Реферат по предмету "Философия"


Раннее Новое время

--PAGE_BREAK--
   
 




При этом Макиавелли считал, что вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет власти. Отсюда он выводил излюбленное правило политики: «Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может». «Лучше убить, чем грозить, — грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая — отделываешься от врага окончательно». Особое внимание правитель должен обращать на создание собственного имиджа. «Самое главное для государя — постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся… каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство».

Приведенные здесь и другие правила политика получили в науке название «макиавеллизм» как символ политического коварства. Таким образом, Макиавелли сформулировал и обосновал главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшая форма обеспечения «благ свободы», осуждение дворянства, подчинение религии политике. Его идеи, за исключением «макиавеллизма», были восприняты Спинозой, Руссо и другими теоретиками.
2. Политико-правовые идеи Реформации
Реформация (лат. reformatio— перестройка) — антифеодальное по социально-экономической и политической сути, антикатолическое (религиозное) по идеологической форме движение в XVIв. в Западной и Центральной Европе. Главный ее очаг — Германия.

Начало Реформации положил профессор Виттенбергского университета теолог Мартин Лютер (1483-1546 гг.), когда 31 октября 1517 г. он прибил к дверям церкви «95 тезисов» против индульгенции. Исходный пункт лютеровского учения — тезис о том, что спасение достигается исключительно верой, опираясь на священное писание, он утверждал, что каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждается в церкви (идея всесвященства). То, что относится к религии — дело совести христианина; источник веры — «чистое слово божье» (священное писание). И таким образом, все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным, а вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб рассматривались как человеческое установление, подлежащее рациональной оценке и критике, а фактически отрицались.

Свое отношение к светской власти Лютер основывал на представлении, что человек живет в двух сферах: в сфере «Евангелия» (религиозная сфера) и в сфере «закона» (царство земное). Если бы мир состоял из подлинно христиан (истинно верующих), то в законах и правителях не было бы необходимости. А поскольку «злых всегда больше», то бог учредил два правления — духовное (для верующих) и светское (для сдерживания злых). Истинный христианин должен заботиться о других людях; поэтому он платит налоги, почитает начальство, служит, делает все, что идет на пользу светской власти. Главное, чтобы христианин не использовал меч в своекорыстных интересах, и тогда «стражники, палачи, адвокаты и прочий сброд» могут быть христианами. Что касается произвола власти, то Лютер, ссылаясь на апостолов Петра и Павла о ее богоустановленности, оправдывал ее тем, что с сотворения мира «мудрый князь — птица редкая», «если же князю удается быть умным..., то это величайшее чудо...». Однако бог повелел подчиняться любой власти. Но законы князя не простираются на вопросы веры.

Задача духовенства — распространение божьего слова, во всем остальном оно должно подчинять государству. Светская власть независима от папства. Более того, Лютер призывал королей и князей к вооруженной борьбе против пап, кардиналов, всего духовенства. Призывы Лютера против церкви вылились в войну лютеран и католиков. На территории Германии она завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: «чья страна, того и вера» (cujus regio, ejus religio).

В период Реформации князья Германии сами решали вопросы о религии своих подданных. В 1529 году католики на 2-ом Шпейерском рейхстаге добились отмены этого положения. И тогда несколько князей и представителей городов подали протест императору, ссылаясь на то, что вопрос о религии — дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев Реформации стали называть протестантами. Протестантизм, после Агсбургского мира приняли ряд германских земель, а также скандинавские государства.

Представителем радикального религиозно-политического течения Реформации был Жан Кальвин (1509-1564). Его учение широко распространилось в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии и Североамериканских колониях. Наиболее значимое в деятельности Кальвина было следующее.

Во-первых, он основал в Женеве новую церковь, где община верующих управлялась выборной консисторией, поначалу он пытался поставить консисторию выше государственных органов (влияние теократических учений), однако в итоге утвердилась идея независимости кальвинистской церкви от государства и право церкви судить о ряде действий власти. Во-вторых, в кальвинизме отчетливо выражена протестантская этика («дух капитализма» по Максу Веберу): культ трудолюбия и предприимчивости, деловая честность, верность слову и соглашению, личный аскетизм, отделение домашнего хозяйства от промысла, вложение всей прибыли в дело. В-третьих, центральной идеей кальвинизма была идея абсолютного предопределения — судьба каждого человека предопределена богом.

. Это учение вызвало у верующих активную деятельность. С одной стороны, никто не знает «избран» он или нет. Успех в делах есть доказательство избранности. А, с другой, если человек обречен на неудачу, то ему не повредит сверх того, что и так предопределено.
   



В результате Реформации от католической церкви отпало несколько миллионов человек Церковь, в борьбе против Реформации, развернула Контрреформацию. Ее меры были обсуждены на Тридентском соборе (1545-1563 гг.): усилены преследования еретиков и инакомыслящих, реорганизована инквизиция, учрежден Индекс запрещенных книг (список сочинений, чтение которых каралось отлучением от церкви), мирянам запрещалось чтение Библии.

Собор подтвердил значение сочинений Фомы Аквинского, провозглашенного позднее учителем церкви. Главным орудием церкви стало «общество Иисуса», основанное испанским дворянином Игнатием Лойолой, превратившееся в монашеский орден иезуитов — «боевой отряд воинствующей церкви». Принятыми мерами католической церкви удалось ряд стран вернуть в лоно своей религии.


    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Тираноборцы


После Варфоломеевской ночи (1572 г.) в среде французских протестантов (гугенотов) появились произведения монархомахов (тираноборцев), выражавших сепаратистские настроения аристократии и осуждавших тиранию короля. Они требовали ограничение его власти сословными учреждениями, предоставление народу суверенитета, права смещать и выбирать монархов, оказывать сопротивление тирану. Однако, надо иметь в виду, что под народом они понимали «лишь его представителей: герцогов, принцев, оптиматов и вообще всех деятелей на государственном поприще». И, следовательно, восстание и убийство тирана правомерно лишь под руководством должностных лиц аристократии. При этом подчеркивалось, что «суверенитет народа» выше прерогатив монарха и он не должен быть ограничен волей государя, связанной договором, который монархи заключают со своим «народом». Только наличие и соблюдение такого договора делают власть государя законной.

И хотя идеи тираноборцев представляли реакционно-феодальное направление, своей классово-исторической сутью были обращены в прошлое, но внедрение ими в идеологический оборот, в язык политики таких ключевых понятий политико-юридической науки как «суверенитет народа», «общественный договор», «законность государственной власти», «право на сопротивление» и др. имело позитивный практический и теоретический смысл.

В период яростных атак на абсолютную власть монархов появилось «Рассуждение о добровольном рабстве» Этьена де Ла Боэси (1530-1563 гг.). Автор, отвергая монархический строй как таковой, предпринял попытку решить два вопроса: почему люди стали невольниками государей и благодаря чему последним удается удерживать это состояние?

В первой части трактатаавтор утверждает, что тирания, возникнув различными способами (договор, сила, наследование), держится привычкой народа к рабству. В стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей естественно присущую им свободу. Постепенно с этим злом примирились, оно было забыто и воспроизводилось по привычке. Это рабство является добровольным, поскольку народ, впавший в привычное заблуждение, содержит и терпит тирана. Чтобы выйти из этого состояния, достаточно народ «просветить».

        продолжение
--PAGE_BREAK--



Во второй части Ла Боэси утверждает, что тиран опирается на приближенных, каждый из которых, в свою очередь, имеет в подчинении своих приближенных и т.д. «В конечном счете оказывается, что людей, которым тирания выгодна, почти столько же, сколько и тех, которым дорога свобода». И суть тирании, таким образом, в организованной иерархии связанных взаимной выгодой с тираном и между собой прислужников тирании, каждый из которых стремится «обеспечить себе долю в добыче и быть самим маленьким тиранчиком при большом тиране». 

Э. Ла Боэси выявил ряд типичных черт процедуры властвования, свойственной социально разнородному обществу, и дал им оценку с позиций народных масс. Все это — важный вклад в политико-юридическую теорию.
4. Жан Боден
В конце XVIвека во Франции шло ожесточенное религиозное противоборство между гугенотами и католиками. По сути, гражданская война создавала угрозу самому государству. В этой обстановке все больше укреплялась мысль, что единство и мир может обеспечить только сильная королевская власть, высказывалось мнение, что тирания лучше войны. С теоретическим обоснованием того, как король смог бы защитить общегосударственные интересы выступил выдающийся французский политический мыслитель Жан Боден (1530-1596 гг.). Его учение изложено в «Шести книгах о республике» (1576).

Государство по Бодену «есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». И, таким образом, ячейкой государства является семья, а возникает оно посредством договора, и высшая еецель в том, чтобы, гарантируя мир внутри общества и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов.

Крупнейший вклад Бодена в политико-правовую теорию — в разработке проблемы суверенитета государства. «Суверенитет, есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством)… означающим высшую власть повелевать». Суверенная власть есть также власть единая. В том смысле, что ее прерогативы принадлежат только ей и она не может и не должна их делить с кем-либо, допускать каких-либо органов, которые стояли бы над нею или рядом. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета — издание законов (но не создание права), решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, действие в качестве суда высшей инстанции, помилование. Суверенная власть должна соблюдать ряд условий: блюсти божественные и естественные законы, не вмешиваться в дела семьи, соблюдать принцип веротерпимости, не взимать подати без согласия подданных. Должностные лица осуществляют свои действия только по поручению суверена.

На вопрос где коренится, как проявляется суверенитет у Бодена ответ таков: «Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ». «Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как это может сделать собственник, желающий кого-либо одарить». «Один из граждан» — это монарх.

При этом, по Бодену, монарх предпочтительнее, т.к. там, где властвует один (во Вселенной — бог, на небе — солнце), там порядок. В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один). В демократическом государстве много законов и властей, дело в упадке; народ — «зверь многоглавый и лишенный рассудка» — не может постановить что-нибудь хорошее. В аристократии, где власть принадлежит коллегии знатных, «умных людей» среди них мало, она действует недостаточно энергично, принятие решений связано с раздорами и борьбой группировок.

По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные (подданные повинуются законам суверена, а суверен — законам природы), сеньоральные (суверен силой оружия становится обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей), тиранические (суверен, поправ законы, распоряжается людьми, как рабами, а их собственностью — как своей). Лучшим является государство, где  суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным является монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив».

 





Исходя из концепции суверенитета, Боден различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, т.к. в ней суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части. Второй вид соединений государств основан на равенстве — конфедерация, когда каждый из членов сохраняет суверенитет.




Заслуги Бодена в разработке политико-правовой мысли бесспорны: доказывая необходимость государственного суверенитета, он одновременно очертил пределы государственной власти.
5.Политико-правовые идеи раннего социализма
В XVI-XVIIвв. самостоятельное и заметное место занимает в общественном сознании социализм. Его идеалом был строй социальной справедливости, основанный на общности имущества, без частной собственности, с материальным равенством людей и без тиранических форм правления. Наиболее видным представителем социализма в рассматриваемый период были Томас Мор (1478-1535 гг.), автор эпохального произведения «Утопия» и Томмазо Кампанелла (1569-1639 гг.), создатель всемирно известного «Города Солнца».

Корень всех бед авторы видят в частной собственности, и пока она существует, нет шансов на выздоровление социального организма. «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел» (Мор). Выход у человечества один — «совершенное уничтожение частной собственности». Общество, согласно Т. Мору, есть результат заговора богачей, а государство - их орудие. Они его используют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Делается это силой, хитростью и с помощью законов, которые навязываются от имени государства.

Страна Утопия живет беспроблемной жизнью благодаря избавлению от частной собственности. Там земля находится в собственности общества, все трудятся. Рабочий день длится 6 часов. Жители довольствуются простой одеждой, им неведомы излишества и роскошь. Чтобы радость бытия утопийцев не омрачалась непривлекательным трудом, используются рабы, рекрутируемые из военнопленных и преступники. И хотя собственность, питающая дурные страсти, как алчность, жадность, стремление, во что бы то ни стало увеличить свое богатство, эгоизм отсутствуют,  преступность  среди утопистов существует.

Во главе Утопии стоит избираемый пожизненно тайным голосованием правитель (принцепс). Он может быть смещен, если будет заподозрен в тирании. Важные дела решаются принцепсом с участием сената и народного собрания. Сенат, как и другие должностные лица, избирается на год.

Публичная власть в «Городе Солнца» составляет три ветви, сориентированные на определенный вид деятельности: военный; наука; воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. Им соответствуют три правителя: Мощь, Мудрость и Любовь. Венчает управленческую пирамиду верховный правитель — Метафизик, превосходящий всех ученостью, талантом, опытом и умением. Он на посту до тех пор, пока не появится человек, превосходящий его. Эти четверо — единственные в Городе, на которых народ не оказывает влияния. Остальные должностные лица выборные.

В Городе, как и в Утопии, все трудятся и все «получают по необходимости от общины». Интересы государства доминируют. Здесь существует право, правосудие, наказание. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Все горожане, как и утописты, равноправны. Индивидуальный брак отсутствует.




В XVIвеке обозначились правовые и политические основы гражданского общества. Во-первых, утвердилась идея равенства людей, лежащая в основе новых политико-правовых концепций и массовых религиозно-политических движений. Во-вторых, после эпохи Древнего Мира государство вновь стало рассматриваться как общественное явление, не только самостоятельное по отношению к церкви, но и даже имеющее превосходство над ней. В-третьих, политико-правовая идеология основывалась на рационалистической методологии, а не на св. писании.  Многие программные идеи XVIвека получили развитие в политико-правовой идеологии последующих веков.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.