Реферат по предмету "Философия"


Объект, предмет, задачи и функции социологии

Социология — учение об обществе.
Объект социологии — современное общество и информация о нем, полученнаядругими науками.
Предметом изучения социологии является закономерностифункционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.
Социальные общности — это все разновидности социальныхобразований, которые связаны общими интересами.
Социология — это наука, которая изучает современное обществочерез призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые егосоставляют.
Функции социологии.
1. Познавательная.
2. Прогностическая.
3. Управленческая.
4. Ценностно-ориентирующая человека.
5. Мировоззренческая.
Уровни социологического знания.
Большинство социологов  различают  три  уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные)социологические теории, электрические социологические исследования.
Социология в системе гуманитарных наук.
Современное естествознание представляет собой сложнуюширокоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику,этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретноеосмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии отдр. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, какцелостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельствоопределяет широту обхвата, объём социологического видения и глубинуисследований.
1. С философией. Это две самостоятельные науки сосновополагающими принципами понимания мира. По философии — это единоемировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается наотдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическимматериалом.
2. С историей. Социология изучает современное общество — infuctum. История — все общество на протяжении всего существования, после тогокак совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинаетсясоциология.
3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д.Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе иполучает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.
О. Конт — основоположник социологической науки.
О. Конт — основоположник социалистической науки. Огюст Конт(1798-1857г.г.)- французский философ, основоположник позитивизма (от лат.положительный) и буржуазной социологии. Основная идея Конта отделение науки отметафизики ( т.е. учение о сверхчувствах, парапсихологии) и теологии (т.е.наука о боге или богословие ). По его мнению, истинная наука должна отказатьсяот неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ниопровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Контнастаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамкахбольших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество,человечество. Социальная теория Конта состоит из 2 частей: «Социальнаястатика» и «Социальная динамика». Основной интерес французскиймыслитель направил на динамику. Первичный фактор социальной динамики — этодуховное и умственное развитие. Вторичные факторы — это климат, раса, средняяпродолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы обуславливаютразделение труда и побуждают интеллектуальных и моральных черт человека.Позитивист О. Конт — предложил выделить социологию как отдельную науку в 1836году.
Его методы в социологии:
Наблюдение социальных фактов
Эксперимент
Сравнение
Развитие социологии шло по двум направлениям: в видетеоретической и эмпирической (практической) социологии.
К. Маркс основатель теории конфликта.
1. Маркс внес большой вклад в теорию стратификации общества,т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е.экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют всесоциальные отношения в обществе.
2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы.Между этими классами существует непримиримые противоречия.
3. Эти противоречия могут быть устранены в результатеклассовой борьбы, которая является движущей силой развития общества.
4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественноеустройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задачакоторой перераспределение собственности, через передачу его во владениегосударству.
5. История показала, что эта схема Маркса утопична, асоциальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить.
Социологическая концепция Э. Дюркгейма.
Первым социологом давшим узкую трактовку социологическойнауки, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) — французский социолог и философов,создатель так называемой " французской социологической школы " С егоименем связан переход социологии от науки тождественной общество знанию кнауке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношенийобщественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в  ряду других общественныхнаук.
 «Предметом изучения социологии является социологическаяреальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно,независимо от человека и способов оказывать на него давление. Теорияобразования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого».
Понимающая социология М. Вебера.
Поведение — отношение или внутренняя и внешняя позицияличности на совершение или не совершение поступка.
Если в это отношение вкладывают смысл, то поведение становитсясоциальным.
Если это поведение ориентировано на другого человека, то этосоциальное действие
Если индивиды ориентируются друг на друга, то это социальнаясвязь.
Когда социальные связи регулярны — это нравы.
Когда эти нравы узаконены — это норма.
Понимающая социология: «необходимо изучать мотивыповедения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на егоповедение».
Историко-социологическое исследование М. Вебера.
«Протестантская этика. Дух капитализма» — этоисторико-социологическое исследование, сравнивая проповеди, законы, выступленияи т.д. Вебер пришел к выводу, что капитализм Западного образца стал возможен благодаря основным этическим принципам протестанткой религии: стремление кличному успеху, аскетизм, трудолюбие и т.д.
Социология П. Сорокина.  
Творческую деятельность Сорокина делят на два периода — русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочнозанимавшим одно из мест в первой „десятке“ ведущих социологов мира.
В 1922г. опубликована работа Сорокина „Системасоциологии“, которая была представлена на публичный диспут в качестведокторской диссертации.
В „Системе социологии“ П.А. Сорокиным выдвигаютсяосновные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Онразработал структуру социологии, главные  её направления и основные задачикаждого из них.
»Социология изучает общество с трех главных точек зрения:
1) его строения и состава
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности
3) происхождения и развития общества и общественной жизни  — таковы основные задачи изучения социологии"
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точкизрения сущего.                                 Теоретическая социологияподразделяется на:
1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшегосоциального явления, так и сложных социальных единств, образованных той илииной комбинацией простейших социальных явлений.
2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействиялюдей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
3. социальную генетику; «Задача генетической социологии — дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей»
Социология практическая изучает явления человеческоговзаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину,включает в себя социальную политику.
Макро социологический подход к изучению общества.
Особенности микро и макро социологии:
Микросоциология — изучает общение людей в повседневной жизни.Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные  явления можнопонять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениямпри взаимодействии друг с другом.
Макросоциология — основное внимание уделяет моделям поведения,помогающим понять сущность любого общества. Этими моделями являются такиеобщественные институты, как семья, образование, религия и др.
Макросоциологические теории:
Функционализм (Г. Спенсер) — сравнение общества с живымиорганизмами. Всё выполняет определенные функции в процессе жизни. Все связаномежду собой.
Теория конфликта (К. Маркс) — в самой основе общества — классовый конфликт. Классовая борьба является источником большинстваполитических конфликтов, движущей силы истории.
Современные парадигмы социологии.
Парадигма — специфическая структура, включающая различные похарактеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ееосновополагающей теории и специфических методах исследования. Сложились изавоевали признание 4 социологических парадигмы: социальных фактов, социальныхдефиниций, социального поведения, социально-исторического детерминизма.Парадигма «социальных фактов» сводит социальную реальность к двумгруппам социальных фактов — социальным структурам и социальным институтам,акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Основным элементомпарадигмы «социальных дефиниций» являются не сами социальные факты, атот способ, посредством которого они определяются. Если люди определяют фактыкак реальные, то они будут реальными и по их последствиям. Парадигма«социального поведения» уходит своими корнями в психологическуютрадицию американской социологии. Человеческое поведение представляет собойединственную социальную реальность. Особый акцент делается на проблемувознаграждения желаемого и наказания запрещенного, т.е. не желаемогосоциального поведения. Основными элементами парадигмы «социальногодетерминизма» являются структурные и личностные элементы социальнойреальности. Их внутренние и внешние связи и отношения образуют в совокупностито, что называется социальной реальностью. Действующие личности в системе этойпарадигмы выступают как объекты и субъекты социальной реальности.
Этапы развития отечественной социологии.
Институтолизация социология в нашей стране началась послепринятия постановления Совнаркома в мае 1918 г.                                " О социалистической академии общественных наук ", где специальнымпунктом было записано "… одной  из первоочередных задач поставить рядсоциальных исследований  в Петроградском и Ярославском  Университетах". В1919 г. был учрежден  Социобиологический институт. В 1920 г. в ПетроградскомУниверситете  был образован первый в России факультет общественных наук ссоциологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.
   В этот период издается обширная социологическая литературатеоретического профиля. Основное направление ее — выявить соотношения русскойсоциологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитиисоциологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссиюпредставителей немарксистской социологической мысли                        (М.Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающеевлияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма:Популярный учебник марксисткой социология М. — 1923), в которой социологияотождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную частьфилософии. А после выхода  в свет краткого курс а " История ВКПб " И.В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, наконкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайшийзапрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только несовместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладныеисследования были прекращены. Само слово" социология " оказалось внезакона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц — профессионалы.
   Принципы, теория и методы познания и освоения социальнойдействительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом исубъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень наукибыла возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.
   Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологию:началось возрождение социологических исследований, они получили правагражданства, а социология как наука — нет. Социология была поглощенафилософией, конкретные соц исследования как несовместимые социология спецификойфилософской гносеологией, выводились за пределы соц знания. Стремясь сохранитьза собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынужденыглавный акцент делать на " позитивных аспектах социального развития страныи игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых тогопериода до последних лет «застоя» носили однобокий характер. Нетолько не принимались, но и осуждались тревожные сигналы соц по проблемамразрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти о т народа,нарастании  нац. тенденций и т. д.
   Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальнаядинамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социологиярелигии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученогомогло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистовреволюционно буржуазной социология.
   Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, ток середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды посоциальной инжении и конкретному социальному анализу  С. Г. Струмилина, А. Г.Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения- отдел социологических исследований в институте философии АН СССР илаборатория соц иссл при Ленинградском Университете. В 1962 году была основанасоветская соц ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных социсследований ( с 1972 — институт социологических исследований, а с 1978 — Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал " Социссл ". Но развитие социологии постоянно тормозилось в период«застоя». А после выхода в свет «Лекций по социологии » Ю.Левады, институт  социологических  исследований был объявлен в насаждениебуржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базеЦентра опросов общественного мнения. Вновь понятие «социология»оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическаясоциология полностью отрицалась.
   Запрет на развитие теоретической социология был 1988 г.Закончился семидесятилетний период борьбы социология как самостоятельной наукиоб обществе. ( Постановление ЦК КПСС о т 7 июня 1988 г.  повышение ролимарксистско-ленинской социология в решении узловых и социальных проблемсоветского общества)           Сегодня на западе в США социологии уделяетсябольшое внимание. Только в США работает 90 000  ученых в области социология,250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием.
   В нашей в 1989 г. был первый выпуск ста человек. Сейчасоколо 20  000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеютбазового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.
Социальная структура общества.
Социальная структура общества — большесоциально-психологическое явление.
Социальная структура складывается в два этапа:
1. Цели, как личные, так и общезначные.
2. Средства достижения этих целей.
— законные
— эффективные (кратчайший путь)
В зависимости от соотношения целей и средств складываетсяструктура общества:
1) Цели (+) Средства (+) Социальное поведение (конформизм)Социальная структура общества (стабильна)
2) Цели (+) Средства (-) Социальное поведение (инновация)Социальная структура общества (стабильна)
3) Цели (-) Средства (+) Социальное поведение (бюрократизм)Социальная структура общества (стабильна)
4) Цели (-) Средства (-) Социальное поведение (ретритизм)Социальная структура общества ()
5) Цели (+-) Средства (+-) Социальное поведение (мятеж,переворот) Социальная структура общества ()
На социальную структуру общества также влияет этническое исексуальное неравенство.
Причины и формы социального неравенства.
Социальное неравенство — такое положение вещей в обществе илиотдельной  общности, когда их члены имеют неравный доступ к таким социальнымблагам, как богатство, власть и престиж.
Причины социального неравенства.
Функционализм:
1. Когда в обществе какой-либо вид деятельности или профессияценятся больше, в зависимости от значительности этих профессий строитсяиерархия в обществе.
2. Способности у людей разные, наиболее талантливые,занимаются наиболее престижными профессиями, талантливые должны заниматьверхушку социальной пирамиды.
По Марксу
1. Социальное неравенство основано на экономическом.
2. Владеющие собственностью угнетают тех, кто ею не владеет.
По Веберу
В основе социального неравенства лежат
1. Богатство
2. Власть
3. Престиж
По Сорокину
Причиной социального неравенства являются
1. Собственность
2. Власть
3. Профессия
Формы социального неравенства:
Биосоциальное
Сексуальное
Этническое
Национальное
Гендерное
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.referats.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.