Реферат по предмету "Философия"


Философские проблемы взаимодействия природы и общества

Подприродой обычно понимают несоциальное. В царство природы не включается лишь то,что сущностно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим частоговорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество». Общество ичеловек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они неявляются частью природы. Часто используемое выражение «вторая природа», т. е.«очеловеченная природа», может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировалчеловек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторуюприроду, но он придает ей символическое значение. Вторая природа — это не чтоиное, как природа в ее символическом значении.
Весьмаблизки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя — этообъективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психическиеявления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем,еще один оттенок, по которому различаются природа и материя. Когда используетсяпонятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека иобщества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается болееяркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычнывысказывания типа «отношение человека к природе» и режет ухо высказывание типа«отношение человека к материи». Аристотель противопоставлял материи форму. Втаком значении понятие материи используется ныне весьма редко.
Природав силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философскогоанализа.
Античнаяфилософия строится на примате природного. Выдающиеся древнегреческие философывоспринимали природу | как полноту бытия, эстетически прекрасное, результатцелесооб- ' разной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своеймощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства.Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.
Средневековаяхристианизированная философия развивает концепцию ущербности природы какрезультата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог.Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Своинамерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что поотношению к собственному телу (умерщвление плоти), ибо в глобальном масштабе онв средневековье подчинен природным ритмам.
Возрождение,вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дает им новоетолкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога иприроды, возрожденческие философы их сближают и довольно часто доходят допантеизма, до отождествления Бога и мира. Бога и природы. У Дж. Бруно Бог сталпросто-напросто природой. Античные философы в силу указанных выше оснований немогли быть пантеистами. Впрочем, они часто выступали с позиций гилозоиз-ма,считая Космос живым (гиле — жизнь) целым. Возрожденческая философия фактически реализовалалозунг «Назад к природе». Она это сделала в силу культивированиячувственно-эстетического идеала философии. Впоследствии лозунг «Назад кприроде» будет приобретать популярность по политическим (Руссо), экологическим(движение «зеленых») и другим основаниям.
ВНовое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа ивместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабыкоторой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Относительно низкийуровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовымиагентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) немогли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которогорастянулось на века, вплоть до наших дней.
Необходимостьтакой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бынынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена вконцепции ноосферы, французских философов Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа ирусского мыслителя В. И. Вернадского. Ноосфера — это область господства разума.Концепция ноосферы была развита в начале 20-х годов XX в., впоследствии ееконцептуальные идеи получили детальную разработку в особой науке — экологии.
Нашакраткая историческая справка показывает, что человек всегда находился инаходится в определенном соотношении с природой, которое он определеннымобразом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силусамого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на«человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства какинтеллектуального, так и предметного содержания. Совершенно очевидно, например,что в изучении животных исследователи вынуждены использовать болееразносторонние методы, чем при изучении неживой природы. Это объясняется тем,что животные в отличие от камней обладают психикой, которую изучает специальнаянаука, зоопсихология. Научная и практическая деятельность человекасвидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления ирегулировать свои взаимоотношения с ними.
Нанаш взгляд, есть четыре фундаментальных факта, которые выражают «человеческоелицо» природы.
Во-первых,природа такова, что она обладает возможностью порождения человека. Из физикиизвестно, что фундаментальные структуры бытия характеризуются так называемымиконстантами: постоянная Планка, скорость света, гравитационная постоянная идругие. Выяснено, что если бы эти константы были хотя бы в незначительнойстепени другими, то устойчивые структуры типа человеческого тела не могли бысуществовать. В отсутствие человека некому было бы познавать природу.Вселенную. Вселенная такова, что возникновение человеческой жизни оказываетсяпостоянной возможностью.
Во-вторых,человек рождается «из природы». На это указывает хотя бы процесс деторождения.
В-третьих,природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможнопоявление неприродного, т. е. специфически человеческого бытия, психики,сознания и т. п.
В-четвертых,в природном материале человек символизирует свои неприродные свойства.Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни.
Чтобыобеспечить свое существование, человек должен как можно больше знать о природе.
Происхождение Вселенной. Уровниорганизации универсума
Физики,космологи, астрономы обнаружили целый ряд явлений, которые они пытаютсяобъяснить на основе единой модели. Известно, например, что Вселенная в каждойточке находится в состоянии расширения. Но она расширяется не куда-то, а простоувеличивается в размерах. У Вселенной нет центра, от которого могли быудаляться галактики. Почему «все разбегаются», ведь между галактикамисуществуют не силы отталкивания, а силы притяжения: это всем известные силыгравитации. Ответ ученых гласит, что 18 миллиардов лет назад произошел Большойвзрыв, в результате которого в процессе охлаждения Вселенной возниклиэлементарные частицы, тела, звезды, планеты и, наконец, человек. Взрывпроизошел в силу особых свойств вакуума. Не теперешнего вакуума, который, какизвестно, также обладает весьма причудливыми свойствами, а вакуума,существовавшего до Большого взрыва. По мере остывания космический материалиспытывал последовательные фазы перехода. Жизнь возникала в холодной Вселенной.
ХолоднаяВселенная привела к формированию уровней организации природы (материи), которыеобразуют некоторую иерархию: элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела.
Уровниорганизации неживой природы следующие: вакуум, элементарные частицы, атомы,молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик,метагалактика.
Уровниорганизации живой природы: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клетки,многоклеточные организмы, популяции, биоценозы.
Уровниорганизации природы выражают ее строение, структуру. Но каждый объект природыактивен, в силу чего он способен к движению, изменению. На фундаментальномуровне материи, т. е. в вакууме и мире элементарных частиц, активностьвыступает как взаимодействие частиц, в результате которого нарождаются новыечастицы. Существуют четыре типа взаимодействия элементарных частиц: слабые,ядерные, гравитационные и электромагнитные. Гравитационные и электромагнитныевзаимодействия известны человеку с незапамятных времен, а вот ядерные и слабыевзаимодействия попали в поле его зрения лишь в XX в. Физики стремятся найтитеории, которые бы единообразно описывали как можно больше типоввзаимодействий. Сначала им удалось объединить электромагнитные и слабыевзаимодействия, представить их частными случаями электрослабого взаимодействия.Впоследствии электрослабые взаимодействия объединили с ядернымивзаимодействиями. Делаются попытки описать все четыре типа взаимодействий однойтеорией, так называемой единой теорией поля.
Вмикромире взаимодействие выступает как обмен переносчиками взаимодействий,сопровождаемый рождением новых частиц. Если же взаимодействие происходит вмакро- или мегами-ре, то взаимодействие имеет особо сложный механизм, ибо в немучаствуют мириады частиц. Во всех случаях происходящие в мире неживой материипроцессы всегда имеют своей причиной взаимодействие. Взаимодействие — этоспособ существования материальных объектов неживой природы. В области живойприроды также ничто не сможет осуществиться без взаимодействия, но здесьследует учесть влияние на ход событий психики животных. Это влияние возможнопостольку, поскольку взаимо* действие нагружается символическими моментами.Процесс взаимовлияния особей богаче их физического взаимодействия. То же самое,но, естественно, в другом контексте, справедливо и применительно к социальнойжизни людей. Здесь сложные процессы взаимодействия людей также не исчерпываютсяматериальными взаимодействиями.
Иерархияструктур в мире природы фиксируется выделением уровней организации универсума.Иерархия взаимодействий приводит к существованию различных форм движения:физической, биологической, социальной. Склонный к систематизации исследовательвсегда найдет соответствие между уровнями организации мира и соответствующимиим формами движения материи.
Какуровни организации, так и формы движения универсума образуют иерархиисоподчинения. Высшая форма движения возникает на базе низшей в результатепоявления системных свойств. Биологические явления обладают свойствами, неприсущими физическим процессам. Соответственно социальные явления отличаются отбиологических. Высший уровень организации или высшая форма движения обладает поотношению к своим исходным основам относительной самостоятельностью,своеобразием. С учетом этого попытки редуцирования, буквального сведения высшейформы движения к низшей несостоятельны. Неприемлемо также приписывание низшейформе движения специфических характеристик высшей формы движения. В античностиКосмос часто считали живым целым, наделяли его атрибутами жизни. Согласносовременным представлениям, живыми являются лишь те объекты, которые изучаетбиология.
Терминами«физикализм», «натурализм», «биологизм», «психологизм», «социологизм»обозначаются различные ситуации искажения соотношений между формами движенияили уровнями организации природы и общества.
Пространство и время
Каждыйуровень организации природы состоит из определенных объектов, которые обладаюттой или иной протяженностью, совокупность которых называется пространством. Всилу обладания протяженностью (линейными, объемными, двумернымихарактеристиками) объекты определенным образом располагаются относительно другдруга. Такие соотношения, как «слева», «справа», «ниже», «выше», «под углом»,по праву называются пространственными соотношениями. Пространство естьвыражение сосуществования материальных объектов.
Вистории философии и физики часто использовали абстракцию пустоты. Древниеатомисты, а также сторонники механистической картины мира Нового времени частоназывали пустоту пространством. Получалось, что пространство существуетнезависимо от природы, от объектов. Это субстанциальная концепция пространства,согласно которой пространство существует независимо от природы. В науке быловыяснено, что пустота как объект физического исследования не существует. Неттакого насоса, который мог бы обеспечить существование пустоты, нет ее и где-тов Космосе. То, что называли пустотой, в действительности является вакуумом. Новакуум не есть ничто, он обладает вполне определенными физическимихарактеристиками. Приведенные факты показывают несостоятельность субстанциальнойконцепции пространства. Согласно реляционной концепции пространства, всепространственные характеристики являются физическими отношениями, природакоторых определяется характером физических процессов.
Благодаряспециальной теории относительности были выявлены релятивистскиепространственные эффекты типа сокращения длин. Общая теория относительностипозволила объяснить особые свойства пространства в гравитационных явлениях.Квантовая механика показала особо тесную связь пространственных и импульсных характеристикфизических объектов. Новейшая физика элементарных частиц дает веские основаниясчитать пространство в микромире не трехмерным. Видимо, трехмерностьпространства характерна в основном для макромира, за его пределами пространствоможет быть, например, девятимерным. При переходе микроявлений к макромиру шестьразмерностей как бы сворачиваются, компактифицируются. Поэтомумакропростран-ственные характеристики оказываются трехмерными, а значит, дляописания пространственного поведения макрообъектов достаточно использоватьвсего три переменные (х, у, z).
Приведенныеданные показывают, что пространство — это по сути своей проявление физическихвзаимодействий. Их изменения проявляются в свойствах пространства.
Впоследные годы была выдвинута привлекательная идея: биологическим и социальнымявлениям присуще особое, не физическое, а соответственно биологическое исоциальное пространство. Кажется вполне последовательным считать, чтобиологическим процессам присуще биологическое пространство. Состоятельна лиидея о существовании особых нефизических — биологического и социального —пространств?
Биологическиеи социальные характеристики, а таковы жизнь и сознание, не обладаютпространственными параметрами. Абсурдными представляются выражения типа «мысльдлиной 3 метра», «жизнь объемом 2 кубометра». Особые нефизические биологическоеи социальное пространства не удалось обнаружить, но идея о их существовании неявляется бессмысленной. Дело в том, что физические пространственныехарактеристики могут иметь символическое бытие, представлять собой символысоответствующих биологических и социальных явлений. С символическим бытиемфизического пространства мы встречаемся на каждом шагу, особенно выразительны вэтом отношении произведения скульптуры и живописи, архитектурные сооружения.Пространственная архитектура церкви Покрова на Нерли способна вызватьмногочисленные положительные эмоции у православного. Соответственно готическийпражский собор настроит на религиозную волну католика. Но и в первом, и вовтором случаях пространственные характеристики имеют символическое значение,они присущи сооружениям, а отнюдь не мыслям и чувствам верующих. Сами же посебе мысли и чувства не обладают пространственными характеристиками. Ксожалению, символическое значение пространственного бытия изучено поканедостаточно.
Вотличие от пространства время характеризует не сосуществование, а сменяемость,процессуальность явлений. Время — это длительность процессов и соотношениямежду ними, фиксируемые терминами типа: продолжительнее, раньше, позже и т. п.
Подобнотому как пространство считается подчас существующим само по себе, время такжепризнается многими чем-то самостоятельным, независимым от физических, равно каки от любых других процессов (субстанциальная концепция времени). Главнымаргументом в пользу субстанциальной концепции времени является принявшеедогматический характер определенное истолкование механики Ньютона. Многиесчитают, что в механике Ньютона время вводится как независимая переменная. Вдействительности же здесь изучаются относительно простые явления, такие, длякоторых время «везде одно и то же». Но отсюда не следует, что время существуетвообще независимо от материальных процессов. Это обстоятельство получает вболее сложных, чем ньютоновская механика, теориях довольно всестороннееобоснование.
Согласноспециальной теории относительности, одновременность не является чем-тоабсолютным, она относительна. События, которые в одной системе отсчетаодновременны, в другой могут быть неодновременными. Если скорость перемещенияобъектов увеличивается, то их время замедляется. С этим связан парадоксблизнецов, из которых тот моложе, который в отличие от своего брата участвовалв космическом путешествии на быстрых ракетах. Согласно общей теорииотносительности, время замедляется при увеличении гравитационных потенциалов.Согласно же квантовой механике, время органично связано с энергией. Приведенныеи другие данные позволяют считать, что время применительно к физическимявлениям есть форма проявления физических взаимодействий (реляционная концепциявремени). Но так обстоит дело с физическими процессами, а какова ситуация вобласти биологических и социальных явлений?
Вышебыло рассмотрено символическое значение физического пространства. Аналогичноерассмотрение может быть осуществлено и относительно физического времени,которое также обладает символическим значением. Сплошь и рядом мы пытаемсяхарактеризовать нашу деятельность в единицах физического времени, т. е. в часахи минутах. Рабочее время, продолжительность учебных занятий, время отдыха — завсем этим мы часто видим социальные реалии, т. е. фактически физическое времявоспринимается символически. Но если выше мы имели основания не признаватьреальность биологического и социального пространства, то в случае сбиологическим и социальным временем ситуация выглядит несколько по-иному.
Времявыражает изменчивость явлений. Поскольку биологические и социальные явленияизменяются, то вполне логично ожидать, что они временны, т. е. обладаютадекватными их сути временными характеристиками. Этими временнымихарактеристиками не могут быть физические параметры. На самом деле, за 45 минутучебных занятий можно добиться и малого, и большого эффекта. Но это означает,что 45 минут — а это физическая характеристика — не являются адекватной характеристикойсущества учебных занятий. Возьмем другой пример. Люди одного календарноговозраста обычно находятся в различных биологических состояниях. И здесьфизическое время не является адекватной характеристикой теперь ужебиологических процессов.
Впоиске характеристики, адекватной природе биологических явлений, биологивыдвинули концепцию биологического возраста. Для организма человека этотвозраст задается вероятностью смерти. Чем она больше, тем выше биологическийвозраст. В случае развития зародыша его биологический возраст задается числомклеточных делений. Биологический возраст гороха 'определяют по числупочкований. Биологическое время есть адекватная природе биологических процессовколичественная характеристика. Биологический возраст указывает степень удаленияорганизма от момента рождения. Биологическое время есть системно-символическоеобразование, оно существует над физическим.
Вобласти социальных явлений время также имеет системно-символический характер. Издесь целесообразно вводить особые параметры социального времени. Вобщественных науках о социальном возрасте говорят редко, но он есть. Дление,бренность социальных организмов количественно можно задать не иначе какпосредством параметра социального возраста. Приведем два относительно простыхпримера. Студент изучает философию месяц, два месяца, полгода. Длитсяфизическое время, растут знания студента. Чтобы выразить рост знания, изобретенинститут оценок. Оценки «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо»,«отлично» соответствуют достижениям студента, характеризуют его, в нашемслучае, философский возраст. Применительно к экономическим явлениям дляизмерения времени изобретен механизм товарно-денежных отношений. Тот товардороже, цена которого больше. Деньги измеряют экономическое время.
Каквидим, следует различать: физическое время как выражение физическихвзаимодействий, символическое значение физического времени, биологическое исоциальное время как особые системно-символические образования. В общем случаевремя есть количественная мера движения, характеристика продолжительности бытияданного объекта.
Времянеобратимо в той же степени, что и сами происходящие процессы. Время одномерно,т. е. для его математического задания достаточно одной переменной. Вполневозможно, что в скором будущем удастся доказать многомерность времени, пока наэтот счет существуют лишь гипотезы.
Хорошоизвестно, что человек ограничен в своих возможностях, которые он, однако,способен оценить, иногда, впрочем, лишь на уровне экспертных оценок, посредствомзадания, например, календарного, биологического, социального возраста. Желаниедостичь большего эффекта вынуждает личность наполнить каждую единицукалендарного времени действиями, которые бы замедляли рост биологическоговозраста («а жить-то хочется») и наращивали характеристики социального времени.В основе своей деятельности, своего бытия человек соотносит, проецирует друг надруга все свои временные шкалы и в соответствии со своими целями стремитсядостигнуть желаемого, например экономии своего рабочего времени. Что касаетсяхода общественного развития, то его ускорение означает, что единицекалендарного времени соответствуют, по мере развития общества, все большие«куски» социального времени.
Экологическая философия. Биоэтика.Экогуманизм
Экологическаяфилософия изучает методами философии взаимодействие общества и природы, путиутверждения гармонического единения между человеком и миром природы. Как этогодостичь в условиях, когда человек стремится добиться успеха во что бы то нистало, когда большая часть ограниченных ресурсов планеты переводится в отходы имусор, загрязняющие планету? Как добиться сохранения экосистемы человек —природа в условиях доминирования не экологических, а экономических иполитических интересов? Выход из кризисной ситуации видят в основном в приданииприоритета экологическим ценностям. Материальное производство, используемыетехнологии, экономика, политика — все это должно быть подчинено требованиямэкологической этики и экологического права/Так как воздействие человека на природучасто имеет планетарный характер, то целый ряд актуальных экологических проблемможет быть разрешен лишь в условиях международного сотрудничества и наличияреального чувства международной экологической ответственности.
»/Экологическая философия — молодая дисциплина, ее философские ориентиры лишьвырабатываются, на многие актуальные вопросы она не знает ответам/Человечество,умудрившееся попасть в экологический кризис, не знает четких путей выхода изнего. Несмотря на более или менее успешную реализацию программ по развитиюбезотходных производств и альтернативных технологий, развитию экологическогозаконодательства, человечество по-прежнему не покинуло район экологическогокризиса. Все более очевидным становится, что главная экологическая проблема («дыра»)находится не в озоновом слое Земли, а в ценностно-этических представленияхчеловека и общества. Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма должнысоотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае гуманизмтеряет свое прежнее содержание и становится экогу'манизмом. Любовь человека,эгоистически направленная только на него самого, привела в конечном счете кэкокризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гуманизма видит в природебытие человека.'^ Природа есть символическое бытие человека. Именно поэтомучеловек вынужден относиться к природе так же бережно, как к самому себе.
Мыуже отмечали, что экологическая философия встречается с трудностями. Этонеудивительно, ибо как философия, так и современные науки мало, явно недостаточноизучали сам феномен символического бытия человека. Но без знания содержанияэтого феномена успешное экологическое движение просто невозможно.
Человечествовынуждено обратиться к природе как арене проявления человеческого бытия. Одиниз относительно новых комплексов экоаксиологических ориентации связан с биоэти
кой,центральным вопросом которой является отношение человека к жизни и смерти.Жизнь, особенно человеческая, понимается как высшая ценность. Кстати, обществоне без труда ищет подходы и к нашим «меньшим братьям». В токийском зоопаркепоставлен памятник умирающим в неволе животным. Но всегда ли человек сознаетсвою вину перед животными?
Проблемыбиоэтики многогранны, обширны. В США издана пятитомная энциклопедия побиоэтике. Объем энциклопедии показывает, сколь внимательно относятся американцык проблемам биоэтики. Особое внимание привлекают вопросы активной эвтаназии(«убийства из милосердия»), критерии смерти, отношения врача и пациента,отношение к умирающим, к дефективным новорожденным, к дебилам. Имеет ли человекправо на смерть, право на аборт? Многочисленные дилеммы биомедицинской этикиневозможно разрешить без тщательного философского и научного рефлексирования,углубленного понимания содержания гуманизма и экогуманизма. Рассмотрим в этойсвязи некоторые конкретные проблемы.
Возможностиоживления умершего человека привели к тому, что остановка сердца перестала бытьпризнаком смерти, каковым, однако, являются необратимые изменения в центральнойнервной системе. Но согласно догматам буддизма и конфуцианства, признакамисмерти являются остановка сердца и прекращение дыхания. А это означает, что прибьющемся сердце не допускается изъятие органов для трансплантации;трансплантация сердца вообще исключается. Разумеется, это относится лишь к темнародам, которые соблюдают установленные догматы. Мы видим, как принципырелигии могут приходить в противоречие с принципами гуманизма. Вместе в тем встранах, где трансплантация сердца стала нормой, замечены случаи, когда диагнозсмерти порой ставится некорректно.
Другойслучай: общество должно предоставить женщине право на свободное и ответственноематеринство. Однако отмена запрета на аборт просто-напросто игнорирует ценностьжизни плода. Перед нами типичная биомедицинская дилемма: как отмена запрета нааборт, так и его допущение не свободны от глубочайших противоречий. Чтобы сними справиться, необходимо последовательное развитие экологической философии,экоэтики и биоэтики в том числе.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.filreferat.popal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.