Реферат по предмету "Философия"


Философия и конкретные науки: диалектика взаимодействия. Социальные функции философии

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
Кафедра ____________________________________________________
(название кафедры, на которую передаётся работа)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №____________
По дисциплине____________ Философия__________________________
(название дисциплины поучебному плану)
_____________________________________________________________
На тему «Философия и конкретные науки: диалектикавзаимодействия. Социальные функции философии»
Вариант________
Студент:
_____________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Преподаватель:___________________
________________________________
Екатеринбург 2010 г.
Философия иконкретные науки: диалектика взаимодействия. Социальныефункции философии
Взаимоотношение между философией и частными науками носило противоречивыйхарактер и изменялось по мере развития самой философии и частнонаучного знания.Вначале, как уже отмечалось, философия включала всю совокупность знаний о мире.Длительное время философия, по существу, играла роль «науки наук», когда нарядусо стремлением дать общее понимание бытия и познания она пыталась навязатьчастным наукам положения и принципы, добытые путем умозрительных рассуждений.Этот факт объяснялся не просто заблуждениями отдельных философов, а общимсостоянием духовной культуры и социальными условиями того времени.
Развитие практики, науки, в том числе и самого философского знания,позволило философии самоопределиться в системе научного знания. Каждаяконкретная (специальная) наука исследует качественно определенную системузакономерностей, присущих лишь определенной сфере явлений и процессов. Философиявырабатывает общий взгляд на мир, исследует его наиболее общие начала ипринципы. Но система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, месточеловека в мире не есть просто конструкции ума. Эта система знанийразрабатывается, выводится из самого мира с помощью конкретных (частных, специальных)наук. Без опоры на конкретные науки, на практику философия может превратиться вабстрактные, умозрительные конструкции ума. А что дает философия специальнымотраслям знания, т.е. частным, конкретным наукам? Для них она выступает каквсеобщий метод и методология познания. Не случайно русский философ 2-й половиныXVIII в. Н.Н. Поповский образно называл философию «матерью всех наук ихудожеств»[1]. Великий же русский мыслительА.И. Герцен образно представлял взаимосвязь философии и конкретно-научногознания в виде дерева с его могучим стволом и раскидистыми ветвями. Подобнотому, как дерево не бывает без ствола и ветвей, так немыслимы друг без друганаука и философия. «Отнимите ветви, – говорил он, – останется мертвый пень,отнимите ствол – ветви распадутся». Следовательно, философия и конкретная наукане соперницы. Каждая из них в культуре выполняет свои функции.
К сожалению, не изжиты попытки противопоставления философии и конкретныхнаук, проявлениями которого являются сциентизм и антисциентизм.Сам термин в переводе с латинского (scientia) означает«знание, наука». Сциентизм – мировоззренческая позиция, абсолютизирующая рольнауки в системе культуры и идейной жизни общества. Но в качестве образца наукисциентизм рассматривает естественные, так называемые точные науки. Сциентизмпроявляется по-разному. От внешнего подражания точным наукам до абсолютизацииестественнонаучного знания как единственно научного и отрицания философско-мировоззренческойпроблематики как якобы лишенной познавательного смысла и значения. Антисциентизм,напротив, концепция, утверждающая ограниченность возможностей науки в решениикоренных проблем человеческого существования, а в крайних случаях оценивающаянауку как силу, враждебную подлинной сущности человека. Философию антисциентизмпротивопоставляет науке, которая якобы носит утилитарный характер и не способнаподняться до понимания подлинных проблем бытия мира и человека.
Вопрос «Философия и конкретные науки» рассматривается в учебнойлитературе традиционно: в плане их взаимовлияния, взаимодействия. Не менееактуален также вопрос: является ли сама философия наукой? Этот вопросоднозначного решения в учебной литературе пока не нашел. Отдельные авторы не вдаваясь«в дебри споров» прямо заявляют, что «философия это наука»[2].Другие – выводят философию за границы науки, считают, что к философиинеприменимы общепринятые критерии научности[3]. Значительная частьавторов, с которыми можно согласиться, сходится во мнении, что «философскоезнание есть комплексный интегральный вид знания»[4], что в нем имеютсяпризнаки, свойственные: естественно-научному знанию (особенно в таких разделахкак онтология, гносеология, методология), а также идеологическому,гуманитарному, художественному, обыденному знанию. В философском знании этивиды знания представлены как стороны, ипостаси, компоненты его внутреннегосодержания. Они внутренне взаимосвязаны, а порой оказываются слитными и неразделимыми.
Все вышеизложенное позволяет сформулировать основное значение философии,выделить ее наиболее важные социальные функции:
Гносеологическая функция. Философия выступает, прежде всего, каксодержательное, теоретическое знание о мире и человеке. Она выявляет наиболееобщие идеи, на которых базируется та или иная конкретная культура. Их называютуниверсалиями культуры. Среди них важное место занимают такие философскиекатегории, как бытие, материя, предмет, явление, свойство, развитие, причина,следствие, сущность, необходимость, случайность, элемент, структура, система идр. Ни один человек, тем более специалист, ученый не может обойтись без этихпонятий. Они относятся к предельным основаниям, универсальным формам культуры иприложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям неисчерпаемого всвоем многообразии мира.
Мировоззренческая функция. Философия дает человеку возможностьсформировать систему взглядов на мир и место в нем человека, на отношениечеловека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленныеэтими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, принципы познания идеятельности, ценностные ориентации, идеалы. Мировоззрение определяет наш образжизни, определяет нашу жизнь как целостность, а не отдельные поступки.
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы надвопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышлениянередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводуизвестный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концовприносит смерть, и это не может не вызывать тоски» («Самопознание».М., 1990. С. 47). Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности,невозможность примириться со временем.
Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества,пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с темона означает неслиянность с ним. Тоска по трансцендентному, по иному, чем этотмир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве передлицом трансцендентного. «Всю жизнь, — свидетельствует Н.А. Бердяев, — менясопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда онадостигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась» (там же. С.45). Философия же «освобождена от тоски и скуки „жизни“. Я сталфилософом..., — пишет он, — чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной»жизни". Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски«жизни», от ее уродства" (Там же. С. 49). И далее, уже обобщаяисторию развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философиявсегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего инасилующего нас со всех сторон мира к миру смысла» («Я и миробъектов. Опыт философии одиночества и общения» // «Философиясвободного духа». М., 1994. С. 232 — 233).
Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить этужизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.
Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести ксамоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.
Методологическая функция. Будучи системой самых общихтеоретических взглядов на мир, человека, системой оценок, принципов, убеждений,философия является средством ориентации человека в социальной, экономической,политической, нравственной и других сферах общественной жизни, т.е. определеннойпрограммой поведения и действий людей. Следовательно, философия не толькообъясняет мир, но и является средством его теоретического и практическогоосвоения.
Методологическая функция. Под методом в самом общем виде понимается такоезнание и основанная на нем система действий, с помощью которых можно получатьновое знание. Философия обладает своими особыми методами и своим особым языком.
Язык философии — это язык категорий, тех предельно общих понятий (дух —материя; необходимость — случайность; добро — зло; прекрасное — безобразное;истина — заблуждение и т.д.), на котором формулируются ее вечные предельныевопросы и на них же даются рациональные ответы. Пары философских категорийобразуют предельные полярные полюса мысли, замыкающие в своем «логическомпространстве» все возможное богатство других рациональных понятий идоказательств. Базовые философские категории наполняются различным содержаниемв разные исторические эпохи и выступают в роли явного или неявного смысловогофундамента различных научных дисциплин. Любая наука в любой исторический периодиспользует категории количества и качества, причины и следствия, сущности,закона и т.д., сознательно или бессознательно заимствуя их категориальныесмыслы из философии. Благодаря системе своих всеобщих категорий философияпомогает наукам осмыслить и, самое главное, целенаправленно сформироватьсобственные философские основания, адекватные их предмету и задачам.
Особую методологическую функцию в культуре играют ключевые идеифилософов, порой намного опережающих свое время. Здесь методологическая функциятесно смыкается с прогностической функцией философии. Так, идеи Платона огеометрическом строении материи (диалог Тимей) предвосхитили открытие Кеплера иГалилея, в ХХ веке отголосок этих идей звучит в творчестве физиков Гейзенбергаи Паули. Идеи неевклидового строения пространства были впервые высказаныНиколаем Кузанским; интуиция о принципиальной связи электрических и магнитныхявлений — немецким философом Шеллингом, и т.п. Идея древней китайской философииоб универсальном характере связей противоположных сил инь и ян нашла своеотражение в знаменитом «принципе дополнительности» Нильса Бора, легшего воснову квантово-механической картины мира. Идеи Циолковского о ракетномосвоении пространства во многом стимулировались космическими идеями русскогомыслителя Н.Ф.Федорова.
Прогностическая функция. В структуру мировоззрения входят нетолько знания, убеждения, принципы, но и идеалы, т.е. то, что еще несуществует, но мыслится, воображается возможным к осуществлению. Еще И. Кантзамечал, что философия не столько отражает то, что есть, сколькопредопределяет, что должно быть. Наличие в мировоззрении идеалов характеризуетего как опережающее отражение, как такую идеальную силу, которая не толькоотражает действительность, но и ориентирует ее на изменение. Спецификафилософского предопределения в том, что философия меняет образ мысли, аизменение образа мысли влечет за собой и изменение образа жизни.
Критическая функция. Поиск решений сложных философских вопросов,формирование нового мировоззрения обычно сопровождается критикой различныхзаблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов возникающих на пути истинному познанию.
Она распространяемся не только на другие дисциплины, но и на самуфилософию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемыймногими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода иналичия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию исоциокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. Приэтом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишьосновывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а неабстрактный нигилизм.
С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическаяфункция (от греч.— ценный). Любая философская система содержит в себе моментоценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей:социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остроэта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когдавозникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить,а что сохранить из старых ценностей.
Интегративная функция. Философия выполняет функцию согласования,интеграции всех форм человеческого опыта: практического, познавательного, ценностного.
Интегративная функция философии является важным элементом структурыфилософского знания и одним из существенных показателей и путей реализациирастущей роли диалектического и исторического материализма в научном познании вцелом и интеграции наук в частности. В процессе интегративного функционированиянаучной философии осуществляется не только ее союз со всеми частными науками,но под воздействием философии они теснее объединяются между собой. В этой связиочевидность превращения философии в необходимое условие повышения эффективностии результативности научных исследований, приращения нового знания не вызываетсомнений. Вместе с тем, занимая все более весомое положение в структурефилософского знания, эта функция отражает общую тенденцию повышениямарксистско-ленинской философии в жизнедеятельности социалистического общества,и в целом создает условия для более плодотворного проявления ее эвристическихвозможностей.
Воспитательно-гуманистическая функция. Она заключается в том,чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку иобществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться вокружающем мире и найти смысл жизни.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное _развитиеличности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогическогопроцесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание.». Последний предполагает особую заботу общества об образовательныхструктурах.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процессвзаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах,характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижениеэтой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.
Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанныеполюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь вобществе) и соответственно две стороны самосозидания.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистическоговоспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне игармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности.Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития исамореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику целигуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализацииличности в гармонии с самой собой и обществом.
В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческиепозиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяютосмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет егосубъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировкецели воспитания появляется возможность переосмыслить влияние человека на своюжизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей итворческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбораличности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нееобщества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистическоговоспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческойкультуры.
Итак, мы выяснили, что философия – это обобщенная система знаний о мире ичеловеке. Она возникает на основе потребности в целостном понимании мира каксвязанного и единого в своей основе. Объективное положение человека в системебесконечного мира таково, что он реально поставлен в отношение к миру в целом,а не к отдельным его фрагментам, частным областям или свойствам. Человекпротивостоит миру универсально. Философия с момента своего зарождения истремится осмыслить мир с точки зрения его целостности и единства.
Специфическая особенность философии состоит в том, что она выступаетсинтезирующей формой познания. Она дает теоретическое обобщение практическойдеятельности людей и данных конкретных наук о мире и человеке, результатомкоторого является особое, качественно новое – философское знание о формахвсеобщего.
 

Список использованной литературы
 
1. Берлин И. Назначение философии// Вопр. Философии. 2009. № 5.
2. Иванова С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарногознания. // Вопр. философии. 2007. № 10. С. 19-28.
3. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1995. Разд. 1.
4. Каменский В.А. Философия как наука. М., 2005.
5. Крейг У. Самое начало. Происхождение Вселенной и существование бога. М.,1996.
6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1999.
7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс 1998. С.14–26.
8. Мир философии: Книга для чтения. М., 1997. Ч.1. Разд.1.
9. Никифоров А.Л. Философия в системе высшего образования // Вопр.философии. 2007. № 1.С. 17-23.
10. О настоящем и будущем (размышления о философии). //Вопр. философии.2007. № 1. С. 3 – 16.
11. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М, 1991.
12. Свинцов В. Основной вопрос философии: миф или реальность // Обществ.науки и современность. 1995. № 4.
13. Теория философии. /Под ред. Э. Ф. Звездкина и др. М.: Изд-во Эксмо,2004.
14. Хайдеггер М. Философия — что это такое? // Вопр. философии. 1993. №
15. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл.2// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.