Реферат по предмету "Философия"


Отношение школьников-старшеклассников к социальным проблемам

А. В. ПАШКЕВИЧ
ПАШКЕВИЧАнна Валерьевна — преподаватель Государственного университета — Высшей школыэкономики, аспирант факультета социологии (E-mail: pashkevich.anna@gmail.com).
Определенатипология групп учащихся, различающихся активностью / пассивностью,  толерантностью/ интолерантностью жизненных ориентаций.
Ключевыеслова: школьники-старшеклассники * социальные проблемы * ценности * установки *ориентации * толерантность * нетерпимость
Современноероссийское общество находится в динамичном трансформационном состоянии. Оноинтенсивно развивается и усложняется по своей структуре на фоне возрастающегомногообразия культур и форм взаимодействия между людьми, экономическойдифференциации, национальных и конфессиональных различий и т.д. Это порождаетсоциальные проблемы, социальное напряжение, разные виды конфронтаций
[см.1, 2]. Важно знать мнение населения об этих проблемах и явлениях, влияющих наценностные ориентиры и взгляды людей, их социальное самочувствие.
Особеннобольшой интерес представляет изучение отношения учащейся молодежи, в частности,
старшеклассниковшкол, к решению социальных проблем и социальным изменениям, к которым этирешения ведут [см. 3, 4]. Им предстоит жить в будущем обществе, реализуяжизненные позиции, верования и ценности в конкретных действиях — активных илипассивных, толерантных или жестких.
Возрастреспондентов-школьников для нас очень важен: в школьные годы закладываютсяценностные основы взаимодействия, диалога молодых людей с окружающим миром, закрепляютсяосновы образа жизни, формируется поле для жизненных приоритетов, преференций, гражданскойпозиции [см. 5, 6]. Этот период отмечен интенсивной способностью человека крефлексии, осознанию своего внутреннего мира.
Наэтом отрезке жизни очерчивается и созревает представление о собственном«я» — «я думаю, что ...», «я считаю, что ...», «яверю, что ...», которое становится олицетворением осознанных жизненныхпозиций личности.
Эмпирическимматериалом для анализа выступили первичные данные социологического опросавсероссийского масштаба школьников-старшеклассников (404 анкеты), проведенногов 2005 г. центром
«Мемориал»в ряде городов и в сельской местности среди учащихся 9, 10 и 11 классов. Мненияшкольников изучались нами только на той части их выборочной совокупностиобластей РФ, анкеты по которым удалось найти в архиве: Московская (Москва), Ленинградская(Санкт-Петербург), Калужская (Калуга, Бебель),
Ростовская(Новочеркасск, Зерноград), Псковская (пос. Плюса, пос. Ореховка), РеспубликаКарелия (Петрозаводск), Калининградская (Калининград), Рязанская (Рязань).
Осуществленлексический и семантический анализ ответов школьников, что позволилоохарактеризовать их установки: какими они видят социальные проблемы, какиеспособы преодоления социального напряжения рассматривают как приоритетные иэффективные.
Ретроспективныйподход в изучении ценностей нынешнего молодого поколения представляется нампродуктивным, поскольку дает возможность посмотреть на его поведение сквозьпризму тех идеалов,  которые оно выбрало в качестве жизненных ориентиров вшкольную пору и воспроизводит сегодня в своей деятельности. С существеннойдолей уверенности можно утверждать, что сформированные тогда ценностисказываются на поведении и в годы последующей жизни. Поэтому результаты данногоисследования могут в какой-то мере экстраполироваться на характеристики и болеестарших возрастных групп молодежи.
Рассмотримнекоторые итоги нашего анализа. В результате осевого кодирования ответов наоткрытый вопрос «Если бы Вы были руководителем в своем городе/регионе, чтобы Вы сделали в первую очередь для решения социальных проблем?», мы смогливыявить и охарактеризовать ценностные установки учащихся на шкале их отношенияк социальным изменениям, к способам решения социальных проблем современногообщества. Удалось также оценить меру толерантности выявленных установок: ответышкольников позволили определить их гражданские позиции относительно терпимостик разным социальным группам,  тем или иным образом причастным к возникновениюпроблем и социального напряжения. Важно отметить,  что семантический анализспонтанных ответов позволил определить центральные общественные проблемы вмироощущении, восприятии старшеклассников. Ниже приводится классификацияустановок школьников,  в основе которой лежат ключевые убеждения ипредставления учащихся о способах решения социальных проблем, преодолениясоциальной напряженности, инструментах реализации социальных изменений. На базеустановок была определена типология групп школьников (см. табл.). Рассмотрим иххарактеристики подробнее.
«СТРАУСЫ»(21%). Их позицию можно охарактеризовать как отстраненную, пассивную, инертную, безынициативную, отражающую «смиренно-бездействующее», приспособительное,апатичное отношение юного поколения к существующим проблемам социума. Метафора«страус» олицетворяет принцип невмешательства, слабую рефлексию, способ«спрятать голову в песок», уйти от проблем, обособиться,  убежать отреальности, пожать плечами либо опустить руки. Ответы выражают пассивноеотношение респондентов к современным проблемам и векторам собственных действий.Приведем несколько типичных суждений, отражающих эти ориентации:«Предпринимать что-либо бессмысленно», «Всё бесполезно инапрасно; мы не в силах что-либо изменить», «Я никогда не будуруководителем», «Не знаю», «Не задумывался», «Затрудняюсьответить».
«ТАНКИ»(10%). Метафора «танк» характеризует ценностно-поведенческую позициюшкольников как агрессивную, враждебную. Их высказывания свидетельствуют острахах и драматических переживаниях за свою безопасность, благополучие своейсемьи, города, страны.
Классификацияустановок учащихся на решение социальных проблем и типология групп школьников
Ключевоеубеждение Способы достижения социальных изменений Установка Группы школьниковВсе действия и попытки напрасны.
Ничегоизменить нельзя.
Бездействия,смирение,  отстранение Инертнопассивная «Страусы»
Выгнатьвсех «чужих», «инаковых».
Непускать. Ограничить пребывание.
Конфронтация,конфликт, противостояние «мы» и «они»
Социальновраждебная«Танки»
Жесткоконтролировать исполнение закона, наказывать все опасные виды преступности.
Соблюдениезаконов, бескомпромиссная система наказаний за содеянное Защитно-силовая«Прокуроры»
Обеспечитьдостойные условия жизни, базовые материальные блага для удовлетворения основныхпотребностей людей, по их заслугам.
Рабочиеместа, объекты социальной инфраструктуры, базовые материальные благаСоциальноматериальная «Радетели благ»
Бытьчутким к чужим бедам, оказывать социальную помощь нуждающимся (нищим, больным, отчаянным,потерянным).
Культивироватьнравственность, терпимость, уважение, взаимную ответственность, взаимовыручку.
Дотации,трансферты, благотворительность, материально-духовная, психологическая помощь.
Образование,воспитание, просвещение, пропаганда гуманных, общечеловеческих ценностей.
Социальноэтическая«Гуманисты»
Делоне в реформах, не в правителях, а в самих людях.
Толькоони сами могут что-то изменить.
Внутреннийлокус контроля человека, зрелое мировоззрение, осознание личнойответственности.
Рефлексивнофилософская«Философы»
Необходимои возможно решить все социальные проблемы Радикальные меры. Кардинальныереформы и преобразования. Не исключены революционные действия.
Всеохватноидеалистическая«Максималисты»
Подозрительностьи неприязнь, которую в явной мере демонстрируют школьники в своих ответах, являютсяотражением их неготовности принять современность с её множественными различиямив том виде, в каком они существуют сейчас. Часто в их репликах звучатутверждения о крайне неудовлетворительном поведении «чужих», которые якобыне стремятся принять ценности того общества, куда они приехали. Подростков, разделяющихтакую позицию, раздражает поведение «чужих»: они находят в нёмхамство, наглость, вызов, конкуренцию за ресурсы (например, на рынке труда).Склонность разделять радикальную позицию «свои» и «чужие», «мы»и «они» характеризует ориентации данной группы учащихся каквоинственные и конфронтационные. Среди их ответов можно отметить следующуюсемантику высказываний: «Ограничить въезд и проживание в России людей из»проблемных " стран/ «гостей „“, „Жесткоконтролировать миграцию“, „Выгнать из страны/города/села чужих (понациональности, вероисповеданию...)“. „ПРОКУРОРЫ“ (26%). Онипридерживаются убеждений об урегулировании социальных проблем через правовые, жесткие,радикальные (а в ряде случаев — репрессивные) меры, направленные на силовуюборьбу с возникающими катаклизмами социального характера, нарушениями законов, общественнымибеспорядками. Метафора „прокурор“ олицетворяет верховенство закона, правосудия,бескомпромиссную систему наказаний за нарушение социальной гармонии и порядка ив существенной степени отражает здоровое мироощущение, связанное сзаконопослушностью. Приведем несколько характерных для этой группы позиций:»Применять жесткие меры наказания стр. 128 преступников, пересмотревзаконы и уголовный кодекс", «Посадить их всех за решетку! Их место — втюрьме!», «Очистить общество от бандитов!». В сознании данноготипа респондентов отчетливо выражено неприязненное отношение к преступникам, требованиежестко наказывать их. «Ужесточить наказание за аморальное поведение инарушение нравственных норм общественного порядка» (среди групп, демонстрирующихаморальное поведение, старшеклассниками названы: проститутки, пьяницы, наркоманыи пр.). В виде наказаний «прокуроры» предлагают ввести исправительныеработы, жесткую систему штрафов. «Усилить милицейский патруль ипрофилактические меры укрепления правопорядка». Особую рольстаршеклассники отводят предупреждающим девиантное поведение мерам обеспечениябезопасности, справедливо полагая: легче предупредить социальную болезнь, нежелибороться с её последствиями. «Наказать бесчестных чиновников, представителейгосударственной власти», «Навести порядки, провести чистки введомственных организациях, включая кадровые ряды МВД, госаппарата».Такого рода высказывания свидетельствуют о крайне низком кредите доверия(лояльности) к официальной власти, властвующей элите, о неудовлетворенииработой государственных служащих. Доминирующий тезис: установить эффективнуюпорядочную власть, провести соответствующую реформу. «Ликвидироватьнационалистически настроенные движения, разжигающие национальную пропаганду, розньи пр.», «Запретить секты, группировки». Как видим, частьучащихся — сторонники жесткого пресечения социальных движений, действующихнелегально и нелегитимно и провоцирующих очаги потенциально опасныхстолкновений.
«РАДЕТЕЛИБЛАГ» (12%). Представители этой группы в ответах подчеркивали, что решениесоциальных проблем лежит в первую очередь в плоскости достойногожизнеобеспечения людей, преодоления бедности, бытовой, материально-экономическойнезащищенности, что в дальнейшем открывает возможности более высоких мотивацийв иерархии социальных ценностей: «Обеспечить достойный уровень жизни»,«Провести социально-экономические реформы, наладить социальнуюинфраструктуру», «Повысить благосостояние / заработную плату за труд,чтобы люди могли обеспечивать свои базовые потребности (в том числе милиции, врачам,учителям и пр.)». «ГУМАНИСТЫ» (23%). Метафора«гуманисты» отражает ценности, которые сопряжены с гуманистическимиметодами преодоления социальных проблем через диалоги в обществе. Школьникиэтой группы положительно принимают разнообразие окружающего мира (наличие в нёмплюрализма этносов, религий, стилей жизни и т.д.), тяготеют к социально-политическомувосприятию отношений между людьми. Красной нитью в их высказываниях проходятслова о социальной взаимовыручке и принятии «своих» и«чужих», о необходимости оказать помощь потерянным, отчаявшимся, деморализованным.В качестве наиболее привлекательных и результативных способов достижения целейим видится образование, нравственное просвещение, в ряде случаев — пропаганда.Данный подход демонстрирует наличие зрелой гражданственности и высокогоморального самосознания. Среди типичных ответов, выражающих позицию«гуманистов», можно выделить два. Первый олицетворяет, так сказать, снисходительно-жалостливуюустановку: «Оказать социальную помощь нуждающимся (бедным, больным, потерянным...)».Второй свидетельствует о нравственно-просветительской установке респондентов:«Просвещать, поднимать уровень морально-духовного самосознания, образовывать,культивируя гражданское самосознание, терпимость, взаимную поддержку другдругу». «ФИЛОСОФЫ» (1%). Это весьма малочисленная группа (внекотором смысле — подгруппа «гуманистов»). Но мы выделили её вкачестве отдельной, поскольку принадлежащих к ней скорее можно назватьсозерцателями жизни, вольными мыслителями, «мудрецами». Это подросткис ярко выраженным зрелым внутренним локусом контроля — они говорят о приоритетеперсональной ответственности каждого человека, о том, что никакие внешниефакторы в виде реформ, законов, устрашений наказанием, по сути своей, не всилах менять внутреннюю природу человека; каждый должен начать с себя. В основеих суждений лежит следующий тезис: «Многое зависит не от руководителей, аот самих людей». стр. 129 «МАКСИМАЛИСТЫ» (7%). Сужденияпредставителей этой группы характеризуют их позицию как метатеоретическую, идеалистическую,в некотором смысле революционную (словно они готовы броситься на баррикады, защищаяправду). Приведем примеры их высказываний: «Если бы я был руководителем, ябы искоренил все проблемы!», «Решу все проблемы!», «Я везденаведу порядки!». Такая позиция свидетельствует о положительномоптимистичном мироощущении, которое не замкнуто какими-либо ограничениями, барьерами,не обременено социальными стереотипами о возможном и невозможном, досягаемом инедосягаемом. Можно полагать, школьники, в чьих ответах были фразы типа«Все проблемы я искореню!», выражали вполне здоровое для данноговозраста максималистское идеализирование, ощущение полноты собственных сил, чтобыполностью справиться с социальными проблемами. Результаты исследованияпозволяют выделить два яруса жизненных позиций школьников-старшеклассников.Во-первых, подавляющее большинство учащихся демонстрируют активную позицию позатронутым вопросам социальной проблематики (число активно настроенныхсоставляет 79%, к ним можно отнести все типы, кроме группы «Страус»).Большинство респондентов открыто заявляют о своем личном мнении, декларируютсобственные представления о способах преодоления социальной напряженности, обинструментах реализации социальных изменений, которые видятся им наиболееуместными, действенными, предпочтительными. Вместе с тем доля тех, кто совершенноне определился относительно своей гражданской идентичности по обсуждаемойпроблематике, значительна: представляется, что показатель 21%, свидетельствующийо пассивной (приспособительной) гражданской позиции («Страус»), можетбыть расценен как весьма существенный. Во-вторых, имея в виду способы решениясоциальных проблем, социальных изменений, можно выделить следующие их типы (вкакой-то мере условно, ибо в «чистом виде» они не встречаются): 1.Мягкие (гуманные, толерантные) методы (36%). Они присущи группам:«радетели благ», «гуманисты», «философы». 2.Жесткие (радикальные, резкие) методы (43%). Они характерны для таких групп, как:«танки», «прокуроры», «максималисты». Такимобразом, соотношение между мягкими и жесткими способами преодоления сложныхсоциальных ситуаций, социального напряжения характеризуется пропорцией 4:5соответственно. («Страусы» могут быть отнесены к отдельной группе.)Полученные нами сведения, как представляется, могут конкретизировать отношениесовременного молодого поколения россиян к решению социальных проблем исоциальным изменениям в обществе. Отметим, что изучение проблематикипроводилось в период стабилизации российского социума. Для выявления тенденций,вызванных кризисом, необходимы дальнейшие исследования.
Список литературы
1.Козырева П. М. Толерантность и динамика социального самочувствия в современномроссийском обществе. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002.
2.Галкин А. А., Красин Ю. А. Культура толерантности перед вызовами глобализации// Социол. исслед. 2003. N 8. С. 64 — 74.
3.Собкин В. С. Национальная политика России глазами старшеклассника // Этнос.Идентичность. Образование. Тезисы по социологии образования. Т. 4. Вып. 6 / Подред. В. С. Собкина. М., 1998. С. 174 — 205.
4.Шапиро В. Д., Герасимова М. Г., Епихина Ю. Б., Сьянова Н. Б. Подростки июношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания имежэтнических отношений. М.: Институт социологии РАН, 2007. Электронная версияпубликации размещена по ссылке: ww/isras/ru/INAB_2007 — 3html
5.Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическаяпсихология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогическихвузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. С. 171 — 185.
6.Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ.высш. учеб. заведений. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр«Академия», 2007. С. 464 — 490. стр. 130
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ecsocman.edu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.