Реферат по предмету "Финансовые науки"


Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Бюджетный дефицит и государственный долг.Проблемы финансирования бюджетного дефицита.
МИНСК 2008
 

РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 39 страниц, 6рисунков, 4 таблицы, 1 график, 4 приложения, 26 источников.
Ключевые слова: бюджет, бюджетный дефицит, бюджетный излишек,сбалансированный бюджет, мультипликатор сбалансированного бюджета,государственный долг.
Объект и предмет исследования – бюджетный дефицит и государственныйдолг.
Цель работы: выявить причины и особенности финансирования бюджетногодефицита и государственного долга в целом и применительно к нашей республике.
При выполнении работы использованы методы финансированиядефицита государственного бюджета, методы управления государственным долгом.В процессе работы проведены исследование и оценкастепени опасности бюджетного дефицита нашей страны.

содержание ВведениеГлава 1 Теоретические аспекты бюджетногодефицита и государственного долга1.1 Бюджетный дефицит, бюджетный излишек,сбалансированный бюджет1.2 Мультипликатор сбалансированного бюджета
1.3 Государственныйдолг: понятие, виды, последствия
1.4 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом ивозможности его использования на практикеГлава 2 Финансирование дефицита бюджета
2.1Способы финансирования дефицита государственного бюджета
2.2 Источникифинансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь
2.3 Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
 

ВВЕДЕНИЕ
«В основе предположения, что старый долг оплачен, лежитто обстоятельство, что мы заключили заем на гораздо большую сумму….»Д. Рикардо
Уже ХХI век… Каким в него вошла Беларусь, что ееждет в новом времени? Какие ей нужно преодолеть трудности, какие решитьпроблемы, чтобы в будущем занять достойное место в мире? Меня, как будущегоэкономиста, больше интересуют накопившиеся проблемы экономического характера.Среди них можно выделить наиболее актуальные и принципиальные: проблемаэкономического роста, поддержание спроса, финансирование и развитие социальнойсферы, проблема занятости, проблема неплатежей в народном хозяйстве, проблемабюджетного дефицита и государственного долга.
В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетногодефицита и государственного долга, теоретические аспекты и практическоепроявление их в белорусской экономике в настоящее время.
Сущность государственногобюджета как экономической категории реализуется через распределительную(перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходитконцентрация денежных средств в руках государства и их использование с цельюудовлетворения общегосударственных потребностей. Вторая функция позволяетузнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступили враспоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределениибюджетных средств, эффективно ли они используются.
Государственный бюджетявляется важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальнойсферы. Функционирование бюджета государства происходит посредствомэкономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапыперераспределения стоимости общественного продукта. Доходы служат финансовойбазой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственныхпотребностей.
Практическоеиспользование бюджетных отношений для реализации возложенных на государствофункций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда –дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношениедоходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают егодоходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо – дефицит бюджета.
Как государственный долг и его рост влияют нафункционирование экономики? Обычно в государственном долге видят две опасности:банкротство нации и переложение долгового бремени на будущие поколения.
Может ли большой государственный долг каким-то образомпривести к банкротству правительства? Конечно же, нет. Во-первых, правительствопо конституции имеет право облагать население налогами и собирать их.Увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства дляполучения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммыгосударственного долга. Во-вторых, банкротство правительства очень сложно себепредставить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можнозаплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу. Однако создание новыхденег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга может иметьинфляционный эффект.
Что касается второй опасности, то государственный долг неявляется средством перемещения экономического бремени с одного поколения надругое. Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономическиепоследствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличиваетнеравенство в доходах. Погашение государственного внутреннего долга приводит ктому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят болееобеспеченным. Во-вторых, повышение ставок налогов может подорвать действиеэкономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениюсредств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилитьсоциальную напряженность в обществе. В-третьих, выплаты процентов или основнойсуммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продуктаза рубеж. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитетстраны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения страныв завтрашнем дне.
Возникает необходимость управления долгом. Под управлениемгосударственным долгом понимается совокупность действий государства попогашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечениюновых заемных средств.
Дефицитность государственного бюджета и высокийгосударственный долг характерны на современном этапе для большинствапромышленно развитых стран. В результате кредитной экспансии государства прочиезаемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит.Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большуюдолю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов игосударственного долга — одна из наиболее актуальных задач экономическойполитики не только Беларуси, но и других стран.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
 
1.1 Бюджетныйдефицит, бюджетный излишек
 
Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов федерального правительства надего доходами в каждый данный год.
Бюджетный излишек – сумма превышения доходов федерального правительства над егорасходами в каждый данный год [20, с.768].
Как правило, дефицит государственного бюджета отражаетнеустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается засчет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов,иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой.
 Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательноотносящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном миренет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось быс бюджетным дефицитом. Следует отметить, что государственные бюджеты западныхстран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны. Однако вусловиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефицитыне рассматриваются как катастрофически отрицательные экономические показатели.Известный английский экономист Дж.М.Кейнс в целях ''взбадривания''экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводитьполитику дефицитного финансирования.
Однако причины, вызывающие бюджетный дефицит могутбыть различными.
1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществлениякрупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае онотражает не кризисное течение общественных процессов, а государственноерегулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивныесдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможностьдопущения опережающего роста государственных расходов над доходами наопределенных этапах развития общества.
2. Дефициты возникают в результате чрезвычайныхобстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервовстановится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода.
3. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ееразвал, неэффективность финансово–кредитных связей, неспособность правительствадержать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явлениечрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономическихмер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), нои соответствующих политических решений. [5, c.17]
На основе причин бюджетного дефицита можно сделать вывод, чтов условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главноеэффективными международными связями, бюджетный дефицит (конечно, вколичественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишнедраматизировать. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитыестраны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательноекачество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, недолжна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков,сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считаетсяконтролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпускавалового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 – 3 %.
В данной главерассматриваются основные виды бюджетных дефицитов, такие как:
-         Циклическийдефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
-         Структурныйдефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условияхполной занятости.
-         Операционныйдефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной частипроцентных платежей по обслуживанию госдолга.
-         Первичный дефицитгосбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат подолгу.
-         Квазифискальныйдефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальнойдеятельностью государства.
Циклический дефицит государственного бюджета.
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатомдействия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный»(автоматический) стабилизатор — экономический механизм, позволяющий снизитьамплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая кчастым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов виндустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения,система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) исистема участия в прибылях.
При дискреционнойфискальнойполитике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономическойактивности правительство принимает специальные решения, направленные наувеличение уровней занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решенийвследствие увеличений государственных расходов (например, на финансированиепрограмм по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов правительство целенаправленносоздает дефицитгосбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционныхтенденций целенаправленно создается бюджетный излишек.
Принедискреционнойфискальнойполитике бюджетныедефициты и излишки возникаютавтоматически, в результатедействиявстроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы «включаются» безнепосредственного вмешательства правительства.
Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения истрахования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик,где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствиемадекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономическогоуправления.
Степень встроенной стабильности экономики непосредственнозависит от величин циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функцииавтоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса. Онвызван автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений иувеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне циклическогоспада (подъема) деловой активности (рис. 1.1).
Пояснения: В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается(Y2 > Y0), и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, атрансфертные платежи автоматически снижаются.
/>

Рисунок 1.1. Бюджетные дефициты

В результате возрастает циклический бюджетный излишек, иинфляционный бум относительно сдерживается. В фазе циклического спадасовокупный доход снижается (Y1
Величины циклических дефицитов (излишков) определяютсястепенью «крутизны» графиков налоговой и бюджетной функций. Уголнаклона налоговой функции T определяется величиной предельной налоговой ставкиt, а угол наклона функции государственных расходов G — величиной, котораяхарактеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта иизменением величины дохода. Чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог иниже трансферт, получаемый от государства.
Даже в том случае, когда все государственные расходы Gупрощенно представлены как неизменная величина, не зависящая от динамикитекущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается темвыше, чем выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия T.В положении T1 величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чемв положении T2, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильноевоздействие на рост или снижение совокупного спроса.[22, с.567]
При прочих равных условиях величины циклических бюджетныхдефицитов и излишков, а также степень встроенной стабильности экономикиоказываются тем выше, чем выше уровень предельных налоговых ставок, а также чемвыше соотношение между изменением суммы государственных трансфертов иизменением величины национального дохода.
В то же время, увеличение степени встроенной стабильностиэкономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговойполитики — укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства иросту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, к предпринимательскомуриску и к труду оказываются относительно сильнее в условиях постепенногоснижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождаетсясокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно,и снижением степени встроенной стабильности экономики.
Выбор приоритетов между краткосрочными и долгосрочнымиэффектами бюджетно-налоговой политики является сложной макроэкономической проблемойи для индустриальных, и для переходных экономик.
Структурный дефицит государственного бюджета.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — разностьмежду расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицитнередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицитаи структурным дефицитом.
Оценки структурного дефицита используются, в основном, виндустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большейстепени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровнябезработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурныхизлишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамикиэтих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальнойполитики в долгосрочном плане.
В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджетаеще более усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуетсяманипулирование его размерами — искусственное увеличение или, чаще, уменьшениевеличины бюджетного дефицита в текущем году. Это манипулирование может,например, осуществляться с помощью следующих инструментов:
-         «налоговаяамнистия», которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплатыналогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общегоналогового сбора;
-         мероприятия посбору просроченных налоговых платежей;
-         введениевременных или добавочных налогов;
-         отсрочка расчетовс поставщиками;
-         отсрочка выплатызаработной платы работникам государственного сектора;
-         отсрочкаобязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровняинфляции;
-         расширеннаяпрактика приватизации государственной собственности, включая распродажу прав наисследовательские и изыскательские работы.
В переходных экономиках дефицит государственного бюджетаопределяется в большей мере текущими мерами государственного регулирования, чемциклическими колебаниями экономики. Только после корректировки текущегобюджетного дефицита с учетом воздействия этих мер и влияния общих экономическихколебаний может быть получен характерный для переходных экономик аналогструктурного дефицита, который иногда определяется как коренной дефицитбюджета.
Измерение его нередко оказывается еще более сложным, чемоценки структурного дефицита. Поэтому при разработке стратегий стабилизации иструктурных реформ в переходных экономиках приходится опираться на обычныеоценки бюджетного дефицита, хотя оптимальная долгосрочная фискальная политикадолжна быть в большей мере сориентирована скорее на коренной, нежели нафактический дефицит [Приложение А, таблица 2].
Операционный дефицит государственного бюджета.
Операционный дефицит — общий дефицит государственного бюджета за вычетоминфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней ипостепенное погашение основной суммы долга — его амортизация) является важнойстатьей государственных расходов.
Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается наоснове преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционныхпроцентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие вдинамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышениегосударственных расходов может оказаться достаточно существенным.
Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицитгосударственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долгснижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.
Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправкана инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность междуноминальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года,умноженной на темп инфляции.
Первичный дефицит государственного бюджета.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета — разность между величинойобщего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицитаявляется фактором увеличения долгового бремени.
У различных стран с переходной экономикой возможности выбораприоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя иограничены. Возможности для преимущественно безинфляционной стабилизациибюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется приактивном участии Центрального Банка.
В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакияи т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушениярыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночныереформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любогоисточника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России идругих государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств,поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.
Однако для более точной оценки возможностей долговогофинансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размерыгосударственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.
Квазифискальный дефицит государственного бюджета.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит — существующий наряду с измеряемым(официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленныйквазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
-         финансированиегосударственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе ивыплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссудили путем накопления взаимной задолженности;
-         накопление вкоммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ отЦентрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд — т.н. «плохихдолгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготныхкредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов,выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
-         отдельныеоперации, связанные с государственным долгом, а также финансированиеЦентральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курсавалюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупкипшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам наобслуживание «плохих долгов», а также рефинансирование ЦентральнымБанком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства польготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственныхпредприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.
Сбалансированный бюджет
Ежегодно сбалансированный бюджет.
До Великой депрессии 30-х годов в США ежегодносбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственнойфинансовой политики. Однако тщательное изучение вопроса совершенно явно показывает,что сбалансированный бюджет несовместим с активным применением фискальнойполитики в качестве антициклического стабилизирующего инструмента. Хуже того,ежегодно сбалансированный бюджет даже усугубляет колебания делового цикла. Дляпримера предположим, что экономика столкнулась с затяжной безработицей ипадением доходов. Как показывает рис. 1.2, в подобных обстоятельствах,налоговые поступления автоматически сокращаются. Для принятия сбалансированногобюджета правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократитьгосударственные расходы, либо сделать и то и другое. Все эти меры носятограничительный, сдерживающий характер; каждая из них еще сильнее подавляет, авовсе не стимулирует совокупный спрос.
/>

ВВП1 ВВП2 ВВП3
Рисунок 1.2. Встроенная стабильность. Т- налоговые поступления. G – государственные закупки товаров иуслуг.

Точно так же ежегодно сбалансированный бюджет способствуетусилению инфляции. Вновь вернувшись к рис. 1.2, можно увидеть, что по мерероста в процессе инфляции номинальных доходов налоговые сборы автоматически увеличиваются.Для того чтобы устранить неизбежные в такой ситуации бюджетные излишки,правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственныерасходы, либо сделать и то и другое. Но любая из этих мер только усилитинфляционное давление в экономике.
Циклически сбалансированный бюджет.
Идея циклически сбалансированного бюджета предполагает, чтоправительство проводит антициклическую политику и в то же самое времяобеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае, однако, бюджет недолжен быть сбалансированным ежегодно — никакого священного закона, согласно которомуза отчетный период следует принимать именно 12 месяцев, не существует.Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического цикла.
 Обоснование этой концепции бюджета просто и разумно. Дляпреодоления спада правительство должно снизить налоги и увеличить расходы,таким образом, сознательно создавая дефицит. В ходе последующего инфляционногоподъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы.Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использованодля покрытия федерального долга, образовавшегося в период спада. Таким образом,правительство в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а занесколько лет.
Основная проблема данной концепции бюджета состоит в том, чтоподъемы и спады в экономическом цикле не одинаковы по степени ипродолжительности. Например, если за длительным и глубоким спадом последуеткороткий период весьма умеренного процветания, то это будет означатьвозникновение крупного дефицита в период спада, незначительного или вовсеникакого избытка в период процветания.
Итак, исходя из выше изложенных концепций, мы можем видеть,что формирование бюджета требует всестороннего рассмотрения всех плюсов иминусов выбранной бюджетной политики, и возникновение дефицита бюджета должнобыть оправданно ею.
 
1.2Мультипликатор сбалансированного бюджета
 
Фискальная политика, как правило, оперирует одновременно какрасходами государства, так и его налогами. Особый интерес представляет случай,когда государство увеличивает свои закупки (G) и налоги (Т) на одинаковую величину (сальдо государственногобюджета при этом не изменяется). Проанализируем последствия этих действий.
Допустим, государственные закупки товаров и услуг (G) и налоговые поступления (T) увеличились на 20 млрд. дол.
Изменения правительственных расходов имеют намного болеесильное воздействие на совокупные расходы, чем изменение величины налоговтакого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое и непосредственноевоздействие на совокупные расходы. Правительственные расходы — это компонентсовокупных расходов, и если государственные закупки товаров и услуг увеличилисьна 20 млрд. дол., то и совокупные расходы вырастут также на 20 млрд. дол. Ноизменение суммы налогов воздействуют на совокупные расходы косвенно, за счетизменения дохода после уплаты налогов и через это – изменения потребления. Тоесть увеличение налога на 20 млрд. дол. уменьшает совокупные расходы навеличину налога, помноженную на коэффициент МРС (предельная склонность кпотреблению) который, к примеру, равен 3/4, то есть на 15 млрд. дол. (20млрд.дол. * ¾). Общий результат – это увеличение совокупных расходов на 5млрд. дол., который (при мультипликаторе равном 4) ведет к росту ЧНП на 20млрд. дол. (где мультипликатор – это отношение изменения равновесного ЧНП кизменению объема налоговых поступлений или любого другого компонента совокупныхрасходов; число, на которое следует умножить изменение любого компонентасовокупных расходов, чтобы получить результирующее изменение равновесного ЧНП.)Это увеличение ЧНП на 20 млрд. дол. равно размеру первоначального приростагосударственных расходов и налогов. То есть мультипликатор сбалансированногобюджета равен единице.
Тот факт, что мультипликатор сбалансированного бюджета равенединице, можно продемонстрировать на рисунке. при предельной склонности к потреблению,равной ¾, увеличение налогов на 20 млрд. дол. сократит доход послеуплаты налогов на 20 млрд. дол. и вызовет снижение потребительских расходов на15 млрд. дол. В свою очередь, сокращение потребительских расходов на 15 млрд.дол. вызовет сокращение ЧНП на 60 млрд. дол. (15 млрд. дол * мультипликатор 4).Однако прирост государственных расходов на 20 млрд. дол. вызывает рост ЧНП на80 млрд. дол. (20 млрд. дол. * мультипликатор 4). Следовательно, равноеувеличение налогов и правительственных расходов на 20 млрд. дол. приносит чистоеувеличение ЧНП на 20 млрд. дол. (80 млрд. дол – 60 млрд. дол.). Равноеувеличение G и Т вызовет прирост ЧНП на величину,равную приросту G и Т. [20,c.249] Таким образом, мультипликаторсбалансированного бюджета – это воздействие равных приростов (сокращений)правительственных расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, а такжеповышения (снижения) налогов на равновесный ЧНП, выражающееся в его увеличении(уменьшении) на величину этих равных приростов (сокращений). Для более точнойхарактеристики мультипликатора сбалансированного бюджета выведем его формулу:
Так, изменение государственных закупок товаров и услуг (∆G) равно изменению налогов(∆T) и это равно изменению величины ЧНП(∆Q), т.е.

∆G=∆T=∆Q;
Тогда уровень национального производства (∆Y) будет равен:
(предполагается, что внешний мир отсутствует и инвестициичастных фирм постоянны, то их изменение равно нулю)
∆Y= />*∆G – />*∆T,
Где  /> – мультипликатор государственныхтоваров и услуг,
 – /> – налоговый мультипликатор,
 /> = MPC – предельная склонность к потреблению
Тогда
∆Y = />*∆B – />*∆B;
∆Y = ∆B;
 
Отсюда следует, что мультипликатор сбалансированного бюджетане зависит от предельной склонности к потреблению.
Таким образом, несмотря на то, что налоги и государственныезакупки товаров и услуг воздействуют на уровень национального производствапротивоположным образом, одновременное изменение величин налогов и государственныхзакупок товаров и услуг на одну и ту же величину приведет к одинаковому понаправлению и величине изменению уровня национального производства, то естьмультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

1.3Государственный долг
 
Государственный долг – общая сумма всех положительных сальдо бюджетовфедерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место встране.
Иными словами, государственный долг – сумма задолженности пообязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовыеобязательства государства перед субъектами экономики.
Задолженность правительственных органов накапливается ипревращается в государственный долг. Говорят, что сегодняшние государственныезаймы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцамигосударственных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременноплатят налоги, которые частично идут на выплату государственного долга.
Как правило, из текущих бюджетных дефицитов не удаетсяполностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы.Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрываястарые долги, они делают все больше новые.
Государственный долг растет в разных странах разными темпами.Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более чем в2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивогоденежного обращения. Долг различают по двум критериям:
1) по сроку
2) по месту выплаты
По сроку различают следующие виды долга: краткосрочный (до 1года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).
По месту выплаты различают внутренний и внешний долги.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытиядефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный,так и во внешний (иностранный) долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие страны должныдруг другу) — надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить проценти погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит трудновыполнимые условия.
Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходовсреди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что,как правило, деньги от менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным,так как именно последние покупают государственные облигации.
/>
Рисунок 1.4. Виды совокупного государственного долга.
Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные долги. По нимприходиться выплачивать основную сумму с высокими процентами. Государственныеорганы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженности,т.е. превратить их в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплатуосновных сумм, ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.
В ряде стран существуют специальные управлениягосударственного долга при Министерстве Финансов, которые осуществляютпогашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств.
Предметом особого внимания является внешний государственныйдолг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений отвнешнеэкономической деятельности страны, например 20–30%, то привлекать новыезаймы из-за рубежа становится труднее. Их предоставляют неохотно и под болеевысокие проценты, требуя залогов и особых поручительств.
Обычно правительства стран-должников принимают всевозможные меры,чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничиваетдоступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:
1) Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютныхрезервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как уних эти резервы исчерпаны или очень ограничены.
2) Консолидация внешнего государственного долга, котораявозможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальныеорганизации – клубы, где вырабатывают общую политику по отношению к странам,которые не в состоянии выполнять свои обязательства. Наиболее известные –Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб,объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба не раз шли навстречупросьбам стран-должников об отсрочке выплат, а в ряде случаев частичносписывали долги.
3) Сокращение внешнего государственного долга путемконверсии, т.е. превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счетдолга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должникенедвижимость, ценные бумаги, участие в капитале. Одним из вариантов являетсяучастие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственнойсобственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмыстраны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательствастраны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретениясобственности. Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала внациональной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовыхресурсов, вещественных носителей капитала, новых технологий, но она облегчаетбремя внешнего государственного долга, делает возможным получение новыхкредитов из-за рубежа.
4) Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, кмеждународным региональным банкам, Всемирному банку. Такие банки, как правило,предоставляют льготные кредиты, но обуславливают свои кредиты жесткимитребованиями к государственной экономической политике, в частности кэмиссионной, кредитной политике, к сведению до минимума дефицитагосударственного бюджета. К таким кредитам в 90-х годах часто обращались постсоциалистическиестраны. [5, c.17]
Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов,предоставляют им право пользования своей морской хозяйственной зоной,строительства военных баз, станций слежения за спутниками.
Последствия государственного долга
Наличие государственного долга предполагает его обслуживание,т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолгаопределяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом ипредложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствиягосударственного долга можно свести к четырем моментам:
1) Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупномего объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населенияданной страны.
2) Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частногокапитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.
3) Увеличение налогов для оплаты растущего государственногодолга выступает в качестве антистимула экономической активности.
4) Перераспределение дохода в пользу держателейгосударственных облигаций.
Необходимость обслуживания долга ограничивает возможностиправительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемыена обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая частьпроцесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формойперераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцамгосударственных ценных бумаг.[16, с.21]
Как же действовать в такой ситуации? Как предотвратить ростгосударственного долга и возможно ли решить проблему государственного долга вближайшем будущем?
Может ли крупный государственный долг привести государство кбанкротству, лишив его возможности выполнять свои финансовые обязательства? Нив коем случае, и тому есть три причины:
1. Рефинансирование — когда подходит ежемесячный сроквыплаты части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышаетналоги, чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительстворефинансирует свой долг; оно продает новые облигации и использует выручку длявыплат держателям погашаемых облигаций.
2. Налогообложение — правительство имеетконституционное право облагать население налогами и собирать их. Повышениеналогов для правительства — один из способов получить достаточные доходы длявыплаты процентов и общей суммы государственного долга.
3. Создание денег — банкротство государства оченьсложно себе представить еще и потому, что государство вправе печатать деньги,которыми можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. Созданиеновых денег для выплаты процентов или погашения основной суммы долга можетиметь инфляционный эффект.
Крупный долг действительно может породить вполне реальныепроблемы. Внешний долг — то есть долговые обязательства государства перединостранными гражданами и институтами — действительно представляет собойэкономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является«задолженностью самим себе», и фактически выплата процентов иосновной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страныдругим государствам. Так, даже решив проблему дефицитного бюджета, не следует забыватьо механизме «голландской болезни». Это такая ситуация, когдапоявляется значительное по размерам положительное сальдо платежного баланса,которое приводит к существенному притоку иностранной валюты. Это сопровождаетсяувеличением денежной массы, а, следовательно, и повышением внутренних цен иреального курса национальной валюты. Скорость увеличения реального валютногокурса возрастает при низких значениях монетизации экономики. Ослаблениемеждународной конкурентоспособности национальной экономики в этом случае можетбыть замедлено при проведении властями активных операций по стерилизации части,поступающей в страну валюты, одним из наиболее эффективных видов, которыхвыступает обслуживание и погашение внешнего долга. Поэтому, как это нипокажется на первый взгляд парадоксальным, страны, наиболее агрессивнопроводившие политику обслуживания и погашения внешнего долга, имели, какправило, и более высокие темпы экономического роста и обеспечивали тем самымнаиболее благоприятные макроэкономические условия для повышения уровняблагосостояния своего населения. Другие же страны, оказавшиеся в ситуации «голландскойболезни», но не проводившие активную политику по обслуживанию и погашениювнешнего долга, а, наоборот, наращивавшие внешние заимствования, как правило,имели и более низкие темпы экономического роста и при прочих равных условиях — более низкие темпы повышения уровня благосостояния своего населения
Основные методы управления государственным долгомпредставлены ниже:
Основной, традиционный метод — выплата долгов за счетзолотовалютных резервов что, конечно, ведет к обеднению страны, так как уменьшаетсязолотой запас государства.
Другой метод — это реструктуризация, которая помогаетотсрочить платеж по долгу, что дает время государству для накопления иувеличения средств, предназначенных к выплате.
Еще один метод управления государственным долгом — конверсия,т.е. превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долгаиностранным кредиторам предлагают приобрести в стране – должнике недвижимость,участие в капитале. Такие переговоры особенно актуальны в связи с тем, что наЗападе давно говорят о 100-процентном списании межгосударственных долговбеднейших стран мира. 1.4 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом и возможности егоиспользования на практике
 
Для более глубокого рассмотрения и понимания предметаисследования, необходимо ознакомиться с проявлениями бюджетного дефицита вдругих странах и в первую очередь, в странах с развитыми рыночными отношениями.
Практически невозможно представить себе государство, вкотором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующиеприток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Каксвидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решеныпроблемы бюджетного дефицита, немного — это, прежде всего, Германия, Япония иШвейцария.
Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплатапроцентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так какпостоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит кувеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнегообременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для егопогашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, таки внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорватьнеобходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всегозаконодательной базы, кардинальное реформирование банковской системы (в первуюочередь, снижение ставки банковского процента), пересмотр системыпредоставления льгот, оптимизация налоговой политики.
Даже беглое рассмотрение мирового опыта проявления бюджетногодефицита показывает, что многие процветающие сегодня страны, имели в прошломзначительные дефициты государственного бюджета. Так США, в тяжелые 1943-1945 годы,имели дефицит государственного бюджета в размере 105-230 % от уровня доходов,или 50-70 % от расходов, или 22-31% от валового внутреннего продукта. В США,Германии, Великобритании и Франции, начиная с 1974 г. не было ни одного государственного бюджета, не имевшего дефицита.[1, с.4]
К началу 90-х годов бюджетный дефицит в расходной частибюджета США составлял — 11,6%, во Франции составлял 9,6%, в Японии — 15,6%, Италии- 25,2%.
Бюджетные дефициты значительно усиливают напряжение на рынкессудных капиталов, вызывают рост ссудного процента, препятствуют снижениювысоких процентных ставок. Резонанс от подобных действий правительств рядастран выходит за пределы национальной политики. Так высокий ссудный процент,установленный в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток капиталовиз Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время СШАпоглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира. [9, с.12]
Стремясь воспрепятствовать оттоку капитала,западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, чтоприводит к уменьшению финансовых возможностей национальной промышленности вотношении расширения производства. Так, по данным Конференции Британскойпромышленности, увеличение процентных ставок на 1% обходится промышленности в250 млн. фунтов стерлингов в год.
Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страныуспешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов ирасходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями.
В качестве примера сбалансированного бюджета, можно привестибюджет Японии, который свидетельствует о том, что в этой стране эффективнорешается проблема покрытия дефицита бюджета. Немаловажную роль здесь сыгралимероприятия по проведению ревальвации национальной денежной единицы.
Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных страниграет мощная законодательная база, защищающая национального производителя.Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер в государстве.
Также необходимо отметить более детальный подход к изучениюбюджетного дефицита в странах с развитыми рыночными отношениями. Выявлениескрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а так же рассмотрениезависимостей связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре(структурный дефицит) и в цикличности (циклический дефицит), позволяет выявитьпервопричины и детализировать дефицит бюджета как явление. Естественно решатьпроблему, зная о ней все, или почти все, намного легче.
Немного подробнее необходимо остановиться на проблеме такназываемого «скрытого дефицита». По оценкам зарубежных специалистов к егопоявлению приводит неумелое составление бюджета, неверная оценкамакроэкономических показателей, используемых при составлении статей доходов, атакже использование последних не в полном объеме. В свою очередь совокупностьсокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефицитубюджета, а это не что иное, как увеличение государственного долга исоответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие,увеличение реального дефицита бюджета страны.
Более глубокий анализ опыта передовых стран показывает, чтонельзя не учитывать в качестве внутреннего государственного долга задолженностьгосударства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платыработников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, какувеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать реальныйбюджетный дефицит.
Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит являетсяпроблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитымирыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствамимногих стран, в том числе и правительством США, самой мощной и экономическиразвитой страны в мире.
Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение егодоли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ееоценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетногодефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержаниенационального производителя и развитие производства в целом, а так жеразработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий ксбалансированному бюджету государства. Сущность государственного бюджета любойстраны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами ифункциями государства.
В США в 1991 г. был принят план сокращения и постепенногосведения к нулю дефицита федерального бюджета. Тогда это не удалось, но странане отказывается от намеченной цели. В 1995 г. принят закон «О сбалансированном бюджете», сведение дефицита к нулю намечено на 2002г. Главнымсчитается не увеличение доходов государства (предполагается снижение налогов),а сокращение его расходов. Для этого проводятся детальная инвентаризация ианализ решений и программ, включаемых в федеральный бюджет, устраняютсяустаревшие «программы-динозавры», которые не пересматривалисьдесятилетиями, а также многочисленные дублирования в деятельности организаций,ответственных за выполнение одних и тех же статей бюджета. Пересматривается нетолько бюджетный процесс в целом, но и функции президента, комиссий конгрессапо разработке и контролю за исполнением бюджета.

ГЛАВА 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
 2.1 СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Для устранения бюджетного дефицитанеобходимо его финансирование. Выделяют следующие способы финансирования:
1)        кредитно-денежнаяэмиссия (монетизация);
2)        увеличениеналоговых поступлений в госбюджет.
3)        выпуск займов;
1) В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж — доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышениятемпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышениюсреднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразныйинфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государствачерез возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффектОливера-Танзи — сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесенияналоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционногонапряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов,так как за время «затяжки» происходит обесценивание денег, врезультате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджетаи общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Правительства особенно часто прибегают к этому средству вкритических ситуациях — во время войны, длительного кризиса. Последствия такойэмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываютсястимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены — заработнаяплата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильностиправительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Дляэтого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционнозакрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банкаот исполнительной и законодательной властей.
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождатьсянепосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, напримерв виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям польготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случаеправительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупкиосуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены,чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышениюобщего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накапливаются в отношениипредприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственнофинансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицитгосбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации,официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетногодефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.
2) Второй способ вряд ли можно отнести к способам,используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широкоприменяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Проблема увеличенияналоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственногофинансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочнойперспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижениеставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижениеналоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроеннойстабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственногосектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакцияденежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса наденьги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении;в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременногоснижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет.
3) Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпускагосударственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, чтоприводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта ичастично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффектвытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальнойполитики. [22, с.569]
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередкорассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однакодолговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а толькосоздает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многихпереходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются срединаселения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее,чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственныхоблигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентныеставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу,в механизм дополнительного налогообложения.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и ониоказывают определенное негативное воздействие на экономику страны.
Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает кпринудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает такимобразом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.
Во-вторых, если правительство даже и создает достаточныестимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценныхбумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов,сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие исредние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственныеорганы.
Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуютудорожанию кредита — росту учетной ставки. Ни один из способов финансированиядефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ передостальными и не является полностью неинфляционным.2.2 ИСТОЧНИКИФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕБЕЛАРУСЬ
Развал СССР, потеря экономических связей между бывшимисоюзными республиками создали значительные финансовые трудности, в том числе ив нашей стране. В результате, начиная с 1992 года, республиканский и консолидированныйбюджеты исполняются с дефицитом.
Для финансирования расходов, превышающих реальные доходы,необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В этой связи встаетвопрос об источниках финансирования бюджетного дефицита.
Так как дефицит бюджета предусматривает его финансирование,то непосредственное влияние на уровень инфляции оказывает не величина бюджетногодефицита, а источники, используемые для его покрытия.
Согласно бюджетной классификации Республики Беларусь,утвержденной Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 18декабря 2002 года с изменениями и дополнениями, выделяют внутренние и внешние источникифинансирования дефицита бюджета.
Внутреннее финансирование дефицита включает:
1.        Источники,получаемые от органов денежно-кредитного регулирования, в основномпредставленные кредитами Национального банка и ценными бумагами, приобретеннымиим непосредственно у правительства.
2.        Источники,получаемые от коммерческих банков и иных юридических и физических лиц(государственные краткосрочные и долгосрочные операции, векселя правительстваРеспублики Беларусь, прочие государственные ценные бумаги).
3.        Источники,получаемые из других секторов государственного управления: заемные средства,полученные из государственных внебюджетных фондов, операции по средствам виностранной валюте и др.
4.        Прочие источникивнутреннего финансирования.
Внешнее финансирование дефицитавключает:
1.        Чистые кредитымеждународных финансовых организаций.
2.        Кредитыправительств иностранных государств.
3.        Государственныеценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках.
4.        Прочие источникивнешнего финансирования.
С момента образования бюджетного дефицита егофинансирование полностью осуществлялось за счет эмиссии Национального банка.
С целью оптимизации источниковфинансирования дефицита бюджета необходимо:
1.        Свести к минимумуэмиссионное кредитование Национальным банком дефицита республиканского бюджета.
2.        Принятьнеобходимые меры для более динамичного развития рынка государственных ценныхбумаг:
·         расширитьноменклатуру государственных ценных бумаг, выпуская облигации с болееразнообразными сроками обращения, механизмами погашения и выплаты доходов;
·         принять меры дляулучшения ликвидности банковской системы: в первую очередь, отказаться отпринуждения банков к кредитованию определенных субъектов хозяйствования;
·         по мере повышенияреальных доходов населения провести внутренний облигационный заем длянаселения.
3.        Обеспечитьулучшение кредитного рейтинга нашей страны для при влечения внешнегофинансирования, а также разработать механизм привлечения иностранных кредитовпод залог акций государственных предприятий. [21, с.387]
Международным валютным фондом рекомендуется две классификацииопераций финансирования бюджетного дефицита: по типу кредитора и по типудолгового обязательства.
По типу кредитора.
Кредиторы или владельцы долговых обязательств классифицируютсяпо принципу однородности экономического поведения, что позволяет получитьинформацию о вероятном воздействии на экономику. Схема классификаций операцийфинансирования бюджетного дефицита по типу кредитора имеет следующий вид:
I. Общее финансирование (II +III).
II.Внутреннее финансирование.
 1. От других частей сектора государственного управления.
 2. От органов денежно-кредитного регулирования.
 3. От депозитных банков
 4. Прочее внутреннее финансирование.
 5. Корректировки.
III.Внешнее финансирование.
6. От международных организаций экономического развития.
7. От зарубежных учреждений управления
8. Прочее финансирование.
9. Изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов иценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью.
По внутреннему финансированию показываются все операциифинансирования, осуществляемые учреждениями государственного управления ирезидентами данной страны, к которым относятся частные лица, предприятия, учрежденияуправления или другие экономические единицы. Торговля государственными ценнымибумагами, осуществляемая между резидентами и нерезидентами, также можетоказывать влияние на объем внутреннего финансирования. Во внутреннеефинансирование включается изменения государственных резервов национальнойвалюты, депозитов, хранимых в финансовых учреждениях, которые являютсярезидентами данной страны, и объема ценных бумаг, выпущенных резидентами ииспользуемых учреждениями управления с целью управления ликвидностью.
По внешнему финансированию учитываются все операциифинансирования, осуществляемые учреждениями государственного управления ичастными лицами, предприятиями, международными организациями и другими экономическимиединицами, не являющимися резидентами данной страны. Сюда же относится торговлягосударственными ценными бумагами. Во внешнем финансировании отражаются всеизменения в государственных резервах иностранной валюты, в объеме депозитов,депонированных в финансовых учреждениях, а также в резервах ценных бумаг,выпущенных организациями и используемых учреждениями для управленияликвидностью, которые являются результатом финансовых сделок, а не стоимостныхпереоценок.
По типу долгового обязательства.
Классификация операций финансирования бюджетного дефицита потипу долгового обязательства позволяет получить информацию о способах,используемых государственными учреждениями для финансирования своего дефицитаили распределения финансовых ресурсов, образовавшихся в результате превышенияих доходов над расходами. Общая схема такой классификации включает следующиерубрики:
I.         Общеефинансирование (II+III).
II.       Внутреннеефинансирование.
1.        Долгосрочныеоблигации.
2.        Краткосрочныеоблигации и векселя.
3.        Долгосрочныессуды, не отнесенные к другим категориям.
4.        Краткосрочныессуды и авансы, не отнесенные к другим категориям.
5.        Прочиеобязательства.
6.         Изменения вобъемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенныхдля управления ликвидностью.
III.       Внешнеефинансирование.
7.        Долгосрочныеоблигации.
8.        Краткосрочныеоблигации и векселя.
9.        Долгосрочныессуды, не отнесенные к другим категориям.
10.      Краткосрочныессуды и авансы, не отнесенные к другим категориям.
11.      Прочие обязательства.
12.      Изменения вобъемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенныхдля управления ликвидностью.
В рассматриваемой классификации различаются заимствование вформе ссуд, не предназначенных для обращения, и заимствование в форме ценных бумаг.Проводится разграничение между краткосрочными заимствованием и долгосрочнымзаимствованием, предусмотрена отдельная категория для прочих обязательств.Следует отметить, что в отличие от данных о финансировании по типу кредитора наитоговые показатели финансирования, осуществляемого за счет каждого типадолговых обязательств, не влияют операции с ценными бумагами, совершаемыеразличными кредиторами, являющимися их владельцами.
Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета являетсяодной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономикедефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатываетденежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможностифинансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защитынаселения.
Законом Республики Беларусь «О бюджете РБ на2004год», исходя из доходов и расходов, консолидированный республиканскийбюджет имел дефицит 690 200 000 тыс. рублей (5% расходов бюджета в 2004 г.)
При этом покрытие дефицита в 2004 году осуществлялось засчет:
Таблица 1.Финансирование бюджетного дефицита МЛН.РУБ в % к ВВП в % к дефициту ОБЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ 690200,00 1,40% ВНУТРЕННЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ 238504,15 0,48% 34,56% Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь -0,91 Кредиты Национального банка Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета -0,91 погашение основного долга по долгосрочным кредитам -0,91 Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц 97705,06 0,20% 14,16% привлечение средств 754192,90 погашение основного долга 656487,84 Прочие источники внутреннего финансирования 0,00 получение средств 500,00 в том числе: поступления непогашенной задолженности за энергоносители, образовавшейся по состоянию на 1 февраля 1996 года 500,00 погашение основного долга -500,00 в том числе: погашение задолженности юридическим лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 года -500,00 Поступления от реализации принадлежащего государству имущества 100000,00 0,20% 14,49% Изменение остатков средств бюджета 40800,00 0,08% 5,91% остатки на начало отчетного периода 40800,00 ВНЕШНЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ 451695,85 0,91% 65,44% Кредиты международных финансовых организаций -31604,65 использование кредитов 34656,00 погашение основного долга -66260,65 Кредиты правительств иностранных государств -109511,09 погашение основного долга -109511,09 Прочие источники внешнего финансирования 592811,60 1,20% 85,89% получение средств 647531,60 погашение долга -54720,00
Как видим, внутреннее финансирование в отличие от 2003года(64%) снизилось до 34%. Это говорит о еще большем привлечении внешнегофинансирования. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растутбелорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдатьлишь добившись реального роста экономики.
Если в 2003 году основными источниками покрытия дефицита в2004 году являлись долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (44% от объема дефицита2003 года) и выпуск ГКО (22%), то в 2004 году, как и в текущем,не предусматривалось привлечение кредитов Национального банкана финансирование дефицита бюджета. В этих целях привлекаютсявнутренние источники (государственные ценные бумаги, доходы от реализациигосударственного имущества и другие) в сумме 386,3 млрд.рублей(42,6%) и внешние — в сумме 523,7 млрд. рублей(57,6%).
При этом дефицит бюджета был увеличен погашением основнойсуммы внутреннего долга.
Задачей бюджетной политики РБ в области регулированиядефицита государственного бюджета является дальнейшее его сокращение.  2.3 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ ИГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Палата представителей Национального собрания в первомчтении одобрила проект Закона «О бюджете на 2005 год». Бюджетна текущий год сохраняет социальную направленность, способствуетэкономическому росту в стране, обеспечивает экономическую безопасностьреспублики. Так, удельный вес расходов на социально-культурную сферу,субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту, дотациипо топливу, а также расходов по кредитованию жилищногостроительства, предоставлению льгот и компенсаций населению, пострадавшемуот катастрофы на ЧАЭС, достигнут 65,7% в общем объеме консолидированногобюджета в 2005 году.
Кроме того, для дальнейшей консолидации в бюджетегосударственных фондов и усиления контроля за использованиемсобираемых средств в состав республиканского бюджета включен Фондсоциальной защиты населения с объемом средств в сумме 6,7 трлн.рублей, что составит 10,7% ВВП в текущем году. Также с этого годав состав доходов государственных целевых бюджетных фондов были включены поступленияв инновационные фонды республиканских органов государственного управленияи других организаций в размере 897,8 млрд. рублей(1,4% ВВП). В текущемгоду произошло снижение налоговой нагрузки около 0,5% к ВВП за счетуменьшения ставки чрезвычайного налога с 4 до 3% от фондазаработной платы, ставки сбора на финансирование расходов, связанныхс содержанием и ремонтом жилищного фонда с 0,75 до 0,5%от выручки, полученной от реализации товаров.
В целом доходы консолидированного бюджета в 2005году прогнозируются в объеме 25,9 трлн. рублей, а их удельный вессоставит 44,1% ВВП. В 2004 году такой показатель оценочно составил 40,9%ВВП. При этом основными источниками доходов консолидированного бюджета являютсяналог на добавленную стоимость (30,6% в общих доходах бюджета бездоходов фондов), налоги на доходы и прибыль — 13,1%, подоходныйналог — 11,8%, доходы от внешней торговли и внешнеэкономическихопераций — 9,5%, акцизы — 8,1%, чрезвычайный налог — 2,4%.Расходы по проекту консолидированного бюджета в 2005 году возрослипротив уточненного плана 2004 года на 30,4% и прогнозируютсяв размере 26,9 трлн. рублей. Из них расходы государственных целевыхбюджетных фондов — 4,3 трлн. рублей и Фонда социальной защитынаселения — 6,8 трлн. рублей.
Доходы республиканского бюджета прогнозируются в сумме18,3 трлн. рублей, расходы — 19,2 трлн. рублей, что на 30,4% больше,чем в 2004 году. Таким образом, дефицит республиканского бюджетав текущем году составит 910 млрд. рублей или 1,5% от ВВП.В 2005 году, как и в прошлом, не предусматриваетсяпривлечение кредитов Национального банка на финансирование дефицитабюджета. В этих целях планируется привлечь внутренние источники(государственные ценные бумаги, доходы от реализации государственногоимущества и другие) в сумме 386,3 млрд. рублей(42,4%)и внешние — в сумме 523,7 млрд. рублей(57,6%)
Характеризуя динамику дефицита (-), профицита (+)консолидированного бюджета Республики Беларусь за последние 13 лет, котораяпредставлена на рис. 5, надо отметить следующее: в 1998 году наблюдается самыйбольшой размер бюджетного дефицита (-9995 млрд. руб. или 2,9% от ВВП). Этосвязано с финансовым кризисом в России в 1998 году, так как наша республикаимеет самое большое торговое сальдо именно с Российской Федерацией. До 1998года наблюдается постепенное увеличение уровня дефицита государственного бюджета,после 1998 – стабилизация ситуации и постепенное сокращение уровня бюджетногодефицита до уровня –-910 млрд. руб. или 1,4% от ВВП.

/> 
 
Рисунок 2.1 Динамика дефицита(-), профицита(+) государственногобюджета.(в млрд. руб.)
Более подробно социально-экономическое положение РБ напротяжении последних 15 лет представлено в таблице 3 (Приложение Б, таблица 3).
На современном этапе Республика Беларусь прибегает кпривлечению внешних и внутренних займов для финансирования общегосударственныхрасходов. Размеры внутреннего и внешнего госдолга, источники привлечения,расходы по привлечению и обслуживанию долга утверждаются ежегодно в Законе обюджете на очередной финансовый год. Так, ежегодно утверждается, что размерприроста внутреннего госдолга Республики Беларусь не может превышать 3% от ВВП.Лимит внешнего госдолга на конец очередного финансового года устанавливается вразмере 2 млрд. долларов США. Следует отметить. Что размер как внутреннего, таки внешнего госдолга из года в год изменяется незначительно. Например, за 2004год внутренний долг составил 2 173 762 млн. руб., на 2005 год он былзапланирован в размере 2 874 635 млн. руб., а прогноз на 2006 год –3 096 474 млн. руб. Также его прирост за 2004 год составил 2,1% кВВП, что не превышает установленный предел, а за 2005 и 2006 года этосоотношение планируется в размерах 1,5 и 0,4% к ВВП, соответственно.
Также ежегодно определяются размеры внешних государственныхкредитов, погашение основной суммы долга и процентов по ранее полученным кредитам.Так на 2005 год расходы по обслуживанию долга запланированы в размере 108381,28тыс. долларов США, из них 93110,33 тыс. долларов – на погашение основногодолга, а 15270,95 тыс. долларов – на уплату процентов [2, c.23].
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусьосуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь “О внешнем государственномдолге Республики Беларусь” от 22 июня 1998 года, Положением “О порядкепривлечения, использования и погашения внешних государственных займов”одобренного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национальногобанка Республики Беларусь от 1 июня 1998 года № 826/23 и Законом РеспубликиБеларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2005 год” от 28 октября 2004 года.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь “Овнешнем государственном долге Республики Беларусь”, внешним государственнымдолгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и её резидентовпо внешним государственным займам на определенный момент времени.
Согласно статье 33 Закона Республики Беларусь “О бюджетеРеспублики Беларусь на 2005 год”, лимит внешнего государственного долгаРеспублики Беларусь на конец 2005 года установлен в размере 2 млрд. долларовСША.
Внешний долг Республики Беларусь уменьшился по сравнению сначалом года на 15,8% и составил на 1 июля 2005 года 624,1 млн. долл., каксообщило Министерство финансов Республики Беларусь. Уточненные показателикредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам,рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится кгруппе стран с низким уровнем задолженности. По данным Министерства финансов,на долю долгосрочных займов приходится около 98,5% всего объема внешнегогосударственного долга или 614,7 млн. долл., краткосрочных – 1,5% или 9,4 млн.долл. [4, с.98]
Главными кредиторами Республики Беларусь являются Германия,Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный Валютный Фонд(МВФ), США.
При обсуждении проблемы оптимизации госдолга РеспубликиБеларусь ведущими экономистами страны предлагается несколько путей ее решения.Очевидно, что анализ возможных вариантов для целей принятия решения долженучитывать не только экономические, но и политические последствия тех или иныхдействий в отношении суверенного долга.
Согласно рекомендациям ряда экономистов, политика в сферегосударственных заимствований, нацеленная на сокращение долгов, должнареализовываться в трех направлениях: мобилизация внутренних ресурсов, рыночноеуправление долгом и переговоры с внешними кредиторами о снижении долговогобремени [9,c.58].
Первая и обязательная задача – ревизия всех внутреннихисточников поступления или экономии валютных средств, усиление контроля завывозом капитала. В ряде статей, посвященных методам мобилизации внутреннихрезервов сокращения государственного долга предлагаются следующие задачи:
— бороться с коррупцией и сокращать абсолютные характеристики«бегства капитала»;
— содействовать ускорению темпов накопления национальногокапитала, поскольку внешние займы ведут к экономической зависимости откредиторов;
— стимулировать экономический рост, усиливая рост государствав инвестиционном процессе и обновлении основного капитала.
Третьей задачей государства является упорядочение отношений свнешними кредиторами и установление новых графиков платежей по долгам с учетомреальных возможностей обслуживания этих обязательств.
Необходимой предпосылкой обеспечения благоприятных условийурегулирования внешнего долга является создание убедительной программыдействий, ориентированной на продолжение рыночных реформ в Республике Беларусь,улучшение инвестиционного климата. Реализация программы должна содействоватьвосстановлению платежеспособности страны на базе возобновления экономическогороста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов.
В связи с тем, что белорусским правительством применяетсяпрактика рефинансирования задолженности, следует выработать также общие подходык построению оптимальной политики заимствований, которая позволяла бы вдальнейшем осуществлять выплаты по долгу без существенных нагрузок на имеющиесяресурсы. В качестве таковых можно рассматривать, например, следующие:
1.Соблюдение пределов заимствований. Ежегодные объемы вновьпривлекаемых иностранных кредитов и займов должны примерно соответствоватьразмерам ежегодных текущих выплат по основному долгу, а не суммарным платежампо погашению и обслуживанию внешнего долга.
2.Регулирование структуры заимствований. Структуразаимствований должна быть оптимальной как по срокам, так и по самому портфелю.Приемлемые условия каждого нового кредита или займа в отдельности еще неозначают их положительный совокупный эффект на общий график платежей по внешнемудолгу.
В отношении регулирования внешнего госдолга большинствоавторов статей и монографий сходятся в том, что возможно использовать толькофинансово – технические методы управления государственным долгом, поскольку нетвремени и условий для использования бюджетно-экспортного метода.
Можно использовать множество технологий уменьшения бременивнешней задолженности, но при этом без реструктуризации не обойтись. Отсрочканеобходима, чтобы за это время создать и укрепить доходную базу бюджета путеможивления производства. Однако поднять производство невозможно без сниженияналогов.
Приоритетной задачей на период 2005 – 2006 гг. будетсокращение государственного долга и минимизация объемов заимствований, а такжеих стоимости. С внешними долгами Беларусь исправно рассчитывается ив новый, 2006год, надеется вступить уже без них.
оценка степени опасности бюджетногодефицита в Республике Беларусь.
Для оценки степени опасности бюджетного дефицита используютсякоэффициенты, выражающие долю бюджетного дефицита в ВВП (L1) и расходах бюджета (L2). Считается опасным приближение L1 к 10%, а L2 – к 33%, т. к. это грозит развертываниемпроцесса гиперинфляции. Как показывает практика, существует прямая связь междунебольшим увеличением дефицита бюджета (десятые доли процента от ВВП),экономическим ростом и безработицей.
Но для анализа бюджетного дефицита рационально будетиспользование как относительных, так и абсолютных показателей.
Таблица 1. Базовые экономические показатели РеспубликиБеларусьГоды бюджетный дефицит, трлн.руб. бюджетный дефицит, % ВВП, трлн.руб. расходы бюджета, трлн.руб. к ВВП к расходам бюджета 2000 0.118 1.7 4.4 6.94 2.7 2001 0.248 1.5 7.2 16.52 3.44 2002 0.477 1.4 10.7 33.99 4.47 2003 0.579 1.6 8.6 36.22 6.7 2004 0.69 1.4 5.0 49.4 13.91 2005 0.91 1.4 4.7 64.2 19.2

Комментарии:
Коэффициенты, выражающие степень опасностибюджетного дефицита, рассчитываются следующим образом:
L1 = (Минусовое сальдо бюджета) / ВВП*100%;
L2 = (Минусовое сальдо бюджета) / (Расходы бюджета)*100%;
Данные экономической практики подтверждают прямую зависимостьмежду увеличением дефицита бюджета на десятые доли процента от ВВП (этосоответствует увеличению L1) итемпами снижения экономического роста и увеличения безработицы, что доказываетважность этого показателя для анализа изменения экономической ситуации встране. Однако абсолютные показатели позволяют вести основной качественныйанализ, давать оценку уровню экономического развития страны, его потенциальнымвозможностям.
Так каксчитается опасным приближение коэффициентов L1 к 10 %, а L2 к 33%, то анализируя данные таблицы можно сделать следующиевыводы:
—    коэффициент, выражающий долюбюджетного дефицита в ВВП, не превышал даже 2% за период 2000-2005 гг.
—    коэффициент, выражающий долюбюджетного дефицита в расходах бюджета, за период 2000-2005 гг. не достиг итрети от порогового значения.
Следовательно, имеющийся в нашей стране бюджетный дефицит неопасен для ее экономики. Кроме этого для экономики нашей страны отсутствуетугроза развития процесса гиперинфляции, по крайней мере, на данном этаперазвития. Степень опасности бюджетного дефицита и государственного долга такжеможно оценить на основе данных, приведенных в гистограмме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы извсего выше изложенного.
1.        Бюджетный дефицит игосударственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрыватьсялибо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Дажебездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если угосударства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджетаследует подходить очень внимательно.
2.        Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтомупрежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следуеточень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Низаконодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем надвеличиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита илиизбытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влияниемэкономической ситуации в стране.
3.        Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономикистраны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства,не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваютсяс этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуациюстраны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборамидоходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы.
4.        Проблемы государственного долга следует рассматривать в совокупности сэкономической политикой страны, а также прогнозированием его дальнейшегоразвития.
5.        Насчет бременигосударственного долга для будущих поколений: основная задача для решения этойпроблемы — это не только желание выплатить большую часть долга, но и несоздавать новых долгов, получая огромные суммы кредитов за рубежом дляреализации раздутых социальных программ, предвыборных рекламных компаний и др.подобных мероприятий.
В целом, моя работа была в основном посвящена проблемебюджетного дефицита и государственного долга в Белоруссии, хотя с уверенностьюможно сказать, что в других странах может быть такая же ситуация. Однако, всезависит от выбранной государством стратегии, а также дальновидности ирасчетливости экономистов, проводящих экономическую политику государства.Поэтому, даже находясь в равном положении с Белоруссией, пути развития разныхстран могут быть разными.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1.Амирханова Ф.Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь. 1998. №2.
2.Албекова И.М. Государственная экономическая политика. Минск,2000.
3. Беларусь:выбор пути. Минск – Санкт-Петербург,2003.
4. БЕЛТА
5. БеловаВ.К. Введение в макроэкономику. Бюджетный дефицит государственный долг //Социально — политический журнал. 1998. №6.
6. ГарбузА.М. Внешний долг Республики Беларусь //Экономист. 2002. №7. C.55-62.
7. ЗамковО.О. Бюджетный дефицит, государственный долг и экономический рост // Вестник БДЭУ.2003. №31.
8. ЗлаткинБ.И. Ситуация с государственным долгом нуждается в аналитиках // Финансы. 2000.№7. C.10
9. ЗаконРеспублики Беларусь ”Об утверждении отчета об исполнении республиканскогобюджета за 2003 год“
10. Закон Республики Беларусь ”Об утверждении отчета об исполнении республиканскогобюджета за 2004 год“
11. Осадчая И.М. Бюджет государства: опыт промышленно развитых стран и российскиереалии // Бизнес и политика. 1997. №2.
12. Проект Закона Республики Беларусь ”Об утверждении отчета об исполнении республиканскогобюджета за 2005 год“
13.Раков А.П. Предложения по совершенствованию финансовых механизмов и методовуправления государственным долгом // Белорусский банковский бюллетень. 2003.№44. С.29.
14. Саркисянц А.Г. Геополитика мирового долга // Финансы и кредит. 2001. №9.С.15-27.
15. Современные проблемы экономики и управления Республики Беларусь. Минск,2001.
16. Сорокина Т.В. Государственный бюджет. Минск, 2001.
17. Ханкевич Л.А. Финансы: практическое пособие. Минск, 2002.
18. Хотько А.В. Что год текущий нам готовит? // Финансы, учет, аудит. 2004.№4.
19. Шарова Ю.А. Цель не достигнута // Вестник Ассоциации белорусских банков.2004. № 31. С.21.
20. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Хагар-Демос,1993. 785 с.
21. Добрынин А.И. Экономическая теория: Учеб. пособие. Санкт-Петербург. 1997.
22. Экономическая теория: Учеб. пособие. Москва. ИНФРА-М. 2003. 713 с.
23. World Economic Outlook. May 1996.
24. Белорусский экономический журнал. 2005. №1.
25. Белорусский экономический журнал. 2005. №4.
26. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.