Реферат по предмету "Философия"


Якушкин Иван Дмитриевич

(1793-1857)
ЯкушкинИван Дмитриевич — философ-материалист, декабрист. Организатор тайного общества.Приговорён к смертной казни, заменённой 15-летней каторгой. Полагал, чтоматерия состоит из бесчисленного множества движущихся частиц, особый порядоккоторых есть жизнь. Отстаивал идеи эволюционизма. Выступал против религии.
Учение:
Универсальность движения
«Вприроде беспрестанно все движется. Земля наша быстро совершает свое суточноедвижение, но еще с большей быстротой обращается около солнца. Некоторые теланебесные, как наша земля, имеют свои суточные движения и также обращаются околосолнца. Самое солнце имеет явное движение. Единицы, еще не сочетавшиеся между собойи наполняющие пространство Вселенной, беспрестанно приводятся в движениесветилами небесными. При этом всеобщем движении единиц происходящие от негопроявления бесчисленно разнообразны, но не все единицы одинаково участвуют вкаждом из этих проявлений; те из них, в которых уже возбуждена сила сцепления икоторые своими сочетаниями образовались в простые тела, не все в равной степенипринимают участие в проявлениях тепла, света, электричества, магнетизма, исамая сила сцепления не в одинаковой степени возбуждена во всех простых телах;и эта сила при разных обстоятельствах в одном и том же теле может иметь большуюили меньшую степень развития. Точно так же жизнь при своих проявлениях, отгриба и до человека, имеет свои степени развития, и, как при высокой степенитепла проявляется свет, точно так же при высшем развитии жизни проявляетсямышление».
Человек
«Пчела,только что вышедшая из своей ячейки, имеет уже способность использовать всемногосложные работы, необходимые для существования пчел в улье по предназначенномуим порядку. Умение пчелы, только что увидевшей свет, столько же совершенно изамкнуто, как и умение всякой другой пчелы. Семейство пчел, для своегосуществования не имея никакой надобности сообщаться с другими пчелами,составляет в своем улье один и тот же порядок, какой был и есть во всех другихульях. Семейство человека само по себе слишком слабо, чтобы противодействоватьвраждебным силам, его окружающим: по необходимости оно соединяется с другимисемействами, чтобы увеличить свои средства для удовлетворения потребностейжизни. Человек — это слабое животное существо при своем рождении и по своейприроде и, тем самым поставленный в необходимость сближения с себе подобными, всовокупности с ними приобретает огромные силы, беспрестанно возрастающие,вследствие чего народы сближаются с народами, люди все более и более толпятся ивсе человечество стремится к соединению в одно целое,- и этим самым человекрешительно разнится от всех животных вообще и от петуха в особенности».
Теория познания
«Еслибы каждое из отдельных наших ощущений сменялось только в нас другим, такжеотдельным ощущением, как сменяются разные изображения в зеркале, в которомотражается каждый новый предмет, не оставляя никакого следа предметам,отразившимся в нем ранее, то мы не имея возможности сравнить один предмет сдругим предметом и отличить частности, составляющие исключительнуюпринадлежность какого — нибудь отдельного предмета, не имели бы решительно ни очем никакого понятия. Наше существование, при каждом новом ощущении составляяновое Я, распадалось бы на части, не имеющие ничего между собой общего; но,имея возможность сознавать переход от одного ощущения к другому ощущению, нашеЯ по тому уже самому имеет и возможность беспрерывно сознавать самого себя, и,отличая одни наши ощущения, производимые в нас впечатлениями извне, от другихподобных ощущений, мы получаем понятие о предметах, вне нас существующих.
Собственнаядеятельность нашего Я беспрестанно проявляется при сношениях своих с внешниммиром, и не все впечатления, передаваемые нам нашими чувствами, равносильноощущаются нашим Я. Находясь в многочисленной шумной беседе, мы произвольнообращаем внимание на речи того или другого из собеседников, не слушаемостального говора. Каждое ощущение в нас сопровождается сознанием этогоощущения и вместе с тем сознанием некоторых прежде бывших ощущений, и, сознаваяразность одного ощущения от другого, прежде бывшего ощущения, мы приходим кпознанию разнообразия предметов, производящих разные впечатления на нашичувства. Имея возможность обращать исключительное внимание и на частипредметов, как на отдельные предметы, части эти производят в нас отдельныеощущения. И тут наше Я опять сознает подобие или разность своих ощущений, и мы,сперва признавши подобие и различие предметов, и теперь, опять признаваяподобие и различие частей их, получаем более полное познание о том, чтосоставляет тождественность и разность в предметах, нами наблюдаемых».
Естественное происхождение человека
«Принекотором подобии человека в зародышевом своем состоянии с другими животными ион, и каждое из них достигает той степени развития, которым определяется способбудущего их существования, а вместе с тем и все животные, и человек, понепременному закону природы, родятся от существ, себе подобных. Из оплодотвореннойикры щуки никогда не разовьется другое животное, кроме щуки, с сердцем об одномушке и одном желудочке, как у всех рыб вообще, но с некоторыми особенностями,свойственными только щуке. Из икры лягушки выходит первоначально головастик,похожий на рыбу, который живет в воде и дышит жабрами подобно рыбам, но скоропотом, по образовании в нем легких, жабры его исчезают, и он превращается влягушку, которая, при способе своего кровообращения, имеет возможность жить наземле, дыша воздухом, и оставаться на долгое время под водой. Из яйца курицывыходит всегда цыпленок. В утробе женщины при всех постепенных измененияхзародыша и многосложном его развитии всегда образуется ребенок, а некакое-нибудь другое животное. И цыпленок, вылупившийся из яйца, и ребенок,вышедший из утробы женщины, в своем зародышном развитии получают уже собственноим одним принадлежащее образование, отличающее их от всех прочих цыплят и отвсех прочих ребят. Итак, наблюдения над зародышем, очевидно, доказывают, чтопервичное образование всех животных совершается вообще одним и тем же порядком;но что при этом каждое из них в подробностях и в степени своего развитияразнообразно до бесконечности и что каждое животное существует отдельно от всехживотных как неделимое и вместе с тем составляет собой звено неразрывной цепивсех существ».
Главные сочинения:
Записки,статьи, письма декабриста И.Д.Якушкона, Избр. социально-политические ифилософские произв. декабристов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.