Реферат по предмету "Философия"


Эдмунд Гуссерль

ВВЕДЕНИЕ.
Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) –великий немецкий математик, логик и философ. Учился в Лейпцигском университете.Первая его книга Philosophic der Arithmetik (Философия арифметики) быланаписана в 1891 году.
«Картезианскиеразмышления» – это последняя из опубликованных при его жизни книг, вкоторой подводятся итоги его долгого и плодотворного философского пути. Книгавыросла из двух докладов, прочитанных им в 1929 г. сначала в Париже, а затем вСтрасбурге, под общим названием «Введение в трансцендентальнуюфеноменологию».
Среди множества источников,повлиявших на становление феноменологии Э. Гуссерля, наиболее заслуживающимвнимания является немецкая классическая философия, в особенности философияКанта и Гегеля. Гуссерль, во многом опирающийся на немецкую национальнуютрадицию заимствует у этих мыслителей многие подходы и, в значительной степени,понятийный аппарат.
Феноменология — это философскийметод или философская система, предложенная Эдмундом Густавом Гуссерлем в егомонументальной работе “Логические Исследования”, которую он опубликовал в трехтомах с 1900 по 1913 года. Термин феноменология уже использовался в философскихкругах с 1700 года. Тогда он означал абстрагирование сознания и опыта от ихреальности интенциональных составляющих и обсуждение их в рамках философии.Также он обозначал исторические исследования в области самоосознания, начинаяот первичных чувств и заканчивая разумной мыслью. Тем не менее, именно Гуссерльдал ей форму, которая существует в настоящее время. Он определил феноменологию,как философский метод для изучения сущностей, и акта введения этих сущностей вткань повседневного опыта. Он считал ее трансцендентальной философией, котораяимеет дело лишь с тем, что остается после того, как производится редукция. Онназывал эту редукцию словом epoche, что означает заключение мнений в скобки илиоткладывание суждений. «Назад к предметам» — это было девизомГуссерля, когда он говорил о каких-либо философских или научных предметах. Длятого, чтобы вернуться к предметам, Гуссерль предполагал вводить в любойфилософский предмет, в виде его целостной части такую редукцию, котораяутверждала бы существование мира до того, как начинается рефлексия. Онпредполагал феноменологию как метод достижения живого опыта, как он возникаетво времени и пространстве, это попытка напрямую описать опыт так, как онпроисходит, без остановки для определения его происхождения и объяснения егопричин. Для того, чтобы выполнить эту задачу, Гуссерль предложил понятиеepoche: полное изменение позиции, философ движется от самих вещей к ихзначениям, или, иначе говоря, от реальности воплощенных значений – ядра науки –к реальности значений, в том виде, в каком они переживаются непосредственно вокружающем мире. Позже, другие западные философы определяли и заново определялифеноменологию для того, чтобы приспособить ее к своим частным концепциям.
Феноменология — это философиясознания. Гуссерль предполагал, что сознание всегда к чему-либо направлено, ионо несет в себе идеал.
Предметная область, которуюисследует феноменология, является новой областью, а потому не имеетнепротиворечиво сформированного категориального аппарата философии. В этом итолько в этом состоит сложность понимания проблем, поднятых Э.Гуссерлем ирешаемых его последователями. Но речь-то идет о нашем сознании, о том, знаем лимы, что такое наше сознание, можем ли мы понять другого человека, наделенноготаким же сознанием (или не таким?); и если мы не понимаем другого, то чтоименно мы не понимаем, что не можем осознать нашим сознанием и, наконец, умеемли мы им пользоваться.
Феноменологический анализ«предполагает… полное исключение каких бы то ни было допущений,установлений и убеждений» относительно объективности предмета, поскольку«феноменологические данные суть постижения времени», а поэтому«посредством феноменологического анализа нельзя обнаружить даже самуюмалость объективного времени», поскольку «переживаемое теперь, взятоекак таковое, не есть точка объективного времени и т.д. Объективноепространство, объективное время и вместе с ними объективный мир действительныхвещей и процессов — все это трансценденция». Порядок вещей и связи междуними, которые обнаруживает человек в собственных переживаниях, не встречаются всамом объективном мире, не является объективным порядком. Схватывание иудержание сознанием какого-либо предмета, считает Гуссерль, не означаетсхватывания объективности, не означает усмотрения объективной действительности.«Объективность принадлежит к „опыту“ и притом к единству опыта,к закономерностям данных в опыте связей природы. Говоря феноменологически:объективность конституируется как раз не в „первичных“ содержаниях,но в свойствах схватывания и в закономерностях, принадлежащих к сущности этихсвойств».
Понятие «ноэма» иучение о феноменологической редукции
В своей первой работе«Философия арифметики» Гуссерль исследует процесс образования понятия«число» (то, как образуется понятие «число»). В«Логических исследованиях» Гуссерль, напротив, анализирует содержаниепонятия «число» и утверждает, что предметом научного интереса ученогоявляется не вещь-в-себе, а понятие о вещи-в-себе, как единство значения исмысла. Другими словами, ученый удивляется не самому предмету объективной реальности,а понятию об этом предмете, тому содержанию, которое имеется в представлениисубъекта относительно данного понятия. Именно здесь, в «Логическихисследованиях», Гуссерль наметил принципиальную установку на очищениенаучного исследования от всякого рода неявных предпосылок, тех предпосылок, чтоносят метафизический характер.
Чтобы достичь бесспорных основзнания, Гуссерль стремится сделать предмет науки нейтральным для познания,феноменологически очищенным — вот принцип феноменологической установки, илифеноменологической редукции. Как феноменологически очистить существованиепредмета в мысли от формы проявления и множества функций? Как сделать, чтобыпредмет мысли остался только предметом, без дополнительных функциональных,прагматических, ценностных и т.п. характеристик, т.е. без антропоморфного,субъективного содержания?
Чтобы приблизиться к пониманиюфеноменологической редукции, нужно вспомнить понятия логики, которыми оперируетГуссерль. Это, прежде всего, «значение»=«смысл» и«знак». Сегодня мы можем сказать, что понятие «значение»отождествляется Гуссерлем с понятием «смысл».
«Значение предмета» впонимании Гуссерля, т.е. как «смысл предмета», есть «ноэма»(от греч.: «noema» — «мысль»), т.е. мысленное содержание опредмете, или, другими словами, предметное содержание мысли.
Один и тот же предмет,например, «конь», может иметь в различных высказываниях различные,даже противоположные, смыслы (значения):
1) конь — это Пегас, крылатыйконь, который вместе со своим братом Хрисаором родился из туловища Медузы Горгоны,после того, как Персей отсек ей голову;
2) конь — это и старый конь,или попросту, кляча, о котором поется в песне: «А теперь плетемся тихо поасфальтовой… ты, да я поникли оба головой...»
Различные смыслы могут быть нетолько у общих понятий, таких, как «конь». У единичного понятия«Пегас» также можно выявить различные смыслы, например:
1) Пегас — это конь поэтов,потому что он смог ударом копыта выбить источник на Геликоне — месте обиталищамуз;
2) Пегас — это конь, подносящийЗевсу, на Олимп, молнии и гром.
Лозунг «Назад, кпредметам!»
Итак, наука, чтобы оставатьсянаукой, должна пользоваться только «очищенными» понятиями опредметах. Понятие о предмете в настоящей науке должно пройти горнилофеноменологической редукции, в результате которой Предмет (его можно писать ужес большой буквы), очищен от причинно-следственных связей с другими предметами,отделен от целей человека, где он выполняет определенную функцию. Очищенныйпредмет уже никак не связан с результатами чьей-то деятельности и не являетсяпродуктом каких-то сил. Это — чистый Предмет науки, предмет как таковой. Этоозначает: обрести феноменологический взгляд на вещи, что сам Гуссерль называл«назад, в предметам!» В этом пункте обнаруживается критика инеприятие Гуссерлем философского натурализма.
Ж.-П.Сартр в«Позициях» («Situations»), анализируя основную идеюГуссерля и понимая его, писал, что общая иллюзия идеализма и натурализмасостоит в том, что субъект, познавая вещь, формирует понятие о вещи и этопонятие якобы тождественно самой вещи, т.е. истинно. Сартр приводит словаГуссерля: сознание и вещь даны одновременно, они связаны во времени, но они неподменяют друг друга. Познание нельзя без натяжек сравнивать с обладанием.Сознание, которое воспринимает вещь, не то же самое, что познание вещи. То, чтов вещи от познания, является субъективным, значит необходимо удалить,- таковотребование Гуссерля. Необходимо очистить вещь от характеристик, привнесенныхпознанием. Девиз «Возвращение к предметам» означает в гносеологическомплане воздержание от ноэмы, воздержание от суждений о свойствах предметов,- этои есть знаменитое эпохе Гуссерля.
Сознание как ноэзис:смыслоформирование
Но что означает возвращение кпредметам? Очищение предмета от ноэмы? Чем становится вещь, когда ее очистилиот всего существенного и необходимого, что заключает в себе понятие? Понятие опредмете это и есть совокупность признаков предмета, причем признаковсущественных и необходимых. Эти фиксируемые в понятии признаки представляютсобой свойства исследуемых предметов, их способности вступать в определенныеотношения с другими предметами. Если «очиститься» от признаков,полученных в процессе познавательной деятельности, т.е. в процессе определенныхсубъект-объектных отношений, и содержащих в себе признаки этих самых отношений,чем становится предмет мысли?
Предмет мысли, он же вещь,становится «абсолютной субъективностью», как выражался сам Гуссерль.Предмет мысли становится чистым ноэзисом (от греч.: «noesis» — «мышление»).
Явление вещи не есть являющаясявещь: сами явления не являются, они переживаются. Что такое «абсолютнаясубъективность»? Это — сознание, направленное к предмету, или потоксознания.
Исходной и фундаментальнойхарактеристикой сознания поэтому является предметность. Сознание предметнопотому, что оно интенционально (intentio — стремление). На каждом шагу сознаниеявляет собой непрерывный выход за свои собственные пределы — выход к предмету.Интенциональность не наличествует, она функционирует. Интенциональностьсознания невозможно описать как нечто постоянное, как субстанцию. Сознаниеформирует смысл о предмете.
В интенциональности сознания,т.е. смыслоформирующей направленности к предмету, впервые возникает феноменсознания, в отличии от явления сознания. В феномене сознания впервые появляетсяпредмет-существующий. Для феноменологически очищенного сознания предмет естьпредмет-существующий, а не предмет-функционирующий (в предметной деятельности).Предмет, о котором сознание формирует смысл. В этом пункте Гуссерль говорит отимени математики, стремящийся установить статус существования математическимобъектам. Чтобы разобраться, что такое чистое существование предмета, Гуссерльанализирует понятие «нуль».
Если есть какое-либо понятие,должен быть предмет, который обозначается этим понятием: если есть понятие«конь», то должны быть реальные кони на лугу или в стойле. Что такоенуль в математике? Это — ничто. Если есть понятие «нуль», то предметнуля — это отсутствие предмета, это — несуществование. Следовательно, понятиенуль отражает признаки небытия. Но сознание схватывает что-то, когда оперируетпонятием «нуль» (или понятием «небытие»). Какой предметсхватывает сознание, если предмета не существует?
О чем мы мыслим и говорим,когда мыслим и говорим о небытии? Гуссерль считает, что именно здесь-то ипоявляется чистое сознание предмета, поскольку самого предмета нет.Появляется сознание как смыслоформирование.
Итак, Гуссерль различил феноменсознания (или чистое сознание, сознание как таковое) и явление сознания (илиявляющееся сознание, проявление). Вслед за Гуссерлем можно различить, например,феномен добра (чистое добро, добро как таковое) и явление добра (проявлениедобра в поступке); феномен красоты (красота как таковая) и проявление красоты(искусстве, человеческом поступке) и т.д.
Феноменологическая редукцияпомогла выявить два аспекта сознания: сознание как ноэму (предметное содержаниемысли) и сознание как ноэзис (смыслоформирование предмета).
Вещь у Гуссерля преобразуетсяиз ноэматической в ноэтическую, из вещи, обладающей свойствами в процесссмыслопорождения вещи. Выдвижение на первый план смысловой (смыслоформирующей)связи субъекта и предмета — вот итог многолетних философских размышленийГуссерля. В этом — смысл феноменологии, различившей явление сознания(содержание сознания, ноэма) и феномен сознания (смыслоформирование, ноэзис).
Ж.-П.Сартр, разбирая гуссерлевопонятие «интенциональность», писал: сознание (субъект) и мир (объект)сосуществуют друг с другом, являясь внешними по отношению друг к другу.Сознание как интенция осуществляет «прорыв к...». Вы, например,видите дерево — на обочине дороги, в облаке пыли, одинокое и скрюченное нажаре. Сознание (дерева) вырывается из себя для того, чтобы убежать от себя;убежать к тому, что не есть ты сам. Не узнаете ли вы в этом описании, спрашиваетСартр, ваши стремления и ваши предчувствия? Если бы вы проникли «в»сознание, вы бы были подхвачены стремительным вихрем и снова выброшены наружу,к дереву, в самую пыль, ибо сознание не имеет «внутренности», оносуществует только вне самого себя, и именно это абсолютное убегание, этот отказбыть субстанцией определяют его в качестве сознания.
Сартр цитирует слова Гуссерля:«Любое сознание есть сознание о чем-то» и продолжает словамиМ.Хайдеггера: бытие (бытие сознания) — это бытие-в-мире. Это — «бытие-в...»в смысле движения. Быть — это прорываться в мир, это исходить из небытия мира исознания, чтобы внезапно прийти к сознанию-прорывающемуся-в-мир. И пустьсознание пытается восстановить себя, совпасть в конце концов с самим собой — взаперти, в тепле и уюте оно исчезает. Эту необходимость для сознаниясуществовать как сознание о какой-либо отличной от него самой вещи Гуссерль иназывает «интенциональностью».
Можно подытожить: дерево, окотором писал Сартр, может быть представлено, как минимум, двумя способами.Во-первых, и по-обыденному просто, о дереве можно иметь представление инаделить его некоторыми характеристиками. Это будет дерево — ноэма. Во-вторых,можно преобразовать дерево-ноэму в дерево-ноэзис, в интенциональность-к-дереву.И тогда можно увидеть как Я открываю для себя эту вещь — дерево. В конечномсчете, все находится вне нас,- сказал бы Сартр, даже мы сами.
Чтобы говорить научно, т.е. говорить о бытии влогосе, надо сначала говорить о нем в эйдосе (смысле). Необходимо первоначальноеразграничение как предметов вообще, так и сфер отдельных возможных знаний.Необходима эта первая встреча мыслящего сознания с мыслимым предметом, котораяпсихологически должна выразиться в искательстве — иногда весьма затруднительном— подлинного смысла вещи, затуманенного и затерянного среди частностей еепроявления в разных местах и временах, искательстве при наличии разных выводов,случайных и неслучайных. Если видно издалека ту или иную вещь и не возможноразличить ее деталей настолько, чтобы сказать, какая именно эта вещь, тонеобходимо или взять бинокль, или подойти ближе, или принять еще какие-либодругие меры, чтобы, наконец, увидеть предмет и назвать его. Мысль, приступая ктой вещи, которая именуется как “слово”, или, приступая к той вещи, котораяименуется как “мысль”, т.е. к самой себе (и в этом случае она сама для себя —объект, который ею ищется и формулируется), должна необходимым образомзафиксировать то, что она здесь видит, убедиться в том, что виденное здесь естьподлинное, не кажущееся, и только тогда может начаться конструированиекакой-нибудь теории или науки о мысли. Это первоначальное знание вещи какопределенной осмысленности есть то, что надо назвать феноменологией. Намнадо знать, как живет и действует мысль и слово, наряду с прочими фактами. Ещене строя никаких теорий, мы начинаем всматриваться в то, что называется мысльюи словом. Мы сразу же видим, что звук слова есть нечто совсем иное, чемзначение слова, что значение слова есть нечто совсем иное, чем предмет, ккоторому слово относится и т.д. Мы начинаем таким образом постепенно расчленятьи описывать тот смутный и неясный предмет, который обычно именуется как“слово”. Не строя никаких теорий о том, как фактически происходит и живетслово, как происходит и живет звуковая и незвуковая сторона слова, мы ужетвердо знаем, что звук слова не есть значение слова, и какие бы теории потом нистроились о звуке или о значении, мы убеждаемся, что это различение должноостаться при всякой теории, и никакие факты не в силах ниспровергнуть этой простойфеноменологической установки.
Феноменологияесть до-теоретическое описание и, формулирование всехвозможных видов и степеней смысла, заключенных в слове, на основе ихадекватного узрения, т.е. узрения их в их эйдосе.
Феноменология не есть теория инаука, ибо последние есть проведение некоторого отвлеченного принципа иотвлеченной системы, приводящей в порядок разрозненные и спутанные факты. Крометого, наука всегда есть еще и некое “объяснение”, не только описание.Феноменология есть зрение и узрение смысла, как он существует сам по себе, ипотому она всецело есть смысловая картина предмета, отказываясь от приведенияэтого предмета в систему на основании каких-нибудь принципов, лежащих вне этогопредмета. Феноменологический метод поэтому, собственно говоря, не есть никакойметод, ибо сознательно феноменология ставит только одну задачу — дать смысловуюкартину самого предмета, описывая его таким методом, как этого требует сампредмет.
Феноменология— там, где предмет осмысливается независимо от своих частичныхпроявлений, где смысл предмета — самотождественен во всех своихпроявлениях. Это и естьединственный метод феноменологии — отбросивши частичные проявления одного и того же, осознать изафиксировать то именно, что во всех своих проявлениях одно и то же.Феноменология есть эйдетическое видениепредмета в его эйдосе.
Итак, феноменология естьосязание умом смысловой структуры слова, независимо от характера этой структурыи от характера слова и независимо от той смысловой и не смысловой связиэлементов, которая для него характерна. Она — не наука и не имеет научногометода, поскольку и физическое зрение еще не есть ни наука, ни метод. Нофизическое зрение видит предмет во всей его случайной пестроте данного момента,а феноменологическое зрение видит его смысловую структуру, независимую отслучайностей и пестроты и во всех этих случайностях и пестроте пребывающуюнеизменной и самотождественной. Чтобы вообще рассуждать о вещи, надо знать, чтотакое она есть. И уже это-то знание должно быть адекватным. Если же вы боитесь,как бы ваше знание не оказалось неадекватным, то это значит, что вы боитесь,как бы не оставить рассматриваемый вами предмет совсем в стороне и не перейти кдругому. Поскольку же вы что-нибудь высказываете о каком-нибудь предмете,действительном или мнимом, по крайней мере, в моменты самого высказывания онкакой-то точкой своей должен быть вам дан адекватно. Нет ни мысли, ни слова безтого, чтобы вы не знали, какой именно смысл в данной мысли и в данном слове.Феноменология же только это и предполагает, постулируя необходимостьдо-теоретического адекватного узрения. Мы говорим о феноменологии слова, но,конечно, такова и феноменология вообще. Рассуждения о феноменологии и ее методене новы, и школа Гуссерля в достаточной мереясно и убедительно дала формулу этой феноменологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время феноменология– это философский метод, который не поддается определению. Утверждается, чтоона все еще находится в процессе поиска своего определения. Заключение мнений вскобки или откладывание суждений, которое Гуссерль постулировал, как сутьредукции любого философского предмета, невозможно выполнить в том случае, еслиэто просто упражнение для интеллекта практикующего. Один человек, обучавшийсявместе с Мартином Хайдеггером, который был студентом Гуссерля, рассказывал, чтокогда Гуссерлю задавали прагматический вопрос, как можно выполнить этуредукцию, то он отвечал, – “Как, черт побери, я могу это знать? Я ведь философ”.
 Современные философы, которыепереработали и расширили параметры феноменологии, никогда на самом деле необращались к практической стороне применения феноменологии. Для нихфеноменология осталась чисто философской темой. Поэтому, в их реальности, этозаключение мнений в скобки остается просто философским упражнением.
С 1939 года в Бельгии, кудабыли вывезены основные рукописи Гуссерля и создан гуссерлевский архив, начинаетиздаваться «Гуссерлиана»,- полное собрание сочинений философа скомметариями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.