Реферат по предмету "Философия"


Общественное сознание и его структура

Дальневосточныйинститут МВД РФ

Кафедра государственныхи социально-экономических дисциплин

Контрольная работа пофилософии
Тема: «Общественноесознание и его структура»

Ерёмина ОлесяАндреевна

Хабаровск2010

Содержание
 
Введение
1 Понятиеобщественного сознания его соотношение с индивидуальным сознанием
2 Обыденноеи научное сознание
3 Общественнаяпсихология и идеология
Заключение
Список литературы

Введение
Общественное сознаниепредставляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств,верований, эмоций людей, настроений в которых отражается природа, материальнаяжизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознаниеформируется и развивается вместе с возникновением бытия, так как сознаниевозможно как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названообществом лишь только тогда, когда сложились его основные элементы, в том числеи общественное сознание. Общество и есть материально-идеальная реальность.
Сознание – это высшая,свойственная только человеку форма отражения объективной действительности,способ его отношению к миру и к самому себе, который представляет собойединство психических процессов активно участвующих в осмыслении человекомобъективного мира и своего собственного бытия. Сознание состоит из чувственныхобразов, предметов являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающихзначением и смыслом, знания как совокупность ощущений, запечатлённых в памяти,и обобщений созданных в результате высшей психической деятельности, мышления иязыка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностьюи управления ею.
В структуру сознаниявходят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постояннообогащает свои знания. К числу таких процессов могут быть отнесены ощущения ивосприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий принепосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознаниискладывается чувственная картина, каким он представляется человеку в данныймомент. Память – позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение– строить образные модели того, что является объектом потребностей, ноотсутствует в настоящее время. Мышление – обеспечивает решение задач путёмиспользования обобщённых знаний. Нарушение, расстройство не говоря уже о полномраспаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежностановятся расстройством сознания.
Вторая характеристикасознания – закреплённое в нём отчётливое различие субъекта и объекта, т.е.того, что принадлежит – «я» человека и его не – «я». Человек, впервые в историиорганического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему,продолжает сохранять в своём сознании это противопоставление и различие.Человек единственный среди живых существ, способен осуществлять самопознание,т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человекпроизводит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.Отделение «я» от не «я», это и есть путь, который проходит человек в детстве,осуществляется в процессе самосознания человека.
Третья характеристикасознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознаниявходит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются еёмотивы, принимаются волевые решения, учитывая ход выполнения действий, и вноситсяв него необходимые коррективы и т.д.
Наконец четвёртаяхарактеристика – сознания включение в его состав определённого отношения. «Моёотношение к моей среде и есть моё сознание», писал К. Маркс. В сознаниечеловека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективныеи прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознаниичеловека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь,как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущностьнормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях, нарушение сознанияхарактеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений.

1 Понятие общественногосознания, его соотношение с индивидуальным сознанием
Общественное сознаниепредставляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств,верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальнаяжизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознаниеформируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так каксознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество можетбыть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в томчисле и общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность.
Сознание является нетолько, личностным, индивидуальным, но и включает в себя общественную функцию.Структура общественного сознания сложна, и находится в диалектическомвзаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре общественного сознаниявыделяются такие уровни как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует– общественную психологию, а второй – идеологию.
Обыденное сознаниеформируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознаниеотражает сущность, закономерности окружающего и социального мира. Общественноесознание, выступает в различных формах: общественно – политические взгляды итеории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.Дифференциация общественного сознания в современном виде – результатдлительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивноесознание. Умственный труд не был отделён от физического, и умственный труд былнепосредственно вплетён в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми висторическом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, какмораль, искусство, религия. Затем по мере развития человеческого общества,возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особуюсферу общественной деятельности.
Рассмотрим отдельныеформы общественного сознания:
–политическое сознание представляетсобой систематизирование, теоретическое выражение общественных взглядов наполитическую организацию общества, на формы государства, на отношения междуразличными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другимигосударствами и нациями.
–правовое сознаниев теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначениеправовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры.Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересамопределённого общества;
–мораль– система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средствовоспитания и укрепления определённых нравственных устоев и отношений;
–искусство– особая форма деятельности человека связанная с освоением действительностичерез художественные образы;
–религия и философия– наиболее удалённые от материальных условий формы общественного сознания.Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества.Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере ирелигиозных постулатах.
Общественное ииндивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознаниеносит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Дляконкретных людей он носит индивидуальный характер. Каждый индивид на протяжениивсей своей жизни через отношения с другими людьми, путём обучения и воспитанияиспытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию непассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормысознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственныеустановки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить,как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
Взгляды индивида,наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после завершенияиндивидуального существования становятся достоянием общества. Например,творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальноесознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человекаприобретает статус общественного сознания, пополняет и развивает его, придаваяему черты определённой эпохи. Сознание невозможно вывести из одного лишьпроцесса отражения объектов природного мира: отношение «субъект – объект » неможет породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложнуюсистему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас,приходя в это мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить,чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по –человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и этопротивостоящее нам сознание есть реальность такая же, как например государствоили закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной жизни, но также как и вслучае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но итрагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать историческисложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. Общественноесознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественногобытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, аобщество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но ипросуществовать ни дня, ни часа. В силу того, что общество есть объективно –субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы«нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное сознание статично идаже мертво.
Но, подчеркиваяединство общественного бытия, и общественного сознания, нельзя забывать и ихразличие, специфическую разъединённость. Историческая взаимосвязь общественногобытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности,реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития обществаобщественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, тов дальнейшем это воздёйствие приобретало всё более опосредственный характер –через государство, политические и правовые отношения и др., а обратноевоздействие общественное сознания на бытие приобретает, напротив, всё болеенепосредственный характер. Сама возможность такого непосредственноговоздействия общественного сознания на общественное бытиё заключается вспособности сознания правильно отражать бытиё.
Сознание, как отражениеи как активно – творческая деятельность представляет собой единство двухнераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытиё ономожет, как оценивать его вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так ичерез практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтомуобщественное сознание эпохи может не только отражать бытиё, но и активноспособствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаясяфункция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым иреально существующим элементом любого общественного устройства. Мощнаяпреобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на всёбытиё в целом, вскрывая смысл его эволюции, предсказывая перспективы. В этомплане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности)конечного и ограниченного человеком индивидуального сознания. Относительносознания писал и такой учёный как Гельвеций. По его мнению, «чувства составляютисточник всех наших знаний… Мы располагаем тремя главными средствамиисследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдениесобирает факты, размышление их комбинирует, опыт проверяет результаткомбинаций…. всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существованиекоторого будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, темне менее, реально».[1] Властьобщественного целого, над индивидом выражается здесь в обязательном принятиииндивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, техспособов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовныхценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками ивне которого невозможно становлению личности.
Индивидуальное сознание– это сознание отельного индивида, отражающее его отдельное бытие и черезпосредство его в той или иной степени общественное бытиё. Общественное сознаниеявляется совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностью сознанияотдельных индивидов оно несёт в себе общее содержание, присущее всей массеиндивидуальных сознаний. Как совокупное сознание индивидов, выработанное впроцессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может бытьопределяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключаетвозможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественногосознания.
Каждое индивидуальноесознание формируется под сознанием индивидуального бытия, образа жизни иобщественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образжизни человека, посредством которого преломляется содержание общественнойжизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процессусвоения индивидом общественного сознания. В механизме формированияиндивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначныестороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующейсистемы взглядов. Индивидуальное сознание – сознание человеческого индивида(первичное), оно определяется в философии, как субъективное сознание, так, каконо ограничено во времени и пространстве. Индивидуальное сознание определяетсяиндивидуальным бытиём, возникает под воздействием сознания всего человечества.
Два основных уровняиндивидуального сознания;
1) Начальный(первичный) – «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием начеловека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы понятия и сознания вцелом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательнаядеятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества,познавательная деятельность самого человека.
2)Вторичный– «активный», «творческий». Человек организует и преобразовывает мир. С этимуровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознанияв целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах.Основные формы: цели, идеалы, вера.
Между первым и вторымсуществует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феноменсознания – память, которая носит избирательный характер, она всегдавостребована, мнения, сомнения.
 
2 Обыденноеи научное сознание
 
Обыденное сознание — это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистемаобщественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми,между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людейпозволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственныесвязи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новыепонятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознанияневозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубокихтеоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознаниеявлялось единственным и главным. По мере развития общества возникаетнеобходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становитсянедостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникаеттеоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляетвнимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая кболее глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознаниесвязано с общественным бытием.
Теоретическое сознаниеделает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитиюобщественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущностьматериальных и духовных процессов.
 Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественнойпсихологии. Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе иобществе. Обыденное знание — это знание элементарных условий бытия людей,позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении. Этознание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях,нормахотношенийдругс другом.
У нас сложилосьограниченное и неверное представление о массовом сознании, трактовавшемся какнизкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной частитрудящихся и прежде всего молодежи. Но массовое сознание есть более сложныйфеномен. По подсчетам социологов, каждый человек является членом как минимум5-6 только малых и не менее 10-15 больших и «средних» формальных инеформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью,объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальнымпроцессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение.Более того, сам феномен массы не возникает, если подобная общая, совместнаядеятельность или подобное поведениеотсутствуют./>
3 Общественнаяпсихология и идеология
 
Общественная психология–это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев,традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественногобытия.
Над общественнойпсихологией возвышается идеология. Идеология – это совокупность идей, взглядов,теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе.Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию,мораль, искусство, религию.
Общественная психологияне способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражаетобщественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чуткореагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественногобытия, способствует, более кардинальным изменениям на основеиспользованиянаучных данных.Между общественной психологией и идеологиейсуществует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя иобобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установитьосновные тенденции в развитииисторическихпроцессов.
Общественное сознаниепредставляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи сэтим его деление на структурные элементы может быть проведено по разнымоснованиям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторондействительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говоримо его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектамисознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматриватьсознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И наконец, структураобщественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубиныотражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда вкачестве основных структурных элементов выделяются общественная психология иидеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализобщественного сознания.
Общественное сознаниекаждой исторической эпохи (исключая первобытно – общинный строй) имеет двауровня: психологический и идеологический.
Общественная психологияесть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений,характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальныхгрупп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастаетнепосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия.И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежноразличаются между собой и их социально-психологические комплексы. Этиспецифические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, всоциально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждойстране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальнымитрадициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американскойделовитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.
Идеология есть систематеоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом иотдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий посравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания —уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальныхгрупп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психологиявозрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в такомдифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегданосит общественный характер.
Необходимо иметь ввиду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном,более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большойсоциальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняетсяуровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцентсмещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка техили иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.
Если общественная психологияформируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненныхобстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественновыступает как продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данногокласса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят ктем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важноотметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и непринадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса,идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.
Соотношение междуобщественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая являетсяэмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественногосознания.
Известно, чточувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимыйэтаж сознания, поскольку только благодаря ему, наш мозг может получитьпервичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей.Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявленийсоциальной действительности, которое составляет своеобразный базис длявозникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутносхвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
Отношение междуидеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны,формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии даннойсоциальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивноеотражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, онаспособствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению,введению к минимуму других.
В философской иисторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание” и“массовое сознание”. И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначеныдля характеристики разных сторон общественного сознания, до настоящего дня онив самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть определеныкак эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейскойпрактики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнеевыглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можновстретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознанияисключительно к социально – психологическому. В особенности это неверно поотношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членовкоторого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.
На всех этапах историческогоразвития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно,например, четко проследить закономерности психологического вызреваниясоциальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяютстабилизировать послереволюционное общество. Так, при анализе перехода отрабовладения к феодализму Энгельсом была прослежена обратная связьпсихологического фактора и социально-экономического переворота. “Рабство, —отмечал он, — перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабствооставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительномутруду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалосьневозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зренияморали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формойобщественного производства”. Таким образом, переход к новым производственнымотношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнемпроизводительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или инойуклад морально правомерен или осужден в глазах общества.[2]

Заключение
Переход к сознаниюпредставляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознаниеотражения в отличие от психического отражения, свойственного животным, — этоотражение предметной действительности в её отдельности от наличных отношений кней субъекта, т.е. отражение, выделяющее её объективные устойчивые свойства.
В сознании образдействительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемоевыступает как «предстоящее» субъекту. Общественное и индивидуальное сознаниенаходятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальныйхарактер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носитобъективный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни, черезотношения с другими людьми, путём обучения и воспитания испытывает влияниеобщественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно,активно. Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют егомировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественноесознание можно определить, как общественный разум, который развивается ифункционирует по своим законам.
 

Список литературы
 
1)  Семинарскиезанятия по философии: Учебник под ред. К.М.Никонова. – М.: Высшая школа, 1991.
2)  А.Г.Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М., Политиздат, 1998.
3)  Введениев философию: учебник для вузов В. 2 Ч. 2 под общей ред. И.Т. Фролова. – М.:Политиздат, 1989.
4)  Основыфилософии. Ч. 2. Социальная философия: Учебное пособие. – Изд-во Том ун-та.Перм. отд-ние. 1991.
5)  Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону «Феникс», 1998.
6)  А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
7)  Историяфилософии в кратком изложении. М., 1994.
8)  Мирфилософии. М., 1991. ч.1.
9) БойкоА.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. М., 1978.
10) Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. Т.21 С. 149.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.