Реферат по предмету "Философия"


История паразитологии. Методология научного познания в ветеринарной науке

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования
Воронежский государственный аграрный университет
имени К.Д. Глинки
Кафедра фармакологии, токсикологии и паразитологии
РЕФЕРАТ
История паразитологии. Методология научного познания
в ветеринарной науке

Выполнил аспирант
Возгорькова Е.О.
Научный руководитель
д.в.н., профессор Беспалова Н.С.
Воронеж 2011

Содержание
 
Введение
1.Историяпаразитологии
2. Методологиянаучного познания в ветеринарной науке
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
На протяжении истории своегосуществования люди выработали множество способов познания и освоенияокружающего мира. Среди них одно из важнейших мест занимает наука.Специфической особенностью человеческой жизнедеятельности является тообстоятельство, что она протекает одновременно в двух взаимосвязанных аспектах:естественно-природном и культурном. Изначально человек представляет собой живоесущество, продукт природы, но чтобы существовать в ней удобно и безопасно, человексоздает внутри природы искусственный мир культуры, «вторую природу». Таким образом,человек существует в природе, взаимодействует с ней как живой организм, но при этомон как бы удваивает внешний мир, вырабатывая знания о нем, создавая образы, модели,оценки, предметы обихода и т.д. Именно такая вещнопознавательная деятельностьчеловека и составляет культурный аспект человеческого бытия.
Неотъемлемой составной частьюкультуры выступает наука, определяющая многие важные стороны жизни общества и человека.У науки есть свои задачи, отличающие ее от других сфер культуры. [8]
Задача науки — получение объективныхзнаний об окружающем мире, познание законов, по которым он функционирует и развивается.Обладая этим знанием, человеку намного легче преобразовывать мир. Таким образом,наука представляет собой сферу культуры, наиболее тесно связанную с задачейнепосредственного преобразования мира, повышения его комфортности и удобства длячеловека. [9]
Как указывал академик К.И.Скрябин, по количеству объектов изучения, а также по своей глубине ветеринарнаямедицина представляет собой самое интересное звено человеческой жизни. Ведь нетдругой науки, которая бы исследовала и предохраняла от болезней такое большоеколичество представителей животного мира. Современная ветеринарная медицинапредставляет собой обширную и глубоко дифференцированную отрасль научногознания.
Философия науки ставит задачураскрыть природу, условия и характер научных знаний. Предметом философии наукиявляются общие закономерности и тенденции научного познания как особойдеятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитиии рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Цель и задачаметодологического исследования науки и её формирования заключается вразвёртывании таких представлений о науке и научной деятельности, которые быучитывали различные аспекты и характеристики науки, полученные в сложившихсянаправлениях методологии, логики и науковедения.
1.  История паразитологии
Наука, изучающая паразитов иих взаимоотношения с организмами своих хозяев, методы и средства профилактики иборьбы с паразитозами, носит название паразитологии.
В природе за счет организмаживотных, растений и даже человека существует большое количество различныхпаразитов, вследствие чего паразитология как наука носит комплексный характер,подразделяясь на ряд дисциплин: микробиологию, микологию, собственнопаразитологию и др. Вплоть до XIX в. паразитологии как самостоятельной науки несуществовало. Отдельные элементы ее были вкраплены в ветеринарию, медицину изоологию. Паразитоценозы человека и высших позвоночных животных (в первуюочередь домашних) в различные исторические эпохи изменялись в зависимости отхарактера окружающей среды, образа жизни и питания хозяев паразитов.
Как известно, современнаяфауна позвоночных сформировалась в миоцене, т. е. тогда, когда уже былипредставлены все виды беспозвоночных, в которые входили и паразитическиепростейшие, гельминты и членистоногие. Иначе говоря, все современные высшиепозвоночные, и тем более человек, появились на земле тогда, когда мир ужеизобиловал паразитами. Например, вши и пухоеды произошли от общего корня ссеноедами и начали паразитировать на теплокровных, как утверждает Д.И.Благовещенский, не позже мелового периода. Паразитические клещи встречались ужев девоне, трематоды и цестоды — в меловом периоде и т. д. Хотя летопись Земли ине сохранила остатков нежных цестод итрематод и у не палеонтологическихданных, которые свидетельствовали о давности появления тех или иных паразитов,однако имеются убедительные косвенные материалы. Например, большинство цестод итрематод паразитирует в организмах, обитающих в воде или средах, тесносвязанных с водой, что указывает на их древнее происхождение. Так, согласноданным С. Ямагути (1959), из 51 семейства цестод у рыб паразитируютпредставители 33 семейств, у птиц – 6, а у млекопитающих, как наиболее молодых организмов– всего лишь 2 семейства. Между поколениями паразитов существует неразрывнаясвязь с момента их возникновения.
Формирование паразитофауныпозвоночных происходило и происходит из четырех источников:
1) унаследования паразитов отсвоих предков;
2) заимствования паразитов отдругих видов организмов, находящихся в одних биоценозах;
3) видообразования новых формпаразитов из ранее приспособившихся к паразитизму у данных хозяев и
4) перехода коменсалов,хищников или свободноживущих организмов к паразитизму.
Немаловажная роль вформировании паразитофауны домашних животных и человека принадлежитхозяйственной деятельности человека. Хотя он унаследовал от своихобезьянообразных предков сравнительно бедную паразитофауну (два вида вшей,детскую острицу, малярийных плазмодиев и др.), однако в процессе хозяйственнойдеятельности (рыболовства, охоты и особенно скотоводства и земледелия) этафауна значительно пополнилась. Например, поедая сырую или свежесоленую, вяленуюрыбу, человек заражался описторхами, клонорхами, меторхами, метагонимусами,лентецами и др. Одеваясь в шкуры зверей, болевших чесоткой, человек заражалсяэтой болезнью.
Сконцентрировав в населенныхпунктах, на выгонах и выпасах различные виды животных, человек тем самым создалпредпосылки для взаимообмена паразитами и формирования антропоургических очаговпаразитозов. Общая борьба с опасностями и необходимость совместного трудазаставили людей объединиться, создав таким образом благоприятные условия длязаражения различными возбудителями паразитарных заболеваний.
Доместикация и последующеескученное содержание различных видов домашних животных вблизи жилья человека,особенно в зимний период (при недостаточном кормлении), торговля и обменживотными способствовали распространению паразитарных заболеваний, доместикацияживотных потребовала от человека заботы о них. Так возникла ветеринария.
До древнегреческого идревнеримского периодов ветеринария и медицина, как правило, развивалисьвместе. И только идеалистические учения Сократа, Платона и представителейхристианства образовали пропасть между ветеринарией и медициной. [13]
Первобытный натуралист,наблюдая за животными, не мог не заметить, что четвероногие нередко прибегают ксамолечению: зализывают раны, извлекают занозы, ходят на трёх ногах, сберегаясломанную или больную конечность, а иногда опускают её в холодную воду.Некоторые животные, чтобы освободиться от гельминтов, поедают почки и корудеревьев, землю, полынь и другие растения, губительно действующие на паразитов.
Свиньи в борьбе со вшами,клещами и другими эктопаразитами купаются в грязи, слоны обливаются водой илиобсыпают свое тело песком или землей, птицы купаются в песке или воде,обезьяны, собаки, кошки и многие другие животные, а также птицы тщательно иподолгу выискивают у себя в шерсти, перьях эктопаразитов и уничтожают их.Крупный рогатый скот, олени, лошади, услышав жужжание оводов, прячутся от них вгустую чащу леса, спасаются в водоемах. Животные хвостом, головой, ногами, анекоторые и развитой кожной мускулатурой энергично защищаются от нападениякровососущих членистоногих. Перелеты птиц и миграция животных обусловлены взначительной степени попыткой избавиться от паразитов. Несомненно, чтосоздатели народной эмпирической ветеринарии и медицины заимствовали отдельныеспособы и приемы лечения, наблюдая за поведением животных. Например, былозамечено, что из прижатой раны не идет кровь, к закрытой ране не лезут мухи,после вскрытия абсцесса уменьшается боль, после удаления вшей, блох, клопов,москитов, слепней, мокрецов и клещей прекращается зуд и т. д. Наиболееодаренные люди, оказывая помощь больным и раненым, могли случайно обнаружитьлечебные свойства тех или иных растений, минеральных веществ, органов животныхи способы лечения.
Питаясь в течение многихтысячелетий растительной пищей и наблюдая за животными, поедающими различныерастения, люди имели возможность убедиться в лечебных, противопаразитарных,токсических и других свойствах растений. По мере накопления опыта они начиналисознательно применять те или иные лечебные средства и приемы. Например, замного веков до нашей эры многим народам были известны лечебные свойства корнейипекакуаны, цитварной полыни, опия, лука, чеснока, семян тыквы, коры хинногодерева и др. Так, по-видимому, постепенно зарождалась у различных народовэмпирическая ветеринария и медицина.
Но первобытный человек наоснове эмпирии не мог познать и объяснить явления окружающего мира. Передгрозными силами природы его охватывало чувство страха. Страх породил веру всверхъестественные силы природы и божества. Человек считал, что и грозные силыприроды можно упросить, задобрить путем молитв и жертвоприношений. На этойпочве возникла тауматургическая, или теургическая ветеринария и медицина.
С появлением анимизмаэмпирическая ветеринария и медицина вступают в связь с тауматургическойветеринарией и медициной. Эта связь продолжается в течение многих тысячелетийвплоть до XIX и даже XX в.
Различные древние народысоздавали свои божества, которые якобы охраняли здоровье людей и животных.Среди божеств, ведающих искусством врачевания, встречаем большое количествоженщин. У египтян это знатоки лечебных трав — Нить, Изида и Могучая Полидамна;у греков — Артемида, Афина и Агамеда, дочери бога Эсклепиаса (названногоримлянами Эскулапом) Панакея (откуда произошло понятие «панацея») и Гигея (отимени которой происходит слово «гигиена»); Анаита и Астарта — у семитов; МудраяКаза — у чехов; Герта и Фрига — у германцев; Жива-Марина, Берегиня — у славян ит. д. Так как за больными ухаживали главным образом хранительницы домашнегоочага — женщины, то можно утверждать, что истоки медицины зарождались в периодматриархата. В честь женщины, главы семьи и врачевателя, высечено из камня ивылеплено из глины немало памятников, сохранившихся и до наших дней в виде«каменных баб».
1.  В период патриархата роль хранителя медицинских иветеринарных знаний переходит к главе семьи, рода и племени— пастуху, владельцустад, в силу чего возникают божества мужского пола; среди них у славянскихнародов можно назвать Волоса, покровителя сельскохозяйственных животных, злыхбогов Домового, Кодотта, Чернобога и др.[6]
В раннюю эпоху культурногоразвития многие народы считали паразитов наказанием божьим, а поэтому молилисоответствующие божества об избавлении их самих и домашних животных отпаразитов. Например, при расшифровке клинописи древних вавилонян найден рецептзаклинания при зубной боли:
Когда бог Ану сотворил небо,небо — землю, земля — реки, реки — канавы, канавы — слизь, а слизь — червя, точервь при взгляде на солнце, заплакал, и слезы его предстали перед лицом богиниЭй.
— Что назначаешь ты мне впищу и питье? — спросил червь:
— Я дам тебе в пищу гнилуюдревесину и плоды дерева.
— На что мне гниль древеснаяи плоды? Позволь мне свить гнездо внутри зуба. Предоставь мне в качестве жильяего пустоты, я хочу высасывать из зуба кровь его.
— Раз ты это сказал, червь,то пусть сразит тебя богиня Эя десницею своею.
Это служит заговором отзубной боли. Ты должен растереть белену, смешать ее с древесной смолой иположить на зуб, трижды произнося это заклинание!»
ветеринарныйпаразитология познание методология

У древних кельтов примерно в VIIIв. также существовала молитва против червей:
«Червь, заклинаю тебя присветлом свете солнца… Вы, чёрные, белые, жёлтые или красные, серые или голубые;ты, круглый червь в кишечнике, ты, рвотный червь или кусающий, ты, спящий илилетающий, ты, подвижный или неподвижный, названный или неназванный, или один изтвоих сотоварищей, которых существует 77. Как бы ты ни был назван, какой бы тыни был формы, должен ты не чинить вреда и успокоиться».
Эта теургическая формулатакже свидетельствует не только о том, что червям отводилась большая роль впатологии, но и о том, что уже в VIII в. знали о существованииразличных форм гельминтов, паразитирующих у человека.
Люди первобытного общества,будучи не в состоянии накапливать значительные запасы продуктов питания,полностью зависели от стихийных сил природы. Засуха и связанный с ней неурожай,эпизоотии лишали человека источников пищи и вынуждали его переселяться в другиекрая и даже страны. Как следствие этого на протяжении всей историичеловеческого общества периодически отмечалась волна миграции.
Так, еще в предысторическийпериод в связи с похолоданием массы людей переселились из Центральной Азии врайоны Малайи, Индонезии, Австралии и на острова Тихого океана. В начале нашейэры произошло переселение из Центральной Азии на Мадагаскар, Яву и другиеострова Тихого океана. Переселенцы несли в новые страны не только своюкультуру, но и возбудителей болезней.
К началу нашей эры ужеопределились торговые пути, по которым шла интенсивная торговля и обмен нетолько внутри, континентов, но и между континентами.
К концу XV в.была открыта Америка, откуда вместе с золотом вывозились в Европу и Азию хиннаякора, хеноподиум, тыква, фикусы, спигелия и другие лечебные средства. Тудапереселялись также представители американской фауны вместе со своимипаразитами, а из Старого Света в Америку были завезены лошади, крупный рогатыйскот и другие сельскохозяйственные животные. Вместе с рабами из Африки наамериканский континент проникла Lоа 1оа и некоторые другие паразиты. Иначе говоря, «морелюдское» не было тихим и неподвижным, его волны перемешивали людские потоки, азаодно перемешивались и спутники человека, домашние и сельскохозяйственные животные.Это способствовало в свою очередь распространению и взаимообмену возбудителямипаразитозов. Поэтому не удивительно, что с течением времени многие возбудителизаболеваний человека и животных — аскариды, власоглавы, бычий солитер,гименолепис и др. превратились в космополитов, поражая свои жертвы на всехконтинентах земного шара. То же самое можно сказать и о сельскохозяйственныхживотных, фауна которых в результате взаимообмена обогатилась паразитами всехконтинентов, за исключением тех, которые ограничиваются экологическимифакторами. В результате массовых перемещений людей и животных возбудителимногих паразитозов давно перешагнули границы своих первоначальных ареалов.
Идеи и научные достижения,зародившись в той или иной стране, распространялись по всем странам и тамнаходили своих последователей. Поэтому естественно, что одна и та же теориясамопроизвольного зарождения паразитов или зубного червя одинаковогосподствовала над умами людей Востока и Запада. И как следствие этого прирассмотрении истории становления паразитологии у различных народов находиммного общего в развитии науки: одни и те же теории, одни и те же средства иметоды борьбы. Однако часто бывает трудно определить, какому из народовпринадлежит то или иное открытие.
Историю становленияветеринарной и медицинской паразитологии можно схематически разделить на трипериода. Первый (эмпирическая паразитология) продолжался с доисторическихвремен до XVI в. и ограничивался наблюдениями за небольшимколичеством паразитов, видимых невооруженным глазом (крупные гельминты,эктопаразиты), некоторыми кожными болезнями и использованием примитивныхспособов борьбы с паразитами, а также применением некоторых методов лечениябольных.
Второй (научнаяпаразитология) начался в конце XVI в.; в этот период стали широко применять микроскопиюи экспериментальные исследования. Третий (экологическая паразитология)относится к началу XX в., когда была начата работа по изучениюпаразитоценозов.
Развитие эмпирическойпаразитологии начинается с доисторических времен и охватывает периодпервобытнообщинного, рабовладельческого и феодально-крепостнического строя.Эмпирической паразитологией были накоплены ценные сведения об отдельных видимыхневооруженным глазом возбудителях инвазионных заболеваний. В этот период открытымногие лекарственные средства и некоторые способы борьбы с паразитами,используемые даже и в настоящее время в ветеринарной и медицинской практике.
В период эмпирическойпаразитологии различные народы Востока и Запада, а также Америки знали осуществовании аскарид, энтеробиус, ришты, ленточных червей, вшей, блох, клопов,иксодовых клещей, комаров и мух, о наличии чесотки, малярии, дракункулеза иэлефантиазиса и др.
Наряду с достовернымизнаниями о тех или иных инвазионных заболеваниях, их возбудителях и средствахборьбы с ними в период эмпирической паразитологии существовало немало ложныхтеорий. Например, теория самопроизвольного зарождения эндо- и эктопаразитов,появившаяся в глубокой древности, была освящена авторитетом Сушруты,Гиппократа, Аристотеля, Галена, Альберта Великого, Бремзера, Рудольфи ихристианской религии и господствовала в течение нескольких тысячелетий вплотьдо середины XIX в. Великий индийский врач Сушрута, придерживаясь этойтеории, классифицировал гельминтов, живущих в теле человека, на три группы:происходящих из фекалий, родящихся из слизи и родящихся из крови.
В недрах феодального обществав течение ряда веков формировались капиталистические производственныеотношения, при которых деньги и товар превращались в капитал.
Такие отношения создались вряде стран уже в XV — XVIIвв. Разорение мелких крестьянских хозяйств в деревне служило источником рабочейсилы для капиталистических мануфактур в городе и помещиков в деревне. В этотпериод королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодальногодворянства и создала крупные монархии, в которых развивались современныеевропейские нации и современное буржуазное общество. «… Современноеисследование природы, как и вся новая история,— писал Ф. Энгельс,— ведет своелетосчисление с той великой эпохи, которую мы, немцы, по приключившемуся с намитогда национальному несчастью называем Реформацией, французы — Ренессансом, аитальянцы — Чинквеченто, и содержание которой не исчерпывается ни одним из этихнаименований.
Это — эпоха, начинающаяся совторой половины XV в.
Рамки старого Orbis terrarum были разбиты; только теперь, собственно, была открытаземля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для переходаремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом длясовременной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена;германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и принялипротестантизм, между тем как у романских народов стало все более и болееукореняться перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философиейжизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIIIвека. Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до тоговремени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породилатитанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».(Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., 1964, стр. 6—7.) Ученые того времени былиэнциклопедистами. Им чуждо было узкое разделение специальностей, как иоторванность от практических запросов жизни: они жили в самой гуще интересовсвоего времени.
Ф. Энгельс считал, что революционным актом, которымисследование природы заявило о своей независимости и как бы повторилолютеранское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, вкотором Коперник бросил, хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре,вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает своелетосчисление освобождение естествознания от теологии, и с этого времениначалось бурное развитие наук.
Идеология, которую выдвинулипередовые люди эпохи Возрождения, требовала умственной свободы, раскрепощенияличности от феодальных и религиозных оков. В центре внимания уже находилисьчеловек и реальный, а не загробный мир. Из интереса к человеку родилась поэзияличного чувства—лирика, художественное изображение красоты человеческого тела,необходимость познания закономерностей, управляемых природой и человеком, инеобходимость борьбы с недугами человека.
В XVI—XIX вв. впротивовес схоластике было создано большое количество научных обществ, академий,зоологических музеев, зоопарков, ботанических садов, где изучалась природа. XVIвек справедливо называют веком анатомии и географических открытий. Следуятрадициям этого века, ученые уделяли большое внимание изучению анатомиичеловеческого и животного организма и в последующие века. Изучая строениеорганизма позвоночных, нельзя было не заметить макроскопически видимых паразитов.
К изучению ранее неведомогомира организмов устремились сотни исследователей. С каждым годом накапливалосьвсё больше и больше коллекций паразитов. Человечество, точно проснувшись последлинной ночи, увидело окружающую природу, изобилующую необычайно большимколичеством всевозможных организмов.
Паразитические организмы,причиняющие большие страдания человечеству, не могли оставаться незамеченными.Аскариды, солитеры, лентецы, острицы, личиночные формы цестод, вши, блохи,клопы, иксодовые, аргазовые и гамазовые клещи, комары, мошки, слепни, оводы имухи были известны человеку с глубокой древности. Не зная законов развитияприроды, первобытный человек считал паразитов и вызываемые ими болезнинаказанием, ниспосланным богом, и поэтому молил своих богов об избавлении отпаразитов. Однако, не видя помощи от божеств, люди, руководимые инстинктомсамосохранения, эмпирическим путем изыскивали средства и способы борьбы спаразитами и паразитозами. Знания и опыт постепенно накапливались ипередавались из поколения в поколение, становились достоянием народов целыхконтинентов.
К сожалению, историяпаразитологии изобилует примерами глубоких заблуждений, серьезно тормозившихразвитие науки. Достаточно назвать теорию о самопроизвольном зарождениипаразитов, теории гуморальной патологии, о вымышленных и ложных паразитах,тяготевших над умами человечества в течение целых тысячелетий.
На протяжении всей историичеловечества взгляды на роль паразитов в патологии человека и животныхмногократно менялись. Так, в древнем Китае, Индии, Египте и других странахпаразитам отводилась важная патогенная роль. Позднее, в период господствагуморальной патологии, паразитов (гельминтов, вшей) уже считали не причинойболезни, а ее следствием. В XVI—XVIII вв. с расцветом анатомии, внедрением микроскопии иоткрытием новых возбудителей паразитозов многие ученые считали паразитоввиновниками чуть ли не всех болезней. В XVIII—XIXвв. появилось новое течение: отрицание патогенной роли гельминтов и т. д.
Паразитология прошла сложныйпуть своего развития. Отдельные крупицы знаний о паразитах и их патогеннойроли, а также о средствах и способах борьбы с возбудителями паразитозовзародились еще на заре человеческой культуры — в период первобытнообщинногостроя. Приручение животных вызвало к жизни ветеринарию, усилило медицину.Постепенно накапливались знания в области паразитологии.
В период расцветадревнегреческой и римской культур зародилась зоология и начала, хотя имедленно, набирать силы анатомия. Развитие этих наук также обогащалопаразитологию новыми данными, способствующими ее прогрессу.
В период Ренессанса анатомияи география достигли наивысшего расцвета. Исследуя человеческий и животныйорганизм, анатомы обнаруживали новые паразитические организмы.
В XVII в.появление микроскопа повлекло за собой открытие нового мира неведомых до тогомикроскопических организмов, в том числе и возбудителей многих заболеванийчеловека и животных. Микроскопия революционизировала медицину, ветеринарию инеобычайно обогатила паразитологию. В этот же период паразитология принимает навооружение экспериментальный метод исследования и тем самым окончательнопорывает с эмпирией.
Использование микроскопии иэксперимента дало возможность в XVIII и особенно в XIXв. не только выявить этиологию болезней, но и изучить биологию большинстваглавнейших возбудителей паразитозов человека и сельскохозяйственных животных.
Во 2-й половине XIXв. зарождается, крепнет и развивается борбистское направление в паразитологии,проводятся в жизнь в масштабе целых государств мероприятия по борьбе сотдельными паразитозами (финнозами, трихинеллезом, малярией, чесоткой и др.).
Паразитология, зародившись вочреве медицины, ветеринарии, анатомии, зоологии и других наук, выросла иобособилась в самостоятельную и весьма важную науку, благодаря которойчеловечество получило возможность успешно бороться с паразитозами и их возбудителями.[13]2. Методологиянаучного познания в ветеринарной науке
Общеизвестно, что наукаиграет важнейшую роль в современной жизни.
Наука вовлечена встратегические отношения общества и природы, в переплетение социальных отношенийкоммуникации, труда, управления, быта.
В прежние века наукойзанимались относительно немного людей. Академии и научные общества представлялисобой организационные формы, вполне способные охватить небольшое количествоработавших в те времена ученых. В целом деятельность научного сообщества играланезначительную роль в социальных процессах. Резкое возрастание роли науки,которое началось на рубеже ХIХ-ХХ вв. и охватило весь XX вв., потребовалосознательного планирования и новой организации социального института науки.
Научная деятельность теперьвыглядит как колоссальное предприятие, в котором задействованы многие тысячиучастников, дорогостоящее оборудование, разветвленные административныеструктуры. Современный социальный институт науки получил название феноменабольшой науки.
Уже в первой половине XX в.складывается понимание того, что такое сложнейшее явление, как наука, самодолжно служить объектом изучения особой дисциплины. Первой серьезной работой вэтом направлении считают книгу английского ученого Дж.Д. Бернала «Общественнаяфункция науки» (1939). В ней были подробно рассмотрены задачи теории науки.
Эта книга стала классической.Позже фундаментальные идеи о социальной значимости научного познания, оборганизационных структурах науки, ее кадровом потенциале и т.п. получилиразвитие в дальнейших работах Бернала, особенно в важной работе «Наука вистории общества». Складывающееся новое направление стали называтьнауковедением, или теорией науки. Оно приобрело очертания интегральнойдисциплины, стремящейся к комплексному изучению феномена науки. Видный вклад встановление науковедения внесли также Д. Прайс, Н. Пири и др.
Еще Бернал пытался предложитьразвернутое определение науки как
сложного социального явления.Однако он пришел к выводу, что феномен науки столь многогранен, что общееопределение науки дать невозможно и следует говорить лишь о совокупностиконкретных проявлений научной деятельности. Среди различных сторон научнойдеятельности Дж.Д. Бернал называет институт науки как организацию людей, методнауки, науку как фактор развития производства и др. Сегодня науковедческиеисследования проводятся в русле социологии, экономики, психологии, истории идругих наук. Наука рассматривается как сложнейшая динамическаясамоорганизующаяся система, вовлеченная множеством отношений в процессыжизнедеятельности общества, выполняющая когнитивные и социальные функции. [12]
Познание — это крайнесложный, продолжительный, практически бесконечный и противоречивый процесс.
Знакомство с секретами мира,окружающего человека стремление обнаружить истинную сущность предметов иявлений, внутренние связи, тенденции развития требует совместных усилий многихпоколений человека, всех представителей науки. Чем глубже исследовательпроникает в сущность материального и духовного мира, тем сложнее имногостороннее становится процесс познания. Поэтому поиск правильных методовнаучного познания, определение способов и правил приобретения истинных знанийприобретает важное научное и методологическое значение. Современный уровень научногопознания показывает, что должны быть верным не только результат исследования,но и пути, ведущие к нему. [5]
В науке отчетливопросматриваются два взаимосвязанных, но, тем не менее, достаточносамостоятельных процесса. Первый направлен на получение новых фактов,обнаружение закономерностей и законов развития тех или иных явлений. Этусторону науки обычно связывают с методом (способом) получения новых знаний.Второй процесс направлен не столько на саму процедуру получения новых знаний,сколько на задачу максимального приближения этих знаний к истине. Его принятоназывать методологией. Методология науки — это совокупность положений (целей,идей, принципов и методов), помогающая исследователю получать и теоретическисистематизировать объективные знания о действительности. Образно говоря,методология — это логика подбора методов и последовательности их применения,которая позволяет выбрать более прямой путь к истине. [1]
Деятельность людей в любой ееформе (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов.Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или начто она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс,какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемыметода. [7]
Метод (греч. methodos) — всамом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельностисубъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основныхзначения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или инойсфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этойсистеме, общая теория метода, теория в действии.
Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практическогопреобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своейформе) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, нормпознания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований,которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенногорезультата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины,позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшимпутем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъектпознания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.
Ф. Бэкон сравнивал метод сосветильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзярассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Философстремился создать такой метод, который мог бы быть «органоном»(орудием) познания, обеспечить человеку господство над природой. Таким методомон считал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа,наблюдения и эксперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы.
Р. Декарт методом называл«точные и простые правила», соблюдение которых способствуетприращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что ужлучше не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это безвсякого метода, особенно без дедуктивно-рационалистического.
Существенный вклад вметодологию внесли немецкая классическая (особенно Гегель) и материалистическаяфилософии (особенно К. Маркс), достаточно глубоко разработавшие диалектическийметод — соответственно на идеалистической и материалистической основах. [4]
Проблемы метода и методологиизанимают важное место в современной западной философии, особенно в таких еенаправлениях и течениях, как философия науки, позитивизм и постпозитивизм,структурализм и постструктурализм, аналитическая философия, герменевтика,феноменология и в других.
Каждый метод — безусловно,важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности:
а) недооценивать метод иметодологические проблемы, считая все это незначительным делом,«отвлекающим» от настоящей работы, подлинной науки и т.п.(«методологический негативизим»);
б) преувеличивать значениеметода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотятприменить, превращать метод в некую «универсальную отмычку» ко всемуи вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия(«методологическая эйфория»).
Дело в том, что "… ниодин методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупикв ходе научного исследования" (Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.- М., 1986. С. 86.).
Каждый метод окажетсянеэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящейнитью» в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном дляперекраивания фактов. Главное предназначение любого метода — на основесоответствующих принципов (требований, предписаний и т.п.) обеспечить успешноерешение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания,оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов. [3]
Методы научного познанияпринято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости впроцессе научного исследования.
Всеобщих методов в историипознания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософскиеметоды. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и большевытесняться из естествознания диалектическим методом.
Вторую группу методовпознания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различныхобластях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектрприменения.
Классификация общенаучныхметодов тесно связана с понятием уровней научного познания.
Различают два уровня научногопознания: эмпирический и теоретический. Это различие имеет своим основаниемнеодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности,а во-вторых, характера достигаемых научных результатов.
Одни общенаучные методыприменяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение),другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые(например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическомуровнях.
Эмпирический уровень научногопознания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих,чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается втом, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственнымвзаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами.Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный моменти его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненноезначение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со сторонысвоих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренниеотношения.
На этом уровне осуществляетсяпроцесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путемпроведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставкиэкспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемыхфактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже навтором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов —возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.
Теоретический уровеньнаучного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и “мыслительных операций”. Отсутствиенепосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает туособенность, что объект на данном уровне научного познания может изучатьсятолько опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живоесозерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным)аспектом познавательного процесса.
Выделяя в научномисследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрыватьдруг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровнипознания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качествеосновы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессетеоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых наэмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается начувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которымиимеет дело эмпирический уровень исследования.
К третьей группе методовнаучного познания относятся методы, используемые только в рамках исследованийкакой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методыименуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т.д.) имеет свои специфические методы исследования.
При этом частнонаучныеметоды, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучныеметоды познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения,измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д. Характер ихсочетания и использования находится в зависимости от условий исследования,природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны отобщенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применениеобщенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективногомира. Вместе с тем частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалектическимметодом, который как бы преломляется через них.
Еще одну группу методовнаучного познания составляют так называемые дисциплинарные методы, которыепредставляют собой системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине,входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждаяфундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свойспецифический предмет и свои своеобразные методы исследования.
К последней, пятой группеотносятся методы междисциплинарного исследования являющиеся совокупностью рядасинтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетанияэлементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыкинаучных дисциплин.
Таким образом, в научномпознании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированнаясистема многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности ит. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий. [2]
Современная философиявыступает в качестве методологического фундамента медицинского и ветеринарногознания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системноприменить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека, а вотношении ветеринарной медицины – к животным. На первый план в деятельностисовременного врача выступает диалектический метод, поскольку только онобеспечивает комплексный, системный подход к вопросам болезни, её лечения,профилактики, проведения реабилитационного периода.
Диалектический подходосновывается на целостном системном мышлении, которое объединяет, а нерасчленяет противоположности, а так же учитывает взаимосвязь общего илокального (еще древние врачи заметили, что организм целостен, и если в немнарушен какой-либо элемент (часть), то в определенной степени изменяется и весьорганизм, нарушается его жизнедеятельность как целостной системы.).
Задача философии медицины,конечно, не сводится к тому, чтобы просто приводить те или иные положениядиалектики в связи с медицинским знанием, её главная цель — учить студентовмедицинских и ветеринарных ВУЗов, врачей-клиницистов применять диалектику канализу конкретных естественно-научных и клинических факторов, а затем отзнаний переходить к умению применять диалектику на практике. Врач, не владеющийдиалектическим методом, каким бы хорошим специалистом он не был, не сможетправильно оценить взаимопересекающиеся и противоречивые патологические процессыв организме и в лучшем случае интуитивно сможет прийти к правильным выводам –правильно поставить диагноз и назначить лечение.
Диалектический метод,применяемый сегодня в различных областях знания и естественно в современноймедицине и ветеринарии, основывается, прежде всего, на системном мышлении.Системный подход, характерный в целом для современной науки, особенно важен вмедицине, т.к. она работает с живыми системами. По сути, сама теория леченияесть специфическая теория управления живой системой.
К сожалению, современноесостояние теоретической медицины (учения о болезни,компенсаторно-приспособительных процессах, механизмах компенсации нарушенныхфункций, связях и взаимоотношениях частей в оргагнизме и т.д.) позволяетконстатировать тот факт, что теоретическая медицина сегодня не является ещекомплексным знанием и пока еще представлена в виде отдельных фрагментов, но нецелостной системы. В познании живой природы вообще постоянно возникаетпротиворечие – от элементаризма к целостности и от последней вновь кэлементарному расчленению. Мысль исследователей неизбежно сталкивается спознавательным парадоксом, отмеченным еще Шеллингом: как познать целое раньшечастей, если это предполагает знание частей раньше целого… Скурпулезноеизучение частностей, деталей, столь характерное для медицинской науки, безусловноспособствует прогрессу медицинского знания, однако, практически полноеотсутствие обобщений частного знания различных разделов медицины в логически иэкспериментально обоснованную теоретическую систему (т. наз. общую патологию)тормозит развитие современной медицины и ветеринарии. [14]
Без постоянной опоры нафилософскую доктрину – общую методологию науки практически невозможно изразрозненных фактов создать единую стройную теоретическую базу современнойветеринарной и гуманитарной медицины. Врач-клиницист сможет действоватьнаиболее целесообразно и эффективно в каждом конкретном случае только тогда,когда он будет опираться не только на частные знания, но и на знание общихзакономерностей работы организма, когда будет рассматривать человека илиживотное как сложную систему. Решение данной задачи видится только через синтезфилософского и медицинского знания, на основе интерпретации фактическогоматериала медицинской науки с позиций и через призму философского знания. [11]

 Заключение
В заключение стоит отметить,что без постоянной опоры на философскую доктрину – общую методологию наукипрактически невозможно из разрозненных фактов создать единую стройнуютеоретическую базу современной ветеринарной и гуманитарной медицины.
Современная философиявыступает в качестве методологического фундамента медицинского и ветеринарногознания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системноприменить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека, а вотношении ветеринарной медицины – к животным.
При этом в научном познаниифункционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная системамногообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п.,которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.
Списокиспользуемой литературы
1) Бряник Н.В. Общие проблемыфилософии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н.В.Бряник; отв. ред. О.Н. Дьячкова. — Екатеринбург: Урал, 2007.-318 с.
2) Канке В.А. Основные философскиенаправления и концепции науки. Итоги ХХ столетия /В.А. Канке.-М.: Логос,2000.
3) Кохановский В.П. Основы философиинауки: учебное пособие для аспирантов/В.П. Кохановский и др. – Ростов н/д.,2005
4) Купцов В.И. Философия иметодология науки. Под редакцией В. И. Купцова. – М АСПЕКТ ПРЕСС,1996, 396 с.
5) Микешина Л.А. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Учебное пособие. — М. «Флинта», 2005, 463 с.
6) Минеева Т.И. История ветеринарии:учебное пособие/ Т.И. Минеева СПб.: «Лань», 2005. – 384 с.
7) Рузавин Г.И. Методология научногоисследования /Г.И. Рузавин М .: ЮНИТИ-ДАНА, 1999, 256с.
8) Сабиров А.Г. Философиясоциально-гуманитарных наук: Учебно-методическое пособие для аспирантов исоискателей нефилософских спец./А.Г.Сабиров – Елабуга: ЕГПУ, 2006. -55 с.
9) Садохин А.П. Концепциисовременного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарнымспециальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-еизд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006. — 447 с.
10) Ситникова В.Д. Словарь-минимумфилософских понятий. Справочно-методическое пособие /В.Д ситникова, Г.В. Кизюн,С.В. Остапенко и др. – Воронеж, 2006, 47 с.
11) Сокольчик В.Н. Философия. Учебно-методическоепособие под научной редакцией к.ф.н. В.Н. Сокольчик. — Минск, 2004. 126 с.
12) Ушаков, Е.В. Введение в философиюи методологию науки: Учебник / Е.В. Ушаков. — М.: «Экзамен», 2005. — 528 с.
13) Чеботарёв Р.С. Очерки по историимедицинской и ветеринарной паразитологии/Р.С. Чеботарёв – Минск: Наука итехника, 1965 – 192 с.
14) Шевченко Ю.Л. Философия медицины.Учебник ВУЗ. / Ю.Л. Шевченко и др. — М., 2004.- 480 с.
15) Методические указания поподготовке к кандидатскому минимуму по философии науки (для аспирантов исоискателей) /Б.В. Васильев, Т.С. Гуськова, В.Д. Ситникова – Воронеж, 2008, 13с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.