Реферат по предмету "Философия"


Социология: предмет, функции и законы

Знакомство с любой наукой начинается с ее ключевыхпонятий, категорий, методов, основных законов. Социология — молодая наука,которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Социология- слово, состоящее из латинского «социо» и греческого«логос», то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другиенауки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.1. Основателисоциологической науки
Термин «социология» ввел в научныйоборот Огюст Конт в работе «Курс позитивной философии» в 1842 г. Этобыло время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло намировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа «порядок ипрогресс», который он понимал по аналогии с физикой как симметричность иуравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источникзнаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношениймежду людьми.
О. Конт считал, что новая наука должнарассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточкунужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всюсоциологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Контполагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для негобыл характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научногоследа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том,что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться попримеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальнойфизикой.
Становление социологии как науки об обществеведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, МаксаВебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласныпредставители практически всех основных направлений современной социологии.
 Многие идеи Карла Маркса являютсяосновополагающими в социологии. Его методологические подходы развивались нетолько в марксистской социологии, но и других течениях социологической мысли,например, в так называемом неомарксизме Франкфуртской школы. К. Маркс, какэкономист и социолог, анализировал современное ему общество периода промышленнойреволюции в Западной Европе и дал действительно блестящий и пока непревзойденный социологический анализ. Достаточно верны и прогнозы К. Маркса опреодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего трудаи некоторые другие.
Основной целью общественного прогресса, по егомнению, является создание условий для становления многомерного человека,богатой личности, главное для производства самого человека. Но вряд ли стольбесспорны были рекомендации К. Маркса по ее достижению.
Причиной социальной дифференциации, социальногопротивостояния в обществе, по его мнению, является только частнаясобственность. Следовательно, устранив институт частной собственности в формекапитала и связанные с ним классы, мы получим всеобщее благоденствие. Тем болееналицо был и класс неимущих — пролетариат, которому терять нечего, кроме«собственных цепей», и он может взять на себя инициативу устраненияисторической несправедливости.
Но жизнь оказалась куда сложнее этой предельнопростой и ясной схемы. В социалистических странах ликвидировали частнуюсобственность, исчез интерес к работе, социальное иждивенчество приобреломассовый характер. В результате в обществе начали возникать застойные явления,а управление объективно приобрело командно-административный, авторитарный, а тои открыто тоталитарный характер.
Основная заслуга К. Маркса в научной социологиизаключается в том, что он впервые проанализировал общество как продуктисторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он показалпричины возникновения социального неравенства, социальных конфликтов вобщественном развитии.
Другой крупный немецкий ученый Макс Веберразработал собственную социологическую теорию, которая оказала большое влияниена современную социологию.
Одним из основных положений теории Макса Вебераявляется выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществесоциального действия, которое образует всю сложнейшую систему взаимоотношениймежду людьми. При этом само общество состоит из совокупности действующих индивидов,каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действияотдельных людей кооперируются на основе интересов, так образуются социальныегруппы и социальные институты. Люди понимают, что индивидуальные целиэффективнее, с меньшей затратой сил и времени достигаются совместно.
Значительное место в творчестве М. Вебера занимаетисследование отношений власти. По его мнению, организованное поведение людей,создание и функционирование любых социальных институтов невозможно безэффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализацииотношений власти он считал бюрократию специально созданный аппарат управления.Одна из самых интересных работ М. Вебера «Протестантская этика и духкапитализма» дает представление о современном обществе, пружинах егоэффективного развития.
 Эмиль Дюркгейм — основатель французскойсоциологической школы. В отличие от своих современников он считал, чтосуществование и закономерности развития общества не зависят от действийотдельных индивидов. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются правилами нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждаясоциальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую длясуществования общества как целого. Именно поэтому Э. Дюркгейм много вниманияуделял отклонениям от принятых норм и ввел для этого специальный термин«аномия».
Многие идеи Э. Дюркгейма развиваются в современныхсоциологических теориях, в особенности в структурно-функциональном анализе — важнейшем направлении общественной мысли последних десятилетий.2.Определение социологии
В настоящее время социология — одна из самыхбыстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другиенауки об обществе экономика, право, демография. Среди них социология начинаетиграть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках,так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценкимногих процессов общественного развития.
Что же такое социология? Уточним: любая наука сначалавозникает, заявляет о себе, очерчивает границы своего исследовательскогопространства, и только после этого определяется ее статус. Обратимся к истории.Изначально философия была матерью практически любой науки. Потом от нееотпочковались другие. Дискуссии о месте социологии среди гуманитарных исоциально-политических наук пока не завершились. Но уже определенно можноутверждать следующее.
Социология наука — о закономерностях становления иразвития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучаетсоциальную специфику развития общества. Смелзер считает, что социология способизучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себяопределенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы,поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.п.
Социологию можно определить как научное изучениеспецифики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важноподчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическаяспецифика развития общества и соответствующие отношения в обществе. В последнемиздании Вебстеровского словаря социология определяется так: «Изучениеистории развития, организации и проблем совместной жизни людей какпредставителей определенных социальных групп, общностей».
Что такое социальная общность? Это группа людей,которые объединены благодаря исторически сложившимся устойчивым связям. Невсяким, а именно устойчивым. К ним можно отнести такие социальные группы, каксемья, нация, государство, классы, профессиональные и возрастные группы,трудовые и учебные коллективы. Закономерности их формирования,функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучениясоциологии.
Социология как наука может быть рассмотрена спозиций объекта социологии и предмета социологии.
·  Объектом социологии являются:
o     общество как целостнаясоциальная реальность;
o     социальныеорганизации;
o     социальные институты;
o     социальныевзаимодействия;
o     социальные явления;
o     социальные процессы;
o     социальные отношения;
o     социальные общности;
o     социальные субъекты.
Предметом социологии можно считать: системусущественных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, еговнутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления ифункционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.3.Типы структур социологии
В зависимости от критерия, положенного в основу,выделяются три типа структур социологии.
Первая структура — микросоциология имакросоциология.
 Микросоциология исследует поведение, общениелюдей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы, правила, которые в своюочередь определяют стабильность, революционные или эволюционные изменения вобществе. На этом уровне есть и определенные теории. Джордж Хоманс считает, чтовзаимодействие людей строится на основе принципа поощрения и наказания. ЭрвинГофман полагает, что люди ведут себя, как актеры в театре, они играютопределенные роли и стараются произвести определенное впечатление,воздействовать на других. Действительно, часто люди стараются показать себялучше, чем они есть на самом деле.
В отечественной социологии длительное время намикроуровне исходили из того, что все советские люди коллективисты,интернационалисты, патриоты, для которых труд радость, основная жизненнаяпотребность. Вот почему в современном российском обществе наблюдаетсянравственная неопределенность, а значительная часть людей попала в другуюкрайность махровый индивидуализм, национализм или космополитизм.
На макросоциологическом уровне основное вниманиеуделяется экономической и политической системам общественного устройства,религиям, партиям, классам, типам семьи и т.п. Макросоциология изучаетвзаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. Макросоциология чащевсего относится к фундаментальной науке.
 Среди современных социологов намакросоциологическом уровне преобладают в основном два подхода: функционализмЭ. Дюркгейма, Т. Парсонса и других; теории конфликта К. Маркса и Дарендорфа идругих. При социологическом анализе общество делится на имущих и неимущих,правящих и подчиненных. Но сторонники одного подхода не могут объяснить, почемуобщество сохраняется при такой дифференциации, а другие не могут понять, почемуобщество изменяется, прогрессирует. Таким образом, даже на уровне макросоциологиипока нет однозначного ответа на самые принципиальные вопросы организацииобщества.
Вторая структура состоит из общесоциологическихтеорий, теорий среднего уровня и конкретных социологических исследований.Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития.
Специальные социологические теории среднего уровнякасаются одной отдельно взятой социальной общности, социальной группы.Существуют социологические теории семьи, студенчества, города, деревни, спорта,досуга и т.д. Такой термин введен в науку американским социологом РобертомМертоном. Теории среднего уровня позволяют обобщать и структурироватьэмпирические социологические данные в пределах отдельных отраслей научногознания. Они довольно часто используют свою собственную систему понятий иопределений.
Частные или специальные социологические теориисреднего уровня опираются на общую теорию, но, в свою очередь, развиваясь,дополняют ее, прочно связывая общесоциологические теории и эмпирическиесоциологические данные.
С одной стороны, идут активные процессыдифференциации социологического знания, возникают все новые и новые специальныесоциологические теории. Это вызвано тем, что общество — сложнейшаяструктурированная система, и она вряд ли упрощается по мере своего развития. Впоследнее время выделились социология гражданского общества, социология рынка ирыночных отношений, социология общественного мнения, социология международныхотношений, политическая социология, экономическая социология, экологическаясоциология и т.п.
С другой стороны, социология все теснеепереплетается с разными науками об обществе. Академик Т.И. Заславскаяпредложила такое направление, как экономическая социология. Утверждаетсяэтносоциология, а также социально-экономические, социально-политические,историко-социологические исследования и т.п.
Третья структура социологии: фундаментальнаятеоретическая и прикладная эмпирическая наука. Фундаментальная теоретическаясоциология отвечает на вопросы, что познается (определение объекта, предметанауки) и как познается (основные методы социологии). К ней относят теорииобщесоциологического уровня.
Прикладная социология изучает и предлагает способывоздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она даетпредставление о реальных процессах общественного развития, занимаетсяпрогнозированием, проектированием, формированием социальной политики,разработкой рекомендаций для практики социального управления.
Теоретическая социология предполагает получениенового знания, описание, объяснение, понимание процессов социального развития:разработку концептуальной социологической модели исследования; познаниесоциальной реальности; преобразование социальной действительности. В рамкахтеоретической социологии существуют различные социальные и частные социологическиетеории.
Прикладная социология предусматривает нахождениесредств для осуществления социально значимых целей, осуществление практическойреализации теоретической социологии, осуществление социального управления;реализацию методов социального планирования и прогнозирования.
По аналогии можно добавить следующее. Естьфундаментальные науки: физика, математика, химия, а есть технические прикладныенауки, которые физические, химические, биологические закономерности переносят вматериальное производство. Их часто называют инженерными науками. Точно так жев социологии можно выделить фундаментальные знания социальных закономерностей иих реальное использование в практике, к чему применимо название социальнаяинженерия.4.Функции социологической науки
Современная социология как наука о социальныхзакономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции.
Познавательная функция.
Социология изучает и объясняет закономерностисоциального развития на различных уровнях общественной системы. Реализацияпознавательной функции включает в себя также разработку теории и методовсоциологических исследований, техники сбора и обработки социологическойинформации.
Прогностическая функция.
На основе знания закономерностей общественногоразвития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы всфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательныхкампаний и т.п. Такие прогнозы основа разработки рекомендаций для практикиполитического и социального управления.
Функция социального проектирования.
В задачу социального проектирования входитразработка оптимальных моделей не только организации различных социальныхобщностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города,политической партии или движения, но и управления для достижения поставленныхцелей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессиональноподготовленных социологов занимается именно такой работой.
Социально-технологическая функция.
Типичным примером является создание службсоциального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, гдеработают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснениемпотенциальной текучести кадров, изучением социально — психологическойобстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлениемизбирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящимивозрастными и психологическими характеристиками. В рамках социальной инженерииорганизационно-технологическая функция проявляется в социальномизобретательстве, когда в результате изучения закономерностей функционированияопределенной психологической обстановки в социальной общности, социологипредлагают оптимальные способы ее организации. Типичные примеры социальногоизобретательства молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного типа,студенческие строительные отряды.
Управленческая функция.
Социология, в особенности прикладная, напрямуюсвязана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки исоциологических знаний заниматься управлением в современных условияхпрактически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудовогоколлектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальныхпоследствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось каквсегда.
В странах с развитым гражданским обществом намногих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. Внашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различныеобщественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформпоявилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках,менеджерах социальной сферы.
Таким образом, социология является инструментомнепосредственного социального преобразования, теоретическим источникомсоциальной политики на всех уровнях общественной структуры.
Есть сообщения, что методы социологии пытаютсявзять на вооружение мафиозные структуры. Газета «Известия» 19 января1996г. рассказала о таком эпизоде. В Москве в одном из элитарных домов некаяженщина предложила всем жильцам заполнить анкеты. Был обещан приз цветнойтелевизор. Общенациональное исследование проводилось Независимым центромизучения рыночных отношений, а цель его проанализировать образ жизни российскихграждан. Надо было ответить на 50 вопросов, в том числе: в каком конкретноммагазине семья покупает товары и продовольствие, когда в этот магазин ходят икто остается дома, хотят ли купить дачу, импортную машину, не коллекционируютли монеты, приватизирована ли квартира, не собирается ли хозяин за границу,возьмет ли с собой семейство, есть ли мобильный телефон?
Хорошо, что в этом подъезде нашлась студентка,которая показала анкету специалистам. Те изумились: какое общенациональноеисследование, если все респонденты живут в одном доме, такого не может быть.Начали искать Независимый центр изучения рыночных отношений не нашли. Скореевсего, это был элементарный сбор информации для квартирных краж.
Идеологическая функция.
Как и любая другая наука об обществе, социологиянесет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняетсостояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образжизни, рейтинг политических деятелей и т.п.
Иногда социологию используют для манипулированияобщественным мнением. Эти опасно тем, что можно скомпрометировать социологиюкак науку, подорвать доверие к ее выводам. Дело в том, что результаты опросов ирейтингов влияют на позиции больших групп людей, а то и всего общества.Типичный пример — выборы.
Следует помнить, что наука выполняет своиидеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубинойнаучного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.
Российская беда заключается в том, чтодесятилетиями ученые-обществоведы не имели права на ошибку. Считалось, чтолюбой вывод должен быть непогрешимым, абсолютно верным. Поэтому его могливысказывать только лидеры, а все остальные должны были комментировать,разъяснять либо находить дополнительные аргументы в пользу его истинности.Отсюда нетерпимость к общественным наукам. В естественных науках иная, болееразумная, более обоснованная точка зрения органично заменяет своюпредшественницу и ее авторам не выносится смертный приговор.5.Законы и категории социологической науки
Обратим внимание на то, что социологияотносительно молодая наука. Система законов и категорий социологии еще толькоактивно формируется. Для любой науки это основной вопрос ее утверждения,статуса, так как именно в категориях (понятиях) концентрируется, накапливаетсявыработанное знание.
Непосредственный объект социологии социальное впроцессе его развития, преобразования, использования, управления на разныхуровнях общественной системы. Поэтому для социологии самой первой предельноширокой категорией является понятие «социальное».
К числу важных понятий, категорий социологииотносятся такие, как социальные отношения, социальные институты, социальныегруппы, социальные процессы, социальная структура.
В социологии много категорий, которые отражаюткачественное состояние социальных процессов. Например, коллективность иколлективизм, псевдоколлективизм и даже общинность, соборность, социальнаяоднородность и социальные различия, социальные интересы, социальнаязащищенность. Более подробно с категориями мы будем знакомиться по мере изучениякурса.
Ядро всякой науки составляют ее законы. Закон, какизвестно, есть отражение существенных, устойчивых и необходимых связей каквнутри какого-то процесса, системы или явления, так и между ними. Законывыражаются, как правило, в категориях. Так возникает у каждой науки собственныйязык. Когда специалисты говорят на своем языке, то человек непосвященный,непрофессионал вряд ли их поймет. Видимо, отсюда родилась шутка, что наука этокогда о понятных вещах, явлениях говорят непонятным языком.
Важно уточнить, что социология имеет дело ссоциальными законами, которые действуют во всех сферах человеческойдеятельности и различаются по форме своего влияния, распространения. К примеру,одни охватывают только малую группу, класс, поселенческую общность, а другие — общество в целом.
·  Как и все научные законы, социальныезаконы характеризуются следующими основными признаками:
o     во-первых, закондействует только при наличии определенных условий;
o     во-вторых, при этихусловиях закон проявляется всегда без каких-либо исключений;
o     в-третьих, условия,при которых действует социальный закон, реализуются не полностью, а частично иприблизительно.
К примеру, основной фактор, который определяетместо работы, человека, размер вознаграждения. Но в реальной жизни этот социальныйзакон влияет на поведение мужчин молодого возраста и может не влиять наповедение семейной женщины, человека творческой профессии.
Социальные законы можно разделить на две основныегруппы: законы функционирования, или организации, и законы развития.
Социальное явление в его конкретном состоянии естьпрежде всего осуществление социального, то есть действие социального закона вопределенном виде, месте, времени. Соответственно, на первое место выдвигаютсязаконы целостности организации и развития всего общества, всей цивилизации.Такие социальные законы являются общесоциологическими. Например, зависимостьлюбого социального явления от соотношения базиса и надстройки, закон возвышенияи облагораживания потребностей, закон экономии времени.
Специфика функционирования большинства законовопределяется рамками конкретной общественной формации, ибо любое социальноеявление зависит от уровня развития общества, способа производства материальныхи духовных благ. Первобытнообщинный строй, а также рабовладельческий,феодальный, капиталистический, имея общесоциологические законы, различаютсяспецификой их функционирования. Так, экономический или политический кризисразвивается в обществе вне зависимости от позиций политических лидеров, партийи даже воли большинства населения. Типичный пример: развал СССР вопреки позициибольшинства населения. Общесоциологические законы действуют почти так же, какфизические, их можно использовать в своих интересах, но отменить нельзя.Следовательно, ими нельзя пренебрегать.
Конечно, есть еще законы трудового коллектива,семьи, личности той или иной социальной группы. Именно они образуют каркасспециальных социологических теорий.
Социологическое видение общества, реализациясоциологического подхода к обществу это всегда анализ явления, процесса всистеме социальных связей, анализ с точки зрения его соотношения с обществомкак целым.
Социология позволяет не только описывать явления,процессы, но и объяснять их, давать модель явления и общества в целом.Социологический анализ процесса в динамике позволяет определять ипрогнозировать тенденции изменений и формулировать перспективы относительнобудущего. Райт Миллс говорил, что только социологическое воображение может датьпонимание сложных отношений человека и общества.
В заключение мне хотелось бы привести мысль,которую высказали Джейн Томпсон и Джудит Пристли — ученые Оксфорда. Она звучиттак: в самой простой формулировке социология — это изучение сложныхвзаимоотношений между людьми и обществом, исследование того, как люди создают иизменяют общество и как общество формирует поведение людей и их представления осебе. Конечно, есть и более сложные определения, но после того, как вы прочтетекурс лекций, вы поймете, что отношения между людьми и обществом никоим образомне являются чем-то элементарным.Списоклитературы
1.           Зборовский Г. Е.,Орлов Г. П. Социология: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1995.
2.           Волков Ю. Г., МостоваяИ.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В. И. Добренькова, М., 1998.
3.           Комаров М. С. Введениев социологию: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М., 1994.
4.           Кравченко А. И.Социология: Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 1998.
5.           Кравченко С. А.,Мнацакян М. О., Покровский Н. Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов.2-е изд., доп. и перер. М., 1998.
6.           Основы прикладнойсоциологии: Учебник для вузов: В 2 т./ Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова.М., 1995.
7.           Томпсон Д. Л., ПристлиД. Социология. Вводный курс/ Пер. с англ. М., 1998.
8.           Радугин А. А., РадугинК. А. Социология: Курс лекций. Воронеж, 1994.
9.           Российскаясоциологическая энциклопедия / Под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1998.
10.         Руденко Р. И.Практикум по социологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.М., 1999.
11.         Социология: Курслекций /Под. ред. А. В. Миронова, В.В. Панферовой, В.М. Утенкова. М., 1996.
12.         Социологиясовременности: Курс лекций по социологии для высших ученых заведений РФ / Подред. К. О. Магомедова. М., 1996.
13.         Социология: Учебникдля вузов / Под. ред. Г. В. Осипова и др. М., 1995.
14.         Социология: Учебник /Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998.
15.         Тощенко Ж. Т.Социология. Общий курс: Учеб. пособие. М, 1994.
16.         Фролов С.С.Социология: Учебник для высших учеб, заведений. М., 1994
17.         Ядов В. А. Настоящее ибудущее теоретической социологии в России // СоцИС. 1995. №11
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.