Реферат по предмету "Философия"


Понимание счастья

ЭССЕ
 
 
 
Автор: Виноградова Ю.В.

«Счастьелюдей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. Нообщество не основано на этом принципе»
«Длятого чтобы мы всегда были счастливы, нашему счастью должно всегда чего-нибудьне хватать»
К.А.Гельвеций
Клод АдрианГельвеций родился в январе 1715 года в семье главного врача королевы ФранцииМарии Лещинской (жена Людовика XV). В возрасте 12 лет был отдан в иезуитскийколледж Луи-ле-Гран, лучшее учебное заведение Франции того времени. Послеокончания колледжа по настоянию своего отца он служит в Канне помощником своегодяди, сборщика налогов. По свидетельству современников Гельвеций большеувлекается философией и литературой, чем финансами и коммерцией. В 1738 году ввозрасте 23 лет получает от королевы должность генерального откупщика (сборщиканалогов). За 13 лет пребывания в должности становится богатейшим человеком.
(Интереснаясистема, при которой служащий Министерства по налогам и сборам (по-нашему)автоматически становится очень богатым человеком, (ну почти как в современнойРоссии). Правда, во время Великой Французской революции всех откупщиковарестовали и казнили.)
В 1715 годупосле женитьбы Клод Адриан Гельвеций почему-то оставляет должность и ударяетсяв философию. Он основывает в Париже, куда периодически приезжает из своегопоместья, салон, известный как колыбель свободомыслия. Знакомится в это времясо всеми выдающимися философами и просветителями Франции (Вольтер, Руссо,Монтескье, Дидро и др.).
Ещё работаягенеральным откупщиком, Гельвеций пишет поэму «Счастье», опубликованную ужепосле его смерти.
В 1758 годуон публикует книгу «Об уме», изданную по недосмотру цензуры. В этомпроизведении Гельвеций излагает свои взгляды на политику, экономику, философию,этику. Книга вызывает жуткую критику со стороны власти и церкви иприговаривается к сожжению. Гельвеций вынужден отречься от нее.
В 1764-1765годах Гельвеций посещает Англию и Пруссию, где был хорошо принимаем.
В 1766 годуосновывает Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболееизвестных учёных того времени.
К середине1769 года Гельвеций заканчивает книгу «О человеке», которую так и не решилсяопубликовать даже под псевдонимом. Труд был опубликован после его смерти в 1772году усилиями русского посланника Д.А. Голицына. В том же году в Лондоне былаопубликована и поэма «Счастье».
Кое-что осчастье
Так какпонятие «Счастье» относится к наиболее общим понятиям, дать ему определениевесьма трудно.
Определениямогут быть:
- простейшиенегативные – «не в деньгах счастье»;
- простейшиепозитивные – «высшее удовлетворение, полное довольство, успех, удача»;
- казуистические– «счастье есть отсутствие несчастья»;
- парадоксальные– «счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести онине знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий нетерзаются, надеждой будущих благ не обольщаются».
(Собранобакалавром чёрной магии Магнусом Фёдоровичем Редькиным. А. и Б. Стругацкие«Понедельник начинается в субботу». Есть там ещё одно определение в стихах. Судовольствием перечитала всю повесть.)
Людисерьезные (попы, философы и социологи) разработали множество подходов кизучению счастья.
Социологиясчастьяосновывается на принципе потребления и на теории человеческих потребностей.Сущность данного направления заключается в признании внешней по отношению кчеловеку социальной природы счастья. Человек и счастье представляютсяобособленными феноменами, исследуется и оценивается степень значимостиобщеизвестных благ. По мнению сторонника этого направления П.А Ландесмана,известного современного исследователя проблемы счастья: «Только раскрытиеобъективной основы и социальной сущности человеческих потребностей позволяетнаучно подойти к разрешению проблемы счастья: выявить, во-первых, содержание,круг, объем и структуру потребностей в каждых данных конкретно-историческихусловиях, т.е. определить в чем действительно люди нуждаются для достойнойжизни, а также, во-вторых, какие из этих потребностей и в какой степени могутбыть удовлетворены обществом на той или иной ступени своего развития».
(Очень похожена работу профессора Выбегало в этом направлении).
Историко-культурнаятрадиция счастья. Данное направление мысли не ведет какого бы то ни было подсчета ианализа счастья и счастливой жизни индивида. Главная цель здесь – вернутьсовременного человека, заблудившегося в поисках счастья в социуме и культуре, кего истинной духовной природе и к подлинному счастью. Многочисленные древние«рецепты» счастья, почерпнутые из раскрываемых сегодня источников эзотерическоймудрости, равно как мудрости народной, традиционно этнической, невероятнопросты в своей основе, ибо предлагают человеку направить все свои усилия исосредоточить всю свою деятельность на последовательную гармонизацию еговнутреннего бытия и преобразование окружающей реальности. Работы, представляющиеданное направление в изучении счастья, невероятно разнообразны по формамвоплощения, но все они, активно циркулируя в современной культуре, подчиняютсяглавному принципу – указать индивиду путь к первородному, естественному и,главное, достижимому счастью. Концепция счастья, на которой основываетсяисторико-культурная традиция счастья, заключается в мысли о том, что счастье –это естественное состояние человека, отвечающее его настоящей природе. Каждыйиндивид рождается с потенциалом счастья, который он обязан полностьюреализовать в условиях земной жизни, в процессах индивидуального становления ивзаимодействия с внешним миром, заключенном в мире природы, культуры и социума.А когда далее пошли ссылки на теорию физического вакуума, торсионное поле Земли,хранящее и материализующее мыслеформы человека, стало понятно, что занеслоавторов куда-то. Опять вспомнился профессор Выбегало с его проектом идеальногочеловека.
Психологиясчастья.А. Маслоу сконструировал иерархическую модель мотивации и выделил пять уровнейпотребностей, которые считал врожденными и универсальными для любого человека:Первый уровень – физиологические потребности, второй – потребности вбезопасности, третий – потребности в любви, привязанности и принадлежности копределенной социальной группе, четвертый – потребности в уважении и признаниии пятый, наивысший уровень – потребность в самоактуализации, т.е. потребность вреализации своих творческих потенций, своего личностного начала. Эта системадает иерархию человеческих стремлений и представлений о счастье соответственно.То есть, индивид может в своем счастье остановиться на физиологическихпотребностях, и его интересы будут ограничены этим уровнем, а может«подниматься» по лестнице потребностей и сопрягать счастье с соответствующими уровнями.При этом универсальность иерархии потребностей Маслоу состоит еще и вспособности индивида удовлетворять высшие потребности при условиинеудовлетворения низших. Так, невозможно лишить человека ощущения счастья, еслион удовлетворен, например, своей творческой деятельностью, но не имеет четкойсвязи с той или иной социальной группой. В данном случае для индивида важнопсихологическое счастье от процесса сотворения. Одновременно с этим, первыечетыре уровня потребностей могут обеспечить прочную основу для удовлетворенияпотребности реализации себя и принести счастье, когда индивид «создает» себя невопреки обстоятельствам и нереализованным нуждам, а с их помощью, благодаря ихблаготворному влиянию.
Инструментом,позволяющим достигать состояния счастья, во всех небредовых учениях признаетсядеятельность, труд. Обычно имеют ввиду деятельность чисто творческую, в томчисле и научную.
В том же«Понедельнике» о деятельности учёных сказано замечательно: «Трудовоезаконодательство нарушалось злостно, и я почувствовал, что у меня исчезловсякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часовновогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводитьдо конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себяводкой, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разныхстепеней легкости. Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом,чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что ввоскресенье им было скучно… Они работали в институте, который занимался преждевсего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но дажесреди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. Иони приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного исмысл жизни в том же»
Вот с этим яполностью согласна.
P.S. Когда-то и у нас вИнституте Атомной Энергии им. И.В. Курчатова была подобная атмосфера. А общениес физиками, которые зачастую не прочь «полялякать» на мировоззренческуютематику, способствует расширению кругозора в различных областях.
P.P.S. А второй афоризмГельвеция, вынесенный в эпиграф, можно проиллюстрировать известнымивысказываниями наших бывших соотечественников:
· Еслибы я был царь, я бы жил лучше, чем царь – я бы ещё немножечко шил.
· Имеювозможность купить козу, но не имею желания, имею желание купить дом, но неимею возможности … (тост из «Кавказской пленницы»).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :