Реферат по предмету "Философия"


Теория познания Дж. Локка

Содержание:
Введение
Основнаячасть.
1. Основныеидеи теории познания Д. Локка
2. Соотношениепервичных и вторичных качеств по Локку
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Посколькуреальные процессы развития в обществе отношений познания и нравственностинаходили свое отражение в философских, этических теориях своих историческихэпох в длительной и духовно насыщенной истории идей, то в целом, возможнорешить указанную проблему, обратившись к истории наиболее значительных ученийпрошлого, заложивших основы нашего современного воззрения на эти вопросы.Особый интерес представляет 17 век – важный период в истории человечества. Вэпоху Нового времени были разработаны основные идеи, характерные дляевропейского сознания, сформировавшие общую теоретическую основуисторико-философских учений вплоть до наших дней. Произошел коренной пересмотрвзглядов на человека, что во многом стимулировало развитие эмпирическогоестествознания последующих столетий. Для самой философии это обернулосьрешительной переориентацией в сторону эмпиризма и сенсуализма. Выявилисьсобственно социальные факторы определения границ теоретического познания,открывавшие перспективы для развития моральной философии.
Подлиннымцентром новаторской мысли была Англия. Отсюда необходимость особого внимания ктворчеству британских эмпириков того времени и, прежде всего, Джона Локка. ИмяДжона Локка (1632-1704) занимает весьма почетное место не только в ряду великихфилософских имен эпохи Нового времени, но и в мировом историко-философскомпроцессе. Философские концепции теории познания и нравственности английскогомыслителя послужили своеобразным связующим элементом между философской исоциально-этической мыслью 17 и 18 веков. Следует отметить, что Локк сыгралвыдающуюся роль в развитии политических концепций 17 века, оставив потомкамдостаточно полно разработанную систему идей, которые легли в основу современнойполитики. К Локку также восходит философское учение о воспитании, послужившееразвитию философско-педагогической мысли эпохи Просвещения. Достаточноочевидным представляется тот факт, что для самого Локка на первом месте егофилософских интересов стояла гносеологическая и политико-правовая проблематика,а не исследование вопросов нравственного поведения человека и создание науки оморали. Это подтверждается и самим названием основного труда философа «Опыт очеловеческом разумении».
Отечественнаяисторико-философская наука внесла весомый вклад в дело изучения философскогонаследия великого английского мыслителя. Дореволюционная литература о Локкепредставлена работами таких авторов, как А. Вишняков, В. Ермилов, Е. Ф.Литвинова, В. Н. Малинин, В. С. Серебреников, Н. Сперанский, В. В. Успенский.Из постреволюционных исследователей выделяются, прежде всего, К. В. Гребенев иД. Рахман. Анализу теории познания Локка посвящен ряд диссертационныхисследований.
Колоссальноевлияние идей Локка, и в частности теории познания, на формирование философскоймысли Нового времени признается современными отечественными исследователями.Плодотворными для нашего анализа оказались результаты исследования И. И.Борисова о способностях и границах человеческого познания в учении Локка.
Цельреферата: выделить и проанализировать основные идеи теории познания Локка.

Основнаячасть
1. Теорияпознания Д. Локка
Главнаяработа Д. Локка по теоретической философии – «Опыт о человеческом разуме»[1] – была закончена в 1687 году иопубликована в 1690 году.
Годы передреволюцией 1688 года, когда Локк не мог без серьезного риска принятьтеоретическое или практическое участие в английской политике, он провел,сочиняя свой «Опыт о человеческом разуме». Это его важнейшая книга, котораябольше всего принесла ему славы, но его влияние на философию политики было таквелико и так продолжительно, что его можно рассматривать как основателяфилософского либерализма, так же как и эмпиризма в теории познания.
Локк являетсянаиболее удачливым из всех философов. Он закончил свою работу по теоретическойфилософии как раз в тот момент, когда правление в его стране попало в рукилюдей, которые разделяли его политические взгляды. В последующие годы наиболееэнергичные и влиятельные политики и философы поддерживали и на практике и втеории взгляды, которые он проповедовал. Его политические теории, развитыеМонтескье, отражены в американской конституции и находят применение повсюду,где существует спор между президентом и конгрессом. На его теории еще околопятидесяти лет тому назад основывалась британская конституция, и так жеобстояло дело с французской конституцией, принятой в 1871 году.
Во Франции 18века Локк своим влиянием первоначально был обязан Вольтеру. За ним пошлифилософы и умеренные реформаторы; крайние же революционеры пошли за Руссо. Егофранцузские последователи, правы они были или нет, верили в тесную связь междутеорией познания Локка и его взглядами на политику.
В Англии этасвязь менее заметна. Из двух наиболее известных последователей Локка Беркли небыл значительной фигурой в политике, а Юм принадлежал к партии тори и своиреакционные взгляды изложил в «Истории Англии». Но после Канта, когда немецкийидеализм начал оказывать влияние на мысль Англии, снова возникла связь междуфилософией и политикой: философы, которые шли за немецкими идеалистами, восновном были консерваторами, тогда как последователи Бентама, являющегосярадикалом, оставались верными традициям Локка. Однако это соотношение не былопостоянным; Т.Г. Грин, например, был одновременно и либералом и идеалистом.
Не толькоправильные взгляды Локка, но даже его ошибки на практике были полезны.
Опытнаякомпонента познания, в принципе присущая как эмпиристам, так и рационалистам, снаибольшей последовательностью в рассматриваемом веке, была разработана Локком.Автор «Опыта о человеческом разумении» утверждал, что «на опыте основываетсявсе наше знание, от него, в конце концов, оно происходит» (57: 1, 154)[2]. Опыт складывается из двухисточников: ощущений и рефлексии.
Внешний опытЛокк понимал как состоящий из ощущений, а внутренний – как образуемыйчувственным отображением (рефлексией) душой своей собственной деятельности.
Такимобразом, Локк понимал опыт как совокупность внешних и внутренних чувствований,заявляя, что в этом смысле «все идеи происходят от ощущения и рефлексии» (57:1, 154). Философ последовательно проводил принцип сенсуализма, сформулированныйеще в античной философии, — «нет ничего в уме, чего ранее не было бы вчувствах».
Философия Локка,как это видно из изучения «Опыта о человеческом разуме», вся пронизанаопределенными достоинствами и определенными недостатками. И те и другиеодинаково полезны: недостатки являются таковыми только с теоретической точкизрения.
Локк всегдаблагоразумен и всегда скорее охотно пожертвует логикой, чем станетпарадоксальным. Он провозглашает общие принципы, которые, как читателю легкосебе представить, способны приводить к странным следствиям; но всякий раз,когда такие странные следствия, кажется, готовы появиться, Локк тактично воздерживаетсяот их выведения. Так как мир является тем, чем он есть, ясно, что правильноеумозаключение из истинных посылок не может привести к ошибкам; но посылки могутбыть настолько близки к истине, насколько это требуется в теоретическомотношении, и, тем не менее, они могут привести к практически абсурднымследствиям.
Характерная особенностьЛокка, которая распространяется и на все либеральное направление, — этоотсутствие догматизма. Убеждение в нашем собственном существовании,существовании Бога и в истинности математики – вот те немногие несомненныеистины, которые Локк унаследовал от предшественников. Но как бы ни отличаласьего теория от теорий его предшественников, в ней он приходит к выводу, чтоистиной обладать трудно и что разумный человек будет придерживаться своихвзглядов, сохраняя некоторую долю сомнения.
Важнаяпроцедура, которая была осуществлена Локком, связана с классификациейдеятельности разума. После того, как мы получили идеи из опыта, мы их должныобработать[3].Это обрабатывание может осуществляться всего тремя способами. Мы идеи,полученные из опыта, можем либо разделять – отделять друг от друга – в такомслучае мы имеем дело с операцией абстрагирования; причем пределов разделенияидей Локк не видит: ему кажется, что любая идея может быть отделена от любойдругой; потом ему возражали (вообще, его теорию абстракции резко критиковали).Мы можем соединять идеи; в частности – в суждении это происходит. И мы можемсравнивать идеи.
Приложил своиклассификаторские усилия Локк и к проблеме видов познания.
Во-первых, оннеявно различает экзистенциальные положения и эссенциальные – касающиесясуществования вещи и ее сущности. И здесь возможны три вида знания:интуитивное, демонстративное и чувственное. Или интуитивное знание, доказательноезнание и вера (потому, что чувственное знание сближается с верой).
Интуитивноезнание Локк понимает так же, как Декарт. То, что он называет демонстративнымзнанием – соответствует дедуктивному знанию у Декарта – просто другой термин,обозначающий одно и то же (как бы, демонстрация Локка то же самое, что дедукцияу Декарта). И чувственное знание тоже имеет аналоги в декартовской философии:вот когда он, к примеру, говорит об убежденности в существование внешнего мира– именно это здесь имеется в виду Локком под чувственным знанием. Наиболеесовершенным, конечно, является интуитивное знание, потом демонстративное, инаименее достоверное – чувственное знание.
Эти всепроблемы он обсуждает в четвертой части «Опыта...». Она имеет наиболееонтологический характер, потому что здесь Локк прилагает все эти размышления кобсуждению проблемы, с которой Декарт начинал свою философию. А Локк, наоборот,это под занавес обсуждает, а именно – степени достоверности нашего знания осуществовании души, мира и Бога.
Еще однопопулярное, распространенное заблуждение в отношении Локка состоит в том, чтоон философ материалистического плана. Какие-то основания для такого родасуждения всегда имеются, на пустом месте они не возникают. Для Локка болеедостоверно бытие Бога, чем бытие внешнего мира[4].Внешний мир – это чувственное. Это не то, что дано. Это не внешний мир – то,что мы сейчас с вами осознаем – это идеи все, по Локку. То, что мы видим, непосредственноосознаем – мы остаемся при этом в рамках нашей собственной субъективности.
Мынепосредственно ни одну материальную вещь воспринять не можем: мы воспринимаемтолько собственные идеи. Идеи вызываются вещами, к бытию которых мы должныумозаключать. Потому что в принципе это может быть сновидением – все, что мывидим, – или может непосредственно Богом вызываться. То есть здесь из того, чтомы видим вот этот мир, не следует, что он существует независимо от нас,во-первых; и, во-вторых, что он вызван похожими вещами – на те вещи, которые мывидим. По крайней мере, там нет (в настоящих вещах) цветов и так далее. Номожно вообще поставить вопрос: есть ли этот мир? откуда мы знаем, что он естьза нашими идеями?
Декарт доказывалбытие материального мира, отталкиваясь от представления о правдивости Бога. Нодля Локка это слишком метафизичный аргумент, поэтому он вообще никак недоказывает бытие внешнего мира. Локк в этом плане гораздо скептичнее Декарта.Вообще, он по ряду вопросов занимает скептическую позицию – как о носителе,например, психики (субстанциальности ее или несубстанциальности) – так и здесь:бытие внешнего мира недоказуемо. Бытие нашей собственной души мы знаем изинтуиции – оно интуитивно очевидно, достоверно. Бытие Бога можно строгодоказать, утверждает Локк. Строго. Потому что демонстрация – это высшая степеньдоказательности. А вот здесь мы ничего не можем сделать.
Правда, онуспокаивает нас, что, во-первых, вера в существование внешнего мира и так оченьсильна, так что тут доказательств особых не надо. Но в действительности, продолжаетон, ничего не меняется. Казалось бы, парадоксальное рассуждение.
Главная цельЛокка – определение источников идей и видов знания, видов достоверности,проистекающих из сравнения, соединения или разъединения этих идей. Под идеейЛокк имеет в виду любой объект мышления. Мышление же он понимает абсолютно вдекартовском смысле, как сознание о чем-то.
Идея – любойобъект мышления, а мышление – это любой душевный акт, сопровождающийсясознанием.
Сознаниеможет работать с не-понятиями. Вот вы ощущаете, вы осознаете, что видите сейчасчто-то перед вами – неважно даже, что; вот вы это пятно осознаете – это актмышления, реализующийся в виде ощущения, в данном случае. Мышление не имеетникакого отношения к понятиям. Мышление любой акт сознания, а сознание необязательно концептуализировано. К понятиям имеет отношение только деятельностьрассудка или разума.
Так же, как иДекарт, Локк отрицает бессознательные перцепции – поскольку он связываетсознание с мышлением; бессознательные идеи, точнее говоря. Ничего этого нет.Душа целиком пронизана сознанием. Тут же Локк говорит – вот, во «Введении» — оботрицательных и положительных задачах трактата своего.
Значит,отрицательным или ограничительным, — итогом всего его исследования будетпонимание, что далеко не все вопросы — традиционные вопросы метафизики — подсилу человеческому разуму. Зачем мы вообще… – вот, надо понимать это четко –зачем браться за исследование души, за исследование способностей души? Какойсмысл это имеет? Можно ответить, конечно, на этот вопрос, что это самоценно –это действительно так, не надо искать никакой другой пользы; просто само посебе важно. Но есть и внешняя польза.
После того,как мы узнаем, как устроено наше познание, мы автоматически очертим вокруг негонекие пределы, за которые наши способности пробираться не в состоянии, — вотэто так называемая ограничительная задача.
Решить этузадачу можно лишь в результате строгого и тщательного анализа душевных сил. Этоположительная сторона. То есть и позитивная часть – собственно анализустройства души, — и ограничительные выводы, которые из этого вытекают; Локкчетко проговаривает вот эти две стороны вопроса. И потом это многократнодублировалось, вот такая структура, в сочинениях новоевропейских авторов: уЮма, например.
Самый известныйпример – это кантовская «Критика чистого разума» — это одновременноисследование трансцендентальных способностей познания, т.е. позитивное некоедействие, и ограничение познаваемых объектов. И слово «критика» включает в себядва смысла, и вот в «Критике чистого разума» эти два смысла действительно оченьудачно объединяются. Критика – это и некое несогласие, отрицание; и критика –это исследование, если говорить об этимологии слова.
Вернемся кЛокку. После того, как он завершает артподготовку, он приступает к выяснениювопроса, откуда же берутся идеи? Перед ним два варианта: либо они априорны, тоесть уже заранее даны в душе, либо из опыта. Других вариантов нет. Доопытныеидеи называются врожденными. Локк доказывает, что таковых нет. Как он этоделает? Он использует очень простой и действенный аргумент. Он задает вопрос:«Скажите, вот врожденные идеи – допустим, они есть. Но что значит «врожденнаяидея»? Это значит, что она исконно присуща человеческой природе; не какому-токонкретному человеку, неважно, где это человек живет, в каких условиях, и т.д.– если идея врожденна, она всегда будет присутствовать в нем. Так? Значит, еслиу человека есть врожденные идеи, то они должны быть у всех людей; поскольку,если они присущи человеческой природе, то, соответственно, должны быть присущии всем людям, которые люди именно потому, что они имеют человеческую природу.Итак, если врожденность связана со всеобщностью идей – если они всеобщи, то онидолжны быть всем понятны сразу же[5].
Локк говорито внутреннем чувстве как одном из источников идей — о внутреннем опыте. Но чтораскрывает нам этот опыт? Он раскрывает нам устройство собственной души и ееспособностей. Значит, предполагается уже, самой фигурой речи предполагается,что есть душа, обладающая определенными способностями, которые присущи ейнезависимо от внешних предметов. И эти способности мы можем назватьврожденными. Способности врожденными можно назвать. Что Локк и делает.
Он признаетврожденные способности – на этот раз уже прямо. Врожденные способности души –это те законы, по которым осуществляется деятельность души и которые находятся,принадлежат ее природе, а не берутся откуда-то извне. Эти законы можно открытьво внутреннем чувстве. Эти законы, или формы деятельности, в точностисоответствуют тому, что Декарт назвал бы «врожденными идеями II класса», както: мышление, сознание и т.д. То есть и в этом плане различие между Декартом иЛокком невелико.
Итак, еслинет врожденного знания в таком абсолютном смысле, а можно говорить лишь вусловном ключе, то тогда все наше знание берется из опыта. Опыт бывает, я ужеговорил, внешний и внутренний. Идеи внешнего опыта, или внешнего чувства, Локкназывает идеями ощущений. Идеи, которые поставляются нам внутренним чувством,он называет идеями рефлексии. Опять-таки, термин «идея» широко имупотребляется. Идеей он называет то, что вы сейчас непосредственно ощущаетеперед собой – тетрадки, ручки, — это идеи по Локку, а не сами вещи. Онпридерживается той же концепции дуплицированного мира, что и Декарт. Идеяощущения, продолжает он, возникает в душе в результате воздействия на насвнешних предметов.
Есть душа.Предметы воздействуют на душу. При воздействии на душу внешние вещи как бызапускают ее внутренние механизмы. Она включается — душа, после внешнеговоздействия, и что-то начинает делать с полученными идеями: во-первых, она ихзапоминает, эти идеи, потом воспроизводит, сравнивает, разделяет, соединяет.Вот это уже душевные действия. И эти душевные акты раскрываются в рефлексии.
Далеепосмотрим, как Локк различал простые и сложные идеи[6].
Простая идея(определение довольно трудное, как и всякое элементарное понятие) – это такойпредмет мысли, в котором мы никоим образом не можем обнаружить внутреннюю структуру,часть. К примеру, представление о цвете: красный цвет – яркий образец простойидеи. Или какой-нибудь вкус возьмем, запах: никаких частей в запахе нельзянайти — это простая идея. Простые идеи могут объединяться; возникаютконгломераты, которые Локк называет сложными идеями. Пример сложной идеи –комок снега. Этот образ объединяет в себе белизну, холод, рассыпчатость имногие другие качества, каждое из которых является простой идеей.
Простые идеинадо отличать от модусов простых идей – довольно сложное понятие локковскойфилософии. Модусы простых идей возникают при повторении, при размножении однойи той же качественной определенности. Пример – протяжение. Если мы спрашиваем:идея протяжения – простая или сложная идея, то мы оказываемся в несколькодвусмысленном положении, по Локку. С одной стороны, протяжение мыслится какоднородное что-то. Это говорит за то, что это простая идея. Но с другойстороны, протяжение делимо. А делимость – качество сложной идеи. Локк сочетаетэту амбивалентность в термине «модус простой идеи». Простой идеей протяжениябудет некое представлением об элементарном протяжении, атомарности какой-то,что ли, точки какой-нибудь. Но, так или иначе, здесь присутствует размножениеоднородного. Что и закрепляется соответствующим термином.
Локкформулирует общий закон: все идеи, говорит он, проистекают из опыта. Не всеидеи вообще, а все простые идеи берутся из опыта. Тогда как сложные идеи могути не иметь архетипов в опыте. Представьте себе платиновую гору, например. Вотэто идея. Видели вы платиновую гору? Нет, конечно. Значит, не все идеи из опыта?Что же — это врожденная идея – платиновая гора? Нет, просто это сложная идея. Авот идея платины и идея горы, которые условно можно назвать простыми идеями(они в действительности непростые, можно и дальше делить, — не в этом дело), — они имеют опытный архетип. То есть что-то было в ощущениях, что имсоответствовало.
Что касаетсяидеи ощущения, то их существует очень много видов, причем большая часть всеймассы ощущений делится, соответственно разделениям органов чувств. Вот учеловека существует пять чувств – соответственно, пять громаднейших классов идейощущений: зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых, тактильных ислуховых. Это простые; если говорить об элементарных компонентах каждого изэтих классов, то да: это простые идеи ощущений.
Некоторыеидеи, говорит Локк, связаны не только с ощущениями, но и с рефлексией тожемогут быть связаны; то есть не только с внешним, но и с внутренним чувством.Ну, во-первых, идея бытия, например, или идея единства: они не специфицированывнешним чувством. То есть… эти идеи можно получить и из внешнего и извнутреннего чувства. То же самое с идеями удовольствия и страдания:удовольствие может вызываться приятными ощущениями вкусового плана, а можетвызываться чувством собственной свободы. Тут Локк говорит, по сути, о давнемделении удовольствий на телесные и интеллектуальные. Ну, это достаточностандартно здесь пока выглядит, никаких открытий тут он не делает.
Но болеелюбопытно уяснить его позицию относительно простых идей рефлексии –специфических, причем, идей. Рефлексия – это взгляд из самого себя; то естьвзгляд открывает формы деятельности нашей души, и соответственно вопрос о том,какие существуют простые идеи рефлексии, равносилен другому, очень важномувопросу: в каких основных видах деятельности душа реализует свою сущность? Вчем проявляется, другими словами сущность души? Вот в том, в чем проявляетсясущность души, то мы и должны будем называть простыми идеями рефлексии.
Проявляетсяже сущность души, главным образом, в ее теоретической и практическойдеятельности. Наиболее общим модусом теоретической деятельности Локк называетпредставление, или восприятие. Ну, а наиболее общей характеристикойпрактической стороны душевной жизни является желание, или воля. Итак, воткраеугольные камни, на которых стоит душевная жизнь: на восприятии и нажелании. Причем все остальные формы являются производными, по Локку. Вот,скажем, память, воображение, интеллект – все это производные от представления — все это разновидности представления. Локк называет воображение, память,ощущения, сомнение, предвосхищение, разум – все это он называет простымимодусами, модусами простой идеи рефлексии, а именно восприятия илипредставления.
И самисложные идеи Локк тоже классифицирует. Он подразделяет их на три класса: идеисубстанции, идеи модусов (идея субстанции – это, например, человек – вот идеясубстанции (какая субстанция здесь не указывается – просто субстанция, неважно,какая); модус (пример сложной идеи (не простого модуса, а сложного) – идеякрасоты) и идеи отношения (например: причина – коррелятивное понятие).

2.Соотношение первичных и вторичных качеств по Локку
Наиболееважным вкладом Локка в метафизику Нового времени явилось его различениепервичных и вторичных качеств.
Термины не имбыли изобретены, но именно с его подачи они стали очень популярными и до сихпор таковыми остаются[7].Локк не только термины изобрел, но и сам предмет, который он так традиционнозастолбил – зафиксировал эту позицию в новоевропейской метафизике; связано этос разделением вещей и образов этих вещей.
Локк говорит,что далеко не все компоненты идей ощущения, т.е. далеко не все компоненты тогомира, который мы непосредственно воспринимаем в чувствах вот сейчас, похожи нато, как устроены сами вещи. В самих вещах есть лишь протяжение, плотность ифигура. Ни цветов, ни запахов, ни вкусов в самих вещах нет. А что у них есть?Есть какое-то движение мельчайших частиц, которые при воздействии на органычувств производят соответствующие ощущения. Реально цвет является определеннойразновидностью движения материи, не более того.
На основеэтих рассуждений Локк и формулирует свою концепцию первичных и вторичныхкачеств. Он говорит так (в строгом изложении, его позиция выглядит следующимобразом): «Идеями первичных качеств мы должны называть такие идеи, которыепохожи на устройство самих материальных вещей. Идеи вторичных качеств не похожина то, что их вызывает». Идея протяжения, например, похожа на сами протяженныевещи. Идея формы. Идея плотности. А идея цвета не похожа на то, что еевызывает. Поэтому цвет – это вторичное качество. А протяжение – первичное.
Тут надотолько не путать. Потому что локковскую позицию иногда упрощают и говорят, чтопервичные качества существуют в самих вещах, а вторичные качества – только ввосприятии. В действительности, это не совсем так. По Локку, и первичные, ивторичные качества существуют в вещах. Они объективны: и вторичные, ипервичные; но просто идеи, еще раз повторяю, первичных качеств похожи на самиэти качества, а идеи вторичных качеств не похожи. Реально, если говорить о самихвещах, то вторичные качества являются модификациями первичных.
Первичныекачества – форма, а вторичные качества – определенная форма мельчайших частиц,движущихся по таким-то и таким-то законам. Вот если законы такие, то этодвижение вызывает ощущение красного цвета; если законы несколько другие, — ощущение синего цвета[8].
Следуетсказать, что здесь Локк подводит итоги даже не столько новоевропейскойфилософии, так терминологически оформляя проблему, но даже всей европейскойфилософии – вот знаменитое изречение Демокрита (ок. 470 до н. э. — неизвестно):«В мнении существует теплое, холодное и т.д., а поистине существуют лишь атомыи пустота». Эта установка с античных времен довлела в европейской метафизике, иЛокк просто здесь фиксирует ее.
А на каком жеосновании Локк считал, что одни качества, одни идеи похожи, другие непохожи?Какой аргумент? Должен же быть какой-то довод. Как правило, использовался«винный аргумент». «Винным» его иногда называют потому, что историческидоказательство еще в античности иллюстрировалось на примере с вином: одномучеловеку вино кажется кислым, другому сладким; но предмет не может бытьодновременно и кислым, и сладким — значит, эти качества вовсе в предмете несуществуют, а существуют только в восприятии. Примерно такого же родадоказательствами пользуется и Локк. Хотя даже для него проблема доказательстваздесь не самая важная. Для него этот вопрос очевиден, надо простотерминологически зафиксировать.

Заключение
Итак, мыпроанализировали основные идеи теории познания Локка.
Из всеговышесказанного можно сделать следующие выводы.
Исходнымпунктом теории познания Локка является положение, что в мыслях нет ничего, чегоне было бы в чувствах. Эту идею он развивает и обосновывает в своем главномтруде «Опыт о человеческом разуме», где придерживается принципа «на опытеосновывается все знание». По Локку, человек от рождения не имеет никакихпринципов, никаких идей.
Локкразличает простые и сложные идеи, а также первичные и вторичные качества.
Опыттрактуется Локком как двоякий: ощущения и рефлексия. Они являются источникомпростых идей.
Однимисточником идей является объект ощущения, другим – деятельность души.
Особенностивнутреннего опыта объясняют и такое весьма важное свойство человеческогосознания, как наличие в нем определенных задатков, в сущности, независимых отвнешнего опыта. Следует различать, согласно Локку, отсутствие врожденных идейкак внеопытного знания и наличие вместе с тем определенной способности,предрасположенности к той или иной деятельности.
Краеугольнымкамнем гносеологии Локка был тезис о происхождении всего человеческого знанияиз индивидуального опыта.
Необходимозаметить, что вся теория познания Локка тесно связана с фундаментальнымимировоззренческими посылками: люди находятся во внешней, не зависимой от нихсреде, обладают способностями познавать ее и приспособляться к ней, могутсохранять знание о внешнем мире и варьировать свое в нем поведение.
Философия Д.Локка является логическим завершением линии английского эмпиризма 17 века и вто же время представляет собой новую ступень в развитии философской мыслиНового времени. Локк довел линию сенсуализма до наивысшего ее выражения итрансформировал ее в доктрину эмпиризма, принципиально противопоставив еепозиции рационализма.

Списокиспользованной литературы:
1. БертранРассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальнымиусловиями от античности до наших дней. М., 2001.
2. ВасильевВ.В., Кротов А.А. История философии: Учебник для вузов. М., 2005.
3. Краткий очерк истории философии / Подред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. Москва, 1960.
4. ЛоккД. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М.,1960.
5. СоколовВ. В. Европейская философия 15-17 веков. М., 1984.
6. Фролов И. Т. Введение в философию. М.,2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.