Реферат по предмету "Финансовые науки"


Валютный контроль в Российской Федерации

Содержание
Введение
1. Валютная политика Российской Федерации
1.1 История валютного законодательства РФ
1.2 Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
1.3 Политика Центрального Банка на валютном рынке
2. Значение и основы валютногозаконодательства РФ
2.1 Социально-экономическая сущность валютного контроля
3. Система валютного регулирования и валютного контроля вРФ
3.1 Правовое регулирование валютного контроля
3.2 Практика валютного регулирования и валютного контроля в РФ
Заключение
Список литературы
 
Введение
На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудноразрешимых проблем в области валютного регулирования является проблемаобеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ.Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России допоследнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности виностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путемвведения жесткой системы таможенно-банковского контроля.
Эта система, будучи введенной в действие сравнительнонедавно, уже привела к ощутимым результатам: к снижению сокрытой выручкипредприятий, уменьшению незаконных валютных операций, осуществляемыхрезидентами РФ. Достичь этого удалось посредством двустороннего валютногоконтроля, с одной стороны контроля за поступлением валютной выручки, а с другойконтроля за обоснованностью платежей за импортируемые товары.
Почти все страны, занимающие лидирующее место в мировойэкономике, на пути к этому использовали политику ограничений на движениекапиталов и иных валютных операций, в первую очередь направленных нанедопущение оттока валютных ценностей.
С началом экономических преобразований в нашей стране такжепоявилась необходимость валютного регулирования зарождающихся рыночныхотношений.
Валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политикигосударства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильностив обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядкапроведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизмвалютных ограничений и валютного контроля.
В области валютного законодательства за последние десять летпроизошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере — отменойгосударственной валютной монополии.
Важным стало принятие в конце 2003 года нового закона «Овалютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации», чтопозволяет сказать, что законодательство нашей страны приводится во все большеесоответствие с международными правилами и стандартами.
Закон введен в действия в мае 2004 года.
Формирование адекватной нормативной правовой базы поосуществлению валютного контроля предполагает создание условий для возможностипредупреждения и пресечения таможенными органами правонарушений, совершаемыхлюбыми лицами в ходе проведения ими как валютных операций, связанных сперемещением товаров через таможенную границу России, так и перемещениемвалютных ценностей, а также для обеспечения возврата незаконно вывезенного изстраны капитала.
В настоящее время реформа законодательства в областивалютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отменуограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютнымиценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннегофинансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативнойбазы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечкекапиталов за границу.
1. Валютная политика Российской Федерации1.1 История валютного законодательства РФ
История валютного законодательства России может быть условноподелена на 4 этапа. Первый этап (до 1986 года) обладал всеми характернымичертами валютной монополии государства. В этот период имела место полнаяцентрализация валютных доходов от экспорта, который также был монополизировангосударством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали различныевнешнеторговые объединения. Валютная выручка от экспорта концентрировалась насчетах одного банка — монополиста, обслуживавшего все международные расчетыСССР — Внешторгбанка СССР.
Использование доходов от экспорта, сумм привлеченныхвалютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основепланового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССРи Госбанка СССР. Практически полная изолированность внутреннего товарного иденежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов, что проявлялось,например, на уровне курса рубля к иностранным валютам, который не отражалэкономических и ценовых пропорций, а служил инструментом пересчетавнешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте; вцентрализации управления валютными ресурсами государства; минимизации числанепосредственных участников внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности,обслуживаемых в основном через один банк, — все это объективно не требовалоспециальной системы валютного законодательного регулирования, характерной длястран с рыночной экономикой. Регулирование было прямое, административное,государственно-командное. Второй этап развития валютного рынка в России началсяв 1986 году децентрализацией внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности,когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственнойдеятельности (предприятия, организации, учреждения) получили право прямоговыхода на внешние рынки. Была установлена система так называемых «валютныхотчислений», когда валютные поступления в определенных пропорциях делилисьмежду государством и непосредственными производителями экспортной продукции. Предприятия,поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в своераспоряжение валюту, зачисляемую в «валютные фонды» (на балансовые ивнебалансовые счета, а позднее только балансовые).
Объемы внешнеэкономической деятельности резко возросли в1987-1988 годах, в связи с развитием совместного (с участием иностранногокапитала) предпринимательства на территории страны. В это же время началасьширокомасштабная реформа банковской системы, в результате которой появилосьбольшое число независимых от государства коммерческих банков, получивших правооткрытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов.Роль специального органа валютного регулирования в это время выполнялаГосударственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР, аисточниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР ииздаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Все этопривело к пониманию необходимости специального законодательного регулированиявалютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций,придания функций органа валютного регулирования и контроля одному из органовгосударственного управления и послужило основанием для разработки в 1990 годупроекта специального закона.
С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «Овалютном регулировании» начался третий этап развития валютногорегулирования в стране. В юридическую практику впервые на уровне закона быливведены такие понятия как «валютные ценности», «валюта СССР»,«иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты»,«валютные операции», «текущие валютные операции», «валютныеоперации, связанные с движением капитала» и многие другие. Названнымзаконом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР ис иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке,разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системыв валютном регулировании и управлениями валютными ресурсами. В законе впервыебыло провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственностирезидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общиепринципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностямигосударством, предприятиями, организациями и гражданами; установлены основныеположения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Основныморганом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, чтосоответствовало практике большинства стран мира, где аналогичные функцииосуществляют центральные (национальные) банки государств.
Главным документом, который регулировал основные сторонывалютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, сталоразработанное Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией письмо от 24.05.1991года № 352 «Основные положения о регулировании валютных операций натерритории СССР», в котором были подробно расписаны правила совершенияопераций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами инерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны междуюридическими лицами-резидентами, операций в рублях юридическихлиц-нерезидентов, операций с валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентамии нерезидентами). Распад СССР и образование суверенного государства РоссийскойФедерации привели к необходимости ведения Россией самостоятельной экономическойполитики, в том числе кредитно-денежной и валютной. В этой связи, а, такжеучитывая, что многие положения (статьи 6, 7, 8, 11, 12, 19) Закона СССР «Овалютном регулировании» фактически перестали действовать, актуальной сталазадача скорейшего принятия аналогичного закона Российской Федерации. Началомчетвертого этапа развития валютного законодательства в РФ стало вступление всилу Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» вноябре 1992 года. Названный закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в редакцииФедеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ действуетна территории РФ и в настоящее время. В этом законодательном акте, по сравнениюс законом СССР, были уточнены и развиты основные понятия валютногозаконодательства, а также, с учетом накопленного опыта регулирования валютныхотношений, существенно изменена его структура и содержание. В Раздел 2 «Валютноерегулирование» была введена новая статья «Защита валюты РФ» (ст.2)с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются ввалюте РФ осуществляются без ограничений, а расчеты с нерезидентами в порядкеустанавливаемом Банком России. В статье 3 подтверждено право собственностирезидентов и нерезидентов на валютные ценности в РФ, которое защищаетсягосударством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Тамже установлено, что виды обязательных платежей государству в иностранной валютеопределяются законами РФ. В статье 4 подробно регламентированы вопросыдеятельности внутреннего валютного рынка РФ: право покупки резидентамииностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ и правило осуществлениятаких операций только через уполномоченные банки. Кардинально был измененРаздел 3 «Валютный контроль», в котором было установлено, чтоорганами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ и ПравительствоРФ.
Впервые в юридический оборот был введен институт «агентоввалютного контроля», то есть организаций, которые на основезаконодательных актов могут осуществлять функции валютного контроля. В этомразделе закона определены функции органов и агентов валютного контроля; права иобязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные операции; ответственностьрезидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства; зафиксированыправа и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.
Несмотря на то, что Закон РФ «О валютном регулированиии валютном контроле» содержит ряд отдельных неточностей, которые предстоитисправить, он является главным источником валютного законодательства РФ иважнейшей вехой развития валютного регулирования в стране. Отсутствие в текстезакона детализированных норм является скорее плюсом, чем минусоврассматриваемого закона закрепление на продолжительный срок определенногонабора валютных ограничений стало бы искусственным препятствием для интеграциинашей страны в мировую экономику и не позволило бы оперативно решатьвозникающие в сфере валютных отношений проблемы в условиях быстроменяющейсяэкономической ситуации.1.2 Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
В большинстве стран центральный банк является проводникомгосударственной валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютнуюполитику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специальносозданное ведомство — итальянское валютное бюро.
Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий,направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, преждевсего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальнойвалюты. В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:
регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержкиуровня);
управление официальными валютными резервами;
валютное регулирование и валютный контроль;
международное валютное сотрудничество и участие вмеждународных валютно-финансовых организациях.
Инструментами проводимой центральными банками валютнойполитики являются валютные интервенции и, в той или иной степени, практическивсе инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции наоткрытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Такимобразом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитнойполитикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономическойполитики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним итем же учреждением — центральным банком. Во многих развитых странах не делаетсяразличий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначенияиспользуется один и тот же термин «монетарная политика».
Основными принципами валютного регулирования и валютногоконтроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственнойполитики в области валютного регулирования;
исключение неоправданного вмешательства государства и егоорганов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
единство внешней и внутренней валютной политики РоссийскойФедерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютногоконтроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономическихинтересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Центральный банк Российской Федерации отвечает за проведениегосударственной валютной политики страны.
Глава 9 Федерального закона «О Банке России» предусматриваетразграничение полномочий ЦБР в области международной и внешнеэкономическойдеятельности. В частности ЦБР представляет интересы Российской Федерации вовзаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, в международныхбанках и иных международно-финансовых организациях. Причем в статье 51 специальнооговорено, что Банк России выдает разрешения на создание банков с участиеминостранного капитала и филиалов иностранных банков, осуществляет аккредитациюпредставительств кредитных организаций иностранных государств на территорииРоссийской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральнымизаконами.
Валютная политика любой страны представляет собойсовокупность всех мероприятий, проводимых российским государством и центральнымбанком в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной цельювоздействия на экономику страны и покупательную силу национальной денежнойединицы. Это всецело относится и к России. Валютная политика выполняет рольпереходного моста на стыке национальной и мировой экономики, превращаясь вважнейший инструмент создания предпосылок интеграции России в мирохозяйственныесвязи. Целями валютной политики Российской Федерации в период перехода откомандно-административной экономики к рыночным отношениям являются:
прекращение так называемой «всеобщей долларизации всейстраны»;
поддержание стабильности национальной валюты — российскогорубля, т.е. более или менее стабильного курса по отношению к валютам другихгосударств;
создание предпосылок для введения полной конвертируемостирубля.
Валютную политику по форме и по существу нельзя отделить отвсего круга проблем внешнеэкономических связей. Например, валютный курснапрямую связан с движением товаров, услуг и капиталов, что находит своеконкретное обобщающее выражение в платежном балансе страны. Следовательно,внешнеэкономическое регулирование в ходе перехода страны к рыночнымпреобразованиям структурно переплетается с важнейшими целями валютной политики.
Основное направление валютной политики, как составной частиэкономической стратегии страны в переходный период, можно проследить, в первуюочередь, на примере либерализации условий внешнеэкономической деятельностистраны. В июле 1992 г. в «Программе углубления экономических реформ» российскимправительством были определены следующие конкретные цели либерализации условийвнешнеэкономической деятельности:
отход от количественных ограничений во внешней торговле ипереход к экономическим методам ее регулирования, переход к единому курсу рубля;
сближение структуры внутренних и внешних (мировых) цен, последовательноеснижение ставок экспортного тарифа и введение унифицированного импортноготарифа;
переход к внутренней конвертируемости рубля для резидентов инерезидентов сначала по текущим, а затем по капитальным операциям;
поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российскойпродукции.
В Рабочей программе Совета Министров — ПравительстваРоссийской Федерации на 1993-1995 гг. «Развитие реформ и стабилизациироссийской экономики были выдвинуты следующие задачи;
либерализация рынков, в первую очередь, валютного ивнешнеторгового;
ликвидация множественности курсов и переход к единомувалютному курсу;
расширение объемов продажи экспортной выручки на валютномрынке.
Для достижения перечисленных выше задач предполагалось;
резко ограничить, а затем полностью прекратить квотированиеи лицензирование экспортных поставок;
снизить экспортные пошлины на неэнергетические товары иликвидировать централизованный экспорт;
отменить льготы по освобождению предприятий, отраслей ирегионов от продажи экспортной выручки;
отказаться от практики установления дотационныхкоэффициентов для централизованного импорта.
Эффективность указанных специфических мер валютной политикиувязывалась в обязательном порядке в сочетании с такими направлениямиэкономической политики государства, как:
проведение жесткой денежно-кредитной политики и снижениетемпов инфляции;
достижение процентной ставкой по банковским ссудамположительного уровня;
повышение ставок по депозитам и вкладам, обеспечивающееболее высокую доходность рублевых сбережений по сравнению с приобретением иразмещением СКВ;
расширение производства конкурентоспособной на внешнем рынкепродукции и развитие импортозамещающих производств;
улучшение платежного баланса страны.
Такая стратегия получила название „валютная шоковаятерапия“ по аналогии с „шоковой терапией“. Сторонники данноговарианта курсовой политики полагали, что быстрое введение конвертируемостироссийского рубля можно обеспечить либо значительным понижением валютногокурса, фиксируя его на существенно низком уровне (т.е. используя методы постояннойдевальвации), либо посредством определения курса национальной валюты на основеспроса и предложения на свободном рынке.
Указанная стратегия не учла главного: валютный сегмент,равно как и финансовый рынок в целом, находятся на протяжении всех лет реформыв крайне нестабильном положении.
Анализ мирового опыта свидетельствует о наличии следующихосновных вариантов осуществления курсовой политики:
»свободно плавающие" валютные курсы;
регулируемое «плавание» валют;
постоянно фиксированные курсы.
Россия выбрала смешанный вариант: проведение умереннойполитики регулируемого «плавания» при непрерывном изменении валютныхкурсов и применении корректирующих внутренних мер по стабилизации экономикистраны. Выбор подобного рода курсовой политики возможен при учете темповинфляции, состояния платежного баланса, разницы процентных ставок за кредит,спекулятивных валютных операций, ускорения либо задержки валютных платежей,степени доверия к рублю в самой России и на мировых валютных рывках, т.е. учетефакторов, влияющих на российский валютный рынок.
В России было допущено с самого начала реформ хождениесильной мировой резервной валюты — доллара США. В других странах, напротив,предпринимались меры, направленные на максимальное ограничение хожденияиностранной валюты на национальном рынке и укрепление национальной валюты.
Россия, после введения внутренней конвертируемости, открылапо форме и по существу доступ к долларовым накоплениям и расчетам в иностраннойвалюте. Данное обстоятельство привело к «всеобщей долларизации всей страны».
Обращение на территории России иностранной валюты ведет кослаблению национальной валюты. В соответствии с положением Центрального банкаРоссии «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов виностранной валюте за реализуемые физическими лицами товары (работы, услуги)»от 15 августа 1997 г. № 503 с 1 ноября 1997 г. вступил в силу новый порядокрасчетов за товары и услуги, продаваемые физическим лицам. В результатероссийский рубль стал единственным платежным средством при всех видах расчетов.
Одна из важнейших функций ЦБ — поддержание устойчивостикурса рубля. Безусловно, устойчивый валютный курс является очень важнымэкономическим параметром для российских предприятий.
В конце 2003 г. ЦБР прекратил активную поддержку курса долларана валютном рынке, в результате чего котировки доллара снизились.
Начиная с весны 2003 г. ЦБ был взят курс в валютнойполитике, означающий ее поворот на 180 градусов. Главными целями ЦБ стали: контрольза инфляцией и выравнивание доходности валютных и-рублевых инструментов. Припревышении номинальной рублевой доходности над валютной это достигается двумяспособами — либо ускорить девальвацию рубля и повысить доходность валютныхинструментов, либо снижать доходность на внутреннем рынке. Выбор был сделан впользу снижения доходности рублевых инструментов. Таким образом, рынку заданчеткий ориентир возможной девальвации рубля.
Несмотря на положительные стороны крепкого рубля, вчастности, рост потребительского спроса и снижение процентных ставок, новая политикаБР таит в себе риски, которые не следует недооценивать. В условиях унификации иизменения регулируемых тарифов после 2003 г. правительство не сможет и дальшесдерживать инфляцию, в результате чего политика ЦБР может оказатьсядискредитированной, а сам банк столкнется с еще большими проблемами.1.3 Политика Центрального Банка на валютном рынке
Валютный рынок представляет собой сферу отношений по поводукупли-продажи иностранной валюты.
Направление и формы валютной политики, проводимойцентральным банком, зависят как от экономического положения данной страны, таки ее места в мировом хозяйстве. Центральный банк обычно использует две основныеформы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная) политика проводится не только с цельюизменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногданаправлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.
Учетную ставку на Западе, в частности, применяют для того,чтобы поднять курс национальной валюты. Например, Европейский Центробанкповышает учетную ставку, чтобы сдержать падение евро. Предполагается, чтоподорожание кредита в Европе заставит инвесторов скупать европейскую валюту,чтобы ссудить ее под повышенный процент.
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы),воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежнойединицы — девизная политика. Подобные операции получили название «валютныхинтервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (илипутем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос,а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупныхпартий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличиваетсяпредложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведенияопераций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта илиимпорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит отприоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации.
В России в соответствии с новым Федеральным законом «Овалютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты имеютправо покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке России толькочерез уполномоченные банки. Сделки купли-продажи валюты могут осуществлятьсянепосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи.
Одной из важнейших задач валютного контроля являетсяограничение масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложенияиностранной валюты на внутреннем валютном рынке. При дефиците валютных средств,необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционногоимпорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного баланса и свестина нет усилия по укреплению рубля. Ежегодная утечка капитала из Россиисоставляет 20-25 млрд. долл. Причем, в отличие от зарубежных стран, онахарактеризуется своеобразием мотивов оттока, по каналам вывоза ресурсов имакроэкономическим последствиям.
Бегство капитала происходит в следующих формах:
по внешнеторговым операциям в виде нерепатриации экспортнойвалютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовыхплатежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импортупродукции уходит за рубеж примерно 18-19 млрд. долл.
наличие в стране организованной сети недобросовестныххозяйствующих субъектов, использующих «серые» схемы перевода валютныхсредств за границу, которые формально прикрываются внешнеторговыми контрактами.Основной причиной данного явления следует признать свободный доступ любогохозяйствующего субъекта на внешний рынок. В схемах утечки капитала ключевуюроль играют «фирмы-однодневки», которые оформляют фиктивные импортныеконтракты, покупают под них валюту на валютной бирже и переводят ее за границу,преимущественно с территории оффшорных зон. Контроль за деятельностью такихфирм чрезвычайно сложен в связи с коротким сроком их «работы» иогромным количеством. В настоящее время, по данным ВЭК России, число участниковвнешнеэкономической деятельности достигло 670 тыс.
По инициативе Банка России и при его активном участииПравительством России были подготовлены и внесены в Государственную Думуследующие законопроекты:
Проект Федерального закона «О внесении дополнения встатью 193 Уголовного кодекса РФ», который предусматривает усилениеответственности участников внешнеэкономической деятельности за нарушениевалютного законодательства за счет введения норм уголовной ответственности занезаконный перевод валютных средств за границу;
Проект Федерального закона «О внесении дополнения встатью 28 ФЗ „О банках и банковской деятельности“, принятыйГосударственной Думой. Он предоставляет Банку России право определять порядокустановления кредитными организациями корреспондентских отношений с банками,зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранных государств. ЦБ РФполучил возможность принять дополнительные регулирующие меры:
кредитные организации обязаны формировать резервы подоперации с резидентами оффшорных зон в размере не менее 50% остатка наотдельных лицевых счетах, открытых к балансовым счетам, на которых учитываютсясоответствующие операции с нерезидентами;
уполномоченные банки устанавливают корреспондентскиеотношения с оффшорными банками, исходя из рейтинга иностранных банков постепени их долгосрочной кредитоспособности и размера собственных средств.
Федеральный закон „О внесении дополнений в Закон РФ“О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в действиес 7 июля 1999 г., который ограничивает максимальные размеры единовременноговывоза наличной валюты физическими лицами-резидентами суммой, эквивалентной 10тыс. долл. США.
Для противодействия утечке капитала за границу внесеныпредложения по внесению изменений и дополнений в ФЗ «О государственном регулированиивнешнеторговой деятельности». Они предполагают:
введение лицензирования отдельных видов внешнеторговойдеятельности, государственную регистрацию и экспертизу внешнеторговых контрактов,сокращение числа посреднических организаций во внешней торговле (целью в данномслучае является борьба с «фирмами-однодневками»);
четкое законодательное определение понятий и терминов, связанныхс экспортом и импортом работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;
установление обязательных требований к внешнеторговымконтрактам и документам, подтверждающим предоставление и получение услуг ирезультатов интеллектуальной деятельности.
Банк России в рамках своей компетенции в 1999 г. принял ряджестких мер валютного регулирования и валютного контроля:
1. Разработан порядок валютного контроля со стороныуполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валютыза границу по договорам, требующим особого внимания (обладающим признакамиподозрительности). Повышена ответственность кредитных организаций и их клиентовза неисполнение требований валютного законодательства.
2. Введено требование обязательного открытия юридическими лицами-резидентамирублевых депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств,перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза встрану, т.е. под контракты, предусматривающие осуществление авансовых платежей.Это позволило снизить влияние недобросовестного бизнеса во внешней торговле насостояние внутреннего валютного рынка. Однако данное ограничение действовало неболее двух недель, так как были затронуты и интересы добросовестных импортеров.С учетом этого Банк России в оперативном порядке выпустил нормативный документ,освобождающий импортеров от необходимости депонирования рублевых средств припокупке валюты в случае использования ими общепринятых в международнойвнешнеторговой практике инструментов обеспечения (открытие безотзывныхаккредитивов, заключение договоров страхования риска невозврата переведенной поимпортным контрактам иностранной валюты, получение гарантий первоклассныхиностранных банков, а также векселей, выданных нерезидентами и авалированныхиностранными банками).
3. В целях реализации Указа Президента РФ № 334 от 15 марта1999 г. «Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки»установлен порядок контроля за обязательной продажей экспортной валютнойвыручки, являющейся залогом погашения экспортерами валютных кредитов (займов),фактически полученных и зачисленных на счета в уполномоченных банках до 15марта 1999 г. Принятые Банком России меры по валютному регулированию ивалютному контролю во многом носят вынужденный характер и являются адекватнойреакцией на конкретные условия развития российской экономики, что выражается ввысоком уровне криминализации экономики и, в частности, в уходе отналогообложения, конверсии неучтенных доходов в валюту с целью ее последующегоперевода за границу с использованием «серых» схем.
Вместе с тем, принципиальная позиция Банка Россиизаключается в том, что эти меры, как ограниченные во времени, будут действоватьдо тех пор, пока не возникнут необходимые законодательные решения имакроэкономическая ситуация не изменится в лучшую сторону.
Стратегия совершенствования валютного регулирования ивалютного контроля находится в центре внимания ведущих российских экономистов иработников Банка России. Ее разработка предусматривает постановку задач иопределение мероприятий для их реализации. Стратегическими задачами валютногорегулирования и валютного контроля на современном этапе являются:
усиление валютного контроля за объемом продажи валютнойвыручки (без ущемления интересов экспортеров, связанных с технологическоймодернизацией и производством экспортной продукции);
регулирование импортных тарифов для защиты внутреннихтоварных рынков и поддержания жесткой конкурентной среды, стимулирующейснижение издержек производства;
введение таких правил торговли на валютном и финансовом рынках,которые повысят возможности их регулирования, обеспечат прозрачность операций иих предсказуемость;
регулирование движения капиталов, препятствующее их оттокуиз страны;
обеспечение притока иностранных прямых и портфельныхинвестиций;
привлечение валютных накоплений населения в инвестиции дляподъема производства;
разработка долгосрочной стратегии управления внешним долгом,рациональной политики воздействия на курс рубля;
восстановление рынка акций компаний и государственных облигацийдля уменьшения давления на валютный рынок;
возрождение рынков срочных контрактов в целях управлениявалютными рисками.
2. Значение и основы валютного законодательства РФ2.1 Социально-экономическая сущность валютногоконтроля
Валютный контроль является проявлением одной из двухосновных функций правовых норм, регулирующих порядок совершения валютныхопераций.
Второй важной функцией, тесно взаимосвязанной с функциейконтроля, является регулирующая функция.
Контроль — обязательный этап любой управленческойдеятельности, включающей в себя подготовку управленческого решения, егореализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функциейуправления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата.
Регулирующая функция, в свою очередь, определяет объем прави обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций.
Перед валютным контролем поставлена цель обеспечитьсоблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Форма валютного контроля — это способ конкретного выраженияи организации контрольных действий.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют триосновные формы контроля — предварительный, текущий и последующий. Все онинаходятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Под методами валютного контроля понимают приемы и способыего осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия).
Особым направлением валютного контроля является контрольсоблюдения валютного и таможенного законодательства при осуществлениивнешнеторговой деятельности — предпринимательской деятельности в областимеждународного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатамиИнтеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
2.2 Основные положения ФЗ «О валютном регулировании и валютномконтроле»
С принятием Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ«О валютном регулировании и валютном контроле», который вступил всилу с 18 июня 2004 года (далее — Закон № 173-ФЗ), а также ряда другихнормативных актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля произошлизначительные изменения.
Вновь принятый Закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» кардинально отличается от действовавшего ранее ЗаконаРФ от 09.10.92 г. № 3615-1. Прежде всего, следует отметить, что в Законе №173-ФЗ по сравнению с действовавшим ранее Законом более четко сформулированопонятие «резидент». В соответствии с Законом № 3615-1 к физическимлицам — резидентам относились лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, втом числе временно находящиеся за пределами РФ. Закон № 173-ФЗ разделяетфизических лиц — резидентов на две группы, к которым относятся:
физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключениемпроживающих в иностранном государстве;
иностранные граждане и лица без гражданства, постояннопроживающие в РФ на основании вида на жительство.
По Закону № 173-ФЗ в состав резидентов включены РоссийскаяФедерация, субъекты РФ и муниципальные образования, а предприятия иорганизации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии сзаконодательством РФ, с местонахождением в РФ, выведены из понятия «резидент».
На основании Закона № 173-ФЗ изменился перечень валютныхценностей, к которым относятся только иностранная валюта и внешние ценныебумаги.
Исключены из валютных ценностей драгоценные металлы иприродные драгоценные камни.
Претерпел изменения и состав органов валютного регулирования.Если до принятия Закона № 173-ФЗ единственным органом валютного регулированияявлялся Центральный банк РФ, то теперь полномочиями по осуществлению валютногорегулирования также наделено Правительство РФ.
Что касается агентов валютного контроля, то Закон № 173-ФЗпомимо уполномоченных банков, подотчетных Центральному банку РФ, отнес к нимтакже:
профессиональных участников рынка ценных бумаг (в том числедержателей реестра), подотчетных федеральному органу исполнительной власти порынку ценных бумаг;
территориальные органы федеральных органов исполнительнойвласти, являющихся органами валютного контроля.
Названные агенты валютного контроля наделены правомпроверять соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства,порядок учета валютных операций, а также запрашивать и получать документы,связанные с валютными операциями.
Закон № 173-ФЗ несколько изменил понятие «валютныеоперации». В соответствии с п.9 ст.1 данного Закона валютным операциямотносятся:
приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентомв пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а такжеиспользование резидентами валютных ценностей в качестве средства платежа;
приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом урезидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом впользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг назаконных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ ивнутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждениенерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутреннихценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей,валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешнихценных бумаг со счета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый натерритории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица,открытый за рубежом;
перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценныхбумаг с одного счета, открытого на территории РФ, на другой счет, открытый натерритории РФ;
ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможеннойтерритории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.
Новшеством является отнесение к валютным операциям переводовнерезидентов валюты РФ внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета натерритории РФ на другой счет на территории РФ.
Ранее валютные операции разделялись на текущие валютныеоперации, осуществляемые без ограничений, и валютные операции, связанные с движениемкапитала, которые осуществлялись в порядке, предусмотренном ЦБ РФ. Из Закона №173-ФЗ понятие «текущие валютные операции» исключено…
3. Система валютного регулирования и валютногоконтроля в РФ3.1 Правовое регулирование валютного контроля
Основы правового регулирования валютного контроля определеныразделом 3 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласностатьи 10 названного Закона целью валютного контроля является обеспечениесоблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основныминаправлениями валютного контроля являются: проверка соответствия проводимыхвалютных операций законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений;проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте передгосударством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынкеРФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты иобъективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциямнерезидентов в валюте РФ.
Названные функции позволяют предположить, что кроме проверкизаконности валютных операций, валютный контроль должен осуществляться и за ихцелесообразностью. Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов:органами валютного контроля и агентами валютного контроля. С точки зренияполномочий одно из главных отличий органов валютного контроля от агентовзаключается в праве первых издавать нормативные акты, обязательные длярезидентов и нерезидентов в РФ. Органами валютного контроля согласно Законуявляются ЦБ РФ и Правительство РФ, а в качестве агентов валютного контроляопределены уполномоченные банки. В соответствии с Законом РФ «О валютномрегулировании и валютном контроле» важнейшим органом, осуществляющимширокие управленческие функции в сфере валютных отношений является Центральныйбанк РФ, который имеет право: определять сферу и порядок обращения в РФиностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издавать нормативныеакты, обязательные для всех субъектов валютных отношений; устанавливать правилапроведения операций с иностранной валютой, с валютой РФ и ценными бумаги виностранной валюте и валюте РФ; устанавливать общие правила выдачи лицензийбанкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций ивыдавать такие лицензии; устанавливать единые формы учета, отчетности, порядоки сроки их предоставления; осуществлять иные регулирующие полномочия.
Помимо ЦБ РФ к органу валютного контроля относитсяПравительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ,Министерство РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ,правоохранительных органов. До 17 мая 2000 г. особую роль играла Федеральнаяслужба РФ по валютному и экспортному контролю, которая была упразднена всоответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органовисполнительной власти» от 17.05.2000 г. № 867. Ее функции были переданыМинистерству финансов РФ и, вновь образованному, Министерству экономическогоразвития и торговли РФ. Федеральная служба России по валютному и экспортномуконтролю, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 560 от 16.06.93 г.«Вопросы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю»(в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.1998 г. № 725) выполняласледующие функции: — координацию деятельности агентов валютного и экспортногоконтроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных,экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; — организацию единойсистемы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов,регулирующих валютные операции, выполнения резидентами обязательств виностранной валюте перед государством, включая обязательства по продажеиностранной валюты на внутреннем валютном рынке, обоснованностью платежей повнешнеторговым операциям и переводов капитала за границу, за осуществлениемопераций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также за другимиоперациями, относящимися к сфере внешнеэкономической деятельности; организациюпроверок полноты и объективности учета и отчетности по валютным и инымвнешнеэкономическим операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ; — осуществление контроля и учета за соблюдением порядка предоставленияпредприятиям и организациям права экспорта стратегически важных сырьевыхтоваров, а также их квотирования и лицензирования; — разработку предложений посовершенствованию валютного законодательства, нормативных и методическихдокументов по вопросам развития системы валютного и экспортного контроля; — организациюи проведение с участием заинтересованных министерств и ведомств, а также спривлечением иностранных специалистов и фирм, аудиторских провероквнешнеэкономической деятельности отдельных резидентов и нерезидентов; — взаимодействиес органами валютного и экспортного контроля других государств; — иные функциивалютного и экспортного контроля во исполнение решений Президента РФ иПравительства РФ. В развитие валютного контроля ЦБ РФ совместно с ГТК РФразработали и ввели в действие Инструкцию от 12.10 93 г. № 19 «О порядкеосуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки отэкспорта товаров». Решением РС РФ от 03.12.98 г. данный документ былпризнан незаконным и не подлежащим применению. В 1999 году ЦБ РФ и ГТК РФиздали новую Инструкцию № 86-И от 13.10.99 г. под тем же названием взаменпризнанной ВС РФ незаконной.
Основная задача, которая решается названными нормативнымидокументами пресечь утечку капиталов из РФ за границу. Согласно инструкциипредприятие-экспортер (резидент РФ заключивший контракт на экспорт товаров) обязанпредъявить контракт в уполномоченный банк, где находится валютный счетэкспортера, на который должна поступить выручка от экспорта. Банк оформляетпаспорт сделки формализованный документ, содержащий сведения овнешнеэкономической сделке, необходимые для валютного контроля. Паспорт,подписанный уполномоченным банком и экспортером, предоставляется в таможенныеорганы вместе с другими документами для оформления экспорта товара. Уполномоченныйбанк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлениемвалютной выручки по данному контракту.3.2 Практика валютного регулирования и валютногоконтроля в РФ
В ходе практического применения нового валютногозаконодательства выявились некоторые проблемы. В частности:
1. Часть 1 Статьи 19 Закона устанавливает обязанностьрезидентов при ведении внешнеторговой деятельности обеспечивать репатриациюиностранной валюты и валюты РФ в сроки, предусмотренные внешнеторговымидоговорами (контрактами). Эта норма касается как валютной выручки от экспортатоваров (передачи работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), таки возврата в Россию авансов, уплаченных нерезидентам за не ввезенный товар (заневыполненные услуги). Такая норма вызывает проблемы для участников ВЭД. Напрактике российский экспортер или импортер при заключении контрактазаинтересован в установлении объективных и сжатых сроков выполненияобязательств по контракту. При этом действующая практика предусматриваетвключение в контракт обязательств нерезидента по уплате штрафов при нарушениисвоих обязательств. В связи с необходимостью выполнения положений статьи 19Закона резидент заинтересован в установлении более длительных сроковрепатриации выручки, а при приближении данных сроков в случае невыполнениянерезидентом обязательств — в подписании дополнений к контракту о пролонгацииконтрактных сроков. Так что коммерческие интересы участника ВЭД, в том числеполучение им штрафных санкций от нерезидента, вступают в противоречие соСтатьей 19 Закона. Уполномоченные банки также сталкиваются с проблемой привыполнении функций агента валютного контроля за соблюдением нормы Статьи 19. Иногдаво внешнеторговых контрактах участников ВЭД нет конкретных сроков репатриациивыручки по отношению к отгрузкам по экспорту или по отношению к дате переводааванса по импорту, а есть лишь сроки завершения расчетов/выполненияобязательств сторон по договору. Тогда возникает вопрос о возможности контроляза сроками выполнения обязательств по договору или сроком завершения расчетовили, при отсутствии того и другого, за сроками действия договора. Каких-либоразъяснений по данному вопросу со стороны органов валютного регулирования нет.
2. Практика применения норм Статей 19 и 21 Закона, а такжеИнструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И и Положения от 01.06.2004 № 258-П(изданы в развитие части 1 Статьи 20 (паспорт сделки)), обозначила проблемуотнесения характера сделки между резидентом и нерезидентом к понятиювнешнеторговой сделки или внешнеэкономической деятельности участника ВЭД. Сейчасвозникает проблема как у уполномоченных банков, так и у резидентов вквалификации ряда сделок на предмет их отнесения к внешнеторговым инеобходимости оформления паспорта сделки по этим операциям, а также контроля зарепатриацией выручки по ним и обязательной продажей, так как эти требованияотносятся только к внешнеторговой деятельности клиента-резидента. Всоответствии с частью 1 Статьи 21 установлена обязанность резидентов,физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юрлиц, осуществлятьобязательную продажу валютной выручки. При этом часть 3 данной Статьипредусматривает, что объектом обязательной продажи является валютная выручка посделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услугрезидентами. Поэтому определение характера сделки как сделки в оплату затовары, работы и услуги имеет принципиальное значение для своевременнойобязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ.
3. Необходимо также совершенствовать нормативную базу повалютному контролю. Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И и егоПоложение от 01.06.2004 № 258-П установили сложную процедуру представлениярезидентами для учета валютных операций большого количества разных справок,составляемых на бумажных носителях и заверяемых подписями уполномоченных лиц ипечатями организаций. По мнению участников ВЭД, в этих актах должно быть четкооговорено ограниченное количество случаев представления справок, расширенперечень валютных операций, по которым справки не нужны (в том числе поаккредитивным операциям), детализирован перечень кодов видов валютных операцийдля учета, четко оговорены случаи, разрешающие самостоятельное составлениесправок уполномоченным банкам на основании договора банковского счета не толькопри поступлении инвалюты (п.1.5 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И),но и при списании валюты со счета резидента.
4. Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ внес изменения вФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он, в частности,определил, что таможенные органы РФ являются ныне агентами валютного контроля,а уполномоченные банки передают им для выполнения функций агентов валютногоконтроля информацию в объеме и порядке, установленном Центральным банком. С 18июня 2004 г. ГТК России перестал быть органом валютного контроля, и, какследствие, был прекращен обмен информацией между ГТК и уполномоченными банками,в том числе прекратилось поступление реестров УК от ГТК для идентификациивалютной выручки по товарным договорам. Уполномоченные банки сами сталиконтролировать репатриацию валютной выручки на основе подписанных ими паспортовсделок, информации о платежах и расчетах, а также представляемых клиентамикопий ГТД, транспортных и других коммерческих документов. При этом порядокпередачи информации в таможенные органы для выполнения функций агентоввалютного контроля не был установлен. В связи со вступлением в силу с 1 октября2004 года ФЗ о внесении изменений в Кодекс России об административныхправонарушениях и Таможенный кодекс РФ стал особо актуален вопрос выполненияуполномоченными банками функций агентов валютного контроля, перечисленных вчасти 7 Статьи 23 Закона. С 18 июня 2007 года и поныне уполномоченные банкиведут сбор информации о нарушениях клиентами норм валютного законодательства,но из-за отсутствия порядка передачи органам валютного контроля этой информациисведения никуда не передаются.
Заключение
В процессе создания эффективно работающего и контролируемоговнутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов:Во-первых, с одной стороны валютное регулирование, являясь частьюденежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствоватьцелям экономического развития страны, а с другой стороны, очевидно, чтоиспользование средств и методов валютного регулирования не может служитьпанацеей от всех бед, так как подчиняется макроэкономическим ориентирамэкономической политики государства. Во-вторых, валютная политика государства,оказывающая значительное влияние на экономическую жизнь общества, должнаотличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Субъектыхозяйственной деятельности очень чутко реагируют на любые изменения в областивалютного регулирования, поэтому любые непродуманные действия в этой сфере,могут привести к разрушительным последствиям, что подтверждает мировой опыт. В-третьих,валютное законодательство в РФ еще далеко от своего полного становления, онообъективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, а зачастую ипротиворечиво. В целом же оно достаточно сложно даже для специалистов, неговоря о работниках предприятий и банков, поэтому, чем меньше будет исключенийиз единых правил и норм валютного регулирования, тем эффективнее будет валютнаяполитика государства.
Практика показывает, что многочисленные льготы, которыеделались в интересах отдельных регионов, отраслей и даже конкретных предприятийсущественно усложняло работу банковской системы, «запутывало» законодательство,делало невозможным применение универсальных санкций за нарушение единых норм. Предоставлениетаких льгот не сопровождается мерами специального контроля за фактическим ихиспользованием, что создает незаслуженные преимущества одних участниковвалютных отношений перед другими и стимулирует иждивенческие настроения упретендентов на льготы. Предоставление индивидуальных льгот опасно, преждевсего, тем, что оно нарушает целостный и единообразный механизмгосударственного валютного регулирования и контроля. В-четвертых, необходимосочетание активного нормотворчества в области валютного регулирования содновременным введением мер контроля за выполнением установленных правилсовершения валютных операций. Решение этой проблемы видится в развитиикомплексной системы государственного валютного контроля за соблюдениемвалютного законодательства резидентами и нерезидентами в РФ.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1996.
2. Гражданский кодекс: II/ СЗ РФ. 1996.№5. Ст.410
3. Таможенный кодекс РФ от 25.04.2003.
4. Федеральный закон «ОЦентральном Банке Российской Федерации» (Банке России)
5. Федеральный закон «Овалютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.
6. Положение ЦБ РФ от 24.04.1996 №39«Положение об изменении порядка проведения некоторых видов валютныхопераций» (с изм.24.10 97). // Вестник Банка России. 1996. №24.
7. Указание ЦБ РФ от 27.03.1998№193-У «Об осуществлении уполномоченными банками сделок и операций синостранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, не относящихся кбанковским операциям» (с изм. 20.07.99). // Вестник Банка России. 1998. №21.
8. Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 13.10.1999№86 и №01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля запоступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров». // ВестникБанка России. 1999. №70-71.
9. Письмо Центрального банка РФ от26.05.2000 №б/н 3 «Обобщение практики применения нормативных актов БанкаРоссии по вопросам валютного регулирования». // Вестник Банка России. 2000.№28.
10. Информационное сообщениеЦентрального банка РФ от 10.08.2000 №б/н 4 «Обобщение практики применениянормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования». // ВестникБанка России. 2000. №44.
11. Горбуновой О.Н. Финансовое право/ 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005 г.
12. Грачева Е.Ю. Финансовое право /М.: Новый Юрист, 2005.
13. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П.Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2004 г.
14. Красавина Л.Н., Т.И. Алибегов идр. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы истатистика, 16 (304) — 2008 апрель.
15. Степанян М. Г Правовые вопросыиспользования иностранной валюты во внешнеторговой деятельности // Корпоративныйменеджмент, № 2, 2005 г.
16. Жданов А.А. Финансовое право РФ:Учеб. пособие, 2-е изд.М., 2005.
17. Круглов В.В. /Основымеждународных валютно-финансовых и кредитных отношений/М.: ИНФРА-М, 2007 г.
18. Курочкин Д.Н. Евро: новая валютадля старого света. Проблемы становления и перспективы развития Европейскогоэкономического и валютного союза. — Мн.: Европейский гуманитарный университет,2006 г.
19. Сапожников Н.В. Валютныеоперации коммерческих банков: правовое регулирование: Практическое пособие. — М.:Юрист, 2003 г.
20. Уткин Э.А. Банковский маркетинг.М.: Инфра-М, 2005 г.
21. www.minfin.ru
22. www.cbr.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Химические преобразователи солнечной энергии
Реферат Северный поход
Реферат Налоговый учёт нормируемых расходов
Реферат Учет строительных работ выполняемых хозяйственным способом
Реферат Внешняя политика администрации США в Афганистане
Реферат Нарушения при проведении аудита
Реферат Исследование преобразований частотного спектра в возмущенных условиях
Реферат Сравнительная характеристика простейших
Реферат Анализ ассортимента и оценка качества сыра реализуемого в магазине
Реферат Аудит операцій на рахунку у банку
Реферат Химические свойства альдегидов и кетонов. Присоединение азотных нуклеофилов
Реферат Агрономические приемы улучшения почв
Реферат I. Требования к выдаче Свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации в части инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера вид 7
Реферат История философии 3
Реферат Таможенный контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров