Реферат по предмету "Финансовые науки"


Анализ управления дебиторской задолженностью ОАО "Курганхиммаш"

Содержание
Введение
1 Научно – теоретические аспектыуправления дебиторской задолженностьюв организации
1.1 Сущность и значение дебиторской задолженностипредприятия
1.2 Методы управления дебиторской и кредиторскойзадолженностью
2 Анализ управления дебиторскойзадолженностью ОАО «Курганхиммаш»
2.1 Краткая характеристикапредприятия
2.2 Экспресс-диагностика финансовогосостояния организации
2.3 Анализ управления дебиторскойзадолженностью на предприятии
3 Совершенствование системыуправления дебиторской задолженностью ОАО «Курганхиммаш»
Заключение
Список использованных источников

Введение
В настоящее время вусловиях развития рыночных отношений у предприятий значительно возрослоколичество контрагентов – дебиторов, из-за ряда объективных и субъективныхфакторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторскойзадолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетомдебиторской задолженности.
Для того чтобы правильновыстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущеесостояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне- идолгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован поотношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорныхотношений.
Дебиторская задолженностьестественное явление для существующей в России системы расчетов междупредприятиями.
Дебиторская задолженностьвключает задолженность подотчетных лиц, поставщиков по истечении срока оплаты,налоговых органов при переплате налогов и других обязательных платежей,вносимых в виде аванса. Она включает также дебиторов по претензиям и спорнымдолгам.
Политика управлениядебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управленияоборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной нарасширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общегоразмера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Дебиторская задолженностьвсегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективномуиспользованию, следствием чего является напряженное финансовое состояниепредприятия. Дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств изоборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым онаотрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимосокращать сроки ее взыскания.
Анализ дебиторскойзадолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценкефинансового положения предприятия. Дебиторская задолженность являются естественнойсоставляющей бухгалтерского баланса предприятия. Она возникают в результатенесовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним.
Анализ динамикидебиторской задолженности предприятия позволяет ответить на вопрос,обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями потребностьпредприятия в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности,а так же предложить меры по оздоровлению экономической ситуации. То есть позволяетответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателямипотребность предприятия в денежных средствах и достаточный уровень егоплатежеспособности.
Цель данной курсовойработы — рассмотреть влияниедебиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия. Для достижения данной цели необходиморешить следующие задачи:
В связи с вышеуказаннойцелью в работе решаются следующие основные задачи:
1) рассмотрение научнотеоретических основ управления дебиторской задолженностью;
2) анализ финансовогосостояния предприятия и расчетов с покупателями;
3) предложение путейсовершенствования управления дебиторской задолженностью на предприятии.

1 Научно – теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью в организации
1.1Сущность и значение дебиторской задолженности предприятия
Дебиторскаязадолженность — важный компонент оборотного капитала. Под дебиторскойзадолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц даннойорганизации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар илиоказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы ипр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками даннойорганизации, называются дебиторами.
Когдаодно предприятие продает товары другому предприятию или организации, совсем незначит, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета запоставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую частьдебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности — векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческиеценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторскойзадолженностью являются определение степени риска неплатежеспособностипокупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, атакже предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособнымипокупателями.
Такимобразом, дебиторская задолженность фактически представляет собой компонентусобственных средств предприятия.
Задолженность по платежамможет существенно деформировать структуру оборотных средств предприятия. Так,если в составе оборотных активов преобладает дебиторская задолженность, топредприятие, либо должно привлекать банковский кредит по высоким ставкам, либоостанавливаться в ожидании уплаты причитающихся ему долгов.
Управление дебиторскойявляется важной частью финансового анализа на предприятии и позволяет выявлятьне только показатели текущей (на данный момент времени) и перспективнойплатежеспособности предприятия, но и факторы, влияющие на их динамику, а также оцениватьколичественные и качественные тенденции изменения финансового состоянияпредприятия в будущем.
Отметим следующие задачианализа дебиторской задолженности:
-  точный, полный и своевременный учетдвижения денежных средств и операций по их движению;
-  контроль над соблюдением кассовой иплатежно-расчетной дисциплины;
-  определение структуры дебиторскойзадолженности по срокам погашения, по виду задолженности, по степениобоснованности задолженности;
-  определение состава и структурыпросроченной дебиторской задолженности, ее доли в общем объеме дебиторскойзадолженности;
-  выявление объемов и структуры задолженностипо векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам, по страхованиюимущества и персонала, задолженности, возникающей вследствие расчетов с другимидебиторами, задолженности по банковским кредитам и др. определение причин ихвозникновения и возможных путей устранения;
-  определение правильности расчетов споставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами, а также возможностейвзыскания долгов (посредством денежных или неденежных расчетов или обращения всуд) с дебиторов.
1.2 Методы управления дебиторской икредиторской задолженностью
Управлениедебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании иопределяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей,пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а такжевыбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
Кприемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов,оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Средиподлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания,например необходимость поиск путей сокращения среднего промежутка времени междузавершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю.Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторскойзадолженностью, то есть упущенная выгода от не использования средств, вместо ихинвестирования.
Управлениедебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени — на выпискусчета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета — это количество днейот отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компанииследует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки — между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтовогопрохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактурыи почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупныхсчетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки заавансовые платежи).
Ключевыммоментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроковкредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемыпродаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроковкредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношениек затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредитажесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскуюзадолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижениюобъемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другойстороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличенияобъемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежныхдолгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупателизатягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать,когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов илиустаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товарыкоторой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Есливаш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочнуюдебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.
Приоценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честностьпокупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитнуюнадежность покупателя можно оценить количественными методами анализа регресса,который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место приизменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен,когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следуеттщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компанияпродает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитнуюполитику.
Продлениекредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходыдеятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемыеспециальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качествоценных бумаг.
Достаточнополезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли ипрофессиональных кредитных справочных служб.
Имеетсямного способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести кминимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансового положенияклиентов и перепродажу права на взыскание долгов.
Прициклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периодывремени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могутбыть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилииначинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счетапокупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времении составления.
Дляускорения взимания платежей можно направлять счета — фактуры покупателям, когдаих заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги синтервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, илиначислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей поокончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммынемедленно.
Когдабизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставлениясчетов: вы предлагаете продление срока платежей для стимулирования спроса средипокупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.
Передпредоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчетыпокупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативныхфирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такойкак в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отраслипромышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным склиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентовкоммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило,потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа,чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимитыкредитования и ускорять востребование платежей на основании измененийфинансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию илиприостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребоватьимущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественногозалога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следуетвоспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежныхсредств с не подчиняющихся покупателей.
Необходимоклассифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их повремени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей,нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После тогокак будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторскиезадолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативамии показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежнымдолгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи иразмерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственнойлинии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежногодолга обычно выше у малых компаний.
Можноприбегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерьбезнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценитьожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компаниипротивостоять этим потерям и стоимость страхования.
Можноперепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет кчистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрытаконфиденциальная информация.
Припредоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособностьпредприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политикуследует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может невыставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплатеналичными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточитькредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периодыкомпания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.
В целомуправление дебиторской задолженностью включает:
1)анализ дебиторов;
2)анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
3) контроль за соотношением дебиторской икредиторской задолженности;
4)разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5)оценку и реализацию факторинга.
Анализдебиторов предполагаетпрежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальныхусловий представления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга.Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводуо целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот — овозможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
Анализдебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в: анализе задолженностипо срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности иформировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам. Определенный интереспредставляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам еевозникновения и/или по периоду оборачиваемости.
Дебиторскаязадолженность — элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициентпокрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижениядебиторской задолженности, но и ее сбалансированности с кредиторской.
Науровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:
— оценкаи классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок,платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемыхусловий оплаты;
— контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторскойзадолженности;
— анализи планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
Дляопределения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, которыйучитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторскойзадолженности.
Делаяобобщение можно сделать вывод что в основе управления дебиторскойзадолженностью лежит два подхода:
1)сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанногофинансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политикиреализации продукции;
2)сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторскойзадолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности,времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Оценкареального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятностибезнадежных долгов — один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом.Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различнымисроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использоватьнакопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугамэкспертов-консультантов.

2 Анализ управлениядебиторской задолженностью ОАО «Курганхиммаш»
2.1 Краткаяхарактеристика предприятия
Завод «Курганхиммаш»вступил в строй действующих предприятий в 1956 г. в ведомственной принадлежности Министерства химического машиностроения СССР для обеспеченияпослевоенной экономики химическим и нефтегазовым оборудованием. С 1964 г. на заводе одновременно начато освоение производства установок осушки воздуха и нестандартногооборудования. Первое озонаторное оборудование было произведено в 1976 г., годом позже, завод освоил выпуск автоклавов. В 1983 г. закончено строительство крупнейшего на Урале цеха гуммированной аппаратуры. С 1993 г. «Курганхиммаш» начинаетдальнейшее освоение оборудования для нефтегазового комплекса страны изарубежья.
В 1992 г. в процессе приватизации предприятия образуется Акционерное общество открытого типа «Курганскийзавод химического машиностроения», а в 1996 г. оно в соответствии с Законом «Об акционерных обществах » преобразуется в ОАО «Курганхиммаш». Акционерамиобщества стали 6 юридических лиц, владеющих 62,14% голосующих акций, и 5656физических лиц (в основном члены трудового коллектива). Высшим органомуправления Общества является общее собрание акционеров. Совет директоровОбщества осуществляет общее руководство деятельностью ОАО«Курганхиммаш», за исключением решения вопросов, отнесенныхзаконодательством РФ, Уставом Общества к исключительной компетенции общегособрания акционеров. Исполнительным органом Общества, осуществляющимруководство его текущей деятельности, является Генеральный директор. Онподотчетен собранию акционеров и Совету директоров. Структура собственностизавода представлена на рисунке 1.
Сегодня предприятиепроектирует и производит наукоемкое и высокотехнологическое оборудование дляхимической, нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности,энергетики, металлургической, пищевой, легкой, фармацевтической,жилищно-коммунального хозяйства и многих других отраслей. Отраслевая структурапотребителей представлена на рисунке 2.
/>
Рисунок 1 — Структурасобственности ОАО «Курганхиммаш»
ОАО «Курганхиммаш»специализируется на выпуске аппаратного оборудования, подведомственногоГосгортехнадзору России. Основными видами выпускаемой предприятием продукцииявляются:
- теплообменноеоборудование для нефтегазовой и химической промышленности;
- емкостноеоборудование;
- оборудование дляпредприятий теплоэнергетики (ТЭЦ, ГРЭС, тепло пунктов, котельных);
- озонаторноеоборудование;
- емкостноеоборудование;
- нефтегазовоеоборудование;
- оборудование дляохлаждения, осушки и очистки сжатого воздуха;
- автоклавы;
- воздухосборники(общепромышленного и специального назначения);
- центрифуги;
- нестандартное испециальное оборудование по специальным заказам.
/>
Рисунок 2 — Отраслеваяструктура потребителей ОАО «Курганхиммаш»
Наличие вспомогательныхцехов завода позволяет изготавливать товары народного потребления (станкидеревообрабатывающие, кухонная мебель, бытовые газовые баллоны и др.),сварочные электроды и стеклоэлектроды.
Серийность производимогооборудования – от индивидуальных заказов до серийного производства.
Все виды деятельности ОАО«Курганхиммаш» лицензированы ГОСГОРТЕХНАДЗОРом России:
-  проектирование объектов котлонадзора;
-  изготовление оборудования химическихи других взрывопожароопасных и вредных производств;
-  изготовление объектов котлонадзора;
-  монтаж (пуско-наладку) объектовкотлонадзора;
-  эксплуатация объектов котлонадзора;
-  эксплуатация объектов газовогохозяйства;
-  ремонт (реконструкция) объектовкотлонадзора, подъемных сооружений, оборудования для взрывопожаробезопасных,токсичных и агрессивных сред;
-  экспертиза безопасности объектов котлонадзора;
-   перевозка опасных грузовжелезнодорожным транспортом;
-  подготовка кадров 4 лицензии.
Конструирование иизготовление оборудования для сооружений, комплексов, установок с ядернымиматериалами, предназначенных для производства, переработки, транспортированияядерного топлива и ядерных материалов лицензированы ГОСАТОМНАДЗОРом России.
Уже более сорока летзавод производит оборудование, которое используется практически на каждомпромышленном предприятии. В числе деловых партнеров тысячи фирм, расположенныхкак в России, так и за рубежом. Это Газпром, Лукойл, ЮКОС, Сургутнефтегаз, ТНК,Ярославский шинный завод, Набережно-Челнинский картонно-бумажный комбинат,Байкальский ЦБК, ПО “Красный треугольник”, АКО “Синтез” и другие.Новосибирская, Тюменская, Курганская ТЭЦ, Сургутская, Добрянская,Новочеркасская ГРЭС, Кольская, Запорожская АЭС, Институт ядерной физики,Красноярский алюминиевый завод, “Уралэлектромедь”, «Мечел» Камаз, ЗИЛ, ВАЗ,ГАЗ, Ростсельмаш, автобусные заводы ПАЗ и КАВЗ, Волгоградский тракторный завод,ПО Атоммаш, а также несколько тысяч предприятий России и зарубежья.
Основными поставщикамиОАО «Курганхиммаш» являются: металлургические и трубные заводы Череповца,Магнитогорска, Челябинска, Каменск-Уральского; заводы резинотехнических изделийКазани, Ярославля, Екатеринбурга; приборостроительные предприятия Москвы, Орла,Челябинска и другие поставщики.
Руководство и ведущиеспециалисты предприятия постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень,используя рекомендации крупнейших консалтинговых фирм мира (Arthur D. LittleInc. и Bain & Company Inc.), что обеспечивает стабильную работу предприятияв современных условиях. Совершенствуя организацию в целом, делаются попытки посозданию достойных условий труда для персонала организации, стимулирующих ростпрофессионализма.
Система качества заводабазируется на международных стандартах ISO 9001-94. Высокий технический уровеньи качество продукции обеспечивается опытом и традициями, выработанными замногие годы деятельности предприятия, высококвалифицированными кадрами исоответствующим оборудованием.
Организационная структурапредприятия относится к линейно-функциональному типу, с преобладанием черт,характерных для централизованной организации, т.е. организацией, в которойруководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий,необходимых для принятия важнейших управленческих решений.
С 2001 г. в результате постоянной работы по изменению и совершенствованию структуры управления былосоздано семь основных блоков: планирования и финансов; продаж; коммерческий;производственный; социальный; развития; качества.
Внутри блоков созданысамостоятельные хозяйственные единицы: «Газовый баллон»,«Транспортник», «Ремстрой», произведено объединение цехов 22 и 23 вКСП 1 «НГО», предстоит перевести на самостоятельную хозяйственнуюединицу КСП 1 «НГО» и энерго-механическое управление.
Основными потребителямипродукции Общества являются предприятия нефтегазодобывающего инефтегазоперерабатывающего комплекса. Причем если в 1996 г. из 36,1% всей продукции было поставлено примерно на 70-75% для предприятий газодобычи, то за2003, 2004, 2005, 2006 гг. произошел сдвиг в пользу нефтедобычи.
В 2002 г. был заключенконтракт на поставку оборудования для добычи газа на Тарко-Салинскомместорождении и начата его поставка. Основная доля поставки ложится на первоеполугодие 2007 г., поэтому в 2007 г. следует ожидать значительное увеличение долиоборудования для газодобычи.
На основании ужезаключенных договоров и прогнозов можно предположить на конец 2007 г. увеличение поставок для:
-  нефтегазодобывающей отрасли;
-  черной и цветной металлургии;
-  химической промышленности;
-  энергетики.
Региональная структурапотребителей показывает, что наибольший удельный вес в закупках имеютпредприятия Тюменской области, Московской области и Украины.
В качестве основныхконкурентов можно рассматривать: ОАО «Уралхиммаш», ГП«Салаватнефтемаш», ОАО «Рузхиммаш» и ОАО «Дмитровградхиммаш»,так как данные предприятия действуют на схожих с сегментами ОАО«Курганхиммаш» сегментах, их ассортимент на 70% совпадает сассортиментом ОАО, имеют большой опыт деятельности на рынке нефтегазового ихимического оборудования, активно участвуют в тендерах.
2.2 Экспресс-диагностикафинансового состояния организации
Оценку текущего состояниянеобходимо начинать с анализа имущественного положения предприятия,характеризуемого составом и состоянием активов, которыми владеет ираспоряжается предприятие для достижения своих целей. Оно изменяется с течениемвремени за счет различных факторов, главным из которых является достигнутые заистинный период финансовые результаты.
Анализ структурыимущества осуществляется на основе сравнительного аналитического баланса,который включает в себя и вертикальный и горизонтальный анализ. Структурастоимости имущества дает общее представление о финансовом состояниипредприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношениезаёмных и собственных средств, покрывающих их, в пассивах. Анализ динамикисостава и структуры баланса дает возможность установить размер абсолютного иотносительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельныхего видов.
Общая сумма активов ОАО«Курганхиммаш» к концу 2006 г. увеличилась по сравнению с 2005 г. (с 56115 тыс.р. до 70792 тыс. р.) В структуре активов на протяжении исследуемого периоданаблюдаются определенные закономерности — основную массу активов предприятиясоставляют оборотные активы. Они в основном представлены запасами и дебиторскойзадолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями. Подавляющую частьпассива ОАО «Курганхиммаш» занимают краткосрочные обязательства. Следуетотметить, что это достаточно высокий показатель, говорящий о малой степениавтономности предприятия. Подавляющую долю заемного капитала составляюткраткосрочные кредиты и займы, а также кредиторская задолженность, что вноситнегативный аспект в финансовое состояние предприятия. Рассматривая заемныйкапитал предприятия, можно заметить, что долгосрочное банковское кредитованиене использовались. Это вполне объяснимо в современных российских условиях.Краткосрочное кредитование же очень активно использовалось. Здесь причинойвыступила, вероятно, необходимость кредитов на расширение производства,введение новой продукции.
Рассмотрим состав идинамику стоимости имущества организации (Таблица 1).
Рассматривая структурувнеоборотных активов предприятия, необходимо отметить, что нематериальныеактивы имеют очень малый удельный вес в общей структуре внеоборотных активов,что свидетельствует о том, что избранную предприятием стратегию нельзя назватьинновационной, так как оно не вкладывает средства в патенты, лицензии, другуюинтеллектуальную собственность. Наличие долгосрочных финансовых вложенийуказывает на то, что вложения предприятия имеют инвестиционную направленность.
Таблица 1 — Состав идинамика имущества организации№ п/п Виды имущества организации Даты 01.01.04 01.01.05 01.01.06 01.01.07 сумма, тыс. р. сумма, тыс. р. темп прироста за 2005, % сумма, тыс. р. темп прироста за 2006, % сумма, тыс. р. темп прироста за 2007, % А 1 2 3 4 5 6 7 1 ВВнеоборотные активы 25352 34284 35,232 29783 -13,129 28541 -4,170 1.1 Нематериальные активы 3 3 - 3 - 2 -33,333 1.2 Основные средства 22067 30777 39,471 26464 -14,014 26073 -1,477 1.3 Незавершенное строительство 2426 413 -82,976 1268 207,022 439 -65,379 1.4 Доходные вложения в материальные ценности - - - 1.5 Долгосрочные финансовые вложения 103 3087 2897,087 2026 -34,370 2026 - 1.6 Отложенные налоговые активы 753 4 -99,469 22 450,000 - 1.7 Прочие внеоборотные активы - - - 2 оборотные Оборотные активы борот 30763 23731 -22,859 35045 47,676 42251 20,562 2.1 Запасы 12821 9429 -26,457 13184 39,824 19281 46,245 2.2 НДС по приобретенным ценностям 1271 286 -77,498 73 -74,476 100 36,986 2.3 Дебиторская задолженность (свыше 12 мес.) - - - 2.4 Дебиторская задолженность (менее 12 мес.) 14019 13324 -4,958 21170 58,886 21807 3,009 2.5 Краткосрочные финансовые вложения 2179 451 -79,302 197 -56,319 779 295,431 2.6 Денежные средства 472 240 -49,153 421 75,417 284 -32,542 2.7 Прочие оборотные активы 1 1 - - - 3 Итого актив 56115 58015 3,386 64828 11,744 70792 9,200 4 Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов (стр.2 / стр.1) 1,213 0,692 -42,951 1,177 70,087 1,480 25,743
Оборотные активы в рассматриваемыйпериод в основном представлены краткосрочной дебиторской задолженностью,основная масса которой приходится на покупателей и заказчиков.
Втаблице 2 приведена группировка статей актива баланса по степени ликвидности.
Из таблицы 2 видно, что с точки зрения группировки по степени ликвидности,основную часть активов составляют труднореализуемые активы, 2004г. – 45,179 %,2005г. – 59,095 %, 2006г. – 45,942 %, 2007 г. – 40,317 %, а абсолютно ликвидные активы представляют собой лишь малую часть (1,502%). Это объясняется снижениемдоли денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.
Таблица 2 – Группировкастатей актива баланса по степени ликвидности№ п\п Группа активов Сумма, тыс.р. Удельный вес, % даты даты 01.01.04 01.01.05 01.01.06 01.01.07 01.01.04 01.01.05 01.01.06 01.01.07 А 1 2 3 4 5 6 7 8 1 А1- абсолютно ликвидные активы 2651 691 618 1063 4,724 1,191 0,953 1,502 2 А2- быстрореализуемые активы 14020 13325 21170 21807 24,984 22,968 32,656 30,804 3 А3- медленно реализуемые активы 14092 9715 13257 19381 25,113 16,746 20,449 27,377 4 А4- труднореализуемые активы 25352 34284 29783 28541 45,179 59,095 45,942 40,317 5 Итого 56115 58015 64828 70792 100,000 100,000 100,000 100,000
Финансовое состояниелюбого предприятия в условиях рыночной экономики не может не зависеть отсостава и структуры его пассивов. Соотношение различных источников капиталакомпании (собственных и заемных) оказывает значительное влияние на егофинансовую устойчивость.
Состав и динамикаисточников формирования имущества организации показаны в таблице 3.
Подавляющую частьисточников средств предприятия занимает заемный капитал. На это повлиялорасширение роста производства. В то же время, тот факт, что подавляющую долюзаемного капитала составляет кредиторская задолженность, вносит негативныйаспект в финансовое состояние предприятия.
Рассматривая заемныйкапитал предприятия, можно заметить, что банковское кредитование использовалосьв полной мере. Это вполне объяснимо в современных российских условиях.Долгосрочные кредиты не использовались. Здесь причиной выступила, вероятно,дороговизна кредитов и осторожность руководства в вопросах привлечениябанковских ресурсов.
Таблица3 — Состав и динамика источников формирования имущества организации№ п/п Виды имущества организации Даты 01.01.04 01.01.05 01.01.06 01.01.07 сумма, тыс. р. сумма, тыс. р. темп прироста за 2004, % сумма, тыс. р. темп прироста за 2005, % сумма, тыс. р. темп прироста за 2006, % А 1 2 3 4 5 6 7 1 Собственный капитал (всего) 20930 21082 0,726 21202 0,569 22012 3,820 1.1 Уставный капитал 20200 20200 - 20200 - 20200 - 1.2 Добавочный капитал - - - 1.3 Резервный капитал - - - 1.4 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 730 882 20,822 1002 13,605 1812 80,838 1.5 Доходы будущих периодов - - - 2 Заемный капитал (всего) 35185 36933 4,968 43626 18,122 48705 11,642 2.1.1 Долгосрочные займы и кредиты - - - 2.1.2 Отложенные налоговые обязательства - - 75 - 2.1.3 Прочие долгосрочные обязательства - - - 2.2.1 Краткосрочные займы и кредиты 19487 24063 23,482 28054 16,586 26020 -7,250 2.2.2 Кредиторская задолженность 15004 12870 -14,223 15572 20,995 22685 45,678 2.2.3 Задолженность участникам по выплате доходов - - - 2.2.4 Резервы предстоящих расходов и платежей - - - 2.2.5 Прочие краткосрочные обязательства - - - 3 Итого пассив 56115 58015 3,386 64828 11,744 70792 9,200
Основная доля в общей массе обязательств принадлежит краткосрочнымкредитам и займам, а также кредиторской задолженности, и их удельный веспостоянно увеличивается.
В структуре кредиторской задолженности преобладает задолженность передпоставщиками и подрядчиками, при этом задолженность перед персоналом по оплатетруда за последний год значительно сократилась.
Втаблице 4 приведена группировка статей пассивов баланса по степени срочностиобязательств.
Таблица 4 – Группировкастатей пассива баланса по степени срочности обязательств№ п\п Группа пассивов Сумма, тыс.р. Удельный вес, % даты даты 01.01.04 01.01.05 01.01.06 01.01.07 01.01.04 01.01.05 01.01.06 01.01.07 А 1 2 3 4 5 6 7 8 1 П1- наиболее срочные обязательства 15004 12870 15572 22685 26,738 22,184 24,020 32,045 2 П2- краткосрочные пассивы 19487 24063 28054 26020 34,727 41,477 43,275 36,756 3 П3- долгосрочные пассивы 694 75 1,237 0,000 0,106 4 П4- постоянные пассивы 20930 21082 21202 22012 37,298 36,339 32,705 31,094 5 Итого 56115 58015 64828 70792 100,000 100,000 100,000 100,000 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Из таблицы 4 видно, что основную массу пассивов по степени срочностизанимают краткосрочные – 34,727 % в 2004г., 41,477 % — в 2005г., 43,275 % — в2006г., 36,756 % в 2007 г. Малую долю в пассивах занимает группа долгосрочныхпассивов ее доля за рассматриваемый период не достигает 2 %.
Также для анализа предприятия необходимо провести анализ его ликвидностии платежеспособности. Анализ ликвидности организации представляет собой анализликвидности баланса и заключается в сравнении средств по активу,сгруппированных по степени ликвидности и расположенных в порядке убывания собязательствами по пассиву, объединенными по срокам их погашения в порядкевозрастания сроков. Оценка ликвидности баланса ОАО «Курганхиммаш» представленав таблице 5.
Таблица 5 – Оценка типаликвидности баланса№ п/п Даты 01.01.05 01.01.06 01.01.07 А Б В 1 А1 П3 А3 > П3 А3 > П3 4 А4 > П4 А4 > П4 А4 > П4 5 Код ситуации (0, 0,1) Код ситуации (0,0,1) Код ситуации (0,0,1)
Из приведенных данныхоснове предоставленных расчетов в таблице 5, можно сделать вывод, что баланс неявляется ликвидным.
Динамика показателейплатежеспособности организации показана в таблице 6.
Таблица 6 – Динамикапоказателей платежеспособности организации№ п/п Показатели Даты 01.01.05 01.01.06 01.01.07 А 1 2 3 1 Коэффициент абсолютной ликвидности [норматив ≥0,2] 0,019 0,014 0,022 2 Коэффициент срочной (мгновенной, т.е. по состоянию на определенную дату) ликвидности 0,006 0,010 0,006 3 Коэффициент текущей ликвидности [норматив ≥2] 0,635 0,793 0,865 4 Коэффициент критической ликвидности [норматив ≥1] 0,379 0,494 0,470 5 Коэффициент платежеспособности [норматив ≥1] 0,581 0,849 0,689 6 Коэффициент покрытия обязательств (чистыми активами) [норматив ≥2] 1,571 1,486 1,451 7 Степень платежеспособности общая 0,025 0,024 0,021 8 Степень платежеспособности по текущим обязательствам 0,025 0,024 0,021 9 Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам 0,197 0,178 0,011 10 Коэффициент задолженности фискальной системе 0,029 0,053 0,002 11 Коэффициент внутреннего долга 0,006 0,008 0,001 12 Коэффициент защищенности кредиторов (Сила воздействия финансового рычага – СВФР) 1,062 1,123 1,575 13 Соотношение кредиторской и краткосрочной дебиторской задолженности 0,966 0,735 1,040 14 Коэффициент задолженности другим организациям 0,070 0,080 0,084
По данным таблицы 6видно, что коэффициент абсолютной ликвидности за отчетный период снизился, чтосвидетельствует о расширении перспективных возможностей предприятия. Коэффициентытекущей и срочной ликвидности на уровне допустимых значений. Коэффициентпокрытия обязательств также находился не в пределах допустимых значений.
На уровне допустимыхзначений были коэффициенты задолженности фискальной системе и коэффициентывнутреннего долга.
В целом же на основеанализа коэффициентов платежеспособности организации можно сделать вывод, что втечении рассматриваемого периода предприятие находилось в довольно устойчивомфинансовом состоянии и кредитоспособность его была на среднем уровне.
Анализпоказателей, которые обеспечивают пополнение запасов предприятия, показаны втаблице 7.
Таблица 7- Показатели обеспеченности запасов предприятия№ п/п Показатели Даты 01.01.05 01.01.06 01.01.07 А 1 2 3 1 Собственный оборотный капитал -13202 -8581 -6454 2 Краткосрочные займы и кредиты 24063 28053 26020 3 Сумма собственного оборотного капитала и краткосрочных займов и кредитов 10861 19473 19566 4 Кредиторская задолженность поставщикам 6641 7880 15184 5 Общая величина основных источников формирования запасов 44263 49255 46220 6 Общая величина запасов 9429 13184 19281 7 Излишек (+) / недостаток (-) собственного оборотного капитала для покрытия запасов (Е1) (стр.1 -стр. 6) -22631 -21765 -25735 8
Излишек (+) / недостаток (-) суммы собственного оборотного капитала и краткосрочных займов и кредитов для покрытия запасов (Е2)
(стр.3 -стр. 6) 1432 6289 285 9 Излишек (+) / недостаток (-) общей величины основных источников для покрытия запасов (Е3) (стр.5 -стр. 6) 34834 36071 26939 10 Тип финансовой устойчивости 0,1,1 0,1,1 0,1,1 11 Процент покрытия запасов (стр.5 / стр.6) 4,694 3,736 2,397
Анализ таблицы 7 показал,что за рассматриваемый период с 2005г. По 2007г. на предприятии наблюдаетсяотсутствие собственного оборотного капитала, что способствует увеличениюкраткосрочных кредитов и займов. Основную долю в кредиторской задолженностизанимает задолженность поставщикам, это результат высокой дебиторскойзадолженности. Величина запасов с 2005 г. по 2007 г. увеличилась, это результат увеличения основных источников формирования запасов.
Также следует отметить,что за анализируемый период на предприятии не меняется тип финансовойустойчивости, который является вполне устойчивым.
2.3 Анализ управлениядебиторской задолженностью на предприятии
Проанализируем такжесостав и структуру дебиторской задолженности (Таблица 8). Анализируя данные таблицы8, можно сказать, что дебиторская задолженность в 2004 г. уменьшилась на 695 тыс.р., а в 2005 г. и 2006г. дебиторская задолженность увеличилась на 7846тыс.р. и на 637 тыс.р. Основной процент дебиторской задолженности составляютрасчеты с покупателями и заказчиками 92,68 % в 2004 г., 79,29 % в 200 5 г., 88,85% в 2006 г., 94,90% — 2007г.
Управление дебиторскойзадолженность предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчётах.Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительнаятенденция. Следует больше внимание уделять и отбору потенциальных заказчиков иопределению условий оплаты работ, оговоренных в контрактах. Отбор заказчиковрекомендуется производить с помощью таких критериев как: уровень финансовойустойчивости, текущей платёжеспособности, соблюдение платёжной дисциплины впрошлом, прогнозные финансовые возможности заказчика по оплате запрашиваемогообъёма или объёма работ, экономические и финансовые условияпредприятия-продавца (степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).
В таблице 9 приведенырасчеты показателей оборачиваемости дебиторской задолженности.
Таблица 9– Анализоборачиваемости дебиторской задолженности № п\п Показатель Годы Отклонения (+,-) 2004 2005 2006 за 2005г.
за
2006г. А 2 3 4 5 1 Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс.р. 121977 132625 157758 10648 26133 2 Средняя величина дебиторской задолженности, тыс.р. 13672 17247 21488 3575 4241 3 Коэффициент оборота дебиторской задолженности 9 8 7 -1 -1 4 Период погашения дебиторской задолженности, дн. 41 47 50 6 3


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.