Реферат по предмету "Философия"


Философско-социологические взгляды М. Вебера

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию ГОУ ВПО
ВсероссийскийЗаочный Финансово-Экономический Институт

Контрольнаяработа
По дисциплине:Философия
на тему:
 
Философско-социологическиевзгляды М.Вебера

Выполнила:ТарчукС.С.
Студентка:2курс, вечер, (2 поток)
Специальность:Б/У
№ зач. книжки:08убб00978
Преподаватель:проф. Степанищев А.Ф.
Брянск2010

Введение
Объект социальнойфилософии- социальная жизнь и социальные процессы. Социальная философия- этосистема теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденцияхвзаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества,целостного процесса социальной жизни.
Социальная философияизучает общество и социальную жизнь не только в структурно- функциональномплане, но и в её историческом развитии. Безусловно, что предметом еёрассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не какотдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. всистеме его социальных связей. Социальная философия анализирует целостныйпроцесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.
Знаменитый вклад вразвитие социальной философии внёс немецкий мыслитель Макс Вебер ( 1864-1920).В своих трудах он развил многие идеи неокантианства, однако его воззрения несводились к этим идеям. На философско- социологические взгляды Вебера оказаливлияние выдающиеся мыслители разных направлений: неокантианец Г. Риккерт,основоположник диалектико- материалистической философии К. Маркс, а также такиемыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницше, и многие другие.
В своей контрольнойработе я рассмотрю « теорию социального действия», « понимающую социологию» иконцепцию « идеальных типов».

1. « Теория социального действия» М. Вебера
 
Макс Вебер- автормногих научных трудов, в том числе « Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество», « Объективность социально-научного и социально-политического познания», « Критические исследования в области логики наук окультуре», « О некоторых категориях понимающей социологии», « Основныесоциологические понятия».
М.Вебер считал, чтосоциальная философия, которую он характеризовал как теоретическую социологию,должна изучать прежде всего поведение и деятельность людей, будь то отдельныйчеловек или группа. Отсюда основные положения его социально- философскихвоззрений укладываются в созданную им теорию социального действия. Чтоже такое социальное действие? « Действием- писал М.Вебер,- следует…называть человеческоеповедение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние илипретерпевание), если и поскольку действующий ( или недействующие) связывает сним некоторый субъективный смысл. Но «социальным действием» следует называтьтакое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим илинедействующими, отнесено к поведению других и это ориентировано в своёмпротекании». Таким образом, наличие объективного смысла и ориентации на другихвыступают у М.Вебера как решающие компоненты социального действия. Тем самымпонятно, что субъектом социального действия может выступать только личность илимногие личности. М. Вебер выделил четыре основных вида социального действия:1)целерациональное, т.е. через ожидание определённого поведения предметов внешнегомира и других людей и при использовании этого ожидания как «условия» или как«средства» для рационально направленных и регулируемых целей; 2) целостно-рациональное. « т.е. через сознательную веру в этическую, эстетическую,религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность(самоценность) определённого поведения, взятое просто как таковое и независимоот успеха»; 3) аффективное; 4) традиционное, «т.е. через привычку».
М.Вебер, естественно,не отрицал наличия в обществе разных общих структур, типа государство,отношений, тенденций и т.д. Но в отличие от Э.Дюркгейма все эти социальныереальности у него производны от человека, личности, социального действиячеловека.
Социальные действиясоставляют, по Веберу, систему сознательного, осмысленного взаимодействиялюдей, в котором каждый человек учитывает влияние своих действий на другихлюдей и их ответную реакцию на это. Социолог же должен разобраться не только всодержании, но и в мотивах действий людей, основанных на тех или иных духовныхценностях. Другими словами, необходимо осмыслить, понять содержание духовногомира субъектов социального действия. Осмыслив это, социология выступает какпонимающая.
2. « Понимающая социология» и концепция « идеальныхтипов» М. Вебера
В своей « понимающейсоциологии» Вебер исходит из того, что понимание социальных действий ивнутреннего мира субъектов может быть как логическим, то есть осмысленным спомощью понятий, так и эмоционально- психологическим. В последнем случаепонимание достигается путём «вчувствования», «вживания» социолога во внутренниймир субъекта социального действия. Он называет этот процесс сопереживанием.Тот и другой уровни понимания социальных действий, из которых складываетсяобщественная жизнь людей, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу,логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Ихпостижение путём « вчувствования» он характеризовал как подсобный методисследования.
Понятно, что, исследуядуховный мир субъектов социального действия, Вебер не мог обойти проблемуценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Речьидёт прежде всего о понимании сознательных установок людей на эти ценности,которые определяют содержание и направленность их поведения и деятельности. С другойстороны, социолог или социальный философ сам исходит из определённой системыценностей. Это он должен учитывать в ходе своих исследований.
М. Вебер предложил своёрешение проблемы ценностей. В отличии от Риккерта и других неокантианцев,рассматривающих указанные выше ценности как нечто надисторическое, вечное ипотустороннее, Вебер трактует ценность как « установку той или инойисторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Другимисловами, он подчёркивает земную, социально-историческую природу ценностей. Этоимеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, ихсоциального поведения и деятельности.
Важнейшее место всоциальной философии Вебера занимает концепция идеальных типов. Подидеальным типом им подразумевалась некая идеальная модель того, что наиболееполезно человеку, объективно отвечает его интересам в данный момент и вообще всовременную эпоху. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступатьморальные, политические, религиозные и другие ценности, а так же вытекающие изних установки поведения и деятельности людей, правила и нормы поведения,традиции.
Идеальные типы Веберахарактеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний- состоянийвласти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания. В силуэтого они выступают в качестве своеобразных ориентиров и критериев, исходя изкоторых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальнуюжизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть вобществе и нередко противоречит действительному положению вещей, он, по словамВебера, несёт в себе черты утопии.
И всё-таки идеальныетипы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступаюткак социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности вмышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь. УчениеВебера об идеальных типах служит для его последователей в качестве своеобразнойметодологической установки познания социальной жизни и решения практическихпроблем, связанных, в частности, с упорядочением и организацией элементовдуховной, материальной и политической жизни.
 
3. М.Вебер- апологет капитализма и бюрократии
 
Вебер исходил из того,что в историческом процессе растет степень осмысленности и рациональностидействий людей. Особенно это видно в развитии капитализма.
« Рационализируетсяспособ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики,так и в области политики, науки, культуры- во всех сферах социальной жизни;рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования иобраз жизни в целом. Всё это сопровождается колоссальным усилением социальнойроли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощениепринципа рациональности».
Воплощениемрациональности Вебер считал правовое государство, функционирование которогоцеликом базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинениизакону, а также на общезначимых политических и моральных ценностях.
Под углом зренияцелерационального действия М.Вебер дал всесторонний анализ экономикикапиталистического общества. Особое внимание он уделял взаимосвязи этическогокодекса протестантских вероисповеданий и духа капиталистического хозяйствованияи образа жизни (« Протестантская этика и дух капитализма», 1904-1905),протестантизм стимулировал становление капиталистического хозяйства. Такжерассматривалась им связь экономики рационального права и управления. М.Вебервыдвинул идею рациональной бюрократии, представляющей высшее воплощениекапиталистической рациональности ( «Хозяйство и общество», 1921). М.Веберполемизировал с К.Марксом, считая невозможным построение социализма.
Не будучи сторонникомматериалистического понимания истории, Вебер в какой-то мере ценил марксизм, новыступал против его упрощении и догматации.
Он писал, что «анализсоциальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономическойобусловленности и их влияния был и – при осторожном, свободном от догматизмаприменении- останется на всё обозримое время творческим и плодотворным научнымпринципом».
Таков вывод этогошироко и глубоко мыслящего философа и социолога, который он сделал в работе подпримечательным названием «Объективность социально-научного исоциально-политического познания».
Как видно, Макс Веберкасался в своих трудах широкого круга проблем социальной философии. Нынешнеевозрождение его учения происходит потому, что он высказал глубокие суждения орешении сложных социальных проблем, которые волнуют нас сегодня.
Говорить о том, чтокапитализм мог появиться за несколько десятилетий, понадобившихся странам длястремительного возрождения, значит, ничего не понимать в азах социологии.Культура и традиции не способны измениться столь быстро.
Тогда остаётся сделатьдва вывода: либо причиной капиталистического взлёта выступаю, вопреки мнениюВебера, экономические факторы, либо, как и думал Вебер, культурные ирелигиозные, но вовсе не протестантизм. Или скажем более строго- не толькопротестантизм. Но и этот вывод явно будет расходиться с веберовским учением.

Заключение
Возможно, что болееглубокое прочтение текстов по экономической социологии М.Вебера поможет лучшеразобраться во многих практических вопросах, которые ныне стоят перед Россией,несомненно, переживающей этап модернизации. Способна ли традиционная культураРоссии ужиться с прозападными моделями технологического обновления иэкономическими моделями реформ? Существуют ли в нашем прямые аналогипротестантской этики и так ли уж они необходимы для успешного продвижения по путиреформ? Эти и многие другие вопросы встают сегодня; возможно, они встанут изавтра, а может быть они никогда не будут сняты с повестки дня. Как, возможно,никогда не утеряет своей познавательной ценности учение М.Вебера.
Из всей работы можносделать вывод о том, что роль социальной философии заключается в том, чтобысреди массы фактов истории выявить главные, определяющие и показатьзакономерности и тенденции развития исторических событий и социальных систем.

Список используемойлитературы
 
1. БарулинВ.С. Социальная философия: Учебник- изд. 2-е- М.: ФАИР-ПРЕСС,1999-560с.
2. КравченкоА.И. Социология Макса Вебера: Труд и экономика.- М.: «На Воробьёвых», 1997-208с.
3. СпиркинА.Г. Философия: Учебник- 2-е изд.- М.: Гардарики, 2002-736с.
4. Философия:Учебник/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П. Ратникова- 4-е изд., доп. иперераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008-735с.
5. Философия:Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.- 584с.
6. Философскийэнциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2000- 576с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. введение в микробиологию > 1 Предмет и задачи микробиологии. Основные свойства микроорганизмов
Реферат Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России
Реферат Анализ некоммерческой организации
Реферат Значение свободноживущих азотофиксирующих бактерий рода Azotobacter в азотном балансе почв
Реферат Технология выполнения современной женской стрижки с учетом окраски
Реферат Изучение принципов организации арифметико-логическиз устройств. Структура алу для умнлжения чисел с фиксированной запятой
Реферат Розвиток звязного мовлення учнів початкових класів на уроках української мови
Реферат Анализ процессуальных прав и обязанностей лиц в гражданском судопроизводстве
Реферат Надежность биотехнологических систем и охрана окружающей среды
Реферат Еволюція міжнародної валютно-фінансової системи в останні десятиріччя
Реферат Развитие финансовых систем, основанных на рыночных принципах
Реферат Автоматизированная обучающая система по дисциплине Программирование
Реферат Окраска волос красителями третьей группы
Реферат Аудит, ревизия, экспертиза
Реферат Розробка маркетингової стратегії концентрації при впровадженні проекту "Дизайн інтер’єру" в торгово-посередницькій фірмі