Реферат по предмету "Философия"


Проблемы истины в философии

Введение
Что же такое истина? Все человеческое познаниенаправлено на достижение истины. Однако путь этот нелегкий, ибо, как говорилЖ.-Ж. Руссо, «тысячи путей ведут к заблуждению, и лишь один кистине».
Понятие истины, относится к важнейшим, в общейсистеме мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такимипонятиями, как «справедливость», «добро», «смыслжизни», а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познаниямира, общества, науки, человека и его мышления. В этом актуальность выбраннойтемы контрольной работы, и её значимость для формирования логического мышления,мировоззрения и самосознания каждого человека.
Поскольку познание есть отражение, воспроизведениедействительности, то, следовательно, истинным является такое знание, котороеправильно, верно отображает, воспроизводит эту действительность. (Такимобразом, истина — это знание, соответствующее тому, что есть в действительности).Истинными являются такие суждения, как «снег белый», «атом имеетсложную структуру», «Луна — спутник Земли», «Волга впадаетв Каспийское море», «язык есть средство общения между людьми».Содержание этих суждений образует то, что есть на самом деле, реально. Истиннымможет быть знание, а не объект познания.
Истина не есть нечто застывшее, раз и навсегдаданное, статичное. Она представляет собой процесс, в котором человек каксубъект познания идет от незнания к знанию, от знания неполного, неточного,относительного к знанию более полному, точному, абсолютному. Истина достигаетсяне сразу.
Можно сказать, что вопрос, что такое истинаотносится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные пониманияистины. «Истина — есть соответствие знания действительности».«Истина — это опытная подтверждаемость». «Истина — это свойствосамоорганизованности знаний». «Истина — это соглашение».«Истина — это полезность знания, его эффективность».

1. Истина, заблуждение, ложь – как результатпознания
Обычно истинуопределяют как соответствия знанию объекту. Истина — это адекватная информацияоб объекте, получаемая посредством его чувственного и интеллектуальногопостижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения еедостоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, духовнаяреальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знанияопределяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойствознания, а не самого объекта познания.
Знание есть отражение исуществует в виде чувственного или понятийного образца — вплоть до теории какцелостной системы. Известно, что образ может быть не только отражениемналичного бытия, но также и прошлого, запечатленного в каких-то средах, несущихинформацию. А будущее — может ли оно быть объектом отражения? Можно ли оценитькак истинную идею, выступающую в виде замысла, конструктивной мысли,ориентированной на будущее? Видимо, нет. Разумеется, замысел строится на знаниипрошлого и настоящего. И в этом смысле он опирается на нечто истинное. Но можноли сказать о самом замысле, что он истинен? Или здесь скорее адекватны такиепонятия, как целесообразное, реализуемое, полезное — общественно полезное илиполезное для какого-то класса, социальной группы, отдельной личности? Замыселоценивается не в терминах истинности или ложности, а в целях целесообразности иреализуемости.
Таким образом, истинуопределяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне инезависимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирическогоопыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостнойкартины мира в динамике его развития. То, что истина есть адекватное отражениереальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную спрогностическим изменением. Истинные знания дают людям возможность разумноорганизовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Еслибы познание с самого своего возникновения не было бы истинным отражениемдействительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовыватьокружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека,история науки и практики подтверждают справедливость этого положения.
Но человечество редкодостигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания — негладкий путь. По словам Д. И. Писарева, для того чтобы один человек открылплодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачныхпоисках и печальных ошибках. История науки повествует даже о целых столетиях, втечение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждениепредставляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.
Истина и заблуждение — это противоположные, но в каком-то смысле взаимосвязанные стороны научногопознания. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробиваетсебе дорогу к свету. Истину следует отличать от заблуждения. Заблуждение — постоянный спутник истины. Нередко знание, на протяжении длительного временисчитающееся истинным, оказывается заблуждением. Яркий пример томугеоцентрическая картина мира, признававшаяся на протяжении многих веков какнепререкаемая истина. Однако Н. Коперник в XVI веке показал, что истинойявляется гелиоцентрическая картина мира, в которой центром солнечной системыпризнается не Земля, а Солнце.
Заблуждение — этосодержание сознания не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.Так, например, в религиозном сознании вымысел принимается за реальность.История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблужденияотражают, — правда, односторонне — объективную действительность, имеют реальныйисточник, «земное» основание. Даже те суждения, которые считаются надежными иистинными, нередко содержат в себе долю заблуждения. Заблуждение — этоискаженное отражение действительности, это знание, которое не соответствуеттому, что есть на самом деле. Люди редко достигали истины без ошибок, минуязаблуждение. «Кто идет, — говорил И.В. Гете, — вынужден блуждать».Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в различныезаблуждения. И заблуждения эти обусловлены, как правило, либо егоограниченностью, либо неадекватными претензиями.
В принципе быть неможет заблуждения, решительно ничего не отражающего — пусть и оченьопосредствованно, или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образыволшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно — они взяты из жизнии преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нитиреальности, сотканные силой воображения причудливые узоры. В целом же такиеобразы не есть нечто истинное.
Бытует мнение, будтозаблуждения — досадные случайности. Однако они неотступно сопровождают историюпознания как плата человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чемпозволяют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли.Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного родазаблуждения, обусловленные как и его исторической ограниченностью, так ипретензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены иотносительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем,стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. В научномпознании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляетсяходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентрической теориейПтолемея или с трактовкой Ньютоном пространства и времени.
Итак, заблуждения имеюти гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следуетотличать от лжи как нравственно — психологического феномена. Ложь — этопреднамеренное искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввестикого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так исознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть илогически неправильное мышление.
Научное познание посамой своей сути невозможно без столкновения различных, порой противоположныхвоззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же невозможно и беззаблуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не последнее место внауке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходенаблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Как утверждал Галилей,избегнуть ошибок при наблюдении просто невозможно. Однако нет оснований дляпессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемкахвымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил Гете,он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробиваетсебе дорогу к свету.
Сказанное верно восновном по отношению к естественнонаучному познанию. Несколько иначе, игораздо сложнее, обстоит дело в социальном познании. Особенно показательна вэтом отношении такая наука, как история, которая в силу недоступности,неповторимости своего предмета — прошлого, зависимости исследователя отдоступности источников, их полноты, достоверности и др., а также весьма теснойсвязи с идеологией и политикой господствующих классов, более всего склонна кискажениям истины, к заблуждениям и ошибкам субъективного плана. На этомосновании она не раз подвергалась отнюдь не лестным отзывам, ей даже отказывалив звании науки.
Особенно подвержена«ошибкам» история в руках антинародной власти, принуждающей ученых сознательноотказываться от истины в пользу интересов власть имущих. Хотя каждый«летописец» несет моральную ответственность перед обществом за достоверностьфактов, однако хорошо известно, что ни в одной области знания нет такой ихфальсификации, как в области общественной. Д.И. Писарев писал, что в историибыло много услужливых медведей, которые очень усердно били мух на лбу спящегочеловечества увесистыми булыжниками. Люди нередко молчали об опасной правде иговорили выгодную ложь. Что только они ни делали в угоду своим интересам,страстям, порокам, тайным замыслам: жгли архивы, убивали свидетелей,подделывали документы и т.д. Поэтому в социальном познании к фактам требуетсяособо тщательный подход, их критический анализ.
При изученииобщественных явлений необходимо брать не отдельные факты, а относящуюся крассматриваемому вопросу всю их совокупность. Иначе неизбежно возникаетподозрение, и вполне законное, в том, что факты выбраны или подобраныпроизвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости историческихявлений в их целом преподносится, как говорил В.И. Ленин, субъективная стряпнядля оправдания, быть может, грязного дела. Анализ фактов необходимо доводить дораскрытия истины и объективных причин, обусловивших то или иное социальноесобытие. Поэтому заведомо ложные «исследования» должны подвергаться этическиориентированному контролю со стороны общества. Подлинный человек науки должениметь смелость высказать истину и спорные положения, если он не сомневается вих достоверности, безотносительно к давлению ненаучных факторов. Времяреабилитирует перед судом научной мысли любое учение, если оно истинно.
Обыденное сознание,мысля истину как прочно достигнутый результат познания, обычно оперирует такимибезусловными истинами, как отчеканенной монетой, «которая может быть дана вготовом виде и в таком же виде спрятана в карман». Но система научных знаний,да и житейский опыт — не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечныйпроцесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступенейограниченного, приблизительного ко все более всеобъемлющему и глубокомупостижению сути вещей. Нельзя «представлять себе истину в виде мертвого покоя,в виде простой картины (образа), без стремления, без движения».
Вопрос о том, можно лиограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерииистины.
2. Понятие истины.Объективность истины
Понятие истины относится к важнейшим в общей системемировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как«справедливость», «добро», «смысл жизни».
От того, как трактуется истина, как решается вопрос,достижима ли она, — зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимания имсвоего назначения.
А значит, зависит и процесс научного поиска, т.к.ученый, совершающий открытие, должен быть уверен, что он действительнообогащает научную картину мира, а не вносит очередной элемент заблуждения.
Имеются разные определения истины:
«Истина — это соответствие знанийдействительности»;
«Истина — это опытная подтверждаемость»;
«Истина — это свойство самосогласованностизнаний»;
«Истина — это полезность знания, егоэффективность»;
«Истина — это соглашение».
Первое положение, согласно которому истина есть соответствиемыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Онаназывается так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины:именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые попытки ееисследования были предприняты Платоном и Аристотелем.
Современная трактовка истины, которую, разделяютбольшинство философов, включает в себя следующие моменты:
Во-первых, понятие «действительность»трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашегосознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихсяза ними, в них проявляющихся.
Во-вторых, в «действительность» входиттакже и субъективная действительность, познается, отражается в истине также идуховная реальность.
В-третьих, познание, его результат — истина, а такжесам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственнойдеятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина,т.е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.
В-четвертых, признается, что истина не толькостатичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс.
Эти моменты отграничиваютдиалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма иупрощенного материализма.
Одно из определений объективной истины таково:истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящеепознаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.
3. Диалектикаабсолютной и относительной истины
Однако истина отнюдь нетолько движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата.Истина вторична. И в этом смысле она — «дитя эпохи». Понятие конечной илинеизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, онпостоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитямивзаимоотношений с окружающим миром. Считалось, к примеру, что химическийсостав, свойства и состояние воды изучены досконально. Однако была обнаруженатак называемая тяжелая вода с неведомыми ранее свойствами.
В поступательномдвижении познание человека идет от относительных истин к абсолютным. Абсолютнаяи относительная истины различаются лишь степенью проникновения сознания впредметы, явления и процессы внешнего мира, степенью полноты и точности ихотражения.
Каждая ступень познанияограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества,уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого,развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и вопределенной степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самыедостоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знанийзаключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтомуотносительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, неисчерпывающим образом. А в известных пределах, условиях, отношениях, которыепостоянно изменяются и развиваются.
Относительная истинаесть ограниченно верное знание о чем-либо. Наши знания о солнечной системе,например, представляют собой истину относительную. Они содержат массу вернойинформации о ней. Вместе с тем солнечная система раскрыла человеку далеко невсе свои тайны. Относительной истиной являются наши знания о любом предмете иявлении, так как каждый из них бесконечно многообразен в своих признаках исвойствах, связях и отношениях. Относительным является наше знание и о мире вцелом. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется. Поэтому нашезнание о нем всегда ограничено, относительно, неполно. Оно отражает этот объектв известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются. Любаянаучная теория относительна по своей природе, поскольку рано или поздно онасменяется новой теорией, полнее, точнее и глубже объясняющей и описывающей теили иные стороны действительности.
Парадоксально, но факт:в науке каждый шаг вперед — это открытие и новой тайны, и новых горизонтовнезнания. Познание — это процесс, уходящий в бесконечность. Человечество вечностремилось приблизиться к познанию абсолютной истины, пытаясь максимальносузить «сферу влияния» относительного в содержании научного знания. Однако дажепостоянное расширение, углубление и уточнение наших знаний в принципе не можетполностью преодолеть их вероятность и относительность. Но не следует впадать вкрайность, как, например, К. Поппер, утверждавший, что любое научное положение- всего лишь гипотеза. Получается, что научное знание представляет собой всеголишь тянущуюся из глубины веков цепь догадок, лишенных устойчивой опорыдостоверности.
Говоря об относительномхарактере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сференаучного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того,что сегодня не существует короля Франции. Именно наличие абсолютно достоверныхи потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практическойдеятельности людей, особенно в тех областях деятельности, которые связаны срешением человеческих судеб. Так, судья не имеет право рассуждать: «Подсудимыйлибо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем».Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии составапреступления. Врач, прежде чем оперировать больного или применятьсильнодействующее лекарство, должен опираться в своем решении на абсолютнодостоверные данные о заболевании человека.
В отличие ототносительной абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знаниео предмете, явлении или мире в целом. Абсолютная истина — это истина навсегда,в последней инстанции, она не может быть опровергнута при дальнейшем развитиипознания. Сам термин «абсолютная истина» неоднозначен. Онупотребляется, по меньшей мере, в трех смыслах.
Во-первых, ониспользуется для обозначения полного, исчерпывающего знания о мире в целом илиоб идеальном предмете и явлении. Это как бы достижение тех границ, за которымиуже больше нечего познавать. Но, поскольку мир полностью познать нельзя в силуего бесконечного многообразия и постоянного изменения, развития, постолькувозникает вопрос: а существует ли абсолютная истина в этом смысле? Может бытьэто миф, за которым ничего реального просто нет. В действительности, абсолютнаяистина здесь выступает как некий идеал, как предельное знание, к которомустремится наше познание, никогда вместе с тем его не достигая. Термин«абсолютная истина» используется здесь для фиксации того факта, чтопознавательные возможности человеческого разума безграничны. Развитие науки приэтом предстает как ряд последовательных приближений к абсолютной истине, каждоеиз которых полнее, глубже и точнее, чем предыдущие.
Во-вторых, этот терминиспользуется для обозначения моментов абсолютного знания, которые неизбежносодержатся в каждой относительной истине, поскольку она объективна. И в этомсмысле можно сказать, что любая истина абсолютно — относительна. В совокупномзнании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитиелюбой истины — есть наращивание моментов абсолютного. Каждая последующаянаучная теория, по сравнению с предшествующей — является более полной, сглубоким знанием. Но новые научные истины вовсе не сбрасывают «под откосистории» своих предшественников, а дополняют, конкретизируют или включают их всебя как моменты более общих и глубоких истин. Прежняя теория — это частныйслучай, в составе новой теории. Например, современная физическая картина мирапредставляет собой истину относительную, так как наука сегодня еще нерасполагает исчерпывающим знанием о физическом строении Вселенной. Но в этойотносительной истине содержатся и абсолютные истины далее неопровержимые. К ихчислу, например, относятся такие суждения, как «материальные тела состоятиз молекул, а молекулы из атомов», «атомы имеют сложнуюструктуру» и др.
В-третьих, этимтермином обозначаются такие знания, в которых фиксируются какие-либо факты.Достоверность этих фактов либо очевидна, либо доказана наукой. К абсолютнымистинам относятся достоверно установленные факты (даты событий, рождения,смерти и т.п.). Примером подобных абсолютных истин могут быть суждения типа«философ Гегель родился в 1770 году», «Гавайские острованаходятся в Тихом океане», «вода при нормальном атмосферном давлениикипит при 100° по Цельсию» и др. Такие истины всегда строго«привязаны» к определенному месту и времени. Они являются абсолютнымиистинами лишь в границах своей применимости, при точном соблюдении всехнеобходимых, строго определенных условий. Суждение, что «философ Гегельродился в 1770 году», верно лишь в современной системе летоисчисления.Даже то, что " ", истинно лишь в десятеричной системе исчисления. Приизменении условий эти суждения перестают быть истинными.
Абсолютные истины,будучи раз выражены с полной ясностью и достоверностью, не встречают болеедоказательных возражений. Иными словами, абсолютная истина есть тождествопонятия и объекта в мышлении — в смысле завершенности охвата, совпадения исущности и всех форм ее проявления. Таковы, например, положения науки: «Ничто вмире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращаетсявокруг солнца» и т.п. Абсолютная истина — это такое содержание знания, котороене опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянноподтверждается жизнью. Любое суждение является истинным лишь тогда, когдаучитываются конкретные условия существования предмета или явления.
Абстрактной истины нет,истина всегда конкретна. Это значит, что оценивать факты, явления и событиянеобходимо в конкретных, реальных условиях и обстоятельствах. Например,«дождь — это благо или зло?». Ответить на этот вопрос без учетаконкретных условий невозможно, так как дождь может быть благом в одних условияхи злом в других.
Далее встает вопрос одостижимости абсолютной истины. Существует довольно распространенное мнение,что абсолютная истина не достижима в принципе. Однако следует отметить, что вкаждый конкретно-исторический момент времени познающий субъект имеет толькоотносительную истину о мире в целом, и лишь в своей развивающейся потенции, помере усиления познавательной мощи он способен приближаться к абсолютной истине.
Другими словами,абсолютная истина о мире в целом существует лишь в качестве предела и идеала, ккоторому стремится человечество. По своему содержанию истина объективна, а поформе — относительна. Ее объективность является основой преемственности истин.
Итак, наука располагаетне только абсолютными истинами, но в ещё большей мере — истинамиотносительными, хотя абсолютное, всегда частично реализовано в наших актуальныхзнаниях. Неразумно увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнитьо безмерности ещё непознанного, об относительности нашего знания.
истинапознание диалектика практика
4. Критерии истины впознании
Исследования,многократно предпринимаемые учеными и методологами на современном этаперазвития научной рациональности, приводят к утверждению о невозможностиисчерпывающего реестра критериев истинности. Это справедливо в связи спостоянно прогрессирующим развитием науки, ее трансформацией, вступлением вновую, постнеклассическую стадию, во многом отличную от предшествующихклассической и неклассической. Чтобы заполнить нишу критериев, указывают натакие новомодные понятия, как прогрессизм или нетривиальность, достоверность,критицизм, оправданность. Выделяемые прежде критерии, среди которых на первыхместах оказываются предметно-практическая деятельность, объективность, а навторых — логическая непротиворечивость, а также простота и эстетическаяорганизованность, также корреспондируются в список критериев истинного знания.
Проблема критерияистины всегда была центральной в теории познания, т.к. выявление такогокритерия означает найти способ отделить истину от заблуждения. Субъективистскинастроенные философы не в состоянии правильно решить вопрос о критерии истины.Одни из них утверждают, что критерием истины является выгода, полезность иудобство (прагматизм), другие полагаются на общепризнанность (концепция“социально-организованного опыта”), третьи ограничиваются формально-логическимкритерием истинности, согласую новые знания со старыми, приводя их всоответствие с прежними представлениями (теория когеренции), четвертые вообщесчитают истинность знаний делом условного соглашения (конвенционализм). В любомиз этих случаев критерий истины (если он признается) не выводится за пределыразума, так что знание замыкается в самом себе.
Не выходит за пределысознания критерий истины и в случае, когда он ограничивается в качествеодностороннего воздействия объекта на органы чувств субъекта. Однако,во-первых, все большее количество получаемых опосредованно научных понятий иположений не обладают и в силу этого не могут быть подвергнуты проверке спомощью чувственного опыта. Во-вторых, чувственный опыт индивидуальногосубъекта недостаточен; обращение же к чувственному опыту массы людей означаетне что иное, как все ту же пресловутую общепризнанность, мнение большинства.
Неправомерноутверждение и тех, кто мерилом истинности считал точность и строгость, ясностьи очевидность. История не пощадила и эти взгляды: весь XX в. проходит подзнаком определенной девальвации математической точности и формально-логическойстрогости в связи с обнаружением парадоксов теории множеств и логики, так чтоточность так называемых “описательных”, обычных наук оказалась в некоторомсмысле более “прочной”, чем точность самых “точных” наук — математики иформальной логики.
Итак, ни эмпирическиенаблюдения, которым не свойственна так необходимая критерию истинностивсеобщность, ни рационалистическая в своей основе ставка на ясность аксиом,исходных принципов и строгость логических доказательств не в состоянии датьнадежный, объективный критерий истины. Таким критерием может быть толькоматериальная деятельность, т.е. практика, понимаемая какобщественно-исторический процесс.
Выступающая в качествекритерия истины практика обладает всеми необходимыми для этого свойствами:обращенной к объекту и выходящей за пределы сферы знаний деятельностью;всеобщностью, поскольку, практика не ограничена деятельностью индивидуальногосубъекта познания; необходимой чувственной конкретностью. Короче говоря,практика предполагает переход от мысли к действию, к материальнойдействительности. При этом успех в достижении поставленных целейсвидетельствует об истинности знаний, исходя из которых, эти цели ставились, анеудача — о недостоверности исходных знаний.
Чувственнаяконкретность практики не означает, что она должна подтверждать истинностькаждого понятия, каждого акта познания. Практическое подтверждение получаютлишь отдельные звенья рассуждений того или иного познавательного цикла;большинство же актов познания осуществляется путем вывода одного знания из другого,предшествующего; процесс доказательства происходит часто логическим путем.
Логический критерийвсегда сопутствует критерию практики как необходимое условие реализациипоследнего. И все же логическое доказательство выступает лишь вспомогательнымкритерием истины, в итоге само имея практическое происхождение.
Велик удельный весформально-логического критерия истины (вернее, точности и непротиворечивости) всфере математического знания. Но и здесь только в области фундаментальной,“чистой” математики он выступает непосредственным критерием истинностиматематических построений. Что же касается прикладной математики, то здесьпрактика является единственным критерием истинности математических моделей, ихэффективности.
Относительностьпрактики как критерия истины заключается в том, что, будучи всегда историческиограниченной, она не в состоянии до конца, полностью доказать или опровергнутьвсе наша знания. Практика способна осуществить это только в процессе своегодальнейшего развития.
“Неопределенность”, относительностьпрактики как критерия истины находится в единстве с ее противоположностью — определенностью, абсолютностью (в итоге, в принципе, в тенденции). Такимобразом, относительность практики как критерия истины соответствуетотносительной истине, характеру знаний, которыми человечество располагает наданном этапе своего исторического развития.

Заключение
Подводя итог данного реферата, можно сказать, чтопроблемы, касающиеся истины, ее критериев, интересовали людей с глубокойдревности. И первым из известных нам философов, у кого эта проблематикаприобретает особое философское звучание, является Аристотель. Классифицировав иобобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение о формахпостигающего истину мышления, то есть логику. Разум человека рассматриваетсякак особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизитьсяк истине. По Аристотелю, для применения науки логики необходимо опираться нанепреходящее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия.Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию.
В дальнейшем историческом развитии учение Аристотелястало источником многочисленных школ и направлений. После опубликования трудовИ. Канта, вырисовывается направление философской мысли: истина носит«субъективный» характер, основное внимание при исследовании проблемыистины следует уделять познанию самого человека, законов его разума. Достаточноубедительно показано Кантом, что не может существовать всеобщего критерияистины. Все, чем располагает человек — это формальные законы логики. Но Кантутверждает, что эти законы строятся на основании априорных форм рассудка. Имвпервые было устранено противоречие, заведшее в тупик философию того времени.Являются ли человеческие знания продуктом чувственного восприятия, или же этоплоды умственной деятельности? Предложенная Кантом концепция постижениячеловеком окружающего мира на основе априорных форм рассудка позволила выйти изэтого тупика.
Мы никогда не овладеваем реальностью целиком, раз инавсегда. Картина её постоянно заменяется, расширяется, углубляется,корректируется, Но главное — она никогда не остаётся только чистым, отвлечённымобразом мира, Она состоит из деталей, которые работают материально, практическив огромном количестве человеческих изобретений — в технике, технологиях,предметах домашнего обихода, медицинской и социальной практиках.
Именно практика, как широчайшая система человеческойдеятельности оправдывает существование познания и помогает правильно понять всеего нюансы, справиться с его сложностью и противоречивостью. Именно практикастановится последним аргументом в длинной цепи разнообразных возражений противскептицизма и агностицизма, которые, несомненно, внесли свой живой вклад впостижение природы познавательной деятельности человека.

Список используемойлитературы
1. АлексеевП.В., Панин А.В. Философия. Учебник [Текст] / М.: Проспект, 1999. – 576 с.
2. КарповичВ.Н. Проблема. Гипотеза. Закон [Текст] / Новосибирск: Наука, 1980. — 176 с.
3. ЛивановаА. Три судьбы [Текст] / М.: Знание, 1975. — 224 с.
4. МатюшкинА.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / М.: Педагогика, 1972.- 168 с.
5. Природанаучного открытия. Ред. А.Н. Панченко [Текст] / М.: Наука, 1986. — 304 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инновационный менеджмент 11
Реферат Інтеграція дітей з вадами розвитку в сучасній системі соціальних відносин
Реферат Селянська реформа 1861 р.
Реферат Андрей Николаевич Колмогоров - разносторонняя личность 20-го века
Реферат "Оценка персонала высшего и среднего звена" Издательство "Вершина", 2006 г. Вязигин Александр Валерианович
Реферат Магнитные носители информации. Запись информации на магнитные носители.
Реферат Алгоритм выполнения операций с импортными грузами
Реферат Мое отношение к Наполеону Бонапарту
Реферат Объект и предмет товароведения
Реферат Анализ производительности оплаты труда в ОПХ Элита ЭхиритБулагатского района Иркутской области
Реферат Тахир I ибн Хусейн
Реферат Недошалившие и недоигравшие родители
Реферат Геологічні основи розкриття продуктивних пластів
Реферат Инновации в сфере управления персоналом на примере ООО Евросеть Санкт-Петербург
Реферат Духовные потребности студентов технического ВУЗа