Реферат по предмету "Философия"


Философия, история философии, школы философии

--PAGE_BREAK--Платон и Аристотель
Главным разделом их философии является онтология, основной вопрос которой «Что существует и что есть сущее?». Оба философа говорят о совершенном знании, определённом совершенным бытием.


Период

Время

Характеристика

Представители

Апологетика

II– IIIвв.

Период утверждения христианства. Церковь ещё гоним. Задача: показать нелепость языческих верований. Апологеты обращаются к античной философии с целью найти там противоречие. Возникает догмат о триединстве Бога. Основная проблема: отношение веры и разума.

Тертуллиан,

Климент Александрийский



Патристика

IV– Xвв.

Святость жизни, ортодоксальность учения, признание церковью.

восточная

западная

Григорий Нисский,

Василий Кесарийский

Аврелий Августин, еп. Кетарена.

Схоластика (от лат. Школа)

XI– XIVвв.

Возникают учебные заведения, предпринимаются попытки доказать существование Бога с помощью логических приёмов.

Иоганн Скотт Иреугена, Ансельм Кетеркерийский, Пьер Абельяр,

Фома Аквинский


--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK--


Физика и метафизика связаны общим изучением природы. Человек исследуется как индивидуум и как член общества.

Познание начинается с освобождения от идолов:

Призраки рынка (толпа),

пещеры (мнение человека),

театра (авторитеты учёных, философов),

рода (представления рода).

Индуктивный метод своей задачей имеет истолкование фактовàдвижение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разумàнаблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим.

Б. настаивает на опыте исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Учёный анатомирует мир, обращается к постижению конкретных истин. Б. противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Б. включает в себя оба этих метода:

аналитическое исследование

опыт, подтверждённый экспериментом

чувственный опыт
--PAGE_BREAK--

Благодаря созерцанию объект нам является и у нас возникает представление о нём. Однако наше чувственное представление не есть представление о сущности вещи, это лишь представление о том, каким образом эта вещь является в нашем сознании. Дело чувств – созерцать, дело рассудка – мыслить, то есть соединять представления в сознании. Соединение представлений=суждениеàмыслить — значит составлять суждения.

Можем ли мы познать мир? Закон – частное, закономерность – общее. Посредством опыта мы можем узнать разные законы природы, то есть её частные явления. Но мы не можем из опыта узнать закономерности связи явлений.  Опыт также нуждается в законах, которые бы априори формулировали его возможностиàнеобходимо знать, что управляет самим опытом. Основание опыта суть сами законы природыàмы можем знать природу как совокупность знаний и умений в нас. Высшее законодательство природы должно находится в нашем рассудке.

Мы должны различать эмпирические законы (связанные с нашим восприятием) и всеобщие законы природы (которые не основываются на особых восприятиях, а содержат лишь условия их необходимого соединения в опыте). «Закономерность зиждется на необходимости связи явлений в опыте, то есть на первоначальных законах рассудка. Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает их ей».

Созерцание + опыт = представления о законах природы в их частном проявленииàони и складываются в суждения. Таким образом, мы знаем только частное, а совокупность природы создаём в своём рассудке. Это деятельность чистого разума. Понятие разума – собирательная деятельность всего возможного опыта. Тем самым эти понятия выходят за пределы конкретного опыта и становятся трансцендентными (выходящими за собственные пределы).

Трансцендентность – выход за пределы понятий, составляющих структуру Я. Разум всегда стремится к познанию бесконечного.

Размышления о чистом разуме связаны с понятием свободного человека, и соответственно, с понятием необходимости. Поступки всех живых существ подчинены естественной необходимости, но по отношению к человеку эти поступки свободны. Разум свободен, так как он не зависит от чувственности, в этом подлинная свобода человека. Поступки совершаются по принципам разума, но  могут совершаться и вопреки ему, по закону чувственности. Чувственный мир – мир явлений, не имеющий самостоятельности. Это не есть мир сущности, это область мнения, а не истины. Разум же стремится познать истину, движение разума – от явления к сущностям.


--PAGE_BREAK--

Базисом для построения философии для М. Становится анализ капиталистического производства. М. Стремится предвидеть дальнейшую эволюцию. И видел он саморазрушение капитализма.

Основные положения теории Маркса:

антагонизм между трудом и капиталом определяет весь исторический прогресс

деление на пять формаций исходя из соотношения между производительными силами и производственными отношениями

механизм перехода от одной формации к другой — противоречие между производительными силами и производственными отношениями

Теория прибавочной стоимости: есть время, необходимое для производства товара, оно оплачивается рабочему в виде заработной платы. А есть время, которое не оплачивается, тогда и создаётся прибыль. Таким образом, прибавочная стоимость – это время, когда создаётся прибыль. Чтобы увеличить прибыль необходимо либо увеличить рабочее время, либо использовать низкооплачиваемую рабочую силу. Избежать этого можно только благодаря техническому прогрессу (что, в общем-то, и сделалось).

Концепция Маркса социологична. К Философским вопросам можно отнести проблему отчуждения. М.  Рассматривает место человека в обществе и пытается познать, когда и при каких условиях человек реализует себя как целостность. Каждый человек является гражданином, он связан с государством и через эту связь реализует начало своей всеобщности. Но это удаётся ему довольно редко (например, при голосовании). В целом же, человек большую часть своей жизни не участвует во всеобщности. Он замкнут в рамках своей профессиональной когорты. Из этой ситуации Маркс видел два выхода: либо политехническое образование, либо гуманизация труда для преодоления отчуждения человека от его труда.

Идеи Маркса развивал Энгельс: закон реальности – закон изменения; необходимо перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги. В целом, теория Маркса подтверждает стремление философии к практичности
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.