Реферат по предмету "Философия"


Научная гипотеза и её назначение

Содержание
Введение. 2
1.Сущность понятия «Гипотеза». 3
2.Научная гипотеза и её назначение. 3
3.Из книги А.Пуанкаре «Наука и гипотеза». 5
Заключение. 7
Гипотезаи её роль в науке. (Анализ философского текста) 8
Списоклитературы. 10
 

 Введение
 
Некоторыеучёные утверждали, что науки строятся исключительно благодаря собиранию фактов;по их мнению, о науке факты и опыты есть всё; истинный учёный долженограничиться только регистрацией фактов, т. е. простым описанием фактов,событий, явлений. Но на самом деле это мнение совершенно неправильно. Ведь, длятого чтобы собирать факты и материалы для науки, мы должны руководитьсяизвестной мыслью, известным планом: для того чтобы приступить к совершению тогоили иного эксперимента, у нас должно быть известное соображение или рассуждение,почему мы должны произвести именно этот, а не какой-нибудь другой эксперимент.
Если бы мыстали производить эксперименты наудачу, то это не привело бы ни к какимблагоприятным результатам. Этим, по справедливому замечанию Джевонса, можнообъяснить «весьма малые приращения, сделанные к нашему знанию алхимиками.Многие из них были люди очень проницательные и неутомимые; труды подобных лицдлились несколько столетий, они открыли немногое; а верный взгляд на природудаёт современным химикам возможность открыть в течение года больше полезныхфактов, чем сколько их было открыто алхимиками в течение многих столетий».Следовательно, не из собирания фактов наудачу создаётся наука, а из собирания,руководимого известным планом: учёный, приступающий к какому-нибудь исследованию,всегда должен приступать к нему с определённым планом. Для того чтобы иметьплан, необходимо построить гипотезу.

 1. Сущность понятия «Гипотеза»
 
Гипотеза — выраженное в форме суждения (или суждений) предположение илипредугадывание чего-либо: например, «предугадывание природы» в формулировкеестественнонаучных законов. При этом первоначальный смысл термина «Гипотеза» вошёл в содержание понятия«научная Гипотеза»,выражающего предположительное суждение о закономерной (или причинной) связиявлений.
По выражениюИ. Канта, гипотеза — это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное подстрогим надзором разума. Являясь одним из способов объяснения фактов инаблюдений — опытных данных, гипотезычаще всего создаются по правилу: «то, что мы хотим объяснить, аналогично тому,что мы уже знаем». Любая научная гипотезаначинается с познавательного вопроса. Например, «Если небесные тела подчиняютсязакону свободного падения, то каким образом возможно движение планет?".
Вопросвыражает потребность познания — перейти от незнания к знанию, и возникаеттогда, когда для ответа на него уже имеются некоторые данные — факты,вспомогательные теории или гипотезыи др. В этом смысле научная гипотезапо своей гносеологической роли является связующим звеном между «знанием» и«незнанием» (отсюда роль гипотезыв процессах научного открытия), а по своей логической роли — «формой развитияестествознания, поскольку оно мыслит...» [3] 2. Научная гипотеза и её назначение
Характеристикагипотезы как основнойформы мысленного освоения мира отражает не только роль гипотезы в естествознании, но вравной мере и её роль в общественных науках. Примером может служить выдвинутаяК. Марксом гипотезаматериализма в социологии, которая, по словам Ленина, впервые возвеласоциологию на степень науки.
Для тогочтобы быть научной, гипотезадолжна удовлетворять следующим требованиям.
1-етребование: научная гипотезадолжна быть (хотя бы в принципе) проверяемой, т. е. следствия, выведенные изнеё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке исоответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемусяфактическому материалу и т.д. Отсюда — тенденция науки придавать научной гипотезе точную логическую(математическую) формулировку, обеспечивающую включение гипотезы в качестве общего принципав дедуктивную систему с последующим сравнением результатов дедукции срезультатами наблюдений и экспериментов. Чисто логический «скелет» процедуры введениягипотезы в(дедуктивное) доказательство и их исключения даётся, например, правилами т. н.естественного логического вывода.
Техникаметодов подтверждения гипотезы,в частности её вероятности при данном уровне знания, исследуется в индуктивнойи вероятностной логике, в теории статистических решений.
2-етребование: Гипотезадолжна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснятьне только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанныес ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода заключений онеизвестных ещё явлениях (свойство, характерное, в частности, для т. н.математических гипотез).[3]
3-етребование: Гипотезане должна быть логически противоречивой. Из противоречивой гипотезы по правилам логики можновывести любые следствия, как проверяемые в смысле 1-го требования, так и ихотрицания.
ПротиворечиваяГипотеза заведомолишена познавательной ценности, 1-е и 2-е требования отличают научные гипотезы от т. н. рабочих гипотез, рассчитанных только на«условное объяснение» данного явления и не претендующих на отображение«действительного положения вещей».
Рабочие гипотезы часто используются какпромежуточные звенья в научных построениях благодаря их дидактической ценности. 3. Из книги А.Пуанкаре «Наука и гипотеза»
Нередкоговорят, что следует экспериментировать без предвзятой идеи, Это невозможно;это не только сделало бы всякий опыт бесплодным, но это значило бы желатьневозможного. Всякий носит в себе свое миропредставление, от которого не так-толегко освободиться. Например, мы пользуемся языком, а наш язык пропитанпредвзятыми идеями и этого нельзя избежать; притом эти предвзятые идеинеосознанны, и поэтому они в тысячу раз опаснее других.
Можно лисказать, что, допустив вторжение вполне осознанных нами предвзятых идей, мыэтим усиливаем вред? Они скорее будут служить друг другу противовесом, таксказать, противоядием; они вообще будут плохо уживаться друг с другом; одни изних окажутся в противоречии с другими, и, таким образом, мы будем вынужденырассматривать проблему с различных точек зрения.
Благодаряобобщению каждый наблюденный факт позволяет нам предвидеть множество других;однако не следует забывать, что из них только один первый достоверен, а все другиетолько вероятны. Как бы прочно обоснованным ни казалось нам наше предвидение,все же мы никогда не имеем абсолютной уверенности в том, что оно не будетопровергнуто опытом, предпринятым в целях его проверки. Однако вероятностьчасто бывает достаточно велика, чтобы практически мы могли ею удовлетвориться.Лучше предвидеть без абсолютной уверенности, чем не предвидеть вовсе.[1]
Весьма важноне множить гипотез чрезмерно и вводить их последовательно — только одну последругой. Если мы создали теорию, основанную на множестве гипотез, и если опытосуждает ее, то как найти между нашими предпосылками ту, которая должна бытьизменена? Открыть ее было бы невозможно. И наоборот, если опыт согласуется стеорией, то можно ли считать, что подтверждены сразу все гипотезы? Можно линадеяться из одного уравнения определить несколько неизвестных?
Нужнотщательно отличать различные виды гипотез. В числе их бывают, прежде всего,такие, которые вполне естественны и которых почти невозможно избежать; так,например, трудно не предположить, что влияние очень удаленных тел ничтожно, чтомалые движения подчинены линейной зависимости, что действие являетсянепрерывной функцией причины… Все эти гипотезы, так сказать, образуют общийфонд всех теорий математической физики. Если бы их пришлось оставить, то этоуже после всех других.
Гипотезывторой категории — безразличные. В большинстве вопросов исследователь в самомначале своих вычислений предполагает, либо что материя непрерывна, либо,наоборот, что она состоит из атомов. Он мог бы изменить свое предположение наобратное, не меняя этих выводов; лишь получение их стало бы более трудным. Еслитеперь опыт подтверждает его заключения, станет ли он думать, что ему удалосьдоказать, например, реальность атомов?
Гипотезытретьей категории являются обобщениями в настоящем смысле слова. Дело опыта —подтвердить их или опровергнуть. Как в том, так и в другом случае они являютсяплодотворными, но это имеет место лишь при условии ограниченности их числа.[1]

 Заключение
Для поверхностногонаблюдателя научная истина не оставляет места никаким сомнениям: логика наукинепогрешима, и если ученые иногда ошибаются, то это потому, что они забываютлогические правила.
Математические истинывыводятся из небольшого числа очевидных предложений при помощи цепинепогрешимых рассуждений. Из каждого опыта с помощью ряда математическихдедукций можно вывести множество следствий, и таким образом каждый из нихпозволит нам познать некоторый уголок Вселенной.
В таком видепредставляется широкой публике или учащимся, получающим первые познания пофизике, происхождение научной достоверности. Так они понимают роль опыта иматематики. Так же понимали ее сто лет тому назад и многие ученые, мечтавшиепостроить мир, заимствуя из опыта возможно меньше материала.
Но, вдумавшись,заметили, что математик, а тем более экспериментатор, не может обойтись безгипотезы. Тогда возник вопрос, достаточно ли прочны все эти построения, иявилась мысль, что при малейшем дуновении они могут рухнуть. [2]
Есть гипотезы разногорода; одни допускают проверку и, подтвержденные опытом, становятсяплодотворными истинами; другие, не приводя нас к ошибкам, могут быть полезными,фиксируя нашу мысль, наконец, есть гипотезы, только кажущиеся таковыми, носводящиеся к определениям или к замаскированным соглашениям. Мы постоянно видимперед своими глазами плодотворную работу науки. Этого не могло бы быть, если быона не открывала нам чего-то реального; но «то, что она может постичь, не сутьвещи в себе, как думают наивные догматики, а лишь отношения между вещами; внеэтих отношений нет познаваемой действительности.» [1]

 Гипотеза и её роль в науке. (Анализфилософского текста)
Споры о роли гипотезы внауке ведутся давно. Во все времена существовали великие учёные своего времени– первооткрыватели научных истин, которые нередко подвергали сомнениюсовременные им научные догматы.
Задачи науки лежат награнице между известным и неожиданным. Отсюда одна из главных ее черт —открытость новому, способность пересмотреть привычные представления и, еслинадо, отказаться от них.
Науку образуют факты,соотношения между ними и толкование этих соотношений. Хорошо установленныефакты неизменны, соотношения только уточняются с развитием науки. Но толкованияфактов и соотношений, то есть представления, основанные на сознательноупрощенной картине явления, нельзя абсолютизировать. Представления, или модели,развиваются и видоизменяются с каждым открытием.
В современной наукесуществует строго определённый порядок. После того как проблема или проблемныйкомплекс сформулированы и исследованы, т. е. проанализированы на предметправильности постановки, наличия и единственности решения и т. д., следуетпоиск решения проблем.
Сам процесс поискарешения зависит от того, с какого рода проблемой мы имеем дело, эмпирическойили концептуальной. Некоторые проблемы разрешаются обращением к реальному миру,поиском новых фактов посредством процедур наблюдения, измерения и т. п., другиеже проблемы могут быть решены только путем построения некоторых новых теорий,нового субъективного образа объективного мира.
Действовать в решениипроблемы без какой-либо гипотезы невозможно. Даже решение очевидныхпрактических задач осуществляются на основе представлений, что эти задачи надорешать именно так в силу предшествующего опыта и стремления оптимально добитьсяжелаемого результата. Эти представления и есть гипотеза.
В более сложной задачепредставления о деятельности по достижению цели скрыто в ее информационнойсистеме. На первых этапах решения обычно гипотезы выдвигаются интуитивно. Онипозволяют зафиксировать область поиска, а при успешном продвижении в решении исужении области поиска повышается роль логической обоснованности иконтролируемости гипотезы.
Гипотеза всегдаобладает большим содержанием и большей логической силой, чем те данные, накоторых она основана. Поскольку гипотеза не относится к единичным суждениямопыта, а всегда превосходит их по содержанию, ее нельзя обосновать, исходятолько из данных. Эмпирические данные могут лишь опровергнуть гипотезу, но неподтвердить ее. Гипотеза ставится под сомнение уже в том случае, когда вступаетв противоречие хотя бы с одним фактом или при ее логической проверкеубеждаются, что гипотетические способы действия не приводят к цели. Но каждая новаягипотеза, как правило, не отбрасывает целиком содержание прежних гипотез, аиспользует все рациональное.
Существует заблуждение,будто ценность научного открытия измеряется тем, насколько оно ниспровергаетсуществующую науку. Значительность научной революции в ее созидательных, а неразрушительных возможностях, в том, какой толчок она дает развитию науки, какиеновые области открывает. Очень часто при этом основные представленияпредшествующей науки остаются неизменными. Но даже коренная научная революцияне отменяет, а только пересматривает, переосмысливает прежние соотношения и устанавливаетграницы их применимости.

 Список литературы
1. Пуанкаре,А. Наука и гипотеза / Пер. А.В. Водянов.-М.,2003.- 209с.
2. Мигдал,А. Отличима ли истина от лжи.- Наука и жизнь.- 1982.- №1.- С.69-75
3. Баженов,Л. Б. Материалистическая диалектика и методы естественных наук.- М., 1968.- 492с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.