Реферат по предмету "Финансовые науки"


Анализ чувствительности финансовых результатов к изменениям цены, различных элементов издержек

Содержание
Введение
1. Ценоваяполитика: понятие, цели и задачи
1.1. Системы цен. Виды цен
1.2. Финансовые результаты деятельности фирмы
1.3. Формирование финансового результата в современныхусловиях. Состав балансовой прибыли
1.4. Механизм распределенияиспользования доходов фирмы
1.5. Задачи анализа финансовых результатов предприятия
2. Общие сведения об ЗАО «Санаторий-профилакторийстанкостроитель»
2.1. Оценка финансового состоянияпредприятия
2.2. Анализ финансовой устойчивости
2.3. Анализ ликвидности баланса предприятия
2.4. Анализ деловой активности и эффективности использования капитала
2.5. Анализ доходности предприятия
2.6. Факторный анализ показателейприбыли от реализации продукции
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
/>Введение
Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия и оценка ее эффективности является важным элементом всистеме управления производством, действенным средством выявлениявнутрихозяйственных резервов, основной разработки научно обоснованных планов иуправленческих решений.
Руководство предприятиемне может рассчитывать только на свою интуицию и примерные «прикидки в уме».Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точныхрасчетах, глубоком и всесторонним экономическом анализе. Они должны быть научнообоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное,техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор,пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализаэффективности хозяйственной деятельности и ее оценки, ошибки в планах иуправленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери.И, наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к данному вопросу,имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.
Основнаяцель финансового анализа — получение небольшого числа ключевых параметров,дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, егоприбылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах сдебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего может: интересоватькак текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшуюили более отдаленную.
Основными задачами,поставленными при написании курсовой работы, являются:
-    Оценкафинансового состояния предприятия
-    Раскрытиеценообразования
-    Провести анализфинансового состояния ЗАО «Санаторий-профилакторий станкостроитель»
-    оценка динамикисостава и структуры активов, их состояния и движения
-    оценка динамикисостава и структуры источников собственного и заемного капитала
-    анализ абсолютныхи относительных показателей финансовой устойчивости предприятия и оценкаизменения ее уровня;
Объектом исследованияявляется предприятие ЗАО «Санаторий-профилакторий станкостроитель».
Предметом исследованиякурсовой работы являются процессы формирования цены на предприятии и их влияниена финансовые результаты деятельности.

/>1.Ценовая политика: понятие, цели и задачи
Важнейшим рычагомэкономического механизма хозяйственной политики субъекта хозяйствованияявляется цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. Вусловиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем ипотребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.
В экономике хозяйствующегосубъекта исходным принципом является возмещение затрат и получение прибыли вразмере, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства и выплатысоответствующих налогов государству, муниципалитету, а также для образованияфонда потребления (социальной сферы) в объеме, обеспечивающем определенныйстандарт жизни работников. Решение данной задачи происходит с помощьюсоответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемуюхозяйствующим субъектом.
Цена — денежное выражениестоимости, ценности (полезности) товара для потребителя. Цена выступаетобобщающим качественным показателем деятельности субъекта хозяйствования.
Как экономическаякатегория товарного производства цена выполняет различные функции намикроуровне и макроуровне. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняетучетную, стимулирующую и распределительную функции.
В учетной функции ценыотражаются общественно необходимые затраты на производство и реализациюпродукции (работ, услуг), оцениваются затраты и результаты производства.
Стимулирующая функцияцены проявляется через стимулирование качества, развитие и стимулирование НТП,ресурсосбережения, повышение эффективности производства.
Распределительная функцияцены предусматривает распределение прибыли между государством, муниципалитетоми субъектом хозяйствования через учет в цене акцизов на отдельные товары, НДС,прибыли.
В современных условияхсубъекты хозяйствования самостоятельно определяют ценовую политику.
Ценообразованиепредставляет собой сложный процесс, так как субъект хозяйствования долженпровести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизироватьинформацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики наопределенный период времени, выбрать метод ценообразования, установить конкретныйуровень цены, сформировать систему скидок и надбавок к цене, определитькоэффициент корректировки ценового поведения в зависимости от складывающейсярыночной конъюнктуры.
Ценовая политика являетсяглавной составляющей в системе маркетинга.
Ценовая политика — этомеханизм или модель принятия решений о поведении субъекта хозяйствования наосновных типах рынка для достижения запланированных целей. Оптимальный уровеньцен и их изменение в зависимости от ситуации на рынке являются важнейшимконкурентным преимуществом субъекта хозяйствования.
Выделяют затратный иценностный процесс ценообразования или соответственно пассивное и активноеценообразование. Затратноеценообразование — методценообразования, в основе которого лежат затраты на производство и реализациютовара. Затратный процесс ценообразования начинается с продукта и заканчиваетсяпокупателями, т.е. определяются продукт и технология изготовления, затраты,цену, ценность и покупатели данного товара. Данный метод предполагает пассивноеценообразование — на основе затрат или ценовых решений конкурентов. Пассивномуценообразованию соответствуют два метода: затратный (наценочный) и метод следованияза лидером (конкурентом).
Ценностноеценообразование — методценообразования, который обеспечивает получение наибольшей прибыли за счет достижениявыгодного для фирмы соотношения ≪ценность/затраты≫.
Ценностный процессценообразования начинается с определения покупателя, установления ценности,цены, затрат, затем технологии и определения продукта.
Данный методценообразования предполагает активное ценообразование — установление цен сцелью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат напроизводство и ценового уровня прибыльности.
Ценовая политикасамостоятельно устанавливается субъектом хозяйствования исходя из целей изадач, организационной структуры и методов управления, традиций, уровняиздержек производства, состояния и развития предпринимательской среды.Основными целями ценовой политики являются:
-         увеличение долирынка (выживаемость);
-         максимизация долиприбыли;
-         обеспечениеокупаемости затрат;
-         обеспечениелидерства по показателям качества;
-         проникновение нарынок и закрепление на нем;
-         улучшениесегментации рынка.
Реализация стратегическихцелей предполагает решение ряда конкретных задач в разных сферах деятельности:производство, управление затратами, продвижение товаров и ценообразование.Задачи имеют конкретные сроки реализации и четкие критерии оценки выполнения.Основными задачами являются обеспечение объема продаж и получение прибыли. Списоктаких задач можно увеличивать, однако каждая реализуемая задача должна иметькритерий оценки: приемлемы те задачи, которые могут быть решены при реальносуществующей ситуации на рынке, обеспечивая нормальную рентабельность продаж.
Когда анализ рыночнойситуации подтверждает, что стратегические цели фирмы могут быть обеспечены засчет решения определенных задач в области ценообразования, разрабатываетсятактика ценообразования.
Тактика ценообразования —это набор конкретныхпрактических мер по управлению ценами на продукцию, которые используются длярешения поставленных задач. К числу таких мер относят различные скидки инадбавки к ценам. К примеру, во всем мире пользуются дифференцированнымитарифами: в часы пиковой нагрузки они максимальны, а в период наименьшейзагрузки — минимальны. На основе тактики ценообразования специалисты поценообразованию реализуют практические меры по управлению ценами.
На формирование ценыоказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внешним факторам, влияющим науровень цен, относятся:
-    потребители;
-    рыночная среда;
-    участники каналовтоварообращения;
-    государство.
К внутренним факторам,влияющим на уровень цен, относятся:
жизненный цикл товаров нарынке;
издержки на сырье,материалы, рабочую силу, рекламу./>1.1 Системы цен. Виды цен
Формирование ценыпредставляет собой сложный многогранный процесс. Нужную для установления ценыинформацию необходимо изучить, проанализировать. Недостаток информации, такжекак и ее чрезмерность, затрудняют решение проблемы. Обычно информацию собираютпо следующим основными направлениям: рынок товара, тип конкуренции, конкуренты,правительственная политика. Определяя цену конкретного товара, необходимо знатьконкретный тип и среда рынка, на котором будет продаваться данный товар.Различают четыре типа рынка: свободной, монополистической, олигополистическойконкуренции, чистой монополии. Каждый из рынков имеет свои особенностиформирования цены. В российской хозяйственной практике выделяют три группы цен:
-    Свободныедоговорные.
-    Государственные(регулируемые и фиксированные).
-    Мировые.
В условиях рынка одним изважнейших признаков цен является степень их свободы от регулирующеговоздействия государства. Большая часть цен является свободной, складывающейсяпод влиянием спроса и предложения. Они могут отклоняться от стоимости товара инарушать макроэкономическое равновесие. Государство вводит запрет нанедоброкачественную конкуренцию, запрет на демпинг, ценовую дискриминацию.
Регулируемые цены такжеформируются под воздействием спроса и предложения, они испытывают определенноевоздействие государства. Государство устанавливает корректирующие коэффициентыцен для хозяйствующих субъектов, в соответствии с которыми последние самиустанавливают цены. Данные цены устанавливаются на продукцию базовых отраслей экономики(нефтегазодобыча, угольная, энергетическая отрасли и т.д.) и на социально значимыетовары (хлеб и хлебопродукты, молоко и молочная продукция). В отдельныхрегионах регулирование цен зависит от наличия на местах товарных ресурсов ифинансовых возможностей.
На отдельные виды товарови продукции государство в лице органов власти и управления устанавливаетфиксированные цены. Государство само устанавливает цены на продукцию предприятий-монополистов,прейскурантные цены.
Природе рыночныхотношений в наибольшей степени соответствуют свободные договорные цены.Решением Правительства РФ предусмотрено, что круг товаров, продаваемых посвободным ценам, может расширяться или сужаться.
Мировые цены — это ценыэкспортно-импортных операций. Мировая цена определяется в зависимости от видатовара: по одним товарам (обычно сырьевым) — уровнем цен стран-экспортеров илистран-импортеров, по другим — ценами бирж, аукционов, а по готовым изделиямценами товаров ведущих фирм мира, специализирующихся на производстве и экспортепродукции данного вида:
-         цена предложения,указанная в оферте(официальном предложении продавца) без скидок;
-         твердая цена, которая устанавливается в договорекупли-продажи и не подлежит изменению;
-         скользящая цена устанавливается договором, отражает определенныеусловия на определенную дату (инфляция, биржевые котировки);
-         базисная цена для определения сорта или качества.Она может уменьшаться или увеличиваться в соответствии с определенными вдоговоре скидками, надбавками;
-         фактурная цена, определяемая условиями поставки в контракте;
-         справочная цена отражает уровень фактическизаключенных сделок, используется в переговорах для установления исходной цены,публикуется в изданиях ООН и других международных организаций.
Основное отличие мировыхцен от внутренних заключается в дополнительных расходах. Цены рассчитываются всвободно конвертируемой валюте.
Исходя из обслуживаемойсферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды:
-    оптовые цены напродукцию промышленности;
-    цены настроительную продукцию;
-    закупочные цены;
-    тарифы грузовогои пассажирского транспорта;
-    розничные цены;
-    тарифы на платныеуслуги, оказываемые населению;
-    ценыобслуживающие внешнеторговые обороты.
Оптовые цены на продукциюпромышленности — этоцены, по которым реализуется и закупается продукция субъектов хозяйствованиянезависимо от организационно-правовой формы в порядке оптового оборота. Ониподразделяются на оптовые цены субъекта хозяйствования и оптовые отпускные ценыпромышленности.
Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, покоторым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая издержкипроизводства и реализации и получая такую прибыль, которая позволяет им решать технические,экономические и социальные задачи:
Zonm.nped. = ИП + П,   (1)
где Zonm.nped. — оптовая цена предприятия,
ИП — издержки производства,
П — прибыль.
Оптовую цену предприятияможно определить расчетным путем через коэффициент рентабельности, исчисленныйпо себестоимости (Re):
Zonm.nped. = Cп (1 + Re),   (2)
Где Re=(Rпф*ОФ)/(Сп*q)
Cп — полная себестоимость продукции;
Rпф — коэффициент рентабельностипроизводственных фондов.
Оптовая (отпускная)ценапромышленности — цена, по которой предприятия и организации-потребителиоплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым торговыморганизациям:
Zonm.npoM. = Zonm.nped. + (Zonm.nped. хiмз) х НДС + Исо + Псо,   (3)
где iмз — удельный вес материальных затратв цене;
Исо — издержки сбытовых организаций;
Исо — прибыль сбытовых организаций.
Оптовые (отпускные) ценыпромышленности тесно связаны с оптовой торговлей, оптовые цены предприятиятяготеют к производству.
Закупочные цены — это цены (оптовые), по которымреализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фирмами, населением.Закупочные цены — договорные, они устанавливаются по соглашению сторон.
Тарифы грузового ипассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров,взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Розничные цены — цены, по которым товары реализуютсяв розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.
Розничная цена включаетоптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, НДС и торговую надбавку,состоящую из издержек обращения торговых организаций и прибыли:
Zpo3= Zonm.npoM. +НДС + акциза + Иото + Пто,   (4)
где Иото — издержки обращения торговых организаций,
Пто — прибыль торговых организаций.
Розничная цена — это цена, по которой продажа ведетсяотдельными небольшими партиями, в розницу.
Наряду с перечисленнымивидами цен выделяют цены, непосредственно связанные с торговлей: аукционные,биржевые, договорные, справочные, скользящие.
Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Онаможет существенно отличаться от рыночной цены, так как отражает уникальные иредкие свойства и признаки товара и может зависеть от мастерства лица,производящего товар.
Биржевая цена — цена на товары, реализуемые впорядке биржевой торговли. Биржевая цена является свободной, зависит от спросаи объема сделки. Она котируется, т.е. определяется ее типовой уровень длясделки, публикуется в бюллетенях.
Контрактная цена — цена, зафиксированная в контракте. Контрактнаяцена может быть постоянной или индексироваться в соответствии с заключеннымдоговором.
Престижная цена — высокая цена, предназначенная для привлечениярыночного сегмента, который более обеспокоен качеством товара, егопривлекательностью и статусом, чем ценой.
Скользящая цена — цена на изделия с длительным срокомизготовления, рассчитываемая на основе принципа скольжения, позволяющаяучитывать изменения в издержках производства, которые имеют место за периодвремени, необходимый для изготовления.
Справочная цена — вид цены оптового товарооборота во внутреннейи международной торговле, выступающий для продавца и покупателя в качествеисходного пункта при определении конкретной цены, фиксируемой в документесделки (при срочной продаже товаров). Ее публикуют специальные издания ООН.
Монопольная цена — это цена, по которой реализуют своитовары монополии. Монопольная цена может быть монопольно высокой и монопольнонизкой. По монопольно высоким монополии реализуют свой товар, а по монопольнонизким — покупают сырье, материалы и т.д.
Цены классифицируются взависимости от территории действия. Выделяют цены:
-    единые по стране,или поясные;
-    региональные(местные).
Единые поясные цены устанавливаются только на базовые видыпродукции, на которые распространяется государственное регулирование (энергоносители,газ, электроэнергия).
Региональные (местные)цены могут быть оптовые,закупочные, розничные. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями,региональными органами власти и управления. Они ориентированы на издержкипроизводства и реализации в данном регионе. К ним относятсяжилищно-коммунальные, сбытовые услуги, а также цена на социально значимыетовары (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочная продукция)./>1.2 Финансовые результаты деятельности фирмы
Эффективностьпроизводственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается вфинансовых результатах.
В условиях рынка каждыйхозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, которыйэкономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятелен ввыборе сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты,формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляетприбыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получениеприбыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования.Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствованияпроизводит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствамсоответствуют потребностям общества.
Обществу нужны нерублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Актреализации продукта (работ, услуг) означает и общественное признание. Получениевыручки за произведенную и реализованную продукцию еще не означает получениеприбыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить сзатратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогдафинансовый результат свидетельствует о получении прибыли.
При равенстве выручки изатрат удается лишь возмещать затраты — прибыль отсутствует, а следовательно,отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышаютвыручку, субъект хозяйствования получает убытки — это область критическогориска, что ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, неисключающее банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направленияхиспользования финансовых средств организации производства, управления и сбытапродукции.
Прибыль отражает положительныйфинансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентируеттоваропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижениезатрат. Это обеспечивает реализацию не только цели субъекта хозяйствования, нои цели общества — удовлетворение общественных потребностей. Прибыльсигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимулдля инвестирования в эти сферы.
Прибыль представляетсобой произведенный и обязательно реализованный прибавочный продукт. Она создаетсяна всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую формуполучает на стадии реализации. Прибыль является основной формой чистого дохода(наряду с акцизами и НДС).
На величину прибыли, еединамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилийхозяйствующего субъекта.
Факторы внутренней средыизучаются и учитываются в хозяйственной практике, на них можно воздействовать вплане увеличения прибыли. К внутренним факторам относятся: уровеньхозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции,зарплата, уровень цен на реализуемую продукцию, организация производства итруда.
Практически вне сферывоздействия находятся факторы внешней среды: уровень цен на потребляемыересурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственныеорганы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и др.
Величина прибыли зависитот направлений деятельности хозяйствующего субъекта: производственного,коммерческого, технического, финансового и социального.
Прибыль как результатфинансовой деятельности выполняет определенные функции. Прибыль отражаетэкономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования.Она составляет основу экономического развития субъекта хозяйствования. Ростприбыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенноговоспроизводства, решения проблем социального и материального характератрудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства фирм передбюджетом, банками и другими фирмами. Прибыль является не только финансовымрезультатом, но и основным элементом финансовых ресурсов. Отсюда следует, чтоприбыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительнуюфункции. Она характеризует степень деловой активности и финансовогоблагополучия фирмы. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средствв доходность вложений в активы.
В условиях рыночныхотношений субъект хозяйствования должен стремиться если не к получениюмаксимальной величины прибыли, то к той величине прибыли, которая обеспечитдинамичное развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержатьпозиции на рынке данного товара, обеспечить его выживаемость. Решение данныхзадач предполагает не только знание источников формирования прибыли, но иопределение методов оптимального их использования. Управление прибыльювыступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики иставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовыхрезультатов с одновременным расширением общей номенклатуры этих источников.
Получение прибыливозможно за счет монопольного положения или уникальности продукта на рынке тогоили иного товара. Реализация данного источника возможна за счет постоянногообновления продукта и удержания доли производства и сбыта. Однако следуетучитывать влияние таких факторов, как растущая конкуренция со стороны другихсубъектов хозяйствования и антимонопольная политика государства.
Получение прибыли,касающееся практически всех фирм, связано с производственной ипредпринимательской деятельностью. Реализация данного источника возможна присоответствующих условиям сегодняшнего дня маркетинговым исследованиям рынка.Величина прибыли в данном случае зависит от правильности выбора бизнеса, отсоздания конкурентоспособных условий продажи товаров, от объемов производства,от величины и структуры издержек производства.
В современных условияхважнейшим источником увеличения прибыли является инновационная деятельность.Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменениюпотребительских свойств продукции, работ и услуг./>1.3 Формирование финансового результата в современныхусловиях. Состав балансовой прибыли
Показатели прибылистановятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности.Конечный финансовый результат деятельности — балансовая прибыль (убыток)отчетного периода. Общий финансовый результат — прибыль (убыток), которуюполучают балансированием общей суммы всех прибылей и убытков.
Выручка от реализациихарактеризует общий финансовый результат (валовой доход) от реализациипродукции (работ, услуг), по выручке от реализации определяют рейтинг субъекта хозяйствования.
Выручка от реализациипродукции (работ, услуг) включает: выручку от реализации готовой продукции,полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг, строительных, научно-исследовательскихработ; товаров в торговых, снабженческих и сбытовых фирмах; услуг по перевозкегрузов и пассажиров в транспортных фирмах. Субъект хозяйствования можетопределять выручку от реализации по моменту отгрузки и по моменту поступленияденежных средств на счета в банке или в кассу.
Разница между выручкой отреализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами напроизводство реализованной продукции (работ, услуг) характеризует прибыль от реализации.Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) является важным финансовымрезультатом. Этот результат используется при принятии управленческих решений.
Субъект хозяйствованияможет иметь доходы и расходы, как связанные, так и не связанные с основнойдеятельностью, что учитывается при определении общего финансового результата —балансовой прибыли.
В балансовую прибыльвключают три основных элемента:
-    прибыль (убыток)от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
-    прибыль (убыток)от прочей реализации;
-    прибыль (убыток)от внереализационных операций.
В балансовую прибыль посоставу включают:
-    прибыль (убыток)от реализации продукции, работ, услуг;
-    прибыль (убыток)от реализации товаров;
-    прибыль (убыток)от реализации материальных оборотных средств;
-    прибыль (убыток)от реализации и прочего выбытия основных средств;
-    доходы и потериот валютных курсовых разниц;
-    доходы от ценныхбумаг и других долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имуществодругих фирм;
-    доходы от сдачиимущества в аренду;
-    расходы (потери),связанные с финансовыми операциями;
-    суммы, полученныеи уплаченные в виде экономических санкций.
Прибыль от реализациипродукции (работ, услуг) получают от основной деятельности, которая можетосуществляться в любых видах, зафиксированных в уставе и не запрещенных законодательством.
Прибыль (убыток) отпрочей реализации представляет собой финансовый результат, не связанный с основнымивидами деятельности фирмы. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, ккоторой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося набалансе субъекта хозяйствования.
Финансовые результаты отвнереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различногохарактера, не относящимся к основной деятельности и не связанным с реализациейпродукции, работ, услуг. В состав внереализационных прибылей (убытков)включается сальдо полученных и уплаченных штрафов, пеней, неустоек и другихсанкций. Внереализационными доходами являются доходы:
-    от долевогоучастия в других фирмах,
-    от сдачиимущества в аренду (субаренду),
-    от операцийкупли-продажи иностранной валюты,
-    от предоставленияв пользование прав интеллектуальной собственности и приравненных к ним средств,
-    в виде процентов,полученных по договорам займа, кредита и т.д.,
-    в видеположительных курсовых разниц,
-    в видеположительных разниц при переоценке имущества,
-    в виде стоимостиполученных материалов и иного имущества, при демонтаже или разборке приликвидации основных средств и т.д.
К внереализационнымрезультатам относятся потери и расходы:
-         не компенсируемыепотери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению и ликвидациистихийных бедствий,
-         отрицательныекурсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте,
-         убытки пооперациям прошлых лет,
-         недостачиматериальных ценностей, выявленных при инвентаризации.
В современных условияхвеличина прибыли носит прогнозный характер. Она определяется раздельно по всемвидам деятельности. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли.При этом особое внимание уделяется определению величины прибыли от реализациипродукции (работ, услуг), так как она занимает наибольший удельный вес инаиболее стабильна. Распространенным методом планирования прибыли являетсяметод прямого счета. Данный метод наиболее эффективен при выпуске небольшоготоварного ассортимента продукции (работ, услуг). Он используется при обоснованиинового или расширении действующего либо при осуществлении какого-либо проекта.Разновидностью метода прямого счета является метод по ассортиментногопланирования прибыли (т.е. определение прибыли по каждой ассортиментнойгруппе)./>1.4 Механизм распределения использования доходов фирмы
Различные стороныпроизводственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности получаютзаконченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективностьхозяйствования фирмы. Однако не вся получаемая прибыль остается фирме, так какона распределяется между обществом в лице государства и субъектом хозяйствования.Объектом распределения в любой фирме является балансовая прибыль. Под еераспределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьямиспользования в рамках субъекта хозяйствования. Законодательно распределениеприбыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различныхуровней в виде налогов и других обязательных платежей. Принципы распределенияопределяет государство. Они отражены в законодательных актах и нормативныхдокументах по налогообложению. Прибыль, получаемая субъектом хозяйствования,подвергается обложению налогом.
Для исчисления облагаемойналогом прибыли балансовая прибыль уменьшается на:
-         сумму рентныхплатежей (вносимых в установленном порядке из прибыли);
-         сумму дивидендов,полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;
-         сумму доходов,полученных от долевого участия в совместных фирмах;
-         сумму затрат,осуществленных за счет прибыли на оказание помощи сельскому хозяйству (но неболее 1% облагаемой прибыли).
Обновление основногокапитала является основой выхода из экономического кризиса хозяйствующих субъектов.С целью стимулирования развития технического прогресса субъектам хозяйствованияпредоставляются льготы, снижающие величину налогооблагаемой прибыли, аследовательно, увеличивающие чистую прибыль. Облагаемая прибыль уменьшается на:
-         сумму в размере30% затрат (кроме капитальных вложений) на проведение НИОКР, подготовку иосвоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, осуществляемых засчет прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования;
-         сумму прибыли,используемую на погашение кредита, предоставленного на финансирование централизованныхкапитальных вложений, не покрываемых за счет прибыли, направляемой нанакопление;
-         сумму в размере30% затрат, связанных с проведением природоохранных мероприятий, осуществляемыхза счет прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования;
-         сумму затрат,осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении субъектахозяйствования на гуманитарные цели.
Фирмы, получившие впрошлом году убыток, освобождаются от уплаты налога с части прибыли.
Балансовая прибыльуменьшается на вышеперечисленные льготы и характеризует величинуналогооблагаемой прибыли. Налогооблагаемая прибыль облагается налогом наприбыль по ставке 24%.
Разница между балансовойприбылью и суммой налога на прибыль характеризует чистую прибыль. Чистаяприбыль количественно равна прибыли в распоряжении субъекта хозяйствования втом случае, если нет расходов, относимых на чистую прибыль. К расходам,относимым на чистую прибыль, относят все сверхнормативные расходы (превышениерасходов на рекламу, на представительские расходы, на командировочные,превышение расходов по кредиту, по амортизации).
Чистая прибыль (прибыль враспоряжении субъекта хозяйствования) поступает в распоряжение фирмы. Онадолжна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенноговоспроизводства, осуществление социальных программ, выплату дивидендов поакциям.
При распределении прибыли,определении основных направлений ее использования необходимо учитывать состояниеконкурентной среды. Конкурентная борьба определяет необходимость существенногорасширения и обновления производственного потенциала.
Для каждойорганизационно-правовой формы определен соответствующий механизм распределенияприбыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования. Он основан наособенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности субъектовхозяйствования соответствующих форм собственности.
Определение направленийиспользования (расходования) прибыли, остающейся в распоряжении фирмы,структуры статей ее использования находится в компетенции самого субъектахозяйствования. Государство не устанавливает каких-либо нормативовраспределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льготстимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного инепроизводственного характера, на благотворительные (гуманитарные) цели, нафинансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов иучреждений непроизводственной сферы. Законодательство определяет размеррезервного фонда не менее 15% от уставного капитала, размер ежегодных обязательныхотчислений — не менее 5% от чистой прибыли. Он используется для покрытияубытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций в случае отсутствияиных средств.
Порядок распределения ииспользования прибыли фиксируется в уставе и определяется положением. Основныепринципы распределения отражены в учетной политике хозяйствующего субъекта.Расходование прибыли может осуществляться либо путем непосредственнофинансирования расходов из прибыли, либо путем предварительного формирования засчет прибыли различных фондов, средства которых затем используются поназначению. В целях использования прибыли создаются фонды: резервный,потребления и социальной сферы, акционирования работников, т.е. дивидендов.
В течение года субъектхозяйствования направляет на текущие нужды прибыль в соответствии с ихназначением, иными словами, расходует прибыль прошлых лет. Из прибыли отчетногогода выплачиваются налоги и другие обязательные платежи. Затем составляетсясмета расходования прибыли на предстоящий год, которая включает в себяследующие элементы расходования:
-         налоги, сборы,платежи, относимые на прибыль, в распоряжение субъекта хозяйствования;
-         оплата процентовпо ссудам и займам;
-         всесверхнормативные расходы относимые на чистую прибыль;
-         материальноепоощрение персонала;
-         финансированиесоциальной сферы.
Часть прибыли может бытьнераспределенной (это дополнительный финансовый резерв, который может бытьиспользован для пополнения фондов и увеличения уставного капитала).
Субъект хозяйствованияможет иметь убытки, которые покрываются за счет прибыли отчетного года,нераспределенной прибыли прошлых лет, средств резервного фонда и взносовакционеров.
Распределение чистойприбыли — это вопрос инвестиционной и технической политики субъектовхозяйствования, в акционерных обществах это еще и вопрос дивидендной политики.
Капитализация чистойприбыли позволяет расширить деятельность за счет собственных более дешевыхисточников финансирования. При этом снижаются расходы на привлечениедополнительных источников, на выпуск новых акций.
Размеры капитализациичистой прибыли позволяют оценить не только темпы роста собственного капитала,но и оценить запас финансовой прочности, т.е. оборачиваемость всех активов,рентабельность продаж. Темпы роста производства зависят не только от спроса,рынков сбыта, мощностей, но и от состояния финансовых ресурсов, структурыкапитала и других факторов.
Распределение прибыли вфирмах различных организационных форм имеет свои особенности. Прибыль полноготоварищества распределяется между участниками в соответствии с учредительнымдоговором, в котором определяются доли его участников. Каждый участник, получивчасть прибыли, учитывает ее в качестве внереализационного дохода и с общей суммыв установленном порядке исчисляет налог, который вносит в бюджет. Принедостаточности прибыли вкладчики получают меньший процент прибыли на свойвклад, либо недостающая часть прибыли может быть выплачена в следующем году.
В коммандитномтовариществе с балансовой прибыли вносится налог на прибыль для юридическихлиц. После этого часть прибыли направляется вкладчикам в доле, соответствующейих вкладу в капитал товарищества, затем прибыль направляется на техническое исоциальное развитие. Остаток прибыли распределяется между действительнымичленами (полными товарищами). В том случае, если прибыль получена не в полномобъеме или не получена вовсе, возможны разные варианты.
При убытках необходимопродать часть имущества и отдать вкладчикам их долю прибыли.
При недостаточностисредств может быть принято решение о невыплате пайщикам прибыли.
Прибыль общества сограниченной ответственностью (ООО) облагается налогом и распределяется впорядке, установленном для юридических лиц. Каждому участнику выплачиваетсядоля прибыли, которая соответствует его вкладу в уставный капитал, послевнесения в бюджет налогов, других платежей, после направления прибыли наразвитие производства и материальное поощрение персонала.
В акционерных обществахмеханизм распределения и порядок выплаты дивидендов отражен в уставе общества.Особенностью распределения прибыли в акционерных обществах являетсяформирование резервного и других фондов, которые предназначаются для покрытияубытков и в случае низкой прибыли отчетного года для выплаты доходов по ценнымбумагам. Часть прибыли, используемой на накопление, может быть направлена наувеличение уставного капитала или в качестве взноса в уставный капиталдочернего общества. Возможно использование части прибыли для распределениямежду работниками в виде денежных средств или акций.
В целях развитияпроизводства при недостаточности прибыли может быть принято решение ореинвестировании дивидендов по простым акциями и о невыплате доходов ихвладельцам. Важнейшим моментом финансового планирования является распределениеприбыли на инвестируемую часть и дивиденды, так как от этого зависит развитиеакционерного общества и его возможности выплачивать дивиденды в будущем.Высокие дивиденды ведут к ≪проеданию≫ основного капитала, низкие — снижают рыночный курс акций.
Государственные унитарныепредприятия обладают определенной самостоятельностью в плане распределенияприбыли. Размер прибыли, перечисляемой в бюджет, определяется в уставе приобразовании такого предприятия. Прибыль, изымаемая государством, выступает не ввиде налогов и сборов, а в виде арендной платы, уплачиваемой арендатором(фирмой) собственнику (государству) за пользование имуществом.
Порядок распределенияприбыли на казенных предприятиях регулируется Типовым уставом казенного заводаи порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов. Прибыльот реализации, произведенной в соответствии с планом-заказом, направляется нафинансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, планаразвития и на другие производственные цели, а также на социальное развитие понормативам, которые утверждаются Министерством финансов РФ. Свободный остатокприбыли, остающейся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию вдоход федерального бюджета.

/>1.5Задачи анализа финансовых результатов предприятия
Различные стороныпроизводственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятияполучают законченную денежную оценку в системе показателей финансовыхрезультатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатовдеятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках в форме № 2годовой и квартальной отчетности.
Показатели финансовыхрезультатов, среди которых важнейшим является прибыль, характеризуют эффективностьфинансово-хозяйственной деятельности предприятия. Реальная величина прибылидолжна рассматриваться как мера его жизнеспособности, т.к. рост прибыли создаетфинансовую базу для самофинансирования:
-         расширенноговоспроизводства;
-         решения проблемсоциального развития коллектива;
-         материальногостимулирования работающих;
-         погашениядолговых обязательств предприятия перед банками, другими кредиторами иинвесторами.
Кроме того, прибыльявляется важнейшим источником формирования бюджетов разного уровня.(Федерального, субъектов Федерации, местного).
Она характеризует степеньделовой активности, финансовой устойчивости и благополучия предприятия. Поприбыли определяют уровень отдачи авансированных средств и доходность вложенийв активы данного предприятия.
В условиях рыночныхотношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальнойприбыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы емупрочно удерживать позиции на рынке сбыта и обеспечивать динамичное развитие производствав условиях конкуренции.
Однако абсолютнаявеличина прибыли недостаточно характеризует экономическую эффективность работыпредприятия, т.к. не обладает свойством сравнимости. Поэтому необходиморассчитывать показатели рентабельности, которые являются относительнымихарактеристиками финансовых результатов и эффективности деятельностипредприятий. Они измеряют доходность (прибыльность) с различных позиций и всовокупности с показателями прибыли дают целостную характеристику формирования собственныхсредств предприятия и их использования. В задачи анализа финансовых результатоввходят:
-         оценка динамикипоказателей балансовой и чистой прибыли;
-         изучениеструктуры и составных элементов балансовой прибыли;
-         выявление иизмерение влияния факторов, воздействующих на прибыль балансовую и отреализации продукции;
-         анализпоказателей рентабельности.
/>/>2. Общие сведения обЗАО «Санаторий-профилакторий станкостроитель»
Закрытое акционерное общество «Санаторий-профилакторий«Станкостроитель» (далее — Общество) создано путем учреждения изарегистрировано администрацией Октябрьского района г.Барнаула (постановление №93/56 от 19 толя 1995 года), о чем внесена запись в Единый государственныйреестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером1022201535927 от 23 декабря 2002 года. Настоящая (шестая) редакция уставаОбщества принята в связи с уточнением видов экономической деятельностиОбщества.
Правовое положение Общества, права и обязанности егоакционеров определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральнымзаконом «Об акционерных обществах» (далее — Закон), прочими федеральнымизаконами, иными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящимУставом.
Полное наименование Общества: Закрытое акционерное общество,«Санаторий-профилакторий «Станкостроитель». Сокращенное наименование Общества:ЗАО «Санаторий-профилакторий «Станкостроитель». Фирменное наименованиеОбщества: Закрытое акционерное общество «Санаторий-профилакторий«Станкостроитель».
Место нахождения и почтовый адрес Общества: 656045,Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Тихонова, ЗЗБ.
Целями деятельности Общества являются расширение рынкатоваров и услуг, а также извлечение прибыли.
В соответствии с основными целями предметом деятельностиОбщества является:
медицинская деятельность, а именно:
доврачебная помощь (диетология, лечебная физкультура,медицинский массаж, сестринское дело, стоматология, физиотерапия);
санаторно-курортная помощь (рефлексотерапия, терапия,физиотерапия, кардиология, неврология, психотерапия, педиатрия, ректоскопия,гидроколонотерапия);
применение методов традиционной медицины (трудотерапия,гомеопатия, фитотерапия);
обеспечение условий пребывания в санатории-профилактории(проживание, организация и эксплуатация пунктов общественного питания(столовая) и т.п.);
сдача в аренду площадей санатория-профилактория для торговли,проведения семинаров, совещаний, конференций, свадеб и других торжеств, физкультурно-оздоровительнойдеятельности;
оказание гостиничных услуг и услуг общественного питания;
приобретение и продажа медикаментов.
Деятельность Общества не ограничивается оговоренной внастоящем Уставе. Общество имеет право осуществлять и иные виды деятельности,не запрещенные федеральными законами. Виды деятельности, требующие специальногоразрешения, осуществляются после получения лицензии.
Уставный капитал Общества составляет 3609600 (Три миллионашестьсот девять тысяч шестьсот) рублей. Обществом размещено 360960 (Тристашестьдесят тысяч девятьсот шестьдесят) штук обыкновенных именныхбездокументарных акций.
Номинальная стоимость каждой акции составляет 10 (Десять)рублей.
Уставный капитал Общества может быть увеличен в порядке,предусмотренном Законом и настоящим Уставом, следующими способами:
путем увеличения номинальной стоимости акции-Общества;
путем размещения дополнительных акций среди акционеровОбщества за счет имущества Общества;
путем размещения дополнительных акций по закрытой подписке.
Увеличение уставного капитала Общества путем увеличенияноминальной стоимости акций осуществляется только за счет имущества Общества.Дополнительные акции могут быть размещены Обществом только в пределахколичества объявленных акций, установленного уставом Общества. Решение вопросаоб увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительных акцийможет быть принято Общим собранием акционеров одновременно с решением овнесении в устав Общества положений об объявленных акциях, необходимых всоответствии с Законом для принятия такого решения, или об изменении положенийоб объявленных акциях. При увеличении уставного капитала Общества за счет егоимущества путем размещения дополнительных акций эти акции распределяются средивсех акционеров. Каждому акционеру распределяются акции той же категории типа,что и акции, которые ему принадлежат, пропорционально количеству принадлежащихему акций./>/>/>2.1 Оценкафинансового состояния предприятия
Для расчета и оценкипоказателей финансового состояния предприятия использовались данные бухгалтерскойотчетности на конец 2006, 2007 и 2008 гг. [Приложение А]. Некоторые измененияпо годам (рис. 1).
Читая бухгалтерский баланс,можно отметить, что валюта баланса менялась со временем в сторону увеличения,это могло произойти из-за увеличения активности в деятельности организации, а всвязи с более активной деятельностью у организации увеличился уровеньдебиторской и кредиторской задолженности.
/>
Рис.1. Диаграммаизменений статей и валюты баланса
Доля запасов равна нулю,что говорит о том, что, вероятно, предприятие закупает продукцию  только подзаказ. Преобладающая часть активов представлена дебиторской задолженностью, этоестественная ситуация для предприятий, получающих доходы от реализациипродукции оптом. Однако увеличение дебиторской задолженности с течением времениявляется отрицательным моментом для деятельности предприятия.
В источниках средствбольшая доля принадлежит краткосрочной кредиторской задолженности, котораяувеличивается.
Из отчетов о прибылях иубытках можно прочитать, что организация сработала в убыток. Этосвидетельствует об отрицательных изменениях в основной деятельности организациии может быть объяснено большими расходами или недостаточной наценкой нареализуемый товар [Приложение Б].
Чтобы получить болееясную картину о финансовом состоянии предприятия проведем несколько видованализа./>/>/> 2.2 Анализ финансовой устойчивости
Финансовая устойчивость предприятия — это характеристика егоотносительной независимости от кредиторов, оценивается на основе егоспособности покрыть все свои обязательства.
Финансовая устойчивостьоценивается с помощью следующих показателей:
— Коэффициента автономии(Ка):
Ка =/>   (5)
— Коэффициентанезависимости (Кнез):
/>   (6)
— Коэффициентобеспеченности собственными  средствами (Ко.с.):
/>   (7)
— Коэффициентаманевренности (Км.):
/>   (8)
Собственные оборотныесредства
(СОС) =СК-ВНА   (9)
СК — собственный капитал
ВНА – внеоборотные активы
Таблица 1. Показателифинансовой устойчивостиНаименование показателя 2006 г. 2007 г. 2008г. Темп роста Нормальное значение на нач-ало на конец на начало на конец на начало на конец 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Валюта баланса 10778 10666 10666 11358 11358 12549 1191 Собственный капитал 8814 9197 9197 9703 9703 9966 263 Заемный капитал 1964 1469 1469 1655 1655 2583 928 СОС 79 324 324 547 547 899 352 Оборотные средства 8 8 17235 17235 37065 4633,13 Коэффициент автономии 1,25 1,25 0,0006 0,0006 0,0003 0,00022 >=0,5 Коэффициент обеспеченности собственными средствами 1,25 1,25 0,0006 0,0006 -0,002 -0,00173 >=0,1 Коэффициент независимости 1,11 1,11 0,0006 0,0006 0,0003 0,00024 1 Коэффициент маневренности 1 1 1 1 -8 -8
Значение коэффициентаавтономии меньше нормального говорит о том, что организация почти стопроцентноформирует свои активы за счет заемного капитала, т.е. не обладает достаточнойнезависимостью и возможностями для проведения независимой финансовой политики.
Коэффициент независимоститакже меньше нормы, что неблагоприятно сказывается на деятельности организации.
Коэффициентобеспеченности собственными средствами меньше нормы, что является отрицательнымс точки зрения финансовой устойчивости.
Коэффициент маневренностислишком мал, чтобы предприятие можно было считать финансово устойчивым.
Таким образом, по даннымпоказателям финансовое состояние исследуемой организации в целом можноохарактеризовать как неустойчивое. Следует обратить внимание на увеличивающуюсядолю заемных средств и остающуюся неизменно малую величину собственных средств./>/>/>2.3 Анализликвидности баланса предприятия
 
Для оценки ликвидностифирмы используют следующие коэффициенты:
— Коэффициент текущейликвидности (Кт.л):
/>   (10)
— Коэффициент быстройликвидности (Кб.л.):
/>   (11)
— Коэффициент абсолютнойликвидности:
/>   (12)

Таблица 2. ПоказателиликвидностиНаименование показателя 2006 г. 2007 г. 2008г. критерий На начало На конец На начало На конец На начало На конец 1 2 3 4 5 6 7 8
Коэффициент общей
ликвидности 1,04 1,23 1,23 1,33 1,33 1,35 >= 2,0
Коэффициент быстрой
ликвидности 0,67 0,68 0,68 0,56 0,56 0,74 >= 0,7 Коэффициент  абсолютной ликвидности 0,3 0,45 0,45 0,37 0,37 0,56 >= 0,2
Значение коэффициентовобщей и быстрой ликвидности к 2008 году незначительно увеличились, но все равноне достигли нормального уровня,  что свидетельствует о том, что организация нерасполагает активами для погашения своей краткосрочной задолженности. Дынныеизменения объясняется увеличением уровня текущих обязательств.
Значение коэффициентабыстрой ликвидности хоть и удовлетворяет рекомендованной норме, однако ононедостаточно, т.к. большую долю ликвидных средств составляет дебиторскаязадолженность, а ее обычно сложно своевременно взыскать.
Таким образом,предприятие не является платежеспособным, но может этого достичь, если сумеетсбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему исрокам.
Определим коэффициентвосстановления платежеспособности:
/>   (13)
Так как коэффициентвосстановления платежеспособности больше 1, то у предприятия есть реальнаявозможность восстановить свою платежеспособность.
Также предприятие неимеет неликвидных запасов, просроченной дебиторской задолженности, поэтому приграмотном ведении дел, выход из кризисной ситуации возможен./>/> 2.4 Анализ деловой активности и эффективности использованиякапитала
Оптимальным являетсяследующее соотношение, базирующееся на взаимосвязи:
/>   (14)
где /> — соответственно, темпыизменения  прибыли от реализации, выручки от реализации, суммы активов(капитала).
Деловая активность предприятия характеризуется показателямирезультатов хозяйственной деятельности (таблица 3).
Таблица 3. Результаты хозяйственной деятельности Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. Темп роста на 2007г Темп роста на 2008г Выручка от реализации 16107 20837 21074 129,37 101,14 Прибыль от реализации 748 1079 895 144,25 82,95 Суммарные активы (среднегодовые) 10722 11012 11953,5 102,70 108,55 Дебиторская задолженность 260 327 464 125,77 141,90 Кредиторская задолженность 1464 1343 2573 91,73 191,59
Ни на один из  годов«золотое правило экономики предприятия» не соблюдалось. Выручка от реализацииувеличивается более высокими темпами, чем убыток, что свидетельствует обувеличении издержек на продажу.
Интересная ситуациянаблюдается при анализе темпов роста дебиторской и кредиторской задолженностей.В суммарном выражении на каждую отчетную дату сумма кредиторской задолженностипревышает дебиторскую, и  темп роста «дебиторки» в 2008 г. меньше темпа ростакредиторской задолженности. Это последствия того, что предприятие не получаетприбыль, и, возможно, неграмотно планирует поступления денежных средств иплатежи.
Таблица 4. Движениеденежных средств предприятия2007 г. Янв. Фев. М. Апр. Май Июнь Июль Авг. Сент. Окт. Нояб. Дек. Остаток ден. ср-в на нач. 3087 377 5118 5118 26316 13933 7323 46238 38546 140994 23035 249650 Поступ-ления 15000 3153390 100000 132648 7362281 7868133 126240 Платежи 2710 10258 3132192 12383 6610 61085 7692 30200 7480239 7631518 269278 Остаток ден. ср-в на кон. 377 5118 5118 26316 13933 7323 46238 38546 140994 23035 249650 106612 2008 г. Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Остаток ден. ср-в на нач. 106 612 10 789 214 559 513 1 378 648 2 845 474 2 246 739 Поступ-ления 21 139 481 7 194 760 18 496 259 28 626 276 27 187 397 20 524 570 Платежи 10 456 879 17 424 461 17 677 123 27 159 450 27 786 132 22 195 100 Остаток ден. ср-в на кон. 10 789 214 559 513 1 378 648 2 845 474 2 246 739 576 209
Из построенной таблицы подвижению денежных средств предприятия видно, что в первом полугодии 2008 г.платежи были неравномерные, поступления эпизодические, почти вся суммапоступлений направлялась на покрытие кредиторской задолженности, свободныхсредств на расчетном счете оставалось минимум.
В 2008г. поступленияденежных средств уже носят периодический характер, ежемесячно дебиторы погашаютсвою задолженность, что в свою очередь, позволило упорядочить оплатукредиторам.
Также для анализа деловойактивности используют следующие коэффициенты:
— Коэффициентоборачиваемости активов (Ка):
/>   (15)
— Оборачиваемостьоборотных средств характеризуется коэффициентом оборачиваемости (Коб.):
/>   (16)
— Фондоотдача основныхсредств (Ф):
/>   (17)
где Фср. –среднегодовая стоимость основных средств.
— Рентабельности активов(Ра.):
/>   (18)
Для анализа факторов, определяющих значение данногопоказателя, следует представить его в развернутой форме (формула Дюпона):
/>   (19)
— Рентабельностьсобственных средств (Рс.с.):
/>   (20)
Собственный капиталрассчитан как среднегодовое значение.
Факторы, определяющиезначение и динамику данного показателя, выявляются с помощью еще одной формулыДюпона, дающей развернутое представление рентабельности собственных средств:
/>   (21)

Таблица 5.
Показатели эффективностииспользования капитала и деловой активностиПоказатели 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Темп роста на 2007г.
(в %) Темп роста на 2008г. (в %) Коэффициент оборачиваемости активов 1,51 1,84 1,68 121,85 91,30 Коэффициент оборачи-ваемости оборотных средств 8,98 9,46 6,05 105,35 63,95 Фондоотдача - - - Рентабельность активов 0,04 0,08 0,02 200,00 25,00 Рентабельность собственного капитала 0,04 0,09 0,03 225,00 33,33
Коэффициентоборачиваемости активов показывает, что в течение 2-х лет активы совершили от1,51 до 1,84 оборотов с 2006 до 2008 г.
Коэффициентоборачиваемости оборотных средств означает, что каждый вид активов потребляетсяи вновь возобновляется приблизительно от 6 до 10 раз с 2006 года по 2008. />2.5 Анализ доходности предприятия
На рассматриваемомпредприятии (табл. 6) формирование и распределение прибыли выглядит следующимобразом. Выручка от реализации составила в отчетном году 21074 тыс. руб., чтона 237 тыс. руб. больше, чем в прошлом году. Себестоимость товарной продукции— 20179тыс. руб. Уровень затрат на производство и реализацию продукции составил 94,82%,а прибыль от реализации продукции — 5,18%.
Балансовая прибыль(прибыль отчетного года), выявляемая на основании бухгалтерского учета всеххозяйственных операций и оценки статей баланса, включает три укрупненныхэлемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, прочих операционных и внереализационныхдоходов.
Под распределениембалансовой прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьямиспользования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируетсяв той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов идругих обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли,остающейся в распоряжении предприятия, и структуры статей ее использованиянаходится в компетенции предприятия.
Таблица 6. Анализдоходности предприятия (тыс. руб.)
Наименование
показателя Базисный год Отчетный год Отклонение Темп роста (%) Удельный вес Базисный отчетный Выручка от реализации 20837 21074 237 101,14 100,00 100,00 Себестоимость 19758 20179 421 102,13 94,82 95,75 Коммерческие расходы - - - - - - Управленческие расходы - - - - - - Прибыль(убыток) от реализации 1079 895 -184 82,95 4,23 1,25 Рентабельность продукции (%) 5,46 4,44 -1,02 - - - Проценты к получению - 7 7 - - - Проценты к уплате - - - - - - Доходы от участия в других организациях - - - - - - Прочие доходы 114 63 -51 55,26 12,93 23,86 Прочие расходы 175 583 408 333,14 19,84 220,83 Прибыль(убыток) отчетного периода 882 264 -618 29,93 100,00 100,00 Налог на прибыль 136 118 -18 86,76 15,42 44,70 Отвлеченные средства - - - - - - Нераспределенная прибыль отчетного периода -281 -18 263 6,41 -31,86 -6,82
Балансовая прибыль отчетногогода снизилась на 618 тыс. руб. или на 70,07% (табл. 6). Наибольшее влияниеоказало снижение прибыли от реализации продукции на 184 тыс. руб., или на 17,05%,являющейся основной составляющей прибыли предприятия. Нераспределенная прибыльотчетного года достигла -18 тыс. руб., что на 263 тыс. руб. больше, чем впрошлом году./>2.6 Факторный анализ показателей прибыли от реализациипродукции
Прибыль от реализациипродукции занимает наибольший удельный вес в структуре
балансовой прибыли. Онапредставляет не только собой конечный результат деятельности предприятия всфере производства, но и обращения. Формализованный расчет прибыли отреализации продукции PQ можно представить в таком виде:
/>   (22)
/>
Величина прибыли отреализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: объема иструктуры реализации, ее полной себестоимости и оптовых цен. Между изменениемобъема реализации и размером полученной прибыли существует прямаяпропорциональная зависимость при реализации рентабельной продукции и обратная зависимостьпри реализации убыточной.
1. Влияние объемареализации продукции определяется по формуле:
/>

                                                                                     (23)
К1 = 21074/20837=1,01
К2 = 20179/19758=1,02
ΔP1=1079(1,02-1)=215,8
В результате увеличенияобъема реализации прибыль увеличилась на 215,8 тыс. руб.
2. Влияние измененияструктуры и ассортимента реализованной продукции определяется по формуле:
/>   (24)
ΔP2=1079(1,01-1,02)=10,79
В результате сдвигов вструктуре и ассортименте прибыль увеличилась на 10,79 тыс. руб.
3. Влияние измененияуровня затрат на 1 руб. реализованной продукции на прибыль определяется поформуле:
/>   25)
ΔP3= 21074((19758/20837)-(20179/21074)= -196,27
В результате снижениязатрат на 1 руб. реализованной продукции прибыль снизилась на 196,27 тыс. руб.
Проведенные расчетыобобщим в таблице.
Таблица 7. Результатыфакторного анализа прибылиФакторы изменения роста прибыли от реализации продукции
Сумма виляния
(тыс.руб.) 1. Изменение объема реализации 215,8 2. Изменение структуры и ассортимента продукции 10,79 3. Изменение уровня затрат на 1 руб. реализованной продукции -196,27 Сумма факторных отклонений 30,32
Влияние четырех факторовна прибыль от реализации в сумме составило 30,32 тыс. руб. Разница в 214,32тыс. руб. (-184 — 30,32) — за счет округления в расчетах.
Наибольшее отрицательноевоздействие на прибыль оказало изменение объема реализации продукции. Следуетпровести анализ производства и реализации продукции с точки зрения качества,конкурентоспособности, маркетинговых мероприятий, ресурсного обеспечения и др.с целью выявления конкретных причин. По полученным данным можно сказать, чтопредприятие становится не рентабельным, хотя если провести вышеуказанныйанализ, то можно выявить слабые стороны, что бы их исправить и получить высокуюприбыль.
/>Заключение
Результатыв любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использованияфинансовых ресурсов, обеспечивающих жизнедеятельность предприятия. Поэтомузабота о финансах является отправным моментом и конечным результатомдеятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики этивопросы имеют первостепенное значение
Устойчивоефинансовое положение, в свою очередь, положительно влияет на объем основнойдеятельности, обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтомуфинансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должнабыть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежныхресурсов, выполнения расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорцийсобственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Прианализе финансового состояния ЗАО «Санаторий-профилакторий станкостроитель»были проанализированы основные экономические показатели деятельностипредприятия, анализ имущественного состояния, анализ баланса, анализ измененияимущества и финансовых результатов, анализ финансовой устойчивости и анализотносительных показателей финансовой устойчивости.
В целомработу предприятия можно считать не эффективной. При росте себестоимости на 427тыс. руб. раз выручка возросла на 237 тыс. руб., а прибыль снизилась на 184тыс. руб. Активы предприятия выросли на 1191 тыс.руб. за счет увеличенияоборотных средств на 1280 тыс.руб. Недостаток денежных средств повлек за собойи рост кредиторской задолженности на 1230 тыс.руб. в основном из-за недоплатыпоставщикам. При анализе изменения имущества и финансовых результатоввыяснилось, что коэффициент прироста прибыли выше коэффициента приростаимущества, а также коэффициент прироста выручки выше коэффициента приростаимущества. Анализ показателей финансовой устойчивости показал, что упредприятия не достаточно собственных оборотных средств, и оно зависит отвнешних кредиторов. Предприятие имеет отрицательное финансовое положение, иобладает высоким низким платежеспособности.
Предложения:Для того, чтобы улучшить финансовое состояние предприятия нужно:
1.       Разработатьряд мер по изысканию внутренних резервов:
снижение дебиторской задолженности;
снижение себестоимости продукции;
рациональное использование материальных, трудовых ифинансовых ресурсов;
Маркетинговый анализ спроса и предложения.
Проанализировать использование прибыли.
/>Список используемой литературы
1.        Берстайн Л.А.Анализ финансовой отчетности.- М.: Ф. и Ст., 1996г.
2.        Борисов Л.П.Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия/Консультант, № 8, 2000. С. 71-75
3.        Григорьев Ю.А.Проблемы определения платежеспособности предприятия// Консультант, № 23, 1999.С. 84-88 
4.        Григорьев Ю.А.Рентабельность предприятия и проблемы совершенствования отчетности//Консультант, № 21, 1999. С. 83-88
5.        Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия:Учебное пособие / Г.Н. Лиференко.— М: Издательство ≪Экзамен≫, 2005. — 160 с.
6.        Чечевицына Л.Н. Экономикафирмы: Учебное пособие для студентов вузов / Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев.—Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 400 с.
7.        Горбашко Е.А.,Ленквист Р. Модели и методы калькуляции в управлении экономикой предприятия //Известия Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов. – 2006 — № 1. – С.63-76.
8.        Дроздова Т.Г.,Лебедев В. Г. Управление затратами на предприятии — СПТ.: Издательский Дом«Бизнесс-пресса», 2008 — 275 с.
9.        Егоров В.И.,Злотникова Л.Г., Победоносцева Н.Н. Анализ хозяйственной деятельностипредприятий нефтяной и газовой промышленности. Учебник для техникумов 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: Недра — 2006, с.232.
10.      Золотникова Л.Г.,Колосков В.А., Матвеев Ф.Р. Анализ хозяйственной деятельности предприятийнефтяной и газовой промышленности. — М.: Недра, 2006.
11.      Ивасенко К.В.Калькуляция себестоимости добычи, транспортировки и переработки нефти и газа –Тюмень: ТГУ,2006–64с.
12.      Ивасенко К.В.Проблемы учета и калькуляция себестоимости продукции в подразделенияхнефтегазового комплекса. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственногоуниверситета, 2007. – 240 в.
13.      Ильиных В.Д.Формирование рациональной структуры производства для проведения техническогообслуживания и ремонта специальной техники предприятий нефтегазового комплекса.– Тюмень, 2006. – 20 с.
14.      Карнаухов М.Н.,Якунина О.Г., Егорова Е.Г. и др. Планирование на предприятии нефтегазовогосектора экономики: практикум: Учебное посо­бие. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. — 84с.
15.      Карпова Т. П.Основы управленческого учета: Учеб пособие. — М.: Инфра-М, 2006.-398 с.
16.      Колесников С.Н.Как организовать управленческий учет. АКДИ «Экономика и жизнь», 2007
17.      Котляров С.А.Управление затратами. — СПТ.: Питер, 2006. -160 с.
18.      Контроллинг какинструмент управления предприятием/ Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г.Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007. — 279с.
19.      Методика расчётатарифов на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти в системе магистральныхнефтепроводов Российской Федерации: инструкции и рекомендации // Трубопроводныйтранспорт нефти–2008 -№1–с.32-36
20.      Методика расчетаудельных норм расхода топлива, электрической и тепловой энергии длятрубопроводного транспорта нефти – М.: Недра, 2008-48с.
21.      Мюллендорф Р.,Карренбауэр М. Производственный учет. Списание и контроль издержек. Обеспечениеих рациональной структуры. – М.: ЗАО «ФБК-Пресс», 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.