Реферат по предмету "Философия"


Структура и функции сознания

Оглавление
1.  Сознание как система
2.  Сознательное и бессознательное, ихсоотношение
3.  Сознание и самосознание
4.  Функции сознания
Список использованной литературы

1. Сознание каксистема
Самыепервые представления о сознании возникли в древности. Самонаблюдение привелолюдей к заключению, что в их головах происходят процессы, отличные от процессовв окружающей природе (могут возникать фантазии, представления о предметах,которых мы сейчас не наблюдаем, во сне человек может увидеть то, что вообщеникогда не видел, и т. д.). Тогда же появилось представление о «душе» и былипоставлены вопросы: что представляет собой «душа»? как она соотносится спредметным миром? С тех пор вокруг сознания ведутся споры о его сущности,возможности и путях познания. Одни исходили из познаваемости сознания, другиеутверждали, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как и стремлениеутопающего вытащить себя за волосы из болота или стремление человека увидеть изокна самого себя идущим по улице.
Разделилисьи мнения философов. Идеалисты и богословы отстаивали мысль о первичностисознания по отношению к материи. Идеализм вырывает сознание из материальногомира и считает его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей.
Наложных позициях стоит и дуализм в толковании сознания. Рассматривая душу,сознание и тело как не зависящие друг от друга начала, дуализм не можетобъяснить взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.
Так,сторонник дуализма французский философ Р. Декарт признавал независимое отсознания существование природы и не сомневался в том, что знание о ней можетбыть истинным. Но в его дуалистической концепции природа и дух выступают какдва сугубо различных начала. Основным свойством материи Декарт считалпротяженность, а основным свойством духа — способность мыслить. Отсюда он делалвывод, что подобно тому, как идея не имеет протяженности, так и тело не можетмыслить.
Вотличие от идеализма и дуализма, материализм исходит из того, что материяпротивоположна сознанию: она существует вне сознания и независимо от него,тогда как сознание не может существовать вне материи. Материя первична иисторически и гносеологически по отношению к сознанию: она есть и носитель ипричина его возникновения. Сознание же — нечто производное от материи: каксвойство мозга и как отражение мира.
Материяобладает такими свойствами, которых нет и не может быть у сознания. Сознаниесвязано не со всей материей, а только с человеческим мозгом, да и не со всеммозгом, а только с его частью — корой больших полушарий — и не постоянно, а вопределенные периоды времени — во время бодрствования, при этом мыслит не мозг,а человек при помощи мозга.
Сознание— это высшая,свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся вобобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Считаясознание вторичным по отношению к материи, диалектико-материалистическаяфилософия решительно выступает против искажения природы сознания такназываемыми вульгарными материалистами XIX в. (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), допускавшими,будто мысль выделяется мозгом так же, как желчь печенью, и что мышление в этомсмысле материально. Их ошибка заключается в отождествлении мышления, сознания,психики с материей, между тем как мысль не есть вид материи.
Можно лиабсолютно противопоставлять сознание материи? В рамках основного вопросафилософии — да, за ними — нет. На самом деле мысль, сознание существуют какреальные явления природы, однако они не тело и не вещество, подобные упомянутымжелчи или мозгу.
Признаниематериальности мысли ведет к тому, что гносеологическое противопоставлениематерии сознанию, материализма — идеализму теряет всякий смысл. Назвать мысльматериальной, каким-то видом материи — значит отбросить различие первичного ивторичного, отражаемого и отраженного, субстанции и свойства, а, следовательно,отрицать противоположность материализма и идеализма. Нетрудно заметить также,что вульгарный материализм допускает существование мысли без мозга после того,как она «выделена» им. А это в корне расходится с данными науки.
Критикуявульгарный материализм, еще Ленин чрезвычайно ясно показал, что в рамкахосновного гносеологического вопроса (т.е. вопроса о том, что первично — материяили сознание) противоположность материи и сознания, а, следовательно,материализма и идеализма носит абсолютный характер. Но противоположностьматерии и сознания за пределами решения основного вопроса философии теряетабсолютный характер. За этими пределами относительность данногопротивоположения становится несомненной, ибо сознание не есть самостоятельнаясубстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано сматерией.
Абсолютноеже противопоставление материи и сознания ведет к дуализму и идеализму,поскольку тогда сознание выступает как некоторая самостоятельная субстанция,существующая наряду с материей, с нервным веществом, с мозгом. Поэтому ибезоговорочное утверждение, что мысль нематериальна, также ошибочно, ибоподобное утверждение игнорирует зависимость сознания, от материи, связьпсихических явлений с материальными процессами. Чрезмерное настаивание нанематериальности мысли, сознания, психики ведет к идеалистическому отрывусознания от материи, своего материального носителя — человеческого мозга.
Психика,сознание не могут существовать ни в виде «чистых», отдаленных от мозга идей,мыслей, ни в виде какого бы то ни было вещественного «выделения» мозга.Сознание есть одно из свойств движущейся материи, есть особое свойствовысокоорганизованной материи. Это положение означает, что между сознанием иматерией существуют и различие, и связь, и единство.
Различиесостоит, во-первых, в том, что сознание не есть сама материя, а одно из еесвойств, возникающее на определенной ступени ее развития, во-вторых, в том, чтосоставляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме отэтих объектов как идеальные копии последних.
Единствои связь между сознанием и материей также раскрываются в двух аспектах. С однойстороны, психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойство иматериальный субстат, которому это свойство принадлежит и без которого оно несуществует; с другой — возникающие в сознании психические образы сходны,тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.
Глубочайшейсущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность, котораявыражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствамиотражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов,на основе которых они возникли.
Идеальностьсознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний,эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека.
Идеальноевыступает как момент практического отношения человека к миру, отношения,опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями, — способностьюпрежде всего отражать в материальных формах языка, знаков и превращать ихпосредством деятельности в реальные предметы. Так, если бы к людям каменноговека каким-то образом попала книга о конструировании автомобилей, то они не смоглибы ее «идеализировать», т.е. преобразовать в идеальное, в понятие, осмысленноепредставление о ней, ибо в их жизни еще не сложились те формы деятельности,которые бы обусловили уровень знаний и деятельности, обобщенные в этой книге.
Идеальноене является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: онохарактеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане понятие«идеальное» позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения и темсамым конкретизировать материалистическое понимание сущности сознания, егопротивоположность материи. Такое понимание имеет смысл только при изучениисоотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.
Идеальное— это предмет, «отчужденный» от самого себя, существующий не в своейсобственной конкретно-чувственной форме, а на базе вещества и процессов мозга(твердость, цвет и т. д.).
В то жевремя идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное естьне что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову ипреобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное, какизвестно, производит мозг, а вернее, человек при помощи мозга.
Каквидим, не только материя (объективная реальность), но и сознание (идеальнаяреальность) является чрезвычайно сложным объектом философии. И чтобы полнее иконкретнее представить сущность сознания, его обратное воздействие на материю,следует выяснить его предысторию и историю, роль социальных факторов в егостановлении и развитии.
Ключ к разгадке тайны сознания кроется преждевсего в выяснении условий и форм его происхождения. Отказ от постановки вопросао происхождении сознания, конечно, не способствует прояснению его содержания исущности. И если нелогично объявлять всю материю сознательной и тем болеесчитать материю и сознание независящими друг от друга субстанциями, то остаетсяиспробовать новый, «срединный», путь, предположив, например, что всейматерии присуще в качестве предпосылки сознания определенное свойство, котороепри соответствующих условиях способно перерасти в сознание. В этом главныйсмысл ленинской гипотезы об отражении.
Всеобщностьсвойства отражения, лежащего в «фундаменте» самого здания материи,обусловлена универсальностью материального взаимодействия. Все предметыобъективного мира постоянно воздействуют друг на друга и претерпеваютопределенные изменения, сохраняя «след» внешнего воздействия (как,например, отпечаток доисторического растения на пласте каменного угля).
Впроцессе разработки понятия отражения возникла необходимость в соотнесении егос понятием информации. Последнее, применявшееся первоначально только дляобозначения сведений, используемых при общении между людьми, постепенно сталоприобретать общенаучный статус. Информация в этом плане стала пониматься каксвойство явлений быть побудителем известных действий, способствовать активнойориентации в окружающем мире. Существуют две основные концепции информации: 1)как формы отражения, связанной с самоуправляемыми системами, т.е. живыми,техническими, социальными; 2) как аспекта, стороны отражения, которая можетобъективироваться, передаваться, храниться.
Наразличных уровнях организации материи отражение имеет свои качественныеособенности. Формы отражения совершенствуются по мере усложнения самих явлений,и их роль в бытии соответствующих уровней организации материи непрерывновозрастает.
Внеживой природе отражение представляет собой свойство вещей воспроизводить подвоздействием других вещей такие следы, отпечатки или реакции, структура которыхсоответствует каким-либо сторонам воздействующих на них вещей (след на песке,зеркальное отражение и т.д.). Эти отражения отличаются относительной простотойи пассивным характером.
Качественныйскачок в эволюции Вселенной — возникновение органической жизни на нашейпланете. Живое существо обладает целесоо5разной активностью, оно сохраняет своюкачественную определенность благодаря получению энергии из внешней средыединственно возможным в природе способом — вместе с веществом. Отсюда —необходимость обмена веществ. Вместе с тем организм выживает за счетиспользования информации, поступающей из внешней среды: он реагирует нанекоторые воздействия как на сигналы о закономерном наступлении последующихсобытий. Это позволяет ему избегать вредных воздействий, приближаться к пище,словом, адекватно и своевременно реагировать на жизненно важные раздражителивнутриклеточными процессами. Биологическая регуляция является основой иусловием органической жизни, самой существенной стороной обмена веществ, таккак в составе клетки нет химических элементов, которые не встречались бы внеживой природе. Все дело в биорегуляции и целесообразной организации клетки.
С появлением жизнивозникает такая форма отражения, как раздражимость, особенно характерная дляфлоры (растительного мира). Под раздражимостью понимается способностьорганизма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенныхвнешних факторов. Так, например, семенная корзинка подсолнуха направлена всторону наибольшей солнечной освещенности.
Возникновение фауны (мираживотных) сопровождается появлением более высокой формы отражения — чувствительности(способности к ощущениям). Она присуща уже низшим животным и предполагаетспособность реагировать не только непосредственно на факторы внешней среды,имеющие биологическое значение для организма (удары электрического тока иликислотная среда для амебы), но и на биологически нейтральные для организмафакторы, которые, однако, несут информацию о других, жизненно значимых дляорганизма факторах (например, о связи освещенности с наличием питательныхвеществ в бассейне). Правда, еще нет физиологического анализа и синтеза,ощущения выступают как нечто недифференцированное.
В этом отношении болеесовершенной формой биологического отражения выступает психика, представляющаясобой способность создавать чувственные образы внешней действительности, причемне только в виде ощущений, но и восприятий, благодаря которым у позвоночныхскладывается целостный образ ситуации, а у «умных» животных (обезьян,кошек, собак и др.) — еще и в виде представлений — чувственно-наглядных,обобщенных образов явлений, которые сохраняются и воспроизводятся в идеальнойформе и без непосредственного воздействия самих явлений на органы чувств.
В итоге возможностиприспособительной деятельности животных неизмеримо возрастают, в основном засчет деятельности мозга. В отличие от других органов головной мозг выполняет врусле психического отражения не какую-то частную задачу, а управляетдеятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой вокружающей среде. В этом заключается функция мозга как специального органаотражения и центрального регулятора деятельности организма.
Деятельность высшегоживотного не исчерпывается системой условных и безусловных рефлексов. В мозгуосуществляются сложные психонервные процессы, началом которых являетсяформирующаяся в конкретной ситуации биологическая цель как идеальноепредвосхищение результата деятельности организма. Биологическая цель,«модель потребного будущего», формируется на основе образа. Отсюда «субъективность»психического образа по содержанию и источнику, отсутствие в нем каких-либовещественных или энергетических компонентов мозга и отображаемого объекта. Впсихическом физиологическое «снято», элиминировано. Именно поэтомупсихонервная деятельность рассматривается не только как физиологическое,материальное, но и как психическое, идеальное, как единство внутренней ивнешней деятельности, причем психическое отражает физиологическое и как бывынесено за его пределы: оно сложнее физиологического.
Психическое отражениеявляется более высокой формой биологического отражения, способствующей болеесовершенной регуляции жизнедеятельности организмов и их приспособлению кизменяющимся внешним условиям в ходе длительного эволюционного развития. Однакоэто еще не есть сознание.
Новый качественный скачокв развитии психических форм отражения, а именно, появление сознания, связан спроцессом становления homo sapiens(«человекаразумного») и обусловлен, прежде всего, его трудовой деятельностью.Эволюция анатомии и физиологии обезьян явилась лишь предпосылкой возникновениячеловека, определяющим же условием данного процесса оказался труд, природакоторого носит сугубо общественный характер. Труд в его развитой форме присущтолько человеку, поскольку содержит в себе целенаправленную сознательнуюдеятельность, ориентированную на изменение действительности. Животные,использующие подсобные средства (камни, палки и др.), действуют инстинктивно,на основе условных и безусловных рефлексов и никогда не изготавливаютспециальных орудий труда, не заготавливают их впрок, не совершенствуют.
Сознание тесно связано с языком— наиболее эффективным способом передачи социальной информации. Язык участвуетв осуществлении практически всех высших психических функций. Для негохарактерны такие функции, как экспрессивная (посредством языка человек выражаетмысли); когнитивная (он служит важнейшим средством познания); коммуникативная,состоящая в осуществлении общения между людьми, и кумулятивная (обеспечивающаянакопление и сохранение знаний).
Расширение потребностейчеловека в общении и познании приводит к тому, что он, не удовлетворяясьестественными языками, складывающимися в основном стихийно, создает такназываемые «искусственные» языки (язык формул и графиков,«машинный» язык).
Таким образом, труд иязык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развитиясознания. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляетсяне только в его происхождении, но и в повседневной жизни, ибо вне социальнойсреды оно не может нормально функционировать. Известны примеры, когда дети,оказавшись в младенческом возрасте на длительное время вырванными из социальнойсреды (например, будучи заключенными в темницу или попав в звериное логово),навсегда останавливались в своем умственном развитии и не могли статьполноценными людьми.
сознаниефункция познание действительность
2. Сознательное ибессознательное, их соотношение
Если прирешении ряда мировоззренческих вопросов (прежде всего основного вопросафилософии) допустимо рассматривать сознание как нечто целостное и однородное,то при специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать егоструктуру. Начиная с немецкой классической философии, сложилась тенденцияоценивать проявления духовной деятельности более дифференцированно. Этатенденция получила еще большее развитие в настоящее время: было установлено,что сознание по своей структуре — многоярусное и разнополюсное образование.Следует также учитывать связь сознания с соответствующим материальнымсубстратом.
Структураи свойства сознания в существенной степени предопределены структурой мозга.Отдельнымпроявлениям психонервной деятельности соответствуют определенные участкиголовного мозга. Наблюдается определенная локализация психических функций. Ипоэтому, например, повреждение мозжечка ведет к нарушению координации движений,а хирургическое удаление затылочных долей, в которых находится корковый конецзрительного анализатора, — к утрате зрительной функции. Однако локализацияпсихических функций не является абсолютной и утрачиваемую функцию частичноберут на себя соседние участки.
Особеннобольшое значение для понимания структуры мозга имеет одно из крупнейшихоткрытий XX в. — обнаруженная американскимученым Р. Сперри функциональная асимметрия левого и правого полушарий головногомозга (Нобелевская премия 1981 г.). Выяснилось, что левое полушарие (у правшей)управляет речью, счетом, письмом, логическими рассуждениями, т.е.вербально-понятийным мышлением. Правое же полушарие отвечает за музыкальныйслух, зрительные образы, эмоции, формирование целостного представления обобъекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованногоучастия обоих полушарий.
Пожалуй,наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческойпсихики). Сейчас уже не вызывает сомнений то, что лишь сравнительно небольшаячасть психической деятельности осознается (контролируется) субъектом, остальнаяже часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной. Установлениеэтого факта бесспорно является научной заслугой известного австрийскогопсихолога и психиатра З.Фрейда (хотя понятие бессознательного использовалось идо него, но относилось к миру низкоорганизованных форм, т.е. к неживой и живойприроде), который парадоксальным образом применил это понятие к человеческойпсихике и сознанию, причем произвел ряд неоправданных упрощений, о чем будетсказано ниже.
Исходяиз фрейдистских представлений и с учетом достижений современной науки, выделяютчетыре уровня психической деятельности человека.
Самыйверхний этаж сознания — первый уровень — занимает надсознателъное, или«Сверх-Я» (super-ego). «Сверх-Я» является какбы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социальнозначимые нормы и заповеди, социальные запреты (табу) власти родителей иавторитетов.
Второйуровень (наиболее четко выраженный в понятийном мышлении) составляет сознательное,т.е. та часть психической деятельности индивида, которая непосредственнооткрыта для него и в общем вполне контролируется им. Ему принадлежит решающаяроль в отражении как явлений внешнего мира, так и внутреннего состояниячеловека и регуляции на этой основе его поведения.
Третийуровень представляет собой подсознательное, т.е. тот слой психическойдеятельности, который в данный конкретный момент не может появиться в полесознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги и другие состояния).Однако такого рода сведения или воспоминания могут самопроизвольно всплывать всознании.
Кчетвертому уровню относится бессознательное— особый пласт психики,включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляютсяв поле сознания — ни по воле субъекта, ни спонтанно. Среди них есть неявныезнания, а также такие импульсы или переживания, которые систематически подавляются,угнетаются сознанием и всем образом жизни, однако время от времени берутреванш. Сам 3. Фрейд сводил бессознательное, а также подсознательное почтиисключительно к половому влечению. Бессознательное он считал центральнымкомпонентом человеческой психики, наиболее полно выражающим ее сущность.Впоследствии фрейдизм придал бессознательному более широкий, универсальныйсмысл, трактуя, правда, его несколько иначе.
Так, А.Адлер, австрийский врач-психиатр и психолог, полагал, что сознательные ибессознательные процессы не находятся в противоречии, а образуют двавзаимодополняющих компонента, служащие единой цели. Крупный вклад в пониманиеструктуры психики был сделан швейцарским психологом, философом-идеалистом К.Юнгом. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутыхинстинктов, вытесненных воспоминаний и конгломератов табу (запретов). Он считалбессознательное творческим, разумным началом, связывающим индивида со всемчеловечеством, с природой и космосом. Согласно Юнгу, наряду с индивидуальнымбессознательным существует коллективное бессознательное, присущее определеннымсообществам. Мифологию или религию, по его мнению, также можно рассматриватькак уникальный источник информации о коллективных аспектах бессознательного.
О сложности отношенийсознательного и бессознательного может свидетельствовать следующее высказываниеЗигмунда Фрейда: «Даже часть Я (один бог ведает, насколько важная часть Я можетбыть бессознательной), без всякого сомнения, бессознательна».
Какими различными ни казалисьбы сознательное и бессознательное, их ни в коем случае нельзя отделять друг отдруга. Их можно рассматривать только как единое целое, как сказал об этомЗигмунд Фрейд: «У нас нет и не может быть никакого представления о формесуществования бессознательного, о том, каким оно является само по себе,независимо от сознания».
 
3. Сознание исамосознание
Важнейшеесвойство сознания (особенно удивительное и загадочное, если рассматривать его сточки зрения внешнего наблюдателя) — идеальность. Представим себе, что мыпосетили художественную выставку и несколько полотен произвели особенноевпечатление. Может возникнуть вопрос: каким же образом содержание этих картинзапечатлелось у нас в мозгу? Очевидно, только таким, в соответствии с которымнаши мысленные отражения не являются буквальными копиями предметов. У сознаниянет ни одного материального свойства — ни цвета, ни запаха, ни объема и т.д.Это необычная особенность сознания и заставляла некоторых философов либосомневаться в его существовании вообще, либо рассматривать его по аналогии сдеятельностью других органов человека, как это и делали вульгарныематериалисты. Итак, прямое отождествление идеального с материальныминервно-физиологическими структурами мозга и их отправлениями ошибочно.Идеальное ни в коем случае не сводимо к состоянию той материи, котораянаходится в черепной коробке индивида, т.е. мозга. Мыслит не мозг как таковой,а человек, обладающий мозгом, притом человек как компонент определеннойприродной или социальной системы, носитель культуры. Вызывает возражение ирезкое противопоставление идеальных образов действительному миру, наделениепервых реальным существованием (в духе Платона). Нет совершенносамостоятельного мира идеальных образов, которые существовали бы наряду спредметами материального мира и независимо от них.
Другаяхарактерная особенность сознания — интенциональностъ, т.е. соотнесенностьрезультатов психического отражения с окружающим миром. Когда в голове человекавозникает образ дерева, то он соотносит его с реальным предметом. Аналогичнымобразом он поступает и тогда, когда образ возникает вследствие прошлыхпредставлений как их комбинация и пр. В этом случае он также склонен выноситьвовне результаты умственной деятельности, относиться к ним так, как если бы онипроисходили на самом деле (фехтовальщик, наносящий удары воображаемомупротивнику; артист, репетирующий роль, и т.д.). Понятно, что это имеет большоезначение для анализа и планирования деятельности, хотя здесь и заключенывозможности патологического сознания (иллюзии, галлюцинации и т.д.).
Неотъемлемымпризнаком и необходимым компонентом нормального сознания является самосознание,т.е. осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической ипознавательной деятельности, как личности. Такое отношение к себе и кокружающему составляет характерную особенность именно человека как мыслящегосущества. Животные не выделяют себя из окружающей среды. Человек же выделяет,определяя при этом свое место в ряду природных и общественных явлений. Такоесоотнесение предполагает формирование адекватного образа самого себя,употребление особых словесных обозначений (понятия «Я», а такжеразличных самоназваний), признаваемых также и другими субъектами.
Впсихологии данное явление характеризуется в основном как самочувствие, сутькоторого состоит в элементарном осознании своего тела и его сопряженности смиром окружающих вещей и людей. Уже простое восприятие предметов, существующихвне данного человека и не зависящих от его сознания, предполагает определенныеформы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания (характерный пример —осознание ребенком по мере его развития органов собственного тела).
Болеевысокий уровень самосознания связан с отнесением человеком самого себя копределенному человеческому сообществу или определенной культуре. В этом смыслесамосознание свойственно также определенной социальной группе, нации, классу,когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественныхотношений, общих для всех интересов и идеалов.
Являясьпоказателем самостоятельности (суверенности) субъекта, самосознание неизбежновыводит на моральные, юридические или политические критерии оценкидеятельности, в роли которых выступают понятия совести, ответственности,дееспособности. Оно предполагает сопоставление себя с определенным, принятымданным человеком идеалом и согласование собственного поведения со взглядамидругих людей, возникновение чувства удовлетворенности или неудовлетворенностисобой.
Понятно, что самосознаниекачественно изменяется по мере познания человеком внешнего мира и других людей.Нужен огромный опыт, чтобы человек научился смотреть на себя как бы «состороны», глазами других людей, познавая себя как «другого». (Всвязи с этим заслуживает внимания опыт изучения философии в других странах,особенно во Франции, где в вузовских учебниках по философии выделяютспециальные главы «Другой» или «Познание другого»). Приэтом человек не только себя воспринимает по аналогии с другим, но и другого —по аналогии с собой.
Самосознание являетсячастью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагаетвыделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира.Самосознание— это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивовповедения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в формеиндивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно сего помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, своипоступки.

4. Функции сознания
Функции сознания — этотакие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания,общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.
Первой функцией сознанияявляется познавательная, или отражательная функция, т. е. получение знаний одействительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательнаядеятельность сознание начинается с чувственного, образного познания и восходитк абстрактному мышлению. На этапе чувственного (эмпирического) познаниянакапливается разнообразный фактический материал, который потом обобщается спомощью абстрактного мышления, проникая, таким образом в суть наиболее сложныхявлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчинены. Этафункция является всеохватывающей, из нее происходят все другие. Познавательнаяфункция носит не пассивный, а активный, эвристический характер, т. е. сознаниеимеет свойство опережающего отражения действительности.
Познавательная функциясознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Суть ее в том,что в памяти человека «оседают», накапливаются знания, полученные не только изнепосредственного, личного опыта, но и от современников или предшествующихпоколений людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаютсяи служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче памятьчеловека, тем легче ему принять оптимальное решение.
Следующая функция —аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире,но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, содной стороны, является формой объективного отражения, формой познаниядействительности, независимой от человеческих стремлений и интересов.Результатом и целью сознания как познавательной деятельности становитсяполучение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает всебя проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку,осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения кмиру является постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческиминтересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление,познавательная деятельность требует в основном только ясного выражения знания,соблюдения логических схем, оперирования ими, то ценностное отношение к миру иего осознание требует личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.
Оценочная функциянепосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели).Целеустремленность — это сугубо человеческая способность, которая являетсякардинальной характеристикой сознания. Цель — это идеализированная потребностьчеловека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предметадеятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельностичеловека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества ивосходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетическихи других идеалов. Целенаправленная деятельность объясняетсянеудовлетворенностью человека миром и потребностью изменить его, придать емутакую форму, которая необходима человеку, обществу.
Высшие возможностисознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции.Целеустремленность, т. е. осознание того, «для чего» и «ради чего» человекосуществляет свои действия, — необходимое условие любого сознательногопоступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т.е. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то,чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новыймир. Масштабы, формы и свойства, преобразованных и созданных людьми вещейпродиктованы потребностями людей, их целями; в них воплощены человеческиезамыслы, идеи.
Еще одна функция —коммуникативная (связи). Она обусловлена тем, что люди принимают участие вобщем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется спомощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированнаяинформация). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах,газетах и т. п.) сохраняется не знание, а лишь информация. Чтобы информациястала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространениепечатного слова является условием, но не гарантией того, что изложеннаяинформация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные напревращение информации в знание, т. е. субъективное достояние.
Завершает логический циклсознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценкифакторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит впорядок действия человека, а затем и действия коллективов. Регулятивная функциясознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает вдвух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержаниепобудительных мотивов поведения и деятельности людей имеет важное значение. Помере того как идеи приобретают побудительную силу, человек осуществляетпоступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительнаярегуляция приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями,обеспечивает соразмерность цели и реальных средств ее регуляции.
Таковы главные функциисознания. Лишь гармоничное их развитие дает в конечном итоге поистине целостнуюв интеллектуальном и духовном плане личность.

Список использованнойлитературы
1.  Волчек Е.З. Философия. – Мн.:Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003.
2.  Данильян О.Г., Тараненко В.М.Философия: Учебник – М. Эксмо, 2005.
3.  Лукашевич В.К., Белокурский В.М.,Мамыкин И.П. и др. Философия.- Мн. БГЭУ, 2002.
4.  Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ исовременная западная философия.- М.: Политиздат, 1990.
5.  Спиркин А.Г. Философия: Учебник – М.:Гардарики, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.