Реферат по предмету "Философия"


Проблема сознания

Введение
Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных. Перед взоромчеловека предстаёт мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, ихсвойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайну мироздания,объяснить причины своих переживаний, вызванных с встречей с красотой или,наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истокисвоих мыслей и т. д. Но все процедуры данности нам мира и переживаний, чувстваи мыслей проходят через то, что называется сознанием. Сознание есть тонеуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира,оно входит обязательной «добавкой» во всё, что мы воспринимаем как данность.Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, простопереживать, чувствовать, воспринимать: необходимо какие-то дополнительные акты,с помощью которых я не просто мыслю, а «я мыслю, что я мыслю», я не простопереживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, но «язнаю, что я знаю» и т. д. Сознание предполагает умение человека направлять своёвнимание внутрь себя и одновременно с этим обнаруживать характеристики мира,возникшие как результат отношения к миру.
Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку,в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенносвязывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что онпочувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяю сознание как чудоиз чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознаниион дан себе как «я», устремлённое к вершинам духовного бытия, возвышенной любвии дружбы, сострадания и радости и т.д.
Известный философ Э. В. Ильенков писал, что сознание – двуликаяспособность человека. С одной стороны, оно чудо из чудес, великий благостныйдар человеку, ибо только в сознании человек видит себя как личность,индивидуальность, достигает вершин духовного бытия, возвышенной дружбы, любвисострадания и т. д.
С другой стороны, сознание — тяжёлый крест, ибо только в нём дана всяболь мира и без сознания человек был бы счастливее. Не случайно, чтобы унятьболь (душевную или физическую), отключают на какое-то время сознание с помощьюнаркотиков, алкоголя и т. д. Именно потому, что у человека есть сознание, онспособен к душевным страданиям; самоубийство – чисто человеческий акт: животныене обладая сознанием, не знают и самоубийства.
Многогранность сознания делает его объектом изучения мн6ожества наук,среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика,юриспспруденция, психиатрия.
Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудомподдаётся общесистемному определению и любое его определение, если неоговаривать специального назначения этого определения, оказывается неполным,односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попытке егозаменить или дополнить.

1.Сущность сознания
Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты егосуществования в мире, и поэтому оно является одним из самых древних и важнейшихв философии.
Сознание — это философское понятие для обозначения и исследования всехформ проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека.
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,многоаспектно. Представления о нём весьма различны, зависят от разнообразияжизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой еготрактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявленияопределяется во многом культурными традициями людей, их религиозной,общественной организацией. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе,могло не признаваться в качестве таковой в другой.
Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно несуществует как отдельный предмет или вещь. Нам всё дано благодаря сознанию: ононепременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенноприводит в связь, в соотнесении наши ощущения, восприятия, мысли, чувства,причём без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание нельзя«вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне её оно не существует.
Для решения вопроса о сущности сознания («Что это такое?») философияввела в оборот понятие отражения. Оно помогает объяснить, как материянеощущающая и неодушевлённая (бездуховная) стала со временем материей ощущающейи одушевлённой (одухотворённой). Понятие отражения, таким образом, есть ключ крешению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержания,форм проявления и функций.
Отражение представляет собой свойство материальных предметов, заключающиесяв их способности воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешниепризнаки, внутреннее строение и содержание других предметов, сохранять в себеэти отпечатки (копии).
Отражение — это воспроизведение в себе других предметов (как,например, в зеркале). Оно проявляется только в ходе взаимодействия(взаимного воздействия, влияние друг на друга) материальных предметов.
По мере эволюции материального мира сформировался целый спектр формотражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности испецифическими особенностями, выполняемым функциям.
Отражение существует в неживой природе. Здесь оно носит пассивныйхарактер и проявляется в виде изменений механических, физических и химическихсвойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Иначе говоря, навзаимодействующих предметах остаются следы друг друга. Напротив, отражение вживой природе обрело активный, а со временем – избирательный и даже целенаправленныйхарактер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире,но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду своегообитания. Расположим формы отражения в порядке их усложнения и дадим им краткуюхарактеристику.
· Элементарное (механическое, физическое, химическое)отражение существует в неорганическом мире. Это, например, следы животных наснегу, нагревание электропроводника и его свечение, фотография)
· Раздражимость как форма биологического отражения возниклавместе с появлением жизни в её простых формах на уровне растений и одноклеточныхживотных. Известно, например, что головке подсолнуха свойственноориентироваться на солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлениемтемноты. В названых случаях уже имеет место простейшая активность, внутреннеевозбуждение как реакция на внешний раздражитель. На основе этих предпосылок уживотных развилась чувствительность как способность ощущать окружающиймир. Вот почему можно сказать, что раздражимость – это подход и переход кпсихике как качественно иной форме отражения материального мира.
· Психическое отражение (психика) сформировалось вместе споявлением центральной нервной системы и мозга как её отдела, с помощью которыхи происходит это отражение. Здесь особую роль играетощущение, котороепозволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важныедля существования животных – форму, цвет, запах и другие. Ощущения возникают спомощью специальных органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психическогоотражения – восприятие и представление. С их помощью психика ужеспособна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этотобраз в памяти.
В рамках психического отражения возникает и так называемое опережающееотражение – способность предвосхитить, предугадать будущее на основеотражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так, животные умеютпредчувствовать грядущие события – наступление холода, приближениеземлетрясения. У человека это проявляется в форме гаданий и прогнозов,фантазий, «вещих» (пророческих) снов. Опережающее отражение даёт возможностьосуществлять целеполагание вырабатывать программы своей деятельности видетьто, что ещё как бы закрыто временем, но уже нарождается.
Что касается значения отражения, то оно состоит, прежде всего, в том, чтоданное явление и процесс представляет собой способ, механизм для получениясохранения и передачи информации, а также энергии от одних предметов к другим.
Сознание – это форма психического отражения, присущая человеку каксоциокультурному существу.
Можно также говорить, что сознание является свойством функционирующегомозга, которое заключается в эмоционально-волевом и чувственно-рациональномотражении объективной действительности. Это отражение носит активный, целенаправленный,обобщённый и оценочный характер, представляя собой единство «мирочувствия» и«миропонимания». В своей действительности сознание выступает как поток образоввнешнего мира, существующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихсянеобходимым условием его предметно-практической деятельности. Значение этихобразов состоит в том, что они выступают как символы (знаки), которые несут всебе информацию об отражаемых предметах, их смысл. (иногда говорят, чтосознание – это ясная, видимая сторона человеческой души, под которой понимаетсявся совокупность психических процессов и состояний. Однако понятие «душа»шире понятия «сознание». Например, чувства – это состояние души. Их нельзяотождествлять с сознанием.) Сознание, как было сказано выше, есть человеческийспособ отражения, основанный на целенаправленном и систематическом получении,осмыслении и применении разнообразных сведений о мире. Источниками сознанияявляются окружающий человека мир (природные процессы и явления, социокультурнаясреда), собственный духовный опыт, а также деятельность мозга.
К сказанному выше о природе и сущности сознания добавим, что оно являетсясубъективным образом объективного мира, достоянием мыслящего индивида.Прежде всего, сознание человека предполагает наличие понятийного мышления.Оно представляет собой активное опосредованное и обобщённое (абстрактное)отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторонах, свойствах ивзаимосвязях предметов этого мира. Это логический процесс, содержание которогоявляется движение мысли к объекту, и от него – к истине о нём.
Благодаря сознанию человек достигает своих целей «сознательно», т.е. спомощью знаний о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь нетолько мысленный образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мерепомогает ему уберечься от действий вслепую, методом «проб и ошибок». К. Маркс всвоей работе «Капитал» писал об этом следующее: «Паук совершает операции,напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляетнекоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы ссамого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он ужепостроил её в своей голове.
В отличие от животных, у человека меняется сам характер отражения. Так,очевидно, что психика животных ориентирована на обеспечение приспособительнойдеятельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человеканацелено, преимущественно, на обслуживание преобразовательнойдеятельности. Из науки же известно, что характер деятельности определят ихарактер отражения. Учитывая предметно-практический характер деятельностичеловека, принято считать, что его сознание носит активный и творческийхарактер. Отражая окружающую действительность, оно открывает в ней нетолько то, что есть, но и формулирует то, что человеку надо, кчему он стремится в своей жизни. Поэтому можно сказать, что сознаниенепосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком.
Итак, под сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшаяформа психического отражения действительности общественно развитым человеком.Оно представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которойзаключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся вречевом (или вообще в символической) форме активном отражении иконструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании вновьпоступающих впечатлений с прежним опытом, в выделении человеком себя изокружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту.
Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, вобеспечении целеполагающей деятельности – в предварительном мысленномпостроении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных исоциальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет как в том,что происходит в окружающем материальном мире, так и в своём собственном миредуховном.
Из отмеченных характерных признаков сознания вытекает следующееопределение сознания: « Сознание – это высшая, свойственная толькочеловеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном,оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческомпреобразовании действительности, в предварительном мысленном построениидействий и предвидении их результатов, в разумном регулировании исамоконтролировании поведения человека»
 
2. Структура сознания
 
Проблема структуры сознания встала в последнее время в связи синтенсивным проникновением системно-структурного метода в различные областизнания. И хотя в 20 в. стало модно говорить о сознании как о чём-тонеопределимом, тот же 20 в. распространил системно-структурный анализ на языкознание,культурологию, этнографию, социалогоию. Захватил он и такую сложнуюисследовательскую область, как человеческое сознание. Любая структура предполагаетналичие элементов, их взаимодействие, соподчинение и иерархию. Структура (отлат. – строение, расположение, порядок) выражает совокупность устойчивых связейобъекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе приразличных внешних и внутренних изменениях.
Применение системно-структурного метода к анализу сознания и изучение егоструктуры вовсе не означает, что сознание трактуется как устройство, состоящееиз «кирпичиков и цемента». Эмпирически сознание предстаёт как непрерывно меняющаясясовокупность чувственных и умственных образов. Сознание – это особого родацелостность, где в постоянном потоке психических явлений возникают и проносятсяединичные состояния, образы, мысли, интересы, мелькают случайные и глубокиевпечатления. Они предстают перед субъектом в его « внутреннем опыте» ипредвосхищают деятельность. Вместе с тем в этом постоянно меняющемся содержаниисохраняется нечто устойчивое и инвариантное, что позволяет говорить об общемстрое сознания как личности, так и общества. Признаками сознания считаетсяразумная мотивированность, предвидение личных и социальных последствийдействий, способность к самоконтролю. Сознание характеризуется активностью,интенциональностью (направленностью на предмет), обращённостью к рефлексии и самонаблюдению,целесообразностью, мотивационно-ценностной ориентацией и различными уровнямиясности. Сознание может быть максимально концентрированным и резко рассеянным.Можно говорить о ясном, а также о сумеречном сознании.
Когда исследователи приступают к изучению структуры сознания, они всегдасталкиваются с парадоксальной ситуацией. Сознание какчувственно-сверхчувственный объект отчётливо обнаруживает себя, но тем не менееускользает от непосредственного анализа. С одной стороны, сознание немыслимовне своего материального субстрата – головного мозга и материи, отражениекоторой является содержанием сознания. С другой стороны, сознание несводимо ник самому субстрату – головному мозгу, ни к материи. Даже самый искусныйанатом, проследив нерв до мозжечка, не может приблизиться к первоначалу,дающему чувства и мысль.
Структура сознания может быть понятна как диалектическое единство «Я» и«не-Я». В качестве последнего выступает бытие, внешняя действительностьобъективной реальности, собственное тело, собственное «Я», другое «Я» — «Ты».Обычно принято начинать характеристику структуры сознания со стороны «Я». Вкачестве основных элементов сознания выделяют: ощущение, восприятие,представление, память, мышление, эмоции, волю. Но ни один названный компонентне может быть значим сам по себе. Он приобретает роль необходимого структурногоэлемента сознания лишь в реально функционирующем сознании. Ощущения, оторванныеот последующих форм сознания, теряют свой познавательный смысл. Изоляцияощущений от мышления, воли от чувств неправомерна. Уже Гегель считалнесправедливым утверждение, что ум и воля совершенно независимы друг от друга ичто ум может действовать, не желая, а воля может обходиться без ума. Сознание –это такая динамичная система, где всякий психический акт соотнесён ивзаимосвязан как с другими актами, так и с внешним внеположенным бытиём.
Анализ структуры сознания позволяет выявить ощущение, как наиболееэлементарное, далее не разложимое и не имеющее структуры познавательноеявление. Ощущение – это мостик, который связывает человека и окружающую егодействительность. « Иначе, чем через ощущение мы ни о каких формах вещества, нио каких формах движения ничего узнать не можем» (Ленин).Ощущение – этоотражение отдельных свойств предметов объективного мира во время ихнепосредственного воздействия на органы чувств. Информационно-пропускнаяспособность органов чувств человека распределена так: самый большой объёминформации связан со зрением, затем идёт осязание, слух, вкус, обоняние.
Целостный образ, отражающий непосредственно воздействие на органы чувствединичных предметов, называется восприятием. Восприятие – этоструктурный образ, состоящий из комплекса ощущений. В понимании природывосприятия большое место отводится двигательным процессам. Имеется в видудвижение руки, ощупывающей предмет, движение глаз, прослеживающих видимыйконтур, напряжение мышц гортани, воспроизводящей слышимый звук. Другойхарактеристикой восприятия является интенция – направленность на какую-либоситуацию, что обеспечивает возможность субъективных трансформаций образа сцелью приведения его к виду, годному для принятия решений.
Когда процесс непосредственного воздействия на органы чувствпрекращается, образ предмета не исчезает бесследно, он хранится в памяти. Память– это структурный компонент сознания, который связан с механизмамизапечатления, сохранения, воспроизведения и переработки поступающей в мозгинформации. Различают многие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную,словеснологическую, а также долговременную и кратковременную. Многие наблюденияговорят об отсутствии жёсткой связи между повторением и долговременной памятью.Долговременная память во многом зависит от мотивационной сферы человека.
В результате сохранения памятью внешних воздействий возникает представление.Представления – это образы тех предметов, которые когда-товоздействовали на органы чувств человека, а потом восстановились посохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов, а также образы,созданные усилиями продуктивного воображения. Представление существует в двухформах: в виде воспоминаний и в образах воображения. Если восприятия относяттолько к настоящему, то представление и к прошлому, и к будущему. Представлениеотличаются от восприятия меньшей степенью ясности и отчётливости.
Важнейшим элементом сознания и высшей его формой является мышление,этакий вожатый по лабиринту бытия. Мышление связано с целенаправленным,обобщённым и опосредованным отражением человеком действительности. Мышление –это организованный поисковый процесс. Он отличается от хаотической игрыассоциаций и предполагает движение по логике предмета. На вопрос: «Можно лижить без мышления?» — Локк отвечал положительно, утверждая, что есть люди,которые большую часть жизни проводят без мышления.
Раскрытие мыслью глубинных, сущностных связей неизбежно выводит запределы чувственной достоверности, поэтому при характеристике деятельностимышления прибегают к его понятийной форме. Мышление может быть рефлектирующим инерефлектирующим. Рефлексия – от лат. Обращение назад. Рефлектировать –значит устремлять свои помыслы на понимание самого себя и на то, как другиезнают и понимают. Можно сказать, что рефлектирующий стремиться достичьлогического содержания, обладающего статусом всеобщности и необходимости.Рефлексия позволяет тогда, когда субъект пытается развернуть любую мысль вформе понятия, т.е. освоить её как категориально.
Открытие функциональной асимметрии мозга показало, что информационныепроцессы в двух полушариях головного мозга протекают по-разному. На первыхпорах разница между функциями полушарий упрощённо трактовалась каксоответствующая двум типам мышления: «Левополушарное», ответственное залогику, и «Правополушарное» — за художественную образность. В настоящеевремя очевидно, что разница состоит в другом. И левое, и правое полушариеспособны воспринимать и перерабатывать информацию, представленную как всловесно-знаковой, так и в образной форме. Основное различие сводится к тому,что левополушарное мышление так организует любой материал, что создаётоднозначный контекст. Правополушарное мышление формирует многозначный контекст,который не считывается всеми участниками коммуникации одинаково и не поддаётсяисчерпывающей интерпретации. Таким образом, различие между правополушарным илевополушарным мышлением – это различие между двумя стратегиями переработкиинформации, противоположными способами организации контекстуальных связей еёэлементов.
Когда человек рефлектирует, получает информацию и усваивает её, он всегдачувствует и переживает. «Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и бытьне может человеческого искания истины» (Ленин). Заметим также, что нарушениесознания в первую очередь начинается с расстройства именно эмоциональной сферы,потом нарушается строй мышления, затем самосознание и далее идет процессглубинного всеобщего распада сознания. Эмоции органично включены вструктуру сознания. Они носят глубоко личностных характер. Сильные эмоции могутвызвать даже психосоматические симптомы – головную боль, заикание, мышечнуюболь, язвы, кожные болезни. Объект, который воспринимается как смертельный,может вызвать даже такую реакцию, как рвота. Всё это подчеркивает огромную рольэмоций в структуре сознания.
Названные элементы сознания для своей актуализации требуют обязательноговыполнения одного условия: субъектом, обладающим сознанием, может стать лишьиндивид, включенный в социальную практику. Иными словами, указанные элементыструктуры сознания составляют целостность, т.е. сознание в полном смысле словасуществует лишь при включении субъекта в мир социальных отношений.Следовательно, кроме нормального функционирующего субстрата – головного мозганеобходимо предметно-практические взаимодействия с миром (во-первых),коллективное деятельностное общение (во-вторых), совокупный потециал культурыкак прошлый труд (в-третьих).
Когда рассматривается понятие «сознание», то первое, на что принятообращать внимание, это на характеристику как совместно полученного знания –«со-знания». Поэтому в структуре сознания следует выделять когнитивные пласты,связанные с познавательным отношением к миру. Когнитивный пласт сознаниясориентирован на получение знания и, таким образом, предполагает стремление кистине. Вместе с тем в структуре сознания есть и такие пласты, которые не имеютотношение к знанию. Это вера, надежда, любовь, радость, огорчение и пр. Все этиментальные состояния есть переживания, и тяготеют они к оценочнымрегулятивам. Вся жизнедеятельность человека проникнута сложной тканьючеловеческих переживаний. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейнподчёркивал, что сознание есть единство знания о действительности и переживанияотношения к данной действительности. Именно это и обеспечивает взаимосвязькогнитивного и ментального начал.
Сознание – это не сумма множества составляющих его элементов, а ихинтегральное, сложно-структурированное целое.
3. Сверхсознание (самосознание) и бессознательное
 
Интерес человека к себе и своему «Я» — исконный и вполне понятный.Осознание человеком своего облика, своих стремлений, мотивов поведения иидеалов, целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего идействующего существа связана с такой характеристикой структуры сознания, как самосознание.Человек не только есть сам в себе, но есть и для себя, что проявляется вобращённости на самого себя: он осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Онотдаёт себе отчёт в том что делает, думает, чувствует. Он осознаёт себя какличность. Самосознание предполагает выделение и отличие человека самого себя,своего Я от всего, что его окружает. Уже Платон отмечал, что деятельность души– не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характербеседы с самой собой. Размышляя, душа «ничего иного не делает, какразговаривает, спрашивает сама себя, отвечая, утверждая или отрицая».Самосознание характеризуется как стремление к осознаванию собственного «Я».Последнее же зачастую принимается за иерархическую вершину в развитии всехспособностей и психического аппарата человека.
Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей,мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формированиисамосознания существенную роль играют ощущение человеком своего собственноготела, движений действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействиис другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Можносказать, что самосознание диалогично. «Лишь отнесясь к человеку Павлу, как ксебе подобному, человек Петр начинает относится к самому себе, как к человеку»(Маркс К.). Самоотражение приобретает развитую форму самосознания через феномендругого сознания. Общественная обусловленность формирования самосознаниязаключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в ихоценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемыхк отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человекосознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную имматериальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, изкоторых навстречу нам сияют наши сущности: ребёнок, говорит Г. Гегель, бросаеткамни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, вкотором он получает возможность созерцать своё собственное творение.
Познавая себя, человек, как отметил Т.Манн, никогда не остаётся вполнетаким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовногозеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зовобщественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждогочеловека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определённыхсоциальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлятьсамоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматриваярезультаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственностьза них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя егосмысловое поле. Рефлексия, как сказано было выше, размышление личности о самойсебе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.Не рефлексируя, человек не может осознавать того, что происходит в его душе, вего внутреннем духовном мире. Рефлексия погружает нас в глубину наше самости.Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимаетсебя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальнойнаполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться внедрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищамцивилизации и культуры человечества.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементарногосамосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственнымсодержанием. Осмысливание собственные духовные процессы, человек нередкокритически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычкии т.п. Познавая себя, человек никогда не остаётся таким же, каким он былпрежде.
Человек как личность – самооценивающее существо. Без самооценки трудноили даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагаеткритическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей кпредъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собойосуществимые цели, строго оценивать течение своих мыслей и их результаты.,подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все«за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Вернаясамооценка поддерживает достоинство человека и даёт ему нравственноеудовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведёт либо кгармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо кпостоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки.
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека.Наряду с сознанием в психике человека существует ещё сфера бессознательного.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний идействий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся,по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.
Бессознательным являются сновидения, гипнотические состояния, явлениясомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.
Бессознательное интерпретируется как действие, совершаемое автоматически,рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (например, реакциязащиты), а также при естественном или искусственном отключении сознания (восне, в состоянии гипноза).
К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек какбиологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают учеловека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могутпопадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов впсихической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.
Следует различать два вида неосознанных действий. К первому видуотносятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранееосознававшиеся действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формированияпод контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже не осознанно:навыки игры на музыкальных инструментах, езда на велосипеде и т.д. Такиеавтоматизмы пронизывают всю нашу жизнь. С физиологической точки зрениябессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранную функцию,освобождая мозг от постоянного напряжения. О полном объёме хранящейся в памятиинформации люди даже и не подозревают. Если бы все элементы человеческойжизнедеятельности одновременно потребовали бы осознанности и контроля, человекне мог бы ни думать, ни действовать. Получилось бы как в известной сказкеОскара Уайльда о сороконожке. Её спросили, как она ходит? Она задумалась… иперестала ходить. Даже у вполне развитого человека основной запас информации хранитсяза пределами непосредственного контроля сознания. Человек испытывает всефизиологические доступные ему воздействия, но не все они становятся фактомсознания.
Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» частовстречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят:« Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и прочее.
Анализируя в своём романе состояние духа Ивана Карамазова, Ф.М.Достоевский настойчиво подчёркивает, что Иван сам не знал о причине своегоскверного настроения, подобно тому, как люди часто раздражаются по поводукакого-нибудь пустяка – уроненного на пол платка или не поставленной в шкафкниги, не сознавая этой причины.
Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношенииопределённым образом воздействовать на сознание.
Приведём факт имеющийся в литературе. В некоторых зарубежных кинотеатрахво время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры,рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время,которое не воспринимает человеческий глаз (т.е. менее 0,05 с) и не мешалипросмотру фильма. Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но онивоспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людейпосле сеанса. Спрос на рекламируемые товары, подвергшихся такому внушению,повышался почти в два раза по сравнению с обычным.
Этот, да и многие другие факты свидетельствуют о наличии бессознательногов психике человека. Это, во-первых. Во-вторых, такого рода факты наталкивают напостановку вопроса: в каком же соотношении находятся осознанное ибессознательное?
Одним из первых в истории науки данный вопрос пытался решить австрийскийневропатолог, психиатр и психолог З. Фрейд (1856 – 1939).
З. Фрейд пришёл к выводу о существенно важной роли бессознательного. Теили иные «комплексы», которые складываются под влиянием разных факторов в жизничеловека( «комплекс Эдипа», «комплекс Электры» и др.), вытесняются из сознанияв бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней.
Он считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человекнаходится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, аобщество составляет враждебное окружение, стремящееся ограничить или полностью лишитьчеловека удовлетворение его страстей. По Фрейду личность разделена на Оно, Я(Эго) и Сверх-Я (Супер-эго). Под Оно имеется ввиду сфера бессознательного,подчинённая лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий иотрицания. Все инстинкты и связанные с ним влечения Фрейд разделяет на двепротивоположные группы: первая охватывает влечения Эго, инстинкты смерти,агрессии, разрушения, а вторая – половые инстинкты, инстинкты жизни. Последние,по мнению Фрейда, являются инстинктами «эроса». Для первой группы характернытенденции, толкающие человеческий организм к возврату в животное состояние.Конкретным проявлением инстинкта смерти является, например, садизм. Проявлениеминстинкта жизни является эротическая любовь. Фрейд рассматривает сознаниеличности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинноесодержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно),содержащее импульсивные влечения и страсти. Между ними существует постоянныйконфликт, причём разум враждебен индивидуальности, он подобен «всаднику»,который должен обуздать превосходящую силу лошади, опираясь на заимствованные извнешнего мира силы». Господствующими мотивами поведения являются сексуальные, илишь через неудачу в любви возможна творческая трансформация. Сознание создаётразличного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляютподсознательную сферу, являясь для неё цензурой духа. Подсознательная сфераможет проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайныеоговорки, описки, забывания и др.) или прямо ненормальных (неврозы, психозы идр.).
З.Фрейд впервые фундаментально, на базе экспериментальных и клиническихданных обосновал важное место, занимаемое бессознательным в психике человека.
Важное значение для понимания бессознательного имеют работы К.Г. Юнга(1875 — 1961) – швейцарского психолога и психиатра, последователя З. Фрейда.Изучая бессознательное, К.Г. Юнг обнаружил в его структурах так называемые архетипы.Если «комплексы» переживаний З. Фрейда есть результат индивидуальной жизничеловека и представляют собой продукт вытеснения, то архетипы связаны сколлективной жизнью людей, с жизнью рода и закрепляются в психике человекаисторически, передаются по наследству из поколения в поколение.
К общечеловеческим первообразам, или к архетипам, относятся образыматери-земли, героя, мудрого старца и др.
Архетипы тесно связаны с символикой и проявляются в сновидениях,художественном творчестве и т.п.
В заключении отметим, что бессознательное и сознательное является двумяотносительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека;между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны,взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства. Вбессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческойжизнедеятельности, в особенности это касается творческой деятельности субъекта.Сознание «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целомспособно его контролировать, а также определять общую стратегию поведениячеловека. И хотя поведение человека, особенно социальное его поведение,определяется сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческихактов, в нём остаётся место и бессознательному.
В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, асознательное вторым этапом и её формирования и развития. Но с возникновениемсознания бессознательное не растворяется в нём, оно становится уровнемчеловеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Болеетого, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется иобогащается по своей структуре, функциям и содержанию. Бессознательное учеловека и бессознательное у животных при общих сходных чертах обладаетсущественными различиями. Бессознательное в субъекте очеловечивается исоциализируется; оно биосоциально по своей природе.

Заключение
 
Философы не изобретали то или иное понимание сознания: они воспроизводилиреальную для определённой эпохи структуру человеческой духовности и реальноеместо сознания в ней. Структура духовного опыта во все времена была тесносвязана со спецификой мировоззрения эпохи. Поэтому в зависимости от того, какоемировоззрение было господствующим – космоцентристское, теоцентристское,антропоцентристское, социоцентристское – менялось и понимание сознания.
Современные постмодернистские философы, писатели, эстеты толкуют сознаниекак поток речепроизводства и текстопроизводства, назначение которого состоит втом, чтобы случайные сигналы и послания ниоткуда выразить в языке и передатьнеизвестно куда и кому. Сознание отпускается в свободный полёт поинформационному пространству, а его содержание начинает напоминатьшизофренический бред. В ситуации ожидания случайной информации сознаниеотвыкает трудиться над сознанием личности. Перестаёт быть направленным навосприятие внутренних переживаний человека. Оно больше не «всматривается» вбездну духовного опыта личности, не включается в личную работу разрешенияоткрытых им в этой бездне противоречий. Его главным состоянием становится«прозрачность души».
Конечно, нужно учитывать, что такое понимание сознания отражает толькотенденции в духовной культуре общества. Каждый конкретный индивид приобщается кэтой тенденции по-своему, в разной степени. Люди потенциально (т. е. в возможности)являются свободными участниками своего духовного становления и созревания, чтопредполагает самостоятельную работу ума и души каждого. Но работа эта оченьтрудная, а потому не все её выдерживают и на неё соглашаются. Тогда сознаниеначинает «работать» по облегчённому варианту: оно или подчиняется властибессознательных сил, не пытаясь их прояснить, или направляет своё вниманиевовне, не задерживаясь внутри личного духовного опыта с его сомнениями ипротиворечиями.
Как бы не понималось сознание – то ли как знание, то ли как явлениеморального порядка – в обоих случаях речь идёт о том, что не мир дан сознанию,а сознание «задаёт» структуру мира, конституирует его. Или сознание участно вбытии. В нём всегда уже есть некие состояния, которые делают возможным какпознание и знание, так и морально-нравственные переживания; эти состояниясознания неустранимы из содержания знания о мире и нравственного переживания поповоду этого мира. Но они есть для нас тайна.

Библиографический список:
1. АлексеевП.В., Панин А.В. ФИЛОСОФИЯ: Учебник для ВУЗов – М.: ТЕИС, 1996. – 504 с.
2. Горбачев В.Г.Основы философии: Курс лекций: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. –Брянск: Курсив, 2002. – 352 с.
3. Гуревич П.С.Основы философии: Учебное пособие. М., 2000. – 340 c.
4… КононовичЛ.Г., Медведева Г.И. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростовн/Д.: «Феникс», 1995. – 576 с.
5. КохановскийВ.П. и др. Философия для средних специальных учебных заведений: Учеб.Пособие/В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Чковлев, Л.В. Жаров. – Ростов н/Д.:Феникс, 2000. – 320 с. – (Учебники XXI века).
6 КохановскаяТ.И. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 3-е,переработанное и дополненное). – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 576 с.
7 Лешкевич Т.Г.Философия. Вводный курс – Изд. 2-е, дополненное – М.: «Контур», 1998. – 464 с.
8. Миронов В.В.Философия. Учебник. М., 2001. – 478 c.
9. Спиркин А. Г.Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Функциональная асимметрия
Реферат Интерфейсы как решение проблем множественного наследования
Реферат Применение технологии солянокислотной обработки установок ЭЦН на Мишкинском месторождении
Реферат Активизации лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
Реферат Этапы психического развития младенца. Развитие моторики, перцепции, памяти, мышления. Предречевое развитие
Реферат Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта
Реферат Оценка эффективности управления персоналом 3
Реферат Data Storage Essay Research Paper Whoops there
Реферат Ряды динамики 4
Реферат Анализ финансово-экономической деятельности организации
Реферат Мое мнение о Базарове
Реферат Використання елементів стилізації форм рослинного і тваринного світу у розвитку навичок декоративно-орнаментального
Реферат Страховой рынок проблемы и перспективы
Реферат Что открыла мне лирика Сергея Есенина
Реферат Онегин и Печорин в Произведениях Пушкина и Лермонтова