Реферат по предмету "Философия"


Шпора по философии

1.Мировоззрение, его сущность,содержание и основные типы.
2.Предмет. и предназначениефилософии. Философия как вид мировоззренческого знания.
3.Философия и наука.Методологическая роль научно-философского знания по отношению к экономическим,биологическим, техническим и др. наукам (по выбору).
4.Иррационалистическаятрадиция в философии. Философия жизни Ф. Ницше.
5.Основные проблемы философииэкзистенциализма.
6.Постмодернизм в философии:истоки и основные идеи.
7.Сущность религиознойфилософии. Древнеиндийская религиозная философия (на примере философских идейбуддизма или других учений).
8.Христианская философия.Неотомизм как разновидность современной христианской философии.
9.Философский мистицизм (напримере суфизма или другого учения).
10.Философские идеи вклассическом психоанализе и неофрейдизме.
11.Рационалистический типфилософствования и его основания в европейской культуре.
12.Рационалистическаяфилософия Р. Декарта и Б. Спинозы.
13. Принцип тождества бытия имышления как основание классического рационализм. Философия Г.Гегеля.
14. Марксистская философия.Диалектический и исторический материализм.
15. Позитивизм как философиянауки: сущность и основные этапы развития. Постпозитивизм.
16.Сущность прагматизма и еготеория познания. Инструментализм Д. Дьюи.
17. Основные этапы развития иособенности русской философии. Славянофилы и западники в русской культуре.
18. Материалистическая иидеалистическая традиции в философии. Виды материализма и идеализма.
19. Теория познания И. Канта ифеноменология Э. Гуссерля как образцы трансцендентального идеализма.
20. Онтология и ее основныепроблемы. Классическая и неклассическая онтология.
21. Вопрос о субстанции какцентральная проблема онтологии. Материя как субстанция и традиции ее объясненияв истории философии и науки.
22. Научная и религиознаякартины мира. Уровни организации материи в научной картине мира.
23. Учение о движении какоснова классификации наук. Основные формы движения и их взаимосвязь. Сущностьредукционизма в науке.
24. Пространство и время: основныефилософские традиции их объяснения. Социальное пространство и время.
25. Диалектика как онтология икак методология научного познания. Принципы и исторические формы диалектики.
26. Диалектическое пониманиепротиворечия как источника развития. Закон единства и борьбыпротивоположностей.
27. Закон взаимного переходаколичественных и качественных изменений и его методологические возможности всовременной науке.
28. Диалектическое решениевопроса о преемственности и повторяемости в научном познании. Закон отрицанияотрицания.
29. Причина и следствие, поводи условия. Принцип детерминизма как идеал науки.
30. Проблема общего и егоонтологических оснований. Номинализм и реализм.
31. Сущность и явление. Закони его виды.
32. Необходимость ислучайность. «Мир Лапласа» и «Мир Гиббса» в научном объяснении.Гносеологическая трактовка случайности как непознанной необходимости.
33. Диалектика необходимости исвободы человека. Сущность фатализма.
34. Возможность идействительность. Виды возможности. Вероятность.
35. Принцип целостностисистемы. Часть и целое. Холизм и элементаризм.
36. Взаимосвязь формы исодержания. Философские основания формализма.
37. Система как единствоструктуры и элементов. Сущность структурализма.
38. Человек как предметфилософского осмысления. Рационалистический и иррационалистический типыфилософской антропологии.
39. Материалистическаятрактовка человека как продукта эволюции материи. Основные научные гипотезыпроисхождения человека.
40. Соотношение природного исоциального в развитии человека. Сущность биологизаторских и социологизаторскихконцепций человека.
41. Понятие личности. Человек,личность, индивид. Философские проблемы социализации.
42. Проблема смысла жизни исчастья в духовном опыте человечества.
43. Сознание, мышление и язык.Роль языка в формировании и развитии мышления.
44. Ценностная регуляциячеловеческой деятельности. Понятие, природа и виды ценностей.
45. Решение проблемыпознаваемости мира в различных философских системах. Агностицизм и егофилософские основания.
46. Чувственное и рациональноепознание. Сущность рационалистического и сенсуалистического подходов вгносеологии.
47. Субъект и объект познания.Проблема объективности знания.
48. Практика и ее виды. Роль ифункции практики в познании.
49. Истина и проблема ееобъективности. Критерии истинности знания.
50. Абсолютное и относительноев истине. Сущность релятивизма.
51. Конкретное и абстрактное вистине. Философские основания догматизма.
52. Наука и ее роль в жизничеловека и общества. Специфика научного познания.
53. Наука и материальноепроизводство. Наука и полшика. Проблема свободы научного творчества.
54. Идеалы и нормы научногоисследования, научная картина мира и философия как основания научного познания.
55. Интернализм и экстернализмв истории науки. Кумулятивная модель развития научного знания и научныереволюции.
56. Эмпирический уровеньнаучного познания и его методы. Сущность эмпиризма.
57. Теоретический объект каккомпонент научной теории. Методы построения теоретического объекта(абстрагирование, идеализация, формализация).
58. Методы построения научнойтеории (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, генетический).
59. Научное познание каквосхождение от абстрактного к конкретному.
60. Единство исторического илогического в научном познании.
61. Общелогические методыпознания и их роль в научном исследовании и практической деятельности.
62. Общество как система.Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
63. Материальная сфераобщественной жизни и ее основные элементы.
64. Политическая сфера жизниобщества. Взаимосвязь политической и материальной сфер общественной жизни.
65. Духовная сфераобщественной жизни. Идеология и общественная психология.
66. Уровни и формыобщественного сознания и их взаимосвязь.
67.Субъекты истории, Рольличности и народных масс в историческом процессе. Феномен массы и элиты.
68. Классы, страты и партиикак субъекты истории. Проблема определения классов. Социальная стратификация.Социально-классовая дифференциация современного российского общества.
69. Этнос как объектсоциально-философского анализа. Современные теории этничности: зарубежные иотечественные подходы.
70.Этносы как субъекты истории. Эволюционные и современные виды этническихобщностей. Философско-методологические основания анализа межэтнических противоречийи их оптимизации.
71. Марксистская теорияобщественно-экономической формации и социальной революции.
72. Государство как элементполитической системы: концепции происхождения, сущность, основные формы иструктура.
73. Правовое государство:генезис концепции, современная теория и проблемы практической реализации.
74. Гражданское общество:теоретические модели и практика воплощения.
75. Периодизация истории втеориях технологического детерминизма.
76. Общественный прогресс ипроблема его критерия.
77. Цивилизационный подход кобъяснению истории. Теория локальных культур и цивилизаций (Н. Я. Данилевский,О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон и др.).
78. Философия культуры.Культура и цивилизация. Исторические и современные типологии культур.
79. Феномен глобализации ипроблема сохранения самобытности национальных культур.
80. Глобальные проблемысовременности и их влияние на развитие человечества. Понятие ноосферы.

1. Мировоззрение, его сущ-ть, содерж., иосн.типы.
М-е — этообобщенная си взглядов ч-ка (и общ-ва) на мир в целом, на свое собственноеместо в нем, понимание и оценка чел-ком смысла совей жизни и деятельности,судеб челов-ва; совок-ть обобщ-х науч., философских, социально-политических,правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций,верований, убеждений и идеалов людей.
Бываетиндив-е, общ., групповое. В м-ии есть два уровня: чувственно-эмоциональн. итеоретич. Чув.-эмоц.мир.- это цельное осознание действ-сти в виде ощущений,восприятий, эмоций. Теор.уровень- интеллектуальный аспектмир-я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф-священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том какустроен мир. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмыслениядействительности предков. Религия- это форма общ-го сознания, смысл котзаключ-ся в фантастическом,
. Предмет и предназнач-е Ф. Ф.как видмирровоз-го знан.
Термин “ф-я”– от греческого происхождения, означающий любовь к мудрости. Так в древнейГреции называли любой вид теоретического знания, в котором находил своеотражение жизн-й опыт отдельного ч-ка или многих поколений. Первоначально такоезнание выставлялось в виде афоризмов, сентенций, пословиц или поговорок. Современем оно превращается в целостную систему, в которой находит свое выражениеотношение человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе т.е егомировоззрение.
Т.опредметом философии выступает духовный мир человека, его личностное содержание,которое проявляется в многообразных отношениях к миру природы, к другим людям,к самому себе.
Предметом ф. явл. всеобщ. св-ва и связи(отн-я) дейст-сти — природы, о-ва, чел-ка, отн-я объ. дейст-сти и субъ. мира,матер. и идеальн., бытия и мышл. Чел-кпытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир икаково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го:матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, чтопредст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз.мировоззренч.
Философия –не единственная форма выражения духовности человек. Наряду с ней существуетмифология и религия. Мифология – это такая форма выражения личностногоначала в которой вымысел переплетается с реальностью, знание с фантастикой. Этоэмоционально-поэтическое восприятие мира, которое нередко лишено внутреннейрациональной логики. Мифология была характерной формой развития культуры вдревности. Религия – такая форма духовности, которая предполагает веру всверхъестественного творца всего существующего, а также веру в загробную жизнь(христианство, ислам, иудаизм, буддизм, конфуцианство). Отличительной чертойрелигии является присутствие уже существующего знания, которое достаточнопонять и заучить, поэтому религиозная духовность отличается консерватизмом идогматизмом.
Т.оличностное начало человека может быть выражено в
одной из 3-х основных формдуховности: философия, мифология, религия.
Хронология и краткая характеристикаосновных этапов.
Причинывозникновения ф-фии являются и причиной её развития. Данный вопрос являетсядискуссионным. Основные этапы развития мировой ф-фии преимущественносвязываются только с развитием западной ф-фии. Существуют разногласия в томвопросе, какую ф-фию считать как этап развития, а какую не считать. Этап – естьсущественное приращение, новое слово, новый шаг в ф-фии. Основные этапы. 1)Греческая (античная) ф-фия. 7 в. до н.э. – 4 в. н.э. (классика – Сократ,Платон, Аристотель). 2) Средневековая ф-фия. до 15 в. н.э. На этом этапе ф-коеобоснование божественности мироздания (теоретическое) Фома Аквинский, Августин.3) ф-фия Возрождения 15 – 16 вв. (Джордано Бруно, Галилей, Коперник,Кузанский). 4) ф-фия Нового Времени 17вв. Это ф-фия науки и прав человека. (Ф.Бэкон, Р. Декарт, Джон Локк ). 5) 18 в. ф-фия Просвещения: ф-фияэнциклопедических знаний, науки. (Руссо, Вольтер). 6) немецкая классическаяф-фия 1780–1830г. (Кант, Гегель). Создана ф-фия познания в лице Канта,классическая теория движения и развития (Гегель). 7) неклассическая западнаяф-фия, вторая половина19в. Иррационализм Шопенгауэра и Ницше, рациональнаяф-фия (Спенсер). 8) вторая половина 19в. марксистская ф-фия. начало 20в.(Маркс, Энгельс, Ленин). 9) русская ф-фия. середина 19 – начало 20в. (П.Чаадаев, Владимир Соловьёв, Булгаков, Бердяев). Обобщение этапов: самымивыдающимися этапами мировой ф-фии были греческая и германская ф-фии. Самымидлительными этапами были: греческая и средневековая ф-фия. Самым насыщеннымф-ким временем был 19 век.
Структура ф-фии.
1) Ф-фияструктурируется по уровням: всеобщая ф-фия, общая и прикладная. Всеобщая –теория систем. Общая – этика, натур ф-фия. прикладная – ф-фия математики,экономики, права. 2) по направлениям подразделяется: материализм, идеализм,религиозная ф-фия. 3) по методологии: метафизика и диалектика. Т. о. Ф-фияявляется важнейшим признаком цивилизации, неотъемлемым атрибутом единойчеловеческой системы.
3.Ф. и Наука. Методол. рольнауч.-фил.знания по отнош. к техн. и др. наукам
Велика рольф-фии в качестве методологической функции. Методология — это система исходных принципов,обобщенных способов (методов) организации и построения теоретическойдеятельности, а также учение об этой системе. Среди разнообразия методов можновыделить такие, которые используются только одной наукой. Эти методы называютчастнонаучными. Соответственно общенаучные методы те, которые используютсяцелым рядом, определенной группой наук. Ф-фия же являет собой всеобщий метод,ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальныепринципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что ф-фия в силувсеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научнойобласти. Ф-фские методы, будучи универс-ми, являются необх-мым условием решенияразнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучныхметодов, а конкретизируются ими. В силу этого ф-фия выполняет методологическуюфункцию для всего научного познания. Ф-фия направлена на понимании мира ичеловека с точки зрения разума и знаний. Ф-фия как особый способ дух-го освоениямира, есть теоретически сформулированное мировоззрение и исторически перваяформа теоретического знания. Специфическая особенность ф-фии в том, что онавыступает синтезирующей формой познания. Наука- сфера исследовательскойдеятельности, направленная
на производствоновых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука рассматривается какцелостная Си, включающая исторически подвижное соотношение частей:природоведение и обществоведение; ф-фия и естеств-ние; метода и теории;теорет-ких и прикладных исследований. Ф-фия как наука использует научные методыи подходы в изучении и познании внешнего мира. Частные науки явл.одним изметодов познания с практической стороны и предоставляют ф-фии конкретныерезультаты и опыт для дальнейшего развития ф. мысли. Такие науки как матем-ка илогистика (составляющие логики) явл.неотъемлемой частью философии ипредставлены и используются сторонниками рационализма (Кант, Фихте, Гегель). 1)накопление знаний; 2) специализация знаний; 3) формирование теорет. разделов.Аристотель — Ф — наука о первопринципах, первопричинах. В наше время развитнаучно — мировоз. подход (такая система понимания мира и места в нем Ч, котораяопирается на науку). Обще — мировоз., теоретико — познават., ценностные фукцииберет на себя Ф. (нож в руках хирурга и убийцы). Ф-фия пытается постичьреальность полностью, а поскольку общ-во явл.одной из неотъемлемых составныхреальности, то и все общественные процессы (в т.ч.политика) становятсяобъектами ее исследования
4.Иррац-кая традиция в Ф.Ф. жизни Ф.Ницше
Данная ф-фияявляется противоположной позитивизму. Основные положения ф-фии жизни: Главнымобъектом своей ф-фии иррац. как и позитивисты считают единое человечество,поэтому иррационализм скрывает другую сторону жизни единого человечества.Противоречие между миром разума и миром чувств в принципе неразрешимо и поэтомусуществует только определенное «снятие» этого противоречия. Это противоречиеразрешается только на уровне человеческой воли, поэтому главной категорией этойф-фии является воля как базисное понятие этой ф-фии. Итак, противоречие междумиром разума и чувств разрешается волей жизни. Поэтому данная ф-фия иназывается ф-фией жизни. Если брать все человечество, то оно представляет изсебя в сущности хаос, т.к. человечество есть ничто иное как бесконечное кол-воразличных воль. Т.е. в рамках единого человечества не существует единогоисточника воли. Отсюда зло в жизни общества неискоренимо и является вечнымспутником человечества. Культура трактуется как самобытная и локальнаяреальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом, «душевным настроем»жизни.
Ницше (1844– 1900)  не удовлетворялся бессмысленнойжизнью с недоступным счастьем и неотвратимыми страданиями. Он предлагал“сознательную волю к власти”, как естественный ход жизни. Его философияобращена к избранным, поэтому в ней нет демагогии для овладения массами людей.Циничностью он опровергает основы старого сознания,
осмеиваетморальные нормы и поднимается над предрассудками своего класса и интеллигенции.В истории нет ни цели, ни прогресса, а есть вечная борьба сильных и слабых. Онставит на первое место силу, мощь, способность к выживанию человека. Призывал кпротивостоянию обществу, искусственным законам, государству. Ф. Ницше видит влюбой культуре средство подавления и порабощения человека. «Философия жизни»возникла как оппозиция класическо-му рационализму и как реакция на кризисмеханистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точностииспытующего ума. Опираясь на традиции немецкого романтизма, «философия жизни»подходит к жизни как к первичной и исходной реальности в построении философскихучений. Т.о. ф-фию жизни можно считать одной из самых высших формиррациональной ф-фии.
Апофеозомучения Ницше о человеке и морали предстает концепция «сверхчеловека».
Сверхчеловек– это человек, который в духовном и физическом отношениях превзошел возможностичеловеческой природы.
Ницше придаетпонятию «сверхчеловек» абсолютное значение, одновременно освобождая его отвсякого конкретного содержания.
В мифе о«сверхчеловеке» культ сильной личности, индивидуалистически преодолевающейбуржуазный мир вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью, сочетается сромантической идеей «человека будущего», оставившего позади современность с еенормами и ложью.
5. Основные прблемы Ф.экзистенциализма.
Экзистенциализм– Ф-фия существования. Иррац-ческая фил. Наиболее крупные представители: М.Хейдеггер, религиозный ( К Ясперс, Г.Марсель, ) атеистический (Ж.П.Сартр,А.Камю), Н.Аббаньяно. В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановкаозлобления и уныния) Нов волна — Франция времен окупации и после 2 мир войны.
Основнаятема всех работ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании.Суть экзист-кого подхода закл-тся в следующем: личность не зависит от окр-щейсреды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую частьчеловека ( не главную его часть).
Э. поставиливопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности.
Исходныйпункт фил. Э. — изолированный, одинокий индивид, все интересы которогососредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренномсуществовании. Экзистенциальные проблемы — это такие пробл, которые возникаютиз самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ иего движение к небытию.
Э объявлпредметом ф. — бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена занята бытием”-(Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и что никакойлог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искатьиных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.
Человек,истолковав, себя как сущее, наряду с другими сущими, приходит в состояние«отчуждения». При «неподлинном бытии» человек рассматриваетсебя по сравнению с другими людьми. При этом возникает так
называемый«объективный взгляд на личность», при кот. она м/быть заменена любойдругой личностью. Эта мысленная подстановка другого на свое место и себя наместо другого создает феномен усредненности и приводит к потере собственногосуществования. Такую власть общего, безличного над индивидуальным Хайдеггерназывает «das Man» .
Ясперс:подлинный смысл бытия открывается ч-ку в периоды глубоких потрясений (болезнь,страх, смерть). В эти моменты ч-к освобождается от груза повседневных проблем,от своих интересов и повседневных представлений о деятельности.«Пограничная ситуация» ставит человека на границу между бытием инебытием. Ч-к осознает себя как экзистенцию, что позволяет ему перейти от«неподлинного» бытия к «подлинному». «Подлинноесуществование» выступает как осознание человеком своей конечности и свободы.
Основа каждойличности — это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своегособственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией.Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.Отсюда 2 вывода: 1)человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другимилюдьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции; 2)человеквнутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашейсвободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности.
Существуетдве разновидности экзистенциализма: религиозный и атеиысгпический. Религиозный— единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе,подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.
6. Посмодернизм в Ф.: истоки и основныеидеи.
Пост-изм – явл., характерное впоследние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критикепринципов классич. рационализма и традиционных ориентиров метафизич. мышления.
Началосовременному типу мировосприятия положили:
-   
-   
-   
Обычно вряду теоретиков, положивших начало Пост-истскомутипу ф-фствования, первыми называются имена Шопенгауэра, Ницше, Хайдеггера.
Субъект иобъект – это соотносительные моменты мира как «представление». Мир как «вещь всебе» предстает у Шопенгауэра как безосновная «воля», которая обнаруживается ив слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности ч-ка, разум –лишь инструмент этой «воли».
Постепеннопод влиянием ф-фии в общественном сознании (небезосновательно, так как ужеФ-фия XIX
векаобъективно отражала существ. порядок вещей) сложился образ ч-ка, как «думающегоживотного», «работающего зверя», наделенного «волей к власти», подминающего подсебя природу. Именно против такого видения современного ч-ка стихийно выступилихиппи, противопоставив ему лозунг «назад к природе», к пасторальной невинности,к любви и миру, вместо ненависти и тотального разрушения. Отвергая общ-венныеинституты, хиппи отвергали изобретшего их «ницшеанского» ч-ка.
Пост-истская ситуация в культуресложилась к концу 60-х годов и является логическим финалом кризисагуманистических традиций в ф-фии Нового времени. Европейская Ф-фия Новоговремени является наследницей ренессансного гуманизма с присущей ему идеейсамоценности личности и верой в безграничные возможности человеч. разума,способного проникнуть во все тайны мироздания и построить царство гармонии вмире ч-ка. Пост-изм вкультуре по сути дела является реакцией на коренное изменение взглядов на местокультуры в жизни совр. общества. Пост-истскаяустановка по отношению к культуре возникает как результат нарушения чистотытакого феномена как искусство.
Только принявв качестве универсальных ценностей жизни (сохранение человеч. рода и подержаниямира, соблюдение прав и свобод личности, демократию и мир. культуру), можноспасти цивилизацию от угрозы ядерной и эколог. катастрофы. Для этого необходимокоренным образом изменить не только общественное мнение, но и всю системумировоззрения современного ч-ка, схему мироустр-ва. Первыми совершить этотгигантский скачок в сознании попытались хиппи и другие молодежные субкультуры II половины ХХ века.
7.Сущность религ. Ф. Древнеиндий. религ. Ф.
Религия, каки ф-фия, является мировоззр-м, правда, специфич. и одновременно вкл. в себяопределенное поведение и действия, которые основываются на вере в существованиенескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала,кот. явл-ся «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию ч-ческимразумом.
Религ.мышление, по существу, стало Iформой осмысления ч-ком мира и, возможно, оно, согласно последним научнымданным, возникло около 40 — 50 тысяч лет тому назад. В течение многихтысячелетий религ. верования носили политеистический характер. Это означало,что у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым онипоклонялись. Это было скорее мироощущение, кот. можно характеризовать какнатуралистическую религию, природную религию, так как в понимании, отраженииокружающего мира человек, подобно пуповине, был крепко связан с природой.
Первой повремени появления мировой религией является буддизм (VI—V вв. до н. э.), второй — христианство (1 в.), и затем ислам (VII в.). Эти религии объединяютлюдей общей верой независимо от их национальной принадлежности, языка илиобщественно-политического устройства.
Первые издошедших до нас литературных памятников, например, древнеиндийские «Веды»представляли собой примеры религиозно-философского видения мира. Этот процесссимбиоза религии и ф-фии продолжался если не тысячелетиями, то по крайней мерестолетиями. И в этом нет ничего удивительного, так как и религия и ф-фия былинедостаточно развиты, чтобы самостоятельно объяснять происходящие в мире события.
Древнейшеймировой религией явл. буддизм, возник. в IV-V вв. Число исповедующих даннуюрелигию сегодня составляет несколько сот миллионов. По
древнейшимпреданиям, основателем данной религии является индийский принц СиддхартхаГаутама, живший в V в. до н.э. и получивший имя Будда (просвещенный,просветленный).
Основой буддизмаявляется нравственное учение, цель которого — сделать человека совершенным. Суть:освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования, удаления отмира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражненийсостояния нирваны. Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросампоиска сущности чел. и окружающего мира 2.признание тождества между микро- имакрокосмосом 3.признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровеньсост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себевсе три уровня — «атман». Первоначально моральные заповеди буддизмастроятся в негативной форме (что характерно для всех ранних религий) и носятзапрещающий характер: не убивать, не брать чужой собственности и т.д. Длястремящихся к совершенству эти заповеди приобретают абсолютный характер.Запрещение убийства распр-тся на все живое, а запрет на брачные измены доходитдо требования полного целомудрия и т.д. Следуя учению Будды, человек, пройдявсе этапы совершенствования (медитация, йога), погружается в нирвану — небытие.Рассчитывать он должен не на богов, а только на самого себя: даже Будда никогоне спасает лично, а лишь указывает путь спасения. Буддизм разделяется на дватечения. Теравада (малая колесница) — более жесткий вариант буддизма,основанный на строжайшем соблюдении запретов. Здесь нет понятия бога каксущества. Махаяна (большая колесница) – классич. вариант мировой религии сосвойственными ей атрибутами. Если первая разновидность доступна лишь немногим,избранным, то вторая рассчитана на обычных людей. В этой разновидности естьбог, в нем существует также культ множества будд.
8. Христ. Ф. Неотомизм как разн. совр.христ. Ф.
Неотомизм(букв, новый томизм) — обновленное учение средневекового схоласта Ф.Аквинского.Ф.Аквинский на основе «христианизированного» аристотелизма создалтеологическую систему, по мнению церковных иерархов, наилучшим образомприспособленную к потребностям католической церкви. Значительнымипредставителями философии неотомизма являются Иоанн Павел II, Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Веттер,Ю. Бохенский и др. Рождение неотомизма приходится на 70-е годы XIX века и связано срешениями IВатиканского собора (1869-1870 гг.) В 1879 году в энциклике папы Льва XIII (энциклика — посланиепапы римского, адресованное всем католикам), философия Фомы Аквинского былаобъявлена единственно истинной и «вековечной».
Основополагающийпринцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Вера иразум в неотомизме — не антиподы, а два потока, два способа достижения одной итой же цели — познания бога. Высшим актом веры является божественноеоткровение, которое является также и высшим способом познания мира.Отталкиваясь от идеи Ф.Аквинского, что «Вера — это божественнаяподсказка», неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку,философию, теологию.
Низшей из нихявляется наука. Она только описывает явления и устанавливаетпричинно-следственные связи между ними. Ф-фия — более высокая ступеньрационального познания. Она является учением о бытии, сущности каждой вещи. Гл.задачей ф-фии явл. познание бога как первопричины и конечной цели всех вещей.Теология оказывается одновременно и вершиной рационального знания, и знаниемнерациональным, сверхразумным — верой. Получается, что вера не только расширяетграницы разума, но и является окончательным критерием истины в силу того, что,будучи носителем божественного откровения, непогрешима. Т. образом, истины верыне могут противоречить истинам разума, ибо бог есть творец и откровения, иразума, а противоречить же себе он в принципе не способен.
Внеотомистском учении о бытии (онтологии) различают бытие само по себе (бога) ибытие существующего. Бытие, по мнению неотомистов, — это «абсолютно новоепонятие», о котором можно сказать то, что оно обладает существованием.«Бытие как таковое» — трансцендентно, является бытием бога.
Познаниенеотомисты правильно определяют как взаимоотношения субъекта и объекта. Однакодля них субъект — это бессмертная человеческая душа, а объект — сущность вещи,т. е. ее форма, идея.
Протеворечиявозн. из разницы знания(> знан.
Христианская философия истории
С возникновением христианства оказалось возможным иноепонимание истории, которое можно назвать линейным. Оно предполагало в историинаправление, а следовательно, и внутреннюю логику, особый сакральный смысл длявсего совершающегося, конечную цель. Тем самым история действительнооказывалась процессом, неким упорядоченным потоком бытия. Правда, нельзя сказать,что линейный взгляд на историю абсолютно чужд античному язычеству. Такзнаменитый рассказ Гесиода о последовательном проживании человечествомнескольких эпох-веков в своей истории — от золотого до железного — обнаруживалименно линейное понимание исторического процесса. Однако, во-первых, подобнаялинейность оказывалась в античности, как правило, «встроенной» вболее общую циклическую структуру понимания истории и, во-вторых,представлялась линейность истории вполне однозначно, а именно как деградациячеловечества, безусловный его регресс.
В христианстве же история человечества оценивалась скореев прогрессистском духе. Человечество взрослеет в истории. Вернее, сама история- это и есть эпоха взросления руководимого Богом человечества. Хотя и в христианскойсхеме, как известно, также нашлось место для архетипической идеи о золотом векеи последующем регрессе человечества (образы первоначальной невинности человекаи последующей утраты им этой невинности — грехопадения).
В христианских воззрениях на историю выделяется и другойее фундаментальный аспект — необратимость. Если для античного сознания, как идля сознания традиционных обществ в целом, характерен упор на повторяемость,воспроизводимость исторических реалий (иногда буквальная повторяемость и абсолютнаявоспроизводимость), то для христианского сознания важен акцент на уникальностькаждого события в истории. Если природное бытие не имеет своей собственнойистории — оно таково, каким его сотворил Господь, то человеческое бытие,движимое укорененной в нем свободой, есть бытие становящееся. Человек,созданный Богом по образу и подобию своему, вследствие грехопадения, утрачиваетсвое исходное совершенство и вынужден сам (с помощью своего творца)воссоздавать себя. В этом пространстве, где возможно движение к утраченномусовершенству, и есть место для истории.
Ярчайшим и крупнейшим предст


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.