Реферат по предмету "Философия"


Человечество и исторический процесс

Человечествои исторический процесс

Философия истории занимается основополагающимивопросами такого удивительного феномена, как человеческая история. Еслигреческое слово «история» означает рассказ о прошлом и исследование того, чтодействительно было, то философия истории освещает вопросы иного плана.Например, такие как «возможна ли история вообще»? Имеет ли история народовединый универсальный смысл? Имеет ли история направление? Кто творит историю?Каковы познавательные возможности человека применительно к исследованиюисторического процесса? и т.д. Но, как уже известно из предыдущих разделов, вфилософском осмыслении мира нет единых подходов, а потому нет и единых,удовлетворяющих всех ответов на поставленные вопросы.
Термин «философия истории» ввел в оборот Вольтер, носама философия истории возникла намного раньше. У древнегреческих мыслителейпостепенно в процессе накопления исторических фактов история приобретаетумопостигаемую форму. Ей оказывается преимущественно циклическая формаразвития. Так, согласно А.Ф. Лосеву, античная философия есть философия вечногостановления, вечного возвращения периодических мировых пожаров, перевоплощениядуш. Историческое бытие человека представляется и как совокупность вечноповторяющихся фаз в изменяющемся общественном устройстве, в частности, в формахгосударственного правления.
Христианская философия истории преодолевает античную идеюкруговорота. В ней становится возможным иное понимание истории, котороеполучило название линейное. Особенностью такого понимания исторического процессаявляется то, что оно предполагает направление истории, а следовательно, ееопределенную внутреннюю логику и конечную цель. Линейное понимание историиспособствовало возникновению эсхатологии – учения о конце истории. Такимобразом, христианское понимание мира и человека изначально пронизано историцизмом.
Согласно христианству, история человечества – этопроцесс очищения человечества от совершенных им грехов для возвращения ввечность. История осуществляется под руководством Бога, т.е. христианскаяфилософии истории основана на провиденциализме, согласно которому миром правитБожественное провидение. Так, например, у Августина Блаженного историячеловечества наполнена глубоким сакральным смыслом, т.е. в событияхчеловеческой истории присутствует и направляет их течение Божественнаяреальность. Далее, история человечества имеет конечный пункт, но он достижимлишь в том случае, если человечество станет Богочеловечеством.
В рамках христианских воззрений на историю может бытьвыделен и такой ее аспект как необратимость истории, т.е. акцент науникальности каждого события в истории, как бытия становящегося. Также важнымпринципом христианского историзма является универсализм, т.е. взгляд наисторический процесс не как на историю отдельного народа, отдельногогосударства, а историю всего человеческого рода.
Основные параметры концепции Августина Блаженного,осуществившего прорыв в восприятии истории в начале Средних веков, нашли своепроявление и в Новое время. Но концепция провиденциализма десакрализуется, земнаяистория больше не воспринимается как священная история, определяемая Провидением.На Его место ставятся понятия «естественный закон истории» и «прогресс».Например, по Вико, историческое развитие всех народов идет согласно единомузакону и проходит одинаковые стадии развития: первобытное варварство, феодализм,а также эпоху городов, юридических законов и разума. Развитие идет по спирали,т.е. пройдя один цикл, последовательность стадий возобновляется, но на болеевысоком уровне.
Гегель развивает идею о поступательном характереразвития человеческой истории, оценивая ее в конечном счете именно как историюРазума. Согласно представлениям Гегеля, Мировой дух является подлиннымсубъектом истории, а человек, общество – это только средства, используемыеМировым Разумом для достижения его целей самопознания. Случайность событий вобществе – только кажущаяся. На самом деле, история человечества – это разумныйцеленаправленный процесс, основу которого составляет прогресс в сознаниисвободы. Прогресс проявляется в развитии искусства, науки, религии, философии.Согласно представлениям Гегеля, осознание логики своего развития и содержаниядостигается Мировым духом в его философии, следовательно, можно говорить озавершении истории. Таким образом, в философии истории Гегеля последовательновоспроизводится христианское воззрение на историю: на место личного Богаставится Мировой дух или Разум; вместо Божественного Провидения – замыселМирового Разума, а конец света становится концом истории.
Карл Маркс также признает прогрессивное развитиеобщества, но в основе исторического процесса видит не Провидение и не Мировойдух, а социальные законы, факторы, которые не извне накладываются наобщественную жизнь, а которые ей внутренне присущи, имманентны. Важнымизаконами, сопровождающими процесс исторического развития, являются: законсоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил,закон соответствия идеологической надстройки экономическому базису и др.
Маркс показал исторический процесс как сменуобщественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческий,феодальный, капиталистической и коммунистической. Смысл истории он видел вдостижении такого уровня общественного развития, когда каждый член обществастановится свободным. Практическая реализация такой концепции встретила большиетрудности.
В ХХ веке концепция линейного развития неоднократноподвергалось резкой критике. Например, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. развивалиидею локальных обществ. Так, О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы»рассматривает мировую историю как «феномен множества культур», в частности, онназывает: египетскую, индийскую, китайскую, античную, арабскую,западноевропейскую и т.д. Каждая из этих культур возникает независимо от другихи имеет свои духовные движущие силы, свою историю. Постепенно культура, высшейценностью которой является творчество, духовность, вырождается и переходит в цивилизацию,в которой господствует техника, политика, спорт. По Шпенглеру, смысл историиопределяется наличной стадией общества, также история не знает прогресса, т.к.каждая из культур неповторима и нет какого-либо критерия, который позволил быпредставить их как некое единство.
Эту же идею развил английский социолог А. Тойнби.Согласно его представлениям, история человечества распадается на 13цивилизаций, которые внутренне не связаны друг с другом. Каждая цивилизацияпроходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения игибели. К настоящему времени сохранилось лишь 5 основных цивилизаций:китайская, индийская, исламская, русская и западная. Тойнби считает, чтосоциальные процессы во всех цивилизациях аналогичны. Движущей силой развитияцивилизации является «творческое меньшинство», увлекающее за собой «инертноебольшинство», но постепенно теряющее способность решать социально-историческиепроблемы. Возникновение каждой новой цивилизации Тойнби связывает с появлениемновой формы религии, а прогресс человечества видит в его духовномсовершенствовании, в частности, в религии.
Как показал предпринятый обзор подходов к пониманиюисторического процесса, в них можно выделить две противоположные тенденции вразвитии и эволюционировании общества: движение к единству и многообразию Вэтом соотношении еще раз может быть усмотрено подтверждение общепризнаннойформулы «единство мира в его многообразии». И здесь важно, чтоб не прекращалсяпозитивный диалог, создавая предпосылки для творческого сотрудничества ипрорыва в познании нашей подлинной сути.
В заключение сделаем краткие замечания по поводу формационнойи цивилизационной концепций развития общества.
Формационный подход к пониманию исторического развитияобщества свойствен для философской концепции К. Маркса и Ф. Энгельса,базирующейся на материалистическом понимании истории. Суть формационной теориизаключается в признании того, что в основе развития общества лежит материальноепроизводство, которое на различных исторических этапах имеет различный способсвоего существования, складывающийся из определенного уровня развитияпроизводительных сил и соответствующих им производственных отношений. Такимобразом, способ производства или общественно-экономическая формация – этоисторически конкретная форма общества на определенном этапе его развития,имеющая свою специфику функционирования. Особенностью формационного подходаявляется взгляд на историческое развитие как единый линейный мировой процесссмены общественно-экономических формаций.
Формационному подходу противостоит цивилизационный,который выделяет в историческом развитии многообразие самобытных культурных миров.Среди его создателей Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. Цивилизационныйподход к пониманию общества, истории и культуры сформировался в конце XIX – середине ХХ вв. при создании теории «локальныхцивилизаций», которой чужд взгляд на историю как «линейный» процесс. Согласноэтой теории все общества и культуры делятся на первичные и цивилизованные. Помнению авторов данной теории, за этот период сложилось около двух десятковсамостоятельных, самобытных цивилизаций, не похожих друг на друга и имеющихсвою историю. Из сохранившихся цивилизаций можно назвать китайскую, индийскую,исламскую, православную, западную.
Рассмотрим несколько подробнее понятия прогресс и регрессв обществе. Прогресс – это тип, направление развития какой-либо системы,характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к болеесовершенному. Регресс же выступает как оппозиция прогрессу, как движение вобратном направлении, находящее свое выражение в общественном развитии вторжестве зла, несправедливости, разобщении людей.
В древности о развитии общества говорилось как орегрессивном процессе, идущем от некоего «золотого века». Платон, Аристотель иПолибий понимали историю развития человечества как циклический процесс,периодически повторяющий одни и те же стадии. Демокрит делит историю накачественно различные периоды, которые характеризуются ростом культуры иулучшением жизни людей по мере перехода от одного к другому. Здесь двигателемвсех изменений является нужда, которая активизирует деятельность человека внаправлении поставленной жизнью цели. Так в античной философии зарождаетсяучение о прогрессе, получившее впоследствии свое развитие в учениях многих мыслителей.
Большая заслуга в разработке теории общественногопрогресса принадлежит философам второй половина XVIIIвека. Тюрго, Кондорсе, французские мыслители революционной эпохи, авпоследствии Сен-Симон, Спенсер и другие были убеждены в реальностиобщественного прогресса и усматривали его в совершенствовании нравов общества,в росте разума и науки. Мари Жан Антуан Кондорсе отстаивал мысль, что не существуетпредела способностей человека в совершенствовании и должен наступить такоймомент, когда неравенство между людьми будет устранено. Герберт Спенсер рассматривалпрогресс как эволюционный процесс перехода от однообразия к разнообразиюобщества в различных его проявлениях как в отношении численности, так ворганизации политической, экономической жизни и в сфере науки, искусства, литературы.Такие исследователи, как Н.К. Михайловский, Т.Л. Лавров связывали прогрессобщества с ростом его идеалов истины и справедливости. В марксистской концепцииобщества прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества,ростом производительности труда, освобождением от эксплуатации человека человеком.
В ХХ веке, принесшем человечеству огромное множествопроблем социального, политического и экологического характера, нестабильность вмире в целом, взгляды на общественные прогресс начинают изменяться. Так, КарлЯсперс пришел к выводу, что прогресс науки, техники, производства не ведетавтоматически к прогрессу самого человека и «все великое гибнет, всенезначительное продолжает жить». То есть прогресс в сфере науки и техники можетсовмещаться с резким отставанием и даже регрессом в других областяхобщественной жизни, в частности, он считал, что доброта и мудрость вчеловеческом бытии не прогрессируют. Ему вторит Жан Поль Сартр, отмечая, чточеловечеству не удалось «вывести» новую породу людей, способную успешнопрогрессировать в своем развитии.
Но есть и такие точки зрения на прогресс, всоответствии с которыми его нет или разговор о нем не имеет смысла. Например, Шеллингговорил, что идея непрекращающегося прогресса есть идея бесцельного прогресса,а то, что не имеет цели, не имеет и смысла. С.Н. Булгаков сравнивал теориюпрогресса с тусклой свечой в начале темного бесконечного коридора, котораяскудно освещает уголок в несколько футов вокруг себя, а все остальное объятоглубокой тьмой. Так и наука оставляет нас абсолютной неизвестности относительнобудущих судеб человечества, не в силах их раскрыть.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, чтопризнание или непризнание прогресса общества связано с мировоззренческимипозициями мыслителя и с тем, что он понимает под словом «прогресс». В целом жепредставляется, что прогресс человечества существует поскольку накапливаютсязнания, навыки, опыт. Возможно, со временем это приведет к качественнымизменениям в нравственном, духовном развитии.Информационное общество и егоособенности. Изменение роли человека в информационном обществе. Понятие коммуникации/>
Характерной особенностью современного этапа развитиячеловеческого общества является повсеместное использование компьютерной техникии компьютерных технологий. Это связано как с высокими темпаминаучно-технической революции, так и созданием наукоемких и энергоемкихтехнологий. Существенной особенностью современного этапа развития обществаявляется возникновение огромных потоков информации: научной, технической,социальной, политической, экономической и т.д. Причем речь идет не оспонтанном, самопроизвольном ее возникновении, а о бурном росте индустриизнаний, т.е. целенаправленном производстве знаний во всех сферах жизнедеятельностичеловеческого общества. И в эту сферу общественного производства перемещаетсявсе больше людей и ресурсов.
Таким образом, информационное общество может бытьопределено как фаза в развитии постиндустриального общества, характеризующаясяпрежде всего производством информации, а также всесторонней информатизациейсоциальных структур. Общество конечно же продолжает активно развиватьпромышленное производство, современные научно-технические технологии, посколькубез этого оно не может существовать, но характерная его особенность заключаетсяв доминировании информационных услуг. Так, по подсчетам западных специалистов,в современных высокоразвитых странах более половины национального продуктапроизводится в отраслях, связанных с образованием, научными исследованиями,техническими разработками, сферой телекоммуникаций, средствами массовойинформации, издательской, библиотечной, компьютерной деятельностью.
Здесь можно добавить и то, что в отличие от индустриальногообщества, с доминирующей в нем производственной сферой, в постиндустриальномобществе преобладающей становится сфера сервиса, сфера услуг. Эти процессымогут быть объяснены возрастающей научно-технической оснащенностью современногопроизводства, повышающей производительность труда и позволяющей решать проблемыобеспечения населения необходимыми материальными благами меньшим числомработающих.
Важной особенностью современного информационногообщества является то, что в нем, как никогда ранее, возрастает роль информациив жизни людей, в функционировании общества в целом. Теперь информация нужначеловеку не только как вид знания, сведений о чем-либо, позволяющий создаватьматериальные, духовные блага. Сегодня информация выступает как мощный фактор,позволяющий формировать у граждан определенные экономические, политические,социальные позиции, которые могут оказать существенное влияние на состояние делв обществе, на протекание социальных процессов.
Особенностью информационного общества как определенногоэтапа развития человечества является и то, что в нем происходят и существенныемировоззренческие изменения, связанные с отходом от классического способамировосприятия и общества к искусственному, сотворенному миру – миру социальнойинформации. Так, кибернетическое пространство, в которой сначала работаюттолько программисты-интеллектуалы постепенно становится информационнымпространством социально-культурного, а затем и социально-экономическогоразвития общества. Западный исследователь Дж. Пелтон полагает, что вперспективе человечество придет к глобальной электронной цивилизации, в основекоторой будет синтез телевидения, компьютерной службы и энергетики.
Важной особенностью информационного общества являетсяформирование международной системы авторских прав на интеллектуальнуюсобственность, приносящую огромные доходы. Например, доходы от интеллектуальнойсобственности, используемой на мировом рынке программного обеспечения длякомпьютерной индустрии исчисляются многими миллиардами долларов.
Важно отметить и то, что информационный обмен, имеющийместо в человеческом обществе, постепенно отходит от классических средствмассовой информации и переходит к инновационным электронным СМИ. Например,традиционная печать заменяется электронными книгами, а компьютерная сеть «Интернет»охватывает собой столь огромную аудиторию по всему земному шару и предоставляеттакой объем информационных услуг, что может называться глобальным СМИ, причемобладающим определенной обратной связью.
Особенностью информационного общества является и то,что с развитием электронных СМИ существенно возрастает возможностьманипулирования массами, общественным мнениям, использование информации вполитической борьбе и т.д.
Изменяется и роль человека в информационном обществе.Для того, чтобы влиться в жизнь современного общества и быть в ней успешным,человеку необходимо иметь доступ к нужной информации и владение способамипользования ей. Это условие во многом меняет приоритеты в потребностяхличности. Особо важное значение приобретает образование, умение ориентироватьсяв огромных потоках информации и в той или иной степени влиять на их течение.
В современных условиях возникают новые формы общения,объединений людей, а также новые формы коллективного сознания. Этому процессуспособствует разработка социальных технологий, в основе которых лежитдеятельность средств массовой информации, формирующих у населения коллективныепредставления о тех или иных явлениях жизни современного человека и общества.Эти представления формируются в соответствии с интересами определенныхпрофессиональных, корпоративных объединений. Так, например, в интересах медиковформировать у населения сознание, направляющее к здоровому образу жизни с цельюоградить от заболеваний СПИД, наркоманией и т.п. Политические партии могутстремиться оказать воздействие на сознание людей через средства массовойинформации с целью ориентировать их на новые формы социального поведения. Ксказанному можно добавить и то, что при помощи СМИ и социальных технологийразрабатываются новые формы отношения к окружающей среде, к биологии ипсихологии человека и т.д. Таким образом, в современном обществе положениечеловека не может определяться только формой его участия в процессепроизводства. На него воздействуют факторы социального манипулирования,постоянно ставя его в ситуацию выбора, при этом, с одной стороны, как быпредоставляя свободу, а с другой – ее ограничивая.
Как показывает анализ, развитие информационногообщества, принося определенные блага, ставит перед человечеством множествоновых проблем. Так, компьютерная революция может способствовать снижениюиндивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, может статьпричиной изоляции людей друг от друга, от их живого общения, можетспособствовать усилению манипуляции людьми, дегуманизации труда. Чтобы это неприняло угрожающих размеров, важно помнить о гуманитарном аспекте в организацииинформационного процесса и включать в образовательный процесс духовную инравственную составляющие.
Информационное общество обострило проблему коммуникацииили обмена информацией. Коммуникация – это передача информации одного субъектадругому, причем в качестве субъекта может выступать как отдельный индивидуум,так и коллектив. Важным элементом коммуникации является наличие определенногоносителя. Последний может выступать в качестве материального объекта, в виденекой логической конструкции и в иных формах проявления.
Главное условие коммуникации – возможность пониманияобщающихся субъектов, а это предполагает единство языка, близость уровнейсоциального развития, менталитета. Для осуществления процесса коммуникациисубъектам не обязательно вступать в непосредственный контакт, а достаточновоспользоваться какими-либо средствами связи, в качестве которых могутвыступать различные тексты, радио, телевидение, телефон, компьютерная связь ит.д. Проблема здесь заключается в обеспечении субъектов общения средствамикоммуникации.
В заключение следует отметить, что социальнымипоказателями развития информационного общества могут выступатьинформированность его членов, доступность информации, эффективная работа СМИ,предполагающая обратную связь. Также важными показателями социального развитияинформационного общества является уровень образования членов общества, ихинтеллектуальные возможности, особенно в информационном производстве ипотреблении, а также нравственные характеристики, не позволяющие переступатьграницы возможного.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.