Реферат по предмету "Философия"


Смысл, предмет и назначение философии

И.А. Щекалов
1. Философия — любовь к мудрости,бескорыстное, чистое стремление к истине.
Греческоеслово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo — люблю иsophia — мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в.д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонтобратился к Пифагору с вопросом 'кто он такой?', тот ответил: 'Философ'. Далееобъяснив: 'Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться,некоторые торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни некоторые,подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы — кодной только истине'.
София,согласно с античной традицией, — высшая мудрость, которую вначале приписывалитолько богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человекне может слиться с Софией, поскольку он — смертен, ограничен в познании. Такимобразом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине,никогда не законченное полностью, любовь к мудрости, которая вытекает из самогопонятия.
Какописание активного, деятельного, страстного, любовно-эротического состояниядуши, что обеспечивает подъем и приближение к истине, зачастую не случайнослово философия использовал в своих диалогах Платон. Любовь, согласно сПлатоном, не есть ни прекрасное, ни благо, но — стремление к красоте и добру.Любовь — не бог, но и не человек. Она не смертная, но и не бессмертная. Она — одна из демонических существ, что объединяют человека и бога.
Следовательно,любовь — это философия во всей полноте смысла этого термина. София — мудрость,ею владеет лишь бог. Темнота — судьба того, кто совсем лишен мудрости.Философос — это, в прямом смысле, тот, кто ни темный, ни мудрый, но, невладеющий мудростью, он заполнен страстью к ней.
Переполненныйэтим ненасытным желанием, он в вечном порыве к Красоте — Благу — Истине. Платонставит философию значительно выше поэзии, искусства, риторики, которые нестремятся к истине, более того, не только не раскрывают, а иногда даже скрываютили фальсифицируют ее. Отмечая две ступени интелигибельного (математическигеометрическое познание — первая ступень, чистая диалектика идей — втораяступень), Платон считал чистое философское созерцание идей высшей формойпознания, способом восхождения к высшим идеям. Чрезвычайно высоко оцениваяфилософию за ее бескорыстную любовь к истине, чистое желание достичь исозерцать ее, Аристотель писал: 'Люди, философствуя, ищут знание ради самогознания, а не ради какой-то практической пользы'. Философия, таким образом, ссамого начала своего возникновения имела самой целью саму себя. Она стремиласьк истине, которую следует искать, созерцать, истины самодостаточной, то естьистины как таковой. Поэтому Аристотель утверждал: Все остальные науки большенеобходимы, но лучшей нет ни одной: Так как человека можно назвать свободнымтогда, когда он является целью для самого себя, так и наука может считатьсясвободной только при данном условии? Привилегированный статус философии средидругих видов духовной, интеллектуальной деятельности объясняется еебескорыстным отношением к истинному знанию, чистой любовью к истинному знанию,мудрости, благодаря чему она является автономной и самодостаточной,действительно свободным творческим актом (М. Бердяев).
2. Философия — это мнение о: предметефилософии и природе философских проблем
Чтоесть мудрость? Какого рода знания и знания чего интересно для философов впервую очередь?
Путьмудрости — познание необъятного. Мудрость состоит в том, чтобы обо всехизвестных людям вещах судить, исходя из признания их общей, неизменной основы.Постижение необъятного открывает человеческому уму вечное, бесконечное, единоев неисчислимом множестве изменяющихся, имеющих свой конец, разнообразных вещей.Вот почему не всякое знание (например, знание единичного, случайного,эмпирического калейдоскопа повседневной жизни, 'глупой бесконечности') являетсямудрость. Такое обилие знаний, мудрости не прибавляет, как говорит пословица,'Уму не учит'.
Такимобразом, цель философии — познание необъятного.
Философияне только стремится подниматься над случайным и единичным, а и перешагнутьчерез время. Философская мысль — это мысль о вечном. Она является тем волшебнымзеркалом, вглядываясь в которое человек видит себя как существо космическое,вечное. Поэтому в фокусе познавательного интереса философии на протяжении всейистории ее существования находятся такие вопросы (вечные проблемы): чтоявляется основой и первоначалом всего сущего. Как соотносятся в мирематериальное и духовное начала. В каком состоянии пребывает космическийуниверсум: в движении он или в покое, хаотический или упорядоченный, свободныйили детерминированный, имеет цель своего развития или нет. Но самое главное этото, что философов всегда интересовал не мир сам по себе, не мир как таковой(этот объективный мир является главным объектом внимания науки), а живоеотношение человек — мир, взятое в целостности и общности.
Например,даже ранних греческих натурфилософов проблемы вселенной, космоса интересовалине сами по себе, а в контексте решения проблем человеческого бытия. За видимымбесконечным разнообразием тел и явлений природы греческие философы — досократики (VI -V вв. д.н.э.) пытались познать единую сущность. Бесконечнаясила, упорядоченность и гармония космоса были в глазах греков надежной опорой,основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общий мир, и ихморальность. Софисты (учителя мудрости) уже в V в. д.н.е. Провозгласилиизвестный тезис 'Человек является мерой всех вещей', а Сократ в своей ироничнойшутливой манере заявил, что природу он не замечает, она его не интересует.Лозунгом его философии, как известно, стало выражение дельфийского оракула 'Познайсамого себя'.
Человек- альфа и омега, исходный пункт и конечная цель философствования, какой быматериал не анализировался, какую бы форму не приобретала философия. Этонаправление философии проявляется на протяжении всей ее истории, имеет тенденциюк расширению и углублению антропологической проблематики. В эпоху Возрождения,к примеру, понятие предмета философии формулируется одним из замечательныхгуманистов XV в. Колюччо Салютати так: 'Размышления об активности человека,живое понятие общего труда, размышления о положении человека и его судьбу, оего поведении, способ жизни, сама живая причастность ко всему драматичномужизненному опыту -это и есть философия'. Знаменитые вопросы, которыесформулировал Иммануил Кант в XVIII в. ('Что я могу знать? Что я должен делать?На что я смею надеяться? Что такое человек?') очертили не только предметноеполе философии Нового времени, а и подготовили экзистенциально — антропологический поворот в философии XX в.
Философиябазируется на особом типе мышления, который не направляется к утилитарно — прагматическому или сугубо рациональному знанию, не отождествляет себя спользой, с истиной или с мудростью 'на все времена', но обеспечивает тотнастрой ума и души человека, который лежит в основе так называемого 'философского/рефлексивного/ отношения к жизни'. 'Философское отношение к жизни' — это ненепосредственное, дающееся практически каждодневно — жизненными потребностямиотношение, а отношение через осмысление имеющихся форм культуры, (мораль,религию, искусство, науку), это позиция некоторой отстраненности отповседневной жизни, это возможность посмотреть на мир и на себя в этом свете сточки зрения вечности.
Философияне имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, иможно сказать, что ее предметом является целостное отношение человека к миру.Основными аспектами (или даже относительно самостоятельными отношениями внутритакового) целостного отношения человека к миру, которое является обобщениемвсех философских размышлений: Аспекты целостного отношения человека к миру Понимаются как проблемы и отображаются в категориях Изучаются составляющие философского знания а) отношения бытия онтологичные онтологией б) отношения познавательные гносеологические, эпистемологические гносеологией в) ценностные отношения аксиологические аксиологией г) практические отношения праксиологические праксиологией
Есливопрос (или проблема) может быть отнесен (возведен) в один — хотя бы — изперечисленных аспектов, то данный вопрос может претендовать на статусфилософского (проблемы).
Вопросо природе философского знания имеет такую трактовку: или показывается философияестественным наследием развития общественных нужд, которые принципиально неудовлетворяются ничем другим; или философия — 'ничья земля" междутеологией и наукой (так трактовал философию великий английский философ Б.Рассел); или философия -промежуточное положение идей, этап в их развитии оттеологического или фиктивного до научного или (это точка зрения родоначальникапозитивизма О. Конта); или философия — всего лишь форма политической идеологии(видимость чего создавалась и в эпоху Просвещения, и — тем более в советскуюэпоху) и т.д.
Представляется,что философия как особый тип мировоззрения возникла как ответ на вечную длячеловека потребность расширять кругозор, которая исторически развивается:свойственная людям любознательность постепенно перерастает в интеллектуальнуюпотребность безграничного расширения и углубления знаний о мире, интеллектчеловека пытается постичь мир разумом в таких его ракурсах, которые не могутбыть даны никаким опытом, интеллект стремится к знанию о мире как целостнойреальности, с которой люди должны постоянно считаться в формировании программсвоего поведения.
Наукане может дать такое непостижимое знание, религия приписывает человеку программыповедения, которые определяются верой в сверхъестественное, и, наверно, толькофилософии под силу удовлетворить потребности мыслящего человека в созданиицелостной картины мира и в осмыслении собственного назначения в этом мире. Ведьфилософия — это область духовной деятельности человека, в основе которой лежиткритическая рефлексия над самой духовной деятельностью, над ее смыслом, целью иформами, и, в конечном счете — над выяснением сути самого человека как субъектакультуры, или, как уже сказано, естественного отношения человека к миру.
Воткак определял философию и круг ее проблем выдающийся философ нашего столетияМартин Хайдеггер: 'Философия (метафизика) — ни наука, ни мировоззренческаяпроповедь: философию нельзя постигнуть и определить обходным путем как что-тодругое, чем она сам. Она сама есть, только когда мы философствуем, как нашесобственное, как человеческое дело: Но знаем ли мы, собственно, что такое мысами? Чем является человек? Венцом творения или глухим лабиринтом, великимнедоразумением и пропастью? Если мы так мало знаем о человеке, как может тогданаша сущность не быть нам чуждой? Как прикажете философии не утонуть во тьмеэтой сущности? Философия — мы как-то вскользь, наверно, знаем — совсем не бессмысленноезанятие, в котором мы по настроению коротаем время, не просто накоплениезнаний, которое мы можем в любое время добыть из книг; но — мы только неясноэто ощущаем что-то нацеленное на единое и неделимое, о чем человеквысказывается до окончательной ясности и ведет последний спор. Философия всегдаосуществляется в каком-то фундаментальном настроении" это стремление бытьвезде как дома, то есть в общем и целом это стремление подорвать доверие кнауке, доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности,и является не чем иным, как потребностью поставить единственный в своем родевопрос — что значит это в общем и целом, которое мы называем миром. Метафизикаимеет вопросы, в которых мы стараемся охватить своими вопросами общее целое сущности,и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивая, оказываемся со знаком вопроса.Метафизика манила и манит нас: в темноту человеческой сущности. Наш вопрос: чтотакое метафизика? Превратилось в вопрос: что такое человек?' (Хайдеггер М.Основные понятия метафизики./Вопросы философии, 1989. 9. С. 116 — 122).
Авот список философских вопросов, предложенных Бертраном Расселом: 'Разделен лимир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что такое материя?Подчинен ли дух материи, или он имеет независимые возможности? Имеет ливселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселеннаяцеленаправленно? Действительно ли существуют законы природы, или мы простоверим в них благодаря только присущей нам склонности к порядку?
Являетсяли человек тем, чем она представляется астроному, — крошечной кучкой углерода иводы, которая бессильно копошится на маленькой второстепенной планете? Или жечеловек является таким, каким он представлялся Гамлету? А может он является итем и другим одновременно? Существует ли высший и низший способы жизни, или всеспособы жизни напрасны? Если существует способ жизни, который являетсявозвышенным, то в чем он заключается и как его достигнуть? Нужно ли добру бытьвечным, чтобы заслуживать высшей оценки, нужно ли стремиться к добру, дажекогда вселенная неуклонно шагает к смерти? Исследовать эти вопросы, если и неотвечать на них дело философии'. (Рассел Б. История западной философии. М.,1959. С. 7-8)
Предметфилософии исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философскихпроблем, которые она формировала, но среди них имеется и так называемые вечныевопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы, (которые, в своюочередь, порождали свои вопросы: расширяя тем самым не только сферуфилософского интереса, а и представление человека о самом себе и мире своегобытия). Закончим этот раздел цитатой из Николая Бердяева: 'Если философиявозможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения:Философия является частью жизни и опытом жизни, опытом жизни духа в глубинахфилософского познания'. Философия является особой сферой духовной культуры,которая отличается от науки и религии, но находится в сложных взаимоотношенияхс наукой и религией… Философия есть любовь к мудрости и раскрытие мудрости в человеке,творческим порывом к смыслу бытия'. (Бердяев Н. О назначении человека. Опытпарадоксальной этики. Париж, стр. 57)
3. Специфика философского познания изнания. Проблема научного обоснования философии
Итак,философ не удовлетворяется объективной картиной мира. Он обязательно вписываетв нее человека. Следует иметь ввиду, что философия имеет свой особый, отличныйот традиционных форм познания (технических наук, естественных, конкретных иприкладных дисциплин), взгляд на предмет, аспект его осмысления. Прежде всего,философия стремится к целостному восприятию мира. В отличие от отдельных наук вфилософском знании одновременно представлены как объективное описание мира вцелом, так и субъективная, личная позиция философа, которая наделяет знаниезначением культурной ценности. Объективно-истинное значение переживается каждымфилософом по-своему в соответствии с жизненным личным и моральным опытом.Благодаря этому философское сознание — это не только абстрактное понятие,абстрактно-умозрительные теории, а глубоко личное, императивное (то естьобязующее к определенному способу жизни и деятельности), знание — ценность,знание — убеждения, знание — вера. Научно-теоретическое знание является толькоодной стороной идейного содержания философии. Другую, доминирующую его сторону,создает совсем другой компонент сознания — духовно-практический. Именно онвыражает мировоззренческий, тип философского сознания в целом. В этойнаиглавнейшей ипостаси философия есть способ духовной ориентации в мире,стратегией жизни, определением человеком смысловых опорных точек своего бытия.Согласно с И. Кантом, философия служит тому, 'каким следует быть, чтобы бытьчеловеком'.
Длятого, чтобы родилось целостное восприятие культурно упорядоченного мира,необходима особая дистанция, которая отделяет от него познающего человека. Речьидет о такой дистанции, которая бы открывала возможность одновременно охватитьмир в его единстве и оставаться познающему человеку (философу) внутри егосущности. Такая позиция обеспечивается положением человека (философа) какцентра космоса. Такое состояние познающего субъекта обусловливает спецификуфилософского познания. В частности, оно нуждается в восприятии мира в аспектене предметно-практической возможности, а отстраненно, умозрительно. Тем самым познанияотдаляется от функции предметно-практического воссоздания и обращается кумозрительному (абстрактному) конструированию действительности. Далее, чтобысберечь за собой значение знания, оно должно разработать и утвердить автономныйметод умственного конструирования, то есть логику. Таким образом, философияпредоставила теоретической деятельности самостоятельный статус 'производства'истины со своим автономным инструментом — логикой. Эта автоматизация философиисделала ее постоянной формой критически — рефлексивного обращения сообщества насвою познавательную деятельность, а вместе с тем и на культуру (мир человека).
Проблеманаучности философского знания часто формулируется как вопрос 'является лифилософия наукой?" Чтобы попытаться на него ответить, следует сравнитьфилософское и научное знание.
1. Философия, как и наука, ищет свою объективную сторону, свою особую форму согласования с действительностью, как и наука, стремится к истине
2. Предмет философии также объективный, как и во всех других (отдельных) науках; природа отношения человека к миру объективная, и этот предмет так, как и предметы научных дисциплин, исторически изменяется и нуждается в формировании новых способов, а значит познавательны.
3. Философия имеет свою историю, которая не совсем сходится с всеобщей логикой истории общественной жизни (так, как и наука).
4. Философия берет участие не только в обобщении и разделении (интерпретации) идей, а — как и наука, главной целью которой является именно это — в их непосредственном производстве; философия ставит проблемы и задает (формирует) схемы (стиль) мышления эпохи, делая это параллельно и вместе с естествознанием.
5. Истины философии проверяются всем потоком человеческой жизни, поэтому, возможно, можно отнестись к философии как к особенной науке.
1. Метод философии — критическая рефлексия — принципиально отличается от методов научного познания, поэтому и результаты их имеют разные меры доказательства и точности; в философии отсутствуют неотъемлемые критерии точности; и философия возможна только в том случае, если имеется особый отличный от научного путь философского познания. Опыт существования человека во всей его полноте лежит в основе философии. В этом опыте нельзя отделить жизнь интеллектуальную от жизни эмоциональной. (Н.Бердяев) Философское мнение всегда двигается во множестве противоречивых линий, не имея, в отличие от науки, ясно выраженного развития.
2. Философское предвидение не может быть возведено (ни, по сути, ни по форме) в научную гипотезу. Результаты науки, как правило, неперсонофицированы, а философия неотделима от личности творца.
Иногдав литературе используют понятие 'научно-философское мировоззрение'. Это такаясистема понимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку,развивается вместе с наукой и сама активно влияет на развитие науки. Историяпознания убеждает в том, что этому понятию в большей мере отвечают ученияфилософского материализма, которые изменяют свою конкретно-историческую форму скаждой крупной эпохой в развитии науки. Однако нельзя сбрасывать со счетовтого, что продуктивное влияние на науку дают и некоторые идеи идеалистическихучений, например, идеи развития вошли в естествознание вначале видеалистической форме (мнение о стремлении к совершенству), и только позднеебыло совершено их материалистическое толкование, которому отвечал и духнаучного познания. Взаимоотношения науки и философии можно трактоватьпо-разному; важно помнить, что философское знание многогранно, но в разныхучениях иногда акцентируются те или иные аспекты этого сложногоисторично-культурного явления, например, фокусируется внимание на связи'философия — наука', (или философия-религия, или в единственный предметфилософского интереса превращается мир человека, или язык и др.) и отклоняясьот всего остального комплекса философских вопросов, — а искусственное сужениефилософской проблематики порождающее оскудевшие образы философии. Реальныефилософские интересы всегда повернуты ко всему разнообразию человеческоголичного и общественно — исторического опыта.
4. Дисциплинарная структура философскогознания.
Помере того, как философия в историческом развитии понимала свое содержание,определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала методы и способыосмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структурафилософского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельнуюсистему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру.Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии таким образом:
1)теоретическая философия, ее цель — знания ради знания;
2)практическая философия, ее цель — знания ради деятельности;
3)творческая (патетичная) философия, ее цель — знания ради творчества.
Теоретическаяфилософия в свою очередь подразделяется на:
А)физическую, ее предмет — то, что существует отдельно (то есть субстанциально) идвигается;
Б)математическую, ее предмет — то, что существует отдельно (то есть абстракция) иесть недвижимым;
В)первую, собственно философию (софия), ее предмет — то, что существует отдельнои есть недвижимым.
Этикуи политику Аристотель относил к практической философии, риторику и поэтику — кпатетической. Теоретические науки Аристотель ставил выше практических ипатетических, а первая философия, естественно, имела абсолютнуюпервостепенность по отношению ко всем другим теоретическим дисциплинам. Устоиков (IV в. д.н.е.) философия начиналась с логики. Но, как и думалАристотель, она не имела статуса самостоятельной науки, а была введением ковсему комплексу наук. После логики шла физика (учение о природе), а послефизики — этика (учение о человеке, о путях его к мудрой осмысленной жизни). Длястоиков первостепенное значение имела этика, поскольку и логика (учение опознании), и физика (учение о природе) только подготавливали основныежизнеполагающие положения и выводы философии о назначении и судьбе человека, оботношении ее к вечному и бесконечному миру. Протоаристотелевая структура знаниястала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей истории. ВНовое время в плане построения автономной метафизики фундаментальную разработкуполучила теория познания (гносеология). В представлениях того временигносеология была шире логики, так как рассматривала не толькоабстрактно-теоретический, а и чувственный уровень познания (ощущение,восприятие, представление).
То,что античные философы называли физикой, в философии последующих столетийполучило название онтологии (учение о бытии, или о первоначале всего сущего).
Попыткупереосмысления структуры философского знания сделал И. Кант. В 'Критике способностисуждения' он говорит о трех частях философии и соотносит их с тремя'способностями души'. Под последними он подразумевает познавательную,практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку отрождения. Кант, таким образом, трактует философию как учение о единении истины,добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорацианальное понимание, кактолько теории или методологии научного познания, которые высказывались вначалепросветителями, а потом позитивистами. В 'Логике' (1800 г.) Кант, такимобразом, определяет предметное поле философии как науки об отношении всякогознания и всякого применения ума к конечной цели человеческого ума: 'Сферафилософии в этом всемирно-гражданском значении охватывается следующимивопросами:
1.Что я могу знать?
2.Что я должен знать?
3.На что я смею надеяться?
4.Что такое человек?
Напервый вопрос отвечает метафизика, на второй — мораль, на третий — религия, начетвертый — антропология'. Кант, таким образом, подчеркивает и задает перспективуосмысления антропологической проблематики как наиважнейшей для философии.Гегель, наоборот, считает, что главная цель философии состоит в диалектическомраскрытии категориальной структуры ума. В человеке Гегель, прежде всего, видитспособность к разумному мышлению. Суть человека состоит в способности кпостижению разумного умом. Поэтому философию Гегель определяет каксамопостижение человеком своей сути. Идеал человека для Гегеля — разумныйчеловек, который познает действительность при помощи понятий и категорий. В'Энциклопедии философских наук' Гегель выделяет три части философского знания,которые обозначены в суровой последовательности:
1)логика,
2)философия природы,
3)философия духа.
Кфилософии духа (объективного, субъективного, абсолютного) Гегель относиткомплекс философских дисциплин о государстве и праве, морали и моральности, овсемирной истории, об искусстве, религию и саму философию. Таким образом,гегелевская система философии универсальна, она охватывает мир человеческойкультуры, действительность во всем ее разнообразии. Поэтому правомерноиспользовать такого рода структуру для выделения и описания основных разделовфилософии, которые формируют ее современный дисциплинарный образ. Схематичноэто можно предъявить в виде 'ромашки', лепестки которой — области философскогопознания обозначенных ракурсов взаимодействия человека и мира, разнообразныхсфер культуры.
Словофизика в связи с возникновением специально-научного, исследовательского знания,наполнилось иным, современным содержанием.
Онтология(от греч. Оntos — сущность и logos — учение) учение о бытии как таковое, офундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность иопределение. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленными иразнообразными вещами (большими и маленькими, продолжительными и однодневными,живыми и неживыми). Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются.Поэтому люди издавна ставят вопрос: является ли напрасным мельтешениемотдельных вещей какая-то единая основа, какой-то незримый фундамент, что делаетих всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определенияисточника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность Быть,существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия.
Онтологическиепроблемы — это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимогофундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам черезорганы чувств.
Дляранних греческих философов поиски бытия — это поиски первовещества, из которойвроде бы сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена,апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семяАнаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существованияоказалась чрезвычайно актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.е.), когдалюди стали утрачивать веру в традиционных богов, начали разрушаться основы инормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. Философия в лицеПарменида осознала ситуацию тревоги, отчаяния и ужаса людей, которые утратилиопору жизни, и предложила успокаивающее средство, что поставил на место властибогов власть ума, власть мнения. Протипоставив обманчивую видимостьчувственного света истинному бытию, философы Элейской школы разработалионтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Парменид,обосновал тезис о тождественности мышления и бытия, будто бы сообщив людям оботкрытии им новой силы, силы Абсолютного мнения, которая сдерживает мир отхаоса, обеспечивает миру стабильность и надежность. Следовательно, человекнаходил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостьюбудет подчиняться некоторому порядку.
Длясредневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с религиознымпредставлением все творит и во все вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в.Проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшимиатрибутами как простор, время, движение, причинность. В ХХ веке возникает идеяо том, что бытие мира может быть понятым только через Бытие человека, и потомубессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могутбыть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, гдеобъективное и субъективное нераздельны.
Второйраздел философского знания — теория сознания и теория познания (гносеология).Теория познания имеет свои истоки в стародавних философских учениях. Уже уантичных мыслителей мы находим сложные размышления о том, каким же способомчеловек сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет — можноли вообще познать истину.
Гносеологиятесно связана с онтологией. Если для индийской ведичной философии мир построентак, что в нем царит иллюзия, то естественно, что обыкновенный человек, в томчисле и ученый, никогда не касается истины, она только кружит в колесеиллюзорных представлений. Истина доступна только человеку, который самозабвеннозанимается йогой и благодаря этому способен непосредственно переживать истину вдуховном озарении без помощи слов и понятий. В европейской традиции, напротив,разумное слово (логос), понятийное мышление является адекватной формойвыражения истины. Больше того, это имеет, по мнению философов — рационалистов,онтологичную основу. Так, к примеру, Г. Гегель (1770 — 1831гг.) думал, что ум — это подлинная суть бытия. Все вещи внутри себя разумные, логика — их истиннаяприрода. И если мы будем целенаправленно и настойчиво развивать своетеоретическое мышление, овладевать языком понятий, то обязательно подружимся систиной.
Теориясознания — более поздняя, нежели гносеология, дисциплинарная областьфилософского знания. Она рассматривает сознание как особую действительность,специфический регион бытия, где законы иные, нежели природная реальность. Темасознания как совсем личной сферы бытия впервые звучит в знаменитой 'Исповеди'религиозного мыслителя раннего христианства Августина Блаженного. Но особофундаментально идеи теории сознания начинают развиваться в конце XIX — началеХХ столетия. Возникает учение феноменология, которое прямо ставит своей задачейизучать внутреннюю определенность сознания, то, что делает ее отличной отвнешнего мира.
Третийраздел философии — логика, методология, философия науки и научного познания(эпистемология). Если гносеология озабочена тем, можно ли познать мир, логика иметодология непосредственно обращены к тому, что же нужно делать, лишь быпознавать доброе и правильное. То есть, она разрабатывает наиболее эффективныеспособы и правила мышления, чтобы ученый уверенно шел вперед, а не блуждал всумерках. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которымируководствуется ученый в познании мира.
Можноперечислить множество методологий, которые установились в ХХ столетии:позитивистская, диалектическая, феноменологическая, герменевтическая,синергетическая. Каждая методология — целый континент идей, книг, теоретическихспоров. Любой серьезный исследователь неизбежно сталкивается с потребностью вметодологических размышлениях, в определении того, как лучше подступиться канализу предмета. Обращение к философии открывает возможность расширитьметодологический кругозор, формирует культуру мышления, которая отвечаетсовременному уровню науки.
Философиянауки вырабатывается из традиционной методологической проблематики, но круг ееинтересов шире. Она рассматривает место и роль науки и ученых в жизни общества.Собственно, наука — не такое уж давнее явление в жизни людей. Какспециализированный вид духовного производства и социальный институт онавозникает только в XVII в., но с тех пор ее значение в жизни общества постоянновозрастает, а фигура ученого становится более влиятельной и весомой. Какимобразом строится коммуникация между учеными, какие модели мира они признают, акакие отбрасывают, какое взаимоотношение естественнонаучного и гуманитарногознания — все эти вопросы являются прерогативой философии как науки.
Четвертыйраздел философии, который сформировался в XVIII в. И интенсивно развивается вХХ в., — это философская антропология и философия культуры. Философскаяантропология пытается выяснить место человека в мире, установить его особенноекачество, что отличает его от животных, выявить разовую суть человека. Онапытается выявить общие моменты и законы биологического, психического,духовно-исторического и социального развития человека. 'Кто мы, куда идем, гденаше место и назначение во Вселенной?' — вот вопросы, которые занимают разумфилософов — антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры,которая в первую очередь является «мерой развития самого человека».Философия изучает культуру (как вторую природу человека, как мир человеческихсмыслов и ценностей) во всем объеме исторического становления и во всей глубинеее структурных спецификаций. Локальное и универсальное в культурах, природа имеханицизм культуротворчества, способы трансляции социокультурного опыта,взаимоотношения культуры и цивилизации, культуры и свободы — вот круг проблемфилософии культуры.
Крупными традиционным разделом философии выступают социальная философия и философияистории. Социальная философия близка к теоретической социологии, рассматриваеторганизацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения, которыесуществуют между социальными группами, роль и положение человека в системесоциальных связей и отношений. Философия истории обращает вниманиеисследователя на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, начала иконца.
Следующийугол зрения философии на социальный мир — философия политики и философия права.Классическая политическая философия вытекает из Сократа и Платона. Ими четкосформулирована главная цель политической философии: жизнь каждого человекапротекает в обществе; ни один человек не может избежать участия в политике; итолько через это участие лежит путь к философии, мировоззрению и способу жизни,то есть к определенному идеалу человека. Традиционная политическая философиявела поиск оптимального политического строя и предлагала рецепты воспитанияполитиков, законодателей, которые имеют необходимые качества.
Современнаяфилософия политики концентрирует внимание на гносеологических иметодологических аспектах познания реальных политических процессов. Ее главныйпредмет — политическая власть, которая реализуется в политических системах ииных формах политических взаимоотношений. С философией политики тесно связаннафилософия права, которая изучает наиболее общие теоретико-мировоззренческиепроблемы правоведения и государства (например, взаимоотношения права и власти,права и закона, права и справедливости, положение права в иерархии социальныхценностей и др.).
Давними традиционным предметным звеном философии есть философия религии. Сама религияне теоретическая, это вид мировоззрения, который допускает наличие бога либобогов как творцов и упорядочивателей действительности. Для религии характерныкульт и практические действия по установлению контакта с высшими силамиреальности. Но религия не сводится только к культу и обрядности. Она имеетидейную, собственную мировоззренческую сторону, вокруг которой и продолжаютсяфилософские и теологические дебаты. Философия религии в широком смысле естьсовокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации ееприроды и функций, а также философских обоснований существования божества,философские размышления о его природе и отношение к миру и человеку. Кромерелигиозной философии (христианской, мусульманской, буддийской) существуеттакже эзотерическая философия. Эзотерический — значит тайный, закрытый длянепосвященных. Издавна в разных странах возникали тайные общества, где искателиистины отдавались сложным духовным практикам, медитировали, проходилииспытания, чтобы им открывались тайны мироздания. Полученные переживанияоформлялись в теорию, которую и называют эзотерической или оккультнойфилософией.
Двапоследних раздела в мире философии — этика и эстетика.
Этика- это философская теория моральности, которая изучает, что такое характер,натура человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этикаинтересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми,какая вообще природа морали, добрая и зла, что такое дом, совесть, вина, почемуответственность — неотъемлемый спутник свободы.
И,наконец, эстетика — это теория прекрасного. Эстетика, как философскаядисциплина анализирует прекрасное и в жизни, и в искусстве, задается вопросом,где пребывает красота, в мире самом по себе, что в нашем сознании ипредставлениях, старается выяснить внутренние законы эстетического.
Наконецсказать, что многочисленные гуманитарные науки тесно связанные с философией ипереплетаются с ней: гуманитарная психология, история, этнография,литературоведение, филология. Но эта связь и переплетения имеют место толькотам, где все эти дисциплины поднимаются над конкретным материалом и делаютнаибольшие обобщения, которые охватывают человека, в общем и мир, в общем в ихвзаимодействии и взаимопроникновении.
5. Назначение и функции философии вкультуре.
Посколькуфилософия — это особенный тип мировоззрения, то ей присущи всемировоззренческие функции: познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая)и даже коммуникационная (правда, в особенном ракурсе, о чем, к примеру, писалнемецкий экзистенциалист Карл Ясперс).
Овозможности философии, быть утехой человеческого духа писали и в средние века — Боэций (V в. н.е., трактат 'Утешение философией'), и в Новое время — Маркс(1842 год: 'занятия философией успокаивают'), и в ХХ в. Но философии какособому типу мировоззрения в культуре общества присущи только ей единственнойфункции, которых не имеют ни миф, ни религия, ни научный кругозор. (А поотношению к науке философия традиционно играет роль методологии познания,метатеории).
Во-первых,философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, накоторых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи,являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры. Онивыражены на философском языке в категориях — интеллектуальных илиценностно-оценочных (морально-эмоциональных); в первом случае, например,категории детерминизма — причины и последствия, случайность и необходимость; вдругом случае, к примеру, категории добра и зла, добродетели и порока.Следовательно, функция экспликации универсалий культуры выполняется именнофилософией.
Во-вторых,философия переводит в логичную, понятную форму суммарные результатычеловеческого опыта. Она является их теоретическим выражением на конечномуровне абстракции (что связанно с уровнем духовного освоения мира), то естьвыполняет функцию рационализации и систематизации социокультурного опыта,который она обобщает.
Третьяфункция философии также связанная с особенностью философского освоения мира — сее рефлективной природой: философия освобождает мышление от его внутреннихловушек, от скрытых в нем преград к адекватному восприятию мира, то естьвыполняет в культуре критическую функцию, поддавая все сомнению, требуяаргументации и отсека положения, которые не выдержали проверки критическойрефлексией.
Будучисвоеобразным мировоззренческим ситом, философия таким образом выступаетаккумулятором мировоззренческого опыта и формой его трансляции — это четвертаяфункция философии в культуре.
Поэтомусовременному человеку не обязательно каждый раз снова изобретать велосипед восмыслении мировоззренческих вопросов (хотя, действительно, формированиемировоззренческой картины мира — особенный индивидуальный творческий процесс),- можно обратиться к истории духовной культуры, прежде всего — к историифилософии, чтобы узнать, какие способы решения проблем бытия, сознания,человеческого Я и т.п. предлагались в разные эпохи разными мыслителями, на этомосновании некоторые варианты были признаны ошибочными, в итоге, представлениеоб Истине, Добре, Красоте является современными. Чтобы общественная жизнь быласбалансирована, целостна (большое искушение сказать 'гармонична'!), необходимо,чтобы, культура находила способы согласования всех форм опыта — практического,познавательного, ценностного. Таким способом, который позволяет осмыслить и,следовательно, сопоставить одно с другим, согласовать в какое-то качественноеобозначение, которое называют социальным организмом, все формы человеческогоопыта, является философия — самосознание культурной эпохи, теоретическийуровень мировоззрения, мышления, направленного на самого себя. То естьфилософии свойственна интегративная функция, и, возможно, сама она являетсянаиболее значимой среди функций в культуре.
Обозначенныефункции философии позволяют подойти к философскому осмыслению мира, бытия,человека как к важной и необходимой составной духовной жизни общества ичеловека; но обычное сознание нелегко признает эту важность инеобходимость"…
Нашеобщество связывает со словом философия и философ часто сильно невыгодноепредставление… 'Философствование' для Фамусова имело гастрономическоезначение. Судья 'Ревизора', который 'своим умом дошел' до решения вопросовмироздания, является карикатурным философом. У нас называют философом того, ктоведет себя не так, как другие, кто пренебрегает пристойностью. 'Прошу нефилософствовать, а делать', — говорит начальник подчиненному, который осмелилсяперечить. 'Философия есть наука лентяйства', — повторяет, говорят, одинпетербургский профессор… С другой стороны, наше общество связывает со словом'философия' представления о чем-то темном, тяжелом, доступном только некоторымспециалистам… 'Три беседы о современном значении философии' П. Л. Лавровабыли опубликованы в 1860 году, но повседневное сознание наших соотечественникови в конце ХХ в. дает повод для подобных высказываний. П. Лавров в этом жетексте определяет суть и значение философии в культуре так:… Философия — эточто-то очень обыкновенное, что-то в такой мере неразделимое с нашим естеством,что мы философствуем не обучаясь, с каждым произнесенным словом, с каждымосмысленным действием, философствуем хорошо или плохо, но постоянно ибезудержно… В своих философских построениях мыслители всего — на всегоосуществляли сознательно и разумно ту же деятельность, которая постоянноприсутствует в нас в неосознанном и непоследовательном положении.
Но,возразят мне, если оно и так, зачем останавливать свое внимание на этой особойдеятельности? Много ли получил Журден, узнав, что он говорит прозой? Будемудовлетворяться нашей неосознанной философией, если уж она действительносуществует. Для чего нам обращать на нее особенное внимание? Мало ли без неедел в жизни? Мало ли необходимых для нас знаний? Это очень полезные знания, ноникто не скажет, что они необходимы для всех. Пусть будут специалисты-философы,но для чего ставить философию среди предметов, которые имеют всеобщее значение?Дело в том, что философия, и только она одна, вносит смысл и человеческоезначение всюду, куда она входит. Мы осмысливаем нашу деятельность настолько,насколько вносим в нее элемент философии. Насколько человек должен осознаватькаждое свое слово, свое мнение, чувства действия, настолько он обязанфилософствовать. Не уважение философии есть перекручивание в себе человеческойсущности.
Потребностьв осознанной философии равнозначна потребности человека в развитии…Требование от человека осознания и развития является моральной аксиомой,которую доказать нельзя, если ее кто-то отрицает. А есть люди, которые отрицаютэто начало, есть люди, которые готовы сказать: сознание, развитие, размышленияявляются злом для человека. Против подобных оппонентов полемизироватьневозможно, потому что они имеют иное обоснование, разговаривают на другомязыке. Убеждать их тщетно, потому что сам процесс убеждения им не доступен. Онине нуждаются в философии, потому, что не нуждаются в мнении. Их идеал — сон безсновидений. Оставляя их в стороне, мы должны взять себе за аксиому — человекобязанный осознавать каждое свое слово, каждое мнение, каждое чувство идействие. При этом мы должны сознавать то, какое значение имеет философскийэлемент в людской деятельности…
Философияесть понимание всего сущего как единого и внедрением этого понимания вхудожественный образ и моральное действие. Она является процессомотождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальнойдеятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческимикачествами, осмысливает их для человека. Без нее наука — собрание фактов,искусство — вопрос техники, жизнь — механизм. Философствовать — это развивать всебе человека как стройную единую сущность".
Список литературы
ЛавровП. Л. Три беседы о современном значении философии / /Философия и социология. М.1965 Т. 1. С. 571-572.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.