Реферат по предмету "Философия"


Философия эпохи античности

Философия эпохи Античности
Мифология основана на мифах, фантазии и антропоморфизме.Философия античности появляется в эпоху разделения умственного и физического труда.В отличие от мифологии ей присуще рациональное мышление, критика антропоморфизма.Материя понимается как потенция, а идея как формообразующий принцип целесообразнойструктуры. Материю признавали и идеалисты (Платон). Демокрит признавал свои атомыидеями, Платон идеи – атомами. Идея всегда была вещественно-телесной. В переводес греческого эйдос – идея, вид. В античной философии был многовековой скептицизм,изощрённейшим образом доказывающий, что ничего не существует, а если что-нибудьсуществует, то оно не познаваемо, а если познаваемо, то невыразимо.
Миф ставил вопрос: Кто родил всё сущее? Философия– Из чего оно произошло? Что является первоначалом? Философия возникает как наукао природе, о бытии. Греческая философия возникла в VII-VI веке до нашейэры. Первый этап с VII доV до н.э. называютдосократовским. К этому этапу относятся милетская школа
Фалес (624-547) за первоначало принимал воду.Анаксимандр (610-546) – апейрон, Анаксимен(585-524) – воздух. Затем появляются школаГераклита, абсолютизирующая движение и принимающая за первоначало огонь, и элеаты(Ксенофан, Парменид, Зенон) отвергающие движение.
Гераклит Эфеский, элейская школа, Пифагори пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).
Второй этап охватывает период с половиныV века и до концаIV века до н.э.– классический этап (Сократ, Платон и Аристотель).
Третий этап в развитии античной философии(конец IV в.и до конца II в.до н. э.) обычно обозначается как эллинистический (Эпикур).
Четвёртый этап (Iвек до н.э. – V-VI вв. н. э.) приходитсяна период, когда решающую роль стал играть Рим, под влияние которого попадает иГреция. В римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет,Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).
Особенности философии эпохи античности
Объективизм. В античности нет приоритета субъекта над объектом, личностьтам не имеет такого абсолютного значения как в новоевропейской культуре. Античнаякультура основана на принципе объективизма. В античности свой абсолют: чувственный,осязаемый, звёздное небо, например. Античная культура – это не только объективизм,но это ещё и материально-чувственный космологизм.
Космологизм носит абсолютный характер. «Космос вечен, его никто несоздавал». Космос – это божество. Космос понимается как высшее совершенство, какпроизведение искусства. Античность скульптурна, она любит симметрию, гармонию. Античныебоги – это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые имуправляют.
Пантеизм – характеристика античности. Всё есть бог.
Античность основана на соединении фатализма и героизма (измифологии).
В античном «логосе» нет никакой личности.«Логос» — понятие логическое, языковое и в то же время натурфилософское, материальное,связанное с воздухом, с огнём, с землёй, со всеми стихиями.
«Идея» или «эйдос» — это только то, что видно.В немецком же идеализме идея – это абстрактная категория.
Человек – это порождение космоса, эманация(истечение) эфира.
ПИФАГОР                            VI в. до н.э.
ГЕРАКЛИТ                           544-483до н.э.
ЗЕНОН                                  490-430до н.э.
СОКРАТ                      467-399 до н.э.
ДЕМОКРИТ                          460-370до н.э.
ПЛАТОН                     427-347 до н.э.
АРИСТОТЕЛЬ                      384-322 дон.э.
ЭПИКУР                      341-270 до н.э.
МАРК АВРЕЛИЙ                          121-180
Пифагор уроженец острова Самоса, сын резчика и продавца колец, ученик Фалеса и другихфилософов, приобрёл себе во всех науках превосходное знание. Жил в городе Кротон,в той части Италии, которая некогда называлась великой Грецией, где он дал итальянцамсвои законы и их к воздержанному и честному житию привёл, был сам примером честностии непорочности.
Всё добро было общим, от чего происходилонеразрывное дружелюбие. Он же почитается изобретателем музыки, также привёл в совершенствогеометрию. Особенно упражнялся в арифметике, которую прочим знаниям предпочёл, считая,что в превосходном знании чисел состоит наибольшая степень премудрости. Телом онбыл пригож, лицом важен, одарён остротою разума. Прожил он 117 лет или 99, точнонеизвестно.
Положения его учения
Философия есть размышления о смерти и очищениежизни человеческой.
Пифагорики учили:
v  что один есть Бог, который есть дух по всей твари разлившийся;
v  в числах содержится великая сила;
v  все планеты вращаются вокруг Солнца;
v  души суть бессмертны; в разные роды животных переходяти, наконец, в человеческое тело возвращаются, потому всех животных они почиталинам свойственным;
v  скоты имеют разум;
v  всё повторяется.
На дверях гимназии было написано: «Не знающийгеометрии сюда да не войдёт».
Распорядок дня
Утро.
1 Размышление о будущем, ибо они как толькопробудились, то размышляли о том, что должно в сей день сделать.
2. Музыка. Как только с постели вставали,то остаток сна пением при скрипичной игре прогоняли, и таким образом сердце своёв ободрение приводили.
3. Уединение и прогулка. После пения прохаживалисьпоодиночке, друг с другом не должны были общаться, пока каждый из них не приведётсвоего духа в порядок.
4. Взаимное посещение.
5. Упражнения тела: помазание, борьба, беги прочее.
Обед.
Приём людей, которым они толковали нравственныеи гражданские обязанности
Прогулка.
Омовение (баня). Ужин. Чтение. Пение. Вспоминание.
Правила: не обжирались, не много спали, не много смеялись и не были бы печальны,но всегда постоянный вид имели, не сердились, чтоб в гневе будучи, ничего не говорилии не делали, чтоб с женщинами не часто совокуплялись, а сущие пифагорики от сегои вовсе бы воздерживались.
Пифагорейцы началом всего сущего считаличисло. Ксенофан, Парменид, Зенон – элеаты, ввели понятия бытия.
Теория познания Парменида. Бытие– это то, что можно познать только разумом, а не с помощью чувств. Чувственномувосприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное, ато, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно только мышлению. То, что мыощущаем, на самом деле не существует, есть только невидимый, неосязаемый мир, иботолько он может быть мыслим без противоречия.
Учение элеатов о бытии: 1)бытие есть, а небытиянет; 2)бытие едино, неделимо;; 3)бытие познаваемо, а небытие непознаваемо, его нетдля разума, а значит оно не существует.
Гераклит тёмный
Положение об абсолютной изменяемости вещейсчиталось уже в древности законом гераклитизма. «Всё течёт». Из всех сфер действительностивыхватывал он примеры, чтобы показать переход противоположностей друг в друга. Первоначалоне есть вещество, а есть само движение, продуктами которого впервые являются всевещества. Для Гераклита вечное мировое движение представляется в виде огня. Огоньдля него не как вещество, а как процесс, в котором возникают и исчезают все вещи.«Нет ничего постоянного, кроме перемены».
Для Гераклита существует мир в противоположностяхи их преодолении. Вражда отец всего, царь всего. Вражда и примирение – в этом невидимаягармония. Вражда и мир, недостаток и обилие. Уравновешивание двух противоположныхпроцессов даёт постоянство.
Жизненность души и присущие ей во всех отношенияхсовершенство он объяснял тем, что получает своё питание от мирового огня, от всеобщегоразума, от Логоса. Он высказывается против анархии массы. Только подчинение порядку,и в конечном счёте – мировому закону, может человек приобрести ясность души, составляющуюего счастье. Не чувствами должен руководствоваться человек, а разумом.
Апории Зенона. (Апория – затруднение, безвыходноеположение). Они («Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадион»)сыграли важную роль в развитии диалектики. Диалектики единого и многого, прерывногои непрерывного.
Зенон стремится не к тому, чтобы усвоить или понять эмпирическую действительность,но только к тому, чтобы защитить парадоксы своего учителя (Парменида) посредствомразных операций над понятиями. Он пользуется не эмпирическими, а формальными и логическимиаргументами. Аристотель говорит о нём как изобретателе диалектики. У Зенона ставитсяпроблема конечного и бесконечного,, прерывного и непрерывного. В апории «Дихотомия»Зенон пытается доказать, что движение невозможно. Тело не может сдвинуться с места,начать движение, то есть не может быть перехода от покоя к движению и наоборот.Содержание этой апории таково: движущийся к цели предмет должен сначала пройти половинупути, но чтобы пройти эту половину, он должен сначала пройти её половину и так добесконечности. То есть цель никогда не будет достигнута, так как тело вечно должнопреодолевать эти полпути. Зенон абсолютизирует прерывность пространства и противопоставляетнепрерывности.
Сократ родился в Афинах. Оракул советовал отцу его, чтобы он дал сыну полную свободу,не пёкся бы о нём излишне, ибо он имеет в себе наставника в жизни превосходящеговсех прочих учителей. Сократ имел двух жён, одну Миртону, другую Ксантипу. Последняяне так злонравна была, как о ней говорят и опровергается приписанное Сократу безобразие.Странствования Сократ счёл для себя не нужными. Всю жизнь свою в доме проводил,за исключением войны, где он храбро поступал. В республике также ни одной должностина себя принимать не хотел, но в престарелых летах в Сенате заседал. Больше рассуждало нравоучительных, нежели о физических вещах. В добродетели сам собою подавал пример,духом был спокоен и состоянием своим доволен, а эти добродетели – знаки истинногомудреца. Он всех наставлял, ибо не только в школе учил, но и в народ часто обращаясь,правила премудрости внушал и всячески старался других честным нравам научить.
Мудростью своею по примеру других не гордился,но обыкновенно говаривал, что он другого не знает, кроме одного того, что ничегоне знает. Способ учения его состоял в разговорах, где он использовал свой знаменитыйприём – иронию («ирония» в переводе с греческого означает «симуляция», «притворство»).Сократ обычно просил разъяснить ему значение того или иного понятия. Находил в объяснениислабые стороны, ошибки и просил уточнения. Процедура неизменно заканчивалась тем,что, собеседник Сократа начинал противоречить сам себе и в конце концов оказывалсяв тупике.
Сочинений не оставил.
Сократ всю жизнь свою никаким болезням небыл подвержен. Приговор с весёлым видом принял и незаслуженную смерть на 70 годувозраста своего геройским духом понёс.
Положения его учения
1. Философия есть истинный путь к благополучию
2. Три суть начала всех вещей: Бог,идея и материя.
3. Бог есть существо само в себе совершенное,подающее всей твари бытие и об оной промышляющее.
4. Бог обо всех вещах, а особливо очеловеке печётся.
5. Душа есть бессмертная и состоит преждетела.
6. Добрые души после смерти блаженствомнаслаждаются, а злые по делам своим мучения принимают.
Демокрит. Согласно учению Демокрита, бытие состоит из атомов, а небытие из – пустоты.Атомы – это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы неделимы и различаются поформе, порядку и положению. Они находятся в постоянном движении и пустоте. Душуобразовывали атомы: шарообразные, огненные, весьма подвижные. Душа является смертной:когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве.
Важное место в учении Демокрита занималипроблемы познания. Он рассматривал два рода познания, основанных на различении чувственного(тёмного) и рассудочного (истинного) знания. По его мнению, с поверхности предметовотделяются «истекают» тончайшие образы («идолы» по-гречески), которые улавливаютсяорганами чувств человека, в результате чего возникают ощущения (тёмное познание).К нему он относил зрение, слух, запах, вкус, осязание. Однако, это тёмное познаниене способно дать знание атомов, поэтому необходимо участие «истинного» познания– разума, который исправляет неполные знания и открывает то, что не воспринимаетсячувствами.
Демокрит считал, что целью жизни являетсяземное счастье, понимаемое как разумное удовлетворение потребностей. Состояние душидолжно быть светлое и спокойное. Достижение такого состояния обеспечивается обучениеми воспитанием.
От Сократа получил имя Платона, так как широкийлоб имел или речь пространственную. Отличался особым красноречием. С 20 лет началучиться у Сократа. После кончины Сократа пошёл странствовать и прибыл в Италию,чтобы полюбопытствовать о Пифагоровом учении, а оттуда пошёл в Египет. После чеговозвратился в Афины. В физике следовал Гераклиту и пифагорикам, в этике – Сократу,в диалектике Зенону и Пармениду. По большей части упражнялся в Божественных и духовныхвещах, почему и наречён был Божественным. От правления республикой отказался, однакочасто помогал советом своим. Был скромен, учтив, кроток и весьма воздержен, холост,один раз в день кушал, а если два раза, то весьма умеренно.
Платон величайший мыслитель древней Греции,создатель системы объективного идеализма, основатель первой в мире Академии. Наибольшеевлияние на него оказал Сократ, как своим учением, так и образом жизни. Сократ уделилбольшое внимание проблеме человека, изучению его души и нравственного мира. Он утверждалрешительное превосходство невидимого мира души над миром чувственным, он преподалПлатону образцы диалектики, направленной на поиск точных определений и понятий.
Теория идей Платона. Идея для Платона не есть понятие человеческого ума. Онаесть истинно сущий род бытия. Она объективна, безотносительна, независима от времении пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигаетсятолько разумом. Идея предстаёт как источник бытия вещей, как идеальный образец,взирая на который Демиург создаёт мир чувственных вещей. Идея – это цель,, к которойустремляются все чувственные вещи. Идея – не только порождающая модель, но и смысловойпредел вещи, заключающий в себе всё многообразие её чувственных воплощений.
Миру идей, то есть миру истинно сущего бытияпротивостоит не мир чувственных вещей, а мир небытия, то есть мир материи. Например,что такое идея прекрасного? Прекрасное существует не в виде какого-то предмета иливещи, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидностипрекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его нестановится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает.
Теория познания. Есть два вида познания: зримый и умопостигаемый. Познатьэто значит припоминать. Припоминать то, что некогда видела наша душа, когда онасопутствовала богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималасьдо подлинного бытия.
Аристотель из Стагира – великий древнегреческий философ и учёный энциклопедист, основательформальной логики. Разработал «первую философию» — учение о причинах и началах бытияи знания: «…знание обо всём необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладаетзнанием общего, ибо в некотором смысле он знает всё, подпадающее под общее. Труднеевсего познать именно это наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий.Наиболее строги те науки, которые занимаются первыми началами (поисками первопричин).Наука главнее вспомогательной та, которая познаёт цель, ради которой надлежит действоватьв каждом конкретном случае; эта цель есть то или иное благо, а во всей природе вообще– наилучшее.
У Платона идея есть нечто неизменное и тождественноесебе, а материя мыслится как изменчивое, текучее, непостоянное Материя, по Платону,непознаваема, материя тождественна с небытием.
Аристотель рассматривает материю как потенцию.Для того, чтобы из неё возникло что-то действительное, материю должна ограничитьформа. Например, медный шар. Шар это форма, медь – материя. По отношению к живомуформой является душа. Форма, по Аристотелю, есть активное начало, тогда как материяпассивное. Высшей формой он считает вечный двигатель, который служит источникомдвижения космоса. Высшая форма есть причина и конечная цель всего сущего. Целесообразностьесть фундаментальный принцип учения Аристотеля.
Этические добродетели, по Платону, — серединамежду двумя пороками.
Мужество — между отчаянностью и трусостью.
Самообладание – между распущенностью и бесчувственной тупостью.
Великодушие – между тщеславием и малодушием.
Щедрость – между расточительством и скупостью.
Космос у Аристотеля и Платона конечен.
Сущность у Аристотеля – это нечто неизменное,выражающееся в понятии и является предметом науки. Философ стремится познать сущностьвещей через их родовые понятия и поэтому в центре внимания у него находится отношениеобщего к частному. Аристотель создаёт первую в истории систему логики – силлогистику,задачу которой он видит в установлении правил.
Раскрывая сущность, мы даём вещи определение,понятие вещи. Сущность не воспринимается чувствами. Тут возникает проблема, единичноесуществует реально, но в своей индивидуальности не есть предмет науки; общее жеявляется предметом науки, но общее, по Аристотелю, не имеет реального существования.Эта проблема станет центральной в эпоху средневековья.
Итак, наука о мудрости – это наука, исследующаяпервые начала и причины: ведь благо, и «то, ради чего» есть один из видов причин.«Философствовать людей побуждает удивление для того, чтобы избавиться от незнанияради понимания, а не ради какой-либо пользы. Эта наука единственно свободная, ибоона существует ради самой себя».
Для большинства древнегреческих учёных характернопротивопоставление двух начал: бытия и небытия Парменида, атомов и пустоты у Демокрита,идей и материи у Платона, формы и материи у Аристотеля. Душа и ум трактовались некак человеческие, но как объективно-космические.
Понятие «космоса». Космос видимый и слышимый, как совокупность всех вещейс небесным сводом и звёздным небом, подземным миром. Космос конечен, управляетсясамим собою. Его никто не создавал. Душа и ум являются душой и умом именно этогокосмоса.
Совпадение, единство целесообразного и нецелесообразного,умственно душевного и телесного античные философы называли первоединством.
Греческий стоицизм получил своё название отафинского портика Стои.
Стоик – это философская школа, проповедавшаянезависимость и непоколебимость человеческой личности. Школа основана Зеноном из Китионаоколо 300 лет до н. э. Существует периодизация: Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э.;Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики), Средняя Стоя (2-1 вв. до н.э.; Панетий, Посидоний)и поздняя Стоя (римский стоицизм – Сенека,Эпиктет, Марк Аврелий). Стоицизм просуществовалоколо 600 лет, содя со сцены только с утверждением христианства.
Зенон Китийский. Его девиз: «В жизни надо быть стойким». Философ вёлисключительно умеренный образ жизни. Ел очень мало, был малоразговорчив, сдержани даже суров, отличался кристальной честностью и справедливостью. Зенон разработалстройное учение, включающее в себя логику, физику и этику. Основным разделом егофилософии стала этика – наука о правильной, добродетельной жизни.
Каждый человек, — утверждает Зенон, — стремитсяк счастью, но каждый понимает счастье по-своему – отсюда и все беды человечества.Поэтому необходимо выработать общее понятие счастья и придумать способы его достижения.Счастье не в тихом и безмятежном созерцании Истины, и не в осторожном следованиичувству меры, и, тем более не в добровольной нищете. Первое предназначено горделивыммудрецам, второе – обывателям, третье – неудачникам. А что же делать нормальному,«среднему» человеку? Следовать своей природе! – отвечает Зенон. Судьба неотвратимаи часто жестока по отношению к человеку. От судьбы не убежишь! Однако ты можешьеё встретить мужественно, с «открытым забралом».
Жизненный идеал мудреца-стоика Зенон назвалапатия, то есть невозмутимость, спокойствие, бесстрастность. Достигший его становитсяпоистине счастливым человеком, даже если он раб. Ибо раб, стоически переносящийвсе свои страдания,, считает Зенон, гораздо свободнее любого царя, который находитсяв плену необузданных страстей.
Свобода человека, считает философ, заключаетсяв выборе своего отношения к судьбе – он может принять её такой, какая она есть,или не принять. Истинный стоик должен «слушать» и «слышать» свою судьбу, ни в коемслучае не сопротивляться ей. Хорошей иллюстрацией здесь может послужить известнаястоическая поговорка: «Кто хочет, того судьба ведёт, кто не хочет, того судьба тащит».Сам Зенон на вопрос, что ему дала философия, ответил: «Я делаю с охотой то, чтобез неё я делал бы с неохотой».
Впервые в античной философской мысли философотделил понятие добра и зла от вещи. Вино, нож сами по себе не есть зло. Всё зависитот того, как их используют. Более того, даже такие ценные для всякого человека понятия,как здоровье, красота, богатство – совершенно не относятся, по мысли Зенона, к сфереморали. К примеру, богатство не может рассматриваться как безусловное добро, ибоогромные деньги могут принести человеку не меньший вред, чем их недостаток. Внеморали также находятся болезни, уродство, смерть, неволя, нищета и так далее.
Зенон считал, что перед лицом всесильнойПрироды все равны, не имеет значения, кто ты – царь или раб, мудрец или ремесленник,аристократ или погонщик мулов. Стоики вслед за Зеноном считали, что «Бог проникаетвсю реальность, он интеллект, душа, природа…»
Согласно Зенону мир порождается единым началом– божественным разумным Логосом. Причём этот Логос неотделим от самого мира и представляетсобой особый космический огонь. Бог находится везде и во всём без исключения. Такойтип представлений о Боге называется пантеизмом. Мир погибает и возникает вновь,но после своей гибели обязательно будет восстановлен Богом в прежнем виде и объёме…Что касается души человека, то после смерти она погибает, чтобы когда-нибудь сновавосстановиться вместе с прежним телом. Однако души мудрецов, по мнению Зенона, единственныемогут пережить тело и сохраниться в божественном мире до следующего восстановления.
Стоицизм не стал ведущим учением в Элладе.Бесстрастие и аскетизм был не для весёлых и беззаботных греков. Несколько вековспустя стоицизм буквально расцвёл на совершенно иной почве: он был с энтузиазмомподхвачен и развит древними римлянами.
Третий период стоицизма 1 – 2 века н.э. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Сенека: Условие счастливой жизни – освобождение человека от власти внешнего мира,прежде всего от политико-социальной среды. Примирись с роком, не сопротивляйся ему– вот одна из заповедей Сенеки.
Эпиктет (50-138 гг.) – римский философ,был рабом одного из телохранителей Нерона, затем был секретарём Нерона, позднеебыл освобождён.
Высшая цель, по Эпиктету, сознательное подчинениебожественному закону, следование разумной необходимости. «Ты — актёр в драме и должениграть роль, назначенную тебе поэтом, будь эта роль велика или мала. Твое дело хорошоисполнить роль; выбор роли – дело другого». Философ осуждает рабство как моральноеуродство, равно разлагающее и раба и господина. Господин – игрушка страстей – менеесвободен, чем раб, стойко переносящий невзгоды. Свобода достигается лишь через нравственноесовершенствование человека, которое носит лтбо форму приспособления, либо формуактивного неприятия действительности (Сократ и Диоген). Достижение свободы понимаетсяЭпиктетом как внутренний личный процесс, не зависящий от внешних условий жизни.
Марк Аврелий (121-180), римский философ-стоик, император. Идеи стоицизмау философа сочетаются с некоторыми идеями эпикурейцев.
Этика. Стоики проповедовали идеал мудреца, который любит свой рок, свою судьбу.Переходных ступеней между глупостью и мудростью нет. Глупость – это сумасшествие,состояние, свойственное большинству людей, так что мудрецы – незначительная частьсреди людей. Человек – высшее и разумное существо природы. Но человеку присущи иаффекты, вносящие смуту в его разум и подлежащие искоренению из его души. Отсюдаосновные категории стоической этики – бесстрастие или отсутствие аффектов, непоколебимаяморальная «выпрямленность» и «обязанность». Всякие потребности заслуживают презрения.Человек должен следовать природе, этой абсолютно бесстрастной, идеальной художницежизни. Первоначальному стоицизму присущ абсолютный ригоризм (твёрдость, строгость,строгое проведение в жизнь какого-либо принципа, исключающее компромиссы, учёт другихпринципов в отличие от исходного) в морали. Мудрец может оказаться запутанным вхаосе жизненных отношений. Если он не может упорядочить этот хаос, он должен покончитьс собой.
Стоицизм есть учение:
1. о выработке несокрушимой, бесстрастнойнепоколебимой личности,
2. о всеобщей разумности мира,
3. о подражании мудрецов природе с еёбесстрастием.
Стоицизм сыграл огромную культурно-историческуюроль наряду с эпикурейской школой и скептицизмом.
Эпикуреизм являлся полной противоположностью стоицизму. Если последний призывал кстойкости и мужеству по отношению к страданиям и тяготам жизни, то Эпикур был наэтот счёт совершенно иного мнения. Он родился в Афинах, где в 32 года основал собственную школу.Как и любому живому существу для человека естественно стремление к положительнымэмоциям. Именно в этом и заключается счастье человека. Такой вид философии, ставящийцелью жизни удовольствие, называется гедонизмом. Удовольствия философ разделяетна три основные категории:
1. Естественные и необходимые удовольствия.
2. Естественные, но не являющиеся необходимыми.
3. Неестественные и не являющиеся необходимымиудовольствия.
К первой группе Эпикур относил все удовольствия,которые связаны с удовлетворением естественных потребностей, как то: утоление голода,жажды, потребность в тепле и сне. Эти потребности связаны со стремлением человекасохранить жизнь и здоровье. Ко второй группе относятся такие же потребности, ноудовлетворяемые уже сверх необходимой меры, то есть когда утоление голода и жаждыперерастает в обжорство и пьянство, к тому же со стремлением к изысканным деликатеснымпродуктам. Потребность во сне переходит в бесцельное валяние в постели, а необходимостьв одежде – в погоню за модой. К третьей группе Эпикур относил все виды человеческоготщеславия и честолюбия. Таковыми, по его мнению, являются стремление к роскоши,славе, богатству, публичному успеху, всяким внешним эффектам и прочее.
Люди в большинстве своём несчастны, потомучто постоянно переступают разумные пределы. Все удовольствия необходимо держатьпод контролем. «Довольствуйтесь малым!» — вот лозунг Эпикура. «Кто не удовлетворяетсямалым, тому всегда будет не хватать», — ещё одно его знаменитое выражение. А неразумностьи неумеренность в потребностях ведут к суетности, постоянным тревогам, опасениям,страхам.
Однако не столько даже сами наслаждения приятны,сколько чувство покоя. Избегать суеты, неприятностей, раздражающих страстей, страданий,тревог – короче всего, что может помешать душевному покою, — вот формула счастьяпо Эпикуру. Этот идеал эпикурейства называется по-гречески «атараксия», что значитбезмятежность, умиротворённость, невозмутимость души.
Эпикур верил в существование богов, однаконе считал, что они вмешиваются в земную жизнь людей. Их непричастность к материальномумиру он доказывал наличием зла в повседневной жизни. Зло, по убеждению философа,порождается самими людьми, и боги здесь не при чём. Их благостный удел – паритьмежду мирами, постоянно общаясь друг с другом на языке мудрецов, и наслаждатьсясобственным совершенством и покоем. Они, согласно Эпикуру, могут рассматриватьсякак эталон блаженной счастливой жизни; у них и надо учиться всему этому.
Смерти не надо бояться, считал философ: «Покамы живы – смерти для нас не существует, а когда мы умираем – нас не существует длянеё». Таким образом, О смерти вообще лучше не думать и не беспокоится по этому поводу.Все надежды людей на загробную жизнь бессмысленны и бесполезны, ибо в основаниисвоём имеют жажду бесконечного существования, противоречащую самой природе всегоживого.
Несмотря на довольно широкое распространение,эпикуреизм так же как и стоицизм, не приобрёл в Элладе всеобщего признания. Эпикурейцев(по незнанию) многие не любили и не уважали; считали неженками и слюнтяями, не достойнымизвания «настоящего мужчины». Другие же любили их за доброту и отзывчивость, а такжеза готовность всегда прийти на помощь, чего явно не хватало тем же стоикам.
Тихий, незаметный, размеренный образ жизни– это очень хорошо. Но нельзя себе представить на месте Эпикура, скажем, АлександраМакедонского, или Юлия Цезаря, Демосфена или Цицерона. Поэтому последнего утешительногослова эпикуреизм в истории античной греческой мысли не сказал.
Окончательным абсолютом в античной философииявляется чувственно материальный космос, в философии средневековья – личность, котораявыше всякого космоса и которая даже является его творцом.
Вся новоевропейская философия тоже исходитиз личности, но только не абсолютной, а относительной, человеческой. Человеческаяличность, для которой чувственно-материальный космос уже меньше всего имел самостоятельноезначение, а большей частью имел значение предмета научно художественных построений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.