Реферат по предмету "Философия"


Религиозное учение и этика Канта

Введение
познаниекант религиозный учение
К середине XVIII векацентр философского творчества в Европе перемещается в Германию (до этого,вплоть до середины столетия, в культурной жизни Запада лидировали Франция иАнглия). Хотя Германия – в экономическом и политическом отношениях – оставаласьпо-прежнему страной крайне отсталой, раздробленной, она вышла на передовыерубежи в развитии духовной культуры – в философии и искусстве.
В философии особенноплодоносным было столетие 1750–1850 гг. Это и есть время, когда твориласьклассическая немецкая философия. Основоположником ее был Иммануил Кант (1724–1804).
Центральной фигурой вразвитии новоевропейской философии конца XVIII – начала XIX в. безусловно является немецкий философ Кант. Более того,имеет смысл и встречающееся деление всей истории европейской философии надокантовскую и отражает тот действительный сдвиг, который произвело еготворчество
Философия Канта очень проста и бедна внешними событиями. Вся его жизнь прошла в одном городе Кенигсберге (ныне г. Калининград), а научная деятельность – в Кенигсбергском университете, где он прошел путь от студента доректора. Первые научные работы Канта относятся к 1746 году, последние были написаны незадолго до смерти. Весь этот почти 60-летний творческий путь биографы Канта делят на два периода: до и после 1770 года. Первый из них принято называть «докритическим», второй – «критическим».

Религиозноеучение
Религиозное учение о назначение человекапокоится на вере в действительное существованиеБога. Однако все попытки доказать это утверждение терпят крах. Натуралистический же взгляд на человека, опирающийся на науку, на опыт, уничтожает саму проблему. Наукарассматривает мир как пребывающий в пространстве и времени. С этой точки зрения, все, что находится в пространстве и времени, подчинено принципу необходимости, исключающему свободу. Если же свободы нет, то человек – не больше чем автомат, разговор о возможности выбора имжизненного пути не имеет смысла. Однако натуралистическому воззрению на человека противостоитпростой факт ощущения собственной свободы. Совершив какой-либо поступок, человек чувствует себяответственным за него, т. е считает, что поступил по своей воле, без принуждения – свободно.
Кант наталкивается на то, что в метафизической космологии можно одинаково строго обосновать два взаимоисключающих положения – космологические антиномии. Обнаружение последних заставило его, как он сам вспоминал в конце жизни, поставить вопрос о возможности метафизики быть наукой и предпринять критическоеисследование наших познавательныхспосібностей По Канту, наш непосредственный контакт с миром осуществляется через акт созерцания. В созерцании можно выделитьсодержание И форму. Содержание созерцания – ощущения – являются результатом действия на нашу способность восприятия чего-то, находящегося за ее пределами чувственногосозерцания. Для обычного человека, его сознание пространство и время вполне реальны, человек не может жить, не считаясь с пространственными и временными отношениями

Теорияпознания
Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум. Исходная посылка на первый взгляд, формулируется материалистически: признается существование внешнего предметного мира (так называемыхвещей-в-себе», воздействующих на наши органы чувств и порождающих наглядные представления). Предмет эмпирического наглядного представления – это явление; в нем две стороны: 1) его материя, или содержание, которая дается в опыте, и 2) форма, приводящая этиощущения в определенный порядок.Форма – априорна, от опыта не зависит, Т. е. Наховдитя в нашей душе дои независимо от всякого опыта.
Рассудок – это вторая ступень познания. (Первая чувственность). Посредством чувственности, считает Кант, предмет нам дается. Но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Орудия, инструмент рассудочного познания – категории. Они присущи рассудку изначально. Многообразие явлений накладывается на сеть времени мы ничегопознать не можем. Но именно поэтому категорий, которые придают нашему знанию уже неэмпирически-случайный, а всеобщий, необходимый, Т. е, научный, характер. Научное знание есть знание категориальное. Это верно, но дальше Кант рассуждает уже как субъективный идеалист; рассудок не открывает законы природы, а диктует природе их
Единство категорий и познавательная (синтетическая) способность их имеют своим источником, по Канту, не объективное атрансцендентальное единство самосознания
Сила рассудка – в его синтетической способности. Но эта способность у него не полная, не безграничная. Она ограничена пределами опыта, за эти границы рассудок выйти не может. Однако сам рассудок не знает своих собственныхграниц да и знать их не хочет! Он постоянно преступает этиграницы. стремится из мираявлений (на который только и распространяется егозаконодательная власть) проникнуть в мир вещей-в-себе. Но, покинув границы опыта (став, тем самым, уже не рассудком, а разумом), он попадает в область неразрешимых противоречий, а его суждения необходимо становятся иллюзорными
Разум – это третья,высшая ступень познавательного процесса. Разум уже не имеет прямой,непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно черезрассудок. Разум – высшая ступень познания, хотя во многом он «проигрывает»рассудку. Разум, покинув твердую почву опыта, не может дать однозначного ответа– «да» или «нет» – ни на один из вопросов мировоззренческого уровня. Имеет лимир начало во времени и в пространстве или он бесконечен и вечен? Бессмертнаили смертна душа человека? Существует ли свобода воли или в мире нет никакойсвободы, а все совершается по закону естественней необходимости? Есть бог илинет бога?
 
Этика
Как и в теориипознания, в этике Кант тоже пытается отыскать априорные, сверхэмпирическиеоснования нравственности. Это должен быть всеобщий принцип (закон для всех) общийзакон нравственности возможен и необходим потому настаивает Кант, что в миреимеется нечто такое, существование чего заключает в себе и высшую цель и высшуюценность
Кант отклоняетрелигиозную мораль: мораль, считает он, не должна зависеть от религии. Напротив,религия должна определяться требованиями морали. Человек, другими словами, непотому морален, что верит в Бога, а потому верит в Бога, что это вытекает какследствие из его нравственности. Но, так или иначе, мораль и вера открывают, поКанту, для человека вход в тот мир, который закрыт для науки. Кант прямозаявляет, что вынужден был ограничить место знанию, чтобы освободить его дляверы.
Нравственная воля,вера, желание – это особая способность человеческой души, существующая нарядусо способностью познания (но отличная от нее). Рассудок выводит нас к природе,разум (если не теоретический, то практический) – вводит во вневременной,трансцендентный мир свободы.
Мир природы – мирфеноменальный. Мир свободы – мир умопостигаемый (мир вещей-в-себе). Они так быи оставались несоприкасаемыми, чуждыми друг другу, если бы между областямиприроды и свободы не был переброшен «мост» – не выявлена была 6ы еще однаспособность души, равно возвышающаяся над первыми двумя и объединяющая их.Такой способностью является способность суждения (в эстетике – это суждениявкуса: суждения о прекрасном и возвышенном). Она глубочайшим образом связана соспособностью человека (данной ему культурой) испытывать чувство удовольствия отсоприкосновения с феноменом целесообразности мира – природного и сотворенногосамим человеком. Но последнее – сотворенная целесообразность – есть искусство.Ему принадлежит величайшая роль – увенчать культуру, преодолеть антиномиюявления и сущности, природы и свободы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.