Реферат по предмету "Философия"


О философских категориях 'жить' и 'выживать'

О. Я. Бондаренко
Аннотация:Философское эссе на тему различия основных мировоззренческих позиций: мы живёмили выживаем? Находимся в неком статичном состоянии жизни, не привязанном ковремени и пространству, или активно участвуем в постоянно обновляющемся,динамичном процессе жития, направленном от точки несуществования в сторонумаксимального раскрытия наших жизненных (физических и духовных) потребностей?..
Наднях я прочитал в местной газете лозунг, которым открывалась социальная рубрика– о горожанах и их нуждах: “Жить, а не выживать!” Это мне напомнило выступлениеодного известного учёного, академика несколько лет назад, которое он также началсловами: “Мы так устали выживать. А хочется просто жить!..”
Незнаю, почему меня насторожила эта столь обаятельная, столь бесспорная, напервый взгляд, фраза. Что-то в ней было не то. И я задумался – о сути понятий,используемых авторами, и, в конечном счёте, их идеологии. И вот к какому выводуя пришёл.
Давайтедопустим, что к значительному большинству понятий, которые лежат в основенашего мировоззрения, можно применить такую, своего рода, классификацию: либопонятие статично, либо оно динамично. Что имеется в виду? Статичностьпредполагает высшую абсолютную неизменность, вездесущность, вечность, данностьбезотносительно времени и пространства; статичность касается, прежде всего,существа (содержания) рассматриваемого объекта, и ей по большому счёту безразличныформы его конкретного воплощения (допускается даже отсутствие форм илинамеренное абстрагирование от них). Например, статичной по определению являетсябесконечность, ибо она не имеет ни начала, ни середины, ни конца, – при этомформы проявления бесконечного весьма разнообразны. Статичными – надо признать!– являются Бог как высшая духовная субстанция и, конечно же, материя – материявообще, – в том смысле, в котором мы отделяем её от нематериального. Статичныэнергия (как таковая) и движение (движение вообще, с философской точки зрения,а не как частный акт), взаимодействие (как глобальный физический процесс) иинформация, пространство и мысль, познание и истина и ряд других глубинных,основополагающих понятий. Кроме того, статична сама жизнь – в данном случаежизнь вообще как форма существования и проявления одушевлённой материи.
Всё,что статично, в каком-то смысле абсолютно.
Чтоже касается динамичности, то она всегда относительна, она нами рассматриваетсякак форма воплощения статичного, его конкретная ипостась, ибо как бы ни былахороша всеобщая, универсальная абстракция, мы всё-таки живем в мире конкретныхвещей. То есть, говоря о жизни, мы можем утверждать, что она по сути статична,но отдельные формы, которые она может принимать, – динамичны, ибо онипоявляются, развиваются и умирают. Жизнь нуждается в циклическом проявлении вкаждом отдельном организме, она воплощается, и это воплощение суть динамично.Так, статичная энергия может содержать в себе вполне динамичные формы энергиикинетической, химической или тепловой, статичное взаимодействие (сила) –динамичные формы силовых взаимодействий: электромагнитного, гравитационного,слабого и сильного и т.д. и т.п. Схематически это можно было бы изобразить ввиде разветвленной пирамидки, высшая, исходная точка которой всегда статичнаотносительно других, производных от нее, динамичных уровней – такая схемаотносится к сфере исследований философии единства, разработкой которойзанимаюсь и я, автор данной статьи.
Принципиальнаяразница между статичным и динамичным заключается в их отношении к изменениям иразвитию в этом мире – к слову “статичное” не применимо понятие “перемены”,статичное либо есть таким, каким оно есть, либо его просто нет. У статичногонет и не может быть истории. Но если исчезает статичное, – исчезает всё. Наязыке информации и программирования мы могли бы обозначить наличие статичногокак 1, а его отсутствие – 0. Либо – либо. Либо есть, либо нет. Иными словамистатичное – своего рода дискретная категория, потому как оно не знает промежуточныхсостояний и, как мы видим, может принимать лишь целые значения.
Вотличие от статичных систем, всякая динамичная система (подсистема,составляющая статичной системы высшего порядка) – непрерывна, то есть, сматематической точки зрения, может быть представлена как сплошной, непрерывныйряд чисел или как функция от какой-либо системы координат. Динамикапредполагает постоянное развитие, то есть изменение состояний, и перемещение(прямое или условное, объективное или субъективное) между минимум двумя точками,выбранными за точки отсчёта.
Зачеммы здесь рассуждаем о таких вещах, и какое они имеют отношение к понятиям“жить”, “выживать”? А вот какое. Понятие “жить” – как некая производная от“жизнь”, – без сомнения, с данной точки зрения, относится к статичным. Естьжизнь либо есть отсутствие жизни, то есть смерть, несуществование, небытие (1или 0). Мы имеем состояние “жить” или, наоборот, регистрируем обратноесостояние, несовместимое с понятием “жизни”, без всяких переходов илиполутонов. Либо так, либо эдак, третьего не дано(1). Подтверждаем факт жизникак процесса вообще, безотносительно к времени и пространству, – вернее, вданном случае, факт жития в данном месте и в данное время (обратная сторонапространственно-временной безотносительности), или, напротив, опровергаем этотфакт, удостоверяя этим самым некое НИЧТО, абсолютный ноль по отношению кжизненному процессу.
Совсеминое дело обстоит с понятием “выживать”. В русском языке префикс (приставка)“вы-” имеет вполне конкретное значение: удостоверение некоего направленногодействия, которое предполагает известное перемещение(2) между двумя точками –исходной (обычно худшей, с заведомо плохими условиями) и конечной(подразумевающей улучшенное состояние); в некоторых случаях, – наоборот.Примеры: выбираться, выкарабкиваться, высовываться, выводить, выносить,выживать. То есть отталкивание от чего-то по направлению к чему-то, с учётомкачественной оценки происходящего. В самом определении заложена векторность, иэто – чрезвычайно важный факт! Раз мы имеем дело с неким условным вектором,значит, перед нами движение, передвижение, перемещение, изменение,последовательная смена состояний (или форм) и т.п. Иными словами, динамика (ноне статика), для которой, как мы помним, характерно непрерывное развитие процесса,во-первых, и относительность (но не абсолютность), во-вторых.
Понятие“жить” статично, и к нему не применимы, в свою очередь, понятия “активное” или“пассивное”, “создающее” или “разрушающее”, “производящее полезную работу” или“осуществляющее непроизводительную деятельность” (3). Но совсем другая картинаоткрывается нам при рассмотрении понятия “выживать”. Выживать – значит,совершать некоторые действия или комплекс действий, то есть проявлять известнуюактивность, чтобы движение (в данном случае: продвижение от небытия к рабочемусостоянию) стало реально возможным и неизбежным. Иными словами, говоря“выживать”, мы тем самым уже подразумеваем “проявлять активность”, хотя степениактивности, равно как и критерии её оценки, будут у каждого свои.
Здесьмы подходим к ещё одному очень важному моменту. Если в процессе выполнениявекторных действий происходит отталкивание от одной точки (небытия, отсутствияжизни, невозможности поддерживать жизнедеятельность) по направлению к другой(состояние успешного решения задач по обеспечению жизнедеятельности организма),то мы можем предположить, что сила отталкивания не остаётся неизменной, а,скажем так, меняет свой характер в зависимости от пройденного расстояния:
/>
Грубоговоря, сила отталкивания от точки А с течением времени ослабевает и, возможно,наоборот, притягательная сила точки Б растёт. Это наводит нас на мысль осуществовании неких уровней действия силы (точнее, подуровней внутри уровня,если мы предполагаем непрерывность развития процесса, постепенный переход отодного подуровню к другому и далее). Меняется характер действия силы – меняютсясвойства объекта, совокупность его качеств; иными словами, разница междууровнями (подуровнями) – в данном случае качественная.
Отсюдаследует: если человек, стремясь выжить, отталкивается от точки, в которойвыживание невозможно, по направлению к точке, в которой выживаниеосуществляется в полной мере (скажем так, наилучшим образом для данных условийи данной среды), значит, на разных этапах своего, так сказать, выживания он под“выживанием” будет подразумевать разные вещи: либо простое стремление избежатьсмерти, либо известное осознание необходимости активных действий, либо первыеуверенные шаги на этом направлении, либо удовольствие (или предвкушение его) отмысли, что цель скоро будет достигнута, либо, наконец, прямая реализация своегозамысла с вполне естественным чувством торжества оттого, что акция удалась(напоминаю, что мы рассматриваем непрерывный процесс, и я перечисляю лишьосновные, наиболее характерные его вехи). В любом из перечисленных случаевчеловек будет воспринимать свои действия как ВЫЖИВАНИЕ; и, однако, выживание,как мы выяснили, может быть качественно разным.
Получается,что есть – должна быть! – разница между, скажем, пассивным и активнымвыживанием; и лишь в том случае, если человек мыслит статичной категорией“жить”, а не динамичной “выживать”, он не делает между пассивной и активнойформами различия(4). Само по себе это ни хорошо, ни плохо. Но это – факт, скоторым мы должны считаться, чтобы, мягко говоря, не запутаться.
Итак,выживать можно по-разному. Можно выживать примитивно, однообразно, убого,выполняя только самый минимальный набор действий, поддерживающих организм вживом состоянии. Но можно выживать и более агрессивно, яростно, цепляясь завсякую возможность удержаться на плаву. А можно выживать играючи, свободно и совкусом, не унижая окружающих, но вовлекая их в сферу своих действий, чтобысовместно изменить то, что, по вашему мнению, необходимо менять – и увереннейсебя чувствовать в обновлённом мире (это своего рода творческое выживание,выживание вообще – в отличие от частного, мелочного, зацикленного выживания).
Инымисловами, на относительно низких уровнях нашего понимания и нашей деятельностивыживание – это чисто физиологический, достаточно простой процесс, зато наболее высоких – процесс скорее созидательный, многоплановый, сложный, то естьвыживание понимается уже как активность, системная деятельность, движение кактаковое, нацеленное, прежде всего, на утверждение себя и своей группы, а внекотором смысле – и своего вида (человечества, в данном случае – носителяразума). Жизнь – это радость, свет, область прекрасного, зона удовольствия (навысшем уровне под удовольствием мы понимаем всё многообразие мира высокихощущений), отсутствие жизни, можно ещё сказать небытие, смерть, – некоенеприемлемое для нас состояние, тьма, точнее отсутствие света, боль – больвообще (и физическая, и душевная, включая страдания, стрессы, шоки, весьболевой опыт, несчастье от сознания нашего неучастия в жизненном процессе).Живое отталкивается от боли, невыживания, поражения и стремится к удовольствиюв лучшем, торжественном смысле слова, выживанию, победе как таковой. В идеалеэто происходит сразу по нескольким направлениям: выживание себя самого (личноевыживание, утверждение своего эго), далее – своих родных и близких, то естьсемьи, детей, потом идёт выживание своей группы (родоплеменной, этнической,корпоративной и т.д.) и, наконец, выживание человечества в целом (ощущение, чтоты есть прежде всего Человек и в этом качестве обязан утвердить своё положениево Вселенной). У разных людей эти направления – назовём их динамиками(5) –развиты в разной степени, но полноценная, гармоничная, сбалансированнаяличность живет полнокровно по всем четырем динамикам, не выделяя среди нихприоритетные, то есть, по замыслу, они четыреедины.
Притаком взгляде на вещи мы по сути имеем дело и с т.н. “вертикальной” структуройвыживания – по всем возможным направлениям, или динамикам, и “горизонтальной” –в уровневом, этажном разрезе (с точки зрения качественных характеристиквыживания, что именно мы понимаем под выживанием на том или ином этаже).
Вообщея являюсь сторонником идеи, что на всех уровнях организации живого главнойжизненной установкой всегда будет оставаться установка: выживай! (6) Онапо-своему универсальна, и ей должны следовать как отдельные клетки – мельчайшиечастички биологической жизни, так и их объединения, а также организмы в целом ите системы, которые, в свою очередь, из организмов состоят:
/>
Примечание.Уровни обобщения, приведенные на рисунке (клетка, колонии клеток и т.д.), вцелом воспроизводят динамики, о которых шла речь на три абзаца выше, –сравните.
Длякаждого из пунктов этой схемы (они сгруппированы и по строкам, и по колонкам)по идее должна действовать главная жизненная установка выживай! И максимальноточное выполнение этой установки соответствует процессу самоорганизациисистемы. Собственно говоря, самоорганизация живых систем и есть реализация наделе основного предписания природы(7).
Малотого, как мы уже оговорили ранее, сама по себе главная жизненная установкареализуется по-разному в каждом отдельно взятом пункте в то или иное время, взависимости от той или иной ситуации и при наличии того или иного комплексаусловий (здесь опять идёт речь о разных уровнях, или подуровнях, действиякоманды “выживай!”). Скажем, клетка организма – см. один из пунктов приведеннойвыше схемы – будет всегда и во всём выживать, но может делать это вяло и струдом, поражённая вирусом, или яростно охраняя свою целостность, слаженность изаконченность как системы в случае заболевания органа или его части, или жефункционируя легко и непринуждённо, в оптимальном для неё режиме, помогая,таким образом, организму, в свою очередь, благополучно осуществить выживание –уже на более высоком уровне, уровне организма в целом.
Итак по каждому пункту схемы.
Теперьрассмотрим, из чего состоит команда “выживай!”, то есть имеется ли у неёкакая-либо собственная структура. Если мы спустимся в самый низ шкалы обобщений– к отдельной единице жизни – и в самый низ шкалы качественных оценок понятия“выживать”, где под выживанием подразумевается ещё очень простой набор действий(чисто физиологического плана) единичной особи, то обнаружим хорошо видимые,явные составные части исходного действия:
/>
Врядли удастся добавить что-либо к этому перечню. Таким образом, мы имеем трисоставные части команды “Выживай!”: необходимость пополнения энергии(“Питайся!”), безопасности (“Защищайся и нападай!”), размножения (“Позаботься опотомстве!”). Но это, как мы уже сказали, – лишь для более простого, отнюдь невысокого уровня, например, для животных(8). При повышении по уровням составныечасти команды остаются неизменными, но, так сказать, наполняются новым,расширенным содержанием. Выше уже проводилась параллель между понятием“выживать” и “проявлять активность”, “находиться в динамике”. Если мы допустим,что главная цель живого, живой системы, например человека, – активность,деятельность, постоянное движение, отталкивание от несуществования в сторонуовладения ситуацией и миром, то соответственно все составные части команды“Выживай!” предстанут перед нами совершенно в ином свете:
установкана пополнение энергии – означает постоянное духовное и физическое наполнение,потребление энергии извне для того, чтобы поддерживать и реализовывать своюсобственную энергию, поглощение в себя всего, что дает мир, с целью постоянногороста и утверждения себя в этом мире; энергетический круговорот (“Потребляй,чтобы активность могла существовать!”);
установкана безопасность – означает сохранение своей активности, деятельности, динамики,неснижение темпов собственного развития (“Защищай свою активность отпротиводействующих сил(9) и атакуй, то есть внедряй её в окружающий мир!”);
установкана воспроизводство – означает необходимость не просто подпитывать и сохранятьсвою активность, но и регулярно воссоздавать её, производить некоторыедобавочные действия, чтобы динамика всегда была направлена вверх (“Создавайновую активность вновь и вновь, то есть всё время увеличивай её, созидай, твори,чтобы изменять этот мир и иметь в нем свое место!”).
Такимобразом, на высоких уровнях организации живого – имеются в виду разумныеуровни(10) – мы имеем структурно тот же набор команд в составе команды“Выживай!”, но качественно он иной, более глобальный по содержанию, ибопредполагает:
деятельность(активность),
сохранениедеятельности (активности) и
воспроизводстводеятельности (активности).
Мыможем это изобразить на схеме так:
/>
Или,с учётом того, что мы договорились провести параллель между понятиями“выживать” и “проявлять активность, деятельность”, так:
/>
Впринципе оба приведенные варианта суть одно и то же, если вдуматься в них.
Вышемы предположили, что главной установкой всего живого на любом из уровнейорганизации жизни является выживай! Кроме того, мы допустили (в одной изсносок), что эта установка – в видоизменённой формулировке – действительнатакже и для неживой материи (существуй!). Но такая глобальность, всеохватываемостьнаводит нас на размышление, что в определённом смысле понятие “выживать”(“существовать”) само по себе является… статичным. Иными словами, онобезотносительно времени и пространства, не имеет ни начала, ни середины, никонца и не привязано к какой-либо конкретной форме. Парадокс? Ничуть. Мы можемрассматривать понятие “выживать” двояко: и с точки зрения динамики – об этом,собственно, и идёт речь в этой статье, и с точки зрения некоего изначальногоуниверсального абсолюта (в котором, впрочем, уже заложено известное бесконечноедействие, абсолютное движение(11)); в последнем случае оно характеризуетнаправленность движения материи, являясь её свойством.
Напомню,что ранее мы установили связь между статичным и динамичным посредствомразветвленной пирамидки, высшая, исходная точка которой всегда статичнаотносительно других, производных от нее, динамичных уровней:
/>
Сэтой точки зрения, сохранение деятельности (активности) и воспроизводстводеятельности (активности) являются суть конкретными, динамичными формамивоплощения деятельности (активности) как таковой – последнюю мы рассматриваем вкачестве статичного, неизменного свойства всего сущего(12). Вместе с тем, нужнопонимать, что на самом деле вся пирамида представляет собой единое качественноецелое – ведь если какая-то из динамичных её ветвей не работает (перестаётвыполнять свои функции), то это отражается на системе вообще, система скореевсего перестанет существовать. Судите сами: можно ли вести речь об активности,если активность не сохраняется (отказал уровень безопасности)? Конечно, нет. Итак же нет и не может быть подлинной активности, если она не воспроизводитсявновь и вновь, – без воспроизведения активность утратит способность бытьбесконечной.
Поэтомумы можем сказать, что полноценная личность сбалансирована не только по четыремдинамикам, но и воспринимает как целое деятельность (активность), сохранениедеятельности (активности) и воспроизводство деятельности (активности) – насамых высоких уровнях все эти составляющие по сути сливаются воедино –гармонично и последовательно.
Наосновании сказанного мы сделаем вывод: абсолютно всё живое, всякая живаясистема – любого уровня обобщения и организации – заботится о реализации своей,присущей и понятной ему (ей) деятельности, её сохранении и воспроизводстве.Данная триада характерна для клеток, простейших, растений, насекомых, животных,– естественно, в приемлемой для них форме. Данная триада, безусловно,характерна и для человека, о чём также уже говорилось. Мало того, данная триадахарактерна для групп людей и организаций, поскольку и они, в свою очередь,являются системами (например, цель фирмы или производственного коллектива –производить, поддерживать производство и расширять его; цель общества илигосударства – обеспечивать свое существование, то есть проявлять активность,сохранять дееспособность, то есть защищать свои институты, и, наконец,воспроизводить деятельность, то есть развивать сферу экономики, соцобеспеченияи т.п.).
Уотдельного индивидуума также есть цель: двигаться, проявлять активность,деятельность, в том числе в форме созидания, творчества, реализации себя там,где он себя найдет, по каждой из динамик, и, – кроме того, – отстаивать свойпуть и никогда не останавливаться на достигнутом(13). То есть у каждогосамостоятельного, независимого представителя человечества есть своя миссия, ицель его – выполнение этой миссии. Так, в конечном итоге, реализуется “желаниебыть великим” (по Фрейду) или чувство собственной значимости, причастности,дающее возможность выживать.
Еслиже мы говорим не об отдельном человеке, а о семье, то и здесь – цель семьибудет аналогичной: выжить (в расширенном понимании слова) в этом мире, причеммужчина будет в большей степени выполнять функции сохранения, защиты ибезопасности, а женщина – функции воспроизводства. Но и то, и другое – разныестороны суть одного, чтобы система в целом как организм могла функционировать.
Любопытно,что даже религия по-своему использует такую триаду: в христианстве, например,есть Бог-Создатель, который создает, то есть воспроизводит, вызывает к жизни,Бог-Спаситель, который сохраняет и укрепляет, и Бог-Дух Святой, которыйнаполняет человека желанием жить и творить, возвышает его в вере, делаетнеуязвимым для дьявола и причастным к Царству Божьему; все три ипостасиявляются разным выражением суть одного целого (на вышеприведенной схеме мымогли бы изобразить Святой Дух как статичное и неизменное, всенаполняющееначало, а Иегова и Иисус – как его более выраженные(14), динамичные лики, ккоторым непосредственно обращаются верующие). О триаде богов в некоторых другихрелигиях, например индуизме (всеобщее начало Брама, хранитель Вишну иразрушитель – с целью расчистить путь новому – Шива), также общеизвестно.
Такимобразом, подведём итоги. В этой статье мы с вами попробовали глубже вникнуть впонятие “выживать”, не удовлетворяясь его внешними, часто превратно понимаемымихарактеристиками. В конце концов выживать – это целый мир, со своей структурой,иерархией и уровнями обобщений! Я люблю слово “выживать” – просто потому, чтомне открывается вся его внутренняя красота и поэтика. С сожалением долженпризнать, что открывается она не всем, поскольку степень осознания терминазависит от той мировоззренческой позиции, которую занимает ищущий.
Газета,задавшаяся вопросом “Жить, а не выживать”, равно как и почтенный учёный,поддержавший её, находятся по другую сторону поиска. Строго говоря, это такжени хорошо, ни плохо, – это просто факт, с которым мы обязаны считаться. Онивидят особую поэтику в понятии “жить” – то есть, с моей точки зрения,“находиться (пребывать) в состоянии жизни (живом состоянии)”. Наверное, красотатакого “жития” ничуть не худшая, только она статичная. И заставляет по-своемуотноситься к идее “выживания”.
Намой взгляд, нельзя сравнивать статичное и динамичное, по крайней мере, ихнельзя прямо противопоставлять друг другу. Жить – значит, пребывать в состояниижизни, а выживать – значит, совершать некоторые действия (комплекс действий),направленные на сохранение и создание жизни вновь и вновь. И в этом заключенавеликая и чарующая магия процесса!
Яс глубоким уважением отношусь к позиции тех, кто ставит на первое место “жить”.Но не согласен с принижением роли динамичного “выживания”. Впрочем, сегоднякаждый сам вправе сделать свой выбор. И, надеюсь, мир не станет от этого хуже.
Примечания:
(1)Сравним с извечным вопросом: “Есть ли жизнь на Марсе или нет жизни на Марсе?”
(2)Иначе: изменение состояний.
(3)Иногда в разговорной речи мы можем мы можем придавать слову “жить” некийэмоциональный окрас, подразумевающий не просто “жить”, а “жить хорошо”, “жить инаслаждаться”. Но объективно это не вытекает из самого понятия, поэтому ястараюсь намеренно избегать любых субъективных трактовок, предпочитая базовое,фундаментальное значение слова, его суть.
(4)Напомним, что статичное абстрагируется от форм.
(5)Термин американского писателя, общественного и религиозного деятеляЛ.Р.Хаббарда (книга “Динамики жизни”).
(6)Применительно к неживой, неодушевлённой материи, например неорганическогопроисхождения, которая нами воспринимается как более низкая, по сравнению сживой, принцип “выживай!” формулируется внешне несколько по-другому:“Существуй!” (или, грубо говоря, “Будь!”). По сути обе эти формы есть одно и тоже, но выраженные по-разному, в зависимости от особенностей живой и неживойприроды. Этот принцип реализуется посредством самоорганизации – стихийной унеживого и управляемой (различают разные степени управления и координации) уживого. Именно стихийная самоорганизация в неживой среде приводит к тому, чтокоманда “существуй!” на деле выполняется и способствует постоянному сохранениюматерии.
(7)Отрицание команды “Выживай!” в качестве основной команды всему живому на всехего уровнях, столь характерное для сегодняшних гуманитарных дисциплин,приводит, в свою очередь, к недооценке роли самоорганизации в функционированииживых систем. Впрочем, самоорганизацией современная наука вообще очень неохотнозанимается, не располагая соответствующим научным аппаратом для исследований иобобщений; синергетика, посвятившая себя проблемам именно самоорганизации,является скорее исключением из правил.
(8)Правильнее сказать, животного уровня – в русском языке это словосочетаниеподразумевает простейший, примитивный, по-звериному механический уровень. Самипо себе животные могут в разное время занимать разные уровни бытия: так, сытый,спокойный, рассудительный лев, удовлетворенный охотой, будет находиться в болеевозвышенном состоянии по сравнению с горе-охотником, обделавшимся при виде льваот страха, а дети животных в весёлом настроении – играющие котята, например, –однозначно дадут сто очков вперёд по уровню осмысления мира уставшей от жизни,нервной, издёрганной и вечно чем-то раздражённой их хозяйке.
(9)Имеется в виду совокупность всех противодействующих факторов, которые могутпривести к уменьшению активности (деструктивная или дестабилизирующая среда,условия).
(10)Уровни, на которых активно задействовано сознание, мысль или, по крайней мере,зачатки организованного мышления. Конечно, здесь в первую очередьподразумевается человек, – но не только. Известно, что ряд животных обладаетаналитическими навыками (ограниченными, по сравнению с человеком). Кроме того,мы не можем потенциально исключать внеземные формы разума, которые, по логике,также должны занимать достаточно высокие уровни этой шкалы.
(11)Абсолютное (идеальное) движение – это движение, которого нет, т.е. оно по определениюстатично. Сравните с определением идеальной системы у Г.С.Альтшуллера,создателя известной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): идеальнаясистема – это система, которой нет, но функции её выполняются. Чтобы былопонятнее, сошлюсь на английского писателя и философа К.С.Льюиса. В романе “Запределы Безмолвной планеты” выдуманное им инопланетное существо описывает своймир следующим образом: “Тело – это движение… Если движение станет быстрее, тодвижущееся тело окажется сразу в двух местах [т.е. “размажется” под действиемускорения. – О.Б.]… Но если движение еще быстрее… если бы оно делалосьбыстрее и быстрее, в конце концов то, что движется, оказалось бы сразу везде…Так вот, это и есть высшая форма тела, самая быстрая, настолько быстрая, чтотело становится неподвижным; и самая совершенная, так что оно перестает бытьтелом”. Согласно данной логике, движение стремится к отсутствию движения, аформы – к отсутствию форм, и именно это делает наш мир таким динамичным.Впрочем, главное – не достижение цели, а стремление к ней. Цель есть абсолют.Абсолют статичен.
(12)Поскольку при невозможности реализации этого свойства или при его отсутствиисущее перестаёт быть сущим, иными словами перестаёт существовать.
(13)При отказе от достижения этой цели человек сходит с дистанции, т.е. в конечномсчёте проигрывает, не выживает.
(14)Бог-отец и Бог-сын – это ярко выраженная личность (Бог-личность), со своимхарактером и мироощущением.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.