Реферат по предмету "Философия"


Творчество как принцип познания

/>/>/>/>МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
/>/>/>/>НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
/>/>/>/>«ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»
Кафедрафилософии
/>/>/>/>Реферат
подисциплине «Специальные вопросы философии»
натему: «Творчество как принцип познания»
Выполнил:
студентгруппы ЭК-24а
СтадникА.А.
Проверил:
КальницкийЭ.А.
/>Харьков 2009

/>Содержание
Введение
Характеристика понятия «творчество»
Характеристика творческого процесса
Творчество как принцип познания и эволюции
Заключение
Списокиспользованных источников

/>Введение
Проблема творчества является одной изтрадиционных, так называемых «вечных» проблем философии. Она уходит своимикорнями в античную эпоху, в «осевое время» человеческой истории и даже дальше.Ее возникновение связано с интересом к онтологическим проблемам вообще:проблеме бытия, проблеме происхождения мира, проблеме «новизны», проблеме сознания,проблеме возможности познания. Наконец, она связана с комплексомантропологических и эстетических проблем. Не удивительно поэтому, что попыткиосмыслить суть творчества предпринимались на протяжении всей истории философиии очень многие мыслители так или иначе, частично или более глубоко,рассматривали эту проблему и находили свои решения проблем и ответы на вопрос,что же такое творчество.
Современный интерес к творческомупроцессу во многом обусловлен ростом инновационной компоненты в человеческойдеятельности, требованиями НТР и прагматическим стремлением управлятьвоспитанием людей, способных творчески решать научные и технические проблемы.
С другой стороны, стремление проникнуть втайну творчества имеет своей причиной заинтересованность в познании личностипутем разоблачения секретов творческой деятельности как одного из еефундаментальных проявлений, ведь именно этот вид деятельности активизируетличность наиболее полно и разносторонне.
Наконец, давно осознаваемаяисключительная роль индивидуальности в истории человеческой культуры вразличных ее областях: философии, науке, искусстве, религии, – приводит кнеобходимости рассмотрения этих двух личностных основ — мировоззрения итворчества — не отдельно друг от друга, а в их взаимосвязи. Ибо, думается, современныймировоззренческий кризис связан, с одной стороны, с кризисом личности,/обусловленным всеобщей унификацией на основе интегративных процессов вмасштабах планеты и техногенным уклоном развития цивилизации, и, с другойстороны, с кризисом творчества, имеющим в основании духовный вакуум разобщенияконкретных людей, заполняемый массовой культурой, подменяющей самостоятельнуюработу по приобщению индивидуума к экзистенциальному опыту человечества ужеготовой парадигмой ответов на жизненно важные вопросы.
Классическое наследие в области проблемытворчества обширно. В числе философов, размышлявших над природой творческогопроцесса, Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант,Ф.-В. Шеллинг.
Таким образом, целью данного реферата являетсяисследование творчества как принципа познания. Для достижения поставленной целинеобходимо решить следующие задачи:
– дать характеристику понятию«творчество»;
– охарактеризовать творческий процесс;
– рассмотреть творчество как принциппознания и эволюции

/>Характеристика понятия «творчество»
Творчество – деятельность, порождающаянечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступатькак творчество в любой сфере: научной, производственно-технической,художественной, политической и т.д. – там, где создаётся, открывается,изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах:психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический«механизм» протекания творческого акта как субъективного акта индивида.Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разномуставился в разные исторические эпохи [13].
В античной философии творчествосвязывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, а не бытиябесконечного и вечного; созерцание этого вечного бытия ставится выше всякойдеятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества,которое первоначально не выделялось из общего комплекса созидательнойдеятельности, в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение обЭросе как о своеобразной устремлённости человека к достижению высшегосозерцания мира, моментом которого и выступает творчество
Воззрения на творчество в средневековойфилософии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир.Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие изнебытия. Творчество человека у Августина Аврелия выступает, прежде всего, как творчествоистории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существапринимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как нестолько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с Богом,приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастияв творении мира Богом; это создаёт предпосылки для понимания творчества какуникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказываетсяпреимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния;художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечтовторостепенное.
Расцветом творческих возможностейчеловека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся в ней, преждевсего, как художественное творчество, сущность которого усматривается втворческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала,интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно длянового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнеевыступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества.
Философия английского эмпиризма склоннатрактовать творчество как удачную – но в значительной мере случайную – комбинациюуже существующих элементов, как например, в теории познания Ф. Бэкона иособенно теориях Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма. Творчество выступает как нечтородственное изобретательству. Завершенная концепция творчества в 18 в.создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность вучении о продуктивной способности воображения. Последняя оказываетсясоединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единствомпонятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностьювпечатления и синтезирующей силой понятия. «Трансцендентальное» воображение,таким образом, предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчестволежит в самой основе познания.
Это учение Канта было продолжено Ф.В.Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единствосознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарёнэтой способностью, – гении – творят как бы в состоянии наития, бессознательно,подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то естьбессознательный, процесс протекает всё же в субъективности человека и потомуопосредован его свободой. Согласно Шеллингу, творчество, и прежде всего творчествохудожника и философа, – высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесьчеловек соприкасается с абсолютом. Культ творчества и гения у романтиковдостигает своего апогея, одновременно с этим усиливается интерес к истории культурыкак продукту прошлого творчества.
В идеалистической философии конца 19 – 20вв. творчество рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-техническойдеятельности. При этом если философия жизни противопоставляет техническомурационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчёркиваетдуховно-личностную природу творчества. В философии жизни наиболее развёрнутаяконцепция творчества дана А. Бергсоном: творчество как непрерывное рождениенового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (вприроде – в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании – в видевозникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективнойтехнической деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое.
В экзистенциализме носителем творческогоначала является личность, понятая как экзистенция, то есть как некотороеиррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости иразумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообщеобыденного мира.
В отличие от философии жизни иэкзистенциализма, в таких философских направлениях 20 в., как прагматизм,инструментализм и близкие к ним варианты неопозитивизма, Творчестворассматривается с односторонне прагматистской точки зрения, прежде всего, как изобретательство,цель которого – решать задачу, поставленную определённой ситуацией. Продолжаялинию английского эмпиризма в трактовке творчества, инструментализмрассматривает его как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи. Другойвариант интеллектуалистичного понимания творчества представлен отчастинеореализмом, отчасти феноменологией. Большинство мыслителей этого типа в своёмпонимании творчества ориентируются не столько на естествознание, сколько наматематику, выступающую как так называемая чистая наука. Основой творчестваоказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальноесозерцание, так что это направление в трактовке творчества оказывается ближевсего к платонизму[1].
Марксистское понимание творчества,противостоящее идеалистическим и метафизическим концепциям, исходит из того,что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный исоциальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечествана основе объективных законов действительности. Творчество как созидательнаядеятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату),оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной)уникальностью. Творческое созидание не есть плод запрограммированной илимеханически повторяющейся деятельности, это проявление продуктивной активностичеловеческого сознания, которое, по словам В.И. Ленина, «… не только отражаетобъективный мир, но и творит его».
Диалектический материализм отвергаетточку зрения, согласно которой природа тоже творит. В природе происходитпроцесс развития, а не творчества, которое всегда предполагает бытие и действиетворца – субъекта творческой деятельности. По-видимому, какие-то биологическиеформы и предпосылки творчества имеются и у высших животных, но своёспецифическое выражение оно находит лишь у человека как общественно развитого существа.
Творчество всегда происходит в конкретныхсоциально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, втесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, вразветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним изнеобходимых условий развития научного и художественного творчества являетсясвобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новыхидей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий исвязанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизациядостигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотелявысоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитетапривела к догматизации всех его теоретических положений, что на веказатормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всеготот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин.
Наряду с объективной обусловленностью творческогопроцесса большое значение имеют и субъективные факторы, прежде всего внутренняямотивация личности, наличие продуктивного воображения, развитой фантазии, ввоспитании которой существенную роль играет искусство.
Творчество как процесс рассматривалосьпервоначально, исходя из самоотчётов деятелей искусства и науки. Некоторыекрупные естествоиспытатели выделили в этих самоотчётах несколько стадий в творческомпроцессе от зарождения замысла до момента, когда в сознании возникает новаяидея. Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаютсясознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций,отводивших решающую роль в творчестве подсознательному и иррациональномуфакторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное исознательное, интуитивное и рассудочное в творческом процессе дополняют другдруга. Будучи поглощён своим объектом, индивид меньше всего способен ксамонаблюдению, сохраняя лишь неопределённое ощущение общего направлениядвижения мысли: моменты догадки, открытия, внезапного решения переживаются ввиде особо ярких состояний сознания, которые первоначально главным образом иописывались в психологии. Однако изучение продуктивного мышления выявило, чтодогадка, «озарение», неожиданное новое решение возникают в экспериментальныхусловиях при соответствующей организации творческого процесса. На примереоткрытия Д.И. Менделеевым периодического закона Кедров показал, что анализпродуктов и «субпродуктов» (неопубликованных материалов) творчества позволяетвыявить вехи на пути научного открытия безотносительно к тому, как ониосознавались самим учёным [7]. При этом личностные механизмы творчества могутбыть раскрыты только в контексте их обусловленности конкретнойобщественно-исторической ситуацией.
/> 
Характеристикатворческого процесса
Творчество, как элемент по структурыпознания, происходит в рамках творческого процесса. Творческий процесспредставляет собой динамику созидательного мышления, сознательной илиподсознательной целью которого является некое творческое решение в даннойобласти (в данном виде) творчества. Виды творчества с соответствующимифункциями приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Виды и функции творчества [12]Вид творчества Функция (цель) Предмет (результат) Художественное творчество Создание новых эмоций произведения (искусства) Научное творчество Создание новых знаний Теории, Открытия, изобретения Техническое творчество Создание новых средств труда Процессы, Механизмы Политическое творчество Создание новых догм общественной жизни Решения, законы, дипло-матические договоры Спортивное творчество Создание (достижение) новых результатов Сила, Скорость, Выносливость
Впервые правильно указал на характерныеособенности научного творчества С.Л. Рубинштейн. Специфика изобретения,отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности,заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм илиприём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразиетворческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое вконтекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Этонечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужноучесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этомдействительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой:в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессеизобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуетсяввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этимопределяется общее направление и специфический характер различных звеньев впроцессе изобретения [11].
Наиболее известно сегодня описаниепоследовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанинГрэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления [13]:
Подготовка – формулирование задачи;попытки её решения.
Инкубация – временное отвлечение отзадачи.
Озарение – появление интуитивногорешения.
Проверка – испытание и/или реализациярешения.
Впрочем, это описание не оригинально ивосходит к классическому докладу А. Пуанкаре. Он в своём докладе вПсихологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения имнескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса,которые впоследствии выделялись многими психологами [13]:
1.  Вначале ставится задача и в течение некоторого времениделаются попытки решить её.
2.  За этим следует более или менее продолжительный период, втечение которого когда человек не думает о так и не решённой пока задаче,отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательнаяработа над задачей.
3.  И, наконец, наступает момент, когда внезапно, безнепосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайнойситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ крешению. В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описываетздесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимойработу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому.
4.  После этого, когда ключевая для решения идея уже известна,происходит завершение решения, его проверка, развитие.
Теоретизируя, Пуанкаре изображаеттворческий процесс (на примере математического творчества) какпоследовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц – элементов знания и2) последующий отбор полезных комбинаций.
Пуанкаре замечает, что комбинированиепроисходит вне сознания — в сознании возникают уже готовые «действительнополезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он,изобретатель, затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют вбессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует«фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации,пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.
Первоначальная сознательная работа надзадачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций,которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача нерешается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то времякак сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчокчастицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации.Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболеекрасивые, т.е. те, которые больше всего воздействуют на это специальное чувствоматематической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам дотакой степени, что они часто склонны смеяться над ним».
Итак, отбираются и проникают в сознаниенаиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этихкрасивых математических комбинаций? Это те, элементы которых гармонически расположенытаким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали.Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств ипомощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармониядаёт нам возможность предчувствовать математический закон. Таким образом, этоспециальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почемутот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем.
/> 
Творчествокак принцип познания и эволюции
Познание, осознание вещей имеет различныеуровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюдаобыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, атакже чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия,представления, понятия, мышление образуют основу познания, но они неисчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт творчествакак необходимый компонент.
Воздействующие на нас предметы, событиявызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональныевсплески. Познание и творчество – это не холодно-рассудочное, а страстноеискание истины. Оба эти процессы при всех комбинациях от бытового уровня дофилософских категорий взаимодополняющие. Иногда в процессе творчества всплываютответы на такие вопросы, на которые не мог найти ответы нигде до этого. Причем,это происходит в моменты наибольшей продуктивности, подспудно, как быподсознательно. Эти минуты познания очень ценны, в таком случае, как будтоприоткрывается завеса в ответ на усилия познающего.
Рассмотрим, как можно представитьтворчество или «активную» эволюцию. В случае активного творчества могутпроисходить такие процессы [12]:
а) отбираются по красоте наиболееэволюционные мысли и на их основе создается в уме эволюционная модель явления;
б) сознание сосредоточивается на этихявлениях;
в) постоянная концентрация с помощьюлюбви на данной идее приводит к тому, что при любом восприятии отбираютсяпрежде всего те жизненные линии и линии смыслов, которые могут привести квоплощению данной идеи. При некой доминанте наиболее вероятными при восприятиистановятся совершенно определенные действия, человек может даже выбирать их, нерассуждая. Другие смыслы отсекаются, иногда человек даже может не осознаватьдругих решений без специального обдумывания. Просто потому, что свойствоцелостного сознания выделяет при восприятии именно эти линии или же окрашиваетжеланием именно их. Они будут наиболее вероятными. То есть из всего множествавероятных действий самим присутствием некой эволюционной модели в целостномсознании наиболее осознанными личностью вариантами делаются жизненные линии,которые могут привести к воплощению более эволюционной модели. Можнопредставить, что фильтруя наиболее вероятные смыслы, можно направлять личностьна наиболее эволюционные явления;
г) после того, как в результатеконцентрации на красоте некая эволюционная идея обрела в мозгу человека некую определеннуюформу (вылилась в нечто зримое), после того, как будут продуманы пути еедостижения и цель станет реальной, то, если анализировать биографии видных историческихдеятелей или историю массовых движений, может возникнуть страсть, илистремление совершить активное эволюционное действие по «овладению» красотой. Нодля этого, судя по всему, нужно осознать реальность будущей модели, зрительнопредставить ее.
Можно предположить, что для возникновениястрастного стремления нужна некая модель красоты, которая должна быть выношенасознанием до такой степени, чтоб она перешла с уровня чувства назримо-осязаемый альфа-уровень, то есть обрела пространственно-временноеизмерение. Некая создаваемая модель будущей Красоты в мозгу должна пройти некийпуть развития, чтобы вызвать стремление.
Стремление вызывает неконтролируемое желаниедействовать при фиксированной цели. В этот момент возникает активность. Человектворит эволюцию. Каким образом может быть воплощена уже созданная модель, еслирассматривать вопрос механически, то есть неосознанно? Синтетическое сознаниеохватывает модель, но это в том случае, когда оно вне времени.
В литературе предлагается своеобразнаямеханическая модель неосознанного творчества. Любое восприятие будет, как мыпокажем, соотнесением нового не только со всем полученным нами опытом за всюнашу жизнь, но и с построенной прекрасной моделью.
Если же взять текущее восприятие, то при целостномвосприятии текущего момента и одновременном фиксированном целостном мышлениичерез любовь на некой красивой модели получится не просто осознание смысла увиденной«картинки». В данном случае выделятся не только наиболее вероятностные смыслы.При одновременном осознании всего открываются еще и все взаимосвязи между текущиммоментом и красивой моделью. А это есть ничто иное, как модель достижения.
То есть в итоге происходит осознание непросто наиболее вероятного смысла ситуации, а наиболее вероятного смысла, детерминированногонекой прекрасной моделью. То есть осознание при взгляде не только прошлое, нонекое возможное будущее. Так, бизнесмен с одного взгляда иногда способен увидеть,сколько денег принесет ему в будущем данная ситуация, если будет реализовананекая модель. Стрелок способен увидеть заранее, куда попадет выпущенная пуля.То есть некая прекрасная модель в момент фиксации способна как будто переместитьцентр визуализации из прошлого в будущее, то есть человек при любом восприятиибудет воспринимать смыслы, связанные не только с бывшим опытом, но и с будущей моделью,а значит, осознавать «модель достижения» при простом восприятии. Таким образом,человек будет осознавать свои будущие действия просто при восприятии, то естьдействовать мгновенно, если есть некая модель достижения [12].
Конечно, сама «модель достижения» будетвозможна только в том случае, если у нас достаточно знаний, опыта и т.п., чтобзаполнить все пробелы смысловых линий от одного к другому (от текущеговосприятия к прекрасной модели). Если же возникнут «пробелы», то их придетсязаполнять. То есть изучать, строить, исследовать. Самое интересное, что накоплениезнаний при таком образе действий само превращается в действие – а значит, еслигде-то человек встретит некие знания, нужные для утверждения модели, то процессвосприятия знаний, то есть познания, становится дополненным красотой. Ввоспоминаниях некоторых ученых иногда можно найти намеки, что те области,которыми им вдруг становилось интересно заниматься, иногда в будущем оказывалисьсвязанными друг с другом.
То есть некий идеал красоты может даженеосознанно направлять общество. Смысловую «модель достижения» нужно назвать не«моделью достижения», а спонтанной смысловой моделью, потому что формальнобудут выделены все смыслы, связывающие текущее восприятие и «красивую модель будущего».И в этой совокупности всех родственных смыслов могут выделиться и бытьосознанными все пути и связи, ремесла и навыки, так как они будут выделены и«сгруппированы» при определении пути от одного к другому.
Можно утверждать, что помимо прекрасноймодели эволюционного явления любовь рождает и модель ее достижения самим фактомвосприятия. Наличие прекрасной модели автоматически приводит к познанию путей кней при восприятии, то есть при любом повороте обстоятельств будет осознаватьсяи путь к ней. Возникает не только Стремление к некой абстрактной цели, но идорога, по которой надо идти.

Заключение
Тема творчества является одной из такназываемых «вечных» проблем философии. Творчество представляет собой актсоздания некоего объекта, который ранее не существовал. Исходя из сутитворчества, выделяют художественное, научное, техническое, политическое,спортивное творчество и другие виды. Творчество является характернойособенностью человеческого мышления и открывает перед человеком широкий спектрвозможностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления(производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможнопрямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не можетполучить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходнуюситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материалнекие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности,выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этотфакт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении спродуктами производства.
Творчество не является единовременнымактом, и представляет собой процесс. Творческий процесс может включать в себяряд этапов: формулирование задачи; попытки её решения; временное отвлечение отзадачи, её бессознательное осмысление; появление интуитивного решения, и,наконец, испытание и реализация решения. Творческий процесс является взначительной степени субъективным процессом, хотя зависит не только отчеловека, но и от условий постановки задачи. Кроме того, исследователямитворческого процесса предлагается идея о том, что наиболее верное решениекакой-либо задачи, являясь по своей сути неординарным, может появиться учеловека, наименее отягчённого догмами и традиционным мышлением в данномконкретном направлении.
Творчество можно рассматривать не толькокак процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий привзаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. Приэтом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Черезтворчество осуществляется связь человека с миром.
Таким образом, творчество целесообразнорассматривать как неотъемлемый элемент познания. Оно соотносится с познаниемпосредством восприятия и воображения. Ощущения, восприятия, представления,понятия, мышление образуют основу познания, но они не исчерпывают всей егоструктурной полноты: оно включает в себя и акт творчества как необходимыйкомпонент. Творчество может выступать не только как результат познания, но икак средство познания, как конструктивный элемент структуры познания.

Список использованных источников
1. Батищев Г.С. Введение в диалектикутворчества. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.-464 с.
2. Бердяев Н.А. Философия творчества,культуры и искусства. — В 2-х т. Т. 1. — М.: Искусство, 1994. — 542 с.
3. Галимов Б.С. Новые перспективыфилософского исследования проблемы духовного развития человека: Препринт/ Б.С.Галимов, И.Г. Васильева. – Уфа: БГУ, 2001. – 53 с.
4. Гольдентрихт С.С. Творчество какфилософская проблема// Творчество и социальное познание/ Сборник статей. Подред. А.М. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
5. Диалектика и теория творчества/ Подредакцией С.С. Гольдентрихта и A.M. Коршунова. – М.: Издательство Московскогоуниверситета, 1987. – 200 с.
6. Кутырев В.А. Осторожно, творчество!//Вопросы философии. — 1994. -№7-8.-с. 72-81.
7. Научное творчество: философские аспекты/ Цапок В. А. // Вопросы философии и права. Кишинев, – 1993. – № 2.
8. Николко В.Н. Творчество как новационныйпроцесс (Философско-онтологический анализ). — Симферополь: «Таврия», 1990. — 190 с.
9. Новая философская энциклопедия: В 4 т./Институт философии РАН, Нац. Общественно-науч. фонд. -М.: Мысль, 2000.
10. Творчество и социальное познание / Подред. A.M. Коршунова. С.С. Гольдентрихта. М., 1982.
11. Философия творчества и проблемыестественного интеллекта. / Цапок В.А. // Страницы философии. Кишинев, – 1997.– № 1–2.
12. Философия творчества: Монография / И.М.Гераимчук К.: ЭКМО, 2006. – 120 с.
13. Финогентов В.Н. Философия: Учебноепособие/ Изд-е УТИС. — Уфа, 2001.-359 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.