Реферат по предмету "Туризм"


диплом по туризму

Введение Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом сто-летия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Турим оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления


и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религи-озные и политико-правовые. Всемирная туристская организация (ВТО) подвела итоги 1999 года. Число туристов, путешествующих за границу составила 657 млн. человек.


Общий доходы государств от туризма в 1999 году составили 455 млрд долларов США, в том числе 75 млрд. долларов получили США, 2502 млдр. Долларов – Испания, 31 млрд. долларов – Италия и 24 млрд. долларов – Франция. По прогнозам экспертов ВТО, число туристических поездок в мире к 2010 году достигнет миллиарда туристских прибытий, из которых 546 млн. придется на


Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионов в целом. На развитие туризма в мире оказывают влияние научно-технический прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов.


Туризм - один из немногих устойчиво развивающихся видов отечест-венного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизне-сом не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом, туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а так


же (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций. Для развития выездного туризма в России существуют объективные предпосылки: открытость для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поделенный и очень перспективный рынок. На основании всего вышеперечисленного особую важность приобретает изучение Кавказских Минеральных Вод как одного из сегментов туристского рынка


России, это делает тему «Состояние и перспективы развития туризма в регионе Кавказских Минеральных Вод» особенно актуальным. Целью данной работы является изучение состояния и перспектив развития рынка туризма в регионе КМВ. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:  Определить место туризма в экономике региона;  Изучить состояние дел в туристской сфере региона; 


Выявить перспективы развития этого вида деятельности в регионе. В ходе работы использованы материалы ЗАО «Ставропольинтур», Администрации КМВ, данные периодический печати. Теоретической базой работы явились труды отечественных и зару-бежных исследователей. 1. Экономика туристской отрасли 1.1 Место туризма в экономике страны В настоящее время в


России работают более 15000 организаций осно-вой деятельностью которых является туризм, и более 35000 – туризм в том числе. С созданием новой рыночной инфраструктуры туризма успешно решаются вопросы пополнения государственного бюджета за счет туристической деятельности, демонополизации отрасли, стимулирования развития других отраслей народного хозяйства (торговли, транспорта, связи, производства товаров народного потребления), а также конституционных прав граждан на отдых.


Туризм – одна из динамично развивающихся отраслей России, хотя его государственная поддержка производства по остаточному принципу. В туристической индустрии с 1991 по 1996 годы создано и сохранено около 600 тыс. рабочих мест. По данным Всемирной туристической организации (ВТО) комплекс-ное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию 9 новых рабочих мест, стоимость создания которых в несколько раз ниже, по сравнению с другими


отраслями народного хозяйства. В ближайшие 10 лет туризм оста-нется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах. От 2,2 до 3,3 млн. дополнительных рабочих мест могут быть созда-ны уже в ближайшее время в этом секторе. Каждый год число вакансий в туристической отрасли увеличивается на 1 %, что делает туризм крупнейшим производителем рабочих мест в Ев-ропе наравне с телекоммуникационной и мультимедийной отраслями.


По мнению экспертов Европейской комиссии (ЕК) в период до 2010 года интер-национальный туризм будет развиваться интенсивнее, чем туризм внутри стран континента. Европа планирует принимать к 2010 году 527 млн. тури-стов. Прирост числа прибылей по сравнению с 1995 годом должен составить 60%. С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части услуг – в более быстрой


окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся от-раслей мирового хозяйства, на которую приходится около 6 % мирового ва-лового национального продукта, 7 % суммарных капитальных вложений, 11 % мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. К 1995 году каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на туризм.


На долю международного туризма приходится около 7% от мирового экспорта. В абсолютном выражении это уступает только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. Рост туристической активности (по данным ВТО), измеряемый в чис-ленности прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслуживания (в процентах), представлен в таблице 1.1.1. Таблица 1.1.1 Рост туристской активности Период Рост числа прибытий туристов, %


Рост доходов от обслужи-вания туристов, % 1990 – 1995 г.г. 2,5 3,0 1995 – 2000 г.г. 4,0 5,0 2000 – 2010 г.г. 3,0 4,0 При этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому результату. С учетом данных предпосылок, удельный вес туризма по прогнозам ВТО достигает 11 – 12%. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства,


торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д. Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 15 – 35 % (Венгрия, Чехия,


Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испания, Португалия). Испанию посетило в 1995 году более 70 млн. туристов, что намного больше собственного населения страны. Италия получила от туризма в 1995 году более 25 млрд. долларов. Граждане Германии в 1994 году совершили рекордное число туристских поездок за рубеж – 65 миллионов (США – 47 миллионов). В туристической индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит


к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. временной промежуток между ростом спроса на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный. Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (для обслу-живания одного туриста требуется 9 человек). Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны


пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитии данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифициро-ванных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о


России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока. В 1994 году дефицит платежного баланса туристской отрасли России составил около 8 млрд. долларов, т.е. прибыль рот выездного туризма 4 млрд. долларов не покрыла вывезенных туристами 12 млрд. долларов. В 1995, 1996 годах экономика отечественного туризма постепенно стабилизируется. Меняется и отношение государства к туризму.


В 1995 году принят Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации». Разработана федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», а также создана Национальная туристская корпора-ция. В рамках стран СНГ принят законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма». По прогнозам, в ближайшие 10 – 15 лет туризм мы бы оказать значительное позитивное


влияние на экономику страны и ее крупных городов. Например, к 2005 году число прибытий иностранных туристов в Москву может достичь 10,6 млн. человек, валютные поступления при этом могли бы составить 2,4 млрд. долларов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, мо-жет стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового на-ционального дохода России. По данным Госкомстата РФ в 1995 году в России побывало 10 млн.


290тыс иностранных граждан, что в 2,2 раза больше, чем в 1994 году. Из них из стран дальнего зарубежья прибыло 4 млн. 506,5 тыс. человек (43,8%) из стран СНГ – 4 млн. 979,3 тыс. человек (48,4%) из стран Балтии – 804,3 тыс. человек (7,8%). Таблица 1.1.2 Рост прибытий в 1995 году 1994, чел. 1995, чел. Прирост, % Из стран дальнего зарубе-жья 2650882 4506500 170


Из стран СНГ 1345757 4979300 370 Из стран Балтии 618692 804300 130 Структура поездок в Россию иностранных граждан по целям поездки выглядит следующим образом:  Служебные – 2899,0 тыс. человек (28,2%)  Туризм – 1837,0 тыс. человек (17,9%)  Частные – 3903,1 тыс. человек (37,9%)  Транзит и обслуживание транспорта – 1651,1 тыс. человек (16%)


Диаграмма 1.1.1 Структура поездок в Россию иностранных граждан В 1995 году по сравнению с 1994 годом с целью туризма Россию по-сетило в 1,9 раза больше из стран дальнего зарубежья, в 10,3 раза – из стран СНГ и в 3,3 раза – из стран Балтии. Таблица 1.1.3 Основные страны по въездному туризму в 1995 году Страна Количество (тыс. чел.) Украина 2031,3 Финляндия 1276,3


Беларусь 1178,2 Польша 666,1 Грузия 521,0 Литва 440,7 Китай 390,5 Армения 330,3 Германия 322,7 Азербайджан 285,5 По туристическим визам в Россию из всех стран мира в 1999 г. было отмечено 4502,1 тыс. прибытий, что на 2257,8 тыс. больше, чем за 1998 г. Прирост составил 100,6 %. Из стран дальнего зарубежья прибыло 2088,3 тыс. человек – на 203,8 тыс. больше чем за 1998 г.


Число прибывших из стран СНГ, воспользовавшихся услугами турфирм увеличилось на 2054,3 тыс. человек, т.е. выросло в 6,7 раза. Доля туризма в общем мировом потоке оставила 26,3 %, в потоке из стран дальнего зарубежья – 28,9 %, из стран СНГ – 24,5 %. При этом на стра-ны, вошедшие в первую десятку приходилось 92,3 %. Таблица 1.1.4 Основные страны, поставщики в Россию организованных туристов Страна Число прибытий (тыс. человек) 1 2 Украина 2358,8


Польша 977,8 Финляндия 311,9 Китай 135,5 Германия 105,5 Литва 63,3 США 61,2 Франция 54,5 Латвия 48,1 Эстония 39,8 Монголия 38,3 Великобритания 27,9 Таджикистан 24,3 1 2 Италия 23,3 Япония 18,8 Швеция 16,7 Израиль 14,0 Нидерланды 11,6 Южная Корея 11,4 Турция 11,2 В 1998 году по въездам в


Россию лидировала Польша. В 1999 году она уступила свою позицию в рейтинге Украине даже при увеличении числа туристов на 61,8 % (373,7 тыс. чел.). число прибытий по турвизам из Украи-ны увеличилось в 19,4 раза, или до 2237,2 тыс. чел. Из Литвы поток туристов увеличился на 22,2 % (11,5 тыс. прибытий), Латвии – на 34,9 % (12,4 тыс.), Эстонии – на 89,7 % (18,8 тыс.).


Таким образом, все государства Балтии вошли в первую десятку стран. Кроме стран Балтии можно отметить рост числа туристических прибытий из Японии на 13,9 % (2326 человек), Швеции – 5,7 % (897), Израиля – на 11,5 % (1457), Южной Карее на 48,4 % (3809). Число туристов из остальных стран двадцати сократилось.


Диаграмма 1.1.2 Распределение числа прибытий с целью туризма из всех стран мира за 1999 год 1.2 Классификация видов туризма и факторы влияющие на него Для того, чтобы дать наиболее полную классификацию видов современного туризма, необходимо использовать наиболее существенные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма, в частности, национальная принадлежность туризма; основная потребность, удовлетворение которой обуславливает туристическое путешествие;


основное средство передвижения, используемое в путешествие; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; организационные формы; основные принципы формирования цены турпродукта и т.д. I. К основным видам туризма. Формирующимся в зависимости от национальной принадлежности относят национальный (внутренний) и международный (внешний) туризм. Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на активный и пассивный, или иначе въездной и


выездной туризм. II. В зависимости от потребности, обуславливающей туристское путешествие, различают следующие виды туризма: 1. Лечебный (медицинский туризм). В основе этого вида туризма лежит потребность в лечении различных заболеваний. Ле-чебный туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на человеческий организм, например: климатолечение, бальнеолечение, морелечение, грязелечение, плодолечение,


молоколечение и т.д. Зачастую при лечении могут использоваться несколько видов воздействия, в таких случаях вид туризма определяет основное средство воздействия на ор-ганизм отдыхающего. 2. Рекреационный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность в восстановлении физических и душевных сил человека. Этот вид туризма отличается большими разнообразием. Так, например, рекреационный туризм может включать следующие программы: 


Зрелищно – развлекательные (театр, кино, карнавалы, яр-марки, дни города, фестивали);  Занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.);  Обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство, ремес-ла и т.п.);  «этнические» и бытовые (связанные с изучением нацио-нальной культуры и нетрадиционного быта);  туристско-оздоровительные (включая маршруты с активными способами передвижения, купальные, горнолыжные


и т.д.). 3. Спортивный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность двух видов, в связи с чем различают два подвида спортивного туризма:  активный (основой является потребность в занятиях каким – либо видом спорта);  пассивный (основой является интерес к какому – либо виду спорта, т.е. путешествие с целью посещения соревнований или спортивных игр). 4. Познавательный туризм. Основой данного вида туризма является потребность в расширении знаний по


различным на-правлениям. К данному виду туризма можно отнести экологический туризм. Программы экотуров предполагают посещение охраняемых природных территорий. 5. Туризм с деловыми целями. К данному виду туризма относятся поездки с целью установления или поддержания деловых контактов с различными партнерами. 6. Конгрессный туризм. Туристические поездки с целью участия в различных мероприятиях, в том числе: конференциях, симпозиумах,


съездах, конгрессах и т.д. Интенсивное развитие данного вида туризма привело к созданию ряда международных организаций полностью специализирующихся на проведении международных деловых и научных мероприятий, например, Международный союз организаторов конгрессов. Специализация турфирм на данном виде туризма обусловлена объективной закономерностью дальнейшего международного разделения труда, в том числе и в сфере туризма. В


США конгрессный туризм приносит ежегодно свыше 40 млрд. долларов дохода. Большим преимуществом конгрессного туризма является то обстоятельство, что он может реализовываться в несезонный период. ин-терес туристской индустрии к данному виду туризма объясняется прежде всего тем, что проведение конгресса, предоставление мест размещения, обеспечение питанием, экскурсионным обслуживанием) так и специфических услуг. Специфика турпродукта конгрессоного туризма состоит в необходимости предоставления


большого объема разнообразных услуг, выходящих за рамки традиционных. Основные трудности при организации конгрессного обслуживания связаны с необходимостью выпуска значительного количества печатной продукции (тезисы докладов, приглашения, информационные письма и т.д.), необходимостью предоставления такого рода услуг как: регистрация участников конгресса, переговоры, техническое обеспечение, спец мероприятия, деловые встречи и т.д а также организации до – и после конгрессных туров.


Расходы участника конгресса, как правило, значительно превышают расходы обычного туриста, следовательно, при увеличении свободного времени участников за счет оптимальной организации, а также оплате деловой части направляющим учреждением, возможно комбинирование поездки на конгресс с различными туристическими программами. 7. Культовый (религиозный) туризм. Этот вид туризма основан на религиозных потребностях людей различных конфессий. Культовый туризм подразделяется на два подвида:  посещение культовых


сооружений в религиозные праздники;  посещение святых мест с целью отпущения грехов. 8. Ностальгический туризм. Данный вид туризма основан на по-требности людей в посещении мест в области исторического проживания. 9. Транзитный туризм. В основе транзитного туризма лежит потребность пересечения территории одной страны, с целью посещения другой. 10. Самодеятельный туризм. Этот вид туризма объединяет любителей активного отдыха, занимающихся лыжным,


горным, водным туризмом и т.д. Отличительной особенностью данного туризма является потребность участвующих в нем в само-организации. Организацией туров занимаются не туристические фирмы, а сами туристы совместно с туристско-спортивными клубами и союзами. Разумеется, на практике очень часто имеют место комбинированные туры, сочетающие в одном путешествии несколько видов туризма, обусловленных различными потребностями туристов, например, рекреационный с познавательным, спортивный с рекреационным и т.д.


Однако, при анализе туристической деятельности необходимо выделять основные потребности, послужившие побудительным мотивом к путе-шествию. III. В зависимости от транспортных средств, используемых на тури-стическом маршруте, различают следующие виды туризма: 1. Туристы на собственном транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам туристической системы или непосредственно туристической организации.


2. Транстуры на арендованном туристском транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным организациям, ис-пользующемся туристскими организациями на правах аренды (по договору) на срок, определенный сроком действия тура. В качестве арендованного специализированного транспорта туристские орга-низации используют морские и речные теплоходы, самолеты, специальные составы туристско-экскурсионных предприятий. 3. Туры на личном транспорте туристов – специально разработанные индивидуальные или групповые туры


для автомобилей (владельцев личных автомобилей) с предоставлением туристам всех видов ус-луг по маршруту (проживание в автокемпингах, питание, экскурсии, досуг, авторемонт и т.д.), кроме проезда. IV. В зависимости от способа передвижения виды туризма подразде-ляются: 1. Автомобильный туризм. Этот вид туризма бурно развивается со второй половины двадцатого века. В настоящее время он получил наиболее широкое распространение.


2. Железнодорожный туризм. Этот вид туризма развивается с сороковых годов 19 века. Относительная дешевизна железнодо-рожных билетов делает его доступным менее обеспеченным слоям населения. В настоящее время обостряется конкурентная борьба между железнодорожным и другими видами транспорта. 3. Авиационный туризм. Данный вид туризма является наиболее перспективным, так как обеспечивает экономию времени при доставке туристов к местам посещения. В течении 20 лет (с 1960 по 1980 годы) удельный вес


авиатранспорта, используемого в туризме вырос в три раза. Авиационные туры подразделяются на групповые туры с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний и спецавиарейсы с полной арендой самолета для специальных туристских перевозок. 4. Теплоходный (водный) туризм. При данном виде туризма маршруты организовываются на теплоходах речных и морских па-роходах. Морские маршруты бывают: круизные (путешествия на арендованных судах продолжительностью


более суток). Они могут быть как с посещением портов, так и без посещения. Речные маршруты – с использованием судов речных пароходств. Имеют подвиды: туристско-экскурсионные рейсы – это путешествия на арендованных речных судах продолжительностью более одних суток и экс-курсионно-прогулочные – поездки экскурсантов с целью ознакомления с памятными и историческими местами и отдыха, продолжительностью не более 24 часов.


Для организации крупных и туристско-экскурсионных рейсов используются в основном комфортабельные теплоходы. Для организации экскурсионно-прогулочных и прогулочных рейсов могут использоваться как теплоходы, так и малый флот (речные трамвайчики, ракеты, катера, катамараны и др.). Преимущества водного туризма на комфортабельных теплоходах заключается в том, что туристы обеспечиваются средствами размещения, питания, спорта, развлечений и т.п. на корабле.


5. Автобусный туризм. При данном виде туризма путешествия организовываются с использованием автобусов, в качестве сред-ства передвижения. Автобусные туры могут быть обычными туристско-экскурсионными (с предоставлением всех видов услуг, предлагаемых транспортным туром – проживание, питание, экскурсионное обслуживание) и так называемый «автобусы здоровья» - прогулочные (автобусы одного дня). 6. Велосипедный туризм. Этот вид туризма доступен для использования достаточно ограниченному контингенту


туристов. 7. Пешеходный туризм. Данный вид туризма получил наибольшее распространение во внутреннем туризме. Следует отметить, что на практике очень часто при одном туристском путешествии используется несколько видов транспорта, например, самолет – автобус, железная дорога – автобус и т.д такие виды туров называются комбинированными. V. В зависимости от средств размещения туристов различают сле-дующие виды туризма: 1. Туризм в отеле. 2. Туризм в мотеле.


3. Туризм в пансионе. 4. Кемпинговый туризм. 5. Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д. Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала. Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на ок-раине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосер-вис и т.д.) Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют клиентам


жилье в одном или нескольких номерах, со-путствующие услуги и автономную кухню. Кемпинги, туристические деревни, турбазы – это помещения, расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов. Туристические деревни – это сервисные хозяйства с единым управле-нием, огороженные и оборудованные для отдыха и ночевки туристов, не имеющих автономного оборудования, необходимого для ночевки.


Помимо перечисленных видов предприятий гостиничного хозяйства, определяющих вид туризма, существуют и такие виды как: дома и меблиро-ванные квартиры, дома отдыха, дома молодежи. Все перечисленные выше средства относят к гостиничным предприятиям различных категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и качества услуг, оказываемых туристам. Средства размещения разделяются также на постоянные, в которых прием туристов осуществляется круглый


год, и сезонные – обслуживающие туристов только в определенное время года, в туристский сезон. VI. Туризм также в зависимости от времени путешествия подразделяется на сезонный и несезонный. VII. В зависимости от продолжительности путешествия различают два вида туризма: продолжительный и кратковременный (при кратковременном туризме путешествие осуществляется на срок до 5 – 7 дней). VIII. В зависимости от состава группы различают: 1.


Массовый туризм (путешествия туристов в составе группы); 2. Индивидуальный туризм (данный вид туризма чаще всего реализуется в рамках делового, научного и оздоровительного ту-ризма. В последнее время индивидуальный туризм получает значительное развитие по каналам родственных семейных связей, творческих обменов, посещений по приглашению. Индивидуальные поездки практикуются также по программах социального и молодежного туризма.


Индивидуальные туристы могут воспользоваться услугами гидов-переводчиков, экскурсо-водов, организаторов путешествия, проводников и сопровождающих, арендовать легковой автотранспорт, использовать возможности других форм туристического сервиса). 3. Семейный туризм (путешествие туристов с членами семьи. Дан-ный вид туризма получил большое развитие в последние годы в значительной степени за счет скидок, которые предлагают турфирмы лицам, путешествующим с детьми.


Зачастую, семейный туризм осуществляется по программам, разработанным туроператором для семейного отдыха). 4. Молодежный (студенческий) туризм. 5. Детский (школьный) туризм. Молодежный и детский туризм получил большое развитие в значительной степени за счет туристских обменов как внутри страны, так и между различными странами. Туристы, путешествующие в рамках молодежного и детского туризма имеют право на значительные скидки


в ценах на обслуживание. IX. В зависимости от организационных форм существуют: 1. Организованный туризм. 2. Неорганизованный туризм. 3. Клубный туризм. X. В зависимости от определяющего принципа формирования цены на продукт существует коммерческий и социальный (дота-ционный) туризм. Социальный туризм предполагает определенные дотации в различных формах как от государственных, так и от общественных организаций, а также коммерческих структур,


в целях обеспечения возможности получения отдыха и участия в туристических мероприятиях различных слоев населения, не имеющих для этого достаточного количества денежных средств. Например, пенсионеры, студенты, категория низкооплачиваемых работников и т.д. Для анализа положения страны на мировом рынке туризма большое значение имеет характеристика туристских потоков, зарождающихся в том или ином регионе, и предпосылки для их возникновения в будущем:


1. Направление туристских потоков в регион и из него, структура зарубежной туристской клиентуры и собственных граждан, выезжающих с туристскими целями; 2. Особенности туризма в данном регионе: ритмы сезонности, преобладающие виды и формы туризма, основные цели посещения и т.д.; 3. Отношения властей и местных туристских органов проблемам туризма, специфика из туристской политики; 4. Экономическая роль туризма в хозяйственной структуре данного региона;


5. Перспективы развития туризма на данной территории. Американский социолог Т. Бертон выделяет три группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и, в свою очередь, на модель туристского отдыха:  Технологические (средства массовой коммуникации);  Институциональные (законодательные);  Социально-экономические (демографические, величина


дохода, профессия). В свою очередь характер проведения досуга является одним из основ-ных факторов, влияющих на развитие туризма. Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные. К статичным относятся совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят


выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные пещеры и тд.). культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно отнести к статичным факторам. К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценка значения, меняющиеся во времени и в про-странстве. Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные)


и внутренние (эндогенные). Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа включает в себя: возраст населения. Увеличения числа работающих женщин и изменение до-хода на каждую семью, рост пропорции одиноких людей, тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи, рост числа бездетных пар в составе населения, уменьшение иммиграционных ограничений, увеличение оплаченных командировок и более гибких


графиков рабочего времени, более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей. Практически все, перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объек-тивные социально-демографические условия развития туризма. Поэтому при разработке программ развития туризма важно выявить структуру фонда вре-мени населения и бюджет свободного времени. Структура свободного времени населения:


1. Годовой бюджет: млдр. Час %, в том числе:  труд в общественном производстве;  удовлетворение физиологических потребностей;  труд в домашнем хозяйстве  затраты времени на образование;  свободное время. 2. бюджет свободного времени: 100 %, в том числе:  ежедневные  выходные и праздничные дни  отпуска и каникулы учащихся  свободное время пенсионеров в настоящее время


у нас проявляются рассогласования между структурой свободного времени и экономическими возможностями части населения в результате того, что многие предприятия отправляют своих сотрудников в неоплаченные отпуска. Складывается ситуация, при которой значительная часть населения, имеющая свободное время, не может воспользоваться туристскими услугами. В свою очередь, представители коммерческих структур, имеющие материальные возможности для проведения отдыха с использованием возможностей туристских фирм, зачастую


не могут позволить себе даже краткосрочного отсутствия. Число внешних факторов воздействующих на туризм, относятся также экономические и финансовые факторы:  улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;  увеличение (снижение) персонального дохода;  более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов;  возрастание (снижение) доли общественно-выделяемях средств на покрытие


расходов на туризм и путешествия. К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рас-сматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой, условиями жизни различных стран. Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли,


а также изменение условий безопасности путешествий. Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся прежде всего материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д. К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:


1) процессы спроса, предложение и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, а также рост индивидуального туризма; 2) возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутри региональных туристских сегментов. Увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации тури-стского развития в устоявшемся тугистском пространстве и т.д.);


3) возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.); 4) возрастание роли средств массовой информации и связи с общественностью (паблик рилейшнз) в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;


5) возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышения значения профессиональной подготовки, улучшения организации труда и т.д.); 6) возрастание роли частного туристского бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество родственных малых предприятий – агентов, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального


маркетинга, что в свою очередь поражает потребность вы повышении квалификации персонала). Перечисленные выше факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные и интенсивные и сдерживающие (негативные). К экстенсивным факторам относятся:  рост численности работников;  увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот мате-риальных ресурсов;  строительство новых объектов туризма с техническим уровнем су-ществующих.


Интенсивные факторы:  повышение квалификации персонала;  развитие профессионально-квалификационной структуры;  техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов НТП, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма;  рациональное использование имеющихся материальных ресурсов , объектов и маршрутов и т.д.


К сдерживающим факторам, влияющим на развитие туризма негативно, относятся: кризисы, милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, снижение квот обмена валют, невыполнение турфирмами своих


обязательств и т.д. Примером влияния негативных факторов на развитие туризма может служить ситуация в сфере мирового туризма сложившаяся в результате энергетического кризиса в конце 70-х годов. В результате экономического спад возникли нестабильность тарифов на обслуживание (особенно на транспорте); рост цен на туристское обслуживание в целом; ухудшение гостиничного сервиса; сокращение дальности поездок, их продолжительности и расходов на них; снижение спроса на поездки за границу.


Особенно значительное влияние данные факторы оказывают на такие виды туризма как социальный и молодежный, являющиеся особо уязвимыми в таких условиях. Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие ту-ризма, занимает фактор сезонности. В зависимости о сезона объем туристи-ческой деятельности может иметь очень серьезные колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов


на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям – конгрессный. деловой и т.д. 1.3 Туристско-рекреационные ресурсы. Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:  капитала;  технологии;  кадров;  туристских ресурсов. Это означает, что недостаточно имея капитал, купить технологию,


на-нять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая – туристские ресурсы – является наиболее дешевой (в России нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность


туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает. Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:  экономические;  природные;  культурно-исторические;  трудовые;  финансовые;  социальные;  производственные. Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно


созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило. Туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:  привлекательность;  климатические условия;  доступность;  степень изученности;  экскурсионная значимость;  пейзажные и видео-экономические характеристики;  социально-демографические


характеристики;  потенциальный запас;  способ использования и др. Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спор-тивных и познавательных целях. Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:  природные;  инфраструктурные. Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи,


коммунальные инфраструктуры просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен. Не смотря на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:  экономического просвещения;  ограничение туристско-рекреационной нагрузки


на природные ре-сурсы;  налогового регулирования и т.д. интенсивное неконтролируемые посещение туристами уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению их температурно-го баланса, а в ряде случаев и к прекращению фонтанирования некоторых из них. К сожалению, в России благоприятные туристско-рекреационные ре-сурсы занимают менее 10% ее территории при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и требуют много лет для их воспроиз-водства.


Туристское природопользование связано с понятием рекреационной системы состоящей из ряда подсистем: туристско-природный комплекс, ин-фраструктура, персонал, органы управления и др. Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов в рамках рек-реационной системы вся территория России распределена на туристские и экономические районы. Таблица 1.3.1 Распределение туристского потенциала


России по экономическим районам Экономические районы Емкость рекреационно-познавательных ресурсов Емкость природно-рекреационных ре-сурсов Вмести-мость суще-ствующей материаль-ной базы туризма Млн.чел./дн. В год % Млн.чел./дн. В год % Тыс мест % 1. Северный 8,1 3,1 27,3 8,0 49,6 4,0 2.Северо-Западный 42,1 15,9 15,6 4,6 92,6 7,8 3.


Прибалтийский 1,8 0,7 2,6 0,8 14,6 1,2 4. Центральный 102,0 38,5 38,0 11,3 291,9 24,4 5. Волго-Вятский 13,6 5,1 13,7 4,0 54,0 4,5 6. Центрально-Черноморский 13,8 5,2 2,5 0,7 36,6 3,1 7. Поволжский 14,4 5,4 23,5 7,0 100,9 8,4 8. Северо-Кавказский 36,5 13,8 55,2 16,4 211,7 17,7 9. Уральский 10,3 3,9 30,2 9,0 123,4 10,3 10. Западно-


Сибирский 9,7 3,6 24,4 7,2 91,9 7,7 11. Восточно-Сибирский 8,6 3,2 47,9 14,2 64,2 5,4 12. Дальневосточ-ный 4,4 1,7 55,6 16,5 66,2 5,5 Итого 205,3 100,0 336,5 100,0 1198 100 С точки зрения материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в


Российской Федерации. Кавказские Минеральные Воды относятся к категории с относительно высоким уровнем развития туристской инфраструктуры. Данная районирование и прогнозирование емкости туристских ресур-сов в России было положено в основу разработки целевой федеральной программы: «Развитие туризма в Российской Федерации», ориентированной на средне и долгосрочную перспективу. Таким образом, туристские ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и исходный


базис для планирования производства туристского продукта. Как видно из таблицы 1.3.1 туристский потенциал России формиру-ется из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов и выражается в млн. чел. дней пребывания туристов в данном регионе в год. В соответствии с картой туристских ресурсов производится подробная паспортизация районов перспективного развития туризма. Цель – определение предельно допустимой туристской нагрузки


на данную территорию с учет ее полного воспроизводства и экономической защиты. На основании полученных данных готовятся предложения по временному ограничению, запрещению и использованию туристских ресурсов данного региона без ограничений. Такие рекомендации или законодательные акты федеральных или местных органов власти закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов.


В ряде регионов России для воспроизводства данных ресурсов введен местный налог. Ограничение или завершение по использованию туристско-рекреационных ресурсов действуют для уникальных природных заповедни-ков, заказников, природно-ландшафтных комплексов и др. Аналогичная практика существует во всех развитых странах, в том числе, где туризм является основной статье национального дохода. 1.4 Государственное регулирование туристской деятельности


Регулирование туристского бизнеса на государственном уровне произ-водится с целью:  Увеличение валового национального дохода туристской деятельно-сти;  Защиты потребителя туристских услуг;  Организации туристской деятельности в цивилизованных рамках;  Сохранение туристско-рекреационных ресурсов. Увеличение валового национального дохода за счет туристского бизнеса регулируется налоговым законодательством.


Пополнение местных бюджетов за счет туризма достигается дополнительными местными налогами, сборами и платежами (туристский налог, курортный сбор, гостиничный сбор др.). Защита потребителя туристских услуг на государственном уровне производится: для физических лиц (граждан) в рамках закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также в судебном порядке, а юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций) – в судебном порядке через арбитражный суд.


Организация туристской деятельности в цивилизованных рамках регулируется:  Нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;  Законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензирование туристской деятельности;  Налоговым законодательством;  Нормативными актами о внешнеэкономической деятельности; 


Таможенным кодексом Российской Федерации и др. Сохранение туристско-рекреационных ресурсов регулируется на законодательном уровне, в частности, Земельным кодексов РФ. В большинстве развитых зарубежных стран туристская отрасль является приоритетной и имеет значительную государственную поддержку. Однако, в России до сих пор отсутствует Туристский кодекс РФ, нет Федерального Министерства туризма.


Существующее Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ) занимается физической культурой и спортом, санаторно-курортным делом и туризмом, в том числе. Регулирование внешнеэкономических связей туристских фирм производится на основании двухсторонних правительственных соглашений, законодательных актов по внешнеэкономической деятельности РФ. Основным документом, регулирующим перспективное развитие ту-ризма в стране, является целевая федеральная


«Программа развития туризма РФ». Координацию деятельности туристских предприятий в России осуществляет Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ). Аналогичные структуры (или департаменты) имеются в субъектах и крупных городах. При Президенте РФ создан координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму, решения которого носят рекомендательный характер , а вся его деятельность осуществляется на общественных началах.


Указом Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в РФ» одобрена новая концепция развития туристской отрасли и создана Национальная туристская корпорация (НТК). Комитет по туризму создан также в Государственной Думе с правом законодательной инициативы. Структура управления тризмом в субъектах федерации различны: как привило, это департамент туризма в


рамках Министерства экономики (в Бурятии), Министерство по делам молодежи (в Карелии) и др. В городах, областях – это управление по туризму при мэрии или главах администрации. Большинство туристских организаций объединились в ассоциации по интересам (см. Схема 1.4.1 .): Ассоциация туризма (АСТУР), Национальная туристская ассоциация (НТА), Российская ассоциация социального туризма (РАСТ),


Российская ассоциация туристских агентств (РАТА), Туристско-спортивный союз России (ТССР) и др. Взаимодействие туристских организаций производится через Министерство по физической культуре, спорту и туризму, Коорди-национный совет по туризму и органы управления координации на местах, а также в рамках вышеперечисленных общественных организаций. Если туристская фирма является монополистом туристских услуг в регионе, то


она взаимодействует также с Антимонопольным комитетом РФ. 2. Рынок русистских услуг в регионе Кавказских Минеральных Вод. 2.1 Характеристика региона Кавказских Минеральных Вод. Район Кавказских Минеральных Вод (КМВ) занимает южную часть Ставропольского края и расположен на северных склонах


Главного Кавказского хребта. Район КМВ обширен, но курорты Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск довольно компактно. Всего 60 км отделяют станцию Минеральные воды от самого южного курорта Кисловодска. Курортные города связаны между собой электрифицированной железной дорогой и автострадой. Официальная история КМВ начинается с 1983 года, когда правительственным актом было признано их государственные


значение, который и считается годом их основания. Курорты КМВ возникли и первое время развивались у источников, большинство которых не имело даже примитивного каптажа. Положение усугублялось недостаточностью отпускаемых средств на устройство курортов. Таковым положение курортов было почти до конца 19 века и только последние годы этого века и первые годы 20 века были периодов оживления деятельности КМВ.


Пятигорск – бальнеологический и грязевой курорт, в котором прожи-вает свыше 180 тыс. чел. Город и железнодорожная станция находится в 24 км. от г. Минеральные Воды. Входит в группу курортов КМВ. Пятигорск располагает разнообразными природными ресурсами. Имеется свыше 40 минеральных источников, благоприятные климатические условия позволяют использовать их для климатотерапии: лечебная грязь озера Тамбукан.


На развитие курорта Пятигорска выделялись большие государствен-ные капиталовложения, средства от различных министерств, ведомств и предприятии. В Пятигорске функционирует 16 здравниц, 7 пансионатов, 10 бальнеологических учреждений, одна курортная поликлиника. Курорт Ессентуки считается крупнейшим и наиболее популярным питьевым и бальнеологическим курортом нашей страны. Это курорт федерального значения. Главные лечебные свойства курорта - более 20 минеральных источников.


Город находится в 43 км. от ст. Минеральные Воды и в 17 км от г. Пятигорск. Ессентуки несколько меньше Кисловодска и Пятигорска, но больше Железноводска. Площадь его – 4500 га, а население – более 911 тыс. чел. В Ессентуках размещено 26 санаториев и пансионатах, два санатория-профилактория. Сердцем курорта по праву считается бальнеофизиотерапевтисеское отделение (БФО), в состав которого входит


грязелечебница, три бальнеолечебницы, ингаляторий, отделение механотерапии, источники. Кисловодск – бальнеологический и климатический курорт, самый юж-ный в группе городов-курортов КМВ. Находится в 38 км к юго-западу от Пятигорска, в 21 км от Ессентуков и в 64 км от ст. Минеральные Воды. В Кисловодске проживает 99,4 тыс. чел. общая площадь составляет 6441 га. Кисловодск – крупнейший и наиболее благоустроенный из курортов


КМВ. В Кисловодске 36 здравниц, в том числе 29 санаториев и 14 пансионатов. Железноводск – бальнеологический и грязевой, самый живописный из четырех курортов КМВ, находится в 19 км к северу от г. Пятигорска и в 21 км от ст. Минеральные Воды. По численности населения Железноводск меньше остальных городов КВМ – около 5000 чел. Общая площадь 9313 га, в том числе леса – 3900 га.


Основные лечебные свойства курорта – минеральные источники, их свыше 20. В лечебных целях используется иловая грязь из Тамбуканского озера. В Железноводске функционирует 21 санаторий и пансионат. Лечебный профиль курорта – заболевание органов пищеварения и урологический. Как уже было сказано, одно из основных богатств КМВ – минеральная вода, используемая для лечения и


на продажу. На территории КВМ в настоящее время работает 47 специализированных заводов и цехов по разливу минеральной воды. Регион обладает уникальными запасами минеральных вод с различным химическим составом, минерализацией и температурой. Это углекислые, сероводородные, углекисло-сероводородные, йодо-бромные, радоновые. Если в 1998 году их добыча для целей разлива в среднем составила 296 кубометров в сутки, то уже в 1999 году – 550 м3 минеральной воды в сутки или 1100 тыс. бутылок в таре 0,5 л ежедневно.


В 1999 году введены в эксплуатацию еще два завода по разливу минеральной воды в Ессентуках – «Кавминкурортрозлив», в Железноводске – «Железноводскавминрозлив», а также завод по производству пищевой кислоты и база для открытия новых существует, в частности, администрация КМВ рекомендует официальным инвесторам Лысогорское месторождение вод, запасы которых в объеме 1037 кубометров в сутки утверждены Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых.


Таблица 2.1.1 Структура санаторно-курортного комплекса КМВ. Города - курорты Всего учреждений В том числе Санато-рии, пансио-наты Коечная ем-кость Собственность ФНПР Собственность министерств, ве-домств Ко-личе-ство уч-реж-де-ний В % к итогу В % к итогу Коли-чество учре-жде-ний Коеч-ная ем-кость


Коли-чество учреж-дений Коеч-ная ем-кость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Железно-водск 22 19,7 4272 18,7 6 1680 16 2592 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Пятигорск 23 21,4 4101 18,0 6 1545 17 2556 Кисло-водск 37 33,4 7944 34,7 11 2564 26 5380 Ессентуки 28 25 6551 28,6 7 2236 21 4315 Мин – во-ды 1 0,9 1 212 112 100 23080 100 31 8025 81 15058 Динамика емкости курортов Кавказских Минеральных Вод показана в


Таблице 2.1.2 и Диаграмме 2.1.1. Таблица 2.1.2 Число санаториев и пансионатов в регионе КМВ Курорты Годы 1939 1950 1960 1970 1980 1985 1990 1997 1998 1999 Кисло-водск 53 44 31 29 29 29 38 37 37 37 Ессентуки 26 22 19 20 24 24 35 27 27 28 Пятигорск 12 14 12 14 14 17 29 23 23 24 Железно-водск 16 12 10 13 15 16 21 22 21 22 Всего 107 92 72 76 82 86 123 109 108 112 Диаграмма 2.1.1.


Динамика коечной емкости в санаторно-курортных учреждениях КМВ



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.