Реферат по предмету "Философия"


Циклическая концепция цивилизации в философии А. Тойнби

Яровой Андрей Викторович
Реферат  на тему:
Концепция цикличностицивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби.
Москва, 1998.
Введение
На пороге XXIвека перед человечеством все острее встают вопросы: куда мы идем, где мы сейчаси каковы вообще перспективы развития земной цивилизации. Фантастические темпыразвития новейших технологий и перспективы, открывающиеся благодаря им,прогрессирующая «вестернизация» экономических и политических аспектов жизнимногих стран мира позволяют многим делать предположения о стремительномприближении человечества к идеалам западной демократии. Звучат даже слова оконце истории человечества. Вот, например, как отреагировал американскийисторик Фрэнсис Фукуяма на реформы в бывшем Советском Союзе: «Возможно, что то,что мы наблюдаем, это не просто конец холодной войны или своеобразного периодапослевоенной истории, но конец истории как таковой: это означает конечный пунктидеологической эволюции человека и превращение западной либеральной демократиив универсальную, в конечную форму государственного управления человечества»[1]. Используя экономическиепоказатели, политики и экономисты ранжируют страны по степени их«прогрессивности», начисто отметая такие неотъемлемые характеристикичеловеческого бытия как нравственность, самобытность культуры,  или обуславливая их экономическим иполитическим развитием. По сути все, что не вписывается в «прокрустово ложе»менталитета среднего европейского (или американского) потребителя, объясняется«дикостью» народов 3-го мира, до которых, к сожалению, не дошел еще светзападной культуры. Но как можно всю неповторимость и многообразие различныхкультур сводить к двум-трем числовым показателям типа валового национальногопродукта на душу населения? И вообще, правомерно ли сравнение различных культурмежду собой, выстраивание их в какую бы то ни было  иерархическую структуру по степениприближения к единому для всех идеалу? Не слишком ли мы увлекаемся, принимаяявления, присущие отдельным культурам за характеристики всех культур?
Многие мыслители считают неправомерным описание истории каклинейного поступательного движения к единой цели, в котором все народы идут водном направлении, обгоняя или отставая друг от друга. Напротив, история дляних — это развитие отдельных общественных сущностей более или менеевзаимодействующих друг с другом, где смерть одних соседствует с рождениемдругих. «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории… я вижуфеномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившейих страны,… и у каждой своя собственная идея, собственные страсти,собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть»[2]. Так писал немецкийфилософ начала XX векаОсвальд Шпенглер. В теориях такого типа непрерывное поступательное движениечеловечества как целого заменяется на циклическое развитие отдельных локальныхцивилизаций. К мыслителям, придерживающимся схожей точки зрения на предметистории, относится и английский историк XX века Арнольд Тойнби. Его теория циклических цивилизаций ибудет освещена в данном реферате.Циклический путь развития цивилизацииМетодика исследования — эмпирический анализ
Перед тем как начать говорить о теории Тойнби, следуетсказать несколько слов о его методике исследования. Как пишет сам Тойнби,описывая некоторые отличия его теории циклов от теории цивилизаций Шпенглера,«если германский априорный метод потерпел неудачу, стоит попробовать, чегоможно добиться при помощи английского эмпиризма»[3]. На протяжении всегоосновного своего труда «Постижение Истории» Тойнби придерживается своейметодики. Любое понятие, вводимое им, не дается apriori, а возникает с необходимостьюиз множества подобранных примеров. Многие сущности, вводимые Тойнби, не имеютчетких формулировок, а становятся понятными лишь после изучения большогоколичества исторических примеров. Так, например, одно из важнейших понятийтеории Тойнби Вызов-Ответ не даетсяформально, а строится на большом числе конкретных примеров. Такой стильизложения мыслей имеет как свои достоинства так и недостатки. С одной стороны,большой фактический материал является хорошим подкреплением постулатов теорииТойнби. С другой стороны, нечеткость формулировок допускает неоднозначностьинтерпретации и зачастую затрудняет понимание некоторых положений его теории.Единица измерения — цивилизация
Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимопонять, что же Тойнби подразумевает под понятием «цивилизация», или, другимисловами, что является «единицей измерения» исторического бытия. Исходя из того,что любая страна, политический союз и т. д. Должны рассматриваться не сами посебе, а исходя «исторического контекста», Тойнби приходит к следующим выводамоб «атоме, на котором следует фокусировать свое внимание историку»:
a)  [4];
b) 
c)  
d) 
e)  
Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать однуцивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходукниги). На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые):
1. 
2. 
3. 
4. 
5. 
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственныеотношения, например, западная христианская и православная христианская,находящиеся друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинскойцивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могутвлиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке зренияШпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями,не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой.
Тем не менее Тойнби также глубоко не приемлет и концепцию«единства цивилизации», объясняя ее, как и Шпенглер, гипертрофированнымчувством евроцентризма современных историков: «Западные историки… считают,что в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более илименее завершена, а значит, как они полагают, завершается унификация и по другимнаправлениям. Во-вторых, они путают унификацию с единством, преувеличивая такимобразом роль ситуации, исторически сложившейся совсем недавно и не позволяющейпока говорить о создании единой Цивилизации, тем более отождествлять ее сзападным обществом»[5]Стадии цикла
Каков же жизненный цикл цивилизаций в концепции Тойнби?Предопределены ли сроки их жизни или ничто не запрещает развиваться цивилизациисколь угодно долго? Вот как отвечает Тойнби на эти вопросы. Каждая цивилизацияпроходит на своем жизненном пути следующие стадии: Стадия зарождения — генезис. Цивилизация может возникнутьлибо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах«материнской» цивилизации. За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация иззародыша развивается в полноценную социальную структуру. Во время ростацивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, котораякак правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада. Распавшись,цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизацияИнков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившаячерез вселенскую церковь западное и православное христианство). Следует сразуотметить, что в этом жизненном цикле нет той фатальной предопределенностиразвития, которая присутствует в цикле цивилизации Шпенглера. Если у Шпенглерацивилизация — это живой организм, который с необходимостью растет, созревает,увядает и, наконец, умирает, то Тойнби отходит от трактования цивилизации, какнекой неделимой сущности, считая что «общество не является и не может бытьничем иным, кроме как посредником, с помощью которого отдельные людивзаимодействуют между собой. Личности, а не общества создают человеческуюисторию»[6]. Такая интерпретацияобщества позволяет ответить на вопрос о предопределенности развития: если всеиндивидуумы, составляющие данное общество, смогут преодолеть надлом в душе, тои общество в целом может выбраться из стадии надлома. «Надломы цивилизаций немогут быть результатом повторяющихся или поступательных действий сил,находящихся вне человеческого контроля»[7]. Отсюда следует, чтоТойнби отвергает судьбу в вопросах развития цивилизации, считая, что последнееслово всегда остается за человеком.
Выделив основные стадии развития цивилизации, необходимоответить на вопрос: что же является «мотором» цивилизации, что заставляетпримитивное общество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет,однажды проснуться и начать непрерывное поступательное движение; есть личто-либо единое, стоящее за всеми стадиями развития цивилизаций? В поискахэтого первопринципа Тойнби приходит к концепции Вызова-и-Ответа. Не найдя детерминированных, «неодушевленных»причин зарождения и развития цивилизаций, Тойнби вводит через миф об искушениитвари Божьей Дьяволом и последующем преображении искушаемого через творениеГосподне противоречие в качествеосновного движущего механизма истории. На первом этапе Дьявол (Вызов) выводитсистему из равновесного и пассивного состояния Инь в возбужденное и активноесостояние Ян. Ответом на вызов должен быть либо рост — «переход в более высокоеи более совершенное с точки зрения усложнения структуры»[8] состояние, либо смерть,проигрыш. Выйдя на новую ступень, система вновь выводится из равновесия и такдалее до тех пор, пока на очередной вызов не последует адекватного ответа.  Вызовы могут быть как внешними (стимулы,необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними (творческий порывгения, развитие науки). Причем системе требуется лишь первоначальное наличиевнешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются вовнутренние вызовы. Именно такое динамическое, прогрессирующее противоречие иявляется залогом развития цивилизации и индивидуумов, ее составляющих.
Как уже говорилось выше, некоторые из вызовов могут получатьдостойные ответы, в то время как другие могут остаться и без ответа. Еслисуровость вызова будет усиливаться до бесконечности, гарантируется ли тем самымбесконечное увеличение энергии, вложенной в ответ на бросаемый вызов? Тойнбиотвечает на этот вопрос вполне логично: наиболее стимулирующее воздействиеоказывает вызов средней силы. Слабый вызов не может заставить систему перейтина качественно новый уровень, в то время как чрезмерно сильный вызов можетпросто-напросто ее разрушить.
Как же выглядит концепция Вызова-и-Ответа в применении кцивилизации и к анализу ее развития? Кому предназначается вызов — обществу вцелом, либо каждому человеку в отдельности? Как уже упоминалось, система Тойнбиантропоцентрична в том смысле, что в ней обществу отводится место полядействия, а не носителя созидательной силы. Поэтому и вызовы предназначаютсяпрежде всего людям. Здесь Тойнби стоит на позиции французского философа АнриБергсона: «Мы не верим в «бессознательный» фактор Истории, так называемые«великие подземные течения мысли», на которые так часто ссылаются, возможнолишь потому, что большие массы людей оказались увлеченными кем-то одним,личностью, выдвинутой из общего числа. Нет надобности повторять, что социальныйпрогресс обусловливается прежде всего духовной средой общества. Скачоксовершается тогда, когда общество решается на эксперимент; это означает, чтообщество или поддалось убеждению, или было протрясено кем-то, но именно кем-то»[9]. Однако большинство членовобщества инертно и пассивно и неспособно дать достойный ответ на удары судьбы.Чтобы общество смогло ответить на вызов, в нем необходимо наличие Личностей,сверхлюдей. Именно они способны дать ответ, именно они способны повести за собойвсех остальных. Кто они — эти сверхлюди? Тойнби указывает, что ими могут бытькак отдельные люди (Иисус, Мухаммед, Будда) так и социальные группы (английскиенонконформисты). В любом случае общество раскалывается на две взаимодействующиечасти: на творческое, несущее в себе потенциал меньшинство и основную инертнуюмассу. Каким же образом способность творческого меньшинства дать ответ на вызовпревращается в ответ всего общества? По утверждению Бергсона, «требуетсядвойное усилие. Прежде всего со стороны отдельных личностей, нацеленных нановаторский путь, и наряду с этим — всех остальных, готовых воспринять этуновацию и приспособиться к ней. Цивилизованным можно назвать лишь то общество,в котором эти встречные усилия слились воедино. В сущности, второе условиеболее трудно для исполнения. Наличие в обществе творческой личности — факторнеобходимый и достаточный для зарождения процесса… Однако для ответногодвижения нужны определенные условия, при которых творческая личность можетувлечь за собой остальных»[10]. Каков механизмвзаимодействия творческого меньшинства и пассивного большинства? Тойнби назвалэтот механизм «мимесис» — социальноеподражание. Мимесис появляется у человека задолго до вступления общества в фазуразвития. Его можно видеть и в обществах с примитивным укладом и в развитыхцивилизациях. Однако действие мимесиса в этих двух случаях прямопротивоположно: если в примитивных обществах мимесис, выражаясь в обычаях иподражании старейшинам, направлен в прошлое и является гарантом стабильности общества,то при вступлении общества на путь цивилизации мимесис в основном направлен натворческое меньшинство,  являясь такимобразом связующим звеном между активными и пассивными его членами.Следовательно, для успешного ответа на вызов необходимо наличие в обществеследующих факторов:
1. 
2.  Генезис
Как уже упоминалось, Тойнби выделяет два пути возникновенияцивилизаций: через мутацию примитивного общества и через отчуждениепролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших цивилизаций. Как иследовало ожидать, в обоих случаях Тойнби объясняет генезис с помощью концепцииВызов-и-Ответ, отвергая при этом как расовые теории, постулирующие различную«государствообразующую» силу разных рас, так и благоприятные природные условия,якобы являющиеся залогом возникновения цивилизаций. Замечая, что природныеусловия могут влиять на характер цивилизации, он однако говорит, что дляуспешного зарождения необходимо появление Вызова — стимула. Тойнби выделяетпять основных стимулов, которые могут положительным образом повлиять науспешный генезис цивилизации.
1.               
a)               
b)               
2.               
a)               
b)               
c)                
Как видно из приведенного вышесписка, стимулы могут быть как природными, так и социальными. Именно появлениестимулирующего воздействия со стороны природы или окружающих народов способновывести примитивное общество из стационарного состояния и заставить его начатьразвиваться. Доказывая свое предположение, Тойнби анализирует большоеколичество различных цивилизаций и в каждом случае находит такой стимул. Средивсех стимулов хотелось бы выделить стимул новой земли, а точнее, егоразновидность — стимул заморской миграции. Он не только побуждает обществоначать развиваться, но и побуждает делать это на принципиально новой основе:«Другой положительный эффект, возникающий в ходе испытания заморской миграцией,относится к области политической. Складывается принципиально новый типполитической системы — республика, в которой связующий элемент — договор, а неродство»[11].Что касается зарождения цивилизации из недр материнской цивилизации, то здесьТойнби также использует концепцию Вызов-и-Ответ. Правящее меньшинство, котороебольше не является творческим меньшинством, не способно дать ответ на вызов,стоящий перед обществом и разрушающий его. Тогда в среде пролетариата возникаетновое творческое меньшинство, действительно способное дать ответ. Постепенномимесис народных масс перенаправляется на новое творческое меньшинство, что вдальнейшем приводит к зарождению новой цивилизации. Таким образом, образованиецивилизаций данного типа происходит из-за неспособности старого меньшинствадать успешный ответ на вызов, стоящий перед ним.Рост
Приступая к анализу стадии роста в цивилизации Тойнби,необходимо понять, что он считает критерием роста. Прежде всего,территориальная экспансия ни в коей мере не является показателем развитияцивилизации. Территориальное расширение обычно сопровождается кровопролитнымивойнами и свидетельствует скорее не о росте цивилизации, а о регрессе.Захватывание чужих территорий зачастую говорит о неспособности обществасправиться с внутренним вызовом. «Общество, переживающее упадок, стремитсяотодвинуть день и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию наматериальные проекты гигантского размаха, что есть не что иное, как стремлениеобмануть агонизирующее сознание, обреченное собственной некомпетентностью исудьбой на гибель»[12]. Тойнби отказываетсятакже в качестве признака роста принимать и рост власти над природой. Прогрессв технике и технологии зачастую вызван не общим развитием общества, а заказомвоенных, что свидетельствует опять же о надломе. Кроме того техническийпрогресс может приводить к идолизации его как единственного критерия развитияцивилизации и пренебрежению духовной сферой развития человека. О какомпрогрессе может идти речь, если последние достижения науки используются дляуничтожения себе подобных? «Влияние Человека на силы Добра и Зла возрослоневероятно с освоением новых источников энергии, но это, увы, не прибавилоЧеловеку мудрости или добродетели, не убедило его в том, что в царстве людеймилосердие более ценно, чем часовой механизм»[13]. Суть же прогресса, поТойнби, заключается в законе прогрессирующего упрощения — этерификации. Смысл его заключается в том, что прогрессирующаясистема должна переходить к «энергиям все более и более элементарным, тонким ипостигаемым лишь при помощи абстрактных категорий». Закон этерификациипроявляет себя многозначно. Сюда попадает как часть и развитие техники, идвижение искусства от пластики к музыке. Однако для Тойнби, как человекаверующего, наиболее важна религиозная этерификация: «Постепенное восхождениеРелигии к Богам со все более ясно очерченной личностью и более четкоопределенными отношениями между собой означает в конечном счете абсорбцию впонятие некой единой божественной личности; и это в свою очередь вызываетпереход от внешнего к внутреннему представлению о Боге, переход Религии отстатики к динамике»[14]. Этерификация неизбежноведет к «переносу поля действия» — переходу из макрокосма в микрокосм.Противоречие Человек-Природа постепенно превращается в противоречиеЧеловек-Человек, внешний вызов преобразуется во внутренний. Если вначалеразвития цивилизации человеку приходится в основном отвечать на вызовы Природы,то по мере развития основными становятся социальные противоречия: борьба междуклассами, религиозные, национальные вопросы. На уровне человека рост означаетвсю меньшую зависимость от физиологических потребностей и все прогрессирующеевлияние нравственных проблем. «Рост означает, что растущая личность илицивилизация стремится создать свое собственное окружение, породить своегособственного возмутителя спокойствия и создать свое собственное поле действия.Иными словами, критерий роста — это прогрессивное движение в направлениисамоопределения»[15].
 Как же происходитдвижение цивилизации по пути прогресса? Считая микрокосм первичным фактором,Тойнби говорит, что рост цивилизации обусловливается изменениями во внутреннеммире индивидуума. Но эти изменения могут произойти в душе не любого человека, алишь у творческого меньшинства. Ответом на вызов в данном случае являетсяпереход Личности на более высокий уровень развития. Однако подавляющая частьобщества остается там же где и была. Таким образом возникает еще одно оченьважное противоречие «меньшинство-большинство». Большинство может приблизиться кменьшинству путем механизма мимесиса. Однако нет никаких гарантий того, что этопроизойдет. Отсюда возникает опасность отрыва одной социальной группы отдругой. С ростом цивилизации эта пропасть становится все шире и шире, что вконце концов может привести к надлому цивилизации: вызову, на которыйменьшинство уже не способно дать адекватного ответа.
В результате роста каждая цивилизация проходит свойуникальный путь развития. При этом опыт, полученный каждой цивилизацией, такжеуникален. Этим Тойнби объясняет различие цивилизаций. Чем сильнее развитаданная цивилизация, тем неповторимей пройденный ею жизненный путь и тем сильнеенепохожа она на другие. Таким образом по мере роста цивилизаций возникает ихдифференциация, что сказывается на мировоззрении индивидуумов, культуре,искусстве. В отличие от Шпенглера, объясняющего различие цивилизаций (уШпенглера — культур) различием прафеноменов — первичных символов, лежащих воснове каждой цивилизации, Тойнби усматривает изначальное внутреннее единствовсех цивилизаций, различия которых вызваны неповторимостью жизненного путикаждой цивилизации: «Многообразие, представленное в человеческой природе,человеческой жизни и социальных институтах — это искусственный феномен и онлишь маскирует внутреннее единство»[16].Надлом
Одним из основных постулатов теории Освальда Шпенглераявляется то, что общества суть живые организмы. А раз так, то каждое обществопроходит через стадии, обязательные для любого организма: рождения, роста,увядания и смерти. Однако, как было показано, Тойнби отвергает эту точкузрения, рассматривая общество лишь как поле действия индивидуумов. Где же тогдаследует искать причину надломов цивилизаций? Как уже говорилось, процесс ростацивилизации — это постоянная борьба. С одной стороны, это взаимодействие междувызовами и творческим меньшинством, с другой стороны это постоянноепротиворечие между меньшинством и косной массой. Надлом может произойти поразличным причинам. Возможно, что на очередной вызов активная часть просто несможет дать адекватный ответ. Другая причина может крыться в природе мимесиса.Мимесис, направленный в будущее означает отказ от обычаев. Таким образомсистема становится слабо сбалансированной и подверженной катаклизмам. Не имеядостаточно четкого и однозначного ответа на вопрос о причинах надлома, Тойнбиприводит большое количество примеров надломов, из которых можно вычленитьнесколько групп:
-   
-   
-     следствие, вырождение.
-   [17]. В эту категорию попадаеточень широкий спектр надломов. В частности, сюда попадает современнаятехногенная западная цивилизация, спартанская цивилизация, положившая себя наалтарь бога Войны.
Как видно, спектр опасностей, подстерегающих цивилизацию напути ее развития, весьма широк. Однако наступление надлома и гибели не являетсянеизбежным. Всегда есть шанс выхода из тупиковой ситуации.Распад
Стадия распада, по Тойнби, является серией неудачных ответовна один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальномплане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:
1.
2.
3.
В духовной сфере распад общества приводит к расколу в душе.«Раскол в душах людей проявляется в самых разнообразных формах. Он затрагиваетповедение, чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызоввстречает в душах людей прямо противоположный отклик — от абсолютнойпассивности до крайних форм активности… По мере нарастания социальногораспада альтернативные решения становятся все более косными, полярными и болеезначимыми по своим последствиям»[18].
Разложение общества сопровождается полным распадом правящейверхушки и появлением нового творческого меньшинства, вышедшего изпролетариата. Именно это меньшинство способно образовать новую цивилизацию.Единственный положительный выход — «преображение», то есть созданиепролетариатом новой религии, опирающейся на принципиально иную систему ценностей,нежели разлагающаяся цивилизация. Созданная пролетариатом вселенская церковьявляется той «куколкой», из которой и возникнет в будущем новая цивилизация.Современная ситуация
Какой видится современная ситуация английскому историку?Достижения в технической и политической сферах отнюдь не сделали современноезападное общество духовнее. По сути, оно попало в капкан идолопоклонства, гдеместо идола занимает все та же западная демократия. «В секуляризованномзападном мире XX векасимптомы духовного отставания очевидны. Возрождение поклонения Левиафану сталорелигией и каждый житель Запада внес в этот процесс свою лепту. Современныйзападный ренессанс племенной религии эллинистического мира представляет собойчистое идолопоклонство»[19]. Подчинив церковь государству,общество стало по сути неоязыческим. Как религиозный человек, Тойнби ищетспасение в мировой церкви, в религии как средстве примирения всех жителейЗемли. «Душа, озаренная высшей религией, может достигнуть большего вблагоустройстве земной жизни, чем душа языческая. Озарение душ светом высшихрелигий определяет духовный прогресс человека»[20].Заключение
В данном реферате были представлены основные положениятеории цивилизаций английского историка Арнольда Тойнби. Его теорияявляется  циклической в том смысле, чтоона не рассматривает историю как единое поступательное движение всех народов кодной общей цели. В то же время она и не трактует историю как бесцельныйкруговорот различных культур и цивилизаций. В противоположность жизненномуциклу культуры по Шпенглеру цикл цивилизации по Тойнби не является таковым встрогом смысле этого слова. Жизнь цивилизации — это скорее непрерывноепоступательное движение по пути духовного развития, на котором постоянновозникают ловушки, способные надломить и даже разрушить цивилизацию. Движениепо этому пути – дело трудное, однако всегда есть шанс обойти все препятствия ине упустить этот шанс – задача индивидуумов, составляющих данное общество.Именно человек ответственен за рост своего общества. «Пока есть жизнь, естьнадежда … что с божьей помощью человек – хозяин своей судьбы, хотя бы отчасти,хотя бы в чем-то»[21].

Список литературы:
1. Арнольд Тойнби «ПостижениеИстории». Москва «Прогресс», 1990.
2.   «Цивилизация перед судом Истории». С-Пб. «Ювента», «Прогресс»,«Культура», 1995.
3.   «Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Образ идействительность». Минск «Попурри», 1998.

[1]«Конец истории?» Ф. Фукуяма «США:Экономика, политика, идеология» №5 1990.
[2]3, стр. 29.
[3]2, стр. 25.
[4]1, стр. 40.
[5]1, стр. 81.
[6]1, стр. 251.
[7]1, стр. 300.
[8]1, стр. 120.
[9]1, стр. 254.
[10]1, стр. 260.
[11]1, стр. 136.
[12]1, стр. 224.
[13]1, стр. 227.
[14]1, стр. 238.
[15]1, стр. 250.
[16]1, стр. 293.
[17]1, стр. 310.
[18]1, стр. 358.
[19]1, стр. 530.
[20]1, стр. 540.
[21]2, стр. 40.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.