Реферат по предмету "Философия"


Учение Гегеля о бытие

Министерствообщего и профессионального образования РФСыктывкарский государственный университетИсторический факультетЗаочное отделениеСпециальность – историяКонтрольная работаУчение Гегеля о бытии
Студент IVкурса: Толстиков КонстантинСтаниславович ________
Преподаватель:____________________________________________
Введение.
Что есть философия? Философия-это скорее мировоззренческая формасознания. Под мировоззрением можно понимать обобщённую систему взглядовчеловека (и общества) на мир в целом, на своё место в нём, понимание и оценкачеловеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупностьобобщённых научных, философских, социально-политических, правовых,нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убежденийи идеалов людей.
Человеквсегда испытывал и испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостноепредставление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждатьс удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука дастдостаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и навопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже иосознанны. Каждая наука-это своего рода обрывок знания, а все науки в ихпростом сложении — это сумма обрывков. Философия же даёт систему знания о мирекак целом. Иными словами можно сказать так, что предметом философии является неодна какая-нибудь сторона сущего. а всё сущее во всей полноте своего содержанияи смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы ивнешние взаимодействия частями и частицами мира, а на то, чтобы понять ихвнутреннюю связь и единство.
Мыможем с уверенностью сказать, что основные усилия осознавшей себя философскоймысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало исмысл бытия.
Но что есть бытие? Что содержит в себе данноепонятие? Нельзя не заметить, что во всех без исключения философских системахрассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одарённости начинались санализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания имысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос,из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своём бесконечноммногообразии явления. Так сформировался ключевой вопрос философии о бытии, итак же сформировалось относительно устойчивое понятие того, чем является бытие.
Подбытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее осуществовании, о сущем вообще. Отдельные вещи, процессы, явления возникают иисчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация факта бытияявляется исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.
Впервыеэтот термин-термин «Бытие»-ввёлантичный философ Парменид (V-|V вв. дон.э.). Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло,неуничтожимо, единственно,неподвижно,нескончаемо во времени. Вообще же для античной философии в той или иной мересвойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах; гносеологическом,онтологическом и этическом.
Наступлениехристианской эры соединило философию с интенсивным богопознанием, соотношениеБога и бытия подвергалось тщательному продумыванию.
Всредние века оформилось онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее ввыводе Абсолютного Бытия из понятия бытия мыслительного.
Вэпоху Возрождения и особенно в Новое время происходит секуляризация философии. Для данной эпохи характерна«объективизация» понятия бытия и одновременно развитие субъективистскихконцепций.
Здесьследует подробнее остановиться на неком «революционном» этапе формированияфилософской мысли и связанном с этим решении проблем бытия.
ДляЕвропы, её культуры и европейского сознания, X|X век-век классический. Таковым он стал и для европейскойфилософии. Первая половина века прошла под знаменем творчества классиковнемецкого идеализма: И. Канта, И.Г. Фихте, В.Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха.Огромным открытием в немецкой классической философии, неким поворотным пунктомв мышлении, как способе познать вещи, сущность бытия и окружающего мира,осознании роли и места индивидуума во всемирно-историческом процессе,какпроцессе становлении бытия является создание диалектики, как науки, каксистемы, как логики. Заслуга эта принадлежит Г. Гегелю, на философской системепознания бытия которой и хотелось бы подробнее остановиться.
Учение Гегеля о бытии, как часть «Науки логики».
ГеоргВильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – крупнейший немецкий философ-идеалист. Вфилософии Гегеля немецкая идеалистическая философия конца 18-го – начала 19-говв. достигла своей вершины.
Гегельродился в Штутгарте. В 1788-93 гг. Гегель учился в Тюбингенском университете,по окончании которого служил домашним учителем в буржуазных  и аристократическихсемьях: в начале  в Берне ( 1793-96 ),затем во Франкфурте на Майне. В 1801 г. Гегель переехал в Иену  и вскоре приступил к преподавательскойдеятельности в университете. Здесь в 1806 г. Гегель закончил своё первоекрупное произведение-«Феноменология духа» уже содержавшее основные идеи егофилософской системы.
Какизвестно «Феноменология духа» является введением к гегелевской философии вцелом. В результате «являющегося», «феноменологического знания» Гегель приходитк выводу, что основой мира является абсолютная идея. Она развивается попринципу триады: тезис-антитезис-синтез, выступая сперва в виде чистыхлогических сущностей затем  в формеинобытия, идеи или природы, и, наконец, в различных формах конкретного духа.Соответственно получается три части системы: логика, философия природы,философия духа.
Логическоеучение излагается Гегелем в «Науке логики» (так называемая «Большая логика»),первой части «Энциклопедии философских наук» (так называемая «Малая логика») ипопулярно в «Философской пропедевтике» (лекционный курс Гегеля, который ончитал для гимназистов в Нюрнберге). «В обычной энциклопедии науки эмпирически,в том виде, каком они существуют…Философская же энциклопедия есть наукараскрывающая необходимую, определённую понятием взаимосвязь и философскоепроисхождение основных понятий и принципов наук.1Наука вцелом делится, по мысли Гегеля, на три части-логику, науку о природе, науку одухе – три ступени системы Гегеля упоминавшиеся выше. Логика – наука о чистомпонятии и абстрактной идее; природа представляет собой внешнюю реальность идеи,её экстериоризацию, дух – снятие экстериоризации, возвращение идеи к самойсебе.
Логикав системе Гегеля занимает центральное место. И это понятно: её предметомявляется сама абсолютная идея как система саморазвивающихся категорий,составляющая основу всей действительности. Согласно Гегелю, система категорий,построенная по принципу субординации, соподчинения, есть форма, в которойпонятие обретает конкретность. Простой механический набор понятий не передаётвсей сложности реальных отношений, их взаимообусловленности и взаимопереходов. Задача Логики – обнаружить эту реально существующую систему отношений,лежащую в основе как бытия, так и тождественного с ним сознания.
Системакатегорий даёт возможность понять не только мир как целое, но и каждое егонаиболее общее отношение, выражаемое той или иной категорией. Но категории, неимеющие род или видовое отличие, можно осмыслить только в сопоставлении друг сдругом, во взаимных переходах, т.е. в определённой системе, каждое звенокоторого связанно с остальными. И поскольку в этом диалектическом развитиикатегорий «угадывается» действительная диалектика вещей, то идеалистическаядиалектика Гегеля, систематически изложенная в логическом учении в виде саморазвитияпонятий, приобретает глубокий рациональныйсмысл.
ЛогикаГегеля распадается на учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии.Изложение приобрело строгую последовательность потому, что Гегель не тольковысказал идею субординации категорий, но и правильно указал на общий её принцип– движение мысли от абстрактного кконкретному, т.е. от многостороннего к многостороннему, от пустоты кполноте содержания.
       Логика, таким образом, начинается схарактеристики самых абстрактныхкатегорий бытия. Вначалепредмет, еслимы отвлечёмся от всех егоопределений, только есть, и мы знаем о нём только то, что он есть. Поэтому началомдвижения всех логических категорий будет чистое бытие. Это самаяпустая абстракция, совершенно лишённая определений и потому равная своейпротивоположности, т.е. ничто. « Чистое бытиеобразует начало потому, что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, инеопределённая непосредственность, а первое начало не может быть чем-тоопосредованным и определённым».2 Речьздесь идёт, разумеется, не о том, что наличие предмета равно его отсутствию — утверждать подобное бессмысленно; Гегель рассматривает не определённое бытиетого или иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолькобессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Бытие по Гегелю лишеновсяких определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равноничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений.
Гегельвысказывает бытие как предикат абсолютного т.е. получает первую дефинициюабсолютного: абсолютное есть бытие. Но чистое бытие есть чистая абстракция,есть ничто. Из этого вытекает вторая дефиниция абсолютного, где последнееявляется ничто. Если есть противоположность в этой непосредственности как бытиеи ничто, то кажется очень странным, что эта противоположность уничтожается, ипоэтому существуют попытки фиксировать бытие и предохранить его от перехода.Таким образом размышляя, приходят к мысли, что нужно найти для бытия твёрдоеопределение, благодаря которому можно было бы отличить его от ничто. Но всетакие дальнейшие  и более конкретныеопределения уже не оставляют бытие чистым бытием, каково оно естьнепосредственно вначале. Такое стремление находить  в бытии или в ничто устойчивое значение,Гегель определяет как ту самую необходимость, которая заставляет бытие и ничтодвигаться дальше и сообщает им истинное, т.е. конкретное значение. Развиваясвою мысль дальше, Гегель находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, вдвижении исчезновения друг вдруге, или в становлении. «Истину как бытия, так  и ничто представляет собой единство их обоих,это единство есть становление».3 Такимобразом, имеются три необходимых момента бытия: бытие – тезис, ничто –антитезис, становление –  их синтез. Встановлении бытие и ничто сняты (упразднены и сохранены). Обе эти категории –бытие и ничто, стало быть, содержатся в становлении как снятые моменты. Снятие– важнейшая категория гегелевской философии. В связи с характеристикойстановления Гегель даёт разъяснение категории «снятие». «Оно означает сберечь,сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец».4Гегель, следовательно, пытается сформулировать мысль о диалектическом характереотрицания, являющегося, по его мнению, моментом связи, моментом развития. Отрицаниеотрицания – один из важнейших законов диалектики Гегеля, которыйиспользуется при построении всей его системы.
Продолжаяследовать ходу мысли Гегеля, мы видим, что результатом становления есть ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто.Это ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как бытиес некой определённостью. Гегель развивает свою мысль следующим образом: «Становление – вот истинное выражение результата бытия и ничто, так как оно естьих единство; оно есть единство не только бытия и ничто, но и беспокойство всамом себе – единство, которое не только неподвижно, как отношение с собой, ноблагодаря различию бытия и ничто, которое заключено в нём, противопоставляетсяв себе самому себе. Наличное бытие – есть это единство, или становление в этойформе единства; наличное бытие, поэтому, односторонне и конечно…»5 Определённость то же самое, что иодносторонность и конечность наличного бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такаяопределённость, которая тождественна с бытием. «Качество есть вообще тождественнаяс бытием, непосредственная определённость…».6Нечто есть то, что оно есть, благодаря своему качеству, и, теряя своё качество,оно перестаёт быть тем, что оно есть. Качественная определённость, по Гегелю,«едина со всем бытием, она не выходит за свои пределы и не находится такжевнутри его, а есть его непосредственная ограниченность.»7Гегель придает большое значение категории качества. Это связано с тем, чтофилософ стремится отмежеваться от механицизма, игнорировавшего качественныеизменения в мире.
Итак,наличное бытие есть определённое бытие. Основа же всякой определённости естьотрицание. Утверждая одно, мы отрицаем другое. Выходя за пределы нечто, мыполучаем другое, и так без конца. Гегель называет подобную бесконечность дурнойбесконечностью. Обнаруживается множество бытий с присущими каждомуиндивидуальностями, внутренними характеристиками. Эту внутреннюю характеристикуГегель называет в –  себе –бытием.« Бытие качества как таковое противоположность этому отношению с другим есть в– себе – бытие».8 В каждом наличном бытииили нечтозаключены два момента: момент в — себе – бытия и момент бытия для другого, поскольку данное нечто раскрывается,обнаруживается лишь в соотношении с другими нечто. Быть для другого, по Гегелю,означает выявлять себя в связи и отношении с другим. Например, Аопределяется через Б, Б через В. Здесь А выступает как нечто, Б– как другое. Но Б есть не только другое, а и нечто, определяемым чем-тотретьим. Следовательно, нечто определяетсячерез нечто, т.е. само через себя.Вот это соотношение с самим собой Гегель называет истиннойбесконечностью в противоположность дурной или нестиннойбесконечнтсти.
Такимобразом, следующей категорией качества является для – себя – бытие. Но здесь существуетпротиворечие. Для-себя-бытие возникает следующим образом: нечто определяетсядругим, но последнее само есть нечто. Следовательно, нечто приходит к себе,достигает своего конца и цели и посему становится законченным. Законченноеналичное бытие ограничивается уже не другим, а собою и в себе. Вот этосоотношение с собой, которое опосредуется через отрицательное отношение кдругому, есть для – себя – бытие, и выступает как идеальное. Для-себя-бытиеесть одно, другое исчезло. Категории для – себя – бытия, по Гегелю,соответствуют монады Лейбница и атомы Демокрита.
Изпонятия для–себя–бытия Гегель дедуцирует категории притяжения и отталкивания.Для-себя-бытие, как одно, отрицательно относится к себе, т.е. отталкиваетсяот себя и тем самым порождает множество. « Для-себя-сущее одно как таковое не естьбезотносительное подобно бытию, а есть отношение подобно наличному бытию; нооно соотносится не с другим, подобно нечто, а как единство нечто идругого он есть отношение с самим собой, и это отношение есть именноотрицательное отношение».9 Такимобразом, одно оказывается совершенно несовместимым с собой, что и порождает многое.Этот процесс для-себя-бытия условно называется отталкиванием. Номножество представляет собой тождество единых, здесь происходит как быпритяжение единых в одно целое.« Единое исключаетсебя из самого себя и полагает себя как многое, но каждое из многих само естьединое, и поскольку оно ведёт себя как таковое, то это всесторонне отталкиваниепереходит в свою противоположность – в притяжение.10 Через понятие для-себя бытия Гегель переходитв категории количества.Сконструировав данную категорию, Гегель пытается показать, как оно, становясьвсё более конкретным, получает качественную характеристику и, наконец,возвращается к качеству. Качество, по Гегелю, есть первая непосредственнаяопределённость, тождественная с бытиём. Количество же есть тоже определённость,но ставшее безразличным к бытию. Количество меняется, а бытие остаётся тем же.С изменением количества деревьев участок остаётся лесом, а не становится лугомили прудом. Количественная граница, таким образом, есть и не есть граница,поскольку она свободно переступается. «Количество есть чистое бытие, в которомопределённость положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятаяим безразличная».11 Весьдальнейший логический анализ количества осуществляется Гегелем таким образом,чтобы показать, что количество получает всё больше и больше качественныеоттенки. Для примера Гегель приводит древний софизм «Лысый». Если выдернутьодин волос головы, два, три – станет ли человек лысым? Разумеется нет. Но еслипродолжать выдёргивать из головы по волосу, то рано или поздно наступит момент,когда появится лысина. Изменение чисто количественное переходит в качественное.
Гегельрассматривает три группы количественных отношений: прямое, обратное и степенное. Разбирая прямое количественноеотношение, Гегель говорит, что определённость одного определённого количествазаключается в определённости другого определённого количества. Этаопределённость есть само определённое количество – показатель отношения.Например, 2 есть показатель отношения 16 к 8.Стороны отношения здесь могутбесконечно меняться; только их отношение остаётся постоянным: вместо 16 к 8можно взять отношения 4 к 2, 8 к 4 и т.д. Здесь, таким образом, качественнаясторона количества ещё не выступает чётко, т.к. стороны отношения бесконечноварьируются. В обратном количественном отношении его сторонами являютсямножители постоянного произведения, например 16*2=32 Здесь качественный моментвыявляется более определённо, в том смысле, что постоянное произведение (32), хотяи может быть выражено через другие множители (8 *4), но вариации этихмножителей строго определена произведением (32). Здесь связанность количественныхотношений проявляется более жёстко.
Встепенномколичественном отношении, по Гегелю, качественное различие количестваобнаруживается более полно. Стороны отношения здесь уже не могут меняться, ониабсолютно скованы, например 42=4*4.«Это отношение, — говорит Гегель, — есть изображение того, что определённоеколичество есть в себе, ивыражает ту его определённость, или то его качество, которым оно отличаетсяот другого».12 Более обстоятельноГегель рассматривает и обосновывает своё положение о качественных различиях вколичестве, когда рассматривает категорию меры.
Завершающей категорией учения Гегеля о бытии выступает мера.По его мнению, мера есть истина количества и качества. “Качество, — пишетГегель, — есть в первую очередь тождественная с бытием определённость, так чтонечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество.Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определённость.Так, например, дом остаётся тем, что он есть, будет ли он больше или меньше, икрасное остаётся красным, будет ли оно светлее или темнее. Третья ступеньбытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество”.13
Мера, по Гегелю, есть качественноеколичество, единство качества и количества. Эти две категории суть моментыединого целого, меры, представляющей собой завершённое бытие. Всё налично сущееимеет имеет свою меру. Мера обозначает количественные границы, в пределахкоторых предмет остаётся предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры приводит кпоявлению нового качества. Поскольку количество и качество связаны, токоличественные изменения приводят к изменениям качества. Будучи моментом меры,качество и количество до некоторой степени сохраняют свою природу. Так,количество до поры до времени может изменяться, не затрагиваякачества. Однако это равнодушное возрастание и уменьшение количества имеет свою границу, переход которой изменяеткачество.
Гегельприводит ряд примеров из «предметного мира», для пояснения закона переходаколичественных изменений в качественные, а это арифметические отношения,химические соединения, агрегатные состояния воды в зависимости от температуры ит.д. Так, например, соединение кислорода и азота даёт ряд окислов азота,появляющихся лишь при определённых количественных отношениях и обладающихвследствие этого качественными различиями.
Движениеот одного качества к другому совершается при непрерывном  постепенном изменении количества. Переход вновое качество совершается посредством скачка, после накопления количественныхизменений. Каждый пункт, где происходит взаимное изменение качества иколичества, образует узел.
Процессмеры, который попеременно то оказывается только изменением количества, топереходом количества в качество, Гегель образно называет узловой линией отношениямеры. 
Следуеттакже упомянуть, что мера как единство количества и качества есть, по Гегелю,вместе с тем завершённое бытие. Когда мы говорим о бытии, оно является сначалакак что–то совершенно абстрактное и лишённое определений, но бытие существенноесть то, что состоит в самоопределении, и своей завершенной определённостибытие достигает в мере. Гегель также рассматривает меру как дефиницию абсолюта,и, согласно этому способу рассмотрения, было сказано, что Бог есть мера всехвещей. Ведь прославление Бога состоит главным образом в провозглашении, чтоименно Он положил всему границы: морю и суше, рекам и горам, а также различнымвидам растений и животных. В подобном представлении заключена, кроме того,мысль, что всё человеческое: богатство, честь, могущество и точно такжерадость, печаль и т.д.- имеет свою определённую меру, превышение которой ведётк разрушению, к гибели.
Всвоих рассуждениях «Науке Логики» Гегель довольно чётко говорит о том, какимобразом категория меры переходит в сущность. Здесь он вводит понятие субстратаизменений. Качество, количество, мера, согласно Гегелю, не представляет собойчего-то самостоятельного, а суть состояние некоторого субстрата, например, лёд,вода, пар, суть различные состояния одного и того же вещества. Ряды отношениямеры, говорит Гегель, должны быть мыслимы, как состояния, в основе которыхлежит нечто пребывающее, субстрат, как их носитель.«Теперь такие отношения, — пишет Гегель, — определены лишь как узлы одного итого же субстрата. Тем самым меры и положенные с ними самостоятельностинизводятся до состояний.  Изменение есть лишь изменение некоторого состоянияи переходящеев положенно как остающееся в этом изменении тем же самым».14 Этот субстрат, лежащий в основе изменений, есть сущность, котораяпросвечивает через пёструю игру изменений, или видимость,  и в которую переходит бытие.
Учениео сущности составляет второй раздел «Науки Логики» Гегеля, которое затемпереходит в учение о понятии.
Заключение
Анализируя философскую системуГегеля, мы можем с уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создатьметод, целью которого является анализ развития. При этом, следует заметить, втогдашнем естествознании, в теоретических и технических дисциплинах иразработках, приближённых к практике технико-экономической деятельности, методразвития ещё не выступал  всколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан. Произведения Гегеля, и вих числе «Наука Логики», в которой Гегель развил своё учение о бытии, с самогоначала выполняли важнейшую задачу – сформулировать парадигму теории развития,выразить её в обобщённой форме. И только после этого история дала примеры«движения науки» и практики, в котором всё более сознательно ставились ирешались проблемы развития. Философия Гегеля стояла у истоков широкогораспространения диалектики как теории развития, как метод познания и действия.В известном смысле, всё сделанное великим философом раньше, т.е. до созданиясвоеобразного идейного центра – «Науки Логики» – служило поиску логическогопринципа и формированию системы логики, а написанное позже было развёртываниемзаключённых в ней теоретических элементов.
Гегелевскаясистема всё реально существующее превращала в логические категории в планеединой и диалектически развивающейся деятельности абсолютной идеи, котораяразвивается от абстрактного к конкретному, благодаря чему система Гегеляприобрела строгую последовательность. Поэтому бытие по Гегелю есть начальнаякатегория всей философской системы. Бытие есть первое и чистое полаганиеабсолютной мысли; о нём известно только то, что оно есть некое ( поканеизвестно какое ) качество, количество и мера. Логика Гегеля в наиболее полноймере охватывает большинство предшествующих учений о бытии. Гегель рассматривалбытие как развивающееся целое, которое для абсолютного идеализма естьобъективно развивающаяся идея.
Не исключено, что философская система Гегеля имеет ипротивников, которые находят ошибку философа главным образом в том, чтодвижение мысли от абстрактного к конкретному он принял за реальный путьразвития самой действительности. Логическое и историческое у него полностьюсовпадают. К тому же примат у философа принадлежит логике: история есть лишьпредметное воплощение логического саморазвития идеи, прикладная логика и т.д.
Однакодаже сам Гегель был далёк от мысли, что система философских категорий можетпередать всё богатство реальности; эта система отражает самые общие, самыеосновные связи развивающейся действительности. Философия изучает не мир вцелом, а мир как целое. Философская система Гегеля даёт человеку ориентирыстоль же реальные, как параллели и меридианы на глобусе, которые хотя и непроведены на Земле, тем не менее не являются прост выдумкой и помогают человекуосваивать мир.
Даже если учение Гегеля ложно, как считают многиефилософы, оно ещё сохраняет значение, которое не просто принадлежит истории.Оно наилучшим образом представляет определённый вид философии, которая у другихменее согласована и менее всеобъемлюща.

Список использованных источников и литературы.
1.Источники.
1.1. ГегельГ.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М., 1974
2.Литература.
2.1.Овсянников М.Ф. Гегель, М., 1971
2.2. ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия, М., 1986
2.3.Овсянников М.Ф, Философия Гегеля, М., 1959
3.Справочная литература.
3.1.Большая советская энциклопедия, М., 1964
3.2.Философская энциклопедия, М., 1973

1  Гегель Г.В. Работы разных лет, Т.2, с. 148 //Гулыга А.В. Немецкая классическая философия, М., 1986, с. 228
2 ГегельГ.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М.,1974, с.217.
3 Там же, с.222
4 Гегель,Соч., т. V, с. 99 //Овсянников М.Ф., Философия Гегеля, М., 1959, с. 99
5 Гегель Г.В.Ф.Энциклопедия философских наук, М., 1974, с. 225
6 Там же, с.228
7 Гегель,Соч., Т. V, с.65 //Овсянников М.Ф., Философия Гегеля, М., 1959 с. 100
8 ГегельГ.В.Ф. Энциклопедия философских наук, М., 1974, с.229
9 Там же, с.238
10 Там же,с.239
11 Там же,с.242
12 Гегель,Соч., Т. V, с.375 //Овсянников М.Ф., Философия Гегеля, М.,1959, с.106
13 Гегель,Там же, Т. I, с. 145 //Там же, с. 108
14 Гегель,Там же, Т.V, с. 438 //Там же, с. 111


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.