Реферат по предмету "Философия"


Общество и семья

Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальнуюдуховную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу,общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то естьориентированных на других людей действий.
Крупный американский социолог Т. Парсонс определял обществокак систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы иценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаясясовокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместнойдеятельности.
Социальная система — это целостное образование, основнымэлементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Этисвязи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся висторической процессе, переходя из поколения в поколение.
Системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистскими функционалистским.
Однако, как отмечалось выше, для марксизма более характерендетерминистский подход к объяснению общественной жизни. Идем функционализма вбольшей мере присущи англоамериканской социологии. Основные положенияфункционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером (1820 — 1903) в его трехтомном труде «Основание социологии» и развиты английскимэтнографом А. Радклифф-Брауном и американскими социологами Р. Мертоном, Т.Парсонсом.
Рассмотрим вкратце, в чем состоят основные принципыфункционального подхода по Г. Спенсеру:
1) Так же, как сторонники системного подхода, функционалистырассматривали общество как целостный, единый организм, состоящий из множествачастей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.
2) Но при этом подчеркивали, что каждая часть можетсуществовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строгоопределенные функции.
3) Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либообщественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержаниеустойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.
4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ейприсущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем большефункции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнитьнарушенные функции.
5) Спенсер придавал большое значение социальному контролю.Социальная система, по его мнению, сохраняет стабильность главным образомпотому, что она содержит в себе элементы контроля. Сюда входят политическоеуправление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.
Исследователи выделяют две формы существования социальныхинститутов: простую и сложную. Простые социальные институты — организованныеобъединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции,обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членамиинститута своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями,идеалами, нормами.
Классическим примером простого социального института являетсяинститут семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровномродстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимнойответственностью.
Семью следует рассматривать не просто как брачную группу, нокак социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношенийиндивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода ирегулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенныхценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через системупозитивных и негативных санкций.
В социологии семьи приняты такие общие принципы выделениятипов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамнаяи полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары— мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько женили мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой,нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляетсобой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детейв семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья,включающая в себя два или более поколений.
Семья как социальный институт возникла с формированиемобщества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловленценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выборбрачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которымируководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за ихневыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую вданном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной иженщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половуюжизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права иобязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной иженщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовымиобычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения,базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновениемгосударства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер.Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только насупругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальныйконтроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но игосударственные органы.
Основная, первая функция семьи, как следует из определенияА.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения вобщественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане.Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важныхсоциальных функций:
а) воспитательная — социализация молодого поколения,поддержание культурного воспроизводства общества;
б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровьячленов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
в) экономическая — получение материальных средств одних членовсемьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособныхчленов общества;
г) сфера первичного социального контроля — моральнаярегламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, атакже регламентация ответственности и обязательств в отношениях междусупругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
д) духовного общения — развитие личностей членов семьи,духовное взаимообогащение;
е) социально-статусная — предоставление определенногосоциального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
ж) досуговая — организация рационального досуга,взаимообогащение интересов;
з) эмоциональная — получение психологической защиты,эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и ихпсихологическая терапия.
Для понимания семьи как социального института большое значениеимеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видовсоциальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом ифункциями индивида в семейной группой подразделяемости в первую очередь насупружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат,сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего,от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлятьсебе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какогоповедения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точноопределить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, можетли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителяматериального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеетсогласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабымиволевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевомустатусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современныхусловиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеетчувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с нейгибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особыхзатруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этогопотребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл рольматериального покровителя других ее членов, но его финансовое положениеизменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполненииопределенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевымконфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляетсякак: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием уодного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при которомпротиворечие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разныхролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, гдесупруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должнысоответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, прикотором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современнойсемье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Этоотносится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционнойженской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи ит. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов вобеспечении семьи материальными средствами.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.