Реферат по предмету "Философия"


Человек и смысл жизни

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
МЕНЕДЖМЕНТОРГАНИЗАЦИИ
1 КУРС
ЗАОЧНОЕОТДЕЛЕНИЕ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ


на тему:
«Человек исмысл жизни».
Реферат написала
_________________________
Преподаватель
Юртаева Вероника Ивановна

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Жизнь……………………………………………….……………………….
Счастье – смысл жизничеловека………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованнойлитературы………………………………………

Введение.
«Тот, кто имеет ЗАЧЕМжить, может вынести любое КАК»
Ницше.
Вопрос о смысле жизниможно назвать одним из основных «человеческих» вопросов, который задает себе,наверное, каждый человек, а не только философ. Этот вопрос часто переходит квопросам, что такое жизнь, смерть, способен ли человек предотвратить смерть и статьбессмертным.
Часто человек мучаетсятакими вопросами: как жить в мире, сознавая бренность своего существования: Какпознать бесконечное конечными средствами познания? Не впадает ли человек впостоянные ошибки, объясняя себе мир? Большинство людей чувствует свой разрыв смиром природы, социума, космоса, и это переживается ими как ощущениеодиночества. Осознание человеком причин своего одиночества не всегда избавляетот него, но ведет к самопознанию.  Это было сформулировано еще в античности, нои по сей день главной тайной человека является он сам.
Вряд ли рациональныеаргументы заставят человека когда-нибудь полюбить смерть, но философскиеразмышления по этому поводу  могут помочь ему более мудро относиться к жизни.
Каждый должен для себярано или поздно ответить на вопрос: «ЗАЧЕМ?». После этого, действительно, ужене так важно «КАК?», ибо смысл жизни найден. Он может быть в вере, в служении,в достижении цели, в преданности идеи, в любви.
Более того, если быкаждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существованиечеловека было бы действительно бессмысленным. Ф.М.Достоевский по этому поводусказал, что без твердого представления себе, для чего ему жить, человек «несогласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругомего всё были хлебы».
Проблема смысла жизнистала, по словам Г.Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории.
На вопрос о смыслечеловеческого существования разные философские учения отвечают по-разному.Представители идеалистических концепций обращают свой взор к Богу, духу, идеям,представители материализма концентрируют внимание на объективнойдействительности и реальной жизнедеятельности людей. До сих пор этот вопросостается открытым. На наш взгляд, он и останется таковым: каждая личностьдолжна решить и будет решать его по-своему.
Преобладающимнаправлением античных исследований является направление «Смысл жизни  — в самойжизни человека». Первоначально размытые, нечеткие контуры этого направления помере развития философской мысли становятся все более определенными. Процесс ихвнутренней дифференциации постепенно приобретает все более очевидное выражение.Выделяют подходы:
ü  Человек живет, чтобы чувствовать инаслаждаться (гедонистический подход)
ü  Человек живет, чтобы быть счастливым(эвдеменистский подход)
ü  Человек живет, чтобы действовать(деятельностный подход)
ü  Человек живет, чтобы страдать и бытьпассивным
Последний подход ближе кэпохе Нового Времени и философии Востока.
В античности считалось,что человек – существо природное. Этим и объясняется преобладание даннойпарадигмы в том временном периоде: человек, подобно растению и животному,должен жить, получать удовольствие, выполнять свое предназначение – продолжитьцикличность жизни.
Отрицательная сторонажизни ради удовольствий: без страданий, бездумно предаваясь чувственнымнаслаждениям — человек оказывается рабом своих страстей, погоня занаслаждениями становится путем к разврату и другим порокам. Насладившись одним,человек испытывает потребность в более сильных наслаждениях, впечатлениях,которые могут быть сопряжены с затратой значительных ресурсов, что можетприводить к очень серьезным последствиям.
Каков тут выход? Даннаяпарадигма имеет право на существование, необходима лишь поправка на«духовность» наслаждений.
Например, Эпикур, говоряоб удовольствиях и наслаждении как цели жизни человека, предлагает средство ихдостижения – добродетель. Так как добродетель – это средство в отношении кудовольствию, то необходима организация этих средств и искусное подчинение ихжеланий цели. А это и есть дело разума, задача науки и мудрости. Эпикур иСократ единодушно признают тождество знания с добродетелью. Эпикур усматриваетв знании  конкретное и осязаемое благо – удовольствие. Добродетель,знание, мудрость – все они одинаково потеряли бы всякий смысл, если быперестали доставлять удовольствие.
«Жить и действоватьсегодня – жизнь и есть цель в каждый данный момент»,- отмечает автор учебника«Основы философии»[1].Никакой будущий рай на небе или блага на земле  не могут сами по себе придатьей смысл. Вместо того чтобы поклоняться кумиру прогресса, а это уже мысльА.И.Герцена, — «не проще ли понять, что человек живет не для совершения судеб,не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился иродился (как ни дурно это слово) для настоящего, что вовсе не мешает ему ниполучать наследство от прошедшего, ни оставлять кое-что по завещанию».
В эпоху Средневековьяполучает развитие парадигма «Смысл жизни – вне жизни человека».
Социальным основанием,благоприятным для развития этой парадигмы, явилось кризисное состояниесредневекового общества, когда четко проявилась дисгармония между личным иобщественным, препятствующая упованиям человека на общество как надежную опорув жизни.
Недовольстводействительностью, осознание недолжного характера сущего может реализоваться вразличных способах мировоззренческой и деятельностной ориентации,предполагающей либо примирение с действительностью, либо стремление ееизменить.
И в том, и другом случаеутрата веры в силы и разум человека ведет к поискам потусторонних средств дляоправдания его бытия.
В качестве источникавысших жизненных ценностей могут выступать Бог, идея и пр. Классическимобразцом подобного истолкования мира явилось христианское учение,поддерживающее доминантную значимость парадигмы «Смысл жизни – вне жизничеловека», на протяжении всей эпохи Средневековья.
Позже начинаетразвиваться подход «Человек живет, чтобы действовать». Сторонниками этойконцепции выступают М.Монтень, Ж.-Ж.Руссо, П.А.Гольбах, Фейербах, Спенсер.
«Смысл жизни в служениивысшему существу» видели Декарт и Спиноза. Самопознание и самосовершенствование– вот истинная цель жизни человека. У Спинозы более чем у кого-либо проявляетсятенденция: Бог, религия – путь к обретению человеком высшего блага – путь ксамосовершенствованию человека. Здесь Спиноза выступает непосредственнымпредшественником немецкой классической философии с ее утверждением самопознанияи самореализации.
И в настоящее время этонаиболее массовое направлении в сознании миллионов людей. У верующих этодоминанта. Однако они ставят себе и светские цели, в том числесамосовершенствования и самореализации, правда в религиозном аспекте.
«Смысл жизни – в служении идее». Эту точку зренияразделяли Т.Мор, А. Сен-Симон, Ф.Бэкон, Дж.Локк, К.Маркс. Под идеей онипонимали социальное равенство, коммунизм, благополучное будущее, новую формуорганизации общества.
В ХХ веке получаетразвитие парадигма «Смысл жизни – в самореализации». Особенность подходазаключается в том, что человек оказывается должным сам выработать свой смыслжизни и «сделать себя».
В отличие от другихпарадигм  она обусловливает постоянное творчество человека, направленное настановление собственной индивидуальности. Если до этого личность воспринималаськак данность, то философия Нового времени считает личность сотворенной,созданной самим человеком. Личность не ищет смысл, а вырабатывает его. Этойпарадигмы придерживались Н.А.Бердяев, В… Соловьев, С.Н.Трубецкой, Л.А.Шестов, атакже И.Кант, Фихте.
Поскольку человек посвоей сути – существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найдеттолько на пути сопряжения интересов и целей общества и личности, считают авторыучебника «Философия» под ред. В.Н.Лавриненко и В.П.Ратникова[2].«Общность индивида  и рода, личности и социума дает основание оптимистическисмотреть на бытие человека в мире и смысле его жизни. Трагизм индивидуальнойсмерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатахсвоей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков».
Замечательные слова,воодушевляющие на добрые дела… Но вот что по этому поводу сказано у ГерманаГессе:
«…Всегдатак было и всегда так будет, что время и мир, деньги и власть принадлежатмелким и плоским, а другим, действительно людям, ничего не принадлежит. Ничего,кроме смерти.
-   Иничего больше?
-  Нет, еще вечность.
-  Ты имеешь в виду имя, славу впотомстве?
-  Нет, волчонок, не славу – разве оначего-то стоит? И неужели ты думаешь, что все действительно настоящие и в полномсмысле слова люди прославились и известны потомству?
-  Нет, конечно.
-  Ну, вот, значит, не славу! Славасуществует лишь так, для образования, это забота школьных учителей. Не славу, онет! А то, что я называю вечностью. Верующие называют это Царством Божьим. Мнедумается, мы, люди, мы все, более требовательные, знающие тоску, наделенныеодним лишним измерением, мы и вовсе не могли бы жить, если бы, кроме воздухаэтого мира, не было для дыханья еще и другого  воздуха, если бы, кроме времени,не существовало еще и вечности, а она-то и есть царство истинного. В нее входитмузыка Моцарта и стихи твоих великих поэтов, в нее входят святые, творившиечудеса, претерпевшие мученическую смерть и давшие людям великий пример. Ноточно также входит в вечность образ каждого настоящего подвига, сила каждого настоящегочувства, даже если никто не знает о них, не видит их, не запишет и не сохранитдля потомства. В вечности нет потомства, а есть только современники. Этоцарство по ту сторону времени и видимости. Там наше место, там наша родина,туда устремляется наше сердце, и потому мы тоскуем по смерти[3]».
Достичь вечности, илиЦарства Божьего, непросто. Сделать это можно путем всестороннего развития своейличности, путем самосовершенствования. Как писал Кант, существование человека«имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это  в его силах, он можетподчинить всю природу[4]».Так же считали и многие наши современники. «Николай Константинович Рерих всегдадумал, что, в конце концов, главная задача жизни – это самоусовершенствование.Искусство или какие-либо другие творческие достижения могут быть оченьбольшими, но в центре внимания всего остается жизнь самого человека, еголичность. Он считал, что его творческая жизнь, его искусство – только пособникисамоусовершенствования[5]».Л.Н.Толстой много размышлял над вопросом о смысле и цели жизни. В результате онпришел к выводу, что и то и другое заключается в самосовершенствованииличности. Вместе с тем ему было ясно, что смысла жизни отдельной личностинельзя искать отдельно от смысла жизни других людей.
В заключение нам хочетсяобратиться к творчеству Андре Моруа.
«Людиживут, едят, любят, рожают детей, трудятся. Зачем? Гёте отвечал: «Чтобыпирамида моей жизни, основание которой было заложено еще до меня, поднялась какможно выше». Попытаться сделать из своей жизни шедевр – занятие достойное.
Ваш выборможет пасть на предметы, которые другие сочли бы недостойными. Достаточно, еслиони удовлетворяют вас. Друзьям Фабра и Флеминга, вероятно, казалось странным,что можно посвятить жизнь насекомым  или бактериям; друзья Валери не понимали,зачем этот молодой человек годами отшлифовывает никому не понятные стихи. Стихии открытия обретают бессмертие, а с ними и их творцы. Впрочем, быть может, вамне суждено войти в славную когорту гениев. Неважно. Что бы вы ни избрали,правила остаются прежними. Нужно «уметь быть великим и в малом».
Можнобыть великим торговцем или промышленником, здесь тоже необходимысосредоточенность, четкость, обдуманное сочетание осторожности и смелости.Понимаете?
Главноене «преуспеть» в смысле «блистать». Это приложится – или не приложится – взависимости от обстоятельств. Главное – отдать все силы избранному делу.Делайте свое маленькое дело, но овладейте им в совершенстве и относитесь к немукак к делу великому. В своей области вы станете великим человеком.
Ио Вас пойдет молва. Ибо совершенство – редкость. Я знал ремесленников, которыетрудились в полной безвестности, не помышляя о славе, и, пройдя через множествоиспытаний, получили в конце концов признание.
Яне хочу сказать, что счастливая развязка – правило. Я не могу поручиться зауспех Ваших начинаний. Случай играет здесь не меньшую роль, чем труд и талант.Цель жизни не в том, чтобы стяжать себе бессмертную славу. «Бессмертье жалкое,увенчанное лавром». Она в том, чтобы превращать каждый день в маленькуювечность»[6].Жизнь
Прежде чем говорить осмысле жизни, необходимо хорошо разобраться, что же такое жизнь.
Если подходить системно имногогранно, то однозначного определение понятию «жизнь» дать нельзя, а если иможно, то получиться что-то эклектичное и громоздкое. Даже если обратиться к любомуфилософскому энциклопедическому словарю, то и там рассматриваются разныеподходы.
В целом, жизнь — это то,чем мир организмов (т.е. растения, животные, человек) отличается от всейостальной действительности, как уже с древнейших времен считали люди, наглядно,чувственно постигая суть жизни. Таков главный смысл этого слова, из которогоразвивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга.
1. В естественнонаучно-биологическом смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления; жизнь (согласноЭ. С. Расселу) принципиально отличается от органического явления своейнаправленностью, в частности: 1) прекращением действия с достижением цели; 2)продолжением действия, если цель не достигнута; 3) возможностью варьированияметодов или способностью их комбинирования при неудаче; 4) ограничениемнаправленного поведения внешними условиями. Объяснение такого поведения спричинно-механической точки зрения невозможно, указания границы междуорганической и неорганической материей для этого тоже недостаточно. Проблемуживого пытаются решить посредством аристотелевского понятия энтелехии илипосредством предполагаемого «витального фактора».
2. Жизнь вметафизическом смысле— основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека,жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и целижизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующихмировоззренческих предпосылок.
3. Психологическижизньхарактеризуется своей естественной упорядоченностью. Современнаягештальтпсихология отвергает как причинно-механическое, так и виталистическоеобъяснение живого, поскольку оба они исходят из принципа беспорядка вестественном, который должен быть преобразован в порядок или функционирующийорганизм только посредством воздействия особых сил (энтелехии, витального фактора и т. д.).
4. Систорико-культурной точки зрения жизнь в смысле «духовного, или духовной жизни», означаетналичие на протяжении всей мировой истории и действие идей; идейное содержаниемыслей и поступков. Особенную важность имеет здесь использованиеестественнонаучного понятия жизни для объяснения духовно-исторических явлений.
5. С биографическойточки зрения  жизньодного человека есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение исудьба в мире, от рождения до смерти.
Как видим, жизнь«распадается» на области исследования (биологическая, историческая, метафизическаяи т.п.) 
Если видеть только одну какую-то сторону жизни и рассматриватьтолько ее, то человеку никогда не найти ее смысла, но все равно постоянноиспытывать неудовлетворенность в жизни.
Например, русский философА.Лосев в своем очерке «Жизнь» дискутирует со своим оппонентом:
«Жизнь как именножизнь, жизнь, взятая сама по себе, жизнь как таковая, это есть самая нелепая,самая бессмысленная, самая слабоумная судьба, когда нет никого, кто был бывиноват, и в то же время решительно все виноваты. Жизнь создает себя, и жизньсама же пожирает себя. Каждый ее момент есть порождение нового и тут жепожирание этого нового. Непрерывно, сволочь, сама себя порождает и тут же самасебя пожирает. Так ежемгновенно порождаются и отмирают клетки в организме, иостается организм. Так непрестанно нарождаются и отмирают самые организмы, и — остается их род. Так порождаются и отмирают их роды, и — остаются семьи,племена. И т. д. и т.д. И так как нет ничего кроме и сверх жизни, так как нетникого и ничего выходящего за пределы жизни, то жизнь, со всем своим роскошнымдревом бесконечных и, допустим, часто весьма интересных и прихотливыхорганизмов, оказывается просто бессмыслицей, и больше ничего, простовымогательством и насилием, и больше ничего.
 Долой, долой этуголую жизнь! Долой, прочь этот неугомонный, самоуверенный, напористый, незнающий никаких пределов процесс жизни! Давайте знание, давайте то, что вышежизни и охватывает ее самое. Давайте смысл, давайте идею, давайте душу живую,ум живой! Давайте мыслить, рассуждать, расчленять, освещать! Долой потемки,отсутствие начал и концов, эту всемирную скуку само порождения и самопожирания. Давайте науку! Давайте, наконец, человека! Жизнь, взятая в своемобнаженном процессе, нечеловечна, дочеловечна, бесчеловечна! Знания, понимания,мудрости – вот чего мы жаждем больше, чем бессмысленной животности! Или жизнь-- бессмыслица, или знание выше жизни и мудрость выше животных функций.
Или жизнь — судьба,или жизнь — мудрость! Но так как жизнь неуничтожима и неискоренима, то ижизнь, и судьба, и мудрость – одно и то же. Мудр тот, кто знает судьбу; а знаетсудьбу тот, кто знает жизнь; а знает жизнь тот, кто живет и мыслит».
А вот еще один отрывок:
«В знанииуспокаивается жизнь. Знанием разрешается противоречие жизни. К появлению знаниястремится жизнь. Тоска и алкание жизни есть порыв к знанию, влечение кмудрости. Жизненное смятение есть тоска по знанию, вопль о не достигнутой илизагубленной мудрости; жизненная борьба, жизненное самопорождение исамопожирание есть тайная любовь к мысли, к знанию, скрытая эротика мудрости.Жизнь хочет породить из себя мудрость. Вот-вот из нее должно выбиться великоезнание, и--не рождается, не рождается. А не рождается потому, что знание естьразрешение противоречия жизни, и мудрость есть ставшая жизнь, внутреннепронизанная смыслом жизнь. Пока же становится жизнь, то есть пока жизнь естьтолько жизнь, а не есть ставшее, все ее силы и весь ее смысл уходит здесь покаеще на это самополагание и самоуничтожение; тут еще нет сил остановиться и,остановившись, обозреть пройденный путь. А ведь только обозревши пройденныйпуть жизни, можно говорить о мудрости жизни. Итак, жизнь не есть мудрость, ноона есть назревание мудрости, она есть восхождение к знанию, она вот-вот родитиз себя великий смысл, но она не рождает и не рождает… Жизнь заряженасмыслом, она — вечная возможность мудрости, она — заряд, задаток, корень исемя мудрости, но не есть еще сама мудрость. Надо выйти из жизни, чтобыразрешить ее противоречие; надо, чтобы для тебя, в известном смысле,остановилась жизнь, чтобы она перестала ослеплять тебя своей жгучейнепосредственностью; и только тогда она становится смыслом, знанием имудростью».
Далее философ задается вопросом,каково же содержание этого знания:
«Знание законовприроды не есть жизненное знание. Это – царство рассудка, а не жизни. Законыприроды требуют, чтобы все было неизменно, чтобы завтра было так же, как исегодня. А жизнь требует изменения. Жизнь неповторима. Вся жизнь и все стенаниежизни в том и заключается, что ее нельзя повторить. В некоторых очень узкихпределах ее можно сократить или продлить, но ее нельзя произвольно создать илиповторить. Мудрость жизни не захватывается внешней практикой человека так же,как она несводима и на отвлеченные законы природы.
…жизнь есть, и жизньесть нечто органическое и историческое, то есть в ней не только рассудочнаянеобходимость, но и синтез необходимости и случайности. В жизни, в морали, вкрасоте заложены семена мудрости жизни, но развиты в них односторонне...
Созерцание жизни, дажесамое глубокое, никогда не способно заменить самой жизни. Я понял, чтосозерцание красоты, при видимой своей мудрости и глубине, слишком отдаляет насот жизни, слишком изолирует нас, слишком делает нас бездеятельными.
Не такова жизнь. Жизньвсегда есть интимнейшее прикосновение как раз общего; это есть интимнейшееосуществление как раз не этого отдельного, частичного и раздробленного, новсегда — общего, всегда того, что очень далеко выходит за пределы каждойотдельной частности.
То, что рождаетчеловека, и то, что поглощает его после его смерти, есть единственная опора исмысл его существования. Было время, когда этого человека не было; и будетвремя, когда его не станет. Он промелькнул в жизни, и часто даже слишкомнезаметно. В чем же смысл его жизни и смерти? Только в том общем, в чемон был каким-то переходным пунктом. Если бессмысленно и это общее, бессмысленнаи вся жизнь человека. И если осмысленно оно, это общее, осмысленна и жизньчеловека. Но общее не может не быть для нас осмысленно. Оно — наша Родина (Лосев в это понятие вкладывает  нетолько страну, но и человеческий род в целом, то, что объединяет всех людей, оннамеренно не дает определения своей «Родине», чтобы таким образом не сужать тообщее, к чему сводится смысл). Значит, жизнь и смерть наша --не пустая ибессмысленная, жалкая пустота и ничтожество, но — жертва. В жертве сразу данои наше человеческое ничтожество и слабость, и наше человеческое достоинство исила. Гибнет моя жизнь, но растет и крепнет общая жизнь, поднимается иутверждается человеческое спасение; и страдания, слезы и отчаяние в прошломзалегают как нерушимый фундамент для будущей радости, а бессмыслица и тьмапрожитой жизни отмирают и забываются как тяжелый и уже миновавший сон.Повторяю: или есть что-нибудь над нами родное, великое, светлое, общее длявсех, интимно-интимно наше, внутреннейше наше, насущно и неизбывно наше, тоесть Родина, или --жизнь наша бессмысленна, страдания наши неискупаемы, ирыданию человеческому не предстоит никакого конца.
— Вы умрете, и вы этому рады, — говорил мне тоже один интеллигентишка. — Но ведь если вы умрете, то все равноваша жизнь бессмысленна, и все равно судьба властвует над вами.
— Нет! — отвечал я. — Я умру, но яостанусь жить.
— Хе-хе! Бессмертие, дескать, души?
— Как хотите называйте. Вернее,бессмертие моего дела.
— Но ведь дело-то умрет?
— Нет, товарищ, не умрет. Именно неумрет.
— Дело ваше умрет, раз вас не будет.
— Физически меня не будет, а жизньмоя не умрет.
— Но ведь она же растворится в общечеловеческомделе, в общечеловеческой жизни, и никто этого даже и не заметит.
— Вы рассуждаете как эгоист, отвсего уединившийся и ничего не любящий. Кто любит, тот не умрет»[7].
Вот так достаточноинтересно выдающийся философ XX века из разных в отдельности бессмысленныхграней жизни вывел для себя смысл жизни в целом – служение своему роду. Абессмертие по Лосеву достигается путем создания творческого наследия и заботыо  роде Человеческом и его будущем.
Счастье – смысл жизни человека.
В отличие от Лосевамногие люди считаю, что смысл человеческой жизни в достижении счастья. Этообщее желание всех людей – и мужчин и женщин, и образованных и необразованных,малых и старых. Вряд ли можно встретить человека, который бы сказал для себя:«Я не хочу быть счастливым. Я вот такой человек, что хочу жить плохо». «Человексоздан для счастья как птица для полета», — говорит Иван Сергеевич Тургенев настраницах повести «Ася».
Странно, но факт: вселюди хотят быть счастливыми, а счастье в жизни всегда было и теперь есть не такуж много – гораздо больше скорбей, горя, всякого рода неприятностей ипереживаний. В чем же дело?
Мы знаем, что если людиобъединяются каким-то одним желанием, так эти люди преодолевают любыепрепятствия  и добиваются желаемого. Люди перегораживают плотинами многоводныереки, покоряют океаны, осваивают космические пространства, превращают пустыни вцветущие сады. И все это делают сравнительно небольшие группы людей, движимыеодной целью. А тут не группы людей, а все хотят быть счастливыми, и это у нихтак плохо получается. Почему?
Долгое время считалось (амногими и теперь считается), что счастье человеческое напрямую зависит отматериального благополучия: чем достатка больше, тем больше и счастья. Многиенадеялись и старались осчастливить людей, облегчая их труд, окружая комфортом,улучшая условия жизни. Но человек все равно может быть глубоко несчастным.
От чего же, в такомслучае, зависит счастье и смысл жизни? Где его искать?
Вопрос непраздный. Одниищут на верхних ступенях общественной лестницы – для таких людей счастье исмысл жизни обуславливается высокой и хорошо оплачиваемой должностью; другойищет счастья в любимой работе, третий – в интересных книгах; развратник – вкрасивых женщинах, пьяница – в вине, наркоман -  героине…Кто в чем. Отчего ж ненаходим? Наверное, ответ прост: не там ищем. Не находим, потому что не тойдорогой шагаем, разыскивая смысл жизни. На этой дороге могут быть только лишьвременные, скоропреходящие удовольствия, суррогаты счастья. Но финал этихобольщений известен: душевное разочарование, уныние, неудовлетворенностьжизнью, мысли о самоубийстве.
Да, деньги значительнорасширяют свободу наших действий. Да, свобода – одна из важнейших потребностейчеловека. Но самый интерес жизни человеческой не в свободе как таковой, но всамозабвенном служении свободно выбранной цели. Едва человек становится вполнесвободным, тут же является вопрос: что ему с этой свободой делать? Свобода самапо себе, не дает жизни никакого содержания. И содержание, и смысл, и интерес кжизни дает присутствие в ней чего-то горячо любимого и стремление к этомулюбимому приблизиться.
Чем обуславливаетсясчастье? При всем разнообразии ответов на этот вопрос, можно вычленить одинобщий ответ, с которым трудно не согласиться: счастье человеческоеобуславливается теми же успехами и неудачами, которые человек встречает на путижеланной цели. Успехи делают его счастливым, неудачи – огорчают. А разныемнения о счастье от того, что разные люди преследуют в жизни разные цели.
Можно ли назватьосмысленной жизнь, протекающей «от зарплаты до зарплаты»? Это – не жизненнаяцель, а только средство к достижению цели. Автомобиль существует не для того,чтобы его заправлять бензином и ремонтировать. Его обслуживают для того, чтобыон перевозил людей или груз.
Можно ли назватьсчастливой жизнь людей, добывающих свое счастье и деньгами, и бицепсами, гдеугодно и какими угодно средствами.
Чревоугодник ищет счастьяв изысканном и обильном обеде. И вот он пьет свое счастье и попадает в больницус ожирением или инфарктом. У пьяницы счастье в стакане. Его счастье строитьсяне истерзанных родительских сердцах, на слезах жены, на загубленном здоровьедетей, на собственном истраченном здоровье. Вот так и получается, что людистроят счастье на чьем-то горе, страдании, на слезах.
Наверное, на вопрос, вчем смысл жизни и как обрести счастье верный ответ надо искать не в телевизоре,не в рекламных проспектах, не у друзей, и даже не у родителей, хотя они,конечно, более чем кто-нибудь другой желают счастья своим детям – но и ониошибаются. На мой взгляд, единственно верный ответ вопрос о смысле жизни,счастье может дать только Бог. Цель, поставленная Богом перед человеком – жизньвечная, смыслом же вечной жизни является вечное богопознание и богоуподобление.И в этих-то богопознании богоуподоблении и находит душа человеческаяединственное прибежище и спасение от неизбежных при погоне за иными идеаламигорестей пустоты и разочарования. Любые другие цели – достижимы, а значит,исчерпываемы и преходящи; и  только эта – вечна, а значит, всегда желанна:стремление стать совершенным, как совершенен Бог. Причем, чем ближе к этой целипродвигаешься, тем она становится желанней. И эта вечная жизнь ожидает каждогоиз нас не по ту сторону смерти. Она всегда, на то она и вечна.
Заключение
В заключение хочетсясказать, что независимо от того, как человек определил свой путь, нашел свойсмысл жизни, уже самое искание этого смысла делает человека достойным названияего Человеком, личностью. В разные годы своей жизни, в разные эпохи развитиячеловеческого общества в обществе доминировали различные взгляды на смыслжизни. Эти взгляды в личном отношении можно свести к совершенствованиючеловека, воспитанию личности, в общественном — к сопряжению личных интересов иинтересов общества, устроению удовлетворенности, благосостояния всего общества.
Хочется повториться, чтоопределить личностный смысл жизни — это значит осмыслить жизнь во всей её сути и большом плане;это значит объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое; это значит, наконецопределить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства ихосуществления. По мнению С.Л. Рубинштейна, всё это бесконечно превосходитвсякую учёность и связано с драгоценным и редким свойством — мудростью.
Приемлемо и допустимоодно самое главное — это постоянный рост личности, самосозидание, стремление к физическомуинтеллектуальному, эмоционально-чувственному и духовному совершенствованию. Ктоможет реализовать себя в жизнь, кто может придать свой смысл жизни? Тольколичность. Сила личности не имеет ничего общего с господством. Господстволичности — симптом еёслабости, социальное порождение невежества, страха и эгоизма. Сила личности,напротив, основана на знании, смелости и сотрудничестве. Сила личности — синоним мудрости, опыт, добытыйсердцем и увенчанный интеллектом. Сила личности аккумулируется в течение всейжизни, она собирается по кирпичикам из каждодневного опыта и стоит на основных ²китах²: желании преодолеть трудности,самоконтроле, гармонии. Ибо каждое испытание, постигшее сильную личность,одновременно и подстёгивает и предостерегает. А что такое самоконтроль?Самоконтроль — этосознательное, творческое использование жизненной энергии на более высокомуровне. Испытания создают огромное поле деятельности для тренировки всамоконтроле — когда,например, раздражение и гнев сменяются спокойствием и терпением, зависть — добродетелью, коварствовеликодушием, жестокость — милосердием, нетерпимость — состраданием, скепсис — надеждой, безделье — инициативностью. Мудрее преодолеть семь смертных грехов: гордыню,измена-ложь, жадность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть, лень и приблизитьсяк четырём главным добродетелям: благоразумие, храбрость, умеренности во всём,справедливости. Нелепо опровергать старую, еврейскую пословицу, ум ржавеет отзлости. Доктор Ганс Селье обнаружил, что самым мощным источникомфизиологических симптомов стресса являются негативные мысли и чувства. Основнуюзащиту от этих симптомов Селье видит в позитивных эмоциях. Любовь, вера,отвага, благодарность и доверие активизируют деятельность щитовидной железы иповышает жизненную энергию. Высшее счастье давать любовь: тот, кто любитсчастливее того, кто любим, лучше давать, чем брать. Эгоистичный, неспособный клюбви человек, обрекает себя на безрадостное одиночество и изоляцию.
Понимает истинный смыслжизни лишь тот человек, который добивается поставленной цели, ибо он можетдерзновенно мыслить и действовать без малейших колебаний, а не жалкое существо,с потребностями, ограниченными плотскими вожделениями. Не надо уходить отдействительности, надо учиться жить в ней. Никто ещё не нашёл смысл жизни внаркотиках, безудержном пьянстве, разврате, сексе, жадности, корысти, похотивластвования, зависти, злобности, склонности к насилию, что в целом приводит кразрушению личности, нравственному и физическому страданию. Философия же жизниуводит человека из его отупляющей колеи обыденности, нелепости личного бытия,от необходимости заботы о хлебе насущном, от вечного унижающего осторожничанияв жизни, что обращает жизненную энергию в прах, от общепринятых житейских ²правд,² понятий; мысли философов подвигаютчеловека к свободе; свободным же человеком называется не участник борьбы засвободу, но тот, кто умеет хотеть, действовать, дерзать сам. С другой стороны,свобода налагает на человека жёсткую ответственность перед законом, обществом,каждому следует помнить, что для разумных и свободных людей закон — это Бог, для неразумных — удовольствие.
             Уместновспомнить Соломона:
Избегай наслаждений, онипорождают тоску
Что прекраснее всего — гармония
Что сильнее всего — мысль
Что лучше всего — блаженство.

Списокиспользованной литературы:

1.  ВальяноМ.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999
2.  Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т.Т.2
3.  Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы.– М.: Изд-во Эксмо, 2003
4.  Кант И. Соч. в 6 т. Т.5. – М.: Мысль,1966
5.  Морев И.В. В защиту веры и особенноправославной. Протии неверия и религиозного заблуждения. – 2 изд., перераб. –Нижний Новгород: Ред.-изд. Центр Нижег. Епархиального упр., 1993
6.  Моруа А. «Байрон. Письма незнакомке.Открытое письмо молодому человеку о науке жить.» – М.: Олимп; ООО «Фирма«Издательство АСТ», 1998
7.  Новый мир 2002 №2, с. 154-166, ГалинаМуровник «Ибо прах ты и в прах возвратишься» Размышления о феномене смерти внаучном и богословском аспектах.
8.  Рерих Н.К. «О Вечном…» – М.:Республика, 1994
9.  свящ. Александр Захаров. Слово осчастии. САТИСЪ, 1998
10. Франк С.Л. Смысл жизни.- -М.: ООО «Издательство АСТ,2003. – (Философия. Психология).
11. «Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф.В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.