Реферат по предмету "Философия"


Представитель скептицизма М. Монтень

Введение
Скептицизм подвел итоги средневековой философии. Его специфика – сомнениев религиозных истинах и религиозной вере, противопоставление веры разуму. Содной стороны, скептицизм стремился показать, что разумное обоснование религиозной веры невозможно, а сдругой (здесь противоречие) – что разум выше веры. Итак, скептицизм Возрождения– это, прежде всего, орудие борьбы против схоластики. Схоластика стремилась ксозданию такого философского учения, в котором системе церковных догматовдолжна была найти свое оправдание перед разумом. Возникшие с этим трудностидали исходный импульс возрожденческому скептицизму. Философия и религияпредставляют собой разные отрасли культуры, и, сблизившись на сколько возможнов XIII в. в учении Фомы Аквинского, они снова начали расходиться, что ивело к скепсису. Попытка философского обоснования церковных догматовспособствовала обретению философским мышлением все большей самостоятельности.Философия Возрождения формируется в недрах схоластики как закономерный продуктее развития.
Скептицизмразрушал усыпляющую веру в церковные авторитеты.
Позитивноенаправление философии эпохи Возрождения заключается в ее сосредоточении напроблеме человека в его индивидуальности, свободе и творческих потенциях. ЭпохаВозрождения – это время творчества титанов мировой культуры: Леонардо да Винчи,Микеланджело, Шекспира и др. Рождение на свет их гениальных творений вряд ли бысостоялись без веры в безграничные возможности человека. В центр мирозданиястал человек, что получило название антропоцентризма (сравнительно скосмоцентризмом античной культуры и теоцентризмом культуры средних веков).
ЭпохаВозрождения – это и перерождение европейской жизни, возрождение самого человекак новой жизни. Из пламени Возрождения возник современный культурный человек.Это и есть возрождение человеческого духа. Началась действительно новая жизнь,что оправдывает название Нового времени.
Центрвнимания философа в эпоху Возрождения перемещается от Бога к человеку, иглавным становится понятие гуманизма (от «homo» – человек). Как у всего существующего, угуманизма есть своя обратная сторона, заключающаяся в чрезмерном превознесениичеловека, представлении, что он есть венец творения, высшее создание Вселеннойи вправе подчинять себе все окружающее. В то же время антропоцентризм не мог бызанять господствующего места в культуре, если бы не подкреплялся верой ввеликое этическое предназначение человека, в его способность подняться на новыйнравственный уровень, стать подобным Богу как по своим творческим возможностям,так и по моральным качествам. Понятие «гуманизм» обладает в отличие от понятия «антропос»нравственным содержанием, связано с понятием гуманности (аналогично тому, каксоотносятся понятия «человек» и «человечность».
Длямодернизма характерен программный концептуализм, преобладание поэтики надпроизведением, поиск нового языка искусства. Модернизм стоит у истоков поэтики«открытого произведения», включив зрителя, читателя в процесс творчества,активизировав его восприятие. Значение модернизма заключается том, что онвыступил особой формой самопознания культуры, предопределил современные формыискусства, раскрепостил художественное сознание, обнаружив возможности новойсемантики, переставил акценты во взаимоотношениях искусства с обществом,предвосхитил глубокий интерес к бессознательным структурам языка.

1.Основные скептические идеи М. Монтеня
«Пустьсовесть и добродетели ученика находят отражение его речи и не знают иногоруководителя, кроме разума», – писал самый остроумный представитель скептицизмаМишель Монтень (1533–1592).Снова самосознание признается за исходный пункт всякого достоверного знания, иотсюда тянется ниточка философии Нового времени. Когда Монтень призывает «сосредоточитьна себе и своем собственном благе все наши помыслы намерения», то этим онвыражает одну из основных идей Возрождения: в центр мироздания становитсячеловек с его чувствами» и помыслами. Обращенность к человеку нужна Монтеню,чтобы выразить сомнение в символе религиозной веры. В этом он близок к античнымскептикам и завершает круг средневековой философии-служанки. Философиявозвращается вместе с ренессансом античной культуры к своим традиционнымпроблемам, чтобы повторить античность на новом уровне с учетом спецификизападной души.
Как мыслительМонтень сформировался в эпоху позднего Возрождения, на излёте того культурного движенияв Европе, которое принято называть ренессансным гуманизмом. Ставя своей основнойзадачей «возрождение» греко-римской культуры, желая наполнить её достижениями собственную,позднесредневековую цивилизацию, гуманисты осуществляли грандиозный синтезхристианской «веры» и античной «мудрости». Такой синтез был возможен в той мере,в какой античность и христианство несли в себе ряд сходных и даже совпадающих черт.
Пафос Монтеняпрямо противоположен: он направлен на то, чтобы как можно дальше развести человеческиенауки, человеческое знание, с одной стороны, и истины христианской веры – с другой.
Абсолютное бытие(Бог), по Монтеню, настолько превосходит все возможности человеческого разума,все «естественные» способности человеческого познания, что предстаёт как непостижимоеначало мира, отделённое от человека непроницаемой завесой тайны. Позицию Монтеня,отстаиваемую в «Апологии» принято называть скептическим фидеизмом. Как таковой,фидеизм, утверждающий приоритет веры над знанием и, соответственно, приоритет «сверхразумных»истин над истинами «разумным» имеет не менее давнюю историю, чем «естественная теология.
ОригинальностьМонтеня, прежде всего – именно в тех скептических выводах, которые он делает изфидеистической позиции. Поскольку истина Откровения неизмеримо превосходит все человеческиепонятия и представления, постольку потусторонние стремления внушают автору «Опытов»не отказываться от разума, но подвергнуть его испытанию, посмотреть, чего он стоит,будучи предоставлен самому себе, – таков замысел Монтеня.
Монтень обнаруживает,что мир явлений не принадлежит к божественному (вечный, неизменный), явленияпредстают перед нами всего лишь как подвижные, неустойчивые, неуловимые «видимости»,«кажимости». Однако такой мир не поддаётся однозначной «расшифровке» – причём нетолько в силу собственной изменчивости, но и в силу «недостоверности ислабости» чувств самого человека: во-первых, по способности восприятия он уступаетдаже животным, одни из которых превосходят его слухом, другие – зрением, третьи– обонянием и т.п.; во-вторых, сама эта способность меняется то человека к человеку;в-третьих, она зависит от «телесных изменений», которые с нами происходят (у больногозрение не то, что у здорового, окоченевшие пальцы иначе ощущают твёрдость дереваи т.д.).
Но дело не ограничиваетсяобластью одних только чувств. Ведь «чувства являются началом и венцомчеловеческого познания», а потому и наш интеллект не может претендовать на владениесколько-нибудь достоверной истиной о вещах. Лучшее тому доказательство – борьбаи смена различных философских и натурфилософских концепций.
Хаос открываетсяМонтеню и тогда, когда он погружается в область человеческой морали, в область обычаев,традиций, верований, общественных установлений и законов, совершенно не похожихна европейские. Так, существуют народы, где оплакивают смерть детей и празднуютсмерть стариков, где ни разу в жизни не стригут ни волос, ни ногтей, где«почтительный» сын обязан убить своего отца, достигшего известного возраста, гдене считают постыдным иметь детей от собственной матери, где красивыми считаютсяженщины с бритыми головами и т.п.
Однако скептицизмвовсе не «идеал», к которому стремится Монтень. Напротив, для него это скорее точкаотталкивания или рубеж, который подлежит преодолению. (Не случайно после 1580 годаМонтень больше не обращается к Сексту Эмпирику). Уже в «Апологии» автор замечает,что для скептиков характерна «чрезмерность сомнения», которое «само себя опровергает»,а признавая относительность морали, меняющейся от страны к стране, он делает этокак бы скрепя сердце: «Такая изменчивость суждений не по мне. Что это за благо,которое я вчера видел в почёте, но которое завтра уже не будет пользоваться им икоторое переезд через какую-нибудь реку превращает в преступление?»
Добровольно погрузившисьв мир без истины, Монтень немедленно обнаруживает всю его «неуютность», причём «неуютность»не только философскую, но и самую практическую – невозможность найти твёрдые критериикаждодневного поведения среди людей. Монтеня заботит не только то, что следуетдумать о жизни, но и – в первую очередь – как её прожить.
2.Мишель де Монтень – эссеист
Монтень,Мишель де (Montaigne,Michel de) французский философ, автор «Опытов»,заложивших основы новой литературной формы. Не стремясь к созданию собственнойфилософской системы, выступил основоположником жанрафилософско-морализаторского эссе в европейской культуре. Предметом большинстваэссе являлось поведение человека в экстремальных ситуациях, раскрывающее каксамые причудливые движения его души, так и самыеразнообразные патологии его характера. Согласно Монтеню, природа человекадвойственна: зачастую необузданные духовные устремления нейтрализуютсяфизическими возможностями его тела. Осмысление и принятие этого как неизбежнойданности позволяет людям ориентироваться на идеал подлинно счастливой жизни – жизнив умеренности. Органы чувств человека несовершенны, способности нашего познанияограниченны; лишь один Бог, согласно Монтеню, всеведущ. Неспособность людейчетко определиться в выборе между «Я знаю» и «Я не знаю» – естественнотрансформируется в единственно правильно поставленный вопрос: «А что именно язнаю?», предполагающий воздержание от суждений, подлежащих дальнейшемурассмотрению. Убежденность Монтеня в идеях свободы и сословного равенства людейявила сой бой перспективную компоненту эволюции идеала: человеческогодостоинства в рамках европейского менталитета. Основные сочинения: «Опыты» (втрех книгах; 1580, 1588); «Путевой журнал» (1580–1581) и др.
Самые ранниеиз эссе Монтеня относятся к 1572 – году Варфоломеевской ночии начала гражданской войны. Поначалу это были заметки о прочитанном.Любимые книги Монтеня в ту пору – послания Сенеки, Плутархво французском переводе Ж. Амио, латинские поэты и несколькосовременных ему исторических и мемуарных сочинений. Более всего Монтенязанимали такие вещи, как управление государством, война и особенностичеловеческого поведения. Рассказы путешественников также вызывали его интерес.
3.«Опыты» М. Монтеня
Результатом егодеятельности и явились две первые книги «Опытов», выпущенные в 1580 году. Избранныймэром, Монтень вынужден был прервать работу над своим сочинением, но в 1586 годуон к ней вернулся. Два года спустя в свет вышло издание «Опытов», состоявшее ужеиз трёх книг. Ещё через четыре года Монтеня не стало.
В первой книге«Опытов», по названию глав, можно убедиться в непритязательности первоначальногозамысла автора.
Взявшись за перов возрасте 39 лет, Монтень собирался лишь выписать из наиболее авторитетных морально-философскихсочинений древних (Плутарх, Сенека) поучительные примеры, исторические анекдотыи афоризмы и, снабдив эти образцы античной мудрости кратким комментарием, решилпреподнести их своим современникам в качестве «учебника» жизни (будь то жизниобыденной, политической или военной) – учебника, которым мог бы пользоваться «образцовыйдворянин». Такие поучительные сборники были весьма распространены как в античности,так и в эпоху самого Монтеня. Отнюдь не претендуя на оригинальность, он, уже в процессенаписания первой книги заметил, что приводимые им «примеры» и «афоризмы», а главное,извлекаемые из них «уроки» никак не желают складываться в универсальные «правила»,годные на все времена и на все случаи жизни, а напротив, не согласуются между собой.Не без изумления обнаружив, что «правила» на глазах превращаются в «исключения»,Монтень осознал, что избранный им материал нуждается не в беглых пояснениях, а впространной рефлексии, основанной не только на прочитанном, но и на лично пережитом,увиденном, услышанном, случившимся именно с ним. И действительно, наблюдая запереходом мысли Монтеня из первой во вторую книгу (которая была закончена в 1579 г.),можно заметить усиление рефлективного начала.
Публикация первыхдвух книг, выдержавших три издания подряд (1580, 1582, 1587), была встречена публикойвесьма благосклонно. Вскоре появилась третья книга, выпущенная вместе с двумя предыдущими– в 1588 году. Именно в ней Монтень, вероятно, почувствовал, что не исчерпал свойпредмет, не высказался до конца, что сказанное его чем-то не удовлетворяет. Поэтомув издание 1588 г. он внёс более 600 добавлений, но эти добавления не продолжаюти не развивают книгу, а служат своего рода комментарием к уже сказанному.
Этот экземплярс поправками Монтеня, обнаруженный в библиотеке города Бордо («бордосскийэкземпляр»), и лёг в основу окончательного текста «Опытов», изданного лишь в началеXX столетия.
Характеризуядуховную жизнь этой удивительной эпохи, нельзя, хотя бы вкратце, не упомянутьвыдающегося мыслителя МишеляМонтеня – автора знаменитых «Опытов», мастера тонкогопсихологического анализа человеческой души, выдающегося писателя. Его «Опыты»проникнуты неотразимой притягательной силой, несут на себе отпечатокнезаурядной личности автора. Глубоко отразив исторический опыт своей эпохи,эпохи Возрождения, воплотив ее лучшие гуманистические устремления, эта книгастала неисчерпаемым кладезем жизненной мудрости и тончайших наблюдений надтайнами человеческой души. Она и по сию пору сохраняет непреходящееисторическое, философское, психологическое и эстетическое значение. Монтень доказываетв ней, что человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать наоснове объективного познания естественных закономерностей природы, которым вопределенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контекстесоциального бытия. Его скептицизм являет собой символ неуспокоенности ума,постоянных творческих исканий.
Монтеньпровозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественноесостояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокиенравственные устои обусловлены отсутствием сословного и имущественногонеравенства. Но все эти преимущества утрачены с развитием цивилизации. Эти идеинашли свое яркое выражение в воззрениях Ж.Ж. Руссо.

4.Представитель скептицизма М. Монтень
Считатьвсе наши знания только относительными, не содержащими в себе частицыабсолютного, – значит, по существу, признавать полный произвол в познании. Втаком случае познание превращается в сплошной поток, где нет ничегоотносительно устойчивого,достоверного, где стираются границы между истинойи заблуждением, и получается так, что никаким положениямнельзя верить, а, следовательно, ничем нельзя руководствоваться в жизни. Полныйрелятивизм в теории познания – это одна изформ проявления «пресыщенности» мышления. Для него характерноследующее рассуждение: если уж истина, то она обязательнодолжна быть только абсолютной, а если истина не абсолютна, тоона и не истина. В подтексте на самом деле – неверие в абсолютную (даже не вотносительную) истину. Заранее зная, что истины нет,Пилат, уже поворачиваясь, чтобы уйти, спрашивает стоящего перед ним Христа:«Что есть истина?». Сторонники релятивизма обычно ссылаются на то, что историянауки знает множество случаев,когда положения, считавшиеся истинными, потом опровергались как ложные и, наоборот,положения, считавшиеся ложными, в ходе развития науки выступали как истинные.Путь движения научного познания – действительно не прямая линия – представляетсобой причудливую кривую, на отрезках которой возможнызаблуждения. Но это вовсе не доказывает, что всезнание – вздор. Релятивист подменяет верное положение. Знаниесодержит момент относительного, а следовательно, не нужно знания.
Скептическаямысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов – Протагора,Горгия, Продика, Гиппия, Фразимаха, которые были предшественниками и современникамивершинных мыслителей древности – Сократа и Плате (в Диалогах Платона можнонайти споры с софистами). И великий Аристотель заметил: «Кто ясно хочетпознавать, тот должен преждеосновательно сомневаться». Собственное имя «скептики» принято связывать сфилософской школой, основанной Перроном,по преданию, участником перехода Александра, воспринявшимнекоторые идеалы индийской мудрости.
Скептицизминосказательно именуется также пирронизмом,а философы, встающие на позиции скепсиса, – пиррониками. Изложение взглядовПиррона дал его последователь Секст Эмпирик,откуда и черпается большинство сведений об античном скептицизме. К скептикамотносят и так называемых академиков –Аркесилая, Карнеада. В эпоху Возрождения и в начале Нового времени скептическиеучения развивали такие знаменитые мужи, как ЭразмРоттердамский, Агриппа Неттесгеймский (последнему принадлежит труд «Онедостоверности и тщете всякой науки»),Пико делла Мирандола. Особую известность приобрел автор прославленных «Опытов»Мишель Монтень: «Из того, что придумалилюди, нет ничего более правдоподобного и более полезного, чем пирронизм. Благодаря емучеловек оказывается голым и опустошенным; признающим свою прирожденную слабостьи готовым признать некуювысшую силу… это – чистый лист бумаги, на котором перст Божий можетначертать все, что ему благоугодно». Выраженныйздесь переход от скептицизма к фидеизму (стремление основать знание на религиознойвере) не случаен и характерен для многих.
Древние философы, как известно,старались жить в соответствии сосвоим учением. Гносеологической установке скептиков – эпохе (воздержанию от суждения)– соответствует в поведении идеал атараксии,т.е. глубокого спокойствия и невозмутимости.
В отличие от скептиковМонтень не обходит вопрос об истине. Он переносит его из привычной для христианстваплоскости «потустороннее – посюстороннее» в плоскость «посюстороннего». А это рождаетневедомые ранее проблемы. Прежде всего, проблему отношения ко всем тем «мнениям»о мире и человеке, которые уже были высказаны и с которыми ему приходиться столкнуться.
Действительно,Монтень жадно вслушивается во всё многообразие существующих точек зрения на человека,впитывая житейскую мудрость горожан и крестьян, живо реагируя на позиции поэтови публицистов, политических деятелей, военных и т.п. Но особое внимание у Монтеня,сформировавшегося в среде гуманистической традиции, вызывают теории древних философов– от Сократа и Платона до стоиков, эпикурейцев и скептиков.

Заключение
Монтень –человек века гуманизма, его познание составляет для него проблему, а отношение кдревним таково, что он ни разу не пытался изложить целостную концепцию столь любимыхим Плутарха или Сенеки, не говоря уже о прочих, менее близких ему философах.«Общение» с древними сводится для него к вырыванию из контекста того или иного сочиненияотдельных цитат или изречений, с которыми он вступает в серьезную игру –проверяет их, судит, одобряет или отвергает, причём суждение самого Монтеня никогдане бывает окончательным. Он берёт ту или иную проблему, указывает на трудности еёрешения, говорит о своей точке зрения и древних, пытается найти собственные подходык волнующему его вопросу, в бессилии разводит руками – и всё это для того,чтобы вновь вернуться к той же теме на следующей странице, в следующей главе илив следующей книге своих «Опытов». «Опыты» Монтеня – произведение, по формепредставляющее собой свободное сочетание размышлений, объединённых в главы –один из замечательных памятников культуры французского Возрождения.
Позиция Монтенязначительно отличается от установок философского рационализма, сложившегося вXVII в., поскольку разум монтеневского человека направлен лишь на поиски истины,а не на обретение её. Подвергнув критике собственный разум, усомнившись в традиционнойкартине мира, Монтень не сделал позитивного шага к новой постановке вопроса об истине,это станет задачей следующего века, следующего поколения философов.

Списоклитературы
1.  Богуславский, В.М. Историяфилософии и вопросы культуры. / В.М. Богуславский. – М.: Высшаяшкола, 1975. – 370 с.
2.  Горелов, А.А. Философияв вопросах и ответах. / А.А. Горелов. – М.: Эксмо, 2005. – 336 с.
3.  Косиков, Г.К. Последнийгуманист, или подвижная жизнь истины./ Г.К. Косиков. // М. Монтень.Опыты. – М.: Просвещение, 1991. – 343 с.
4. Малевич,Н. Идейное и художественное единство «Опытов» Монтеня. / Н. Малевич. //Вопросы литературы. – 1988. – №8.
5.  Монтень, М. Опыты. /М. Монтень. – М.: Просвещение, 1986. – 230 с.
6.  Рогалевич, Н.Н. Краткийсловарь по философии. Более 1000 статей. / Н.Н. Рогалевич. – Минск.:Харвест, 2007. – 832 с.
7.  Рассел, Б. История ЗападнойФилософии. / Б. Рассел. – Новосибирск: Стрела, 2001. – 345 с.
8.  Спиркин, А.Г. Философия./ А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005. – 736 с.
9.  Соколов, В.В. Европейскаяфилософия XV–XVIII веков. / В.В. Соколов. – М.: Просвещение, 1984. – 405 с.
10. Флоренский, П.Л. Столп и утверждениеистины. / П.Л. Флоренский. – М.: Просвещение, 1983. – 158 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Art And Science Which One Is More
Реферат Токсины в пищевых продуктах: методы идентификации
Реферат Государственное управление как объект административно-правового регулирования
Реферат Alcatraz Essay Research Paper Alcatraz Island has
Реферат Эксплуатация, техническое обслуживание, диагностика и ремонт системы зажигания автомобиля ВАЗ-2112
Реферат Система счетов бухгалтерского учета
Реферат Культурна тематика на шпальтах газети Міг
Реферат Организация технологического процесса склада. Экономическая эффективность механизации
Реферат The Individual Vs Big Brother Essay Research
Реферат Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка
Реферат Деятельность Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры
Реферат Распространение консерватизма в сфере народного образования в ФРГ
Реферат 1. Физическое мироздание. Понятие научной картины мира
Реферат Концепция «Потопа» как новая парадигма географической науки
Реферат Персональные правила успешного рабочего дня