Реферат по предмету "Философия"


Шпаргалка по философии (для 2 курса ТГТУ г.Тамбов)

Мифология, религия. Мифология возникла на тойстадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такиевопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную частьмифологии составляют космологические мифы. Большое внимание в мифах уделяетсярождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретениеремесел, одомашнивание животных. Миф — это не первоначальная форма знаний, авид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. Вмифах объединились зачатки знаний, религиозных верований. Мифы построены наустановлении гармонии между миром и человеком. Наряду с мифологией существует ирелигия. Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами.Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религииявляется то, что основой здесь является культовая система, т.е. системаобрядовых действий, направленных на установление определенных отношений сосверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовуюсистему. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви,совести, долга, милосердия, придает им особую ценность. Основная функциярелигии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительнуюизменчивость его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.Религия помогает человеку преодолеть житейские трудности.

4. Проблема бытия. Категории.
Онтология – учение о бытии, разделфилософии, изучающий фундамент.Принципы, наиболее общие сущности и категориисущего.
Бытие – самое широкое (абстрактное)понятие, термин “быть” означает наличествовать, существовать. Признание фактасуществования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самогочеловека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этоговытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние намировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит категория “ничто”. У Демокрита– пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третийаспект проблемы – связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневнойжизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другимилюдьми, существования природы и т.д. Но в то же время для него не менееочевидны и различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д обществом иприродой, итд.  Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, чтоони есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своегосуществования. И именно благодаря факту своего существования они образуютцелостное единство мироздания. Единое – начало всякого множества, всякого бытияи ума, предшествующее им и превосходящее. Существование и сущность: В историифилософии П. существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытиявещи, которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П.Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с бытием,а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источникасуществования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. Наоснове категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка мироздания: всесуществующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика несодержит никаких мировоззренческих оценок.

2. Реальность. Материя. Картина мира.
Реальность – вещественный,действительный. Объективная реальность – объективный мир существующий независимо от человеческой воли, представлений. Субъективная реальность –наоборот. Материя – бесконечное множество всех существующих в мире объектов исистем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отношений и формдвижения. Весь окружающий мир представляет собой движущуюся материю в еебесконечных формах и проявлениях.
Уже в древности философы пыталисьпредставить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Этообщее, несотворимая и неуничтожимая основа всех вещей получила названиесубстанции. Формирование субстанции — это и формирование научного пониманияматерии. В древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретноевещество. Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все чтосостоит из атомов и пустоты. В философии и естествознании нового времени и вработах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца16в.до начала 19в. господствовала механистическая картина мира. Материярассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделеныгеометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой,непроницаемостью и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны идругие идеи о материи: 1)о самодвижении в материи 2) материя понималась какабстрактное понятие, в котором отображены свойства многообразных веществ. 3)Материи присуща внутренняя мысль. Субъективные идеалисты отождествляли материюс совокупностью ощущений. Они считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ейпридает идея.Для материализма и для идеализма характерно отождествление материис веществом, с конкретными формами ее проявления. Маркс и Энгельс понимали подматерией субстанцию. Материя — это всеобщая носительница св-в, измененийконкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только черезних. В начале 19-20вв был сделан вывод, что материя превращается в материю.Материализмложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом не делим. Прежняякартина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис.Новые открытия не вписывались в старую картину мира. (Ленин)Материя — философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана ч-ку вощущениях его, которая копируется, отображается, нашими ощущениями, существующаянезависимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи: 1) Признаниепервичности материи по отношении к сознанию 2) Признание принципиальнойпознаваемости мира. Ленин разграничивает философское понимание материи иестественнонаучные знания о существующем мире. Ленин способствовал преодолениюкризиса в физике, связанного с включением принципа структурности материи иделимости атомов в научную картину мира. В домарксисткой философии материяотождествлялась с конкретными ее видами, напр. атомами и тд. Отождествление нак.-л. этапе познания филос. понятия М. как объективной реальности с конкретнымиест.-научными представлениями о ее структуре и формах по существу приводит кисключению еще неизвестных, но реально существующих объектов и систем изструктуры М., что противоречит принципу материального единства мира. Этоединство имеет множество конкретных форм проявления, последов. раскрываемыхнаукой и практикой.
5.Идея развития в философии
 Процессы, связанные с преобразованием кач-вапредметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертываютпотенциальные возможности, характеризуются как  развитие. Процессразвития — это всегда переход одного качества в другое, направленное формированиеновых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих имсистем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений,не выходящие за рамки соответствующего вида материи. 2) Процессы перехода отодного уровня к другому.   Развитие, необратимое, направленное, закономерноеизменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всехуказанных свойств выделяет процессы Р среди др изменений: обратимость измененийхар-ет процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно дляслучайных процессов катастрофич типа; при отсутствии направленности измененияне могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для Р единой,внутренне взаимосвязанной линии. В результате Р. возникает новое качественноесостояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры.Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.  
        Философское осмысление развитияозначает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей,отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новоекачественное состояние объекта.
 Существенную характеристику развитиясоставляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени итолько время выявляет его направленность. Современная общественная жизньубедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов развития,показывает, что общественный прогресс есть результат диалектическоговзаимодействия многообразных процессов, в которых решающая роль принадлежитцеленаправленной деятельности человека.  Единый мировой процесс развития – этонепрерывное усложнение организации. Реальность такова, что необходимость неисключает случайность, но определяет потенциальные возможности развития,которые описываются законами природы.
 По существу, все развитие нашего мираможно представить моделью некоего движения материи – как непрерывноеобразование новых форм организации, их неизбежное разрушение,последовательность переходов от одних состояний к другим. Различие будетзаключаться лишь во временных масштабах, в степени детализации анализа ихарактере интерпретации результата. Таким образом, все наблюдаемое нами – этоединство случайного и необходимого.   Случайность и неопределенность – этопонятия не тождественны – пронизывают все уровни организации материи. Процессы,протекающие в неживой природе, процессы биологические, социальные процессы –все они подвержены действию случайностей, которые мы далеко не всегда можемпроследить так, чтобы понять их источник, а тем более правильно учесть, делаяанализ или прогнозируя события.
 Второй важнейший фактор, определяющийпроцессы развития, – наследственность. Этим термином обозначается не толькоспособность материи сохранять свои особенности, но и ее способность изменятьсяот прошлого к будущему, способность будущего зависеть от прошлого. Такимобразом, наследственность – это термин, отражающий влияние прошлого набудущее.     
 Третий фактор –отбор. Внутривидовой отбор отбирает те признаки, те особенности, которые,возникнув в результате действия случайных факторов, затем передаются в будущееза счет действия механизмов наследственности.

8. Проблема жизни и смертив духовном опыте человечества.
 Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всейостротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важнадля каждого человека.
Вантичной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смыслжизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью,трепетным отношением к законам, знанием нравственных понятий; Платон — взаботах о душе; Аристотель — в стремлении стать добродетельным человеком иответственным гражданином.  Такое же многообразие точек зрения наблюдается и надругих этапах развития европейской философии. Кант видел смысл жизни вследовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью наоснове всеобщей любви людей друг к другу, Маркс — в борьбе за коммунизм.
Буддизм:человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше невозрождаться. Христианство — восхождением человека к богу. Основная миссиячеловека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная.Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Средневековая Ф. — теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизньчеловека мука. Затем эпоха рационализма — человек механизм — смертен. Задача неумереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпохапросвещения — смертен — руководствуйся всеми ценностями — побуждает кактивности. Ф. существования главная проблема смерти и бессмертия.
Философиярассматривает смерть с точки зрения осознания смысла смерти как завершающегоэтапа человеческой жизни, перед лицом смерти человек способен понять и оценитьпрожитую жизнь. Древние египтяне рассматривали земное существование какподготовку к загробной жизни. Древние японцы считали, что человек после смертипродолжает жить в своих потомках. В классический период древнегреческойфилософии были предприняты попытки преодоления страха смерти. Платон создалучение о человеке, состоящем из двух частей, — бессмертной души и смертноготела. Смерть, согласно этому учению, есть процесс отделения души от тела. Вхристианстве смерть характеризуется как недоступное разуму таинство, как нечтобессмысленное, противоречащее духовной сущности человека. Именно поэтомуглавным мотивом христианства является вера в спасение и преодоление смерти.Проблема смерти по-своему решалась в философии известного голландского философа- Спинозы. Он считал, что свободный человек ни о чем так мало не думает, как осмерти. Мудрость человека, по мнению Спинозы, “состоит в размышлении не осмерти, а о жизни”. Угроза смерти, по мнению философов-экзистенциалистов,заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Перед лицомсмерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложныхцелей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир.В этот момент, по их мнению, он способен обрести себя, свою сущность. Ценности,которыми он прежде руководствовался, теряют для него значение. Если религиозныеи идеалистические учения сравнительно легко справляются с проблемой бессмертиячеловека, то философы-материалисты, утверждая, что душа человека смертна иумирает вместе с телом. Проблема бессмертия в материалистической философииимеет свое собственное решение. Исходя из того, что процесс развитиячеловечества органически связан с формированием мира культуры, складывающегосяиз материальных и духовных ценностей, бессмертие каждого может быть обеспеченона основе вклада в развитие культуры.
Смерть- естественный конец всего живого. Жизнь — форма существования материи, возникающаяпри определенных условиях в момент ее образования. Задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свойличный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключаетсясмысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таковже и смысл жизни общества и человечества в целом.
 
7.Закон,устойчивое,по­вторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь междупредметами, свойствами вещей, а также меж­ду свойствами внутри вещи. Существуют3. функцио­нирования, выражающие существенную, необходимую связь междусосуществующими в пространстве вещами и явлениями.В системе объективногоидеализма 3. трактуется как выражение мирового разума, воплощённого в природе иобществе. Диалектич. материализм исходит из того, что 3. носят объективныйхарактер, выражая реальные отношения вещей. 3. могут быть менее общими,действующими в огранич. области; более общими, универсальными, к-рыеисследуются философией. На основании познания 3. достигается предвидениебудущего, осуществляется претворение теории в прак­тику. Посредством познанных3. оказывается возмож­ным управление как природными, так и социальнымипроцессами.
Закономерность -объективно существующая, по­вторяющаяся, связь явлений, жизни или этаповисторич. процесса, характеризующая поступат. развитие истории. В домарксистскойфилосо­фии и социологии отд. мыслители приходили к идее закономерного характераисторич. процесса. Науч. решение вопроса о 3. было дано впервые Марксом иЭнгельсом с позиций материалистич. пони­мания истории. Выделение производств,отношений как первичных и материальных позволило применить критерийповторяемости к явлениям истории. т. е. законы определяют осн. линию разви­тияобщества, не охватывая и не предопределяя множе­ства случайностей и отклонений;Поэтому в истории имеют место как динамич., так и статистич. закономерности.Открытие 3. позволило представить развитие об­щества как естеств.-историч.процесс.
Детерминизм -филос. учение об объективной закономерной взаимо­связи явлений материально­го идуховного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности,т.е. такой связи явлений, в к-рой одно явление (причина) при вполне определ.условиях с необходимостью порож­дает, другое явление (следствие).
Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объек­тивносуществующих форм взаимосвязи явлений, мно­гие из к-рых выражаются в видесоотношений, не имею­щих непосредственно причинного характера, т. е. пря­мо несодержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Недостаткомдомарк­систского Д. было то, что он ограничивался одной непосредственнодействующей причинностью, в нём отрицалась объективная природа случайности,вероятность выводи­лась за пределы Д. Преж­ний Д. не мог быть последовательнореализован в ряде важных отраслей науки о природе, и оказывался бессильным вобъяснении социальной жизни и явлений сознания.
Ядром марксистской концепции социального Д. яв­ляетсяпризнание закономерного характера обществ, жизни. Это, однако, не означает, чтоход истории предопределён заранее. Законы общества, определяя осн.линию историч. развития, вместе с тем не предопреде­ляют многообразиядеятельности каждого отдельного индивида. В обществ, жизни постоянноскладываются различные возможности, осуществление к-рых во мно­гом зависит отсознательной деятельности людей. Д.  не только не отрицает свободы, но,напротив, предполагает способность, человека к выбору мотивов и целейдеятельности. Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признанияпричинности вообще или по крайней мере её всеобщности.  Принцип Д. служитруководящим началом во всех областях науч. знания, эффективным орудием пости­женияистины.
Индетерминизм- филос.учение, к-рое отрицает либо объек­тивность причинной связи, либо познават.ценность причинного объяснения в науке.И. и детерминизм выступают какпротивостоящие кон­цепции по проблемам обусловленности воли человека, еговыбора, проблеме ответственности человека за со­вершённые поступки. И. трактуетволю как автоном­ную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы кобъяснению человеч. выбора и поведения. Марксизм исходит из того, чтодетерминизм  дает почву для разумного действования .
Проблема И. и детерминизма стала особенно актуаль­ной всвязи с развитием совр. квантовой физики. Было установлено, что принципыклассич. детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. Всвязи с этим предпринимались попытки истолкова­ния осн. законов квантовойтеории в духе И.  Диалектич. материализм, отвергая И., в то же вре­мяпоказывает недостаточность прежних механистич. представления о детерминизме ина основе достижений совр. естеств. и обществ, наук формирует новое обоб­щённоепредставление о детерминизме.
Волюнтаризм-направление в философии, рассматривающее волю вкачестве высшего принципа бытия. Выдвигая в духовном бытии на первыйплан волю. Элементы В. имелись уже в философии Августина видевшего в волеоснову всех др. духовных процессов. Предпосылкой новейшего В. явилось учениеКопта о практрт разуме: хотя существование свободной воли нельзя по Канту,теоретически ни доказать, ни опровергнуть практнч. разум требует постулировать свободуволи ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл. Фихте видел в воле основу личности а вволевой деятельности «Я» — абс. тнорч. принцип бытия, источник духовногосамонарождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта и Шеллинга) являетсяразумной, по своей природе, источником осуществления нранств. начала. Впротивоположность этому у Шопенгауэра В. впервые оформляется как самостоят.  направление,даёт  трактовку воли как слепого, неразумного, бесцельно-действующегопервоначала мира.
Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое со­бытие и каждыйчеловеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения,исключаю­щего свободный выбор и случайность. Можно выделить три осн. типа:Мифологич. Ф., теологич. Ф., рационалистич. Ф. Первый тип Ф. повсеместно рас­пространённа заре культуры; позднее он выражается в «оккультных» доктринах типаастрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи, подвергаетсяпереосмыслению. Теологич. Ф., согласно к-рому бог ещё до рождения предопределилодних людей «к спасе­нию», а других — «к погибели», получил особеннопос-ледоват. выражение в исламе, в нек-рых христ. ересях средневековья.Рационалистич. Ф. в чистом виде характерен для Демокрита, Гоббса, Спинозы ипредставителей механи-стич. детерминизма. Поздний и философски бессодержат. вариантрационалистич. Ф.— представление о роковом пре­допределении человека кпреступному поведению его наследств, биологич. конституцией. Отвергая любыеформы Ф., марк­сизм противопоставляет им учение о диалектике необ­ходимости ислучайности, о свободе и необходимости в обществ.-историч. процессе.

9.Сознание.Бессознательное.
С вопросами биологического и социального, сущности и cушествованиятесно связана и проблема бессознательногои сознательноговфилософской антропологии, отражающая важную сторону существования человека.
Длительное время в философии доминировал принципантропологического рационализма, человек, его мотивы поведении само бытиерассматривались только как проявление сознательной жизни. («мыслюследовательно, существую»). Человек в этом плане выступал лишь как «человекразумный». Но, начиная с Нового времени, философской антропологии все большееместо занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Шопенгауэр, Ницше сразных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психическихпроцессов, не осознающихся человеком.
Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связаннаяс речью функция мозга, заключающаяся в отражении действительности. Сущностьюсозн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы необладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервныхпроцессов, на основе кот они возникли.
Бессознательноев шир смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, непредставленных в сознании субъекта. Термин “Б” используется также дляхарактеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели ипоследствия которого не осознаются.
Концепция Б впервые была четкосформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как низкую форму душевнойдеятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Новый стимул визучении Б дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применятьгипноз. Исследования франц псих школы позволили вскрыть отличную отсознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту линиюФрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной силы. Бессознвлечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощьютехники психоанализа. Он предста­вил бессозн как могущественную силу, котораяпроти­востоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит изтрех пластов. Самый нижний и самый мощный слой  «Оно» находится запределами сознания. В нем сосредото­чены различные биологические влечения истрасти, прежде всего сексуального характера. Затем следует слой сознательного— это «Я» человека. Верхний пласт человеческого духа«Сверх-Я»  этоидеалы и нормы общества. По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынужденопостоянно терзаться и разрываться между «Оно» и «Сверх-Я». Именно сфе­ра «Оно»,всецело подчиненная принципу удовольствия и на­слаждения, оказывает, по Фрейду,решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек  это преждевсего суще­ство, управляемое и движимое сексуальными устремлениями исексуальной энергией (либидо).Среди бессознательных влечений имеется и врож­деннаясклонность к разрушению и агрессии.
Язык.  Принципиальное отличие мышления от чувственногопознания в том, что оно неразрывно связано с языком, системой знаков. Знак –это материальный предмет который служит в процессе мышления и общения людейпредставлением другого предмета. Аспекты языка: Синтаксический аспектсоставляет многообразие отношений знаков к др знакам, а также правилаобразования одних знаков из других при полном отвлечении от того что ониобозначают. Семантический аспект составляет совокупность отношений знаков кобъектам неязыковой действительности. Прагматический аспект включает в себяэмоционально психологические факторы в процессе употребления языка как средстваобщения.

10.Человек как объект философского осмысления.
Философскоепонимание человека никогда не станет однозначным потому, что единый ответ наэтот вопрос исключается предельной противоречивостью нашего бытия.     Высшийакт самоутверждения личности заключается в жертвенности,  в том,  чтобы принятьстрадание и смерть,  но не изменить своему человеческому призванию. Наше бытиеи становится в высшей степени человеческим именно тогда, когда мы начинаемпонимать, что «Я», личностное начало является чем-то большим, чемсобственная жизнь. Таков парадокс: человек обретает себя как личность, толькотеряя себя как биологическую  особь.    Антропология — учение о природе исущности чел-ка. Центральная проблема — что есть чел-к. Термин “философскаяантропология” ввел Кант, как раздел фил-и, интерес кот. прикован к проблемеавтономности чел-ка. Занимается выработкой идеи чел-ка на основе знаний,накопленных в разных науках о чел-ке. Современная западная фил.антропологияпытается выявить основы и сферы человеческого бытия, индивидуальности иуникальности человеч. личности, ее творческих возможностей, смыслсуществования.
 Природноеи социальное в человеке.Человек –существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свойсобственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человекаусиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов впроцессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом.Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечномногообразны человеческие способности и дарования. Человек включен сразу в двамира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Например, Аристотельназывал человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал:биологического и политического. Первая проблема заключается в том, какое изэтих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей,чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязьбиологического и социального в человеке.  Суть другой проблемы заключается вследующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим,мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни изкоторых определяются биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействиембиологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни обществаимеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?    Входе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются критике ипереосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые линиипрактического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений междулюдьми. Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных факторовнаряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные роли вопределении человеческой сущности и природы. Она раскрывает доминирующеезначение социального, не игнорируя биологическую природу человека. Пренебрежительноеотношение к биологии человека недопустимо. Тем более что биологическая организациячеловеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели немогут оправдать ни насилия над ней, ни евгенических проектов ее переделки.
11.Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности в обществе.
Индивид – неделимый, единый, — человек как часть коллектива. В настоящее время сущ 2концепции личности: личность как функциональная характеристика чел и личностькак его сущностная характеристика. Первая коцепция опирается на понятие соцроли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел,фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.Сущностная концепция явл более глубокой. Личность — индивидуальное выражениеобщ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей,этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случаеесть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личностьпоэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совок трех ееосновных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и еепсихосоциального ядра — “Я”. Главным результирующим свойством личности явлмировоззрение. Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясьв жизни, получает возможность осознано  действовать, реализуя свою сущность.
Каждый чел биологическинеповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешнимвидом человека, сколько с его внутренним дух миром. “Индивидуальность — этонеделимость, единство, целостность;”. У каждого конкретного чел всегда естьчто-нибудь свое. Индивидуальность  изменяется и одновременно остаетсянеизменной на протяжении жизни человека.
Ответственность – категория, отражающая особое социальное и моральноправовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своегонравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимаетфилософско-социологическую проблему  соотношения способности и возможностичеловека выступать в качестве субъекта своих действий и более конкретныевопросы: способность человека сознательно выполнять определенные требования иосуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор;достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правотыили виновности, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения илинаказания.
 Вопросо отношениях свободы извечен. Люди обладают знач свободой в определеии целейсвоей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно неабсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определеннойцели и плана действий. Своб воли — это способность чел принимать решения исовершать поступки в соотв со своим интересами, целями и идеалами, выражающаясяв его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективныхсвойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Каждоедействие чел есть  свобода. => Свобода личности, общества закл не в воображнезависим от объект законов, а в способности выбирать, принимать решения.
12.Основныеэтапы и формы процесса познания.
Чувственноевосприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, атакже от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Следовательно речьидет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка. Однако эта зав не явл односторонней.Понятие являются рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми ужесущ понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности — все это зав. отнепоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия многокрпроверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом. Чувства и рац мышлениенаходятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодобнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2.деят, специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е.теоретическая деят как особый вид умственного труда.
Понятия — это такие воплощенные в словах продуктысоциально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства,отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такиепонятия, то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновьописывать каждую конкр вещь, факт, явление.
Обратимвнимание на действия, кот имеют место в проц. образования чувств понятий. Взаимосвязанныедействия отвлечения, сравнения и сопоставл, выделение того общего св-ва, котприсуще необозр множеству предметов и целым классам предм, в фил именуетсяабстрагированием, а р-ты абстрагирования — абстракциями. Абстрагирование естьпревращение отношений в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстрчел исходит из объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальныхотнош друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознсуществующее единство… Но при этом деятельность отвлечения и объединсвидетельствует о активности чел познания, о возникнов особого типадеятельности, особого типа познания, направл на фиксирование отношений.
Объяснение.Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как устроенобъект; функциональные объясн — как действует и функционирует объект; причинные– например почему возникло данное явление. При этом в проц объясн мы используемуже имеющиеся знания для объясн других.Переход от более общих знаний кболее конкретным и составляет процедуру объяснения.
Понимание- это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы постоянно переходим отодного уровя понимания к другому. Понимание, представляет собой реализ многихпроцедур, обеспечивающих преобразование информ при переходе от незнания кзнанию. В процессе познания не последнюю роль играет мышление. Мышление-активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действ на томуровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью.Мышл опирается на результаты чувств познания и дает обобщ-е знание. Мыш-е – этоцеленаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человекасущественных свойств и отношений действительности.
 
 
13.Истинаи заблуждение.
Истина — это адекватная информ о объекте, получаемаяпосредством чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о неми характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина сущ как субъективнаяреальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой егоистинности. Истина есть свойство знания. Знание есть отражение и сущ в видечувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличногобытия, но также и прошлого. Истину определяют как адекватное отражение объектапознающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама посебе и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности.Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практдействия в настоящем и предвидеть будущее.
Ночеловечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.
Заблуждение — этосодержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность,имеют реальный источик. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выборапутей познания. Заблуждения имеют и гносеолог, психологические и соц основания.Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знанияпоэтому носят относительный характер-это закл в их неполноте и вероятностномхарактере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, неисчерпывающим образом. К абсолютным истинам относятся достоверно установленныефакты, даты событий итд. Абс истина — это такое содержание знания, кот неопровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянноподтверждается жизнью.
Критерий истины (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — ясность иотчетливость мышления. Выдвигался и такой крит истины, как общезначимость:истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один былправ, а остальные — нет. Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи — это те кот хорошо работают.  Критерииистины- практика. Согласно Марксу,вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике че­ловекубеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, чтоменее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логиканаучного рас­смотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фун­даментальногок менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений иведет вперед к истине.
14.Наука. — сфера исследовательской деятельности, направленнаяна производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себявсе условия и моменты этого производства наличных знаний, выступающих вкачестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научногопроизводства. Эти результаты могут также выступать как одна из формобщественного сознания. Наука — необходимое следствие общественного разделениятруда; она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, спревращением познавательной деятельности в специфический род занятий  оченьмалочисленной группы людей. Н. появилась в странах Древнего Востока: в Египте,Вавилоне, Индии, Китае. Накапливались и осмыслялись эмпирические знания оприроде и обществе, возникали зачатки астрономии, математики, этики, логики.Это достояние восточной цивилизации было воспринято и переработано в стройнуютеоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть доиндустриальной революции гл. функцией Н. является объяснительная функция; еёосновная задача — познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частьюкоторой является сам человек. В эпоху НТР происходит новая, кореннаяперестройка Н., она уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет её,становится ведущей силой прогресса материального производства. Функции науки:культурно-мировоззренчесская; непосредственная производственная сила;социальная сила. Одновременно с процессом возникновения и укреплениякультурно-мировозренческих функций науки, занятия наукой постепенно становилосьв глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферойчеловеческой деятельности. />Ценностные и нравственные нормывозникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своегорода _исторического отбора, который сохраняет только то, что необходимо науке иобществу на каждом этапе истории. Первой среди них является бескорыстный поиски отстаивание истины. Обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знаниекак истину либо как заблуждение. Это обстоятельство находит отражение в нормахнаучной этики, они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и, такили иначе — логически, экспериментально и пр. обоснованным. />     Научноепознание регулируется определёнными нормами и идеалами, которые ценностные ицелевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иныепознавательные действия, какой тип продукта (знание) должен быть получен врезультате их осуществления и каким образом получить этот продукт.

17.Социальная иобщественная философия
В понятии общества выделяется аспект: как  структура общества. Структура общества, как и всякая природнаяструктура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства.Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оновключает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому вкачестве простейшего приемлемо определение общества как совокупнос­ти людей иих взаимоотношений. С точки зрения социального нигилизма, существуют толькоотдельные люди, индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества несуществует. В данном случае общес­тво выступает как фикция и ничего более. Такжеанархизм, отрицает существование объективных обществен­ных связей и значениеобщественных организаций.
Сточки зрения коллективизма, напротив, общество не только существует, но иявляется более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно состоит.Существует будто бы только общество и ничего кроме общества. Отдельные же люди— всего лишь частицы, винтики. При последовательном проведении эта точка зренияприводит к тоталитаризму, для которого общество должно подчинить себе личностьполностью, регулировать все моменты ее жизни, вплоть до мельчайших. Современнаяфилософия рассматривает человеческое об­щество как совокупность множестваразличных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг oтдруга, не обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянновзаимодействуют, в силу чего общество и существует как единый целостныйорганизм, как единая система. От других природных систем, в том числефизических и биологических, общество отличается своей особой сложностью.
Общество – группа людей,создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместнойдеятельности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковойнаправленности интересов. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащуюмежду индивидом и государством.
Понятие структурыупотребляется и в ином, более ши­роком смысле как совокупность элементов и ихвзаимо­связей. Структура — это упорядоченность, организованность системы.Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются люди, тоосновным элементом ее струк­туры, являются отношения людей, прежде всегопроизводствен­ные отношения. Люди, однако, действуют в различных сферахобщественной жизни — экономической, социально-политической, духовной, семейной.Отсюда нали­чие специфических структур для конкретных сфер цело­стного общества— экономической структуры, социально-политической структуры, структуры духовнойи семенной жизни. Каждая из них обла­дает своими особенностями, которые несутпечать качест­венной природы общества и определяются, прежде всего,господствующими в нем формами собственности./>Структураможет быть опре­делена как форма организации общества, внутренняя упорядо­ченность,согласованность взаимоотношений различных его частей.

19.Понятие цивилизации.
Цивилизацияне имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в пониманиицивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2) Цивилизация –этап в развитии культуры. Это понимание до логической завершенности довелнемецкий философ Шпенглер, который написал книгу “Закат Европы”, где говорилчто развитие истории имеет циклический характер. Каждый цикл – это культура –выражение духа нации. Сначала нарастают духовные ценности, а затем они начинаюткостенеть, осуществляется переход к науке и технике – это есть цивилизация,затем происходит распад культуры и начинается новый цикл. (3) Цивилизация какступень в развитии человечества.
Культурапоявилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир расширяется,оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризуется: 1)превращение материального производства в основной источник получения материальныхблаг. Человек от собирательства переходит к производству; 2) материальноепроизводство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляетсяремесло, земледелие, скотоводство. На этой основе складываются товарно-денежныеотношения, формируется собственность, и следовательно создается государство.Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общественном развитии. Ноцивилизация понимается и как организация общества. Общество м.б. организованона основе частной собственности, государства и правовых отношений. Этаорганизация требует определенного развития социальных отношений и техники.Поэтому цивилизацию понимают как определенный тип социально-техническойорганизации общества. Это понимание позволяет видеть различные цивилизации.Т.о., можно выделить аграрное и индустриальное общество. Понятие цивилизацииосновывается на понимании народнохозяйственной деятельности и элементахценностей. Понятие цивилизации нацеливает на то, что историю делают люди.

21.Техника.Хотя техникаявляется настолько же древним явлением, как и само человечество, а поэтому такили иначе она попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философскаядисциплина, философия техники возникла лишь в ХХ столетии. C конца сороковыхгодов ХХ века началось обсуждение философских вопросов техники. До немецкогофилософа М. Хайдеггера техника оценивалась только положительно, как последнее,эффективное орудие, способствующее «триумфальному шествию Разума и Добра».Хайдеггер сделал сенсационное заявление: он первым увидел в технике величайшуюопасность для человека, поскольку человек «выдан» технике, «затребован» ею.Ещенесколько десятилетий назад мир человека можно было — в весьма упрощенном виде,разумеется, — представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивымиэлементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество.Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и потенциальнонеуправляемый элемент — основанная на науке Техника .
Независимоот того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказатьопределенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгоевремя развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, чторанее в технике не применялись научные знания. Но во-первых, сама наука неимела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не быласпециально ориентирована на сознательное использование создаваемых ею знаний втехнической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долгопротивопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообщевопрос не ставился. «Научное» и «техническое» принадлежали фактически кразличным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческойцивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены врелигиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практическойдеятельности. Вместе с тем, техника открывает перед человеком новый мир, новыевозможности существования в нем. Техника дает человеку поистине огромноерасширение реального видения мира.

23.Глобальные проблемы.
ХХвек истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем.Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решениякоторых зависит сохранение цивилизации. К числу наиболее важных относят:стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву;ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природныхресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящееэкологической катастрофой.
Серьезнойпроблемой современного мира является “демографический взрыв”. Десять тыяч летназад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн, в 1987 — 5млрд. Если этот темп прироста населения сохранится к концу 21 века в два разабольше.
Длясвоей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленныхтоварах. Все это своим источником имеет природу. Особая острота этой проблемыподчеркивается тем, что свыше 4/5 прироста мирового населения приходится наразвивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста численности населенияразвивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность вмировой экономике и политике. К этому надо добавить, что во многих странах СНГхоть уровень прироста населения не высокий, но за счет снижения жизненногоуровня в относительном отношении, делает эти страны опасными с т.зр. ядерногопотенциала. Неуклонный рост народонаселения планеты сталкивается с не менеесложной глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергетических ресурсов.Традиционные энергетические ресурсы не только ограничены, их использованиезагрязняет атмосферу. На сжигание угля, газа и нефти из атмосферы ежегодноизымается 20 млн тонн кислорода, а в замен выбрасываются миллионы тоннуглекислого газа и прочих ядовитых веществ. Планета буквально тонет в массеядовитых отходов промышленности.
Увеличивающеесячисло глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизациии это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельностиевропейской индустриально технической цивилизации, идейно-мировозренческивосходящей к греческой культуре. Одновременно этот кризис касается исовременного человека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира,все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран ЗападнойЕвропы и США, стремятся идти по их пути. Другого способа успешнойсамореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, чтосовременный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка системы удобрения в хозяйстве
Реферат Предмет курса педагогика и психология высшего образования
Реферат Зарождение теории потребительского поведения
Реферат Разработка адаптивной технологии выращивания кукурузы на зерно в ус
Реферат Переводческие трансформации 2
Реферат Расчет и проект пункта послеуборочной обработки и хранения зерна на
Реферат Рациональное использование сенокосов в хозяйстве
Реферат Разработка технологии возделывания ярового рапса
Реферат Виды кровотечений и первая медицинская помощь при кровотечениях
Реферат Занятия по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста
Реферат Петр III недостойный император или жертва жестокой политики
Реферат Шпаргалка по Бухгалтерскому учету 21
Реферат Гражданско-правовое регулирование договора продажи жилого помещения
Реферат Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии
Реферат Imagination And How It Relates Essay Research