Реферат по предмету "Философия"


Культурно-историческая концепция К.Ясперса

ФИЛИАЛ
 
Государственногообразовательного учреждения
высшего профессиональногообразования
«Российский ГосударственныйСоциальный Университет»
в г. Сочи Краснодарскогокрая
Кафедра дисциплингуманитарного цикла

Контрольная работа
 
По дисциплине«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Тема:«Культурно-историческая концепция
Карла Ясперса»

Выполнила:
Студентка гр.
ЗФО, 1 курс,
факультет «Социальная работа»,
Сарнавская Л. А.
Проверила:
Доц. Зимовец Л.Г.
 
Сочи — 2006

СОДЕРЖАНИЕ:
 
1.  ВВЕДЕНИЕ                                                                                            3
2.  КАРЛ ЯСПЕРС И ЕГО УБЕЖДЕНИЯ                                                4
3.  ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ                                                                6
4.  ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ                                                                   9
6.  ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА                     14
7.  ЧЕЛОВЕК И СОВРЕМЕННЫЙ МИР                                                  17
8.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                      20
9.  БИБЛИОГРАФИЯ                                                                                 22
10. КОММЕНТАРИИ                                                                                 23

ВВЕДЕНИЕ.
Между непостижимой доисторией и необъятнымбудущим ле­жат 5000 лет известной нам истории, ничтожный отрезок необозри­могосуществования человека. История человечества в значительной своей части исчезлабезвозвратно. Число исторических источников растет лишь начиная с XVI в. Вистории находимся мы и наше время, которое представляется бессмысленным, еслиего заключают в узкие рамки сегодняшнего дня, сводят к настоящему. Настоящеесовершается на основе исторического прошлого.
«Эмпирическая картина истории можетсвестись к простому выявлению отдельных закономерностей и нескончаемомуописанию множества событий. Но можно стремиться и к осознанию единой обобщающейкартины мира в ее целостности: тогда выявляется наличие различных культурныхсфер и их развитие; они рассматриваются отдельно и во взаимодействии;постигается их общность в постановке смыс­ловых проблем и возможность ихвзаимопонимания; и, наконец, разрабатывается некое смысловое единство, вкотором все это многообразие обретает свое место» (Гегель). Карл Ясперс считал,что каждый, кто обращается к истории, невольно приходит к этим универсальнымвоззрениям, превращающим историю в некое един­ство. Освещение проблемы времениво многом зависит от того, каким образом сам мыслитель осуществляет своюжизнедеятельность в широком смысле этого слова.

КАРЛ ЯСПЕРС И ЕГО УБЕЖДЕНИЯ.
Ясперс Карл– немецкий философ. Родился 23 февраля 1883г. в Ольденбурге, изучал правов Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском,Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909г. получил правозаниматься медицинской практикой. В 1909–1915гг. работал ассистентом врача вуниверситетской психиатрической клинике. В 1916г. был назначен ассистентом попсихологии, в 1920г. ассистентом по философии, а в 1921г. профессором философииГейдельбергского университета. Брак с еврейкой в 1910г. и политическиеубеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всехадминистративных обязанностей в 1933г. и от преподавательской деятельности в1937г. В 1938г. была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остался вГейдельберге и много времени посвятил изучению Библии. После войны былвосстановлен в должности, открыто высказывал в университете свои взгляды потаким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Известны радиовыступленияпо проблемам политики, а также на философские темы. Пытался провести идеюденацификации университетов. В 1949г. стал профессором философии Базельскогоуниверситета (Швейцария), в 1961г. посвятил себя науке и публицистике. УмерЯсперс в Базеле 26 февраля 1969г.
Ясперс оказал решающее влияние нарелигиозное направление философии существования 20 в. Он стремился соединитьидеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая,однако, ни «фанатизма» Кьеркегора, ни «исступления» Ницше, ни «индифферентногомышления» университетских профессоров. В поздних работах он все же предпочёлговорить о «философии разума» или «мировой философии», а не о «философиисуществования». С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствованияявляются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границыдоступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов,перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливовыраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая ивсегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям черезобращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Понятиеэкзистенции он считает не поддающимся определению. Она существует не каксубъективная иллюзия, а как реальность особого рода. К.Ясперс отмечает, чтонельзя смешивать, спутывать в эмпирическом смысле объективно-предметное вчеловеке с ним самим как экзистенцией, открывающейся в ходе коммуникации. Онтакже отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая,что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, адуховные. Таким образом, полемизируя с К.Марксом, Ясперс отстаивает приоритет«духовной составляющей» в истории культуры, а в полемике со Шпенглеромутверждает ее единство. Однако научно доказать это положение, по мнениюЯсперса, невозможно. Допущение этого единства он называет постулатом веры.Отсюда ясно, что таким образом Ясперс четко заявляет о своей приверженности вобъяснении культурно-исторического процесса к религиозной традиции. История, поЯсперсу, имеет свое начало и свое смысловое завершение. Ее движениеопределяется силой Провидения. Таким образом, Ясперс возвращается к линейнойсхеме истории культуры. Среди основных работ философа – Общая психопатология (AllgemeinePsychopathologie, 1913); Психология мировоззрения (Psychologie der Weltanschauungen,1919); Философия (Philosophie, 3 Bd., 1932); Об истине (Von der Wahrheit,1947); Проблема немецкой вины (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage,1946); Великие философы (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957); Философскаявера и откровение (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962); Атомнаябомба и будущее человечества (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958)и др.

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ.
Мировая история охватывает во времени ипространстве весь земной шар. История есть там, где живут люди. Человек естьсущество, которое осуждено пребывать в истории и не в состоянии прожить внеобщества. К.Ясперс настаивает на историческом характере припоминания, требуетот современников, чтобы они дали себе отчет в трагических коллизиях прошлого,истории.
К.Ясперс высоко оценивал суждение Гегеля отом, что философия – это время, схваченное мыслью, как сохранение прошлого иобнаружение бытия. При этом он пишет, что смысл вступления человека в мирстановится содержанием философии. Философия не является волшебным средством,она – сознание в осуществлении. Ясперс считает, что философия не может бытьчисто предметным и, стало быть, чисто научным знанием, ибо она не можетотличаться от внутреннего мира самого философствующего. Философия – этомышление, посредством которого «Я» деятельно в качестве самого себя. Философияприсутствует в науках и играет роль их «внутреннего связующего смысла». Говоряо связке «человек – история», Ясперс отмечает, что история – это изначальноеизмерение человеческого бытия. Особое внимание этому «внутреннему связующемусмыслу» он придает в работах, посвященных анализу сути исторической науки.
При таком анализе К. Ясперс используетпонятие «ситуации»*. Ситуация – неповторимое сочетание событий. Ситуацияозначает не столько природно-закономерную, сколько смысловую действительность,которая выступает не как физическая, не как психическая, а как конкретнаядействительность, включающая в себя оба эти момента, – «это действительность,приносящая эмпирическому бытию пользу или вред, открывающая возможности илиполагающая границы». Далее К. Ясперс ставит вопрос о том, какие науки должнызаниматься изучением этой самой действительности. И отвечает, чтодействительность должна быть предметом изучения не одной, а множества наук.Ситуация методически исследуется, например, биологией, политической экономией илидругими науками. Исторической наукой устанавливаются однократные, но важныевиды исторических ситуаций. Существуют как ситуации вообще, так и типичные илиисторически определенные, однократные ситуации. Ситуации могут быть либобессознательными, либо они явные для сознающей себя воли, которая может ихпринять, использовать или изменить. Благодаря воле не происходит автоматическинеизбежного; она указывает возможности и границы возможностей. Бытие человеканаходится в качестве существования в экономических, социальных, политических ситуациях,от реальности которых зависит все остальное, хотя не они только делают еедействительной. То, чем человек станет, – ситуационно  обусловлено людьми, скоторыми он встретится, и возможностями веры, к нему взывающими.
Исторический процесс – это беспрерывноепреобразование ситуаций, условий, знания, их содержания и смысла в ихнепосредственном явлении, но такое преобразование, при котором возможно инеобходимо отношение всего ко всему, связь традиций, всеобщая коммуникация. Из природногочеловеческого существования вырастают, наподобие организмов, культуры*, которыерассматриваются как самостоятельные формы жизни, имеющие начало и конец. Культурыне взаимосвязаны, но иногда могут соприка­саться и мешать друг другу.
В отличие от популярной в Европе первойполовины XX в. теории культурных циклов, немецкий философ Ясперс предполагалединое происхождение человечества и единую историю культуры. Критикуя методШпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явлениядуховной жизни, стили в искусстве или типы «настроений», однако не даетвозможности установить законы. Кроме того, он обращал внимание нанеправомерность биологических аналогов, которые широко используются вшпенглеровской концепции культурных типов, вследствие чего история приобретаетфаталистический характер. Карл Ясперс уверен, что человечество имеет единыеистоки и общую цель. Эти истоки и эта цель нам неизвестны, во всяком случае, ввиде достоверного зна­ния. Лучшие философские умы пытаются приблизиться к томуи другому. К истории относится все то, что, будучи неповторимым, прочнозанимает свое место в цельном, единственном, процессе человеческой истории и,является реальным и необходимым во взаимосвязи и после­довательностичеловеческого бытия. Ясперс писал: «Все мы, люди, происходим от Адама, все мысвязаны род­ством, созданы Богом по образу и подобию Его. Вначале, у истоков,откровение бытия было непосредственной данностью. Грехопадение открыло переднами путь, на котором познание и имеющая конечный характер практика, направленнаяна временные цели, позволили нам достигнуть ясности. На завершающей стадии человекдолжен взойти в сферу гармонического созвучия душ, в царство вечных духов, гдемы созерцаем друг друга в любви и в безграничном понимании».
Известно, что на Западе философия историивозникла на основе христианского вероучения. В концепциях великих мыслителей,от Августина до Гегеля, вера видела в истории поступь Бога. Поворот висторических событиях соотносился с божественным откровением. Гегель утверждал,что весь исторический процесс движется к Христу и идет от него. Осью мировойистории в этой связи следует считать Сына Божьего. К.Ясперс выражает сомнение вубедительности этой концепции. Он пишет, что «…христианская вера – это лишьодна вера, а не вера всего человечества».
 
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ.
Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четырегетерогенных периода: «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы.Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи,когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великихкультур древности. В третьем – от  осевого времени, когда полностью формируетсяподлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом – от научно-техническойэпохи, воздействие которой мы испытываем на себе».
Первый период– прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию человечества. Собственно,история началась лишь около 5000 лет до н.э. В доисторических временах и эпохахпроисхо­дило расселение людей на земном шаре. Оно шло внутри ограни­ченныхобластей, было разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единыйхарактер: великие медленные про­цессы незаметного образования рас, речи имифов, неуловимого распространения технических открытий, странствований. Всеэти события еще неосознанны, еще не вышли из мира природы, хотя проявляют себя ужеявлениями че­ловеческой жизни.
В доисторическую эпоху происходило «становлениеосновных конституитивных свойств человеческого бытия», формирование человека«как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами», закладывалсяфундамент человеческого бытия, его сущностная основа, бессознательное. К этому«докультурному» периоду относится первое становление человека. Отвечая навопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека вчеловека культуры, Ясперс выделяет «использование огня и орудий», «появлениеречи», «способы формирующего человека насилия над самим собой», например, табу,«образование групп и сообществ», «жизнь, формируемую мифами». Одни объединениялюдей влекут за собой другие, люди знают друг о друге, взирают друг на друга.Разбросанность устраняется в борьбе, создаются новые, большие объединения. Онислужат переходом к истории, начало которой связано с появлением пись­менности. Доистория– это величайшая реальность, неведомая современному человеку, ибо в ней возникчеловек.
Второй период,выделяемый Ясперсом, – это великие исторические культуры древности, пред­полагающиеорганизацию и государственность. Начало истории, т.е. уже собственно культурногоразвития, относится к тому времени, «как существует передача опыта». Как тольколюди изобрели письменность, вся атмосфера внезапно меняется. Теперь людиговорят в письменных документах друг с другом и тем самым с нами, говорятпосредством архитектурных памятников, своих произведе­ний искусства, где непонятныйнам смысл скрыт в привлекательных для нас формах.
Почти одновременно в трех областях земного шаравозникают древнейшие культуры. В долинах Нила и Двуречья можно глубже, чемгде-либо, просле­дить по документам и вещественным памятникам историю челове­чества.Историки знают чтó происходило там, около 3000 лет до н.э. Египетская ивавилонская культуры стали в своей поздней стадии известны грекам и иудеям,жившим неподалеку от них, и с той поры превратились для Запада в воспоминание,которое только теперь благодаря раскопкам и пониманию древних языков стало видимымдля нас. Китайская традиция идеализирует основу своей культуры, за­ложенную вовтором тысячелетии. События, выходящие за его пределы едва доступны. Раскопкиобнаружили лишь незначительные следы культуры, а отчетливые и «подробные»сведения датируются первым тысячелетием. Раскоп­ки в Индии свидетельствуют овысокой цивилизации, о наличии там, в третьем тысячелетии до н.э. развитыхгородов, но они изолированы и едва ли находятся в какой-либо связи с более позднейкультурой Индии, начало которой относится примерно к концу второго тысячелетиядо н.э. Куль­тура долины Инда стала известна только благодаря раскоп­камнескольких последних десятилетий; индийцы не сохранили о ней никакоговоспоминания, письменность этой куль­туры еще не расшифрована. В Америке всепроизошло значительно позднее, на рубеже нашей эры. Расцвет американскихкультур Мексики и Перу, относится к более поздним тысячелетиям.
Третий период – осевое время. Понятие «осевоговремени» ввел К.Ясперс. В этом понятии, прежде всего, следует отметить наличиедвух принципиальных свойств. С одной стороны, предполагается наличие такогосвойства, как длительность. А с другой стороны осевое время предполагаетналичие определенной направленности у времени. Время – это не простопротяженность, это протяженность в определенном направлении. К.Ясперсраскрывает природу, механизм и причины наличия у времени этих свойств.Человечество как биологический феномен непрерывно воспроизводит само себя.Данное обстоятельство обуславливает длительность – уровень более низкий ивместе с тем фундаментальный в течении времени. На биологическом уровнепоколения повторяют свои биологические данные, а на уровне социальном новоепоколение может нечто наследовать, а нечто утратить или внести новый вклад. Таквозникает направленность времени.
По Гегелю ось миро­вой истории – явление Сына Божьего.Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служитнаше летоисчисление. Но Ясперс указывает на то, что христианская вера – этолишь одна вера, а не вера всего человечества, и недостаток ее в том, чтоподобное понимание мировой истории представляется убедительным лишь верующемухристианину. Ось мировой истории может быть обнаружена только эмпирически, какфакт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следуетискать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каковон есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формированиечеловеческого бытия, которое, независимо от опре­деленного религиозногосодержания, могло стать настолько убеди­тельным, что тем самым для всех народовбыли бы найдены общие рамки понимания их исторической значи­мости. Период«осевого времени» является, по мнению Ясперса, центральным в историичеловечества. Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур. «Этуось мировой истории, – писал Ясперс, – следует отнести ко времени духовногопроцесса, который шел между 800 и 200 гг. д.н.э. Тогда произошел самый резкийповорот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сейдень».
В эту эпоху независимо в разных культурах происходитмного необычайного. В Китае, где жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли всенаправления китайской философии; в Индии возникли Упанишады, жил Будда; философамиИндии и Китая были рассмотрены все возможности философского постижениядействительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма; вИране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палес­тиневыступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции – это времяГомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сейдень, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Вовсех направлениях совер­шался переход к универсальности. Развитие продолжалоидти своим путем, и осевое время не избежало гибели.
Четвёртый период – техническая эпоха. Первый этапнаучно-технического прогресса, т.е. единого, взаимообусловленного,поступательного развития науки и техники, относится к 16-18 векам. Тогдамануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовалитеоретического и экспериментального решения практических задач. Второй этапсвязан с развитием машинного производства с кон. 18 в. – наука  и техникавзаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга. Современный этапохватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь,медицину, образование, быт. С середины 20 в. началось коренное, качественноепреобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущийфактор развития общественного производства, непосредственную производительнуюсилу. Резко ускоряется темп научно-технического прогресса, который оказываетвоздействие на все стороны жизни общества. Этот процесс был назван научно-техническойреволюцией, которая возникла под влиянием научных и технических открытий,возросшего взаимодействия науки с техникой и производством, и предъявляет всё возрастающиетребования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности,ответственности работников.
Техническая эпоха, по мнению Ясперса, по своейзначимости соответствует прометеевской. Доисторическое время характеризуетсявозникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем. Современнойнаучно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, но на более высокомуровне: создание принципиально новых технологий, открытие новых источниковэнергии. Ясперс считает, что «новая прометеевская» эпоха подготавливаетвозникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значениювеликих культур древности. Новые великие культуры заложат основы для второгоосевого времени. Наша исторически новая ситуация, впервые имеющая решаю­щеезначение, являет собой реальное единство людей на Земле. Благодаря техническимвозможностям средств сооб­щения наша планета стала единой целостностью,полностью до­ступной человеку, стала «меньше».
Наше время – время реального технического и политическогопреобразования, но, подобно «прометеевскому», не время вечных творений.
 
ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА.
Что произошло с человеком, что заставилоего выйти из неисторического существования? Какие его черты привели к началуистории? Речь идет о таком ответе, который связан с внутренним преобразованиемчеловека. В ряде случаев проводят сравнение между развитием отдельного индивидаи человечества. Новорожденный, ребенок и взрослый в социальном планеразличаются. По сути, К. Ясперс использует представление о наличии трехзвеньев: чисто биологическая природа человека; затем – нечто отличное отбиологического, но еще не духовное, не социальное; и, наконец, – подлиннаясоциальность, духовность и историчность. Для приобретения жизненно необходимыхнавыков человеку требуется длительный и сложный период научения.
Совершая скачок, человек не осознавал, кчему это приведет, и не стремился к этому. Он безгранично открыт по своимвозможностям, незавершён и незавершим в своей сущности. То, что изначально былозаложено в человеке, что действовало уже в доистории в качестве зародышаистории, с силой вырвалось на поверхность, когда началась история. Это можно расценитькак несчастье, постигшее человека; согласно этому взгляду здесь произошло нечтонепостижи­мое, грехопадение, вторжение чуждой силы; все, что создает историю, вконечном итоге уничтожает человека. Этот скачок можно воспринимать и какчудесный дар и в том, что человек совершил его, видеть высо­кое предназначениечеловека, его путь к небывалому постижению и неслыханным высотам. Человексущество, стремящееся выйти за свои пределы. Несчастье и беды могут служить емустимулом к возвышению. Лишь в истории формируется то, чем человек по существуявляется. Из первичных истоков течет поток заложенных в человеке возможностей,которые преисполнены богатым содержанием, войдя в эру истории, по мере того какони освещаются, утверждаются, уси­ливаются, теряются, вспоминаются, вновьвозвышаются. Им необ­ходима рационализация, которая сама по себе совсем не естьне­что первичное, а есть лишь средство восстановления истоков и ко­нечныхцелей.
Человеком в отличие от животного осознаетсяпреходящий ха­рактер всего. Всему в мире отведено определенное время, и все об­реченона гибель. Но только человек знает, что он должен умереть. Наталкиваясь на этупограничную ситуацию, он познает вечность во времени, историчность как явлениебытия.
История – постоянное и настойчивоепродвижение вперед отдельных людей. Они призывают других следовать за ни­ми.Те, кто их слышит и понимает, присоединяются к этому дви­жению. Однако вместе стем история остается и просто совокуп­ностью событий, где постоянно раздаютсянапрасные призывы, которым не следуют и от которых отстают. Некая огромная силаинерции как будто постоянно парализует все порывы. Мощные силы громадных масс сих усредненными запросами давят то, что не соответствует им. Все то, что ненаходит места и не имеет смысла с точки зрения массовых требований, должноисчезнуть. История – великий вопрос, не по­лучивший решения, который будетрешен действительностью.
В эпоху осевого времени новое, возникшее в культурах,сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы,сознание осоз­навало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Передчеловеком открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя надпропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения.Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютностьв глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира. В начавшейсядуховной борьбе, каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи,обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности.Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая ив противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, – все этопородило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом.
Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостьюпришел конец. Основные идеи греческих, индийских, китайских философов иБудды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа.Началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа, затемборьба за трансцендентного Бога, против демонов, которых нет, и вызваннаяэтическим возмущением борьба против ложных образов Бога. Божество неизме­римовозвысилось посредством усиления этической стороны рели­гии. Миф сталматериалом для языка, который теперь выражал не его исконное содержание, асовсем иное, превратившись в символ.
С точки зрения Ясперса, в это время происходитстановление истории человечества как мировой истории, тогда как до «осевоговремени» имели место лишь истории локальных культур. Выделение такого периодадуховного основоположения человечества, духовного родства и духовных генов всехкультур дают возможность Ясперсу сделать вывод, что противоположность Востока иЗапада не абсолютна. Общие духовные корни позволяют найти способы коммуникаций,диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства.
После тысячелетней обособленности развитиячеловеческих культур в последние четыре с половиной века шел процесс завоеваниямира европейцами, а последнее столетие ознаменовало завершение этого процесса.Это столетие, в котором движение совершалось ускоренным темпом.
Вплоть до конца XIX в. история была для нас, посуществу, историей Запада. Весь остальной мир оста­вался в сознании европейцевтого времени колониальной террито­рией второстепенного значения,предназначенной для того, чтобы быть добычей европейцев. Уже  тогда былизаложены основы для формирующейся в наши дни мировой исто­рии, и заложены онибыли теми могущественными силами, которые стремились подчинить себе громадныепространства земного шара. Однако первая мировая война была скорее европейской.Лишь вторая мировая война потребовала участия всех, была действительноглобальной. Военные действия в Восточной Азии были не менее серьезны, чем вЕвропе. Это была, в самом деле, пер­вая подлинно мировая война. Произошелпереворот, «завоевание» внешних территорий натолкнулось на предел; расширяющееся  вовне движение, натолкнулось на самое себя. С этого моментаначинается мировая история как единая история единого целого.
 
ЧЕЛОВЕК И СОВРЕМЕННЫЙ МИР.
Земной шар стал повсюду доступен, пространствораспределено. Впервые планета стала единым всеобъемлющим местом поселениячеловека. Техническое господство над пространством, временем и материей растетбеспредельно уже не благодаря случайным отдельным открытиям, а посредствомпланомерного труда, в рамках которого само открытие становится методическим идостижимым. В повседневном поведении на первый план выступает соответствиеправилам. Желание поступать, как все, не выделяться создает поглощающую всетипизацию. Безотказность техники создает ловкость в обращении со всеми вещами;легкость сообщения нормализует знание, гигиену и комфорт. Следствием развитиятехники для повседневной жизни является уверенность в обеспеченности всем необходимымдля жизни, но таким образом, что удовольствие от этого уменьшается, посколькуэту обеспеченность ожидают как нечто само собой разумеющееся, а не воспринимаюткак позитивное исполнение надежды. Все становится просто материалом, который можнов любую минуту получить за деньги; в нем отсутствует оттенок лично созданного.Предметы пользования изготовляются в громадном количестве, изнашиваются ивыбрасываются; они легко заменимы. От техники не ждут создания чего-тодрагоценного, неповторимого по своему качеству. Поэтому все, связанное просто судовлетворением потребности, становится безразличным; существенным толькотогда, когда его нет. По мере того как растет масштаб обеспечения жизни у однихлюдей, увеличивается ощущение недостатка у других.
Преодоление техникой времени и пространства в ежедневныхсообщениях газет, в путешествиях, в массовом продуцировании и репродуцированиипосредством кино и радио создало возможность соприкосновения всех со всеми. Нетболее ничего далекого, тайного, удивительного. В имеющих значение, событияхмогут участвовать все. Людей, занимающих ведущие посты, знают так, будтоежедневно с ними встречаются. В таких практиках как экономика, техника, революция,К.Ясперс видел уничтожение бытия.
Внутреннюю позицию человека в этом техническом миреназывают деловитостью. От людей ждут не рассуждений, а знаний, не размышлений осмысле, а умелых действий, не чувств, а объективности, не раскрытия действиятаинственных сил, а ясного установления фактов. Последовательно излагаемыеценные соображения, воспринимаемые как материал полученного в прошлом образования,не считаются достойными внимания. Обстоятельность отвергается, требуетсяконструктивная мысль, не разговоры, а просто сообщение фактов. Все существующеенаправлено в сторону управляемости и правильного устройства. 
Индивид распадается на функции. Быть означает быть в деле;там, где ощущалась бы личность – деловитость была бы нарушена. Отдельныйчеловек живет как сознание социального бытия. В пограничном случае он ощущаетрадость труда без ощущения своей самости, и то, что отдельному человеку казалосьбы скучным и невыносимым, в коллективе он спокойно принимает как бы под властьюиного импульса. Там, где мерой человека является средняя производительность, индивид,как таковой, безразличен.
Настоящее могло бы быть озарено светом. Однако именнооно оказывается непроницаемым, ибо ясным оно было бы лишь при полном знаниипрошлого, которое служит ему основой, и будущего, которое таит его в себе.Философы стремятся к осознанию ситуации нашего времени. Однако эта си­туацияобладает скрытыми возможностями, которые поддаются определению лишь послеосуществления. В своём творчестве К.Ясперс искал ответ на вопрос: как и какимобразом предотвратить опасность «механизации» и «омасовления», т.к. этипроцессы были тревожными симптомами превращения планеты в машину бездуховного производства. Он анализировал метафизические корни этих процессов и видел их в измененииотношений к бытию и времени. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся вXX в. на грани гибели, мы должны, по мнению Ясперса, обновить свою связь сосевым временем, и возвратиться к его «изначальности», подыскивая для неизменноутрачиваемой и вновь обретаемой истины новые «шифры».
Взгляды К. Ясперса направлены против абстрактныхконструкций всемирной истории, выдвигавшихся классиками немецкой философии. Этитеории оцениваются им как несостоятельные прогрессистские теории, основнымнедостатком которых явилось полное пренебрежение бытием человека. Именно этимтеориям К. Ясперс противопоставляет учение об экзистенциальном существованиичеловека. События, по мнению К.Ясперса, задают «историческую уникальностьопределенной человеческой судьбы». События формируют «болевые точки» отдельновзятой личности, «её радости и надежды, её горе и её вину». Это всё и естьсодержание того, что Ясперс связывает со словом «время», «эпоха»; мир есть дляЯсперса «фактическая действительность во времени». В своем существованиииндивид неизбежно занимает предназначенное ему место.
В технический век повсеместно возникает духовный идушевный регресс, который в наши дни стал общеевропейским явлением. И если мытеперь вновь вступили в период радикального изменения чело­веческого бытия, тоэто не повторение осевого времени, а нечто в корне иное. Лишь в наши днисуществует реальное единство человечества, которое заключается в том, что нигдене может произойти ничего существенного без того, чтобы это не затронуло всех.В этой ситуа­ции технический переворот, созданный европейской наукой и от­крытиямиевропейцев, является лишь материальной основой и по­водом духовной катастрофы.Если же совершится ожидаемое пре­образование, тогда «китайцы не будут китай­цами»*и европейцы не будут европейцами. Придут новые китайцы, новые европейцы,образ которых  скрыт от нас.
По своим внешнимчертам: наш технический век уни­версален абсолютно, поскольку он носит глобальныйхарактер. Эта универсальность должна привести к совершенно иному, чемкогда-либо, решению вопроса о человеческом бытии. В прежние периоды прикатастрофе в одной из культур оставалась возможность того, что человек будетспасен с помощью других культур, то теперь все происходящее абсолютно иокончательно по своему значению. Вне современного мира нет больше ничего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ось мировой истории позволяет представить картинуразвития всего человечества. В это действительно осевое время человек «осознаетбытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира исобственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы,требует освобождения и спасения». Формы выражения тревоги, открывающиесясамосознанию, различны в разных регионах мира, но проявляют сходство в ихглубинном содержании. Единство становится целью человека. Изучение прошлого соотноситсяс этой целью. Оно сознательно используется в качестве при­мера мира в единоммире, устанавливаемого посредством право­порядка для устранения нужды и обретениясчастья по воз­можности для всех. Однако эта цель предполагает лишь созданиеобщей для всех основы существования. Единство условий для всех человеческихвозможностей не конечная цель, а только средство. Надо искать единство на болеевысоком уровне – в целостности мира человеческого бытия и созидания. Стремясь кэтому, люди ищут единство предшествующей истории посредством выявле­ния того,что касается всех людей, существенно для всех. Согласно подобным представлениям,единство выражается в следующем: человечество, по-видимому, возникло из единыхисто­ков, выйдя из которых оно развивалось в бесконечной изолирован­ности, азатем стало стремиться к воссоединению. Однако значение этого может открытьсятолько в динамике че­ловеческого общения. Единства можно будет достигнуть лишьтогда, если в основе всего лежит комму­никация человека с человеком. Тем самымпроисходит полное преобразование истории.
Земной шар стал единым. Все существенные проблемыстали мировыми проблемами, ситуация – ситуацией всего человечества. Всеутверждения о совершенной чуждости людей, о невозмож­ности взаимопонимания – нечто иное, как выражение разочаро­ванности, усталости, отказ от выполнениянастоятельного требо­вания человеческой природы, угасание внутренней готовности.   
По широте и глубине перемен во всейчеловеческой жизни нашей эпохе принадлежит решающее значение. История незавершена, в ней заключены бесконеч­ные возможности; любая концепция познанногоисторического целого разрушается, новые факты открывают в прошлом неза­меченнуюраньше истину. То, что прежде отпадало как не­существенное, обретаетпервостепенную значимость. Завершение истории кажется невозможным, она движетсяиз одной беско­нечности в другую, и бессмысленно прервать ее может лишь внеш­няякатастрофа.
Наше сознание опирается на бессознатель­ное, оно всевремя вырастает из бессознательного и возвращается к нему. Однако узнатьчто-либо о бессознательном мы можем только посредством сознания. В каждомсознательном действии нашей жизни, особенно в каждом творческом акте нашегодуха, нам помогает бессознательное, присутствующее в нас. Чистое сознание ни начто не способно. Это составляющее нашу основу бессознательное имеет двоякийсмысл: бессознательное – природа, всегда покрытая мраком, и бессознательное –ростки духа, стремящегося быть открытым. «Если человек ищет духовную ситуациювремени, это означает, что он хочет быть человеком».

БИБЛИОГРАФИЯ
Литература:
Гайденко П.П., «Человек и история в экзистенциальнойфилософии Карла Ясперса», М., 1991.
Платонова Э., «Конспект лекций по культурологии», М.,2005г.
Большой энциклопедический словарь, М., 2001г.
 
Мультимедиа:
Коллекция лучших современных программ; «Библиотека вкармане»:
Ясперс К., «Смысл и назначение истории», Ясперс К.,«Духовная ситуация времени».
 «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2004г.

КОММЕНТАРИИ
 
Стр. 4     Второе название – экзистенциализм– направление в философии возникло в начале 20 века в России, после 1-й мировойвойны во Франции, а после войны в других странах.
 
Стр. 6     «Духовная ситуация времени»,глава «Ситуация вообще».
Стр. 7     Шпенглер насчитывает 8культур, Тойнби – 21 культуру. Шпенглер определяет время существования культурыв тысячу лет, Тойнби считает, что оно не может быть определено точно. 
Стр. 19     В 1918 г. де Гроот сказал о китайцах: «Университетская система составляет высшую точку, кото­рой могладостигнуть в своем развитии духовная культура Китая — единственной способнойпошатнуть и уничтожить ее силой явля­ется трезвая наука. Если настанет время,когда этой наукой там начнут серьезно заниматься, то во всей духовной жизниКитая, без сомнения, произойдет полный переворот; и в результате этого пе­реворотав Китае наступит либо полная анархия, либо возрожде­ние, после чего Китай ужене будет Китаем, китайцы не будут ки­тайцами. Китай не способен своими силамизаменить прежнюю систему новой; тем самым крах прежней системы должен бы при­вестик полному упадку и к анархии, другими словами, к полному осуществлению того,что предрекает священное учение китайцев, согласно которому катастрофа и гибельнеизбежны, если челове­чество потеряет дао… Если роком предопределено, чтожестокий процесс гибели должен идти своим ходом и, что дни древней уни­верситетскойкультуры Китая сочтены, то пусть хоть последний ее день не будет днем гибелимногочисленного народа, ввергнутого в беду иностранным вмешательством!».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :