Реферат по предмету "Философия"


Философия как наука 4

--PAGE_BREAK--
Законы диалектики отражают всеобщие законы бытия.

Закон единства и борьбы противоположностей:

этот закон называется ядром диалектики: он объясняет источник развития, движущие силы развития. В основе всякого саморазвития лежит единство и борьба противоположностей. Этот закон раскрывается через след. категории: тождества, различие, противоположность, противоречие, единство и борьба.

Закон отрицания отрицания:

отрицание — это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи.

Различают три вида отрицания:

1) Формально-логическое

2) Метафизическое. Его источник — внешний источник а не единство и борьба противоположностей.

3) Диалектическое отрицание, которое разворачивается на основе единства и борьбы противоположностей.

Две разновидности диалектического отрицания:

1) Конструктивная, с преобладанием созидательных моментов.

2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного момента.

Структура отрицания:

1) Тезис (исходное положение)

2) Антитезис (самоотрицание исходного положения) 3) Синтез (возврат к исходному положению на новой стадии развития с удержанием положительного).

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений:

Суть закона: постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие его основных черт при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Не количество переходит в качество, а одно качество — в другое качество путем количественных изменений. Происходит нарушение старой меры и установление новой. Закон носит всеобщий универсальный характер, раскрывает многокачественность мира и механизм развития.

Метафизика

Метафимзика — раздел философии, исследующий степень реальности предметов сознания.

Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после Аристотелевой «Физики», отчего и получили своё название.

Понятое в переносном смысле, как обозначающее само содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, название Метафизика указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений. Этот смысл термина и остался в общем сознании.

Предмет метафизики.

Основным предметом метафизики является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.

Бытие как то, что можно мыслить противопоставляется немыслимому ничто (а также еще — не — бытию возможности в философии аристотелизма). Поскольку мышлением и постижением возможностей бытия обладает только человек, то в последнее время (в феноменологии и экзистенциализме) именно он отождествляется бытием. Однако, в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек как бытие обладает свободой и волей.

Метод.

Метафизика с помощью рефлексии выявляет категории, с помощью которых происходит каталоголизация всего сущего.

Философия Древнего Мира

Включает в себя:

1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада

Развитие философии на Востоке и Западе имеет ряд общих закономерностей.

Во-первых, философская мысль, и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания.

Во-вторых, философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства.

В-третьих, философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда: «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать»

И восточная и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и зла, справедливости и несправедливости и другими

В-четвертых, мировоззренческий характер философского знания — также закономерность развития философии Запада и Востока. Философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (соединениями этих двух типов мировоззрений).

Следующей общей закономерностью развития философии Запада и Востока является ее стремление к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость. Речь идет об отношении к науке и методологической функции философии.

2.Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике

В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.

Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, и развивается в тесном взаимодействии с религией, а проблема дискретности материи не ставится. В ней материя рассматривается как некая «помеха» душе, или как субстанционное начало.

Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания она привержена научной методологии и отмежевывается от религии

В античной философии Запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. Ее основоположниками были древнегреческие философы Левкипп и Демокрит Демокрит учил, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы — мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества появляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку. Очертание — форма атома; соприкосновение есть порядок, а поворот — положение.

Есть различия в решении проблем познания:

В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое. Большой вклад в «их решение внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель.

В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа

Философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Философия Средневековья (схоластика) и эпохи Возрождения

Само слово «схоластика» было изобретено гуманистическими писателями, стремившимися дискредитировать идеи средневекового периода, чтобы придать еще большую привлекательность своему обращению к классическому периоду.

Термин «схоластика» относится не к конкретной системе взглядов, а к конкретному способу организации богословия — высокоразвитому методу представления материала, делающему тонкие различия и пытающемуся достичь исчерпывающего взгляда на богословие.

Влияние схоластики сильнее всего ощущалось в средневековых университетах. В отличие от гуманизма XV века, который процветал в университетах и пользовался огромным влиянием в обществе, схоластика имела очень ограниченную сферу влияния.

В ранний схоластический период (ок.1200 — ок. 1350) преобладал реализм, в то время как в более поздний период доминировал номинализм.

Официальной философией эпохи Возрождения оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.

Прежде всего она проявилась в этике.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы.

Наиболее важными результатами этого естественно научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).

Определяющими чертами натурфилософского направления — метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы.

Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм — отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека.

Гуманизм — центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм, в основе гуманизма находится этика.

Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации, — главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность

Европейская Философия 17-18 вв.

Философия 18 века в Европе продолжает и развивает идеи 17 века.

В этот период происходит обобщение философской мыслью достижений науки и общественной практики. Философские идеи пропагандируются более широко, так как в 17 веке философские сочинения писались только на латинском языке и были известны лишь ограниченному кругу людей: в 18 веке сочинения философов пишутся и издаются на языке страны, в которой живет философ, или языке народа, который знакомится с сочинениями зарубежного мыслителя. В философии 18 века значительное развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы.

Философия 18 века неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом.

Следует отметить, что философия 18 века развивалась, прежде всего, как философия просвещения; в статьях энциклопедий и словарей, памфлетах и полемических изданиях широко комментировались научные и философские идеи, которые облекались в живую, доходчивую, остроумную форму, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.

На европейское просвещение17--18 веков оказала влияние также философия английских просветителей Дж. Локка и Д. Юма.

В этот период затрагивались:

1.онтологические и гносеологические проблемы

Онтологические проблемы рассматриваются представителями французского Просвещения 18 века чаще всего в материалистическом и атеистическом аспектах.

Проблемы гносеологии являются наряду с онтологическими важнейшими в философии Дидро, Гольбаха, Ламетри, Гельвеция, Кондильяка. Источником знаний объявляются внешний и внутренний мир человека. Эти миры познаваемы. Несовершенство человеческих знаний обусловлено прежде всего данным этапом их развития. Французские материалисты во многом увидели роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: ощущения дают как бы свидетельские показания, а разум выступает в роли судьи, проверяющего правильность этих показаний.

Методами в познании являются наблюдение и эксперимент. Они крайне необходимы для суждения, рассуждения, понимания и рассудка, а также разума.

2. Социально-философские воззрения

Гносеологические проблемы во многом определили позицию французских мыслителей во взглядах на общественную жизнь. Решение ими проблемы роли опыта в формировании ощущений, суждений, рассуждений, рассудка, разума оказало свое воздействие на понимание роли внешних обстоятельств и воспитания в развитии человека и формировании различных общественных явлений.

Учение о роли среды в формировании личности — ценнейшее у французских мыслителей. Они считали, что от рождения все люди равны и одинаковы. Умственное и нравственное их различие порождается только различным воспитанием и различными условиями жизни

Существенное место среди различных социально-философских концепций Просвещения 18 века принадлежит концепциям социального и исторического прогресса. В этом отношении значительный интерес представляют идеи немецких просветителей И. Гердера (сочинение «Идеи к философии истории человечества») и Г. Лессинг

Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия — это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724--1804), Иогана Готлиба Фихте (1762--1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775--1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770--1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804--1872).

Каждый из названных философов создал свою философскую систему.

Вместе с тем немецкая классическая философия характеризуется следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры, философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Фейербах создает новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха реальными вещами являются природа и человек, как часть природы.

3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг — натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

Кантовская диалектика — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.

Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности «Я». Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него — становящийся, развивающийся дух. Гегель, представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики.

Вся классическая немецкая философия дышит диалектикой

5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.

Можно определенно сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями 18 века и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса.

Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия.

Неклассическая западная философия 19 — 20 вв.

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии.

Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины 19 ст. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля.

Реальная история 19 ст., однако, не востребовала эту философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни.

Вместе с крахом Наполеоновской Франции в начале 19 ст. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения (разума); в 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе. Этот раскол усугубился к концу 19 ст. и вылился в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. вынесла свой приговор духовным ценностям эпохи разума. Прогрессистские иллюзии относительно будущего золотого века были развеяны.

Другим фактором, оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленная революция. Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро — магнитной индукции, Ампером — теории магнетизма; к концу 19 в. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем — телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной “философией”, ибо их использование обещало новые блага. Обращает на себя внимание и такое обстоятельство, как демографический взрыв, происшедший на Европейском континенте. Классическая философия уже не могла пользоваться успехом за пределами университетских кафедр. Динамичный 19 век ломал многие привычные представления людей. Вместе с радужными надеждами были и тревожные предчувствия, и опасения, и страх перед неизвестным. Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни, о которых рациональная философия умалчивала.

Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно — экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т. д. в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии. Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная “разноголосица” среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них. Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.

Русская философия

Русская философия и как особый феномен, и как особая сфера интеллектуальной жизни стала оформляться достаточно поздно: лишь в XVII веке на Украине, наиболее тесно контактировавшей с католической Польшей, зародилась схоластическая философия; с XVIII века в Россию начинают приглашать немецких философов, которые читают курсы философии в университетах.

В то же время философия в России — это особое явление. Современный исследователь С. С. Аверинцев поставил закономерный вопрос о том, является ли русская философия философией или просто «русской мыслью». Этот вопрос вполне обоснован, поскольку рациональное осмысление мира и существования в нем человека — это вопрос собственно философский, тогда как в России эту роль в большей степени выполняло искусство, и в первую очередь — художественная литература. Кроме того, русская философия традиционно занималась вопросами, которые в европейской традиции вряд ли рассматривались бы как собственно философские. Например, это проблема места России в мире, который дискутировался на протяжении всей истории русской философии и представляет собой специфичную для нее проблему.

Наиболее крупными мыслителями XVIII века были М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев П.Я. Чаадаев, А. Герцен и В. Белинский. В.С. Соловьев — философ, который по праву считается самым великим философом XIX века. Соловьев был религиозным философом..

Русская философия XX века-- очень сложный для России период. В соответствии с периодами истории России принято выделять философию «Серебряного века», советскую и постсоветскую философию. Серебряный Век — период расцвета русского искусства и философии, продолжавшийся с конца XIX века до начала 20-х гг. XX века. Например: Н.А. Бердяев Среди наиболее интересных фигур, появившихся в начале XX века, следует назвать Г. Г. Шпета, А.Ф.Лосев, Л.Шестов- русский философ и литературный критик, стоявший у истоков экзистенциализма. Н.А.Бердяев -один из наиболее крупных русских философов первой половины XX века. С.Н.Булгаков (1871-1944) — один из наиболее крупных русских религиозных философов.

Характеристику специфики русской философии дал А. Ф. Лосев:

«1) Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности.

2) Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью.

3) Художественная литература является кладезем самобытной русской философии.

Специфика современной русской философии определяется целым рядом исторически обусловленных обстоятельств.

Во-первых, в России до сих пор сильны традиции марксисткой философии, которая в период существования СССР признавалась единственно правильной философской концепцией.

Во-вторых, русская философия исконно имеет свои собственные традиции.

Оригинальность русской философии связана с тем, что Россия изначально является православной страной, впитавшей в себя не римскую традицию, а в большей степени мистическую, чувственную византийскую традицию.

Кроме того, русская философия начала XX века находилась в авангарде мысли. А частности, здесь можно отметить то, что русские философы Лев Шестов, Николай Бердяев и др.) стояли у истоков экзистенциализма — одного из наиболее влиятельных направлений в современной мировой философии.

В-третьих, разрушение железного занавеса в результате падения СССР привело к тому, что в России для широкого круга людей стали доступны самые разнообразные философские тексты, созданные за последний век.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Martin Luther King Essay Research Paper Grace
Реферат Мотивационные тенденции в обществе
Реферат Аудиоматериалы (МР3) «Аудиоэнциклопедия для детей» (Чевостик)
Реферат Активные операции с акциями
Реферат Эмпирическое исследование эмоционального стресса у студентов в период экзаменационной сессии
Реферат Наркотизация в России как угроза национальной безопасности
Реферат 451 градус по фаренгейту рэй брэдбери
Реферат Firefoam elevators. General technical requirements. Test methods
Реферат V. Советский Союз — социал-империалистическая сверхдержава
Реферат Международная организация по стандартизации (ISO)
Реферат Бжезинский, Збигнев Казимеж
Реферат Методологічні аспекти реабілітації дітей з органічним ураженням нервової системи - концепція
Реферат Рынок монополии. Олигополия. Антимонопольное законодательство
Реферат Методика изучения ампельных растений на уроках биологии
Реферат Особливості відбування і виконання окремих видів покарань, не пов’язаних з позбавленням засудженого волі