Реферат по предмету "Философия"


Философия как аксиология

Учение о ценности
Чтотакое ценность? Почему только в ХХ веке появилось учение о ценностях?
Впереводе с греческого «аксиос» означает «ценность».Соответственно аксиология — это учение о ценностях.
Человексамим своим существованием выделен из мира более резко, чем его «меньшиесобратья», животные, и тем более неживые объекты. Это означает, чточеловек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя,человек почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пытаетсяразрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа «Что есть благо?»
Человекаинтересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким онявляется сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения егопотребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по ихзначимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз исостоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, чтоимеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Сценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном,дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся,признаем и отрицаем.
Слово«ценность» было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менеетолько в ХХ веке философы сумели развить учение о ценностях. Почему?Разобравшись с этим вопросом, мы лучше поймем природу самой ценности. Все делов том, что человек далеко не сразу осознал свое собственное, выделенноеположение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое время,соответственно именно тогда появились первые претендующие на полновесностьконцепции ценности.
Вантичности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Этоприводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как идеал.Современный философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идеякак истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но вантичности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены другот друга достаточно строго.
Вфилософии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Богдля человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуютценности человека.
ВНовое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную чертучеловека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истинезатемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он«развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, аценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. КХХ веку сложились все условия для развития учения о ценности.
Философскиенаправления ХХ века выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи,герменевтики, аналитики, постмодернисты спорят между собой прежде всего оценностях. Читатель, надо полагать, уже хорошо знаком с методами современнойфилософии, поэтому не будем вновь их описывать. Важно, что во всех современныхфилософских направлениях ценность понимается одинаково по крайней мере в одномотношении.
Ценность- это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ ГансЛенк. Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает своипредпочтения. Отметим еще раз, характер самой интерпретации определяется тойфилософией, которую использует субъект. Феноменолог используетфеноменологическую интерпретацию, герменевтик герменевтическую и т.д.
Пояснимизложенное выше примерами. Ценности нет только там, где человек относится кчему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением,прекрасным и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается собираниемпочтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовыхмарках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы). Слушая юмориста,один от хохота сползает со стула, другой возмущается, третий спокойно засыпает(именно для последнего выступление юмориста лишено ценности). Американцы, какрассказывает М. Жванецкий, остались равнодушны к его юмореске о трех- ипятирублевых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинствароссиян.
Как измеряют ценности?
Несмотряна то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют ивполне успешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты,различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественныйхарактеристикой ценности является оценка. Ваши педагоги, глубокоуважаемыйчитатель, ставят оценки, они, следовательно, тоже имеют дело с ценностями.Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он тоже умеет измерятьценности. «Отлично», «хорошо»,«удовлетворительно», «неудовлетворительно» — это оценки,которые даны в словах или в цифрах: «5», «4», «3»,«2». Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку?Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением.
Приведемпример из эстетики, теории искусства. Введем шкалу эстетических ценностей.
Возвышенное5 10
Прекрасное4 9
Красивое3 8
Приятное2 7
Симпатичное1 6
Таксебе 0 5
Несимпатичное-1 4
Неприятное-2 3
Некрасивое-3 2
Безобразное-2 1
Лингвистическиепеременные всегда можно сопоставить с числовой осью, состоящей из малых илибольших единиц измерения. Так, в товарно-денежном хозяйстве цены детализируютсявплоть до копейки. С другой стороны, часто обходятся всего двумя (меньше небывает) оценками: зачтено — не зачтено, прекрасное — безобразное, плохое — хорошее, доброе — злое. Но самое главное в деле оценки ценностей — это сампроцесс интерпретации. В переводе с латинского интерпретация означаетпосредничество; устанавливается соответствие между человеком и тем, на чтонаправлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.
Какпроисходит интерпретация, выработка ценности и ее оценка? Часть ценностейчеловек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он чудеснымобразом попал в результате своего рождения. Сознание позволяет человекувырабатывать новые ценности. При выработке ценностей человек, во-первых,включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существуеттакая-то связь, если сделать так, будет следующее), свою чувственность (этовызывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу насамом деле? о, вот это). Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностейв новые установки.
Итак,ценности вырабатываются и измеряются в процессе интерпретации, котораяосуществляется в соответствии с философскими методами.
Чувства. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение.Идеал и цель
Вчеловеке все едино, невозможно абсолютно развести чувства и мысли, волю иценности. Поскольку человек существо целостное, постольку все присущие егодуховной жизни компоненты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело человекиспользует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбривая волосы, развиваямышцы, пользуясь макияжем) для утверждения присущих ему ценностей.
Итак,все или почти все компоненты духовного мира человека, являются знаками его,человека, ценностей. Это не противоречит тому, что некоторые ценности могутвытесняться в сферу бессознательного, продолжая существовать в неявном виде.
Рассматриваявозбуждение человека внутренними и внешними раздражителями, проводят различиемежду чувствами и эмоциями. Как правило, имеется в виду, что чувстваориентированы на сам раздражитель и не содержат ценностные компоненты, аэмоции, напротив, это те же чувства, но во всем их ценностном богатстве.Радость, любование, восхищение, преклонение — это все эмоции. Часто называютудовольствие, радость, восторг, любовь (и т.п.) положительными эмоциями, абоязнь, испуг, страх, ненависть, горе — отрицательными. На эмоции человекасложнейшее влияние оказывает весь опыт его жизни. Известны даже случаи, когдакраткое сообщение вызывало смерть человека. Что касается понятия чувств, то этопредставление об эмоциях без их ценностного содержания. В чистом виде, напрочьлишенном эмоционального начала, чувства, думается, не существуют.
Средиразнообразных ценностных форм психики человека важнейшее значение имеет воля,саморегуляция субъектом своей деятельности, проявляющаяся какцелеустремленность, решительность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше,воля занимает среди всех ценностей первое место.
Вмире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, актпринятия чего-либо как ценностно положительного. Вере предшествует сомнение,которое переводится в веру в результате философского анализа. Религиозная верачасто рассматривается как результат откровения, она, мол, не нуждается вобосновании. Для философа К. Ясперса философская вера — результатфилософствования. Вряд ли найдется философ, который не согласится с Ясперсом.
ВеликийДекарт также был вполне последовательным, когда рассматривал приверженностьфилософов к сомнению как необходимую черту успешного философствования. Преждечем повторить слова М. Лютера «Я здесь стою и не могу иначе»,философу необходимо провести определенную работу, прийти к убеждению. Сначаласомнение в старой вере, затем преодоление сомнения и наконец убеждение, новаявера.
Веракак ценностный феномен имеет свои градации, в высшей ее отметке мы находимидеал. Человек в силу своего воображения создает образ желаемого будущего. Оносуществляет целеполагание. Цель — это предвосхищение результата социальногодействия. Идеал — это высшая ценность и ей соответствующая цель.
Идеал- это отнюдь не просто конкретный образ конечного будущего. Далеко не всегдаидеал сводится к примату конечной цели. Примат конкретной конечной цели, еслиона находится в туманном будущем,- путь к утопизму, о судьбе которого написаныи еще будут написаны тома. Мир утописта всегда беден философствованием, апотому наполнен забвением одних ценностей и необоснованным«выпячиванием» других. Одни утописты признают примат свободы, другиене видят ничего, кроме справедливости, третьи признают исключительнообщественную собственность, четвертые, напротив, насаждают везде частнуюсобственность. Идеалы.- это высшие ценности.
Такимобразом, идеалотворчество, если оно осуществляется недостаточно ответственно,приводит к утопиям, превращается в идолотворение. Вместе с тем идеалотворчество- непременное основание достижений человека. Интересно, где было бы сейчасчеловечество, если бы оно не занималось идеалотворчеством. Но для успешного идеалотворчестванеобходима развитая, современная философия.
Идеаловмного, их по-разному классифицируют. Что касается современного гуманизма, то онориентируется на такие ценности-идеалы, как свобода, справедливость,демократия, ответственность, непримиримость к насилию и ненасилие, экономическиоправданная планетарная общность людей. Наряду с положительными ценностямиесть, разумеется, и их антиподы: человеконенавистничество, стяжательство, культсилы, вседозволенность.
БУДЬТЕТЕРПИМЫМИ ДРУГ К ДРУГУ! До сих пор ценности понимались нами как нечто, присущееотдельным индивидам. Разумеется, в любом обществе в процессе совместной жизнискладываются относительно устойчивые ценностные ориентации. Они приобретаютхарактер общественных норм, ими руководствуются индивиды в своей деятельности.Но даже в этих условиях неодинаковость ценностей людей различных возрастов,полов, образования, происхождения постоянно дает о себе знать.
Можноли согласовать ценности различных людей? До известной степени. Достигается этово взаимоуважительном обмене мнениями, дискуссии, налаживании диалога. Тем неменее полное согласие обычно не достигается. Как быть? Негодяям приходитсяпротивостоять резко и решительно. Но в огромном большинстве других ситуацийдостаточно быть снисходительными по отношению друг к другу, ценностнотерпимыми.Одно это снимает многие конфликтные ситуации. Злость, непримиримость — нелучшие качества людей, живущих в мире разнообразных ценностей.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.