Реферат по предмету "Философия"


Основные этапы развития русской философской мысли и ее особенности

Реферат на тему:
«Основные этапы развития русской философскоймысли и ее особенности»

Содержание
Русская философия прошла долгий путь своего развития, вкотором можно выделить следующие этапы
Славянофилы и западники
Материализм в русской философии середины XIX в.
Русское почвенничество
Русский консерватизм
Русский космизм
Философия всеединства Владимира Соловьёва
Список литературы 
Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделитьследующие этапы
1. XI в. — первая половина XVIII в. — постановка философских проблеми поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всегорелигиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.).
2. Вторая половина XVIII в.- первая четверть XIX в. — распространениефилософии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени,что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философскоймысли.
3. Вторая четверть XIX в. — начало XX в. — становление и развитиесамобытной русской философии.
4. после 1922 года — философия русского зарубежья.
При характеристике особенностей развития философии в России необходимо,прежде всего, учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскимибыли крайне неблагоприятными. В то время когда в университетах Германии свои философскиесистемы излагал Кант, Шеллинг, Гегель и другие мыслители, в России преподаваниефилософии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшем никакогофилософского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственнойвласти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебныхзаведений князя Ширинского-Шихматова «Польза философии не доказана, а вредвозможен».
С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поискови ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность, поэтомутрудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистымтеоретизмом и не откликался бы на животрепещущие проблемы.
С другой стороны — эти же условия привели к такому ненормальномудля самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политическиеустановки приобретали доминирующую роль и сами эти учения оценивались прежде всегос точки зрения их «прогрессивности» или «реакционности»,«полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем.Поэтому те учения, которые хотя и не отличались философской глубиной, но отвечализлобе дня, имели широкую известность.
При характеристике особенностей русской философии нужно учитыватьтакже культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В России в ходеее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственнотипов философствования: рационалистического западноевропейского и восточного, византийского,включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание двух различныхтипов мышления проходит через всю историю русской философии.
С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности.Основной темой, определившей специфику русской философии, стала тема России, постижениесмысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема самого человека,его судьбы и смысла жизни.
Философскаямысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации.В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законеи благодати», в котором развивает богословеко-историческую концепцию, обосновывающуювключенность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественногосвета. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развитиянравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православияРуси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле являетсясозданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыряФилофея о «Москве как третьем Риме».
Оригинальныепоиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Эти поискипроходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала вниманиена самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразиемрусской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию впроцесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, чтопоскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должнаучиться у Запада и пройти тот же исторический путь.
Третий этап приходится на вторую половину XVIII в — первую четверть XIX в. В это время характерно распространение философии в Россиив форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлосьбез известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.
 Славянофилы и западники
Вообще, становление самобытной русской философии начиналось с постановкии осмыслении вопроса об исторической судьбе России. В напряжённой полемике конца30-х гг. XIX века о месте России в мировой истории оформилось славянофильство изападничество как противоположные течения русской философской мысли.
Главнаяпроблема, вокруг которой, завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующимобразом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы,и особенность России заключается лишь в её отсталости или же у России особый путьи её культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложилисьальтернативные концепции русской истории.
Славянофилы в своей трактовкерусской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни,делали упор на самобытный характер развития России, тогда как западники основывалисьна идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса, и полагали неизбежнымдля России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа.
Лидерамибыли Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856),Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Юрий Фёдорович Самарин (1819-1876) — выступилис обоснованием самобытного пути развития России.
Изучение истории у славянофиловбыла направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс.Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатическиеусловия, ни сильная личность, а только сам народ как «единственный и постоянныйдействователь в истории. Славянофилы считали, что экономические, политические идругие факторы вторичны и сами определяются более глубоким фактором — верою, обуславливающейисторическую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только верасоздаёт народ, но и народ создаёт веру. Православие в концепции славянофилов выступалакак духовная основа всей русской жизни:». проникая во все умственные и нравственныеубеждения людей, оно невидимо вело государство к осуществлению высших христианскихначал, никогда не мешая его развитию". В истории России произошло слияние духовныхценностей православия с народной жизнью.
Величайшаязаслуга славянофилов заключается в том, что они стали рассматривать нацию как духовноеявление.
Влияниеславянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условияхв послереформенной России прямым продолжением славянофильства выступил почвенничество.
Как идейноетечение общественно" мысли западничества не было единым и однородным. Средизападников, к которым относятся Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), Александр ИвановичГерцен (1812-1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), и др. были мыслителисамых равных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы.
 Материализм в русской философии середины XIX в.
В 40-ег. XIX в. материалистическое направление в русской философии было представлено преждевсего трудами Герцена. Как и большинство русских революционных демократов, Герценв своём духовном развитии прошёл сложный путь исканий — от глубокого увлечения философиейГегеля, до материализма Фейербаха.
В 60-егг. эти же идеи получили своё, дальнейшее обоснование в работах Д.И. Писарева. Такжев это время, на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболееактивной из которых была разночинная интеллигенция. Признанным её лидером был НиколайАлександрович Добролюбов (1836-1861). Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженныйреволюционно-демократический характер. Они находились в резкой оппозиции к правительству,боролись за освобождение личности против власти общества, опираясь при этом на материализми науку.
 Русское почвенничество
Как уже говорилось, прямымпродолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX века было почвенничество, представленноетрудами Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864), Никола Николаевича Страхова(1828-1896), Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Фёдора Михайловича Достоевского(1821-1881).
Почвенничество,по определению Григорьева, характеризовалось «восстановлением в душе новой,или лучше сказать, обновлённой верьте грунт, в почву, в „народ“. Верав народ, в развитие на собственной почве сочеталось со взглядами на историю какна спонтанный органический процесс, принципиально не поддающийся рационализации.
В серединеXIX века представления об уникальности каждого общества и его культуры, несводимостиих к какому-то единому образцу буквально носились в воздухе, о чём свидетельствуетразработка этих идей в западноевропейской и русской социально-философской мысли.Вообще, впервые мысль о принадлежности Западной Европы и России к разным типам культурвысказал М.П. Погодин. Европу он рассматривал как наследницу культуры Западной Римскойимперии, а Россию — как наследницу культуры Восточной Римской империи — Византии.
 Русский консерватизм
Преждечем приступать к конкретному рассмотрению русского консерватизма, нужно предварительновыявить то содержание, которое вкладывается в понятие „консерватизм“.В данном случае под консерватизмом будут пониматься социально-философские концепции,обосновывающие необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся формгосударственной и общественной жизни, её моральных, правовых, религиозных и семейныхоснов.
Идеологиярусского консерватизма наиболее ёмко выражена в формуле графа С.Г. Уварова»Православие. Самодержавие. Народность", на публицистическом уровне обосновываласьМихаилом Никифоровичем Катковым (1818-1887), на философском уровне КонстантиномНиколаевичем Леонтьевым (1831-1891) и дали развёрнутое теоретическое обоснованиесамодержавной власти как единственно возможной и высшей формы государственной властив России. По их мнению, только самодержавная власть обеспечивает целостность и устойчивостьРоссии.
 Русский космизм
Одним из наиболее оригинальныхнаправлений в русской философской мысли конца XIX — начала ХХ веков является такназываемая космическая философия, или как её чаще именуют русский космизм.
Попытаемсяв нескольких фразах сформулировать суть этого течения. Русский космизм есть учениео неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и егобезграничных возможностях по освоению космоса. Проблематикой русского космизма активнозанимались такие мыслители, как Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, Н.А. Наумов, К.Э. Циолковский,П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, Л. Чижевский. Все они являются незаурядными учёными,гордостью нашего отечества.
Учениерусских космистов оказало плодотворное влияние на последующее развитие философиии естественных наук, это учение имеет своих сторонников и в наши дни. Так, в последниегоды стали проводится «Фёдоровские чтения». Существуют, хотя и немногочисленныеобъединения «Прометей» и «Федерация общего дела». А если идеиживут и имеют своих верных сторонников, значит они не являются достоянием тольколишь истории философской мысли.
 Философия всеединства Владимира Соловьёва
ВладимирСоловьёв (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. О размахеи разносторонности интересов Соловьёва можно судить по многочисленным его произведениям.
Основныеположения своей философии он излагает в первых своих работах: диссертации«Кризис западной философии» и докторской диссертации «Критика отвлечённыхначал». Онтологию и гносеологию всеединства Соловьёв излагает в основном в«Философских началах цельного знания», а также в работе «Первое началотворческой философии».
Философияи наука (по Соловьеву имеют свою ценность в единстве, с религиозной верой: знаниеа реальном мире даётся наукой, об идеальном мире — философией, о Боге — только верой.Цельное знание, у Соловьёва, выступает как синтез науки, философии и веры. Но Соловьёвставил веру выше разума, только в религиозной вере он видел: вышний,объединяющий тип познания.
Соловьёвимел многогранные увлечения — христианская философия, буддизм, неоплатонизм. Егоинтересовали философские построения Канта, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, философскиеидеи Чаадаева, славянофилов и др. он был в курсе научных открытий.
Объединяявсё многообразие жизни в своей философии всеединства, он своеобразно интерпретировалэволюционную теорию Дарвина. У него мир в своём развитии проходит через два этапа:первый (до человека) — эволюция природы, второй (деятельность человека) — история.Конечным результатом развития мира является утверждение Царства Божьего, воссоединениемира со своим творцом — Богом, т.е. восстановление всеединства.
Религиозно-идеалистическиеидеи Соловьёва были восприняты Бердяевым, Булгаковым, Карсавиным, Лопатиным, Франкоми др. русскими мыслителями. Но в России философия Соловьёва: нашла понимание лишьв узком кругу интеллигенции, церковь и официальные власти относились к ней негативно.Царствовавший Александр III признал Соловьёва «чистейшим психопатом».
Нет однозначного,да видимо, и не может быть отношения к философским построениям Соловьёва и в нашевремя. Отмечая оригинальность философской системы Соловьёва, её своеобразие, исследователивысказывают различное отношение к ней в зависимости от своих общественных позиций.
Русскийфилософский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философииначала нынешнего века, базировался на двух основных идейных источниках, на предшествующемразвитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой — на длительномпроцессе развития отечественной философской мысли. Будучи тесно связанной с линиейразвития национальной философии, русская религиозно-идеалистическая философия началаXX века, как бы следовала по пути славянофильства. Однако она отличалась от негоположительной оценкой современных им исканий западной философской мысли. Представителиэтого направления, их труды, несмотря на присущие им особенности своего времени,представляют непреходящий интерес, я имею в виду познавательный. Это Василий ВасильевичРозанов (1856-1919) был в высшей степени оригинальным философом. По мнению Горького,Розанов был гениальным человеком, замечательным мыслителем и превосходным писателем.
НиколайАлександрович Бердяев (1874-1948) был самой яркой личностью в русской философииXX века. Для Запада, где он жил значительную часть своей жизни, он стал главнымвыразителем духа русского религиозного Ренессанса. Бердяев обладал исключительнымдаром синтеза различных философских идей. Его творчество — результат самых разнообразныхвлияний; Достоевского, Соловьёва, Канта, Маркса, средневековых мистиков. Постоянноевнимание к чужим идеям сочеталось с таким даром синтеза, что в его творчестве чужиеидеи, будучи: переварены в собственном, котле принимали особый «бердяевский»оттенок.
Лев Шестов(1866-1938) родился в Киеве. Большую часть жизни провёл за рубежом в Швейцарии иво Франции Шестова отличает исключительное литературное дарование. Он пишет не толькос редкой для философа простотой, но и увлекательно. Основное его стремление — утвердитьрелигиозную философию, основанную на вере. Библейская философия, считал Шестов,много глубже и проникновеннее современной философии. Он был одним из ярких представителейрусской экзистенциональной философии, исследующей проблемы существования человека.
Концепциявсеединства, начала которой было положено В. Соловьёвым, получила дальнейшее развитиев трупах его последователей, прежде всего, Флоренского (1882-1937). Другим крупнымпродолжателем идей Соловьёва был С.А. Булгаков (1871-1944). Также известным последователемфилософии Соловьёва был С.Л. Франк (1877-1950).
Среди мыслителей, которые начинали своютворческую деятельность в условиях «серебряного» столетия русской культуры,видное место належит Николаю Онуфриевичу Лосскому (1870-1965 гг.).
Философская эволюция Лосского определяетсяпостепенным, но беспрерывным движением от абстрактного и гносеологического интуитивизмак интуитивиской онтологии и религиозным идеалам. Последние десятилетия жизни М.В Лосский — это религиозный (православный) мыслитель, объектом философского интересакоторого есть духовные ценности, пронизанные идеями трансцендентного.
Философское наследство Лосского, каки Бердяева, очень большая. Основными его работами есть: «Основные учения психологиис точки зрения волюнтаризма» (1903 г.), «Мир как ограниченное целое» (1917 г.), «Основные вопросы гносеологии (сборник статей)» (1919 г.), «Логика» (1923 г.). «Сборник задач из логики» (1924 г.), «Обоснования интуитивизма» (1924 г.), «Свобода воли» (1927 г.), «Условия абсолютного добра (основы этики)» (1931 г.), «Диалектический материализм в СССР» (1934 г.), «Чувствительная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938 г.), «История русской философии» (1951 г.)., «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953 г.) и др.
Главная задача философии Лосского усматривалв построении теории о мире как единое целое. Свою теорию познания он называет интуитивизмом.Этим словом он называл учение о том, что познанный объект, даже если он есть частьювнешнего мира, непосредственно включается сознанием субъекта в лицо и рассматриваетсякак существующее независимо от акта познания. Подобного рода созерцания других сущностейтакими, которыми они являются сами по себе, возможное потому, что мир есть определенныморганическим целым, а познаваемый объект, индивидуальное человеческое «Я»есть вневременным и позапространственным бытием, которое тесно связано со всем миром.Отношения субъекта к другим сущностям в мире, которое делает интуицию возможной,Лосский называет гносеологической координацией.
В соответствии с теорией интуиции, считаетЛосский, чувствительные качества объекта — цвета, звуки, тепло и т.д. — есть транссубъективными,другими словами, належат к реальным объектам внешнего мира. Они рассматриваютсякак рациональные и субъективные качества последователями причинно-наследственнойтеории восприятия, в соответствии с которой стимулирования органов ощущения лучамисвета, воздушными волнами и потому подобными факторами, есть причиной, которая создаетсодержание восприятия.
Вслед за Бергсоном, Лосский считает,что память — это непосредственное созерцание субъектом прошлого. Итак, отмечаетон, иллюзии и галлюцинации можно истолковать как субъективный синтез в транссубъективныхданных минувшего опыта.
Лосский употребляет срок «идеальноебытие» в том значении, которое предоставляло нему Платон. Он считал, что этобытие не имеет ни пространственного, ни временного характера. Оно включает в своесодержание общие понятия таких отношений, как, например, связь между качеством иего носителем, количественные формы и отношения (число, единство). Явления и формы,которые существуют в пространстве и времени, Лосский называет реальным бытием. Реальноебытие, считал он, может возникнуть и иметь систематизированный характер лишь наоснове идеального бытия. Для того чтобы обратить внимание на особенности своегопонимания бытия, Лосский называет свою теорию идеальным реализмом. Он считал, что,кроме идеального и реального бытия, существует еще металогическое бытие, то естьбытие, которое выходит за пределы законов логики. Идеальное бытие — это объект интеллектуальнойинтуиции (созерцания). Оно рассматривается непосредственно, так как оно есть в самомсубъекте. Отсюда делается вывод, который дискурсивное мышление не является возражениеминтуиции, а ее разновидностью. Металогическое бытие есть объектом мистической интуиции.
Основоймира, подчеркивал Лосский, есть принцип, который находится вне мира, по тот егосторону. Этот принцип несравнимый с миром. Это не ум, так как он — вне ума, этоне личное, так как есть вне личности. Даже срок «абсолют» не выражаетсути этого принципа, так как Абсолют соотносится с относительным, космическим бытием.Другими словами, принцип, о который идет речь, есть целиком свободным от мира. Мирне может существовать без данного принципа, но этот принцип существует вне мира.В религиозном опыте Бог раскрывает себя не только как абсолютная полнота бытия,но и как высшая, абсолютно совершенная ценность, как благо или, точнее, высшее благо,а именно: красота, любовь, добропорядочность, истина.
Ценности жизни нивелируются, когда человек проявляет эгоизм. Некоторые людина пути к совершенству стремятся к абсолютной полноте бытия, больше того, к благамвсего мира, стараются достичь своей цели и подняться над другими существами и дажеГосподом Богом, считая, что они могут привести в порядок мир лучше, чем это сделалТворец. Преследуя недосягаемую цель, они на каждом шаге терпят поражение, котороевызовет в них злость, ненависть к Богу. Эгоизм, гордыня отдаляют нас от Бога, обесцениваюткак человека и лицо. Творческие силы человека-эгоиста постепенно угасают, если онавыступает против Бога, если ее целые гармонично не совпадают с Божьей волей и основами,которые выраженные в моральных предписаниях Библии.
Философия Лосского была апогеем русской философии в диаспоре.Хотя и уступала она авторитету Бердяева и Шестова, но творчески углубила, расширилавсе те узловые проблемы, которые были поднятые в западноевропейском интуитивизмеи персонализме, тем самым удостоверив высокий уровень русской философской мыслив мировом философском процессе.
Русская философская мысль — органическая часть мировой философиии культуры. Русская философия обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская,хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко рациональный характер. Известныйисторик русской философской мысли Зеньковский отмечал, что философия нашла в Россиисвои пути — «не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, новсе же живя своими вдохновениями, своими проблемами…». В XIX в. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли. Далееон отмечает, что русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозноеначало) и не космоцентрична (хотя и чужда натурфилософским исканиям), а прежде всегоантропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: «онабольше занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории».Эти же особенности русской философской мысли отмечали и такие исследователи русскойфилософии, как Введенский, Бердяев и др.
Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самымиразличными направлениями и школами, в ней при решении философских проблем доминировалитворчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенностьк историческим судьбам России, на место русского народа в семье европейских народов.Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душурусского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.
Список литературы
1. Радугин А.А. Философия: курс лекций. — М., “Центр”, 1997.
2. Спиркин Ф.Г. Философия. Пособие для вузов. — М, 1998.
3. Філософія: Навч. посібник. За ред. І.Ф. Надольного. — К., 2001.
4. Філософія. Підручник. За ред. Бичко та ін. — К., 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности саморегуляции подростков с различными типамиреагирования в конфликтных ситуациях
Реферат Venezuela Essay Research Paper VENEZUELAVenezuela is a
Реферат Какие права есть у налогоплательщика во время налоговой проверки
Реферат Оптимізація хірургічного лікування катаракти й глаукоми методом факоемульсифікації в поєднанні з
Реферат Методы исследования мочевыводящей системы. Исследование в гинекологии и акушерстве
Реферат Изучение экстремального состояния организма
Реферат Национальная валютная система
Реферат Типы биотических отношений
Реферат Красный плоский лишай клиника, диагностика, лечение
Реферат Маржинальная себестоимость: особенности расчета
Реферат Агрегирование (aggregation) соединение отдельных единиц или данных в единый показатель
Реферат Стиль рококо. Содержание "Домостроя". Христианские и мусульманские праздники
Реферат Планирование работы обслуживающего хозяйства
Реферат Стальной открытый навес в г. Темрюке
Реферат Аналіз українського ринку побутових насосів