Реферат по предмету "Философия"


Проблемы добра и зла, закона, грехопадения и спасения в средневековой философии

Проблемы добра и зла, закона, грехопадения и спасения всредневековой философии
Августин,будучи священником, оставил обширное теологическое наследие. Причем в своём творчествеон сумел дать оригинальные ответы на большинство вопросов христианскоговероучения, начиная с космологии и заканчивая устройством церковнойорганизации. Христианской основе своей философии Августин придавал большоезначение. Он осуществил то, чтотолько обозначено у его предшественников: сделал бога центром философскогомышления, его мировоззрение было теоцентрическим. При анализе любой проблемы онеё непременно «замыкает» на Бога. Общество, личность, космос – все они символизируютбога, вечного, всемогущего и всеблагого. Мысль Августина движется от бога к богу,к которому она прикована крепко накрепко. Вся философия Августинасосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеетзначение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя ни совершить, нипознать. Во всей природе ничего не может произойти без участиясверхъестественных сил. Мировоззрение Августина очень четко противостоялонатурализму. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение опревосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Бог является высшейсущностью, только его существование вытекает из собственного естества, всёостальное с необходимостью не существует. Он единственный существование,которого независимо, всё остальное существует лишь благодаря божественной воле.Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не толькосотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Августинотвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворённым, однажды,развивается сам.
Он занимается«судьбами всего» человечества, руководствуясь, однако, христианскимимифологическими представлениями, опирающимися на библейские материалы.Человечество происходит от одной пары прародителей и руководится богом. Понятиеистории у Августина является провиденциалистским. Именно Августин обосновал всвоём сочинении «О Граде божьем» необходимость церковной организации какпосредника между Богом и верующими. Он же провозгласил, что церковь являетсясамой высшей инстанцией в деле толкования божественной истины. А потомусодержание божественного откровения, доказывает Августин, нельзя искать всвященных текстах вне церковной опеки. Августин выдвигает мысль о единствечеловеческой божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимнонеразделимых сферах, содержанием которых является бой двух царств (градов) – божьегои земного. Дуализм бога и природы переносится, таким образом, и на общественноеразвитие. Божий град представляет меньшую часть человечества – это те, которыесвоим морально – религиозным поведением заслужили у бога спасение и милосердие;в земном граде, напротив, остаются люди самолюбивые, алчные, эгоисты, которыезабывают о боге. Божий град постепенно усиливается в общественно-историческомразвитии, в частности после прихода Иисуса. Главной предпосылкой принадлежностик граду божьему служат смирение и покорность, как перед богом, так и передцерковью. В своем изложении плана божьего предопределения Августин даетпериодизацию истории земных градов-обществ. Она основана на аналогии с шестьюднями творения, шестью развивающимися сферами человеческой жизни и шестьюэпохами, которые приведены в Ветхом завете. Это по своей сути эсхатологическаяконцепция; идея прогресса, которая в ней содержится, – религиозно-теологическая.
Церковь вистории занимает особое положение: она является обществом Христа, объединяет,согласно воле божьей, избранных, и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь являетсязримым представителем царства божьего на земле. Светский град и его государствотакже установлены богом, но они не имеют привилегированного положения, какцерковь, которая занимает высшее положение, и государство должно ей служить.Только при таких условиях возможно возникновение гармоничного общественногоорганизма. Понимание общества у Августина является теократическим.
Августинзаложил основы новой христианской философии. Он отбросил классический подходгреков, основанный на объективизме и интеллектуализме, его подход былинтроспективным, воле он приписывал первенство над разумом. Греки склонялись кфинализму и натурализму, Августин представлял бога как бесконечность, а мир – какпродукт сверхъестественной силы и творение милости. Интроспективная позицияпереходит в персонализм, бог – это прежде всего персона, сущностью которойявляется воля; этим самым философия Августина отворачивается от универсализмадревних. Она основана на доверии к силам воли, веры, любви и милости, но ни вкоем случае не к силам разума и доказательств.
Душу,Августин понимает чисто спиритуалистически. Душа как самобытная субстанция неможет быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального,имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего сбиологическими функциями. От тела душа отличается совершенством. У Августинавпервые было сказано, что это совершенство происходит от бога, что душа близкак богу и бессмертна.
Душу, мызнаем лучше, чем тело, знание о душе является определённым, о теле же наоборот.Более того, душа, а не тело познаёт бога, тело же препятствует познанию.Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлялчувственные наслаждения.
Но влияниеАвгустина на дальнейшее развитие философии определяется по большому счёту тем,что он вновь обращается к центральным проблемам античной философии, и, преждевсего к вопросу о свободе воли. В христианстве эта проблема обостряется темобстоятельством, что свобода воли человека противоречит догмату о всемогуществеБога, согласно которому всё происходит с его соизволения. Августин решает этупроблему, толкуя подлинную свободу как осознанное следование необходимости,которое состоит в служении Христу. Но человек, согласно Августину, может отклонятьсяот истинного пути, когда по своей собственной воле делает ложный выбор. Такимобразом, свобода воли, которой человека наделил Господь, способна привести егокак к подлинной свободе, так и к произволу. Последнее произошло с Адамом иЕвой, считает Августин, когда они впали в первородный грех. Адам как первыйчеловек родился свободным и безгрешным. У него была возможность следовать забожьей волей и достичь бессмертия. Однако люди в лице Адама, искушенногодьяволом, совершили грех. Поэтому все поколения людей не свободны, обремененыгрехом и смертью.
Оценка добраи зла в мире, их различие были наиболее проблематичными в философии Августина.С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым. С другойстороны, существование зла, несомненно. Августин исходил из того, что зло непринадлежит природе, но является продуктом свободного творчества. Бог создалприроду доброй, но отравила её злая воля. Зло не является чем-то, что абсолютнопротивоположно добру, оно есть лишь недостаток добра. Нет абсолютного зла, лишьдобро абсолютно. Зло возникает там, где ничто не делается хорошо, зло – этоотвращение от высших целей, это либо гордыня, либо вожделенность. Гордыняпроистекает из стремления обойтись без бога, вожделенность – из страстей,направленных на преходящие вещи. Так же Августин считал, что зло не нарушаетгармонии мира, но необходимо для неё. Наказание грешников так же непротиворечит этой гармонии, как и вознаграждение святых. Августин, такимобразом, не отрицает наличия зла в мире, однако понимает его чисто негативно,как отсутствие добра. Августин приписывал злу другое происхождение, чем добру.Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же проистекает отбога, продукт божьей милости. Человек отвечает за зло, но не за добро. Августинутверждал, что тело не является злом, ибо происходит от бога, но в телесныхжеланиях видел источник зла.
Возможностьпроизвола Августин связывает с наличием зла, которое, несмотря на его роль внашем мире, самостоятельной основы и питающего его источника не имеет. Зло поубеждению Августина, является отсутствием или неполнотой добра, нарушениемустановленного богом порядка. Физическое зло выглядит как порок, а нравственноезло имеет форму греха. Но во всех проявлениях оно проистекает из того, что Богтворил мир «из ничего», то есть из небытия. А потому без постоянной опеки состороны Всевышнего все им сотворённое, включая человека и ангелов, один изкоторых, как известно, пал и стал Сатаной, имеет тенденцию к разрушению, тоесть к возвращению в небытие.
Следующийаргумент теодицеи Августина состоит в том, что зло не нарушает гармонии мира,но необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит этойгармонии, как и вознаграждение святых. Августин, таким образом, не отрицаетналичия зла в мире, однако понимает его чисто негативно, как отсутствие добра. ЭтикеАвгустина присуще то, что он приписывал злу другое происхождение, чем добру.Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же проистекает отбога, продукт божьей милости. Человек отвечает за зло, но не за добро. Поповоду понятия любви Августин остро полемизировал с бриттским монахом Пелагием.Это был спор между представителями иррационалистической и рационалистическойточек зрения в вопросах христианской этики. Пелагий исходил из античногорационализма и учил, что первородного греха не существует. Человек рождаетсясвободным от грехов, он сам, без помощи церкви должен заботиться о своемблаженстве. Пелагиевский отказ от понимания человека как слепого орудия богапредставлял прямую атаку на идеологические принципы христианской церкви.Августин, выступая против концепции Пелагия о необремененности человекапервородным грехом, развивает учение о предопределенности. Согласно этомуучению, Адам как первый человек родился свободным и безгрешным. У него былавозможность следовать за божьей волей и достичь бессмертия. Однако люди в лицеАдама, искушенного дьяволом, совершили грех. Поэтому все поколения людей несвободны, обременены грехом и смертью, которая, по апостолу Павлу, естьвозмездие за грехи.
Исходя изэтого, Августин настаивает на предопределении Богом судьбы каждой вещи икаждого человека. Тем более, что после грехопадения Адама и Евы Бог былвынужден лишить людей, как и других природных существ, вечной жизни. Вместе счеловеком, доказывает Августин, от Бога отпала и природа, которая изначальнобыла дарована человеку. Но Бог не только всемогущ, но и воплощает в себеАбсолютное Благо, а потому пожертвовал своим сыном для того, чтобы часть людейсмогла вернуться к вечной жизни. Так Августином обосновывается наличиеблагодати, вследствие которой некоторые люди оказываются, спасены ипредуготовлены к вечной жизни с момента своего рождения. Что же касается другихлюдей, то они изначально обречены на адские муки, хотя никто из ныне живущих незнает своей судьбы, а потому субъективно, считает Августин, все находятся вситуации выбора и способны принимать произвольные решения.
Изначальноепредопределение людей к греху и праведности – это очень спорный момент в ученииАвгустина. Ведь в результате оказываются бессмысленными усилия верующих и самойцеркви, призывающей к служению Богу и к добрым делам во имя спасения своей души.В дальнейшем этот момент в учении Августина церковью был смягчен.
Подлинноебытиё – Бог абсолютно совершенен, его достоинства не могут прирастать илиубывать. Бог вечен. «Нет времени вечного, как Ты, ибо Ты пребываешь, а если бывремя пребывало, оно не было бы временем». По Августину, Бог не истекает вовне. Он есть творец всего. Божественная сущность присуща только Богу. Людям предоставляетсявозможность любить Бога и стремиться к нему. Наличие у человека свободной волиобъясняет существования зла в мире, воля Бога направляет человека к добру.Грешит же человек посредством своей свободной воли. Смыслом человеческой жизниявляется счастье, приобщение к божественному. Успеха в этом деле достигает лишьтот, кто умеет соизмерять чувства, волю, разум, кто обладает соответствующимидобродетелями, из которых наивысшая – справедливость. Его главная добродетель –любовь к Богу. Любящие Бога образуют божий град, который противостоит земному.В соответствии с шестью днями творения Августин выделял шесть возрастовчеловечества: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст,старость. Второе пришествие Христа должно ознаменовать собой конец градаземного.
В отличие отскептиков Августин разделял представление о том, что познание возможно. Онискал такой способ познания, который не подвержен заблуждениям, пыталсяустановить определенную надежную точку как исходный путь познания. Единственныйспособ преодоления скептицизма, по его мнению, состоит в отбрасываниипредпосылки, что чувственное познание может нас привести к истине. Стоять напозициях чувственного познания – значит укреплять скептицизм.
Августиннаходит еще один пункт, подтверждающий возможность познания. В подходескептиков к миру, в самом сомнении он видит определенность, достоверностьсознания, ибо можно сомневаться во всем, но не в том, что мы сомневаемся. Этосознание сомнения при познании является непоколебимой истиной.
Сознаниечеловека, его душа являются устойчивым пунктом в постоянно меняющемся,неспокойном мире. Когда человек погрузится в познание своей души, он найдет тамсодержание, которое не зависит от окружающего мира. Это лишь видимость, чтолюди черпают свои знания из окружающего мира, в действительности они находят ихв глубинах собственного духа. Сущность теории познания Августина – априорность;творцом всех идей и понятий является бог. Человеческое познание о вечных инеизменных идеях убеждает человека, что их источником может быть лишь абсолютвечный и надвременный, бестелесный бог. Человек не может быть творцом, он лишьвоспринимает божественные идеи.
Истину о богене может познать разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму.Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры ипознания. При этом он стремился не возвысить разум, но лишь его дополнить. Вераи разум взаимно дополняют друг друга: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобыразуметь». Философия Августина отвергает концепцию автономного положения науки,где разум является единственным средством и мерой истины. Это пониманиесоответствует духу христианства, и на этой основе могла строиться последующаяфаза – схоластика. Характерной чертой понимания Августином процесса познанияявляется христианский мистицизм. Главным предметом философского исследованиябыли бог и человеческая душа. Преобладание в сфере познания иррациональноволевых факторов над рационально-логическими выражает одновременно иАвгустиново первенство веры над разумом. Не самостоятельность человеческогоразума, а откровения религиозных догматов являются авторитетом. Вера в бога – исходноечеловеческого познания. Тезис о первенстве веры над разумом не был новым вхристианской философии. В отличие от предшествующих «отцов церкви», которыевидели источник веры лишь в Библии, Августин провозгласил наивысшимавторитетным источником веры церковь как единственную непогрешимую, последнююинстанцию всякой истины. Это воззрение соответствовало тогдашней ситуации. Церковьв западной части Римской империи становилась идеологически и организационносильным централизованным институтом.
ВкладАвгустина состоял также в том, что попытался обосновать первенство веры надразумом. Все человеческое познание имеет два источника, утверждал он. Первымявляется опыт, чувственный контакт с вещами окружающего мира. Его границейслужат рамки явления, преступить которые невозможно. Другой источник, болеебогатый и значительный, заключен в приобретении знания от других людей. Этоопосредованное познание и есть вера.
Августинсмешивает веру вообще и религиозную веру, освященную авторитетом церкви. Однаковера, которая опирается на опыт, в целом совсем иная, она имеет другую суть ихарактер, чем религиозная вера, исходящая из «истин» Священного писания.
Дуалистическоепонимание бога и мира выступает, прежде всего, как противоположность междувечным и неизменным духовным бытием бога и постоянной изменчивостью и гибельюединичных вещей и явлений. Исследование этой противоположности вело Авустина кпроблематике времени. В рамках общего теологического решения этого вопросаотдельные ответы интересны и с философской точки зрения. Августин отвергаетвзгляды тех античных философов, которые время ставили в зависимость от движениянебесных тел: ведь и они созданы богом. Согласно его пониманию, время являетсямерой движения и изменений, присущих всем «сотворенным» конкретным вещам. Передсотворением мира время не существовало, но оно проявляется как следствиебожественного творения и одновременно с последним. Меру же изменений вещам далбог. Августин попытался объяснить такие основные категории времени, какнастоящее, прошлое, будущее. Ни прошлое, ни будущее не имеют действительнойориентации, она присуща лишь настоящему, посредством которого нечто может мыслитьсякак прошлое или будущее. Прошлое связано с человеческой памятью, будущеезаключено в надежде. Приведение как будущего, так и прошлого к настоящемудоказывает божественную, совершенную абсолютность. В боге раз и навсегдасоединены настоящее с прошлым и будущим. Августиново пониманиепротивоположности абсолютной вечности бога и реальной изменчивостиматериального и человеческого мира стало одной из основ христианскогомировоззрения.
Социально-политическаядоктрина Августина основана на идее неравенства, которую он отстаивает каквечный и неизменный принцип общественной жизни. Неравенство является сторонойиерархической структуры общественного организма, созданного богом. Земнаяиерархия – отражение иерархии небесной, «монархом» которой является бог. Пытаясьпредотвратить обращение народных масс к еретическим учениям, Августин ссылаетсяи на христианскую идею равенства всех людей перед богом – все люди происходятот одного праотца. Августин обращается и к общественно-историческому процессу.Некоторые историки даже говорили о нем как об одном из первых «философовистории». Стимулом его интереса к этой проблематике было разграбление «вечногогорода» в 410 г. готскими войсками, возглавляемыми королем Аларихом. Этособытие интерпретировалось многими современниками по-разному. Одни объяснялиего как месть старых римских богов римлянам за то, что они перешли вхристианство. Другие утверждали, что падение Рима возглашает конец человеческойистории, который наступает вследствие греховного перехода от первоначальногодемократического христианства к государственному. Августин опровергает обе этиинтерпретации. В философии истории он выступает против как языческихрелигиозных представлений, так и нерелигиозных этических и философских концепций.Языческих богов он отвергает как бессильных демонов, порожденных поэтическойфантазией. Им он противопоставляет единого и всемогущего бога. О философииистории у Августина можно говорить лишь условно.

Заключение
Прежде всего,выяснилось, что во всей античной культуре нет такой силы, реальной илигипнотической, которая сострадала бы каждому отдельному человеку в столь жебезмерной степени, как Христос. Ведь очевидно, что подлинный заступник каждого– Христос. Кто этого не понимает, считали христиане, тот безмерно снижаетпотенциал своего существования, своей человечности, ему закрыт путь к спасениюот земных бед и искушений.
Христианин,по определению, верит в единого всемогущего Бога, создателя мира. Христоспризнаётся сыном Бога-Отца, но несотворённым, а единосущным с ним. Христианинверит также в Дух Святой, исходящий от Бога-Отца. Христос сошёл на Землюпосредством Святого Духа ради спасения людей.
Различныестремления иерархического христианства, библейские и церковные мысли,религиозный и церковный дух, рационализм и мистицизм, верность порядку и любвивсе переплеталось в творчестве Августина. Августин имел много последователей.

Список литературы
 
1.  Богута И.И. пер. счеш. / История философии в кратком изложении/ Пер с чеш. И.И. Богута – М.:Мысль, 1991.-590 с.
2.  Голобанов В.Г. Краткаяистория философии. Под общ. ред. В.Г. Голобонова. – М.: Олимп;Издательство АСТ, 1997.-576 с.
3.  Трахтанберг О.В./ Очеркипо истории западноевропейской средневековой философии / О.В. Трахтенбег. М.,1957. – 255 с.
4.  Штейнер Рудольф/ Мистериидревности и христианство/ Рудольф Штейнер. – Московский филиал СП «Интербук»,1991. – 123 с.
5.  Аврелий Августин/ Исповедь/ Августин Аврелий. Пер. с латин. М.Е. Сергиенко. – М.: Канон+,Реабилитация, 2000. – 463 с.
6.  Неретина С.С. под.ред./ Антологии средневековой мысли: Теология и философия европейскогоСредневековья: В 2 т. т. 1 / Под ред. С.С. Неретиной. – СПб.:РХГИ, 2001.-539 с.
7.  Неретина С.С. под.ред. Антологии средневековой мысли: Теология и философия европейскогоСредневековья: В 2 т. т. 2 / Под ред. С.С. Неретиной. – СПб.:РХГИ, 2002. — 635 с.
8.  Нарский И.С./ Западноевропейскаяфилософия 17 века./И.С. Нарский. – М.: «Высшая школа», 1974. – 383 с.
9.  Соколов В.В./ Европейскаяфилософия 15 – 17 веков / В.В. Соколов. – М.: «Высшая школа», 1984. – 448 с.
10. Августин Блаженный/ Творения: Т.3: о градеБожьем./ Августин Блаженный. – СПб.: Киев: Алетея: УЦИММ – Пресо, 1998. – 595 с.
11. Августин Блаженный/ Творения: Т. 4: ограде Божьем./ Августин Блаженный. – СПб.: Киев: Алетея: УЦИММ – Пресо, 1998. –586 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.