Реферат по предмету "Философия"


Проблемы религиозного освоения мира. Формирование религиозных представлений

Курсовая работа
По дисциплине: «Философия»
Тема: «Проблемы религиозного освоения мира. Формированиерелигиозных представлений»

Содержание
Введение
1. Проблемы религиозного освоения мира. Формированиерелигиозных представление
1.1 Понятие религии, ее происхождение и назначение
1.2 Эволюция религиозного мировоззрения. Особенностирелигиозного сознания
2. Генезис взаимодействия религии и философии
2.1 Религия и философия в период античности
2.2 Изменение роли философии в общественно-политической идуховной жизни в Средние века
2.3 Взаимоотношения религии и философии в эпоху Возрожденияи Нового Времени
2.4 Религия и философия в XX веке
3. Перспективы дальнейшего сближения религии и философии
Заключение
Список литературы
Введение
Религия и философия выступаюткак формы мировоззрения. Религия пришла на смену мифологическому мировоззрению,которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникавшие вдревнем обществе при переходе от первобытнообщинных отношений к болееусложненным, классовым. Религиозное сознание, возникнув в древности и претерпевразличные изменения, связанные с развитием общественных отношений, продолжаетоказывать влияние на поведение и поступки многих людей и в наши дни.
Проблемы отношения междурелигией и философией существуют с тех пор, как существует сама философия. Смомента возникновения философии религия стала ее темой. Дело в том, чтобольшинство вопросов, на которые пытается дать ответ философия — вопросы обистоках мира, положении человека в космосе, основаниях человеческих действий,возможностях и границах познания — одновременно были темами религиозногомиропонимания. Религия присутствовала в любом философском построении,проясняющем бытие сущего в целом. Религия пронизывает едва ли не все областиземной жизни человека и определяет многие его ориентиры. На протяжении всейистории существования философии, проблема ее взаимодействия с религией былаактуальной, т.к в рамках религии фундаментальные идеи не обосновываются и неподвергаются критике, а принимаются на основе веры. Философия же с помощьюлогических рассуждений стремиться аргументировать все свои утверждения,развивает теоретические системы идей. Поэтому их взаимодействие являетсянеобходимым. Но на разных этапах истории, философы и богословы пытались определитьграницы этого взаимодействия.
Первый, кто подверг жесткойкритике языческий политеизм был Ксенофан. Но самый большой вклад в развитиерелигии внес Платон с его идеями о различении мира явлений от мира вечныхсущностей, его учением о бессмертии души, об универсальности и первенстве идеиблага и, главное, его учением о сущности божественного мира, как о системе идей.В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия сосуществовали совместно,не посягая на самостоятельность друг друга. Более того, они порой даже помогалидруг другу в понимании окружающего мира. Ситуация во взаимоотношениях междурелигией и философией начала существенно меняться после возникновения иутверждения в общественной жизни христианства. Основным назначением философии вэтот период стало донесение с ее помощью, опираясь на человеческий разум,церковных истин до сознания горожан. В эпоху Возрождения традиционноерелигиозное видение мира не только понемногу сдает позиции, но в рядах теологовначинают проявляться определенные расхождения как в интерпретации СвященногоПисания, так и в отправлении религиозных культов. Новую страницу вовзаимоотношениях философии с религией открыли французскиемыслители-просветители XVIII века. Впервые в историиобщественно-политической мысли они сделали Бога, религию, церковные ритуалыобъектом критики. Ситуация стала меняться лишь в середине XXвека, когда обращение к религии ученых перестало связываться с атеистическойтрадицией, с критикой религии. Более того, крупнейшие мыслители XX века рассматривали религию в качестве необходимогоэлемента культуры.
В силу того, что философияпредставляет собой синтез целого ряда наук, она находится в постоянномвзаимодействии с другими областями человеческой деятельности — экономической,духовной, культурной, политической, экономической. А тот факт, что напротяжении многих веков именно церковь играла главенствующую роль вформировании политики государства, подтверждает соприкосновении с этимиобластями и религии. Таким образом, тема данного реферата является актуальнойне только с точки зрения философии и теологии, но и со стороны социологии,политологии, культурологи, идеологии и др.
1. Проблемы религиозного освоения мира. Формированиерелигиозных представление1.1 Понятие религии, ее происхождение и назначение
Религия, как и философия,является мировоззрением, правда, специфическим и включает в себя определенныенормы поведения и действия, которые основываются на вере в существование такогоначала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступнымпониманию человеческим разумом [4, 44]. Термин «религия» чаще всегопроизводят от латинского religio благочестие,набожность, страх Божий, предмет почитания, святость. Исследователи насчитываюту народов мира тысячи разнообразных религий. Каждая из них по-своемунеповторима. Но все это многообразие религий объединяет то, что все ониавтономны к реалиям земного бытия. Главный отличительный признак каждой изрелигий — вера в сверхъестественные силы и существа и полонение им.
Проблемы возникновения религии иее развития всегда интересовали ученых. А поскольку она как особоемировоззрение оказывает влияние на духовную и другие сферы жизни общества, товопросам религии уделяют внимание широкие слои любого общества. О сущностирелигии и ее происхождении ученые высказывают много различных мнений. Например,психолог-религиовед конца XIX — начала XX вв.У. Джемс считал религиозные представления врожденными,источником которых является нечто сверхъестественное. Л. Фейербах рассматривалрелигию как отражение человеческого бытия; он считал, что не Бог создалчеловека, а человек создал Бога в своем воображении и по своему образу иподобию З. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как «коллективныйневроз навязчивости, массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворенноевытеснение бессознательных влечений» [3, 494]. Марксистская философиясчитает, что религия есть «фантастическое отражение в головах людей техвнешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражение,в котором земные силы принимают форму неземных» [3, 494].
Религия выполняла и продолжаетвыполнять ряд функций. Религия служит иллюзорным компенсатором. Проблемы,которые не решаются в этом мире, религия обещает разрешить в иллюзорномпотустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к нейповедения, исполнения предписываемых религией установлений. Важное значениеимеет мировоззренческая функция религии, которая отражая действительность,создает свою картину мироустройства и соответствующе мотивирует поведениеверующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормыповедения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основеразработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией. Важнаяфункция религии заключается в канонизировании ценностей культуры, придании имстатуса святынь, их сбережении и пропаганде.
 1.2 Эволюция религиозного мировоззрения. Особенностирелигиозного сознания
 
Религиозное мышление, посуществу, стало первой формой осмысления человеком мира и, согласно последнимнаучным данным, возникло около 40-50 тысяч лет тому назад [4, 44]. Появлениерелигии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления,когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль отокружающей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своегоразвития, человек смог конструировать собственные представления об окружающейего среде, опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктамиумственной деятельности.
В течение многих тысячелетиирелигиозные верования носили политеистический характер. Это означало, что укаждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. Религиюэтого периода еще нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением.Это было скорее мироощущение, которое можно характеризовать какнатуралистическую религию, так как в понимании окружающего мира человек былкрепко связан с природой. Первые боги античности были созданы по образу иподобию людей. Существенным отличием богов от людей являлось их бессмертие,хотя они, подобно людям, не могли изменить или повлиять на судьбу, котораяпредопределяла, в конечном счете, их участь. Древнегреческие боги, наделенныечеловеческими качествами, многократно увеличенными и возвышенными, не толькосимволизировали собой силу и мощь, великодушие и жестокость-через эти образыдревние греки могли лучше понять свои человеческие возможности, осмыслитьсобственные намерения и поступки; объективно оценить свои силы.
Религия как система особыхпредставлений предполагает трансформацию действительности в миресверхъестественного. В ранних мифологических представлениях мирсверхъестественного присутствует здесь же, рядом с обычным ходом событий. Взрелых религиях мир сверхъестественного вынесен за пределы земного мира, доступк нему не прост. В этом мире как бы «снимаются» реальные противоречиячеловеческой жизни: случайное в нем оказывается необходимым, человеческаяслабость оборачивается силой, невозможное становится возможным. В этом мире нетсмерти, нет безобразия, нет зла, нет неведения. В религии, по словам Гегеля,«разрешены все загадки мира, преодолены все противоречия глубокомысленногоума, успокоены все муки чувства» [6, 599].
Православный богослов,архиепископ Михаил выделяет пять особенностей религиозного сознания,характерных для любой религии [6, 599].
Убежденность в существованиисверхъестественных явлений или явлений, обладающих сверхъестественнымисвойствами. Такими сверхъестественными объектами могут быть силы природы — земля,солнце, амулеты, души умерших предков. В развитых «мировых» религияхосновной объект религиозного отношения — единый Бог, известный человеку в мерусвоего самооткровения. Мир сакрального не является только плодом человеческихмечтаний. Иначе он превратится в историческую легенду, нравственное поучение вформе притч, в культурный памятник.
Убеждение в реальности контактас религиозными объектами. Причем контакт этот двусторонен. Человек вступает вконтакт с миром сверхъестественного с помощью молитвы, жертвоприношения; божествовоздействует на человеческие судьбы, объявляет людям свою волю, знает ихпомыслы.
Религия предполагаетсуществование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, ибообщение человека с Богом неравноправно. Однако формы осознания этой зависимостимогут быть различны: от чувства страха, вынуждающего к покорности, допросветленного смирения, понимаемого как осознание собственного несовершенства.
4. Религия включает такжеосознание требований со стороны божества и ответственности, связанной свыполнением или невыполнением этих требований. Человек не только чувствует своюзависимость от священного, но считает, что божество прямо или косвенно (черездругих людей) диктует ему свою волю. Не зная ее, человек ощущает себянаходящимся во власти божественного произвола.
5. Религия предполагаетустановление добрых отношений с объектами поклонения, желание умилостивитьбожество, в случае нарушения воли Бога — компенсировать свое непослушаниепокаянием или жертвоприношением.
Религия является одним изуниверсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, оначерез систему культовых действий организует человеческую повседневную жизнь, спомощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматьсяоб основах и смысле собственной жизни. Религиозный человек рассматривал мирсвященного в качестве реально существующего, стремился вступить с ним в контакт.Религиозное сознание, как и мифологическое, было первым из мироощущенийчеловека и окружающего его мира. Она выступало не столько способом пониманияявлений, предметов, вещей, сколько своеобразной поддержкой человеку хоть вкакой-то ориентации и объяснении происходящего.
2. Генезис взаимодействия религии и философии
 2.1 Религия и философия в период античности
Философское осмысление мираначинается значительно позднее мифологического и религиозного. Это положение вполной мере подтверждается культурной жизнью Древней Греции. Задолго допоявления философов милетской школы в Древней Греции уже существоваломифологическое и религиозное мироощущение, что само по себе неудивительно, т.к. философское осмысление — это болеевысокий уровень постижения мира и вполне закономерно его более позднеепоявление. Религиозное мироощущение способствовало появлению философии. Но, втоже самое время философия способствовала становлению христианства.
Первый, кто выдвинул и визвестной степени обосновал идею о монотеизме (единобожии) был Ксенофан,древнегреческий философ и поэт. Он подверг жесткой критике политеизм. Ксенофанполитеизму противопоставил монотеистическую концепцию, в соответствии с которойбог должен быть единым, так как в противном случае он не может быть выше илучше других. В последующем в этом же направлении развивались философские идеиЭмпедоклом, Гераклитом и Анаксагором. Но самый большой вклад в развитие религиивнес Платон своими идеями о различении мира явлений от мира вечных сущностей,учением о бессмертии души, об универсальности и первенстве идеи блага и учениемо сущности божественного мира, как о системе идей.
Характеризуя античный период вистории развития человеческой цивилизации в целом, следует указать на теснейшеепереплетение религиозного и философского мироощущений. Первые из дошедших донас литературных памятников, например, древнеиндийские Веды представляли собойпримеры религиозно-философского видения мира. Этот процесс симбиоза религии ифилософии продолжался столетиями. И в этом нет ничего удивительного, так как ирелигия, и философия были недостаточно развиты, чтобы самостоятельно объяснятьпроисходящие в мире события. Со временем религия и философия начинаютотделяться друг от друга и приблизительно в одно и то же время взаимосвязанныеформы общественного сознания.
В Древней Греции и Древнем Римефилософия и религия сосуществовали совместно, не посягая на самостоятельностьдруг друга. Более того, они порой даже помогали друг другу в пониманииокружающего мира. Ситуация во взаимоотношениях между религией и философиейначала существенно меняться после возникновения и утверждения в общественнойжизни христианства, что произошло в I веке нашеголетоисчисления.
 2.2 Изменение роли философии вобщественно-политической и духовной жизни в Средние века
Качественным отличиемСредневековья является служение философии целям религии и теологии. Первые шагив деле подчинения философии Священному писанию были сделаны еще в I веке Филоном Александрийским. В последующие столетия этацель была полностью достигнута. Соотношение между философией и христианством впериод Средневековья, вплоть до XV века, то есть началаНового Времени, можно характеризовать следующим образом. Философияиспользовалась для укрепления позиций только-только появившегося христианства,которое и концептуально, и организационно нуждалось в такой поддержке. Первыехристиане в течение нескольких столетий, вплоть до IV в.,вынуждены были отстаивать свои убеждения в борьбе с языческими верованиями. Крометого, они не всегда встречали понимание со стороны правителей Римской империи. КлиментАлександрийский, стремились к синтезу эллинской культуры и христианской веры. Именноему принадлежат знаменитые слова, служившие, своеобразным методологическимруководством в период Средневековья, что истинная философия — это христианскаярелигия [7, 620].
В последующие столетия отцыцеркви предпринимали соответствующие шаги, чтобы использовать достиженияфилософии в укреплении позиций религии и церкви. Прежде всего это проявилось вшироком использовании философского наследия Платона и Аристотеля для научногообоснования церковных догматов. Дело в том, что возникнув и сравнительно быстростав государственной религией, христианство еще не стало понятным для своихприверженцев. Чтобы сделать его доступным, надо было или создатьсоответствующую и приемлемую терминологию для раскрытия важнейших положенийновой религии, или опереться на уже существующие понятия, использовав их там,где было возможно, или же заменив при необходимости их сущность.
Начиная с XIIвека, христианство с целью доктринального усиления своих позиций, расширения иуглубления своей веры начинает усиленно использовать аристотелевскую философиюв области учения о бытии, познании и человеке. Наибольший вклад в дело использованияаристотелевской философии с целью усиления религиозной доктрины внес ФомаАквинский. На протяжении нескольких столетий Средневековья философияиспользовалась как «служанка теологии». Фома Аквинский писал, что«христианство как бы обращается к философии с тем, чтобы с помощьюпоследней сделать свое учение более доступным и понятным для верующих. Философияпризывается на службу вере с тем, чтобы представлять иобъяснятьрелигиозные истины в категориях разума, то есть в понятиях, разработанных философиейи доступных для понимания верующим» [4, 49]. Философия призвана такжеразумным путем опровергать время от времени появляющиеся ереси илиантихристианские идеи. Другого пути у церкви, кроме как использоватьфилософские знания для донесения до человеческого ума религиозных ценностей, вэто время, по существу, не имелось.
Исходя из этого можно сказать,что христианство, опираясь на свой статус государственной религии, используетфилософию для концептуального укрепления своего учения и его распространениясреди населения. Почти все философы в это время были еще и священнослужителями.Большинство из них обращались к философии, чтобы с ее помощью, опираясь начеловеческий разум, донести до сознания прихожан церковные истины. И тот факт,что одни и те же личности выступали в роли богословов, и в роли философовлишний раз подтверждает существование тесного единства между философией ирелигией в период Средневековья.
 2.3 Взаимоотношения религии и философии в эпохуВозрождения и Нового Времени
Новый характер взаимоотношениярелигии и философии получают в эпоху Возрождения. Традиционное религиозноевидение мира не только понемногу сдает позиции, но в рядах теологов начинаютпроявляться определенные расхождения как в интерпретации Священного Писания,так и в отношении религиозных культов. Вместе с тем, несмотря на эти изменения,религия продолжает оставаться самым влиятельным институтом в духовной жизниобщества.
Наиболее показательно новыйуровень взаимоотношения религиозного и философского мировоззрений проявился втворчестве Николая Кузанского. Кузанский был не только верующим, как и вседругие мыслители этого периода, но и занимал высокие иерархические должности. Важнейшееотличие философии Кузанского состояло в том, что учение о Боге он трактуетпантеистически, то есть как бы отождествляет Бога с природой. Бог у него — этополностью бесконечное существо, абсолют. В своих произведениях, и в частности,в «Ученом незнании» Кузанский нередко становится на позициюотождествления Бога с его творением. Пантеизм Кузанского четко проявляется вего космологии, согласно которой Бог выступает как актуальная, то естьсуществующая бесконечность, в то время как универсум (бытие) всегда чем-тоограничен и конкретен. В учении Кузанского вера продолжает доминировать, нотакже приоткрывается пространство для философского осмысления мира [4, 50].
Еще более решительный шаг в делеизменения представлений о мире, и в частности, об общественной жизни,государстве и человеке делает итальянский мыслитель Николо Макиавелли. Идеиитальянского мыслителя серьезно ослабляли позиции богословия и повышалисоциальное значение науки. Речь идет о решающей роли не веры, а интереса,выступавшего могущественным стимулом во всех проявлениях человеческойдеятельности, а создание государства, в действительности, есть результатчеловеческой деятельности, и Бог к этому не имеет никакого отношения.
Заметный вклад в ослаблениепозиции богословской доктрины и усиление позиций философии принадлежитрелигиозным движениям XV-XVIIвв., прокатившимся по Европе. Они ослабляли религиозную доктрину изнутри, темсамым понемногу освобождая пространство для философской трактовки мира.
Значительные изменения вовзаимоотношениях между религией и философией происходят в Новое время (конец XVI в. — середина XIX в). Начинаетсяэтот период с того, что философия постепенно подготавливает пространство длясамостоятельного существования, а заканчивается — серьезным ослаблением ролирелигии и доминированием светских учений, опирающихся на разум и опыт социально-политическойжизни общества. Такое изменение ситуации стало возможным главным образомблагодаря потребностям экономического развития, требовавшего эмпирическихданных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей. НаукаНового времени стремится к познанию действительности, опирающейся начувственные знания, ибо религиозная вера таких знаний не давала. Обращение кчувственному познанию ведет к небывалому до этого выявлению конкретных фактов вразличных областях человеческой деятельности. Однако характер философскогомышления определяется не только ориентацией на чувственное восприятие ипрактические результаты. Не меньшее значение имеет систематизация иклассификация открываемых явлений, способствующие развитию теоретическогомышления, которое, в свою очередь, стремится не только отыскатьпричинно-следственные связи, существующие между явлениями, но и создать наосновании полученных знаний новую картину мира и показать роль в нем человека иБога. Подобный подход полностью подрывал монополию богословия на объяснениепроисхождения мира и характера происходящих событий, открывал перед человекомновые пути его объяснения и познания, в том числе материалистические,совершенно невозможные в предшествующие столетия.
Первым мыслителем, заложившимсерьезные материалистические предпосылки для научного объяснения явлений мира,был английский философ Фрэнсис Бэкон. Прежде всего, Бэкон делает попыткурадикально изменить взгляд на философию, которую он рассматривает не каксозерцание мира, а как «науку о реальном мире, опирающуюся на опытноепознание» [4, 54]. В соответствии с этой посылкой, английский мыслительпредлагает по-новому определить место и роль науки, в том числе и философии, вжизни человека, которые сводятся к тому, что с помощью науки человек можетподчинить себе природу и использовать ее для своего благополучия. Бэконупринадлежат крылатые слова: «Знание — сила». Наконец, принципиальноважным для укрепления положений философии и усиления ее позиций в обществе сталпредложенный Бэконом индуктивный метод познаний, суть которого заключалась впостепенном обобщении фактов, наблюдаемых в опыте. Индуктивный метод включал всебя обязательное использование человеческого разума при анализе эмпирическихфактов. Путь к истине, по Бэкону, лежит через непрерывные и постепенныеобобщения частных фактов к более общим положениям, а от них — к общим аксиомам.Бэкон не отрицал религиозных догматов, но он утверждал за философией право насвою истину, а это поднимало философию на такую высоту, открывало перед философиейтакие возможности для развития, которые были немыслимы еще несколькодесятилетий назад [4, 54].
Огромная роль в утверждениипозиций философии в качестве познавательной дисциплины в общественной жизнипринадлежит французскому мыслителю Рене Декарту. Прежде всего он утвердил вправе на самостоятельное существование человеческое «Я», человеческоемышление, независимое ни от чего, в том числе от Бога. Отсюда знаменитоедекартовское изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую». Вобласти познания для Декарта исходным выступает мыслящее Я, то естьчеловеческое сознание. Ни Бог, ни вера, а человек, его мысль являетсяисточником и средством постижения знания [4, 55].
После Декарта философия нетолько уравнялась с богословием в правах на существование и объяснение мира, нои в определенной степени даже получила кое-какие преимущества в том, чтокасается роли человеческого ума в познании мира.
Новую страницу вовзаимоотношениях философии с религией открыли французскиемыслители-просветители XVIII века. Впервые в историиобщественно-политической мысли они сделали Бога, религию, церковные ритуалыобъектом критики, порой непоследовательной, но ставившей под сомнение праворелигии со всеми ее атрибутами на существование. Более того, богословиеобвинялось во всех земных грехах и, в частности, в том, что сдерживалообщественный прогресс, развитие человека и выступали сосредоточием зла на земле.У истоков радикальной критики религии и церкви стоял Жан Мелье, французскийфилософ-материалист, большую часть своей жизни проработавший священником всельской местности. Мелье решительно отвергает основные догматы католическойверы, значимость религиозного мировоззрения. Он критикует само содержаниеБиблии. Прежде всего он показал несостоятельность содержавшихся в ней сведенийо явлениях Бога людям. Что же касается божественных деяний, свидетельствующих омогуществе Христа, то Мелье увидел в них различные вариации мифов,существовавших до появления Библии. Не обошел он своим вниманием обещания ипророчества, заявленные в Ветхом и Новом Заветах, которые оказалисьнереализованными. Рассматривая учение церкви о сотворении мира Богом, Мельепоказывает, что имеется достаточно доказательств, которые не подтверждаютсуществование Бога. Творцом всего он считает природу. И вообще объяснение мираи всего в нем образующегося через всевозможные комбинации материи Мелье считаетболее разумным и естественным, чем идею сотворения мира Богом. Мелье отрицал нетолько христианство, но и право на существование других религий, поскольку«всякий культ и поклонение богам — это не только заблуждение, но такжезлоупотребление, обман и шарлатанство» [4, 56].
Антирелигиозная направленностьидей Милье получила дальнейшее развитие в трудах других французских мыслителей,в первую очередь Дени Дидрои Гольбаха. Французские философыпрежде всего подвергают сомнению само содержание Библии, ее божественность иделают попытку объяснить ее земное происхождение. Так, Дидро обращает вниманиена то, что в первые века существования христианской веры насчитывалось несколькодесятков евангелий, из которых в дальнейшем только сами богослужители отбросилипятьдесят шесть, как содержащие всякий вздор. Используя другие аргументы, Дидроутверждает, что составление и написание текста Священного Писания было деломрук человеческих, а не божественных. И вообще, по мнению Дидро, во всехрелигиях «от имени бога говорили всегда люди», у которых никтоникогда не видел божественных «вверительных грамот». Аналогичнуюпозицию по отношению к содержанию Библии и ее происхождению занимает Гольбах. Такжекак и Дидро, и Гольбах, подверг критике религиозную интерпретацию человеческойистории и Вольтер, называя ее абсурдной. «Как это собрание басен, которыетак…оскорбляют разум… могло быть встречно с доверием?» [8, 505].
Нетрудно сделать вывод, чтоподобные рассуждения и доказательства Дидро, Гольбаха, других мыслителей подрывалифундамент самой христианской веры, как и всякой другой религии. С этого моментарелигия начала постепенно сдавать свои доминирующие позиции практически во всехсферах духовной жизни, а философия получила статус самостоятельной инезависимой от религии науки.
 2.4 Религия и философия в XXвеке
Лишь в середине XX века обращение к религии ученых перестало связываться сатеистической традицией, с критикой религии. Более того, крупнейшие мыслители XX века рассматривали религию в качестве необходимогоэлемента культуры. И для скептиков, и для приверженцев религии стало ясно, чторелигия глубоко укоренена в культуре. Для О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокинараспространение религиозных взглядов в обществе было важным признакомсоциального здоровья. Для М. Вебера религия была фактором развития экономики.Т.Парсонс рассматривал религию как важный элемент социальной организации.К. Ясперсписал: «Отрыв культуры от ее религиозных основ не может остаться безроковых последствий. Подлинный культурный расцвет немыслим без духовной жизни»[6, 593]. С точки зрения социолога и философа Э. Дюркгейма, религия — это«социальный факт». Религия, как он показал в своей работе «Элементарныеформы религиозной жизни», объясняет не аномалии, а, наоборот, постоянное,регулярное. Священное — это всегда объект почитания, источник запрета, импульск принуждению. Священное — центральный образ религиозного сознания. «Религия,- пишет Дюркгейм, — это единая система верований и действий, относящихся ксвященным… вещам» [6, 593]. Для М. Веберасущность религиитрансцендентна, запредельна. В работе «Хозяйственная этика мировых религий»М. Вебер показал, как религиозная система ценностей влияет на реальную жизнь,во многом определяет направление развития целых народов. Буддизм, по егомнению, способствует формированию созерцательного отношения к миру, что визвестных условиях тормозит технологическое развитие. Христианство, особеннопротестантизм, ориентирует человека на преобразование мира. Установлениекапиталистических отношений в Европе во многом было подготовленораспространением протестантского мироощущения. Идея религиозного призвания (задачи,поставленной перед человеком самим Богом) служила опорой предпринимательскойдеятельности. Реализуя свое призвание, человек идет по пути религиозногоСпасения. Богу угодны не столько пост, уединенная молитва, удаление от мирскихдел, сколько активная профессиональная деятельность как реализация предназначениячеловека, реализация замысла Божьего. [6, 594].
В двадцатом веке возрос интереск изучению восточной философией, что в определенной мере связано с большимкругом проблем (космологических, гносеологических, нравственных, эстетических),содержащихся в ней. Философским анализом буддизма занимался академик ЩербатскойФ.И. и его школа. Ф.И. Щербатекой считал, что учение Будды — это «мировоззрениебез бога, психология без души, вечность элементов материи и духа, причинность,наследственность, жизненный процесс вместо бытия вещей, отрицание частнойсобственности, национальной ограниченности, всеобщее братство людей, движение ксовершенствованию» [6, 594].
Таким образом, мы видим, что вдвадцатом веке опять наблюдается поворот философии к религии. Религиястановится одной из основных тем внимания философов.
3. Перспективы дальнейшего сближения религии ифилософии
Религиозный опыт осуществляетсяв рамках человеческого самопонимания и понимания бытия. На протяжении многихтысячелетий люди пытаются понять самих себя и свою веру в Бога, задавая себевопрос «Что означает мое верование?» Кроме того, религия проявляетсяв человеческом языке, формах и категориях человеческой мысли. Это объясняет тотфакт, что религия изменяется вместе с историческими переменами в пониманиичеловека и бытия. Религия имеет человеческую историю, хотя Бог, как источникрелигиозного понимания, неизменен и пребывает над историей. Значит, возможенфилософский вопрос о религии, даже если то, о чем спрашивается, оказываетсясовершенно иным по отношению к философии. Религия старше философии и имеет своисобственные корни. Но при этом, в своих истоках религия осуществляется какчеловеческое событие, как форма человеческого существования. Всегда найдетсячеловек, который верит, молится, участвует в культе. Поэтому философия ирелигия постоянно вступают в контакт.
На протяжении многих вековпрослеживалась связь между религией и философией. Если в Средние века философияиспользовалась для доказательства бытия Божьего, рационального обоснованиярелигиозных догматов, то в последующие века ситуация постепенно менялась исегодня мы видим, что с помощью философских догм можно как доказатьсуществование Бога, так и опровергнуть этот факт.
На мой взгляд, дальнейшее тесноевзаимодействие религии и философии просто неизбежно в силу того, что вбольшинстве религиозных доктрин религиозное содержание подкрепляетсяфилософской аргументацией. Однако, в силу своего постоянного развития иусовершенствования аргументационного аппарата, я вижу расширение вопросоврелигии, рассматриваемых философией. Кроме рационального обоснования бытияБожьего, философия должна затронуть рациональное объяснение истоков конфликтоврелигий и их неизбежность, проблему верховенства одной из мировых религий надостальными, возможность мирного сосуществования различных конфессий и ряддругих вопросов. Не в полной мере охвачены философской аргументацией восточныерелигии, хотя в последние годы намечается поворот философии именно к этимтечениям. Недостаточно внимания уделено философскому объяснению роливзаимодействия различных религий в формировании мировой культуры. Неопределенноотношение философии религиозным войнам, в особенности к джихаду: критика илиаргументация необходимости. Круг необъясненного и непонятного в религиинеограничен лишь проблемой разумного доказательства существования мира Божьего.Он значительно шире. И многие из этих проблем до сих пор не были затронутыфилософами. В этой связи, возможности взаимодействия философии и религиибезграничны. Однако, я считаю что это взаимодействие не должно подразумеватьглавенствующую роль одного из мировоззрений. Философское мышление должно бытьсвободно от догм, оно предполагает беспощадный критический анализ всех, дажесамых, казалось бы очевидных утверждений, тогда как любая религия содержитдогматы, всякое сомнение в которых осуждается ею как грех. Именно поэтому,невозможно вытеснение религии философией или наоборот. В тоже самое время,одним из вопросов, достойным внимания философии, может стать проблема того, чтоверующий, становясь на путь философского мышления, в определенной степениотступает от религии и наоборот, философ, с самого начала исходящий изрелигиозных соображений, ограничивает свободу философского мышления. До техпор, пока существуют эти и другие вопросы, философия и религия будутразвиваться параллельно друг с другом, но в тоже время, в некоторой зависимостидруг от друга.
Заключение
Проблема отношений междурелигией и философией существует с тех пор, как существует сама философия. Философиякак форма рационального знания отлична от религиозного сознания. Она — формарефлексивного знания, она не догматична, внутренне критична. Вместе с тем всефилософы во все времена не могли обойти проблему бытия Бога, смерти илибессмертия человеческой души.
Дело в том, что всефилософские проблемы — проблема человека, границ его свободы, возможностей егопознания, проблема творчества, ценностей, наконец, само существование философиикак проблема находится в определенном отношении к проблеме существования Бога. Ибофилософия решает «предельные» вопросы человеческого бытия. Философиюинтересует не наша свобода, а возможность свободы вообще, абсолютная свобода в«чистом виде». То есть основанием всех форм человеческой деятельности,поскольку она отлична от природы, может выступать то запредельное природеоснование, которое в религии называется Богом. Для философии важна сама идеяБога как безусловный гносеологический, этический, эстетический идеал и,одновременно, основание, источник познания, нравственности, искусства.
В понимание религии каждыйфилософ вносил свой опыт, интуицию, культуру. Широко распространено сближениематериализма и атеизма, с одной стороны, идеализма и религии — с другой. Но егорешительно отвергают богословы. Бог как абсолютное бытие — это преодолениеограниченности материального и идеального. Для верующего обязательно настанетвремя, когда материальное наконец обновится, соединится с духовным, когдавозникнут новое небо и новая земля, где все будет пронизано Божеством.
Вопреки общепринятому мнению,религиозный человек не должен чуждаться сомнения. Но границы философскогосомнения и сомнения верующего — различны. Философ сомневается в самих основахсвоего существования. Предметом сомнения верующего является не Бог, а егособственное понимание Бога.
На протяжении всей историисуществования философии, вопросы ее взаимодействия с религий привлекаливнимание философов и богословов. Первостепенной проблемой, затрагиваемой впрошлом, была проблема доказательства бытия Божьего. В настоящее время этотвопрос отошел на второй план. Сегодня рассматриваются другие аспекты философиирелигии, такие как аргументация восточных религий, роли религии в развитиинауки, технического прогресса, философия религиозных конфликтов и ряд других.
Философия и религия идут разнымипутями, но реализуют одну человеческую потребность — закрепить себя в бытии. Богословы,говоря о религии, имеют в виду искание и осуществление контакта сосверхчувственным, высшей реальностью, протекающего в определенныхорганизационных рамках. Философы, говоря о религии, рассматривают ее какнеобходимую форму трансцендирования ценностей в символической форме веры вабсолютное бытие. Философы лишь задают общие контуры той реальности, с которойсвязано «подлинное» существование человека и при условии которойимеет смысл философия как форма теоретического знания.
Однако религия тесно сближаетсяс философией, как только ставится задача доказательства бытия Божьего,рационального обоснования религиозных догматов. Решение этой задачи есть ужедело не религии или философии самой по себе, а религиозной философии, строящейтеоретическую систему оснований, на которые опирается религиозное учение. Следовательно,верующий обращается к философии, когда старается обосновать свою веру. Норелигиозное учение от этого не превращается в философское, философскимоказывается не оно само, а его обоснование. Философия и религия могут вступатьв контакт. Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которыхрелигиозное содержание подкрепляется философской аргументацией. Но, разумеется,существует и множество философских учений, несовместимых с религией.
Список литературы
1. Бернацкий Г.Г., Кармин А.С. Философия. Спб.: Издательство ДНК, 2001. — 536 с.
2. Горелов А.А. Философия: Учеб. Пособие. — М.: Юрайт-М., 2001. — 384 с.
3. Философия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 584 с.
4. Философия: Учебник для ВУЗов/В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. — М. Высш. школа,2003. — 318 с.
5. Философия: Учеб. Пособие/ Лукашевич В.К., Белокурский В.М. и др.; Подред. Лукашевича В. К.2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: БГЭУ, 2002, 431 с.
6. Философия. Справочник студента/Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. — М.: Филологическоеобщество «Слово», 1999. — 672 с.
7. Философия: Учебник / Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. — 3-2 изд.,перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 828 с.
8. Философия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Никитич Л.А. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000. — 575 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.