доходов –государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества игосударства.
С помощью налогов возможно регулирование потребления. В налогахзаложены возможности регулирования доходов населения. Налоги могут бытьэлементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежнуюполитику, иные социальные явления.
Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функцияконтроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль зафинансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, заполучением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованиемимущества, в том числе земли.
Существенный поворот в системе налогообложения начался в 1990 годус принятием Закона СССР о собственности (6 марта) и Закона РФ о собственности(24 декабря).
Основные изменения в этой области заключаются в следующем:
1.Налоговый метод стал основным в формировании доходовгосударственной казны.
2.Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо отформы собственности, на которой они основаны.
3.Разграничение налогов по уровням – на федеральные, налогисубъектов Федерации и местные.
4.Помимо бюджета налоги стали включаться и в государственные илиместные внебюджетные целевые фонды, которые стали создаваться с начала 90-х гг.
5.Переход к налогообложению граждан, основанному на общих началах,не зависящих от их организационно-правовой (рабочий, служащий, предпринимательт.п.) или отраслевой принадлежности, от формы собственности источника доходаили объекта налогообложения.
6.Установлен ряд налогов, общих для юридических и физических лиц(земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.).
7.Значительно увеличилось число налогов по сравнению сдореформенным периодом.
Эффективность установленной новой системы налогообложения,возможности стимулирования общественного производства будут проверятьсявременем.
В основных своих положениях она нацелена на переход экономикиРоссии к рыночным отношениям построенной с учетом опыта зарубежных стран, длякоторых характерна разновидность таких отношений.[2]
В сфере налогообложения существуют два подхода к решению проблемыюридической трактовки налога:
налог – любое изъятие средств с целью формирования доходов государственногобюджета;
налог – одна из форм фискальных платежей, отвечающая определеннымтребованиям.
Выбор одного из указанных способов зависит от особенностейнационального законодательства. В России юридическим критерием отличия налогаот неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования,согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налоговогозаконодательства, а неналоговые обязательные платежи – нормами других отраслейправа.
Используя рассмотренный выше юридический признак разграничения,можно выделить следующие виды изъятий и платежей:
налог – обязательный взнос в бюджет, который непосредственновходит в налоговую систему государства либо установлен нормативным актомналогового законодательства (налог на доходы физических лиц, налог надобавленную стоимость);
неналоговый платеж (квазиналог) – обязательный платеж, который невходит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а инымзаконодательством (сбор за регистрацию предприятия);
разовые изъятия – платежи, взимаемые в особом порядке, вчрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (конфискации, штрафы,реквизиции).
До введения в 1999г. первой части Налогового кодекса взаконодательстве Российской Федерации отсутствовали различия между налогами,сборами, пошлинами. Существовало следующее определение: «Под налогом (сбором,пошлиной) и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджетсоответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщикамив порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Поэтому труднобыло понять отличие налогового платежа от неналогового платежа, а такжесвязанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплательщика.
Разграничение этих понятий следующее. Обязанность по уплате налогавозникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налогустанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер,он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежоми обычно не имеет целевого назначения.
При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цельи специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращаетсяв соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. Теоретически,цель взыскания пошлины (сбора) – лишь покрытие издержек учреждения, в связи сдеятельностью которого они уплачиваются (без убытка, но и без чистого дохода).
Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям.Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежейс конкретными примерами налогов.
1. По способу взимания различают:
прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов илиимущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов являетсявладелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного,а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имуществоюридических и физических лиц);
личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, ониучитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог наприбыль организаций);
косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг.Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара,работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налогиподразделяются на:
- косвенныеиндивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров(например, акцизы);
- косвенныеуниверсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы иуслуги (например, налог на добавленную стоимость);
- фискальныемонополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которыхсосредоточены в государственных структурах;
- таможенныепошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственнойграницы (экспортно-импортные операции).
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет правоизменять и конкретизировать налоги:
- федеральные(общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательствомстраны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит вдействие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться вбюджеты различных уровней (например, налог на прибыль организации);
- региональныеналоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательствомстраны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имуществоорганизаций);
- местныеналоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органамивласти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, ивсегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог нарекламу).
3. По целевой направленности введения налогов:
- абстрактные(общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственногобюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);
- целевые(специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретногонаправления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такогорода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:
- налоги,взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);
- налоги,взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
- смежныеналоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например,земельный налог).(см Приложение 1)
Роль налогообложения заключается в прямом изъятии государствомопределенной части валового общественного продукта в свою пользу дляформирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов. Повыражению политического деятеля США Б. Франклина, «платить налоги и умеретьдолжен каждый».
Налоги и займы – два определяющих источника существования любой страны.От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общееположение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых доходов прибегаютк прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг срединаселения страны (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг длязарубежных инвесторов (внешние заимствования).
В последние годы доходы государственного бюджета РФ складывалисьследующим образом: внешние заимствования – 5,3%; внутренние заимствования –21,2%; неналоговые доходы – 5,7%; налоговые поступления – 67,8%.
Следовательно, налоги – важнейшая форма аккумуляции денежныхсредств бюджетом. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговойсистемы – непременное условие сбалансированности государственной казны.
В различных странах основную часть доходов бюджета составляютименно налоги. Так, во Франции налоги формируют 95% бюджета, в США – 90%, вГермании – 80%, в Японии – 75%.
Состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Связьналогов и бюджета имеет двусторонний и неразрывный характер. Налоги какосновной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры егорасходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами,величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетногобалансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджетабез необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения)отдельных расходов и возможностей обеспечения под них соответствующего объемадоходов.
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджетапроявляется через следующие показатели удельных весов:
налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
отдельной группы налогов (например, прямых и косвенных налогов) вобщей сумме доходов бюджета;
конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) вобщей сумме доходов бюджета;
отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.
Поддержание баланса доходов и расходов государства неразрывносвязано с проводимой в стране налоговой политикой, а в рамках ее – рациональнымсоотношением различных функций налогов.[3]
Отношения в бюджетно-налоговой сфере являются одним из ключевыхэлементов финансовой системы современной России. Без полноценного решенияпроблемы сбора налогов и пополнения государственного бюджета переход натраекторию быстрого экономического роста практически неосуществим.
Для примера объема налоговых сборов приведем статистические данные[4]
ФНС России опубликовала статистику поступленийдоходов в федеральный бюджет РФ за январь-ноябрь 2008 года. Всего в 2008 годуналоговые поступления в бюджет составили 4 078,7 млрд. рублей, что на 8,8%больше, чем в 2007 году.
Основная масса этой суммы состоит из поступленийНДПИ (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).
Налог на прибыль организаций в 2008 году был собран всумме 761,1 млрд. рублей, что на 18,7% больше, чем в 2007 году.
ЕСН, зачисляемый в федеральныйбюджет, собран в сумме 506,8 млрд. рублей — на 25,1% выше по сравнению с2007 годом.
Поступления НДС в отношении продукции, реализуемой на территории РФ, в 2008 годусоставили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. Вотношении товаров, ввозимых на территорию РФ из Республики Беларусь, НДС, поступил в сумме 40,3млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007 году.
Поступленияпо сводной группе акцизовсоставили 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%.
Поступления НДПИ составили 1 604,7 млрд. рублей, в том числе надобычу нефти — 1 493,0 млрд. рублей, газа горючего природного — 90,5 млрд.рублей; газового конденсата из всех видов месторождений — 8,4 млрд. рублей. Посравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.
Страховых взносов в ПФР поступило 1 251,4 млрд.рублей — на 23,3%больше, чем в 2007 году.
Взносов в ФСС поступило 74,0 млрд.рублей, что на 15,5% больше, чем в 2007 году. Это сумма поступлений без учетасуммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственногосоциального страхования: пособия по нетрудоспособности, по беременности и родами др.
В ФОМСпоступило 89,3 млрд. рублей, что на 24,4% больше, чем в 2007 году. Территориальные органы ФОМС приняли162,4 млрд. рублей — на 22,6% больше, чем в 2007 году.
Для сравнения приведем статистические данныепополнения федерального бюджета за счет налогов за 2003-2005 годы.
В 1 квартале 2005 года показатели исполнения федерального бюджетапо доходам существенно превысили результаты аналогичного периода 2004 года.Значительные поступления дополнительных доходов по итогам налоговых проверок НК«ЮКОС», а также поступления средств от продажи в декабре НК«Юганскнефтегаз», в январе и марте привели к превышению доходов надбюджетными назначениями и способствовали тому, что финансирование бюджетныхрасходов проводилось опережающими темпами. Тем не менее, опережающеефинансирование расходов не привело к увеличению кассовых расходов в январе-феврале.Расходы осуществлялись получателями бюджетных средств по месяцам приблизительноравномерно и по итогам 1 квартала оказались значительно ниже объемовфинансирования, а в процентах ВВП практически совпали с расходами вянваре-марте 2004 года.
Доходы федерального бюджета в январе-марте 2005 года составили, попредварительным данным, 28,3% ВВП. Без учета доли ЕСН, зачисляемой вфедеральный бюджет, в бюджет поступили доходы в объеме 26,9% ВВП, что на 10,1%ВВП больше, чем за тот же период прошлого года. В помесячной динамике объемыдоходов также оказались значительно выше, чем в прошлом году. Превышение былообеспечено за счет значительного увеличения налоговых доходов (в1 квартале на 5,3% ВВП), таможенных платежей (на 2,8% ВВП), поступлениюдополнительных безвозмездных перечислений из бюджетов Тюменской области иХанты-Мансийского АО (1,9% ВВП) а также снижения по сравнению с январем-мартомпрошлого года поступлений в федеральный бюджет ЕСН на 1,3% ВВП.
/>
Рис.1.Поступление доходов федерального бюджета
В январе-феврале доходы составили 27,7% ВВП, а без учета ЕСН –26,3% ВВП, что на 9,5% ВВП больше, чем за тот же период прошлого года. Согласнопроведенному анализу, основным фактором увеличения налоговых доходовфедерального бюджета в январе-феврале по сравнению с аналогичным периодомпредыдущего года стало поступление в бюджет дополнительных налогов и сборов,начисленных по результатам налоговых проверок НК «ЮКОС», включая средства,средств, полученных от продажи НК «Юганскнефтегаз». Влияние этогофактора на налоговые доходы оценивается в 3,6% ВВП. Вторым по значимостифактором стал рост мировых цен на нефть: средняя цена в январе-февралесоставила 40,6 долл. США/баррель против 28,4 долл. США в прошлом. Этот фактордал прирост доходов федерального бюджета в первые два месяца года еще на 2,1%ВВП. Третий по значимости фактор – это увеличение с 2005 года ставки НДПИ иизменение с августа 2004 года порядка определения экспортных пошлин на нефть.Влияние этого фактора на рост доходов составило 1,2% ВВП. Изменение порядкараспределения налогов между бюджетами различных уровней способствовало ростуналоговых поступлений в федеральный бюджет на 0,5% ВВП, из которых 0,2% далоувеличение федеральной ставки налога на прибыль с 5% до 6,5% и 0,3% –увеличение доли НДПИ на нефть, зачисляемой в федеральный бюджет, до 95%.
Объем накопленной за два месяца задолженности по текущимобязательствам по НДС и налогу на прибыль (без учета накопления и погашениязадолженности НК «ЮКОС») оказался меньше, чем в январе-феврале 2004года, что вылилось в увеличение поступлений по этим налогам на 0,3% ВВП.
Отмена с 2004 года акциза на газ и одновременное увеличение ставкиэкспортной пошлины на газ с 5% до 30% снизили поступления в бюджет на 1,0% ВВП.Высокое отрицательное значение было обусловлено, в частности, тем, что в 2005году практически полностью прекратилось поступление акцизов, начисленных пооперациям предыдущих лет (в январе-феврале объем доходов составил 0,05% ВВПпротив 1,2% в аналогичном периоде 2004 года), в то время как экспортные пошлиныпо сравнению с 2004 годом увеличились незначительно (с 1,3% до 1,5% ВВП).Прочие факторы привели к падению поступлений на 0,3% ВВП.
Следует отметить, что данные об изменении задолженности по налогами сборам НК «ЮКОС», которые содержатся в налоговой статистике, иинформация из открытых источников, включая информацию Минфина, различаются.Так, по информации Федерального казначейства поступление в начале 2005 года вбюджеты всех уровней дополнительно начисленных налогов и сборов составило 270,9млрд. рублей. Одновременно, общий объем накопленной задолженности в бюджетывсех уровней в январе-феврале сократился на 151,1 млрд. рублей. Погашениезадолженности НК «ЮКОС» оценивается на основе данных налоговойстатистики. В аналитических целях предполагается, что вся задолженность поХанты-Мансийскому АО относится к задолженности этой компании. Соответственно,изменение текущей задолженности, за исключением задолженности НК«ЮКОС», определяется как ее изменение во всех остальных субъектах РФ.
/>
Рис.2. Налоговые поступления в федеральный бюджет
/>
Рис.3.Поступления налога на прибыль в федеральный бюджет
Таможенные доходы в 1 квартале увеличились по сравнению саналогичным периодом прошлого года на 2,8% ВВП до 9,2% ВВП. Наибольший вкладвнес рост экспортных пошлин, в первую очередь – на нефть. Основным значимымфактором, как уже было отмечено, стал рост мировых цен на нефть и,следовательно, увеличение базовых цен для исчисления пошлин. Другой причинойявляется пересмотр с августа 2004 года порядка определения экспортных пошлин нанефть. В частности, при цене на нефть выше 25 долл. США/баррель пошлинабыла увеличена с 40% до 65% прироста расчетной цены над этим уровнем. Врезультате действия перечисленных факторов (рост базы налогообложения и ростставок пошлин) в начале текущего года значение пошлин оказалось существенновыше, чем в начале прошлого года (в частности, в январе 2005 ставка составила101 долл. США, а в феврале-марте – 83 долл. США за тонну против,соответственно, 31 долл. и 34 долл. в январе и феврале-марте 2004 года).
/>
Рис.4. Таможенные доходы
В первые три месяца в федеральный бюджет поступил ЕСН в объеме60,5 млрд. рублей. Снижение с 2005 года максимальной ставки ЕСН с 35,6% до26% и ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 14% до 6%, то естьболее чем в два раза, привело к падению доходов до 1,4% ВВП с 2,7% ВВП в 1квартале 2004 года. С учетом того, что в начале года совершаются доплатыналога, начисленного в прошлые периоды, в дальнейшем возможно увеличениеразрыва поступлений в текущем году по сравнению с 2004 годом. Тем не менее, приоценке масштабов падения следует учитывать, что не весь фонд оплаты трудаоблагается по максимальной ставке. ЕСН имеет регрессионную шкалу, и ставкиналогообложения более высоких доходов сократились менее значительно. Крометого, в среднесрочной перспективе можно ожидать положительное влияниеэкономических факторов, в частности, опережающего роста заработных плат исокращения «серых» схем оплаты труда.
Далее рассмотрим статистические данные налоговых поступлений поТомской области за январь-сентябрь 2008 года[5].
Управление ФНС России по Томской области сообщает, что за 9месяцев 2008 года на территории Томской области в бюджетную систему игосударственные внебюджетные фонды поступило налогов и сборов 69106,6 млн.руб.,в т.ч. поступило налогов и сборов в консолидированный бюджет РоссийскойФедерации 60552,9 млн.руб., из которых в доход федерального бюджета перечислено42577,1 млн.руб., в консолидированный бюджет Томской области 17975,8 млн.руб. вт.ч. в доходы местных бюджетов 4032,0 млн.руб.).
В государственные внебюджетные фонды за рассматриваемый период2008 года поступило 8553,7 млн. рублей, в том числе в государственные внебюджетныефонды за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательноепенсионное страхование, поступлений в погашение задолженности прошлых лет постраховым взносам, пеням, штрафам в государственные внебюджетные фонды,перечислено 8406,2 млн.руб., а также отчислений от налогов со специальнымналоговым режимом 147,5 млн.руб.
По сравнению с соответствующим периодом 2007 года общий объемпоступлений вырос на 41,6% преимущественно за счет увеличения поступлений поналогу на добычу полезных ископаемых на 82,8% или на 13357,9 млн.руб. до29499,1 млн.руб. за 9 месяцев 2008 года. По доходам консолидированного бюджетаРФ темп роста к данным за 9 месяцев 2007 года составил 144,4%, по доходамфедерального бюджета – 156,1%, по поступлениям в консолидированный бюджетТомской области – 122,6%, по платежам в государственные внебюджетные фонды –124,8%.
Без учета поступлений по организациям, переданным на налоговыйучет в межрегиональные инспекции, во все уровни бюджетов нарастающим итогом сначала года по состоянию на 01.10.08г. перечислено 38191,7 млн.руб.( темп ростак данным за 9 месяцев 2007 года 133,4%, сумма прироста составила 9572,0млн.руб.), в т.ч. в доход федерального бюджета – 14221,0 млн.руб. ( увеличениепо отношению к показателю за январь – сентябрь 2007г. на 51,5%), вконсолидированный бюджет Томской области 15685,5 млн.руб. ( темп роста 123,9%),из которого доходы местных бюджетов составили 4038,9 млн.руб. ( темп роста127,7%). Платежи в государственные внебюджетные фонды за рассматриваемый периодсоставили 8285,2 млн.руб. ( темп роста 125,9%), из них за счет налогов соспециальным налоговым режимом 147,5 млн.руб. ( темп роста 133,7%).
Следует отметить, что прирост поступлений по налогоплательщикам,состоящим на налоговом учете на территории Томской области, обеспечен восновном за счет роста более чем в 2,3 раза поступлений по налогу на добычуполезных ископаемых ( поступило за 9 месяцев 2008 года 6723,7 млн.руб. против2833,4 млн.руб. за тот же период 2007 года) наряду с увеличением поступлений поналогу на доходы физических лиц ( темп роста 129,6%, прирост в абсолютномвыражении на 1685,5 млн.руб.), а также по платежам в государственныевнебюджетные фонды ( темп роста 125,9%, прирост в абсолютном выражении на1704,9 млн.руб.).
По основным налогам, обеспечивающим формирование наибольшей частипоступлений в бюджетную систему Российской Федерации и государственныевнебюджетные фонды (данные без учета поступлений по организациям, переданным наналоговый учет в межрегиональные инспекции), динамика поступлений врассматриваемом периоде складывалась следующим образом.
Поступления по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2008г.составили 4454,0 млн.руб., в т.ч. в федеральный бюджет 979,9 млн.руб.,территориальный бюджет – 3474,1 млн.руб. По сравнению с аналогичным периодом2007 года поступления по налогу на прибыль выросли на 14,8%, в т.ч. по сумменалога, зачисляемой в доход федерального бюджета рост на 20,9%. Поступления вдоход областного бюджета росли более медленными темпами – 113,2%.
За январь – сентябрь т.г. поступления НДС составили 4057,9млн.руб., что на 14,0% превышает показатель 2007 года.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в доходфедерального бюджета за 9 месяцев 2008 года были в объеме 2531,8 млн.руб.,увеличившись к уровню прошлого года на 25,7%.
По платежам в государственные внебюджетные фонды за счет единогосоциального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,поступлений в погашение задолженности прошлых лет по страховым взносам, пеням,штрафам в государственные внебюджетные фонды, сумма поступлений за январь –сентябрь 2008г. составила 8137,7 млн.руб. при темпе роста к соответствующемупериоду 2007 года 125,8%, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерациипоступило за 9 месяцев 2008 года 6603,2 млн. руб., темп роста по сравнению стем же периодом 2007 года 126,5%.
По сравнению с показателем января – сентября 2007г. поступления поналогу на доходы физических лиц возросли на 1685,5 млн.руб. или на 29,6%,поступило за 9 месяцев 2008г. 7379,8 млн.руб. По сводной группе акцизовснижение к данным за 2007 год на 156,5 млн.руб. или на 15,5%, поступило всегона 1 октября 2008г. 851,7 млн.руб., в т.ч. в доход федерального бюджета 84,6млн.руб. или 60,6% от показателя за 9 месяцев 2007 года.
По налогу на имущество организаций сумма поступлений за отчетныйпериод составила 2056,2 млн.руб., увеличившись по сравнению с девятью месяцами2007 года на 36,0%.
Выполнение индикативных показателей поступления доходов вфедеральный бюджет (с учетом ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет) за январь– сентябрь 2008г. составило 125,2%, в областной бюджет – 102,4% (по даннымстатистической налоговой отчетности).
По государственным внебюджетным фондам выполнение индикативныхпоказателей за 9 месяцев 2008 года характеризуется следующими показателями: постраховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ 101,7%, по ФСС – 20,7% (безучета расходов на цели государственного социального страхования), по ФФОМС – 101,7%,по ТФОМС – 103,3%.
Задолженность по налоговым платежам за истекший месяц текущегогода (сентябрь) сократилась на 219,6 млн.руб.( на 8,3%) и составила на01.10.08г. 2438,2 млн.руб., недоимка уменьшилась на 313,9 млн.руб. ( или на31,0%) и составила на 01.10.08г. 698,2 млн.руб. По сравнению с показателем наначало года ( 01.01.08г.) задолженность снизилась в абсолютном выражении на142,1 млн.руб. или на 5,5%, размер недоимки меньше на 7,6 млн.руб. или на 1,1%.
Таким образом, эти показатели характеризуют с разной степеньюдетализации значимость налогов в формировании доходов государственного бюджетав целом и налоговых поступлений в частности. Место и роль налогов в финансовойсистеме государства определяют также и другие показатели – степень собираемостиналогов, степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своегоназначения, размер убытка или дохода от действия той или иной льготы./> 1.2 Права и обязанностиналогоплательщиков
Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:[6]
- получатьот налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогахи сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормызаконодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностяхналогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- получатьот налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменныеразъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
- использоватьналоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленномзаконодательством о налогах и сборах;
- получатьотсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит впорядке и на условиях, установленных НКРФ;
- насвоевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканныхналогов, пеней, штрафов;
- представлятьсвои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
- представлятьналоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплатеналогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
- присутствоватьпри проведении выездной налоговой проверки;
- получатькопии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговыеуведомления и требования об уплате налогов;
- требоватьот должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах исборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- невыполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностныхлиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
- обжаловатьв установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) ихдолжностных лиц;
- требоватьсоблюдения налоговой тайны;
- требоватьв установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненныхнезаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями(бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ идругими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируетсяадминистративная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защитыправ и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяетсяНК и иными федеральными законами.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующимиобязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащееисполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечетответственность, предусмотренную федеральными законами.
Налогоплательщики обязаны:
- уплачиватьзаконно установленные налоги;
- встатьна учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
- вестив установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектовналогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством оналогах и сборах;
- представлятьв налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларациипо тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанностьпредусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскуюотчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
- представлятьналоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ,документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнятьзаконные требования налогового органа об устранении выявленных нарушенийзаконодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законнойдеятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своихслужебных обязанностей;
- предоставлятьналоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке,предусмотренных НК РФ;
- втечение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета идругих документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а такжедокументов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также ипроизведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
- нестииные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели —помимо вышеперечисленных обязанностей обязаны письменно сообщать в налоговыйорган по месту учета:[7]
- оботкрытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок;
- обовсех случаях участия в российских и иностранных организациях -— в срок непозднее месяца со дня начала такого участия;
- обовсех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок непозднее месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
- обобъявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — всрок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения;
- обизменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее 10дней с момента такого изменения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы,а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах исборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на негообязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность всоответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги исборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несутобязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.1.3 Видыналогового контроля
 
Организация налогового контроля осуществляется с помощью налоговыхпроверок. Налоговая проверка является важнейшим инструментом налоговогоконтроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильностьуплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей,возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Статья 87 НК РФподразделяет все налоговые проверки на два основных вида: камеральные ивыездные. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всехналогоплательщиков. Выездные налоговые проверки – в отношении организаций ииндивидуальных предпринимателей.[8]
Камеральная налоговая проверка – это проверка представленнойналогоплательщиком налоговой отчетности, а также других имеющихся у налоговогооргана документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по местунахождения налогового органа. Она проводится уполномоченными должностнымилицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями безкакого-либо специального решения руководителя (его заместителя) налоговогооргана.
Цель камеральной налоговой проверки — контроль за соблюдениемналогоплательщиками законодательных и иных нормативно-правовых актов о налогахи сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание суммнеуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям,привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений,а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбораналогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решенияруководителя (его заместителя) налогового органа в отношении организаций ииндивидуальных предпринимателей. В ходе выездной налоговой проверкипроверяющими исследуются документы (в том числе информация, хранящаяся вэлектронном виде), имеющие значение для формирования выводов о правильностиисчисления, полноте и своевременности уплаты и (или) перечисленияналогоплательщиком в соответствующие бюджеты установленных действующимзаконодательством налогов и сборов, а также принятия правильного решения порезультатам проверки.[9]
Объекты проверки: устав организации, ее учредительные документы,свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации,документы бухгалтерской отчетности организации, договоры (контракты),банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей,акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы,учетные регистры, а также иные документы, необходимые для исчисления и уплатыналогов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.